В Константинополе в это время архиепископом был Несторий, ученик антиохийской школы, человек тоже очень образованный и решительный. Он вызвал очень большое смущение в Церкви, начав проповедовать, что Спаситель был простым человеком, в котором обитал Бог. Согласно со своим учением, он называл Богородицу – Христородицей. Учение Нестория было отчасти возобновлением аполлинаризма (ереси, утверждавшей, что у Христа только ум был божественный), а отчасти и арианства. Противоположение двух богословских школ, – антиохийской и александрийской, было всегда сильно. Тогда как александрийцы разрабатывали учение о божественной природе Спасителя, антиохийцы богословствовали о человеческой природе Христа. Обе школы были традиционны, но антиохийская часто порождала односторонние толкования догмата о Богочеловечестве. Св. Кирилл Александрийский с необыкновенной резкостью выступил против утверждений Нестория и, после переписки с ним и римским епископом, добился созыва Вселенского Собора в Эфесе в 431 году. Не дожидаясь прибытия епископов из Антиохии и делегатов из Рима, александрийцы и часть представителей от Палестины и Константинополя вынесли осуждение Несторию и низложили его. Антиохийцы по своем прибытии в Эфес составили свой собор и низложили св. Кирилла. Положение казалось безвыходным, но после прибытия римских делегатов и представителей других стран, антиохийские епископы остались в меньшинстве, и собор в новом собрании подтвердил решение о низложении Нестория. Несмотря на это постановление, разделение между антиохийской Церковью и другими Церквами продолжалось и, только благодаря трудам св. Кирилла, который в своих переговорах с арх. антиохийским Иоанном показал себя исключительно миролюбивым, был подписан акт об единстве. После собора был поднят вопрос о том, подлежат ли осуждению те писания Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуетского, на которые ссылался арх. Несторий и которые были приняты в армянской Церкви, как соответствующие православной традиции. Вопрос этот пока не был разрешен, но патриарху цареградскому Проклу удалось сохранить армянскую Церковь в общении с другими Церквами.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Св. Ювеналий был поставлен патриархом при Феодосии Младшем (408–450). Он замечателен был своею борьбою против ереси Нестория, которая в его время волновала церковь . Для ограждения церкви от ложного учения собран был третий вселенский собор в Ефесе (431 г.). На соборе св. Ювеналий вместе с знаменитым Кириллом александрийским защищал православное учение. Ересь была осуждена и еретики отлучены от церкви. В царствование императора Маркиана (450–457) церковь была взволнована новою ересью Евтихия и Диоскора. Силы еретиков были весьма значительны. Сначала св. Ювеналий, уступая насилию, согласился было на некоторые требования еретиков, но потом с новою силою противостал их учению на четвертом вселенском соборе в Халкидоне (451 г.). Св. Ювеналию, вместе с другими епископами, поручено было составить определение веры. По возвращении в Палестину, он на некоторое время лишился патриаршего престола, который был захвачен одним из последователей Евтихия, нашедшим себе могущественных покровителей. Имя этого еретика было Феодосий. Его правление отличалось жестокостью. Православные, среди которых были такие знаменитые подвижники, как пр. Евфимий Великий (20 января), Феодосий Великий (11 января), пр. Герасим (4 марта), молили Бога спасти церковь от еретика патриарха. Те, которые осмеливались возвышать свой голос против ереси, подвергались мукам и смерти. Наконец, сам император решился избавить иерусалимскую церковь от Феодисия, и Ювеналию вновь возвращен был патриарший престол, который он и занимал с честью. Современник св. Ювеналия, еп. селевкийский Василий , так отзывается о нем: «ныне украшает славный и знаменитый престол Иакова епископ Ювеналий; в нем совмещаются: учение, нравы, жизнь, чистота, слава и благочестие Иакова» (Четьи-Минеи). Явление иконы Пресв. Богородицы Ахтырская Ахтырская икона Богоматери найдена была в 1739 г. в г. Ахтырке, Харьковской епархии, священником Покровской церкви Василием Даниловым, во время кошения им травы в огороде. Священник поставил икону в своем доме, но чудесные исцеления болящих, прибегавших к этому образу, заставили священника поставить икону в храм для всенародного поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святитель Иувеналий (Ювеналий), Патриарх Иерусалимский Святитель Иувеналий (Ювеналий), Патриарх Иерусалимский, занимал престол Святого Града с 420 по 458 год. В это время мир озаряли великие светильники Церкви: преподобные Евфимий Великий († 473; сведения о нем помещены 20 января), Симеон Столпник († 459; сведения о нем - 1 сентября), Герасим Иорданский († 475; сведения о нем помещены 4 марта) и многие другие. Святой Ювеналий был другом и собеседником преподобного Евфимия Великого. Во время первосвятительства святого Патриарха Ювеналия Восточная Церковь была волнуема опасными лжеучениями, против которых он восставал с пастырской ревностью, сберегая Христово стадо. В 431 году в городе Ефесе был созван III Вселенский Собор, осудивший ересь Нестория, восставшего против православного исповедания Божественной природы Иисуса Христа. На Соборе председательствовал святитель Кирилл, Патриарх Александрийский († 444; память 9 июня), и в числе его единомышленников был святой Патриарх Ювеналий. В 451 году в городе Халкидоне собрался IV Вселенский Собор для обличения новой ереси - евтихианской (монофизитской), учившей, что человеческая природа во Христе была полностью поглощена Божественной. Святые отцы, среди которых был святитель Ювеналий, осудив ересь Евтихия, утвердили православное исповедание о соединении в Господе Иисусе Христе обоих естеств - Божеского и человеческого - нераздельно и неслиянно. Однако еретики продолжали смущать умы христиан. Во главе лжеучителей стоял Феодосий, который, склонив на свою сторону проживавшую в Иерусалиме вдову императора Феодосия Младшего († 450) Евдокию, требовал, чтобы Патриарх Ювеналий высказал порицание постановлению Халкидонского Собора, то есть отказался от православного догмата о двух естествах во Христе. Святейший Ювеналий не согласился на предательство Истины, но мужественно исповедал Халкидонский догмат перед еретиками. Феодосий и его сторонники низложили святого Ювеналия с патриаршего престола. Святитель удалился в оплот Православия - Константинополь, к святому Патриарху Анатолию (449-458; память 3 июля) и императору Маркиану. Еретик Феодосий, при поддержке императрицы Евдокии, занял патриарший престол в Палестине, но лишь на 20 месяцев. Император Маркиан, уважавший святого Ювеналия, добился восстановления его в патриаршем достоинстве, и Патриарх-исповедник возвратился в Иерусалим. Много трудов приложил святой для восстановления церковного мира. По вразумлению преподобного Симеона Столпника, императрица Евдокия покаялась пред святителем и вернулась в церковное общение с православными. Вслед за ней возвратилась и большая часть совращенной еретиками иерусалимской паствы. Устранив мятежные ереси и установив церковное единомыслие и благолепие. Патриарх Ювеналий мирно скончался среди верной паствы, потрудившись в святительском сане 38 лет. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/910057.htm...

Но более опасными были те иудеи, которые, покровительствуемые правителем Александрии Орестом, постоянно устраивали мятежи и заговоры против христиан, часто посягали на их жизнь. После устроенного иудеями массового избиения христиан, святитель Кирилл с оставшимися в живых сподвижниками изгнал из города врагов веры Христовой. Через некоторое время он добился у императора Феодосия Младшего (408–450) отстранения от власти Ореста и наказания виновных. Просвещенный и ревностный пастырь Александрийской Церкви неустанно проповедовал Слово Божие, изъяснял своей пастве Священное Писание. Тогда же им были написаны некоторые догматические сочинения, например, толкование на Евангелие Иоанна, несколько книг о Святой Троице, сочинения о поклонении Богу в духе и истине, «Глафира, или сокровенные мысли пятокнижия». В 429 году в монастырях египетской пустыни распространилась ересь Нестория (Константинопольский Патриарх с 429 по 431 год). Несторий утверждал, что Пресвятую Деву не следует называть Богородицей, так как она родила не Бога, а Человека, Который через наитие Святого Духа стал Христом, т. е. помазанником Божиим, и Слово Божие пребывало с Ним в особом нравственном или относительном соединении. Он называл Богородицу сначала «Человекородицею», но так как это вызвало всеобщее негодование, то в виде компромисса Несторий предложил новое название «Христородица». Православным христианам было ясно, что речь шла не о терминологии, а об основах христианской догматики, а именно о догмате Боговоплощения. Когда молва о новой ереси достигла египетских пустынь, монахи стали приходить к святому Патриарху Кириллу, требуя от него защиты Православия. Святитель Кирилл обнародовал послание «К отшельникам», в котором, не называя имени Нестория, осуждал его мнение. Затем он отправил несколько увещевательных посланий к самому Несторию, содержавших обширный трактат о догмате Боговоплощения. В то же время он написал письма к императору Феодосию, поддерживавшему ересь, и к его сестрам. Для просвещения народа святитель написал «Пять книг против Нестория». В Александрии был созван Поместный Собор, обличавший несторианство. Однако Несторий не внял вразумлению святого Кирилла и в свою очередь написал ряд посланий, защищавших свое учение и обвинявших в ереси святого Кирилла. Споры и раздоры между ними приобрели настолько острый характер, что император Феодосии, по просьбе обеих сторон, объявил о созыве Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Второй Вселенский Собор издал семь правил дисциплинарного характера, среди которых самые важные: о незыблемости канонических территориальных границ между Церквами (2), о критериях, которым должно соответствовать лицо, обращающееся с жалобой на епископа в церковный суд (6), и о разновидностях присоединений к Церкви из ереси и раскола в зависимости от заблуждения присоединяющегося (7). Третий Вселенский Собор (Эфесский) Третий Вселенский Собор был созван императором Феодосием II в Эфесе в 431 году в связи с ересью Константинопольского патриарха Нестория. Несторий искажал учение Церкви о воплощении Сына Божия, разделяя в Нем соединение двух естеств и называя Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей. На Соборе было 200 отцов, большей частью восточных, которые осудили учение Нестория и предали его самого анафеме. Третий Вселенский Собор издал восемь правил. Первые шесть из них касаются прещений для епископов и клириков, приверженных к ереси Нестория и Целестия (пелагианство), 7е содержит запрещение вносить изменения в Никейский символ веры , а 8е утверждает автокефалию Кипрской Церкви. Четвертый Вселенский Собор (Халкидонский) Четвертый Вселенский Собор состоялся в 451 году в Халкидоне, в Вифинии. Он был созван императором Маркианом и императрицей Пульхерией для осуждения ереси Евтихия, который, в противоположность Несторию, учил об одном естестве Сына Божия, в Котором, как считал Евтихий, человеческое естество было совершенно поглощено Божеством. Число участников этого Собора было особенно большим – 630 епископов, которые осудили Евтихия. Известно 30 правил Четвертого Вселенского Собора. Важнейшие из них посвящены дисциплине клириков, монахов и мирян. Так, клирикам запрещается переходить из одной епархии в другую, а также числиться одновременно на двух местах службы; рукоположения духовных лиц без назначения на определенное место службы запрещены; вне зависимости от того, где они служат, все клирики должны пребывать под властью своего правящего епископа (5, 6, 8, 13, 20). Извержением из сана карается правилами составление заговоров против своих епископов или сослужителей (18). Клирикам запрещается заниматься попечительством и откупами, категорически запрещается симония (2, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Антоний Великий прожил 105 лет 186 , а свт. Епифаний Кипрский – 115 187 ). Тогда дата рождения преподобного приходится примерно на 430-е годы. Проживание сирийцев на западе Римской Империи не было чем-то необычным 188 , во второй половине II века римским папой был сириец Аникет, есть мнение о наличие в это время в Риме значительной сиро-язычной общины 189 , а свт. Григорий Турский свидетельствовал, что 585 году в Орлеане использовались латинский, сирийский и еврейский языки 190 . Если наши предположения верны, то хиротония преп. Исаака была около 470-х годов, во время католикоса Бавовая (457–484) в Персидской Церкви 191 . Бавовай был обращен из зороастризма неким монахом и по разным источникам от двух до семи лет провел в заключении где его неоднократно пытали 192 . Приведем некоторые данные о положении православных в Персии в то время. В 363 году по условиям мирного договора между Византией и Персией Низивия отходила к последней 193 . Тогда христианская низивийская школа, где преподавал преп. Ефрем Сирин , была разрушена, святой же Ефрем через некоторое время открыл новую школу в Эдессе, принадлежащей Византии 194 . В последствии во время епископства Ивы (435–457) эта школа стала рассадником несторианской ереси 195 . После III (431) и IV (451) Вселенских Соборов многие несториане бежали из Византии в Персию, где в отличие от православных они воспринимались не как потенциальные противники, но, скорее, – союзники в борьбе против Византии 196 . Также и из эдесской школы многие вернулись обратно в Низивию, которая стала центром несторианской образованности в Персии 197 . До этого христианские школы в этой стране отсутствовали, и для обучения приходилось пересекать границу с Византией 198 . Таким образом, Низивия становится новым религиозным центром, с которым уже не может конкурировать Селевкия-Ктесифон, где в то время была патриаршая кафедра 199 . Ряд эдесских учителей получил епископство в Персии, среди них был и ярый приверженец и распространитель ереси несторианства Барсавма, который при поддержке шаха Пероза I (459–484) получил в управление низивийскую митрополию 200 и стал главой пограничных войск Персии 201 (sic!).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

Келлер Федор Артурович (1857–1918), генерал от кавалерии. С февраля 1904 г. командир 15-го Драгунского полка. В 1905 г. ранен бомбой, брошенной террористом. С 1906–1910 гг. командир Лейб-гвардии драгунского полка, в котором позже служил игумен Нестор. В апреле-марте 1917 командир 3-го кавалерийского корпуса. Отказался признать отречение императора Николая II и присягнуть Временному правительству. После провозглашения гетманом П. П. Скоропадским Федеративного Союза с Россией 8 ноября 1918 г. был назначен командующим вооруженными силами Украинской Державы. Арестован петлюровцами и расстрелян. Киприан (Старорусенников; ск. 1634), митрополит. В 1620 г. хиротонисан во архиепископа Сибирского и Тобольского. Устраивал монастыри. Положил начало Сибирской летописи, записав рассказы сподвижников Ермака. С 1624 г. митрополит Сарский и Полонский; с 1626 г. митрополит Новгородский и Великолуцкий. Кирилл Александрийский (2-я пол. IV в. – ок. 444 г.), святой, архиепископ. Отец Церкви, богослов и толкователь Св. Писания. Представитель александрийской богословной школы; с 412 г. архиепископ Александрийский. С 428 г. боролся против ереси Нестория, тогдашнего архиепископа Константинопольского. Участник III Вселенского (Ефесского) собора, осудившего ересь Нестория и утвердившего почитание Девы Марии Богородицей (431 г.). Автор многочисленных полемических сочинений против Нестория, в которых утверждалось нераздельное соединение природ в Христе, начиная с момента Его рождения в мир. Кирилл Владимирович (1876–1938), Великий князь, двоюродный брат Николая П. Вопреки воле царя заключил брак с немецкой принцессой Викторией Мелитой Саксен-Кобургской, своей двоюродной сестрой. В 1917 г. вместе с семьей эмигрировал в Финляндию, затем переехал в Германию. В 1922 г. объявил себя «блюстителем государева престола», в 1924 г. Императором. Кислицын Владимир Александрович (1883–1944), генерал от кавалерии. Участник первой мировой и гражданской войн. Эмигрировал в Маньчжурию. Начальник БРЭМ. Климент (Перестюк Андрей Адамович; 1904–1986), архиепископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

408.05.01 Смерть Аркадия Флавия (377). Семилетний Феодосий II становится новым императором Византии под опекунством персидского царя Исдигерда. 408–414 Управление государством префектом Анфилием. Управление Византией перешло в руки к старшей сестре Феодосия  Пульхерии . Женитьба Феодосия II на Евдокии, дочери философа Леонтия. Открытие в Константинополе первого в Европе университета. 428.05.30 Императоры  Феодосий II  и Валентиниан III издали эдикт, направленный против последователей  манихейства . Несторий стал патриархом Константинополя. 431.06–10 III Вселенский собор в Эфесе осудил ереси, в том числе и учение Константинопольского патриарха Нестория. Несторий снят с поста патриарха.  434–453 Правление у гуннов Аттилы. Мирный договор между Византией и гуннами. Евдокия отстранила Пульхерию от управления государством. Опала Евдокии из-за связи ее с Павлианом. Казнь Павлиана. Возвращение Пульхерии к управлению страной. Гуннский правитель Аттила выдвинул Феодосию ультиматум, который не был принят. 442–447 Нашествие гуннов на Византию. Разрушение городов в Иллирии и Фракии, захват гуннами большой части Византии. Мир Византии с гуннами. Большая дань гуннам. Феодосий II созывает в Эфесе имперский собор (так называемый «Разбойничий» собор ), который принял  монофизитство . 450.07.28 Смерть Феодосия II Флавия. Императором становится Маркиан, незнатного происхождения.  Отказ Маркиана платить дань гуннам. 451.10.08 Халкидонский Вселенский собор, осудивший ересь монофизитов и принявший догмат о двух природах Господа Иисуса Христа.  Смерть бывшего патриарха Нестория в изгнании в Верхнем Египте. Аттила вторгается в Галлию. “Битва народов”. Смерть Аттилы. Распад Гуннской империи. 457.01.25 Смерть Маркиана Флавия (ок. 390) Возведение на престол Льва I Маркелла. Первый император, которого венчал на царство глава церкви. 460.10.20 В Иерусалиме умерла опальная императрица Евдокия. 461.11.10 Лев I приблизил исаврийского полководца Тарасикодиссу Русумвладеста, которому дал имя Зенон. Неудачный заговор против этого Аспара и Ардавурия. Казнь Аспара и всех его сыновей.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

Типичным представителем веры без разума, породившей новую ересь, является константинопольский архимандрит Евтихий (Ευτυχς), давший свое имя ереси, или, точнее, ее первоначальной, наиболее строгой форме. Евтихий считал себя сторонником св. Кирилла, в 431 г. участвовал в известной процессии константинопольских монахов с Далматием во главе, ходатайствовавших перед императором за Кирилла против Нестория. Но борьба против несторианской ереси перешла у него в крайность другого рода. Источником сведений о его убеждениях служат главным образом акты Константинопольского собора 448 г., на котором он был судим. Там сообщаются рассуждения, в какие он вступал с приглашавшими его на собор послами (Деян. Ill, VI), и затем процедура допроса и осуждение его на самом соборе (Деян. VII). Сохранилось сверх того на латинском языке послание его с протестом против соборного приговора к папе Льву с приложением исповедания, вероятно, того, которое он хотел прочитать еще на соборе (Mansi. V, 1014, 1016). Следует прежде всего признать характерным то положение, какое Евтихий хочет занять по отношению к Писанию и отцам и к разуму, чтобы отстоять веру в μα φσις. Он заявил пришедшим к нему в первый раз послам, что Писание он ставит выше творений отцев. Он согласен с изложениями (εκθσεις) св. отцев, собиравшихся в Никее и Ефесе, и готов подписаться под разъяснениями (ρμηνεαι). Но если случится где встретить у них в каких–либо изречениях какую–нибудь обмолвку или ошибочное мнение ( διασφαλθν διαπλανηθν), он этого не осуждает, но и не принимает (μτε διαβλλειν μτε καταδχεσθαι), а исследует (ρευναν) одно Писание, как более твердое, чем изложение отцев (VI, 700В). Но на деле Евтихий Св. Писание и Никейскую веру так высоко ставит потому, что в них нет выражения δο φσεις, и он мог обращаться с вопросом к противникам: «А сказано ли это в Писании и у никейских отцев?» Употребление этого выражения некоторыми он и считает ошибкой, сам же безусловно верит и ставит на деле выше и Писания, и разума аполлинарианские подлоги, ссылаясь на Кирилла и Ефесский собор, которые также доверчиво относились к ним (ad Leon. 1015: Sciens Julium, Felicem, Athanasium, Gregorium refutantes duarum naturarum vocabulum). Когда на соборе потребовали от него анафематствовать мнение, которое он считал принадлежащим отцам, он был поставлен в величайшее затруднение. «В Писании я не нашел этого ясно выраженным, и отцы не все так говорили: если я анафематствую, горе мне, ибо отцов моих анафематствую» (745А). В тех случаях, когда пытались подействовать на него путем логических рассуждений, он отвечал, что «не осмеливается исследовать природу Бога (φυσιολογεν τον Θεν), а стоит лишь в вере, которую принял, и в ней хочет умереть, хотя бы пришлось быть низложенным и пострадать за нее» (728А, 729А).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

О св. Раввуле, Епископе Едесском, известно следующее: Раввула, или Рамбула богатый и знатный житель г. Едессы, был сначала язычником. Сделавшись христианином, он своим влиянием скоро обратил ко Христу многих из своих сограждан. Раввула потом оставил жену и детей, имение свое раздал бедным и удалился в пустыню, где проводил время в посте, молитве, богомыслии, покаянии, и в подвигах, превосходивших, по-видимому, человеческие силы. В 407 г., по смерти Едесского епископа, благочестивый пустынник избран был на епископскую кафедру и новый пастырь из Осроены, своего престольного города, этого центра Сирийской цивилизации, оказывал благотворное влияние на дела веры в Сирии, Армении Персии и соседних странах. (Vita Alexandri, n. 9. 22. in Bolland. Acta sanctor. 15 janv. t. 1. p. 1021–1023). Восточные Епископы смотрели на Раввулу, как на столб православной веры (св. Кирилл Александрийский Epist. 55.), как па пророка (Леонтий Визант. lib. III. п. 43). На 3-м Вселенском Соборе, в Ефесе, (431) Раввула сначала с Антиохийским Патриархом Иоанном восстал против св. Кирилла, как это можно видеть из двух документов, обозначенных его именем, в них он объявил собор ложным, анафематизмы Кирилла еретическими и не соглашался на низложение Нестория. (Synodicon Cassiniense. с. 13. 28. Concil. t. V. col. 776. 797). Но, в скором времени, Раввула убедился в противном. На перемену его убеждений подействовало или поездка его в Константинополь, или же переписка с новоизбранным Константинопольским Патриархом Максимианом, который раскрыл настоящее положение дела о ереси Нестория и православии Кирилла и с тех пор, вероятно, с 432 г. Раввула восстал на защиту Александрийского Патриарха против восточных Епископов и с свойственным ему ревностью и горячностью начал действовать против врагов православного учения, низложил Иву, по прозванию тирана, одного из Несторианских священников, горячего противника св. Кириллу. Чтобы с корнем исторгнуть зло, Раввула публично в храме провозгласил анафему на настоящего автора Несторианских заблуждений, на Феодора, Епископа Мопсюэтского, на тех, кои читали его еретические сочинения и не сжигали, на тех, которые уклонялись православного учения св. Кирилла и распространяли письма Андрея, Епископа Самосатского, направления против Александрийского Патриарха.  

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010