Мессалианство возникло в Сирии, откуда распространилось в сторону Азии и Понта. В качестве лидеров мессалианского движения источники называют Савву, еще одного Савву, Адельфия, Ер му, Симеона, Дадоя, Евстафия и др. Мессалиане были осуждены созванным свт. Ам-филохием Иконийским собором в Сиде (380-е гг.), после чего они удалились в Эдессу. Флавиан, еп. Антиохийский, собрал в 390 г. собор, на котором мессалианство также было осуждено. Для выяснения тонкостей учения еп. Флавиан сделал вид, что почитает Адельфия, попросив его рассказать подробнее об учении, в результате чего Адельфий «извергнул весь скрытый свой яд» 200 . Флавиан написал также епископам Эдессы и Литоию, еп. Мелетинскому (Малая Армения), предупреждая против ереси мессалиан. В результате мессалиане удалились в Памфилию. В 428 г. был издан императорский указ, согласно которому мессалиане изгонялись из пределов империи. В 431 г. по предложению Валериана, еп. Иконийского, и Амфилохия, еп. Сидского, на III Вселенском соборе было вынесено окончательное определение, осуждающее мессалиан (см. ниже деяния собора). Специально на соборе было анафематствовано не дошедшее до нас сочинение мессалиан, называемое «Аскетикон». Однако это не воспрепятствовало возникновению очагов мессалианства позднее, обычно на границах империи. Так, в первой половине V в. в Малой Азии возникло движение Лампетия (о нем см. свидетельство Фотия ниже). Лампетий был лишен сана и осужден Ормиздой, еп. Команским, «за непотребные вещи, которые совершают и произносят мессалиане»; осужден был и защищавший Лампетия Алфей, еп. Ринокорурский. Перед смертью Лампетий написал сочинение, называемое «Завещанием», с которым полемизировал Севир Антиохийский (не сохранилось). А в конце VI в. появляются «маркианиты», по имени Маркиана – константинопольского менялы, которых такой знаток мессалианства, как пресв. константинопольский Тимофей, связывает с мессалианами 201 , отождествление маркианитов с мессалианами проводится также в «Житии св. Григория Паламы » свт. Филофея Константинопольского, когда он говорит о встрече свт. Григория с богомилами, называя их «мессалианами» 202 . В V-VI вв. мессалианетво проникает в Персию, где с ним полемизирует Бабай Великий и где против мессалиан собираются различные несторианские соборы. В конце VIII в. за мессалианские мнения в несторианской Церкви были анафемствованы Иоанн Апамейский, Иоанн Дальятский и Иосиф Газайа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

На этом соборе Никейский символ веры был дополнен 5 членами. Так и составился Никео-Цареградский символ, который и доныне употребляется в православной Церкви. Третий вселенский собор 3-й вселенский собор был созван в 431 году, в Ефесе, против Нестория, архиеп. Константинопольскаго. Несторий учил, что будто бы Пресвятая Дева Мария родила простого человека Иисуса, с Которым уже после за святость Его жизни соединилось Божество и соединилось не ипостасно, а только обитало в Нем, как в своем храме; а потому Христос не Богочеловек, а Богоносец; Пресвятую же Деву Марию должно называть Христородицею, а не Богородицею. Осудив лжеучение Нестория, отцы собора определили: соединение двух естеств. во Христе признавать с самого зачатия и исповедовать в Нем одно лицо, Пресвятую же Деву Марию, на основании апостольского предания, именовать Богородицею. Четвертый вселенский собор Вслед за Несторием явился новый лжеучитель, Евтихий, архимандрит одного Константинопольского монастыря. Опровергая ересь Нестория и защищая Божественное достоинство И. Христа, он в то же время сам впал в противоположную крайность, именно он стал учить, что в воплощении человечество поглощено Божеством, как капля меда или желчи морем, почему тело Христово ни Деве Марии, ни нам не единосущно. Во Христе Иисусе, по его мнению, должно признавать только одно Божеское естество. Против этого нового лжеучения и был созван в 451 г., в Халкидоне, 4-й вселенский собор. Отцы собора отвергли лжеучение Евтихия и определили, что Господь наш И. Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца и во всем подобен Ему, по человечеству же Он во времени родился от Пресв. Девы Богородицы и во всем подобен нам, кроме греха, по воплощении Он имеет одно лицо и два естества, соединённые в Нем не слитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Последователи Евтихия стали называться монофизитами или одноестественниками. Пятый вселенский собор На 4-м вселенском соборе православными пастырями, несмотря на осуждение ереси Несториевой, ничего не было упомянуто о трех сочинениях или «трех главах» сирийских отцов Феодора Мопсуетского, Феодорита Кипрского и Ивы Эдесского, в которых ясно и резко выражались несторианские заблуждения. Несториане в споре с монофизитами ссылались на эти сочинения, как на неосуждённые собором, следовательно, как бы признаваемые им, а монофизиты находили в этом предлог отвергать самый собор и клеветать на вселенскую Церковь , будто бы она уклонилась в несторианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

По видению, бывшему в 1581 году во время нападения Батория на Псков, преподобный Корнилий и блаженный Николай умоляли Пречистую умолить Сына Своего за людей согрешивших, и Богоматерь исполнила молитву их. Благодарный Псков тогда же написал икону Богоматери с предстоящими преподобными Антонием и Корнилием, с князьями Владимиром Киевским, Гавриилом и Тимофеем Псковски­ми и с блаженным Николаем. Эта икона поставлена была в Покровской церкви и прославилась чудесами; ей празднуют 1-го октября 389 . С того временя стали праздновать во Пскове и день преставления блаженного Николая 390 . «Не трогай нас, проходящий!» Какие это кроткие и вместе сильные слова блаженного! Не должны ли отнести их к себе разные преобразо­ватели нового времени, готовые поставить все вверх дном, в том числе втоптать в грязь жизнь юродивых? Пусть бы подумали хотя о том, что их брань против святых прежде всего не делает чести их уму, неспо­собному понять идеала жизни самоотверженной, торжествующей над самолюбием своим, над природою физическою, над величиями мира преходящего. Не каждому идти одною дорогою к небу, но поклонение тельцу золотому наверно никого не доведет до неба. Не каждому идти одною дорогою к небу, но каждому надобно строго судить себя самого и суда над совестью другого ни в каком случае не отнимать у Господа. Ему одному слава и поклонение. Аминь. День двадцать девятый. Память преподобного Кассиана Римлянина Родился в Риме, но монашеские подвиги начал в Вифлееме, и отсю­да в 390 году с монахом Германом отправился путешествовать по обите­лям и скитам Египта, в чем и провел семь лет. В 397 году возвратились они в Вифлеем, а чрез три года прибыли в Константинополь и слушали беседы великого Златоуста. Тут Кассиан посвящен был во диакона. В 405 году Константинопольский клир отправил Кассиана в Рим искать защиты Златоусту. Отсюда, по приглашению Марсельского епископа Кастора, переселился он в Марсель и, посвященный во пресвитера, основал два монастыря, мужеский и женский, с правилами восточ­ных обителей, и таким образом первый ввел в Галлии монашескую общежительную жизнь. В 417 году написал «12 книг о постановлениях киновий», или общежитий, Палестинских и Египетских, в 419 году из­ложил беседы свои с подвижниками восточными, а в 431 году написал сочинение против ереси Нестория. Скончался в 435 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

известил свт. Кирилла Александрийского, поручив ему действовать против Нестория. Возвращавшемуся в Александрию диак. Посидонию папа вручил письмо свт. Кириллу с приговором Несторию (ACO. T. 1. Vol. 2. P. 5-6), а также послания, адресованные Несторию (Ibid. P. 7-12), клиру и народу К-поля (Ibid. P. 15-20) и первенствующим на Востоке епископам - Иоанну Антиохийскому, Иувеналию Иерусалимскому, Руфу Фессалоникийскому и Флавиану, еп. г. Филиппы (Ibid. P. 21-22). В послании Несторию, извинившись за задержку с ответом, К. указывал, что сначала патриарх произвел хорошее впечатление, испорченное затем надменными письмами, а также донесениями из Александрии. Римский Собор осудил учение Нестория, патриарху надлежало принести покаяние перед свт. Кириллом Александрийским, которому поручено привести в исполнение вынесенный в Риме приговор. К. упрекал Нестория в том, что он, зная об осуждении пелагианской ереси Папским престолом, тем не менее предоставил убежище еретикам. Недовольство К. касалось в основном неподобающего поведения патриарха, попиравшего церковную дисциплину, о его учении в папском послании говорится не столь подробно. Возможно, К. избегал точных вероучительных формулировок, принимая во внимание сложности, к-рые возникли при переводе догматических понятий. В то же время папа отмечал, что не желает вести богословскую полемику с Несторием, т. к. его обязанность, как преемника ап. Петра и хранителя истинного учения апостолов, состоит лишь в том, чтобы указать еретику на его заблуждения (Ibid. P. 9; см.: Wessel. 2004. P. 109-111). Определенный интерес К. проявил только к сотериологическим импликациям доктрины Нестория, отвергавшего положение Символа веры, по которому Христос родился от Св. Духа и Девы Марии: если бы Христос, сын Марии, не был идентичен Сыну Божию, каким образом Он смог бы спасти мир? Т. о., свт. Кирилл Александрийский получил от К. поддержку и одобрение действий против Нестория. Однако имп. Феодосий II не признал отлучение Нестория, провозглашенное Римским Собором, и принял решение созвать Вселенский Собор, открытие к-рого должно было состояться на Пятидесятницу 431 г.

http://pravenc.ru/text/1684145.html

Целестин, получив письма и сочинения, велел написать трактат для утверждения истинной веры против новой ереси, что и было исполнено Иоанном Кассианом , который был сведущ в богословии. После этого Целестин собрал собор в Риме, на котором сочинения Несториевы были исследованы, сравнены с учением свв. отцов и осуждены; а св. Кириллу поручено было привести в исполнение суд сего собора. Несторию объявлялось, что, если он будет опровергать учение апостольское, и в продолжение 10 дней, считая от получения письма, не предаст анафеме своего нечестивого учения, то будет отсечен от тела Церкви. Раскаялся ли теперь еретик? Не только не раскаялся, но даже объявил, что ему не в чем и раскаиваться. «Думал ли я, – говорил он, – подвергнуться клевете касательно чистоты веры, – я, который доселе сражаюсь со всеми ересями?» Между тем, св. Кирилл собрал в Александрии собор из египетских епископов. На нем утверждено было определение собора римского, и написано соборное письмо к Несторию, которое было последним для него увещанием. В нем епископы объявляют Несторию, что если в назначенный Целестином срок он не отвергнет своих заблуждений, то они не хотят более иметь с ним общение и не будут признавать его епископом; напротив, тех, которые им низложены или отлучены, примут в свое общение. Письмо оканчивается 12 славными анафемами, в которых заключается вся сущность дела и которые направлены против всех еретических предложений Нестория. Епископы, посланные из Александрии с соборными письмами, еще не прибыли в Константинополь, как император, видя, что раскол грозит разделить всю Церковь , счел необходимым собрать Вселенский собор, чего давно желали православные, притесняемые Несторием, равно как и сам Несторий. Последний надеялся усилиться на соборе, при содействии светской власти, и осудить св. Кирилла. Император назначил быть собору в следующем 431 году, в день Пятидесятницы, в городе Ефесе. Св. Кириллу было послано пригласительное письмо и поставлено в обязанность известить всех епископов смежных провинций, а также и западных, о созвании Вселенского собора, и пригласить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Против кого был собран Первый Собор? — Первый Вселенский Собор был собран в 325 году от воплощения Спасителя нашего, в 5933 от сотворения мира, в 12-м году царствования Константина Великого; собран он был в городе Никее, и святых отцов на нем присутствовало 318. Старейшинами Собора из святых отцов были следующие: Александр Константинопольский, Александр Александрийский, Евстафий Антиохийский, Макарий Иерусалимский и Сильвестр Римский в лице своих послов. Собор был собран против еретика Ария, бывшего александрийского пресвитера, хулившего Сына Божия: ибо он называл Его творением, а не Богом Творцом, и не единосущным Отцу и утверждал, что было время, когда Его не было. На этом Соборе отцы и изложили свое исповедание, признав Сына равночестным, равнопрестольным и единосущным Отцу, постановили праздновать святую Пасху так, как мы и теперь ее празднуем, приняли и другие правила; Ария же с его непокаявшимися единомышленниками предали вечному проклятию.     От Первого Собора до Второго 55 лет. Второй Вселенский Собор состоялся в 381 году, в Константинополе, при патриархе Нектарии Константинопольском, Кирилле Александрийском, Мелетии Антиохийском и прочих лицах святительского сана. Святых отцов на нем было 150; собран он был против Македония, патриарха Константинопольского, злочестивого хулителя Святого Духа: ибо он считал его творением, а не Богом, и не одного существа с Отцом. Но святые отцы исповедали Всесвятого Духа равночестным Отцу и Сыну, исходящим от Отца, равнопоклоняемым со Отцем и Сыном.     Не было ли на том Соборе других еретиков? — Были единомышленники Аполлинария. Лжеучение же Аполлинария состояло в том, что, по его словам, Сын Божий имел одно лишь тело без души, что с телом вместе умирало и Божество и проч.     От Второго Собора до Третьего 51 год. Третий Вселенский Собор был в 431 году от воплощения Христа, в царствование Феодосия Младшего, в городе Ефесе, при Кирилле, папе Александрийском, Ювеналии Иерусалимском и Мнемоне Ефесском. Святых отцов на нем присутствовало 200. Собран он был против злочестивого Нестория, патриарха Константинопольского, учившего, что во Христе было вместе с двумя естествами и две ипостаси, и что Христос, родившийся от Девы, был простой человек; он называл Деву Марию не Богородицей, но Христородицей, и изрек многие другие нечестивые ереси, за что был осужден на Вселенском Соборе и принял казнь от Бога за свое безумие: ибо его богохульный язык был изъеден червями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

– Очисти Церковь от еретиков, и я дам тебе победу над персами. Он старался искоренить лжеучения не в духе кротости и терпения, а нещадными гонениями на несогласных с учением Иисусовым. Но вскоре и сам он исказил Откровение Божие. Несторий стал учить, что Господь наш Иисус Христос – это простой человек, в котором, как в храме, жил Бог Сын. Поэтому и Деву Марию не должно называть Богородицей, а только Человекородицей, или Христородицей. Такое учение, низводящее Единородного Сына Божия на уровень одного из пророков, извращало саму тайну нашего спасения. Ведь только Творец может вырвать из уз смерти Свое творение. Это лжеучение вызвало резкий протест в Церкви, и борьбу против него возглавил святой Кирилл, патриарх Александрийский (412–444 годы, его память – 22 июня). Он был высокообразованным человеком, крупным знатоком Писания, автором многих церковных песнопений (ему, например, принадлежат некоторые песнопения Страстной Пятницы) и подвижником в личной жизни. Сначала Кирилл писал Несторию, пытаясь убедить его оставить новую ересь, но тот наотрез отказался, обвинив в ереси самого Александрийского патриарха. Тогда Кирилл собрал Собор епископов Египта, осудил еретика и обратился к Римскому Папе, святому Целестину (432 год, память его – 21 апреля) с просьбой осудить новое учение. Папа тотчас поддержал святителя и потребовал от Нестория отречения. Со своей стороны еретик также собрал своих сторонников и осудил учение святого Кирилла. Тогда император Феодосий Младший повелел собраться Вселенскому Собору в Ефесе. Двести отцов съехались в Ефес летом 431 года и ожидали Нестория и его сторонников, но те уклонялись от заседания. Тогда отцы, возглавляемые святым Кириллом, собравшись в храме Пресвятой Девы, осудили Нестория, подтвердили, что Мария является поистине Богородицей, ибо по человеческой природе родила Того, Кто является Вечным Богом Сыном. Также они приняли восемь канонических правил и утвердили непоколебимость никейского Символа Веры . Но сторонники Нестория, возглавляемые Антиохийским патриархом Иоанном, отвергли постановление Собора и осудили святого Кирилла. Император, которому донесли, будто бы епископ Александрийский сознательно нарушил его указ, приказал арестовать Кирилла вместе с Несторием и заблокировать Ефес. Тогда один из православных монахов, переодевшись нищим, в выдолбленном посохе принес постановления Ефесского Собора в столицу, где передал документ клиру Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Для такого назначения буддизм не носит в себе достаточно жизнедеятельности, но попытка его представителей выдвинуть его для такой несвойственной ему роли во всяком случае очень любопытна. К изложенному, однако, следует прибавить, что попытка обратить учение Будды в орудие политической борьбы далеко не находит себе всеобщего одобрения в самой Японии. Некоторые японцы спрашивают, на каком основании Лама за все бесчинства и преступления, совершённые европейскими войсками, делает ответственным христианство, а в бесчинствах и преступлениях, совершённых боксерами, не хочет винить буддизма? Очевидно, что если за вины христиан должно отвечать христианство, то за вины буддистов будет ответствен буддизм. И наоборот, если буддизм не причём в преступлениях боксеров, то и христианству нельзя ставить в вину бесчинств христианских войск. Впрочем, эти софизмы слишком сильно отзываются лицемерием английских клэрджименов, и японское происхождение их весьма сомнительно. Другие замечают: пусть уж „делают религиозный капитал“ на рыцарском поведении и великодушии японских войск; но какую услугу может оказать буддийской морали виконт Миура, тот самый министр, который навсегда опозорил себя соучастием в убийстве Корейской королевы? Всё это свидетельствует, между прочим, о том, как неосторожно примешивать религию в область политики. (Times). Халдейский патриарх//Миссионерское обозрение. 1902 г. 2. С. 380 Французское правительство потребовало недавно у турецкого правительства признания халдейского патриарха. Вот положение этого иерарха в Восточной Церкви. В 428 г. константинопольским патриархом был избран Несторий. Выступив борцом против учения Ария, он сам, в свою очередь, впал в ересь, противоположную по своему содержанию ереси Ария, признав в Иисусе Христе двойственность естества. Ефесский собор 431 г. осудил учение Нестория, который был вынужден оставить патриарший престол. Но в Сирии и Антиохии у Нестория оказались ревностные приверженцы, и учение его о двойственности естества второй Ипостаси продолжало распространяться под видом истинного и единственно христианского. Главное ядро последователей этого учения жило в Месопотамии, почему несториане известны обыкновенно под именем ассирийских или халдейских христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Или разделения». Учение о неразделимости двух естеств в Иисусе Христе – Божеского и человеческого, направлено против ереси Нестория. Несторий не признавал в Иисусе Христе одно лицо, как Бога и человека вместе, но разделял в Нем Божество и человечество на два различные лица. Он учил, что Иисус Христос родился и жил как простой человек, и что Божество Сына Божия было только присуще Ему, только нравственно соединилось с Ним во время Его крещения за святость Его жизни, так что, по учению Нестория, выходило два Христа – Христос человек и Христос Бог. Такая ересь явно противоречила и шла в совершенный разлад с учением святого писания о едином лице Иисуса Христа, ибо в святом писании Божескому естеству Иисуса Христа приписываются свойства естества человеческого ( 1Кор.2:8 ; Деян.3:15 и др.) и, наоборот, человеческому естеству приписываются свойства естества Божеского ( Ин.3:13; 8:58 и др.). Не ясно ли этим дается видеть внимательному, что Иисус Христос был одно лицо, – вместе и Бог и человек. Лжеучение Нестория, разделявшего Бога и человека в Иисусе Христе на два лица, извращает смысл догматов воплощения и искупления. Какой, например, смысл имело бы изречение святого евангелиста Иоанна, что Слово плоть бысть (1, 12), если бы по учению Нестория Слово Божие, Единородный Сын Божий, не воплощался, не зачинался во чреве Пресвятой Марии, а только обитал в рожденном от Неё, как Он обитал, например, в Моисее и других святых людях? Могли ли бы иметь какую-либо цену в очах Божиих страдания и смерть Иисуса Христа, если Он только простой человек, по учению Нестория, а не и Бог вместе? Посему несогласная с учением святого писания, ниспровергающая собою главные догматы нашей веры, ересь Нестория достойно и праведно была торжественно осуждена на третьем вселенском соборе, бывшем в Ефесе в 431 г., и предана анафеме. Так! «Не раздирай, подобно Несторию, православный христианин, заключим словами св. Прокла, – не раздирай одежды домостроительства спасения, свыше истканной; не раздирай соединения двух естеств, чтобы и тебе не быть отлучену от Бога» (Истор. трех всел. соб. еп. Иоанна, стр. 157).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Это различение, принятое каппадокийцами в тринитарном богословии, совершило первое робкое проникновение в область христологии благодаря «Посланию к армянам» св. Прокла Константинопольского . Прокл уже сознательно предпочитал говорить mia upostasis вместо mia jusis. После Халкидона это различие позволило богословам пользоваться правильной терминологией для обозначения как единства, так и двойственности во Христе. В своем определении Собор проявил поистине кафолическую умеренность и смирение, сумев сохранить элемент таинственности среди терминологических тонкостей. Единство двух природ определено в Халкидоне четырьмя отрицательными наречиями, которые, осуждая две противоположные ереси, несторианство и евтихианство, исключали всякую попытку полностью объяснить в человеческих понятиях самую тайну Воплощения. Несмотря на исключительную уравновешенность и верность традиции, халкидонское определение было отвергнуто значительным числом восточных христиан. С одной стороны, их позиция объяснялась тем, что Собором 431 г. было запрещено создавать новые исповедания веры; кроме того, египтяне с ревнивым консерватизмом держались за формулы, напоминавшие о триумфальной победе над Несторием их великого архиепископа. С другой стороны, «для богословия ипостасного единства [Халкидонская формула] была хорошим началом, но только началом». В ней не утверждалось со всей ясностью, «кто, например, был субъектом страданий и крестной смерти… Все предостережения против какого-либо смешения двух природ оставили неудовлетворенными приверженцев ипостасного единства в их принципиальной сотериологической установке, согласно которой совершенное обожение человека имеет своим началом единство человечества Христа с Его Божественной природой в таинственной и нераздельной целостности Его Личности». Оригенистский кризис Личность и взгляды Оригена во все времена являлись источником ожесточенных споров. Еще при жизни осужденный своим епископом, поддерживаемый множеством учеников, он в IV в. вновь сделался объектом критики со стороны св. Епифсания и был осужден в 400 г. собором под председательством Феофила Александрийского. Хорошо известно также, какова была роль блж. Иеронима и Руфина Аквилейского в оригенистских спорах того времени. Именно эти споры были использованы как повод для низложения св. Иоанна Златоустог о.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010