19 закрыл лице свое милотью своею. Точно так же, как Моисей не мог, увидев Бога, остаться в живых и потому при приближении Господа был «покрыт рукою» Его ( Исх. 33,20–23 ), Илия при словах о «тихом ветре» скрывает свое лицо в ожидании откровения. 19 пойди... чрез пустыню в Дамаск... помажь Азаила в царя над Сириею. Хотя для пророков было вполне обычным помазать на царство, совершенно необычным было для них помазать кого-либо в иностранном государстве. Таким образом, по замыслу Божиему именно Азаил должен стать исполнителем суда над домом Ахава( 4Цар. 8,7–15.28.29; 10,32.33; 12,17.18; 13,3.22 ). 19 Ииуя... помажь в царя над Израилем. Ииуй был военачальником у Ахава, а затем у его сына Иорама ( 4Цар. 9,5.6 ). По повелению Елисея Ииую предстояло довершить истребление дома Ахава ( 4Цар. 9,1–10.17 ). Елисея... сына Сафатова. Имя этого пророка переводится с древнееврейского как «Бог есть спасение» или «Бог спасает». Пророческое служение Елисея имеет много общего со служением Илии: оба пророка отстаивали верность закону Моисееву (18,17–46; 4Цар. 3,13 ); они оба вовлекали в сферу своей деятельности не только царей и народ Израиля, но и иноплеменников (17,17–24; 4Цар. 5,1–10 ); подвергаясь преследованиям со стороны царей, ни тот ни другой пророк не перестали обличать их (21,19–22; 4Цар. 9,1–10 ). 19 кто убежит от меча Азаилова. Дом Ахава будет истреблен не единовременно те из его представителей, которые останутся в живых после Азаила, будут убиты Ииуем ( 4Цар. 9,24 ). Если же кто-либо из них избежит гибели от руки Ииуя, то он неминуемо будет предан смерти Елисеем. Господь, таким образом, предусматривает полное и окончательное истребление дома царя-отступника. 19 Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч. Это число условно оно не обозначает точного количества израильтян, сохранивших верность Господу, а несет в себе значение завершенности. всех сих уста не лобызали его. Обряд поклонения Ваалу включал в себя целование его участниками изваяния этого божества ( Ос. 13,2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Наконец, Самуилом же, по Талмуду, написаны первые 24 главы нашей 1-й книги Царств. Действительно, в самой этой книге Царств говорится, что Самуил после избрания Саула на царство, в Массифаве (евр. Мицпе), записал оправдания царствия (т. е. Царское право, права царя и обязанности подданных) в книгу, и положил пред Господом ( 1Цар. 10:25 ). Обстоятельство, что книга Самуила была положена пред Господом (тоже, что подле ковчега), показывает, что Самуил «оправданиям царствия» хотел усвоить и усвоил такое же значение, какое имел уже давно закон Моисеев, т. е. канонизировал их. Всех книг Царств четыре. Продолжение 1-й и написание 2-й книги Царств приписывается пророкам Нафану и Гаду, как об этом есть свидетельство и в самих священных книгах, именно в 1-й кн. Паралипоменон, где говорится: прочая словеса царя Давида первая и последняя написана суть в словесех Самуила видящего, и в словесех Нафана пророка, и в словесех Гада провидящего ( 1Пар. 29:29 ). Тем не менее 1-я и 2-я книги Царств у раввинов носят вместе имя Самуила, т. е. именуются книгами Самуила. Это потому, что Нафан и Гад принадлежали к пророческим школам, основателем коих был Самуил ( 1Цар. 9:9; 10:5 ): как учитель и отец их, Самуил мог и имел право на то, чтобы его имя дано было писаниям его учеников. После Нафана и Гада священными писателями во времена царей были другие пророки, из которых известны по имени в самых книгах священных: Ахия и (с евр.) Иеддо ( 2Пар. 9:29 ), Самей и Аддо ( 2Пар. 12:15; 13:22 ), Ииуй ( 2Пар. 20:34 ), Исайя ( 2Пар. 26:22; 32:32 ) и Хозай ( 2Пар. 33:19 по евр. подл.). Были ли эти пророки непосредственными участниками в царских летописях, составлявшихся, как можно судить из многих мест 4-й кн. Царств и 2-й книги Паралипоменон ( 2Пар. 32:32 ), руками царских памятописцев, или писали особенные сказания, неизвестно: но то несомненно, что их Богодухновенные повествования вошли в состав последних 2-х книг Царств и, кроме того, 2-х книг Паралипоменон. Между священными писателями времени царей были и сами цари, а именно Давид и Соломон. Царь и пророк Давид оставил нам книгу псалмов, называемую Псалтирью, от имени десятиструнного инструмента, игрою на котором Давид сопровождал пение своих псалмов. Псалтирь, впрочем, состоит не из одних только Давидовых псалмов. В ней, как говорят сами надписи псалмов, есть один ( Пс. 89 ), принадлежащий Моисею, одиннадцать псалмов ( Пс. 41–48, 83, 84, 86 ) – левитов, сынов Кореевых, двенадцать ( Пс. 49, 72–82 ) – Асафа пророка, также из колена Левиина, один ( Пс. 87 ) – Емана и один ( Пс. 88 ) – Ефама, современников Давидовых; есть псалмы Соломона, Иеремии пророка и других, имена которых не надписаны. Сын и преемник Давида, Соломон, оставил нам книгу Притчей, Екклесиаст и Песнь песней (притчи – иначе подобия, или краткие изречения; екклесиаст – проповедник; песнь песней – превосходнейшая песнь).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

33. Кои чрез веру побеждали царства, пророчеством, а не мечом (Дан.3:27), - и совершали правду, разумей, посредством наказаний, кои они наводили на нечестивых (3Цар.18:40 - 21:19 и др.), - и получили обетования, Илия, восхищенный на небо (4Цар.2:1 сл.), - и заграждали уста львов - Даниил (Дан.6:22). 34. Угашали силы огня - Анания и его сотоварищи (Дан.3:23 сл.), - избегали острия меча - те, коих Халдеи с мудрецами Вавилонскими старались истребить (Дан.3:1 сл.), также Урия (Иер.26:29), и Илия (3Цар.19:3) и пророки, - укреплялись от немощи - Езекия царь (4Цар.20:1 сл. Ис.38:1 сл.) и Елисей, - были крепки на войне - Авраам, Лот, Моисей, Иисус, - полки прогоняли чужих - Самсон, Варак, Давид и прочие, кои упомянуты выше. 35. Получали жены из воскресения мертвецов своих: Силомея и Сарептянка от Илии и его ученика (3Цар.17:17 сл. 4Цар.4:17 сл.). Другие же, предаваемые на смерть, презирали жизнь свою, как семь братьев Маккавеев вместе с матерью своею (2Мак.6:1 сл. 7:1 сл.): и хотя они и не совершили того, что совершали общники их по вере, но ожидали и желали смерти, веруя, что они удостоятся получить лучшее воскресение. 36. Другие же поруганиям и побоям подвергались, как Елисей (4Цар.2:23), - темницам и узам, как Иеремия и Михей (Иер.20:2; 33:1; др. 3Цар.22:26-27). 37. Были побиваемы камнями - Моисей, Навоф (Навуфей 3Цар.21:13, ср. 2Пар.24:20), - разсекаемы были, как Захария и Исаия, - искушаемы были разнообразно, как Иов (Иов.1:1 сл.), - убийством меча умирали - Михей, Урия, Иоанн (Иер.26:23 ср. 3Цар.19:10; Мф.14:10 и парал.), - скитались в милотях и козьих кожах, как Илия и Елисей (3Цар.10:13.19; 4Цар.2:8.13.14), - терпя недостатки, скорби, озлобления. 38. Коих недостоин был мир: пророки, коих скрыл (от преследования Иезавели) Авдий и кормил пищею, - в пустынях скитавшиеся, в горах и пещерах и ущелиях земли: когда то есть слава скрывавшихся дошла до слуха Иезавели, и она стала искать их, тогда Авдий заставил их удалиться и скрываться в других местах (3Цар.18:4.13; 19:4,8.9.13 и др.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

Все это написано и в таких же оборотах изложено в Пятокнижии ( Быт.18:19 ; Втор.31:29;6:17 и др.). Соломон при построении храма постоянно руководился планом и узаконениями о скинии, начертанными в Пятокнижии, и гланою святынею его храма признавался ковчего со скрижалями ( 3Цар.6–8 = Исх.25:10–22; 34:1–28; 37–38 гл.). Молитва Соломона на освящении храма (3Цар.8гл.) наполнена многими изречениями книги Исход, Левит и Второзакония ( 3Цар.8:27 = Втор.10:14 Господь живет на небесах небес; 3Цар. 8:31 = Исх.21:13 ; 3Цар.8:29 = Втор.12:11 ; 3Цар.8:32 = Втор.25:1 ; 3Цар.8:35 = Втор.11:17 ; 3Цар.8:37 = Лев.26:16 и мн. др.). В новоустроенном храме Соломон три раза в год приносит жертвы ( 3Цар.9:23 ) сообразно закону Моисееву ( Исх.23:17 ). Также поступает и недостойный приемник его Иеровоам. Существенно нарушая закон о кумирах, он старался формально соблюсти его, исполняя праздник 15-го дня 8-го месяца ( 3Цар.12:32 = Лев.23:39 ). За уклонение от истинной веры массы народной в израильском царстве, знание и соблюдение закона Моисеева сохранялось здесь у пророков и выражалось в поступках Илии и Елисея: в их жертвах, избиении ложных пророков и т.п. ( 3Цар.18 = Лев.1:6–8; 9:24 ; Втор.17:5;18:20 ). Законы о прокаженных ( 4Цар.7 гл.), судопроизводство (3Цар.21гл.) и другие законы основывались на Пятокнижии ( Числ.5:2–4 ; Лев.24:11,14 ; Втор. 33:17; 18:20 ). В иудейском царстве при Иосфате священники, согласно Моисееву предписанию, ходили с книгой закона Господня и учили ей народ ( 2Пар.17:7–10 ). Царю Иоасу при его воцарении, вручена была книга «свидетельства» (edut – 2Пар.23:11 ), то есть закон Моисеев, называемый этим термином в Пятокнижии ( Исх.23:21–22;16:34 ; Втор.31:26 ). При Иоасе найдена была книга закона в храме, «данная рукою Моисея» ( 2Пар.34:14 ; 4Цар.22:9 ) и хранившаяся там согласно его предписанию ( Втор.31:9,24 ). Ее исполняли до плена ( 2Пар.35:12 ) и после плена читали и исполняли ( 1Ездр.6:18 ; Неем.13:1 ). Согласно Моисееву Пятокнижию, священные историки судят жизнь израильтян и иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

4Цар.18:19 .  И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь? 4Цар.18:20 .  Ты говорил только пустые слова: для войны нужны совет и сила. Ныне же на кого ты уповаешь, что отложился от меня? 4Цар.18:21 .  Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет ему в руку и проколет ее. Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него. 4Цар.18:22 .  А если вы скажете мне: «на Господа Бога нашего мы уповаем», то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: «пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме»? 4Цар.18:23 .  Итак вступи в союз с господином моим царем Ассирийским: я дам тебе две тысячи коней, можешь ли достать себе всадников на них? 4Цар.18:24 .  Как тебе одолеть и одного вождя из малейших слуг господина моего? И уповаешь на Египет ради колесниц и коней? 4Цар.18:25 .  Притом же разве я без воли Господней пошел на место сие, чтобы разорить его? Господь сказал мне: «пойди на землю сию и разори ее». Стихи 27–35. Речь Рабсака – образец древнего дипломатического ораторства, построена она весьма искусно. Произнесена была на еврейском языке (йегудит – по-иудейски, ст. 26 – применительно к Иудейскому царству), а не на обычном в то время дипломатическом языке арамейском – нарочно – с целью произвести соответствующее впечатление на возможно большую массу народа (в большинстве не понимавшего арамейской речи, ст. 26–27). Раввины и блаж. Феодорит (вопр. 52) полагали, что Рабсак был евреем или предавшимся ассирийцам, или взятым ими в плен и затем возвысившимся до положения сановника. Указание Рабсака на слабость Египта и бесполезность союза с ним или даже вред его (ст. 21) даже по букве напоминает пророческое сравнение ( Иез.29:6 и д. ), а по мысли вполне совпадает с одной из речей пророка Исаии ( Ис.30:1–7 ). Весьма искусна и ссылка на отмену высот жертвенников Иеговы Езекией (ст. 22): выражая действительный факт (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Эти события свящ. историк считает справедливо определенной хронологической датой, в соответсвие исходу из Египта ( 3Цар.6:1 ). До века Соломона еврейское царство находилось в состоянии как бы отрочества. Пока Господь не определил и не избрал места постоянного пребывания Его имени среди израильских колен и Его ковчег был в переносной скинии, до тех пор и весь еврейский народ представлялся еще не окончившим своего странствования, он был в постоянных войнах, а не в покое, и Давиду за пролитие крови не позволено было строить храм ( 3Цар.5:3 ). При Соломоне же – «муж мира» Господь даровал мир народу Своему от всех врагов его и дал ему место «и укоренил его», чтобы он более не был исторгаем ( 2Цар.7:10 ; 3Цар.5:4–5 ), а вместе с тем положил начало исполнению обетования о вечном престоле дома Давида. Так дом Давида и дом Божий построяются и укрепляются ( 3Цар.5–9 ), таково начало книги, а конец ее: разрушение войсками Навуходоносора Иерусалимского храма и пленение Седекии, т.е. падение дома Божия и дома Давидова ( 4Цар.24 –25гл.). Единство писателя и систематичность обозреваемых книг видны, далее, из того, что писатель очень тщательно и всюду единообразно определяет хронологию описываемых событий. Он определяет время рождения царей, время вступления их на престол, количество лет их жизни. При этом виден определенный порядок и определенный способ летоисчисления, проводимый по всем повествованиям: точно определив число лет правления Давида ( 3Цар.2:11 ) и Соломона ( 3Цар.11:42 ), писатель, затем, строго соблюдает синхронистический порядок летоисчисления, точно отмечая, на каком году правления иудейского царя вступил на престол тот или иной израильский царь ( 3Цар.15:25,28;16:8,15,23 ; 4Цар.13:1;13:10 ), а равно и на каком году правления того или другого израильского царя вступил на престол тот или иной иудейский царь ( 3Цар.15:1,9 ; 4Цар.12:1;14:1 ). Синхронизмом же определяется продолжительность правления царей и смерть их ( 3Цар.14:20–21;15:2,25,28;16:28–29 ; 4Цар.12:1 ). Годами правления царей определяется время важных событий, например, нашествие Сусакима египетского ( 3Цар.14:25 ), падение Самарии ( 4Цар.17:6 ), нашествие Сеннахирима ( 4Цар.18:13 ) и Навуходоносора ( 4Цар.25:1 ), продолжительность строения храма и дворца ( 3Цар.6:37–38;7:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

С этой целью он приступает к обновлению народного религиозного очага. Важное само по себе, это предприятие сделалось еще более важным вследствие того, что при обновлении храма найдена была «книга закона Господня, данная рукой Моисея» ( 2Пар.34:14 ). Чтение ее произвело потрясающее впечатление на благочестивого царя: ясно было, как далеко зашел в своем уклонении от Иеговы Его избранный народ и чего следует ожидать от этого впереди. В ужасе царь разодрал свои одежды и отправил посольство, с Хелкией во главе, к пророчице Олдане: «пойдите, вопросите Господа за меня и за оставшихся у Израиля и за Иуду о словах сей найденной книги» ( 2Пар.36:19–22 ). Что иудеи своим нечестием заслужили страшный гнев Божий, это для благочестивого царя стояло теперь, под живым впечатлением от прочитанного, выше всякого сомнения; но ужели правда Божия, всегда соединявшаяся в истории избранного народа с милостью и долготерпением, на сей раз потребует немедленной кары? Ответа на этот вопрос и молитвенного ходатайства пред Богом и ищет царь у пророчицы. «Я приложу тебя к отцам твоим, и положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие и на жителей его» ( 2Пар.34:28 ). Ответ был ясен, определения Божии непреложны, но время их исполнения еще не настало... К чувству благочестивой ревности, отличавшей Иосию, присоединилось теперь чувство горячей благодарности к Богу за Его милость к нему. Свое личное чувство он желает сделать общим, всенародным, желает, так сказать, перелить свои чувства в сердца своих подданных. С этой целью он назначает общенародное собрание, на котором торжественно совершается чтение найденной книги и заключается «завет пред лицем Господа, последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его» ( 2Пар.34:31 ). И следовавшая затем пасха совершена была с такой торжественностью и законной строгостию, каких не было «от дней Самуила пророка» ( 2Пар.35:18 ). Вся последующая деятельность благочестивого царя была направлена к тому «чтобы утвердить слова закона, написанные в книге, которую нашел Хелкия, священник, в доме Господнем» ( 2Пар.35:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Адораим к востоку от Зифа (( 1Мак.13:20 ); Onomasticon, 165), теперь Дер " ат. О положении Лахиса ( 4Цар.14:19 ) см. «Толковую Библию», т. II, с. 523. О положении Азека ( Нав.10:10,15:35 ); (Onomasticon, 34), см. также «Толковую Библию», т. II, с. 62–63. О положении Цоры (LXX: Σαρα, слав.: «Салаа», ( Нав.15:33,19:41 ); Onomasticon, 830) – там же, с. 96; это самый северо-западный город из числа укрепленных Равоамом. Об Аиалоне ( Нав.10:12,19:42 ), см. «Толковую Библию», т. II, с. 63 и 117. Как и Цора, Аиалон первоначально принадлежал к уделу Данова колена, но позже оба города могли перейти к Иудину колену; этот переход мог стоять в связи с переселением священников и левитов из Израильского царства в Иудейское (ст. 13–14 рассматриваемой главы; см. у проф. Гуляева, «Исторические книги», с. 519). Хеврон, ранее Кириаф-Арба ( Быт.13:18,23:2 ; Чис.13:23 ; Нав.10:36,12:10,14:13,15:13 ; Суд.1:10 ) и др., – один из древнейших городов мира (согласно ( Чис.13:23 ), построен 7-го годами прежде Цоана Египетского); при разделении Ханаана достался Халеву ( Нав.14:13 ), после около 7 лет был столицей Давида ( 2Цар.2:1,5:5 ). В евангельское время, по преданию, был местом жительства св. Захарии и Елисаветы. О положении Хеврона (Onomasticon, 113) см. «Толковую Библию», т. I, с. 93 и 536–537, т. II, с. 88. Кроме крепостей, во всех этих городах Ровоамом заведены были общественные магазины съестных припасов (ст. 11–12). 2Пар.11:13 .  И священники и левиты, какие были по всей земле Израильской, собрались к нему из всех пределов, 2Пар.11:14 .  ибо оставили левиты свои городские предместья и свои владения и пришли в Иудею и в Иерусалим, так как оставил их Иеровоам и сыновья его от священства Господня 2Пар.11:15 .  и поставил у себя жрецов к высотам, и к козлам, и к тельцам, которых он сделал. 2Пар.11:16 .  А за ними и из всех колен Израилевых расположившие сердце свое, чтобы взыскать Господа Бога Израилева, приходили в Иерусалим, дабы приносить жертвы Господу Богу отцов своих. 2Пар.11:17 .  И укрепили они царство Иудино и поддерживали Ровоама, сына Соломонова, три года, потому что ходили путем Давида и Соломона в сии три года.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Соломон пробыл на царском престоле ( 3Цар. 11, 42 ; 2Пар. 9, 30 ) лет: Б.,Х.,Р.– 40. Ровоам, сын Соломонов ( 3Цар. 14, 21 ; 2Пар. 12:13 ) царствовал лет: Б.,Х.,Р. –17. Авия, сын Ровоама ( 3Цар. 15, 1–2 ; 2Пар. 13,1–2 ) лет: Б.,Х.,Р. – 3. Аса, сын Авиев ( 3Цар. 15, 9–10 ; 2Пар. 16, 3 ), царствовал лет: Б.,Х.,Р.– 41. Георгий Кедрин пишет, что Аса царствовал 40 лет. Иосафат, сын Асы ( 3Цар. 22, 42 ; 2Пар. 20, 31 ), лет: Б.,Х.,Р.– 25. Монемвасийский хронограф указывает 42 года. Иорам, сын Иосафатов ( 4Цар. 8, 16–17 ; 2Пар.21:5, 20 ), царствовал лет: Б.,Х.,Р. –8. Да будет известно, что Иорам еще при жизни отца был царем. Когда его отец отправлялся на войну помогать царю израильскому Ахаву, он нарек своего сына Иорама царем в Иерусалиме. Таков был обычай в те древние времена: если какой-либо царь предполагал идти на войну, он прежде всего называл царя, которого желал бы иметь после себя; это делалось для того, чтобы на престоле был уже готовый царь, если отправившемуся на войну случится погибнуть. В силу такого обычая Иорам во дни своего отца был поставлен на царском престоле и царствовал с отцом своим 4 года, а после смерти отца также 4 года. И таким образом время его царствования составилось из 8 лет. (Все источники указывают одинаковое количество лет) Охозия, сын Иорамов ( 4Цар. 8, 26 ; 2Пар. 22, 2 ), царствовал всего 1 год. Гофолия, мать Охозии ( 4Цар. 11, 3 ; 2Пар. 22, 12 ), лет – 6. Кедрин говорит, что она царствовала 8 лет. Иоас, сын Охозии ( 4Цар. 12, 1 ; 2Пар. 24, 1 ), царствовал лет – 40. О мучительстве его см. 2Пар.24, 24–25 . Амасия, сын Иоаса ( 4Цар.14, 1–2 ; 2Пар. 25, 1 ) лет – 29. Озия, или Азария, сын Амасии ( 4Цар. 15, 1–2 ; 2Пар. 26,3 ), лет – 52. В его дни, говорит Евсевий в хронике, было начало олимпиад. Иоафам, сын Озии ( 4Цар.15,32–33 ; 2Пар.27;1,8 ), царствовал лет – 16. Георгий Кедрин говорит, что в дни его царствования было начало олимпиад. Ахаз, сын Иоафама ( 4Цар.16, 2 ; 2Пар.28,1 ), лет –16. В его дни царствования создан Рим. Езекия, сын Ахаза ( 4Цар. 18, 1–2 ; 2Пар. 29, 1 ), лет – 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

4Цар.8:16 .  В пятый год Иорама, сына Ахавова, царя Израильского, за Иосафатом, царем Иудейским, воцарился Иорам, сын Иосафатов, царь Иудейский. 4Цар.8:17 .  Тридцати двух лет был он, когда воцарился, и восемь лет царствовал в Иерусалиме, 4Цар.8:18 .  и ходил путем царей Израильских, как поступал дом Ахавов, потому что дочь Ахава была женою его, и делал неугодное в очах Господних. 4Цар.8:19 .  Однако ж не хотел Господь погубить Иуду, ради Давида, раба Своего, так как Он обещал дать ему светильник в детях его на все времена. 4Цар.8:20 .  Во дни его выступил Едом из-под руки Иуды, и поставили они над собою царя. 4Цар.8:21 .  И пошел Иорам в Цаир, и все колесницы с ним; и встал он ночью, и поразил Идумеян, окружавших его, и начальников над колесницами, но народ убежал в шатры свои. 4Цар.8:22 .  И выступил Едом из-под руки Иуды до сего дня. В то же время выступила и Ливна. 4Цар.8:23 .  Прочее об Иораме и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских. 4Цар.8:24 .  И почил Иорам с отцами своими, и погребен с отцами своими в городе Давидовом. И воцарился Охозия, сын его, вместо него. О царствовании Иорама, 5-го царя иудейского, параллельное повествование ( 2Пар.21:1 ) содержит, кроме указанного в данном разделе ( 4Цар.8:16–24 ), 3 новые подробности: a) обличительное письмо пророка Илии к Иораму ( 4Цар.8:12–15 ); б) нашествие на Иудею при Иораме филистимлян и аравитян, захвативших в плен имущество и детей Иорама (стихи 16–17) и в) тяжкая болезнь Иорама в течение двух лет, и погребение вне царских гробниц (ст. 18–21). О годе воцарения Иорама (ст. 16–17) ср. комментарий к ( 4Цар.1:17 ). Нечестие его (ст. 18) было делом влияния родственного ему Израильского царствующего дома: он был зятем Ахава и Иезавели ( 2Пар.18:1 ), был женат на дочери их Гофолии. Только верность Иеговы завету своему с Давидом ( 2Цар.7:12 ; ср. 3Цар.11:36 ) хранила этот недостойный отпрыск его рода. Из внешних дел сообщается здесь о неудачном походе Иорама в Идумею (ст. 20–22; 2Пар.21:8–10 ), где при нем явился царь, видимо, самодеятельный, а не наместник иудейского царя, как было прежде ( 3Цар.22:48 ; 4Цар.3:9 и след. ); по И. Флавию (Иуд.Древн. 9:5,1, «идумеяне убили прежнего царя, который был вассалом отца Иорама, и выбрали себе царя по своему усмотрению»; предпринятое Иорамом нападение на Цаир – вероятно на идумейский город (у LXX-mu и слав. Сиор, ср. Onomast. 625, 626) и поражение идумеян не принесло пользы, вместе с отложением Едома (ср. Пс.3:7 ), отложился и город Ливна – древнехананейский город ( Нав.10:22,12:15 ), доставшийся Иудину колену ( Нав.15:42 ) после настоящего нападения еще раз возвратившийся к Иудейскому царству ( 4Цар.19:8 ; Ис.37:8 ; ср. Onomast. 634). В отложении Едома от Иудеи блаж. Феодорит усматривает (вопр. 25) исполнение пророчества Иакова Исаву: будет же время, егда ... отрешиши ярем от выи твоея ( Быт 27.40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010