Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Отцы III Вселенского собора, свтт. - житие III Вселенский Собор состоялся в 431 году в городе Ефесе (Малая Азия) в царствование императора Феодосия Младшего (408 - 450). Собор был созван для рассмотрения Церковью лжеучения Константинопольского патриарха Нестория (428 - 431). Вопреки догматам Вселенской Церкви, Несторий осмелился утверждать, что Сын Божий, Иисус Христос, имеет не одно Лицо (Ипостась), как учит Святая Церковь, а два разных лица - одно Божеское, а другое человеческое. Относительно же Божией Матери он нечестиво утверждал, что Ее следует именовать не Богородицею, а Христородицею. Ересь Нестория восставала на один из основных догматов христианской веры - на догмат о Богочеловечестве Господа нашего Иисуса Христа, так как согласно лжеучению Нестория Иисус Христос родился простым человеком, а затем за святость жизни с ним соединилось Божество, которое обитало в Нем. Этим богохульным учением Нестория враг рода человеческого диавол пытался подорвать веру христиан в то, что Предвечный Бог Слово, Сын Божий, действительно воплотился от Пречистой Богородицы, стал Человеком, искупил Своими страданиями и смертью род человеческий от рабства греху и смерти, славным воскресением попрал ад и смерть и открыл верующим в Него и стремящимся жить по Его заповедям путь в Царство Небесное. Еще задолго до созыва Вселенского Собора еретика Нестория пытался неоднократно вразумить святой Кирилл, патриарх Александрийский, в своих письмах разъяснял ошибочность его суждений, но Несторий упорно держался своего лжеучения. Святитель Кирилл писал об опасности возникшей ереси папе римскому Целестину и другим православным епископам, которые тоже пытались вразумить Нестория. Когда же стало ясно, что Несторий продолжает держаться своего лжеучения и оно стало широко распространяться, православные архиереи обратились к императору Феодосию Младшему за разрешением на созыв Вселенского Собора. Собор был назначен на день Святой Троицы, 7 июня 431 года. На Собор прибыло 200 епископов. Прибыл в Ефес и Несторий, однако, несмотря на то, что отцы Собора трижды обращались к нему с предложением явиться на заседания Собора, он так и не явился. Тогда дело о ереси отцы начали разбирать в отсутствие еретика. Заседания Собора продолжались с 22 июня по 31 августа. На Ефесском Соборе присутствовали такие прославленные отцы Церкви, как святители Кирилл Александрийский, Ювеналий Иерусалимский, Мемнон Ефесский (папа Римский, святитель Целестин, из-за болезни не смог приехать, но прислал легатов). III Вселенский Собор осудил ересь Нестория и подтвердил православное учение о том, что следует исповедовать в Господе Иисусе Христе Одно Лицо (Ипостась) и два естества - Божеское и Человеческое, а Пречистую Матерь Господню восхвалять как Приснодеву и истинную Богородицу. В руководство Церкви святые отцы Собора издали 8 правил и " Двенадцать анафематизмов против Нестория " святителя Кирилла Александрийского.

http://pravicon.com/info-3112

Соборы созывались, по возможности, со всей вселенной, то есть из всех стран, где были христиане. 31 мая. ПРАВМИР. Церковь чтит память святых отцов семи Вселенских Соборов. Соборы (собрания) епископов — пастырей и учителей Церкви собирались, по примеру святых апостолов, для борьбы с ересями и для указания всем христианам, как правильно, православно веровать. Так святые апостолы собрались на Собор в Иерусалиме (Апостольский Собор в 51 году), когда нужно было решить вопрос: следует ли христианам из язычников исполнять обрядовый закон Моисеев, так и отцы Церкви, т.е. епископы, которым апостолы передали свою власть (через преемственное рукоположение), собирались на Соборы, когда появлялось какое-либо учение, противное вере Христовой. Соборы созывались, по возможности, со всей вселенной, то есть из всех стран, где были христиане. Такие общие соборы (со всего христианского мира), утверждавшие истину Христову под воздействием Духа Святого и принятые всей Церковью Христовой, называются Вселенскими Соборами. Православная Церковь признает семь Святых Вселенских Соборов: Никейский I (325 год, против ереси Ария); Константинопольский I (381 год, против ереси Македония); Ефесский (431 год, против ереси Нестория); Халкидонский (451 год, против ереси монофизитов); Константинопольский II (553 год, «О трех главах»); Константинопольский III (680-681 годы, против ереси монофелитов); Никейский II (787 год, против ереси иконоборцев). Вселенские Соборы обычно собирались в самые сложные исторические периоды жизни Церкви, когда волнения в христианском мире ставили православный народ перед выбором. Могучая эпоха Вселенских Соборов от IV до VIII столетия выработала те догматы и те законы, которые непререкаемо совершаются в нашей Церкви по сегодняшний день. На первом и втором Вселенских Соборах составлен Символ Веры. Символ веры есть краткое изложение всей христианской, православной веры. Его должен знать каждый православный христианин. Он поется на Божественной Литургии. Седьмой Вселенский Собор защитил и утвердил почитание святых икон.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

   То, что блаженный Августин был на Западе наиболее бескомпромиссным противником ереси Пелагия, отрицавшего необходимость Божией благодати для спасения, знает каждый; но немногим, кажется, известно, что святой Кассиан (учению которого было дано современными римо-католическими учеными весьма несправедливое название «полу-пелагианства») сам был не менее горячим противником Пелагия и его учения. В своем последнем труде «Против Нестория» , преподобный Кассиан тесно связывает учения Нестория и Пелагия, осужденных III Вселенским Собором в Ефесе в 431 году и яростно обрушивается на них обоих, обвиняя Нестория, говоря: «Ты покрыл себя такими злыми и богохульными нечестиями, что кажешься в своем безумии превосходящим даже самого Пелагия, который превзошел почти всех в нечестии» («Против Нестория», V, 2). В этой книге преподобный Кассиан также подробно цитирует документ пелагианского пресвитера Лепория Иппонского, в котором последний публично отрекается от ереси; этот документ, по утверждению преп. Кассиана, содержит «исповедание веры всех кафоликов» как противное пелагианской ереси. Он был принят африканскими епископами (включая Августина) и был, вероятно, написан самим Августином, которому Лепорий обязан своим обращением («Против Нестория», 1, 5—6). В другом месте этой книги (VII, 27) св. Кассиан цитирует блаженного Августина как одного из святоотеческих авторитетов для себя в области учения о Воплощении (хотя и с оговоркой, которая будет упомянута ниже). Несомненно, в защите Православия, в особенности от пелагианской ереси, свв. Кассиан и Августин были на одной стороне, и в этой защите они расходились лишь в деталях.    Фундаментальной ошибкой Августина была его «переоценка» роли благодати в христианской жизни и «недооценка» роли свободной воли. Он впал в это заблуждение, как прекрасно сказал архиепископ Филарет, руководствуясь собственным опытом обращения, воспринятым со сверхлогизмом латинского склада ума, побудившим его попытаться определить эту проблему чересчур точно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3878...

Неоднократно святитель Кирилл обращался с жалобами на несправедливость к императору Феодосию Младшему (408–450). С большим трудом, спустя долгое время ему удалось достигнуть смещения епарха и изгнания иудеев из города. Но более всего святитель Кирилл приобрел известность как защитник Православия в борьбе с возникшей в те годы ересью Нестория. Несторий, пресвитер Антиохийской Церкви, в 428 году был избран на патриарший престол Константинополя. Он пользовался репутацией аскета и вообще человека добродетельного и твердого в Православии. Однако, став патриархом, Несторий начал проповедовать лжеучение о том, что во Христе Божество и человечество соединены не ипостасно, следовательно, Дева Мария родила лишь человека Иисуса, в котором Божество обитало как в храме. Поэтому Несторий особенно сильно восставал против наименования Пресвятой Девы Богородицей, утверждая, что ее следует называть Христородицей. Святитель Кирилл весьма энергично выступил в защиту Православного вероучения против ереси. Сначала он написал самому Несторию послание в доброжелательном тоне, побуждая отказаться от еретического заблуждения. Потом были написаны послания Константинопольскому клиру, императору Феодосию и его семье, Папе Римскому Целестину  и другим Патриархам, а также послания в некоторые монастыри. Между тем Несторий стал подвергать открытому гонению православных, а один из его сторонников, епископ Дорофей с церковного амвона предал анафеме тех, кто называл Деву Марию Богородицей. Из-за широкого распространения ереси Нестория император Феодосии был вынужден созвать в 431 году в Ефесе Третий Вселенский Собор. На Собор прибыло около 200 епископов, в том числе и святитель Кирилл с 50 епископами Египта. Несторий не соглашался на открытие Собора, ожидая епископа Иоанна Антиохийского и других 16 епископов Сирии. Однако Собор все же стал проводить свои заседания; председательствовал на нем святитель Кирилл. Лжеучение Нестория было рассмотрено и осуждено. Однако Несторий не подчинился, он созвал свой лжесобор вместе с сирийскими епископами и на нем провозгласил святителя Кирилла «еретиком».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архиерейский С. – собрание всех правящих архиереев Поместной Церкви, а также викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами, для решения каких–либо церковных вопросов. 2. Поместный С. – собрание всех архиереев Поместной Церкви, представителей белого духовенства, монашества и мирян для решения важнейших церковных вопросов (избрания Патриарха и др.). 3. Вселенский С. – собрание представителей Поместных Церквей для решения вероучительных и канонических вопросов. Вселенских С. было семь: I Никейский (325 г., против ереси Ария), II Константинопольский (381 г., против ереси Македония; на I и II Вселенских С. был принят Символ веры ); III Ефесский (431 г., против ереси Нестория), IV Халкидонский (451 г., против ереси монофизитов), V Константинопольский (553 г., «О трех главах»), VI Константинопольский (680–681 гг., против ереси монофелитов); VII Никейский (787 г., против ереси иконоборцев). Церковь почитает святых отцов Вселенских С., установивших основные догматы христианской веры и церковные каноны . Собор святых – группа святых, объединенных по какому–либо признаку и имеющих в календаре общую память. Раньше других (до V в.) было установлено празднование С. двенадцати апостолов (30 июня ст. ст.); наряду с ним Церковь празднует С. семидесяти апостолов (4 января ст. ст.), С. вселенских учителей и святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о (30 января ст. ст.), память святых отцов каждого Вселенского С. в отдельности (кроме IV), а также общую память отцов семи и шести Вселенских С. В последние десятилетия в календаре Русской Церкви появились праздники С. святых отдельных епархий (С. святых Белорусских, Брянских, Владимирских, Волынских, Воронежских, Ивановских, Казанских. Карельских, Кольских, Костромских, Крымских, Московских, Новгородских, Псковских, Радонежских, Ростово–Ярославских, Рязанских, Санкт–Петербургских, Сибирских, Смоленских, Соловецких, Тамбовских, Тверских, Тульских, Эстонских), особо почитаемых обителей (С.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Когда начались на Востоке споры из–за учения Нестория и Кирилл Александрийский обратился к папе Целестину, последний, не бывший сам богословом и не могший, кроме того, составить вполне ясное представление об обстоятельствах спора при слабом знании в то время греческого языка на Западе, всецело положился на Кирилла. Проживавший в то время в Константинополе Марий Меркатор взял затем на себя (после 431 г.) обязанность перевести в полемических целях на латинский язык важнейшие относившиеся к спору документы, сопроводив их своими замечаниями (ed. Garnobi, 1673; Baluxe, 1684) (Символ Феодора Мопсуэстийского с опровержением проповеди Нестория; анафематизмы Кирилла и антианафематизмы Нестория с замечаниями; Марию принадлежат, сверх того, две записки против пелагиан). Марий вполне примыкает при этом к Кириллу (πσιασις — substantia). По просьбе римского архидиакона Льва он написал в 430–431 гг. (до III Вселенского собора) опровержение против Нестория в 7 книгах — De incarnatione Domini. Иоанн Кассиан (435 г.) противопоставлял ереси Антиохийский символ и изречение отцев (между прочим, и Иоанна Златоуста, своего учителя). Осуждение на III Вселенском соборе несторианства, поставляемого в связь с пелагианством, дало повод Просперу Аквитанскому написать в 431–432 гг. в стихах Epitaphium Nestorianae et Pelagianae haereseon иронического тона. В 434 г. Викентий Лиринский осуждение Нестория на соборе, на основании опровергающего его согласного между собой учения отцев, рассматривал подробно во второй половине своего «Коммонитория», как пример приложения к делу общего, разъясняемого им правила для определения истинного церковного учения (universitas, antiquitas, consensio). Христологическое учение, при ссылках на Ефесский собор и св. Кирилла, излагается в западных терминах (unus… idemque Christus in utraque substantia; Deus per personam homo factus) (Vinc. Comm. I, 13 и 14). Если представители Запада могли осудить Нестория и его учение вполне согласно с традициями самой же Западной церкви, поскольку единство субъекта во Христе всегда более или менее предполагалось западными писателями, то все–таки западному воззрению более свойственным было утверждать другую сторону в догмате о Воплощении — двойство природ Богочеловека и их неизменяемость. Это приближало их уже к тенденциям Антиохийской школы и ее христологии. И когда наступило время борьбы с монофизитством как крайностью александрийского направления, Запад заявил свое мнение с гораздо большей определенностью и энергией, чем в эпоху несторианского спора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Отличительным общим признаком всех проповедей св. Кирилле Александрийского , написанных в период времени от 431 до 444 года, служит то, что все они так или иначе касаются несториевой ереси, т. е. или прямо направлены против неё, или развивают догматы , отвергаемые этой ересью, или просто упоминают о ней, – между темь как характерным признаком проповедей предыдущего периода является отсутствие всякого упоминания и намека на эту ересь. Большую часть проповедей составляют проповеди 431 года, именно произнесенные в Ефесе, а потому и называемые Ефесскими, меньшую – в Александрии по поводу переговоров с восточными и прочее. Первое место между Ефесскими 127 проповедями принадлежит по нашему мнению проповеди под номером 11– м, надписывающейся: «похвальное слово св. Марии Богородице“ ( ϒ χμιον ες τν ϒ αν М αραν τν θεοτχον). Что означенная проповедь сказана в Ефесе, на это указывают с несомненностью такие, например, выражения: «радуйся город Ефесян, ставший еще более морским, потому что вместо земных гаваней к тебе пришли ангельские и небесные пристани! Радуйся азийского округа украшение“ и пр. (р. 1032) Далее, проповедник в этом похвальном слове и не только выражает свою радость о благополучном прибытии епископов целыми и невредимыми, хвалит красоту сонма их и причиною их счастливого, именно морского, пути и прибытия ставит невидимую помощь и охрану покровительницы Ефеса – Божией Матери, а так же Иоанна Богослова, но не делает прямых указаний на какие – нибудь происшествия в Ефесе, случившиеся в промежуток времени от 5-го июня но 30 октября, значит, проповедь была произнесена ранее всех Ефесских событий 431 года. – некоторые, однако, думают, что указанная проповедь была сказана перед отъездом Кирилла из Ефеса (т. е. около 25 – 30 октября) в церкви святого Иоанна Богослова (Порфирий Попов, в приб. к твор. ев. оо. т. 13-й, стр. 283-я). но, как мы уже сказали, против такого мнения говорит все содержание беседы, имеющее в виду пастырей, только что и притом благополучно прибывших, и прибывших именно морем, так что можно думать, что речь в проповеди обращена была специально к египетским епископам, приехавшим на собор вместе с Кириллом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

785 Ине, представитель боковой ветви королевского рода, правил Уэссексом в 688-726 гг. 786 В скобках приводится нумерация глав в рукописях группы С. 787 Примерно 390 км2. С тех пор часть острова была затоплена морем. 788 С конца VI в. островом правила династия наследственных королей или элдорменов, основателями которого были Виктгар и Стуф. Арвальд-ее последний представитель. 789 У Беды At Lapidem; возможно, местечко Стоунхем в графстве Хэмпшир. 790 Имеется в виду небольшой монастырь Редбридж, закрытый в XVI в. Об аббате Кинеберте ничего не известно. 791 Ныне пролив Те-Солент. 792 Река Хэмбл в графстве Хэмпшир. 793 Имеется в виду монофизитство, отрицавшее сосуществование во Христе божественной и человеческой сущностей. Создателем этой ереси был константинопольский архимандрит Евтихий, живший в первой половине V в. Монофизитство было осуждено Константинопольским собором 448 г. и Халкидонским собором 451 г., однако продолжало сотрясать восточную церковь до конца VI в. В конце концов его сторонники создали самостоятельные церкви- коптскую в Египте и яковитскую в Сирии). 794 17 сентября 679 г. 795 Ныне Хэтфилд в графстве Хертфордшир. 796 Перечисляются пять вселенских соборов: Никейский 325 г., Константинопольский 381 г., Эфесский 431 г., Халкидонский 451 г., Константинопольский 553 г. 797 Македоний-епископ Константинополя в 342-361 гг. Евдоксий был его преемником в 362-370 гг. Оба они придерживались арианских взглядов. 798 Несторий, епископ Константинополя в 428-431 гг., был основателем несторианства-ереси, отрицавшей божественную природу Христа. 799 Этот собор осудил приверженцев монофизитства-Феодора, епископа Мопсуэстии, Феодорита, епископа Кирр, и Иву, епископа Эдессы. Их обвинили в противоречии взглядам известного отца восточной церкви Кирилла Александрийского (ум. 444 г.), хотя реально он выступал против несторианства и по некоторым вопросам солидаризировался с монофизитством. 800 Имеется в виду Первый Латеранский собор 649 г. под председательством римского папы Мартина I, направленный против монофелитской ереси. Император Константин (Констант) II правил в 641-668 г. Епископы называют его «благочестивейшим», хотя он был сторонником монофелитства и после собора сослал папу Мартина в Крым, где тот и умер.

http://sedmitza.ru/lib/text/440847/

Память святых отцов Шести Вселенских Соборов совершается в воскресение перед или после 16 июля. В девятом члене Никео-Цареградского Символа веры , определенного святыми отцами Первого и Второго Вселенских Соборов, мы исповедуем веру в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . В силу соборности Церкви высшим органом ее на земле, имеющим полномочия решать главные вопросы жизни, является общецерковный, или Вселенский, Собор, созывающий архипастырей и пастырей Церкви, представителей всех Поместных Церквей, из всех стран ойкумены (Вселенной) – со всего, охваченного евангельским благовестием, мира. Православная Церковь признает семь Святых Вселенских Соборов: Никейский I (он же – Вселенский I; память 29 мая и, переходящая, в Неделю 7-ю по Пасхе), созванный в 325 году против ереси Ария в городе Никее (ныне Измир, Турция), при святом равноапостольном Константине Великом ; Константинопольский I (Вселенский II; память 22 мая), созванный в 381 году против ереси Македония, при императоре Феодосии Великом; Ефесскни (Вселенский III; память 9 сентября) – в 431 году против ереси Нестория, в городе Ефесе, при императоре Феодосии Малом; Халкидонский (Вселенский IV; память 16 июля) – в 451 году против ереси монофизитов, в городе Халкидоне, в царствование императора Маркиана; Константинопольский II (Вселенский V; память 25 июля) – «О трех главах», состоялся в 553 году, при императоре Юстиниане Великом ; Константинопольский III (Вселенский VI; память 23 января) – в 680–681 годах против ереси монофелитов, при императоре Константине Погонате; Никейский II (Вселенский VII; память переходящая: в воскресение, ближайшее к 11 октября), собрался, как и Первый Собор, в Никее в 787 году против ереси иконоборцев, при императоре Константине VI и матери его Ирине (сведения о Соборах помещены также в дни их памяти). Каждый из предшествующих Вселенских Соборов утвержден последовательно в таковом достоинстве следующим по времени Вселенским Собором (за исключением Никейского II, который признан Седьмым Вселенским не на Вселенском, а на Поместном Константинопольском Соборе в 879–880 годах). Этим объясняется установление литургического празднования святым отцам Шести Вселенских Соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

117 См. также письмо на с. 106–107. – Прим. сост. (См. сноску 97 – примечание электронной редакции). 119 Вопрос о действенности крещения через обливание при приеме в Православие от католичества был поднят о статье Палмера (см. о нем прим. на с. 485). – Прим. сост. (См. сноску 492 примечание электронной редакции). 124 Неофит (Соснин, † 1868), епископ, впоследствии архиепископ Пермский и Верхотурский. Филофей (Т. Г. Успенский, 1808–1882), епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий. – Прим. сост. 126 Михаил (М. М. Десницкий, 1762–1821), митрополит Петербургский и Новгородский, почитаемый святителем Филаретом архипастырь. Речь идет о труде «Беседы, объясняющие церковное богослужение для простого народа». – Прим. сост. 127 Лаодикийский Собор (363–364 ?) принял правила, касающиеся различных подробностей богослужебного чина, дисциплины клира и пр. – Прим. сост. 128 Левисон, бывший раввин, под влиянием книги А. Н. Муравьева «Письма о богослужении» принявший Православие, преподававший в СПбДА, а позже находившийся при Русской духовной миссии в Иерусалиме. Одно время увлекался идеей построения тысячелетнего царства Христова на земле. – Прим. сост. 129 Об обер-прокуроре графе Протасове, скоропостижно скончавшемся 16 января 1855 г. – Прим. сост. 130 Ефесский, Третий Вселенский Собор (431) созван против неправославного учения Нестория, патриарха Константинопольского (428–431), о Божией Матери. Иоанн, патриарх Антиохийский (423–440), сторонник Нестория. Кирилл, архиепископ Александрийский (412–444), главный защитник Православия против ереси Нестория. Прокл, патриарх Константинопольский (436–446), один из близких свт. Иоанну Златоусту людей и первый обличитель неправославных взглядов Нестория. – Прим. сост. 131 Амвросий (А. И. Подобедов, 1742– 1818), митрополит Новгородский и С.-Петербургский. – Прим. сост. 133 Сергей Николаевич Муханов (1796–1858), московский обер-полицмейстер, тайный советник, генерал-майор. Впоследствии губернатор Харьковской (1840–1849) и Орловской (1849–1851) губерний. Первый председатель Харьковского благотворительного общества. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010