Сильные у себя на родине, русские люди за границей чувствуют свою незначительность и свое одиночество. Здесь их более всего сплачивают православные храмы, придя в которые они чувствуют себя как бы в России. Посему все совершающееся в храме Божием, тем более выходящее из ряда обычной жизни, живо интересует их; и к таким событиям относим Твое настоящее пришествие в наш храм. Радуясь о сем, мы благодарим Господа за Твое благополучное путешествие и молим Его, да хранит Он вхождение Твое и исхождение Твое от ныне и до века. Благословен грядый во имя Господне!» 52 После молебствия с многолетием Кирилл Владимирович проследовал в архиерейские покои, где изволил около получаса беседовать с Тихоном и с присутствовавшими лицами. Свое посещение Троицкого собора Его Высочеству угодно было ознаменовать пожертвованием 100 долларов на храм. 24 декабря 1898 г./5 января 1899 г. Под праздник Рождества Христова владыка отслужил всенощную 53 . 25 декабря 1898 г./6 января 1899 г. Праздничную литургию, начавшуюся в 10 утра и продолжавшуюся три часа, отправляли: еп. Тихон, и.д. настоятеля кафедрального собора архим. Феоклит (Триантафилидис), о. Анатолий (Каменский), второй священник собора Феодор Пашковский и протодиакон Петр Попов 54 . 9 2 Во всех пяти формулярных списках о службе ректора Холмской духовной семинарии архимандрита Тихона (1892–1896 гг.) было указано, что иеродиакон Тихон произведен во иеромонаха 24 декабря 1891 г. (РГИА, ф. 796, оп. 439, годы 1892–1916, д. 833, листы: 3 об.–4, 10 об.–11, 17 об.–18, 25 об.–26, 34 об.–35). Но 24 декабря 1891 г. по юлианскому календарю – вторник и навечерие Рождества Христова (день постный), а 22 декабря 1891 года (ст. ст.) – это было воскресенье, как и 15 декабря, когда Тихона рукоположили во иеродиакона [также см. послужные списки архиепископа Тихона (РГИА, ф. 796, оп. 439, годы 1892–1916, д. 833, листы: 41 об.–42, 45 об., 49 об.–50)]. 11 Кулюкин C.JI. Холм, Люблинской губ. Прощание Епископа Люблинского Тихона со своею паствою//Холмско-Варшавский епархиальный вестник, 1898, 24, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Собор святых Эстонской земли. Составляют святые: благоверный великий князь Александр Невский (†1263; память 30 августа и 23 ноября); священномученик Исидор пресвитер и с ним 72 мученика, в Юрьеве Лифляндском пострадавших (†1472; память 8 января); преподобная Васса Псково-Печерская (†1473; память 19 марта); преподобный Иона Псково-Печерский (†1480; память 29 марта); преподобный Серапион (†1480; память 7 сентября и 15 мая); преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (†1570; память 20 февраля); священномученик Арсений, митрополит Ростовский (†1772; память 28 февраля); праведный протоиерей Иоанн Кронштадтский (†1908; память 20 декабря); священномученик Иоанн пресвитер (†1917; память 31 октября); священномученик Александр пресвитер (†1918; память 26 декабря); священномученик Димитрий пресвитер (†1918; память 26 декабря); священномученик Сергий пресвитер (†1918; память 17 декабря); священномученик Платон, епископ Ревельский (†1919; память 1 января); священномученик Михаил пресвитер (†1919; память 1 января); священномученик Николай пресвитер (†1919; память 1 января); священноисповедник Агафангел, митрополит Ярославский (†1928; память 3 октября); священномученик Карп пресвитер (†1937; память 11 сентября). Память священномучеников Иоанна пресвитера, Александра пресвитера, Димитрия пресвитера, Сергия пресвитера, Платона, епископа Ревельского, Михаила пресвитера, Николая пресвитера, Карпа пресвитера и священноисповедника Агафангела, митрополита Ярославского, совершается также в Соборе новомучеников и исповедников Российских (в воскресенье 25 января или ближайшее после 25-го января). Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в Переславле-Залесском. Отец его Ярослав, кроткий, милостивый и человеколюбивый, был младшим сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо, братом святого благоверного князя Георгия Всеволодовича. С ранних лет Александр сопровождал отца в военных походах. Он участвовал в битве на реке Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава разгромили немцев. Уезжая в Киев, Ярослав оставил сына Александра самостоятельно княжить в Новгороде. В1239 году Александр вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой. Ярослав благословил их на венчание Феодоровской иконой Божией Матери. С этой иконой Александр не расставался всю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Реклама : С.36. Лики и лица: Священномученик Иларион ( Троицкий ) (1886-1929)/Информацию подготовила Анастасия Верина //Фома. - – декабрь 2006. – С.37. – (рубрика « Лики и лица »). Возрождение: Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Щапово, Московская область (настоятель храма протоиерей Георгий Еварестов ). О возрождении храма, работе общины при нем, в частности, о работе с детьми рассказывает преподаватель воскресной школы при храме Василий Писаревский /Фото Галины Бобылевой, Вероники Трофимовой//Фома. - – декабрь 2006. – С.38-39. – (рубрика « Возрождение »). Числа: Декабрь (церковные даты декабря)/Подготовила Марина Борисова. Фото Анатолия Жмулюкина//Фома. - – декабрь 2006. – С.40-41. – (рубрика « Числа »). Декабрь – время Рождественского поста . Приведены и прокомментированы основные церковные даты этого периода: Введение во храм Пресвятой Богородицы . – 4 декабря/ 21 ноября по ст. стилю; Дни памяти ветхозаветных пророков, провозгласивших пришествие в мир Спасителя: Авдия – 2 декабря /19 ноября; Наума – 14/1 декабря; Аввакума – 15 /2 декабря ; пророчицы Софонии – 16 /3 декабря ; Аггея – 29 /16 декабря ; Даниила – 30 /17 декабря ; трех святых отроков – Анании , Азарии , Мисаила – 30 /17 декабря; всех ветхозаветных пророков – в Неделю святых праотцев – за два воскресенья до Рождества. – 24 /11 декабря ; всех ветхозаветных патриархов – в Неделю святых отцов – в воскресенье перед Рождеством. – 31 /18 декабря . Даты, посвященные Пресвятой Богородице: Зачатие святой Анной Богородицы . – 22 /9 декабря ; Праздник в честь иконы Божией Матери «Знамение». – 10 декабря /27 ноября; В честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость». – 22 /9 декабря. Праздник в честь святителя и чудотворца Николая Мирликийского (память – 19 /6 декабря ). Протоиерей Игорь Пчелинцев , клирик собора святого Александра Невского, г. Нижний Новгород. Прорыв из средневековья /Фото Марфы Гузеевой//Фома - – декабрь 2006. – С.41. – (рубрика « Числа »). Заметка приурочена к отмечаемому 6 декабря дню памяти святого благоверного князя Александра Невского.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-44-...

Могут возразить, что и юлианский календарь не вполне соответствует солнечной эклиптике. Это справедливо, но он более согласован с Луной и Солнцем, а самое главное, церковный месяцеслов уравнен с Пасхалией. Церковь живёт по юлианскому календарю, и память Святых или событий должна совершаться по этому же календарю, да и не возможно вселенскую память согласовать с астрономическим временем. Важно помнить, что в церковном календаре Пасхалия и месяцеслов сплетены в единое время. Годичное течение Луны в Пасхалии через кругообращаемость по 19-летиям связано с периодом в 76 юлианских лет, а весь пасхальный круг составляет 76x7=532 юлианских года: поскольку лунное течение уравнено с юлианскими днями в периоде 76-ти лет, пасхальное же время, зависящее от Луны и учитывающее ещё тридневье, и потому измеряемое седмицами, уравнено с юлианскими днями в 532-летнем цикле. И, следовательно, это единый круг и ход времени. Новостильники разбивают это единое время на два: лунно-солнечное пасхальное (юлианское) и солнечное (григорианское), ибо время у них измеряется разными «инструментами» – различными календарными системами. За период 532 года равноденствие уходит на 4 дня, и, переходя на новый стиль, выбрасывая их, они нарушают этот уравненный круг времени. Исключая дни из месяцеслова, невольно исключают их из счёта пасхальных седмиц. Это всё равно, как если кто строит дом и пользуется разным метром. Солнечный день один и разделять его нельзя, и мы один и тот же день относим как к пасхальным седмицам, так и к месяцеслову, поскольку дни уравнены в нашей Пасхалии. И как можно выбросить дни из месяцеслова, не нарушая Пасхалии? Не есть ли это разделение времени? На практике такое разделение времени приводит к разделению Церквей, ибо, когда у нас Пасха случается, например, 25 марта – в день Благовещения, или 23 апреля – в день памяти вмч. Георгия Победоносца, у новостильников, хотя и бывает вместе с нами, но по месяцеслову она приходится на дни, опережающие наши на календарную разницу. К тому же, все неподвижные праздники у нас и у них в разные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Лидия 4 декабря 2015, 18:41 Святый преподобный отче Порфирие, моли Бога о нас! Димитрий 4 декабря 2015, 00:41 Преподобный отче Порфирие моли Бога о нас. р.Б.Сергий 3 декабря 2015, 21:45 И забыл,что день памяти пр.Порфирия-2декабря.Состояние души было просто адское:омрачение ума,сердечная боль и беспокойство,сила бесовская отяготила все тело.Вклчил " случайно " аудиозапись поучений о.Порфирия о душевных болезнях- все как будто для меня.Понудил себя почитать псалтиь и др.Получил облегчение,уверен,что сам преподобный молился о мне многогрешном. Людмила 3 декабря 2015, 20:57 Преподобный отче Порфирие, моли Бога о нас! Лидия 3 декабря 2015, 16:45 Преподобный отче Порфирие, моли Бога о нас грешных! 3 декабря 2015, 13:42 Вот и мы должны жить по этим простым правилам. Виктор Чиркин 3 декабря 2015, 12:48 Спаси Господи всех нас грешников... Игорь 3 декабря 2015, 09:12 Слава Богу,что Он дарует нам мудрых людей! natalija 3 декабря 2015, 01:18 Вопрос. 2 декабря память святого преподобного Порфирия. Но в церковном календаре его нет. Н.А. 2 декабря 2015, 23:18 Это преподобный Паисий по скромности и смирению своему так сказал (про " телевизоры " ). И у этих двух святых были неодинаковые взгляды на некоторые проблемы современного мира (или дошли до нас в таком виде). Но каждый раз, читая поучения святых, понимаешь, что надо просить у Бога любви (своего нет ничего хорошего, это дар). Андрей 2 декабря 2015, 22:34 «Христианин благороден. Давайте будем предпочитать терпеть обиды, чем обижать» «Трудись, как бессмертный, и живи, как готовый к смерти».Преподобный отче, Порфирий! Моли Христа Бога о нас грешных. Marina Kazantseva 2 декабря 2015, 21:49 Обращаюсь к ниму почти ежедневно и он дает почти всегда настолько точные ответы путем своих наставлений, в книге " цветослов советов " изданной в Пантлеймоновом монастыре на Афоне в 2003 году . Иногда молчит. Но так было и при его жизни, человеку, которому не нужен ответ или кто был не готов услышать и понять , он иной раз не давал советов,просто молился о них .Прп. Порфирий моли Бога о нас!

http://pravoslavie.ru/88343.html

Числа: Декабрь (Церковные даты декабря)/Подготовила Екатерина Прогнимак ; Фото Михаила Шумилова//Фома. - – декабрь 2007. – С.44-45. – (рубрика « Числа »). Весь декабрь Церкви предстоит провести в покое, соблюдая Филиппов пост, украшенный праздниками в честь великих святых: Названы и кратко прокомментированы (С.44) следующие даты: 2 декабря – день памяти святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского (XIX век); 8 декабряпамять священномученика Климента , папы Римского, жившего на рубеже I и II веков от Р. Х.; 10 декабря – праздник в честь иконы Божией Матери « Знамение » (XII век от Р.Х.); 13 декабряпамять апостола Андрея Первозванного (I век от Р. Х.); 18 декабря – день памяти преподобного Саввы Освященного (VI век от Р. Х.); 19 декабря – празднование в честь святителя Николая Чудотворца , архиепископа Мир Ликийских (IV век от Р. Х.); 25 декабряпамять святителя Спиридона , епископа Тримифунтского (IV век от Р. Х.). Более подробно рассказано о трех церковных торжествах: 7 декабря – день памяти святой великомученицы Екатерины (начало IV века от Р. Х.). – С.44; 17 декабряпамять святой великомученицы Варвары (IV век от Р. Х.). – С.44; 20 декабря – день памяти святителя Амвросия Медиоланского (конец IV века от Р. Х.). – С.45. Протоиерей Петр Перекрестов , ключарь кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (Русская Православная Церковь заграницей, США). Так заживает рана. Фото из архива автора//Фома. - – декабрь 2007. – С.45. – (рубрика « Числа »). Рассказ о найденной в конце XIII века в курских лесах Курской-Коренной иконе Божией Матери, в честь которой 10 декабря Православной Церковью установлен праздник. Эта икона, вывезенная из России в 1919 году, стала самой великой святыней Русской Православной Церкви заграницей. Разрубленная когда-то на две части Курская-Коренная икона однажды чудесным образом срослась (остался лишь след на тыльной стороне образа). В этом автор видит прообраз воссоединения Русской Церкви (акт о каноническом общении подписан 17 мая 2007 года), возрождения ее во всей своей полноте: «Божия Матерь вымолила перед Своим Сыном наше духовное единство».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-56-...

Расхождение традиций очень часто приводило к тому, что Пасха праздновалась в разных Церквах с разницей в неделю и даже в месяц. Ок. 457 г. на Западе появилась пасхалия Виктория Аквитанского , в которой была предпринята попытка приспособить 19-летний цикл к местным пасхалистическим принципам. Эта пасхалия распространилась в Зап. Европе (прежде всего во франк. Галлии), но ее компромиссный характер порождал множество вопросов. Познакомив христ. Запад с самой авторитетной пасхалией Востока - александрийской, Д. М. сумел не только показать ее высокую точность, но и достаточно веско обосновать ее церковный авторитет. При поддержке Римского престола и сопутствующих внешних обстоятельствах эта пасхалия укоренилась в Италии, а в последующие 2 столетия вытеснила все альтернативные системы из др. стран христ. Европы. На Британских о-вах (где пасхалия Д. М. была принята Собором 716 г.) особую роль в распространении пасхалии Д. М. сыграл св. Беда Достопочтенный, впервые составивший на ее основе таблицу на полный 532-летний пасхальный цикл. Несмотря на популярность, эра Д. М. имеет серьезный исторический недостаток: ее начало, принятое за год Воплощения, не имеет надежных оснований. Обозначив начало своей таблицы как 532 г. «от воплощения Господа нашего Иисуса Христа» (ab incarnatione Domini nostri Jesu Christi), Д. М. принял предыдущий год за окончание 532-летнего цикла. Начало же этого цикла он принял за год Воплощения, к-рое, т. о., датируется «нулевым» годом (1 г. до Р. Х.). Нередко встречается утверждение, что Д. М. считал годом Рождества 1 г. по Р. Х. Однако его система представляет собой счет пасх, соответствующих возрасту Иисуса Христа; 1 г. обозначена пасха, во время к-рой прошел 1 год от Воплощения, а Рождество Христово относится к 25 декабря предыдущего январского года ( Болотов. Лекции. Т. 1. С. 87). Парадокс заключается в том, что 1 г. эры Д. М. не отвечает исторической хронологии жизни Спасителя, не согласуется с церковным Преданием и противоречит его пасхалии. В качестве даты воскресения Христова Д.

http://pravenc.ru/text/178471.html

Источники IV-VI вв. утверждают, что Никейский Собор поручил вычисление даты Пасхи Александрийской Церкви. В Александрии в нач. IV в. получила признание александрийская пасхалия 532-летнего типа, разработанная, по-видимому, на основе пасхалии еп. Анатолия Лаодикийского. Она бытовала в виде как полного 532-летнего цикла, так и сокращенных таблиц на 95 лет (варианты: на 100 или 110 лет). Впрочем, расхождения в определении даты Пасхи не закончились, т. к. др. Церкви продолжали придерживаться разных пасхальных циклов. В сер. IV в. в К-поле была создана альтернативная пасхалия Андрея того же 532-летнего типа, имевшая вид таблицы на 200 лет. В Риме, Африке и др. частях Запада использовали архаичную 84-летнюю пасхалию, менее точную, но более компактную. Именно между этими традициями и разворачивались в дальнейшем П. с. После Никейского Собора разнобой в праздновании Пасхи наблюдался очень часто. Так, в период с 325 по 350 г. пасхальные даты на Востоке и Западе Римской империи расходились в 5 случаях из 25 ( Grumel. 1958. P. 240-241). Но далеко не всегда расхождение вызывало дискуссии, оставившие след в источниках. Наиболее известные споры: 387 г.- александрийская Пасха 25 апр.; римская - 21 апр.; в ряде зап. Церквей - 28 марта и 18 апр. Этому случаю посвящено послание свт. Амвросия Медиоланского, отстаивавшего александрийскую традицию ( Ambros. Mediol. Ep. 23 extra coll.]//PL. 16. Col. 1027-1031; о сомнениях в подлинности см.: Zelzer. 1978). 444 г.- александрийская Пасха 23 апр.; западная - 26 марта. В Риме папа св. Лев I Великий после переписки со свт. Кириллом Александрийским и еп. Пасхазином Лилибейским впервые принял александрийскую дату ( Leo Magn. Ep. 2-3//PL. 54. Col. 601; см.: Грацианский, Кузенков. 2018). 455 г.- александрийская Пасха 24 апр.; западная - 17 апр. В Риме вновь принята александрийская дата ( Krusch. 1880. S. 257-261). Ключевые расхождения между римской и александрийской традициями заключались: а) в диапазоне пасхальных полнолуний (в 84-летнем цикле - с 16 марта по 16 апр.; в александрийской пасхалии - с 21 марта по 18 апр.); б) в диапазоне дней Луны, на к-рые может попадать воскресная Пасха (в Риме - с 16-го по 22-й; в Александрии - с 15-го по 21-й); в) в диапазоне самих дат Пасхи (в Риме - с 22 марта по 21 апр.; в Александрии - с 22 марта по 25 апр.). Попадание александрийской Пасхи на 22-25 апр. означало продление Великого поста на праздник основания Рима - парилии (21 апр.); вероятно, именно поэтому такие случаи воспринимались римлянами наиболее болезненно.

http://pravenc.ru/text/2579726.html

АЛЕКСИЙ. Божией милостию Патриарх Московский и всея Руси ЧЛЕНЫ ОСВЯЩЕННОГО APXIEPEЙCKOГO СОБОРА Собор новомучеников и исповедников Российских Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, исповедник (†1925; память 25 марта и 26 сентября). Царственные страстотерпцы: Император Российский Николай II Александрович, Императрица Российская Александра Феодоровна, Царевич Алексий, Великие Княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия (†1918; память 4 июля). Священномученики: Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский (†1938; память 10 января). Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский (†1922; память 31 июля). Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский (†1918; память 25 января). Евгений (Зернов), митрополит Горьковский (†1937; память 7 сентября). Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский (†1937; память 7 ноября). Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего престола (†1937; память 27 сентября). Серафим (Чичагов), митрополит (†1937; память 28 ноября). Августин (Беляев), архиепископ Калужский (†1937; память 10 ноября). Александр (Петровский), архиепископ Харьковский (†1940; память 11 мая). Александр (Трапицын), архиепископ Самарский (†1938; память 1 января). Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский (†1937; память 17 октября). Алексий (Бельковский), архиепископ Великоустюжский (†1937). Алексий (Орлов), архиепископ Омский (†1937; память 22 августа). Андроник (Никольский), архиепископ Пермский (†1918; память 7 июня). Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский (†1918; память 14 августа). Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский (†1937; память 21 октября). Димитрий (Добросердов), архиепископ Можайский (†1937; память 8 октября). Захария (Лобов), архиепископ Воронежский (†1937; память 9 сентября). Иаков (Маекаев), архиепископ Барнаульский (†1937; память 16 июля). Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (†1929; память 27 апреля (прославление); 11 июля (обретение мощей); 15 декабря). Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский (†1934; память 29 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Служба состоит из соединения текстов служб преподобному Сергию (на 25 сентября) и преподобному Никону (на 17 ноября). Значение рукописи Гефсиманского скита в том, что она зафиксировала богослужебную практику Троице-Сергиевой лавры середины XIX века. 11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иероним († 1982) освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители. На следующий день после праздника обретения святых мощей преподобного Сергия, 6/19 июля 1981 года, было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых. В том же году были составлены тропарь, кондак и молитва Радонежским святым. К службе преподобному Сергию, которая была взята за основу, присоединили службы преподобному Михею Радонежскому (1913 г. издания), в которой упоминаются другие ученики аввы Сергия. Позднее была составлена особая служба Радонежским святым. На протяжении XIV-XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия († до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV-XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия († 28 ноября 1394 г.). Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий († до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV в.; память 23 октября» 5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV в.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV в.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит († до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник († зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий († после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь († 29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх († после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей († 6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV в.; память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет († 8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV в.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV в.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV в.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV в.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий († после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010