Полное наименование слова по рукописи монастыря Гроттаферрара: «Слово догматическое. Против говорящих, что не соединилась святая плоть со Словом, но подобно одежде как единое целое облекало Его, так что в нём есть Носящий и носимый» 204 . В рукописи из монастыря св. Саввы добавлено: «мудрствующих согласно с Несторием». Две сохранившихся рукописи содержат разную нумерацию. В рукописи, обретённой в монастыре св. Саввы, насчитывается 30 глав. В рукописи из монастыря Гроттаферрара – 52 главы. Последняя из рукописей даёт лучший текст, её деление на главы содержится в «Sources Chrétiennes» и используется в нашей работе. Но в обеих рукописях имеется пропуск двух глав (между 27 и 28 главой по рукописи из монастыря Гроттаферрара, а по рукописи из монастыря св. Саввы – это 16 и 17 главы) 205 . Сочинение «Против несториан» среди всех трудов преподобного имело наименьшее распространение. Кроме того, оно не цитировалось ни в каких сборниках 206 . Поэтому, вполне естественно, что рассматриваемое сочинение оказалось забытым вплоть до конца XIX века. По форме это сочинение близко к труду «О Мелхиседеке» и, как имеющее более развитую христологическую терминологию, вероятно, написано вскоре после него. К признакам того, что написано сочинение «Против несториан» было в начале несторианского спора, ещё до времени III Вселенского собора 431 года относятся: 1 . Преп. Марк пишет, что излагает мнения, которые еретики высказывают ныне (νν) и делает предположения о том, к чему они придут в дальнейшем 207 . Указывает он и на то, что прежде еретики были в Церкви 208 . И то и другое свидетельствует о том, что еретическое учение было принято оппонентами преп. Марка только недавно, а до этого они придерживались православного учения. 2 . Указание на возможность скрытия еретиками приводимых преподобным толкований Писания 209 свидетельствует об отсутствии другой полемической литературы у тех, для кого написано сочинение. 3 . Если в произведении «О Мелхиседеке» преп. Марк упоминает о том, что мелхиседекиане анафемствуются своими епископами 210 , то здесь он ничего не пишет о канонических прещениях против несториан, при том, что обличаются они более сурово. Не упоминается ни имени Нестория, ни производного от его имени название ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

7 . Вселенских соборов было 7, следующие: 1) Никейский I (бывший в г. Никее) в 325 г. Он был созван главным образом для утверждения истинного учения о Сыне Божием против ложного учения Ария (Александрийского священника), который утверждал, что Сын Божий, ниже Бога Отца и что Он не рожден, а сотворен Им. На этом же соборе был установлен порядок празднования Пасхи – в году в одно время, так как она праздновалась различно на востоке и западе. На 1-м Вселенском соборе было 318 отцов. 2) Константинопольский I (в г. Константинополе). Он был в 381 г. против ложного учения Македония (константинопольского епископа), который учил, что Дух Святой ниже Бога Отца и Сына и сотворен Сыном. На сем соборе было 150 отцов. 3) Ефесский (в г. Ефесе, в 431 г.). Был против Нестория (константинопольского архиепископа), который учил, что Иисус Христос родился обыкновенным человеком, а Божество присоединилось к Нему после, почему не нужно называть Его Богочеловеком, а Пресвятую Деву Марию нужно называть не Богородицею, а Христородицею. 4) Халкидонский (в г. Халкидоне в 451 г.). Созван был против Евтихия (константинопольского архимандрита), который учил, что в Иисусе Христе человеческое существо (природа) было поглощено Божеством, почему последователи его называются монофизитами (с греческого – одноестественниками). 5) Константинопольский II . Был (в 553 г.) по поводу сочинений, написанных в защиту Нестория. 6) Константинопольский III . Был (в 680 г.) против ереси монофелитов, с греческого „одновольников“, которые признавали в Иисусе Христе не две воли, Божескую и человеческую, так как Он был Бог и человек, а одну, Божескую. 7) Никейский II . Был (в 787 г.) против ереси иконоборцев, которые учили, что не следует почитать иконы и молиться пред ними. 8 . Кроме 7-ми Вселенских соборов было еще 9 Поместных , т. е. состоявших из пастырей известных мест: Анкирский, Неокесарийский и др. Постановления сих соборов приняты Вселенскими соборами. 9 . Постановления всех соборов заключены „в книге, которая называется „Кормчею“, т. е. церковною руководительницею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Еретики стали особенно волновать Церковь в то время, когда прекратились внешние гонения на нее, и христианская вера была объявлена господствующею в Римской империи. Для выяснения и формулировки истинного учения и для обличения лжеучений в Церкви проводились Вселенские Соборы — собрания епископов христианских общин со всей Церкви. Период с 325 г., когда был созван Первый Вселенский Собор, по 787 г. – время проведения Седьмого Вселенского Собора, называется эпохой Вселенских Соборов . Вселенский Собор — это единственный высший авторитет в Церкви по вопросам вероучения. На Вселенских Соборах был составлен единый для всей Церкви Символ веры и сформулированы основные истины (догматы) христианской веры, обязательные для усвоения всеми верующими. Первый Вселенский Собор был созван святым равноапостольным Константином в городе Никее в 325 году, чтобы разрешить несогласия, возникшие по поводу ереси Ария . Арий, пресвитер из Александрии, учил, что Господь Иисус Христос не был Богом; Арий утверждал, что Христос называется Сыном Божиим не потому, что Он Бог по природе, но как первое и совершеннейшее творение Божие, усыновленное Богу. Лжеучение Ария было отвергнуто, и утвержден был догмат единосущия Сына Божия с Богом-Отцом. Для того чтобы все христиане могли точно знать истинное вероучение, основные положения его были изложены в Символе веры. Второй Вселенский Собор был созван императором Феодосием I и состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 году. Собор был собран против ереси Македония , епископа Константинополя. Македоний отрицал божественную природу Святого Духа и называл Его тварью или силою; эту силу считал равно подчиненной и Отцу, и Сыну. Ересь Македония является одной из разновидностей арианства. Собор отклонил лжеучение Македония и дополнил Никейский Символ веры. Составленный на первых двух вселенских Соборах Символ веры стал называться Никео-Цареградски м. Третий Вселенский Собор состоялся в Ефесе в 431 году и был собран для обличения ереси Нестория . Последний утверждал, что Иисус Христос был только человеком, в котором, как в храме, обитал Бог. Несторий называл Иисуса Христа не Богочеловеком, а богоносцем, а Пресвятую Деву Марию – христородицей, а не Богородицей.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

12 Монофелитство, или единовольческая ересь, вызвавшая большие церковные смуты в VII в., явилась дальнейшим развитием монофизитства, осужденного на IV Вселенском Соборе (451). Монофизитство, или евтихианство, возникло в середине V века в Константинополе, где архимандрит одного из монастырей Евтихий в противоположность несторианской ереси, разделявшей в лице Иисуса Христа Божество и человечество, впав к крайность, утверждал, что в Иисусе Христе человеческое естество при ипостасном соединении было совершенно поглощено Божеским, и поэтому в Нем следует признавать только одну Божественную природу. Монофелиты, для примирения евтихианского учения с православным, подобно православным признавали в Иисусе Христе два естества (Божеское и человеческое), но подобно монофизитам допускали лишь одну волю (Божественную), обусловливаемую единством ипостаси. Монофелитство было осуждено VI Вселенским Собором в 680 – 681 гг. 13 Митрополит Вениамин цитирует здесь книгу: Скабалланович ?. Н. Христианские праздники. Рождество Пресвятой Богородицы. Киев, 1915. 14 Митрополит Вениамин говорит здесь о явлениях Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому и преподобному Серафиму Саровскому . В житиях преподобных Сергия и Серафима эти чудесные явления описываются следующим образом. 15 Несторий (после 381 – около 451), бывший архиепископом Константинопольским (428 – 431), учил, что от Девы Марии родился человек Иисус, с которым Бог Слово соединился Своею благодатию и обитал в нем, как в храме. Иными словами, воплощение Сына Божия Несторий считал простым обитанием Его в человеке Христе, а не соединением Божества и человечества в одном лице, в одном самосознании Богочеловека. Поэтому Несторий восстал против наименования Девы Марии Богородицей и называя Ее «Христородицей». На III Вселенском (Эфесском) Соборе (431) Несторий был осужден и предай анафеме. 16 Митрополит Вениамин говорит здесь о следующем эпизоде из жития преподобного Серафима Саровского . «До нашего времени дошли и такого рода сведения, из которых мы усматриваем не только пользу от прозорливости о. Серафима, но и объяснение тому, как этот дар действовал в нем. Раз пришли к о. Серафиму в монастырскую келию строитель Высокогорской пустыни иеромонах Антоний и приезжий из Владимирской губернии купец. Они вошли вместе. Строителя о. Серафим попросил сесть и подождать, а с купцом стал немедленно говорить. ...; По окончании беседы купец, настроенный к благочестию, поклонился старцу в ноги… и, прося молитв о. Серафима, вышел из его келии весь в слезах.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Несториане – последователи еретического учения – несторианства, возникшего в 30-е гг. V в. и распространившегося благодаря энергичной поддержке Нестория. По представлениям Н., Христос был человеком, который стал мессией, то есть на время, уже после своего Воплощения (рождения), соединил божественную и человеческую природу. С этой точки зрения мать Иисуса можно считать не Богородицей, а лишь «человекородицей». Рим в лице Папы Целестина I (422–432 гг.) и Александрия в лице теолога Кирилла Александрийского выступили против Н. Ересь была осуждена на Третьем Вселенском соборе в Эфесе в 431 г., но последователи ее сохранились на Востоке. Несторий (ок. 381–451 гг ) – выходец из Антиохии, епископ Константинополя в 429–431 гг., создатель ереси несториан. Находился под влиянием Антиохийской школы теологии, принижал божественное начало в Христе, считая, что Бог не мог родиться от плоти и страдать во плоти. После отлучения от Церкви был сослан императором Феодосием II (408–450 гг.) в аравийскую Петру, а потом в далекий ливийский оазис в Африке, где и умер. Неф (греч. «корабль») – 1) обычное название транспортного корабля; 2) основная часть базилики, предназначенная для молящихся. Н. представлялся византийцу видимым небом для христианской общины. Это было помещение для «верных». Н. строились как можно более протяженными, чтобы путь спасения был реально, физически ощутим. Прямоугольная форма церквей наподобие корабля должна была внушать верующим, что через море жизни может привести в небесное пристанище только церковь . Даже ритм рядов колонн, которыми отделялись друг от друга Н., отсчитывал, прежде всего, путь спасения: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Новый Завет от Иоанна: IX, 9). По мере спасения молящиеся распределялись в базилике, кто «у лучших столпов», кто только у входа. Обычно в храмах был центральный Н. и боковые по сторонам от него, отделенные рядами колонн или столбов. Н17;ка – 1) возглас, означавший с греч. «Побеждай», «Победа»; так члены цирковых партий и зрители на ипподроме обычно подбадривали своих возниц и приветствовали победителя; 2) название одного из мощных восстаний, которое произошло в Константинополе 11–18 января 532 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никита повел Созонта во Влахернскую церковь и, поставив в дверях, велел ему внимательно смотреть внутрь. В это время он увидел много священников, выходящих из алтаря, и между ними того, с которым он был во вражде. Тут оба, некогда враждовавшие, преклонили колена и испросили прощение друг у друга. Созонт благодарил св. Никиту и с радостью возвратился домой. Жил св. Никита в XII веке. Преподобный Феофан, исповедник и постник, жил в III веке. Родители его были язычниками. Крестившись еще в юношеских летах, он тайно от родителей удалился к одному пустыннику. Здесь старец научил Феофана отшельническим подвигам, и он после смерти старца 58 лет прожил в его пещере. У св. Феофана явилось желание проповедовать веру Христову между язычниками, и он, выйдя из своей пещеры, привлек ко Христу многих язычников. Немало оскорблений и побоев пришлось ему перенесть за проповедь от закоренелых язычников. Оставив апостольскую деятельность, св. Феофан еще 17 лет подвизался в пещере и мирно скончался около 300 года. Преподобный Иосиф Волоцкий или Волоколамский родился близ Волоколамска в 1440 г. учился в монастыре и был научен не только наукам, но и иноческому благочестию. Любимым занятием его было чтение псалмов Давидовых, любил он посещать храм, пищи принимал мало. 20-ти лет он поступил в монастырь. Сюда же поступил и престарелый и больной отец его. Св. Иосиф взял отца в свой келлию и 15 лет с редкой нежностью служил ему, сам кормил его, поднимал с постели и читал для него священные книги. «Не я тебе отец, а ты мне», – говорил старец-отец Иосифу. Впоследствии, в 1479 г. св. Иосиф основал свой монастырь. На иноков он возложил попечение о бедных и больных, для которых устроил особый дом. Святая жизнь Иосифа привлекла к нему многих, даже князей и бояр, которые избирали его своим духовным отцом, и он имел благодетельное влияние на них, убеждал быть милостивыми к бедным, снисходительными к рабам и иметь любовь во всем. Св. Иосиф известен как обличитель бывшей в его время ереси жидовствующих, т. е. при христианстве державшихся некоторых еврейских учений. Был на Соборе против этой ереси, в 1504 г. в Москве. Написал книгу против нее: «Просветитель». Преподобный скончался в 1515 г. От гроба его было много исцелений. Мощи св. Иосифа почивают под спудом в его монастыре. Третий Вселенский Собор был в 431 г. в г. Ефосе, при императоре Феодосии Втором, против лжеучения Нестория. Несторий был патриархом Константинопольским. Он учил, что Иисус Христос родился простым человеком, а Божество соединилось с Ним после, за святость Его жизни, и только обитало в Нем, как и в других пророках; потому Иисус Христос был не Богочеловек, а Богоносец, и Пресвятую Деву Марию должно называть не Богородицей, а Христородицей. На соборе было 200 святых отцов. Они осудили учение Нестория и определили, что в Иисусе Христе два естества: Божеское и человеческое, и со времени воплощения соединены они нераздельно, а Пресвятую Деву Марию именовать Богородицей, а не Хрнстородицей. 10-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Когда население Троады (пров. Геллеспонт, диоцез Асия) попросило свт. Аттика поставить им епископа, он направил туда того же Сильвана ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 37). Свт. Аттик также рукоположил епископа Никеи (пров. Вифиния, диоцез Понт) (Ibid. VII 25). В 421 г. имп. Феодосий II своим эдиктом попытался включить в юрисдикцию К-поля кафедры Вост. Иллирика (Македония и Дакия), до того объединенные в Фессалоникийский викариат в юрисдикции Римской Церкви (CTh. XVI 2. 45). Судя по всему, это решение было поддержано частью балканского епископата, тяготившейся властью Фессалоникийского архиепископа, однако вызвало сопротивление Римского папы Бонифация I и зап. имп. Гонория. В результате Римский престол сохранил балканские епархии в своей юрисдикции и привилегии архиепископа Фессалоники были вновь подтверждены ( Bonifacius I, papa. Ep. 13-14//PL. 20. Col. 774-779; Pietri. 1976. P. 1112-1119). Имп. Феодосий издал также эдикт, запрещавший поставление епископов в Кизике без согласия К-польского архиепископа. Впрочем, когда преемник свт. Аттика архиеп. Сисиний I (426-427) рукоположил для Кизика еп. Прокла, население города не приняло нового пастыря, утверждая, что в имп. эдикте (не сохр.) речь шла о персональной привилегии свт. Аттика, а не всех К-польских архиереев ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 28). После недолгого епископства Сисиния К-польскую кафедру занял сириец по происхождению Несторий (428-431). Его пребывание на престоле КПЦ первоначально ознаменовалось бескомпромиссной борьбой с еретическими общинами (особенно с македонианами) и в К-поле, и в различных областях М. Азии. Несторий призывал к гонениям против еретиков имп. Феодосия II. Однако ортодоксальность самого Нестория была поставлена под сомнение свт. Кириллом Александрийским, который, исходя из того что Несторий отказывался именовать Пресв. Деву Богородицей, изобличил его в ереси. Развернувшаяся богословская полемика привела к новому кризису всей Вселенской Церкви. Свт. Кирилл заручился поддержкой папы Римского Келестина I ; на его стороне выступила часть малоазийского епископата, в т.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Собор, созванный Кириллом в Александрии согласился с определениями Римского собора. Сверх того, Кирилл от имени собора отправил Несторию изложения 12 анафематизм, т. е. объявлений осуждения против двенадцати пунктов лжеучения. Несторий и его приверженцы отвечали на это обвинением с своей стороны Кирилла в ереси; спор ожесточался, а ересь, между тем, распространялась всё больше и больше. Тогда император Феодосий решился созвать новый (Третий) Вселенский Собор в г. Ефесе. Но и на соборе (открывшемся шестнадцатью днями позже назначенного срока – 7-го июня 431 г.) еретики одолевали и успели даже возбудить пробив Кирилла гнев императора... Дело в том, что собор открыл заседания, не дождавшись Иоанна, патриарха Антиохийского с еретиками епископами (прибывшими только 28 июня) и в отсутствии Нестория, который отказался являться на собор, ссылаясь на отсутствие Сирских епископов (на поддержку которых он рассчитывал). На этом соборе – под председательством святителя Кирилла – произнесено было осуждение ереси Нестория; но против постановлений этого собора, состоявшегося в отсутствии многих подлежащих лиц, протестовал и донёс императору представитель его, граф Кондидиан, вследствие чего император остановил действия собора. Патриарх Иоанн, при общем открытом восстании против Кирилла приверженцев Нестория, отказался от приглашения присутствовать при общем совещании и решил составить свой собор из 43-х епископов, на котором анафематизмы Кирилловы были признаны еретическими; Кирилл и Мемнон Ефесский объявлены лишёнными сана, как нарушители церковных и императорских постановлений. Между тем, к 10-му июля прибыли послы папские; Несторий был снова осуждён на соборе, защищавшем Кирилла, а Кирилл и Мемнон были освобождены от приговора после того, как Иоанн Антиохийский отказался дать объяснение о винах их, и на сам собор Иоанна произнесено осуждение. От императора, до которого долго не доходило сведений о делах на соборе, не получалось сначала никакого решения; окружённый ловкими приверженцами Нестория, он сам находился в недоумении.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Особенно занимали св. Льва ереси, сильно волновавшие тогда церковь . На Востоке были во всей силе несторианские споры, на Западе – пелагианские. Можно думать, что еще до II Вселенского собора (вероятно около 430–431 г.) св. Лев побудил Иоанна Кассиана писать в защиту православного учения против Нестория. Об этом говорит сам Кассиан в посвящении св. Льву своего труда: De incaranatione Christi contra Nestorium в следующих словах: «это твое дело, твое поручение, плод твоей скромности» (Migne, LV, 115). То обстоятельство, что св. Лев не сам выступил с опровержением ереси, а поручил это Кассиану, объясняется тем, что Кассиан, как ученик Златоуста, знавший хорошо положение дел на Востоке и пользовавшийся здесь известностью ученого и благочестивого человека, был бы более полезен, чем сам св. Лев. 4 При Сиксте (432–440) св. Лев пользовался не меньшим влиянием и значением, чем при его предшественнике. 5 Св. Лев продолжал неутомимо бороться с господствовавшими тогда ересями, что видно из следущего факта, рассказанного Проспером в его «хронике». В это время (439 г.), говорит Проспер, пытался прийти в общение с церковью Юлиан Екланский, тщеславнейший приверженец пелагианской ереси, которого мучило нетерпеливое желание получить утерянное некогда епископство. С этою целью он, показывая вид, что исправился, употреблял многие средства к обману. Но Сикст папа, убежденный диаконом Львом, деятельно предупреждал эти козни и не дал возможности осуществиться гибельным попыткам. Он таким образом заставил ликовать всех христиан по поводу отлучения обманчивого зверя (fallacis bestiae), как будто только тогда апостольский меч отсек эту надменнейшую ересь (Migne, LI, pars secunda 598). То всеобщее уважение, каким пользовался св. Лев при Сиксте всего яснее показывает поручение данное ему императором Валентинианом III примирить между собою полководцев Аэция и Альбина. Вражда Аэция и Альбина, готовая перейти в междоусобную войну, при тогдашнем положении Западной Римской империи, угрожаемой отовсюду со стороны варваров, могла иметь очень опасные последствия. С этим важным поручением св. Лев должен был отправиться «в далекое путешествие» – в Галлию, где в это время находились Аэций и Альбин. Св. Лев вполне оправдал возложенное на него поручение. «Это было его последним делом в сане диакона». Во время путешествия св. Льва в Галлию умер папа Сикст III. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Историческая ситуация. Причиной созыва Собора было учение Нестория (с 428 занимавшего кафедру К-поля), тесно связанное с антиохийской христологией (см. ст. Несторианство). Отказ Нестория называть Приснодеву Марию Богородицей (Θεοτκος) стал причиной споров поначалу в К-поле, а затем и на всем востоке империи. Особенную остроту ситуация приобрела после вмешательства свт. Кирилла Александрийского, неоднократно отмечавшего как в своих письмах к Несторию, так и в др. работах еретический образ его высказываний и обратившего внимание папы св. Келестина на новую ересь. Догматический спор осложнялся церковно-политическим соперничеством между К-польской и Александрийской кафедрами. Римская Церковь, следуя традиц. линии на поддержку Александрии в борьбе против ереси, на своем Соборе (авг. 430) осудила учение Нестория и поручила свт. Кириллу довести до его сведения решение: в 10-дневный срок после получения соборного определения Несторий должен был отречься от ереси, в противном случае он будет низложен (ACO. T. 1. Vol. 2. P. 12; ДВС. Т. 1. С. 172). В дополнение к этому Собор в Александрии (нояб. 430) утвердил особое послание к Несторию (Το Σωτρος) (ACO. T. 1. Vol. 1 (1). P. 33-42; ДВС. Т. 1. С. 191-199), составленное свт. Кириллом, в к-ром в форме 12 анафематизмов высказывалось правосл. учение о воплощении Бога Слова. Этот документ у мн. представителей антиохийской школы (см. ст. Богословские школы древней Церкви) по причине нек-рой терминологической неопределенности богословского языка возбудил подозрения в принадлежности его автора к ереси аполлинарианства. Упреждая своих догматических противников, Несторий потребовал от императора созыва Вселенского Собора для разрешения возникшего спора. Имп. Феодосий II указом (сакрой от 19 нояб. 430, текст: ACO. T. 1. Vol. 1 (1). P. 114-116; ДВС. Т. 1. С. 210-211) назначил Собор в г. Эфесе на Пятидесятницу (7 июня 431). Император предписывал, чтобы из каждой провинции империи на Собор прибыл митрополит «с немногими епископами». Особые приглашения были направлены выдающимся церковным деятелям на Востоке и Западе: Акакию, еп. Веррийскому, прп. Симеону Столпнику и блж. Августину (уже скончавшемуся в авг. 430) (CPG, N 8653; ACO. T. 1. Vol. 1 (1). P. 112). За порядком на Соборе император поручил следить комиту Кандидиану с условием, чтобы он «не вмешивался в исследование о догматах»; в его обязанности входило не допускать беспорядков в городе и не отпускать участников до окончания Собора (ACO. T. 1. Vol. 1 (1). P. 120; ДВС. Т. 1. С. 213).

http://sedmitza.ru/text/758843.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010