Евстохия и Григория. Оставив обоих, он, ради духовного совершенства, удалился в пустыню. Родом был из Анкиры галатийской.»); авва Феодор Илиотский; игумен Фаранской лавры авва Григорий, о котором было предсказано, что станет патриархом, и так и произошло: Григорий стал Антиохийским (тогда Феопольским) патриархом (патриаршество: 571-594), («Некоторые из старцев рассказывали об авве Григории, патриархе Феопольском, что он особенно отличался добродетелями милостыни, непамятозлобия и даром слез. У него было великое сострадание к грешникам.») (Луг Духовный, новеллы 40, 41, 42, 45, 139, 140). Тот факт, что игумен обители, относившейся к Иерусалимской церкви, стал патрирхом церкви Антиохийской, свидетельствует о высоком статусе Фаранской лавры в то время. По-видимому, в этот период в Фаранской лавре была построена вторая церковь, фрагмент юго-западного угла которой сохранился до сих пор. Примерно в это же время в одной их Харитоновых лавр жил и анонимный автор Жития Харитона. Выше уже было упомянуто о том, что сей агиограф (далее: «Аноним») был ярым полемистом: в Житии Харитона он завуалированным образом вступает в спор с Блаженным Иеронимом в отношении приоритета Харитона (а не Илариона Великого) в основании первого монастыря в Святой Земле. Но полемичность вышедшего из-под его пера Жития Харитона этим не ограничивается. Аноним жил и творил на 20-30 лет позже Кирилла Скифопольского, и его Житие Харитона построено по образцу житий, написанных Кириллом. В изложении же Кирилла, картина развития палестинского монашества представлялась двуступенчатой: сначала был Евфимий Великий, затем: Герасим Иорданский (Γερσιμος ν Ιορδν, † 475, память 4/17 марта) и Савва Освященный (439-532, память 5/18 декабря), бывшие учениками Евфимия Великого. (Харитон Исповедник при этом в писаниях Кирилла практически не упоминался.) Эти двое (в основном, Савва) развили и усовершенствовали правила монашеской жизни (типик Саввы Освященного), существовавшие в лавре Евфимия Великого, и основали (снова, по большей части, Савва) большинство лавр Иудейской пустыни. |
по Р. X. Нужно было вычислить пасху на дальнейшее время и произвести поправку для високосных годов. Эту работу взял на себя западный монах Дионисий Малый в 525 г. Он произвел грандиозный переворот и положил основание нашему счислению, т. е. от Р. X. Побуждения к этому были невысоки: он был ханжа. Александрийские епископы, не менее Дионисия православные, не усматривали ничего позорного в употреблении эры Диоклетиана для пасхальных таблиц, но Дионисий этим возмутился. Вместо того, чтобы продолжать счисление от Диоклетиана, он начал считать от Р. X. Св.Кирилл александрийский составил цикл празднования пасхи на 95 лет — от 153 г. по 247 диоклетиановой эры. Дионисий Малый говорит: «так как остается от этого круга только 6 лет, то мы решились продолжить на следующие 95 лет». При этом он в своем пасхальном круге не пожелал продолжить счисление по эре Диоклетиана «tyranni potius, quam principis, impii et persecutoris» («скорее тирана, чем руководителя, нечестивого и гонителя») и годы Диоклетиана заменил годами «ab incarnatione Domini nostri Jesu Christi» («от воплощения Господа нашего Иисуса Христа»), поставив вместе 248–го года Диоклетиана 532–й год. Это и есть первая известная истории дата, поставленная по нашему летосчислению от Р. X., явившемуся на замену счисления по эре Диоклетиана. 532 г. от Р. X. есть 1285–й год ab urbe condita. Так как 19x28=532 г., то очевидно, что 1285—(532—1) =753 a. U. С. На год 753 от основания Рима приходится первый год 19–летнего круга; в этом году, по взгляду Дионисия, последовало благовещение (воплощение Христа). Вероятно, для Дионисия вопрос о годе Рождества Христова этим совпадением 753 a. U. С. с 1 годом 19–летнего цикла и разрешался. В основании счисления его не было научных данных о годе Р. X. Он предполагал, что александрийская пасхалия точна. Она руководилась движением луны, и в 532 году должен был кончиться 19–летний цикл. Между тем по его счету он кончился не в 532 году, а в 531 году, поэтому, очевидно, Дионисий начал счет не от Р. |
Узнав о нем, многие 116 начертали праздничные циклы в 532 года и, примешав к истине ложь, предоставили для простодушных основания для соблазна и тревоги. Ибо одни не соблюли соответствие четырнадцатого дня первого лунного месяца (D.21) дням, начертанным в составленном богоносными отцами девятнадцатилетии, но составили собственные 19-летние циклы, противоречащие учрежденному богодухновенными учителями Церкви, и таким образом создали цикл из 532 годов. Некоторые, доверяя им и не зная церковного канона о спасительной Пасхе, часто волнуются напрасно, полагая, что животворящая Пасха в святой Божьей Церкви празднуется ошибочно. Другие сохранили неподвижными четырнадцатый день первого лунного месяца на днях двух месяцев марта и апреля, записанных в учрежденном всеславными учителями Церкви 19-летнем цикле, и таким образом цикл из 532 годов составляли. Они оказывались в согласии с церковным каноном в отношении святого праздника Пасхи, по которому Божья Церковь справляла, справляет и будет справлять животворящую Пасху, но время от основания мира, от вочеловечивания великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, от воскресения Его из мертвых сопоставили с 532-летним циклом несогласно ни с богодухновенным Писанием, ни с церковным каноном, ни с (Р. 11) природой вещей. Некоторые, доверяя этому , относительно святого праздника Пасхи не ошибаются, но согласны с кафолической Церковью , относительно же других праздников, справляемых в ней, они (D. 22) весьма заблуждаются, например, в отношении Рождества Христова, которое святая Божья Церковь совершенно безошибочно справляет 25 числа римского месяца декабря, а также относительно Благовещения святой достославной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, которое Божья Церковь безукоризненно справляет 25 числа римского месяца марта, а также в отношении Рождества святого Иоанна Предтечи и Крестителя, которое Божья Церковь правильно справляет 24 числа римского месяца июня, и в добавление к ним относительно святого Сретенья Спасителя нашего Бога и Господа Иисуса Христа, когда святой Симеон принял Его на руки, которое Божья Церковь твердо празднует 2 числа римского месяца февраля. Итак, некоторые из более легкомысленных , следуя за начертавшими таким образом составленный цикл в 532 года и полагая, что они сообщают истину, слишком дерзко и необдуманно порицают святые Божьи Церкви, которые справляют упомянутые праздники в названные дни. |
3 (16) декабря. Пророка Софонии (605 г. до P. X.). Преподобного Саввы Сторожевского (1406 г.), ученика преподобного Сергия Радонежского. 4 (17) декабря. Великомученицы Варвары (ок. 306 г.). Преподобного Иоанна Дамаскина (около 780 г.). Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского (1504 г.). 5 (18) декабря. Преподобного Саввы Освященного (532 г.). 6 (19) декабря. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских (около 345 г.). 7 (20) декабря. Святителя Амвросия, епископа Медиоланского (397 г.). Преподобного Нила Столобенского (1554 г.). 9 (22) декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». 10 (23) декабря. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1754 г.). II (24) декабря. Преподобного Даниила Столпника (около 490 г.) 12 (25) декабря. Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца (около 348 г.). 17 (30) декабря. Пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 г. до P. X.). 19 декабря (1 января). Мученика Вонифатия (290 г.). Преподобного Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1188 г.). 20 декабря (2 января). Священномученика Игнатия Богоносца (около 107 г.) Праведного Иоанна Кронштадтского (1908 г.). 21 декабря (3 января). Святителя Московского Петра, всея России чудотворца (1326 г.). 22 декабря (4 января). Великомученицы Анастасии Узорешительницы (около 304 г.). 24 декабря (6 января). Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). 25 декабря (7 января). Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 26 декабря (8 января). Собор Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери Виленской-Остробрамской, именуемой «Трех радостей». 27 декабря (9 января). Апостола, первомученика и архидиакона Стефана (около 35 г.). Преподобного Феодора Начертанного, исповедника (около 840 г.). 28 декабря (10 января). Праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. 30 декабря (12 января). Святителя Макария, митрополита Московского (1563 г.). Январь 1 (14) января. Обрезание Господне. Святителя Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской (379 г.). |
Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня). Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель |
Плюшар Адольф-Александр 218, 410 — «Энциклопедический лексикон» 218, 410 Погодин Григорий Петрович 308, 439 Погодин Дмитрий Петрович 307, 308 («Митя»), 341 («и ребятишек»), 439 Погодин Михаил Петрович 11–14, 16–20, 22–26, 31, 35, 37, 39–41, 44, 59, 76, 91, 92, 165, 166, 186, 191, 205, 206, 210, 212, 213, 217, 219–222, 224, 233, 237, 238, 240–243, 248, 249, 251, 253–255, 259–260, 264, 268, 272–274, 277, 279, 281, 284, 286, 296–299, 305, 307, 311, 325, 326, 330, 332, 337, 340, 341, 343, 345, 349, 351–353, 356, 363, 364, 366, 369–374, 376, 379, 381–385, 390, 393, 400, 401, 403–405, 408–417, 419–421, 424–428, 430–433, 436, 437, 439, 440, 444, 446, 448, 449, 452–454 — «История в лицах о Димитрии Самозванце» 31 («Самозванец»), 363 — Лекции профессора Погодина по Герену о политике, связи и торговле главных народов древнего мира» 31 («Лекции по Герену»), 363 — «Начертание русской истории для училищ» 31 («Русская История»), 32 («История»), 363 — «Очерк русской истории» 32 («тот эскиз, который ты поместил в Наблюдателе»), 364 Погодин Петр Петрович 307 («Петя»), 341 («и ребятишек»), 439 Погодина Елизавета Васильевна 25, 237, 241, 263, 264, 275, 286, 307, 317, 326, 340, 411, 415, 416, 424, 437, 439, 441 Полевой Николай Алексеевич 32, 182, 364, 404 — «История русского народа» 364 — «Русская история для первоначального чтения» 32 («Детская история»), 364 Полтава 91, 104, 114, 118, 120, 126, 153, 165, 171, 185, 188, 193, 254, 258, 259, 278–280, 283, 298, 334, 375, 392 Понжи (Pongis), банкир 116, 135, 395 Пономарев Л. 424 Пономарев С. 427 Посников, учитель в Патриотическом институте 176, 403 Прага 210 Прокопович Василий Яковлевич 198 («Васька»), 205, 218, 219, 226 (Васька»), 407, 408, 410, 412 Прокопович Мария Никифоровна, рожд. Трохнева 63, 86, 136, 163, 377, 395 Прокопович Николай Николаевич 86 («Николай»), 136 (Ян), 142 Прокопович Николай Яковлевич 14–17, 22, 34, 60, 81, 89, 93, 94, 99, 102, 107, 109, 115, 116, 123, 133, 136, 148, 161–163, 179, 218, 259, 352, 365, 376, 377, 379, 380, 382, 384, 386–390, 394, 397, 400, 410, 452, 453 |
Стамбул. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор, Айа София (Αγα Σοφα) /// Объект не принадлежит Православной Церкви Собор. Не действует. Престолы: Софии, Премудрости Божией Год постройки:Между 532 и 537. Архитектор:Исидор из Милета и Анфимий из Тралл Адрес: Sultan Ahmet Sq, Cankurtaran Mahallesi, Istanbul/Istanbul Province, Turkey 34122 Координаты: 41.008615, 28.97993 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Самая известная церковь в Стамбуле, построенная в византийский период. Первое здание было построено в 325-360 гг. Открылось для богослужения 15 октября 360 г. Будучи самой большой церковью города и дворца, она упоминалась как Megalo Ekklesia (Большая церковь), а начиная с V века называется Hagia Sophia (святое мастерство), в турецкий период Ая-Софья. Предполагается, что стены первого здания были из камня, кровля из деревянной базилики. В 404 г. эта церковь была сожжена, к 415 г. восстановлена, а в 532 году сожжена вновь. Её тут же восстановили. Строили её с 532 по 537 год из дерева, мрамора разных цветов, кирпича. Открылась она вновь 27 декабря 537 года. Позже она рушилась от землетрясений, а в 1204 г. крестоносцы её разграбили и подожгли. В 1261 году император Михаил VIII приказал восстановить её. Во времена Османской империи церковь была превращена в мечеть. В 1934 году она была превращена в музей. Источник: Стамбул (на русском языке). Yucel AKAT, АРХЕОЛОГ. 2010. Собор Святой Софии в Стамбуле – знаменитый памятник византийской архитектуры, самая величественная постройка юстиниановской эпохи. Крупнейший христианский храм до постройки собора Святого Петра в Риме. Храм был построен императором Юстинианом I в Константинополе (ныне Стамбул) в 532-537 г.г. на месте сгоревших христианских храмов, возведенных в IV и V веках при императорах Константине I и Феодосии II. Руководили его строительством архитекторы Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. В постройке участвовали сотни мастеров и десять тысяч рабочих. Стены строили из особых кирпичей, которые уменьшали тяжесть громадного купола. Столбы, предназначенные для опоры купола, клали из больших глыб известкового камня, связывая их свинцовой заливкой и железными полосами. При строительстве собора также использовали мрамор, золото и серебро, слоновую кость, драгоценные камни. |
Служба начинается стихирою: «Вторый ты бысть Костянтин» и заключает в себе один канон (по Голубинскому, История Русской Церкви, I. 443, первый второй редакции); 34) в среду пятыя недели поста «вечер» (374 об.–408); 35) в субботу пятыя недели поста молебная служба неседальная (408–423); 36) в пяток шестой недели «вечер» (423–429 об.); 37) в субботу Цветную «вечер» (429 об.–434 об.); 38) в святый великий четверг (434 об.–439); 39) служба святых страстей (439–453 об.); 40) святый великий пяток «вечер» (453 об.–456); 41) в святую великую субботу (456–462); 42) в святую великую неделю (463–467 об.); 43) часове и повечерници в Светлую седмицу и в святую великую неделю «вечер» (467 об.–469); 44) в субботу Фомину «вечер» (469–470); последования царских часов: 45) пред Рождеством Христовым (471–479 об.); 46) в великий пяток (479 об.–496); 47) пред Богоявлением (496–515 об.), неполное; 48) месяца и(ю)ля 24 страсть святою мученику Бориса и Глеба, неполное сказание Иакова (516–524 об.). Начало: «Род правых благословится», оканчивается рассказом о смерти Бориса; 49) пасхалия, начинающаяся 6991-м годом и оканчивающаяся последним годом седьмой тысячи (524 об.–526); 50) Лунное течение на то же время (526 об.–532); 51) краткий месяцеслов (532–536 об.). Состав: 1) степенна воскресна – творение святого отца Феодора Студийского, не все: нет на 3–7 гласы (1–3); 2) воскресныя утренния евангелия со светильнами и евангельскими стихирами (3–14), не все; 3) столпы евангелий воскресных утренних (14–15); 4) начало осмогласнику – творение преподобного Иоанна Дамаскина : служб : воскресная 1-го гласа, на дни седмицы: понедельник – 2-го гласа, вторник – 3, среду – 4, четверг – 5, пятницу – 6 и субботу – 8 гласа (15–73 об.); 5) апостоли и евангелиа избранна обща святым мучеником и мученицам и священномучеником и преподобным и святителем и пророком (73 об,–79 об.); 6) припевы у полиелиоса на праздники Господскыя и на память святым мнозем (79 об.–82); каноны: 7) за единоумершаго (82–85 об.), 8) молебен за творящих нам милостыню, ли напитают или дадят что (85 об.–88); 9) за болящаго (88–91); 10) уставныя замечания об особенностях богослужения в посты: Рождественский и святых апостолов (91–92 об.); 11) о житии рекше о пощении и разрешении всего лета (92 об.–94); 12) чин како подобает пети параклис Пресвятей Богородици (95–100); каноны: 13) на плач Святей Богородици (100–103); 14) святейшаго и вселенского патриарха Филофея в печалех и в нужах певаем (103–106 об.); 15) чин како подобает молебен пети (106 об.–114 об.); каноны: 16) составлен в смертоносную язву покаялен и умилен к Господу Богу Иисусу Христу (114 об.–119); 17) Святей Богородици ведра деля (119–121); 18) за творящая милостыню (121–123 об.); в общем тот же, что и на л.л. |
Так и Пасхалия соблюдает и указует не астрономическое равноденствие и полнолуние, но исполнение времён, когда «пришла пора». О таком исполнении времени говорил Господь, когда взывал: «Отче, прииде время...» или когда учил: «жена, егда раждает, скорбь имать, яко прииде год (время) ея» ( Ин. 16:21 ). (В греческом тексте в обоих случаях стоит слово «ρα» – время, час, время года, пора). Итак, если жить «по стихиям века сего» и стремиться к астрономической точности, нам постоянно придётся наблюдать и следить за астрономическими равноденствием и полнолунием, и, кроме того, не упускать из вида пасху иудейскую, причём заранее наперёд за много лет. Как это сделать? Во–первых, это практически неосуществимо, а во–вторых, противно духу и мудрости святоотеческого учения: «Там, где просто, – Ангелов со сто, а где мудрено – нет ни одного» /прп. Амвросий Оптинский /. Благодарение Богу, что св. Отцы дали нам Пасхалию, основанную на простых календарных соотношениях, обладающую круговым ритмом, уподобляясь ритму кругового обращения природы, избавив от всего непотребного. «Здесь – мудрость» Святых ( Откр. 13:18 ). Пасхалию называют «Миротворным кругом», ибо она содержит в себе период времени в 532 года, по прошествии которого даты Пасхи повторяются, то есть приходятся в те же самые числа, в те же дни недели и в том же порядке следования по годам. Этот круг времени в 532 года – результат от перемножения пасхального периода – 76 лет на число 7, которое обозначает число дней в седмице: 76x7=532. Эту величину можно получить, если перемножить 19x28=532. Здесь 19 лет – цикл или круг Луны, 28 лет – круг Солнца. Через 28 лет – дни недели в Пасхалии, в том числе и воскресения, повторяются, то есть соответствуют одним и тем же числам календаря. Таким образом, в Миротворном круге виден чёткий взаимосвязанный ритм лунных и солнечных кругов, обращающихся в самих себя, и сам общий цикл, содержащий их, кругообращается. Начало всех кругов – лунных и солнечных и Миротворного круга принято 1 марта 5508 года до н.э. – пятница. Ибо человеческая история начинается со дня создания человека – в шестой день творения – в пятницу. |
Гунны-сабиры совершают вторжение в черноморские провинции Византийской империи. Анастасий I смещает Виталиана. Новый поход на Константинополь, закончившиийся разгромом Виталиана. Вторжение дунайских славян в Иллирию и Македонию. 518.07.09 Смерть Анастасия I . Императором становится начальник гвардии Юстин I . 519.03.28 В Великий Четверг в Константинополе представителями Восточной Православной Церкви и легатами римского папы Гормизды подписано соглашение с отменой и осуждением “Энотикона” и восстановлением христологии Халкидона (так называемая формула Гормизда). Тем самым было покончено с длившейся несколько десятилетий Акакианской схизмой. 527.04.01 Соправителем Юстина I стал Юстиниан I. 527.08 Смерть Юстина I (450). Начало правления Юстиниана I . 528–529 Комиссия из десяти правоведов провела кодификацию всех указов, начиная с Андриана и до Юстиниана. Законы были сведены в 12 книг “Кодекса Юстиниана”. Начало гонений на язычников и еретиков, кроме монофизитов, которым покровительствовала империатрица Феодора. Закрытие Платоновской академии в Афинах. После очередного набега кочевников-болгар Юстиниан назначает анта (славянина) Хвалибуда командующим на Дунае. В Карфагене дружественно настроенный к Константинополю правитель Хильдерик был свергнут и убит узурпатором Гелимером. Юстиниан объявил ему войну. 531.04.19 19 апреля 531 г. возле укрепленного города Каллиник (совр. Ракка в Сирии) на р. Евфрат произошло сражение между 20-тысячной византийской армией и 15-тысячным персидско-арабским войском. 532.01.14 Начало восстания “Ника”. 532.01.14–17 Пожары и погромы в Константинополе. Мятежники выражали стремление избрать императором Ипатия, племянника ранее правившего императора Анастасия. 532.01.17 Высылка Юстинианом из дворца Ипатия и Помпея, племянников Анастасия. 532.01.18 Выход Юстиниана на иподром, его речь перед народом. Провозглашение императором Ипатия. Совет Юстиниана с приближенными. Подавление восстания “Ника” военачальниками Велисарием и Мундом. Убито около 30 000 человек. |
| |