4Цар.24:2 .  И посылал на него Господь полчища Халдеев, и полчища Сириян, и полчища Моавитян, и полчища Аммонитян, – посылал их на Иуду, чтобы погубить его по слову Господа, которое Он изрек чрез рабов Своих пророков. 4Цар.24:3 .  По повелению Господа было это с Иудою, чтобы отвергнуть его от лица Его за грехи Манассии, за всё, что он сделал; 4Цар.24:4 .  и за кровь невинную, которую он пролил, наполнив Иерусалим кровью невинною, Господь не захотел простить. 4Цар.24:5 .  Прочее об Иоакиме и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских. 4Цар.24:6 .  И почил Иоаким с отцами своими, и воцарился Иехония, сын его, вместо него. 4Цар.24:7 .  Царь Египетский не выходил более из земли своей, потому что взял царь Вавилонский все, от потока Египетского до реки Евфрата, что принадлежало царю Египетскому. Вероятно, подстрекаемый египетской партией при дворе, Иоаким отложился от Вавилона. Но если Езекия, совершая отложение свое от Ассирии ( 4Цар.18:7 ), мог опираться на своих азиатских соседей, во главе коалиции которых он мог стоять, то Иоаким не только не встретил этой поддержки, но и нашел в сириянах, моавитянах и аммонитянах верных слуг вавилонского царя, деятельных пособников Навуходоносора: орды этих народцев, во главе с халдеями, начали опустошение Иудеи. Египет, конечно, не оказал Иудейскому царству никакой помощи, будучи бессилен и стеснен в своих владениях (ст. 7). При таких обстоятельствах Иоаким скончался, не видев, по-видимому, самой осады Иерусалима регулярными войсками Навуходоносора. Скончался Иоаким (ст. 6) бесславной смертью, согласно предсказанию пророка Иеремии ( Иер.22:13–23 ), лишенный царского погребения с царями иудейскими ( Иер.36:30 ) и погребенный «ослиным погребением» ( Иер.22:19 ; ср. И. Флавий Иуд.Древн. 10:6,3) В стихе 5 заключается последняя ссылка на летописи царей Иудейских. 4Цар.24:8 .  Восемнадцати лет был Иехония, когда воцарился, и три месяца царствовал в Иерусалиме; имя матери его Нехушта, дочь Елнафана, из Иерусалима. 4Цар.24:9 .  И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делал отец его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я!». И «если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнение прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадой, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить; то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли, и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего» ( Ис.58:6–14 )... Что же сохранилось свято и ненарушимо в сознании и жизни современного пророку народа из всех святых и высоких требований Божественного закона? Осталась еще вера в единого истинного Бога, но вместе с ней, а иногда торжествуя над ней, жила и была сильна вера в богов иных; остался еще храм, но рядом с ним бесчисленные высоты курились жертвоприношениями в честь богов языческих; остались еще и законные – хотя более по форме, чем по духу – жертвоприношения, но они приносятся нечистыми руками, исполненными невинной крови; остались и священные дни – посты, субботы и празднества, но их уже «не терпит душа» Господня; осталось и священство, но и оно нередко воздевает свои нечистые руки к богам иным ( 4Цар.16:10–11 ; 2Пар.29:6–7, 15–16 ). А с утратой истинной веры и нравственности, место любви, как жизненного начала, с ее высокими и святыми проявлениями естественно заняла вражда с ее низкими и эгоистичными стремлениями. И «если бы Господь Саваоф не оставил небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» ( Ис.1:9 ). Такое-то религиозно-нравственное состояние иудеев застает попытка благочестивого Езекии воскресить дух истинного богопочитания и обратить народ к славным в религиозно-нравственном отношении временам его далекого прошлого. Будучи таким, которому по благочестью не было равного между всеми царями иудейскими ( 4Цар.18:5 ), Езекия, кроме того, побудительную причину к своей деятельности мог видеть в совершившемся на его глазах падении соседнего и родственного царства за нечестие дома израилева, а в самой деятельности находил поддержку и одобрение в личности великого прор. Исаии. «В первый же год царствования своего, в первый месяц, он отворил двери дома Господня, и возобновил их» ( 2Пар.29:3 ), а затем в трогательно-отеческой речи выражает свое сердечное желание «заключить завет с Господом» ( 2Пар.29:10 ), призывая к участию в этом священников и левитов. Воодушевленный святой ревностью к своему великому делу, он призывает всех евреев в Иерусалим для совершения пасхи, которую и празднует с таким торжеством и светлой радостию, каких не было «со дней Соломона» ( 2Пар.30:26 ). Воодушевление царя передается народу, и он сокрушает идолов, вырубает дубравы, разрушает высоты и жертвенники «во всей Иудее, и в земле Вениаминовой, Ефремовой и Манассииной», уничтожает не только явные предметы идолослужения, но и все то, что могло быть поводом к нему и предметом суеверного почитания ( 2Пар.31:1 ; 4Цар.18:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 20 1–11. Болезнь Езекии, молитва его и чудесное исцеление при чудесном же возвращении тени на солнечных часах. 12–21. Посольство вавилонского царя, тщеславие Езекии; грозное предсказание пророка Исаии о плене вавилонском и смирении Езекии. 4Цар.20:1 .  В те дни заболел Езекия смертельно, и пришел к нему Исаия, сын Амосов, пророк, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь. Болезнь Езекии относят обычно ко времени нашествия Сеннахирима, именно до поражения его и удаления, так как, согласно стиху 6, Езекии, еще болящему, лишь обещается удаление ассирийского царя от Иерусалима. Однако нет необходимости предполагать, чтобы библейский рассказ в его тройной рецензии ( 4Цар.20 ; Ис.39 и 2Пар.32:24 и др.) отступал от исторической последовательности событий, помещая событие позднейшее (удаление Сеннахирима) прежде предшествовавшего ему по времени (болезни Езекии). Иосиф Флавий (Иуд.Древн. 10:2, 1) прямо говорит, что болезнь постигла Езекию немного спустя после ( μετ ο Πολ) нашествия Сеннахирима; после этого события имело место и посольство вавилонского царя (ст. 12–13) к Езекии с целью (между прочим) поздравить его с выздоровлением и осведомиться о небесном знамении, сопровождавшем это выздоровление ( Ис.39 ; 2Пар.32:31 ). Обещание же стиха 6 о спасении Езекии и его царства и Иерусалима из руки ассирийского царя (ср. 4Цар.19:34 ) имело весь смысл и полную силу и после похода Сеннахирима, о котором рассказывают главы ( 4Цар.18 ) и ( 4Цар.19 ), так как могущество Ассирии продолжало оставаться угрожающей целости Иудеи силой, и царь ассирийский всегда мог предпринять новый поход против Иудеи (как, по ассиро-вавилонским данным, Сеннахирим около этого времени предпринимал поход против отложившегося было от него Вавилона). Ввиду предстоящей смерти Езекия должен был сделать необходимые распоряжения о доме и семье своей – род известного у нас «завещания» (ср. 2Цар.17:23 ). 4Цар.20:2 .  И отворотился [Езекия] лицем своим к стене и молился Господу, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 12 1–17. Благочестивое направление первой части 40-летнего царствования Иоаса. 17–18. Нашествие на Иерусалим Азаила сирийского. 19–22. Смерть Иоаса. 4Цар.12:1 .  В седьмой год Ииуя воцарился Иоас и сорок лет царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Цивья, из Вирсавии. 4Цар.12:2 .  И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни свои, доколе наставлял его священник Иодай; 4Цар.12:3 .  только высоты не были отменены; народ еще приносил жертвы и курения на высотах. 4Цар.12:4 .  И сказал Иоас священникам: все серебро посвящаемое, которое приносят в дом Господень, серебро от приходящих, серебро, вносимое за каждую душу по оценке, все серебро, сколько кому приходит на сердце принести в дом Господень, 4Цар.12:5 .  пусть берут священники себе, каждый от своего знакомого, и пусть исправляют они поврежденное в храме, везде, где найдется повреждение. ( Евр. 1–6 ). Общие указания о 40-летнем царствовании Иоаса: относительная верность его Иегове не достигала желаемой высоты и чистоты культа, так как, подобно, напр., Асе ( 3Цар.15:14 ) Иоас не решался отменить служение Богу на высотах. Но и это относительное благочестие его продолжалось лишь, пока жив был и руководил Иоаса первосвященник Иодай (ст. 2, евр. 3). После же смерти Иодая Иоас всецело поддался влиянию языческой партии при дворе, допустил введение в Иудейском царстве прежнего идолослужения и был виновником мученической смерти Захарии, сына Иодая, в самом дворе храма ( 2Пар.24:17–22 ). Но первые шаги его правления направлены были к благоустроению церковной жизни, пришедшей в упадок в предшествующие царствования. Так, в видах поддержания благолепия храма, ограбленного Гофолией ( 2Пар.24:7 ), Иоас узаконил, чтобы священники все поступающие в храм денежные приношения употребляли на ремонт храма, именно: 1) подушный оклад от всякого еврея, достигшего 20 лет и поступающего в исчисление ( Исх.30:13 ); 2) выкупные деньги от лиц, посвященных святилищу, вместо действительной их службы при храме ( Исх.27:2 и сл.), равно и выкуп за первородных животных, принадлежащих Иегове; 3) жертвы усердия народа храму ( Исх.25:2 ; Исх.35:5,21 ; ср. блаж. Феодорит, вопр. 40). Вместе с тем царь потребовал от священников и левитов немедленно устроить для указанной цели всенародный сбор и для этого обойти все города иудейские ( 2Пар.24:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Пар.6:12 .  И стал Соломон у жертвенника Господня впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои, – 2Пар.6:13 .  ибо Соломон сделал медный амвон длиною в пять локтей и шириною в пять локтей, а вышиною в три локтя, и поставил его среди двора; и стал на нем, и преклонил колени впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу, – Ср. ( 3Цар.8:22–23 ). В 3 Царств нет упоминания о «медном амвоне» (кийор-нехошет, βσις καλκ, basis aenea, слав.: «стояло медяно»), как о специально царском месте в Соломоновом храме. Между тем, такое царское место, несомненно, было в этом храме, по свидетельству ( 4Цар.11:14,23:3 ), где оно называется по еврейскому тексту аммуд, «колонна»; находилось оно у восточных, так называемых «царских» ( 1Пар.9:18 ), вероятно, вследствие того, что царь входил в храм этими воротами и самое место для царя, или подмостки, находилось вблизи этих ворот. Объем места указан в 1 Паралипоменон точно: длина и ширина по 5 локтей (около 3 аршин 12 вершков), высота – З локтя (2 аршины 3 вершка); ср. «Толковая Библия», II, с. 402 и 568; ср. проф. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 36 и 355. По раввинским свидетельствам, царь никогда не сидел в храме при богослужении, и на амвоне своем или стоял, или преклонял колена, или повергался ниц. Migne, Scripturae Sacrae Cursus Comlpetus, t. XI, p. 117. 2Пар.6:14 .  и сказал: Господи Боже Израилев! Нет Бога, подобного Тебе, ни на небе, ни на земле. Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим: 2Пар.6:15 .  Ты исполнил рабу Твоему Давиду, отцу моему, что Ты говорил ему; что изрек Ты устами Твоими, то в день сей исполнил рукою Твоею. 2Пар.6:16 .  И ныне, Господи Боже Израилев! исполни рабу Твоему Давиду, отцу моему, то, что Ты сказал ему, говоря: не прекратится у тебя [муж,] сидящий пред лицем Моим на престоле Израилевом, если только сыновья твои будут наблюдать за путями своими, ходя по закону Моему так, как ты ходил предо Мною. 2Пар.6:17 .  И ныне, Господи Боже Израилев! да будет верно слово Твое, которое Ты изрек рабу Твоему Давиду.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Третья книга Ездры не является популярным предметом исследований ни у отечественных, ни у зарубежных богословов. Из русских богословов стоит отметить две монографии второй половины XIX в. – М. В. Шаврова 112 и А. М. Бухарева 113 . Сочинение прот. Василия Ливанова нельзя назвать научным исследованием текста, скорее, это анализ событий, современником которых был священник, и попытки дать им объяснение в свете книги 114 . В настоящее время корпус Ездры стал предметом изучения Евгения Викторовича Барского (ПСТГУ). В 2010 г. им была защищена кандидатская диссертация «Богословское осмысление образа Ездры в Ветхом Завете, в межзаветной и апокрифической литературе» 115 . 2. Неканонические дополнения В церковнославянских и русских изданиях Библии текст канонических книг дополнен неканоническими отделами. Это: 1) Молитва Манассии в конце 2-й книги Паралипоменон; 2) Шесть дополнений к книге Есфири: пролог, описывающий сон Мардохея (перед 1-й главой), письмо Артаксеркса об уничтожении иудеев (между 13-м и 14-м стихами 3-й главы), молитвы Мардохея и Есфири о Божием вмешательстве (в конце 4-й главы), описание прихода Есфири к царю (в начале 5-й главы), письмо Артаксеркса, отменяющее истребление евреев (между 12-м и 13-м стихом 8-й главы), эпилог, в котором Мардохей объясняет свой сон (в конце 10-й главы); 3) дополнения в книге Иова ( Иов.2:9, 42:18 ); 4) Псалом 151; 5) три дополнения к книге пророка Даниила: молитва Азарии, явление ангела и песнь трёх отроков ( Дан.3:24–90 ), истории о Сусанне ( Дан.13 ), Виле, драконе и пророке Данииле во львином рву ( Дан. 14 ). Молитва Манассии 2.1. Молитва Манассии полностью называется «молитва Манассии, царя иудейского, когда он содержался в плену в Вавилоне». Название отсылает к одному из 14 иудейских царей, который правил дольше всех – 55 лет ( 2Пар. 33:1 ). В Библии Манассия изображён, как самый нечестивый царь. Отменив реформы своего благочестивого отца Езекии, Манассия поощрял строительство языческих алтарей и поклонение чужим богам ( 4Цар.21:3 ). Кроме того, царь Манассия гадал, вызывал духов предков ( 4Цар.21:6 ) и убивал невинных ( 4Цар.21:16 ). После многократных увещеваний пророков, в Иерусалим приходит ассирийское войско, которое захватывает Манассию в плен и уводит его в Вавилон ( 2Пар.33:11 ). В плену царь осознает всё зло, которое совершил. Он раскаивается и произносит молитву, в которой умоляет Бога простить его согрешения ( 2Пар.33:12 ). Всемогущий Бог слышит моление Манассии и возвращает его в Иудею на царство ( 2Пар.33:13 ). Иудейский царь восстанавливает жертвенник Богу в Иерусалимском храме и начинает приносить жертвы, а также, призывать народ служить только единому Богу Израиля ( 2Пар.33:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

4Цар.23:4 .  И повелел царь Хелкии первосвященнику и вторым священникам и стоящим на страже у порога вынести из храма Господня все вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом в долине Кедрон, и велел прах их отнести в Вефиль. Как некогда при Иоасе по заключении завета немедленно последовало искоренение языческого культа ( 4Цар.11:17–18 ), так то же повторилось и теперь: по словам Иисуса Сираха ( Сир.49:3 ), Иосия «успешно действовал в обращении народа и истребил мерзости беззакония», хотя, конечно, реформа, произведенная насильственными и чисто внешними мерами, без приемов убеждения и духовного перевоспитания массы, не могла быть ни глубокой, ни прочной. Очищение начинается с храма и возлагается на Хелкию – первосвященника ([гак] коген – [гаг] гадал в 4Цар.25:18 ; Иер.52:24 ; первосвященник по евр. коген – [га] рош – «главенствующий священник»), «вторых священников» (когане – [гам] мишне, cp. 4Цар.25:18 ), т.е. подчиненными первосвященнику и «стоящим на страже у порога» (ср. 4Цар.22:4 ; 1Пар.23:5 ) – из Левитов. Вынесена была из храма вся утварь, посвященная Ваалу, всей силе небесной (см. 4Цар.21:3 и комментарии ) и Ашере-Астарте (ср. 3Цар.14:23,15:13 ) и, по предписанию ( Втор.7:25,12:3 ), все это было сожжено, как нечистое, вне Иерусалима в долине (евр. шадмот – «поля», LXX-m и слав. оставляют без перевода: ν σαδημωθ, «в садимофе») Кедрон, где уничтожены были предметы идолослужения при Асе ( 3Цар.15:13 ) и Езекии ( 2Пар.29:16 ). Но пепел сожженных идолов не должен был оставаться в долине Кедрон, поблизости к Иерусалиму: он отнесен был в Вефиль – для выражения решительного презрения и омерзения к этому средоточию противозаконного культа тельцов ( 3Цар.12:29–33 ), послужившему началом и источником всех последующих отпадений Израиля в язычество. 4Цар.23:5 .  И отставил жрецов, которых поставили цари Иудейские, чтобы совершать курения на высотах в городах Иудейских и окрестностях Иерусалима, – и которые кадили Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Пар.28:16 .  В то время послал царь Ахаз к царям Ассирийским, чтоб они помогли ему, 2Пар.28:17 .  ибо Идумеяне и еще приходили, и многих побили в Иудее, и взяли в плен; 2Пар.28:18 .  и Филистимляне рассыпались по городам низменного края и юга Иудеи и взяли Вефсамис и Аиалон, и Гедероф и Сохо и зависящие от него города, и Фимну и зависящие от нее города, и Гимзо и зависящие от него города, и поселились там. 2Пар.28:19 .  Так унизил Господь Иудею за Ахаза, царя Иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом. 2Пар.28:20 .  И пришел к нему Феглафелласар, царь Ассирийский, но был в тягость ему, вместо того, чтобы помочь ему, 2Пар.28:21 .  потому что Ахаз взял сокровища из дома Господня и дома царского и у князей и отдал царю Ассирийскому, но не в помощь себе. О набегах на Иудею идумеян и филистимлян при Ахазе также определенно говорит лишь 2 Паралипоменон. Но известие об идумеях и их угрожающих Иудее действиях находит себе подтверждение в сообщении ( 4Цар.16:6 ): об отнятии идумейского Елафа у Иудеи при Ахазе царем сирийским; указание же на враждебное и вызывающее поведение филистимлян при Ахазе заключается у пророка Исайи ( Ис.14:28–29 ). Упоминаемые в ст. 18 города, занятые филистимлянами, расположены были все в колене Иудином, в юго-западной его части, на границе с землей Филистимской. Из них впервые здесь и всего однажды в Библии упоминается «Гимзо», LXX: Γαμζ, (также Γαμεζα, Γαμζα), Vulgata: Gamzo, слав.: «Гамзон» – город восточнее Лидды теперь Gimzu (Robinson, Palastina, III, 271). «Вефсамис» – о положении этого священнического города см. комментарии к ( Нав.15:10 ; 1Цар.6:9 ; 3Цар.4:9 ) в «Толковой Библии», т. II, с. 92, 239–240, 379–380. О положении левитского города «Аиалона» (в колене Дановом) см. комментарии к ( Нав.10:12,19:42 ), «Толковая Библия», т. II, с. 117 и 63–64. «Гедероф» или Гедера – ныне деревня Катра или Гадра, ср. ( 1Мак.15:39,16:9 ) и комментарии к ( Нав.15:36 ), «Толковая Библия», т. II, с. 96; ср. Guerin, Iudee II, p. 35 и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2247. Ср.: Песн. 1. 1–2. 2248. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 12–14). 2249. Ср.: Исх. 4. 28. 2250. Ср.: 3 Пар. 19. 4. 2251. Ср.: sacr. 1. 2. 5. 2252. Ср.: Деян. 7. 55. 2253. Ср.: 2Кор. 13. 2–4. 2254. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 15–21). 2255. Хотя цитата приведена почти дословно, переосмыслена она в духе, почти противоположном тому, что написано у ап. Павла. Свт. Амвросий скорее следует представлениям Плотина, ср.: enn. 1. 6. 8. 6–8: «потому что увидевший телесную красоту не должен все ж таки устремляться к ней, но, поняв, что она — подобия, следы и тени, бежать к тому, чего подобием она является» (здесь и далее пер. Ю. А. Шичалина, цит. по: Плотин. Трактаты I–II. М., 2007). Ср.: uirgt. 13. 82. 2256. Ср.: 1Кор. 7. 31. 2257. Ср.: 2Кор. 5. 7. 2258. Ср.: 2Кор. 5. 8. 2259. Ср.: Флп. 3. 20. 2260. Ср.: Еф. 1. 18. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 9. 25–30). 2261. Ср.: Еф. 1. 17–18. 2262. См.: Втор. 12. 28. 2263. Ср.: Пс. 102. 5. 2264. Ср. у Вергилия, Aen. 1. 100–301: Volat ille per era magnum/remigio alarum. 2265. Ср.: Кол. 3. 9. 2266. См.: Bap. 3. 12. 2267. Ср.: Ин. 4. 14. 2268. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 25–27). 2269. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 34–39). 2270. См.: Мф. 19. 26. 2271. Ср. у Вергилия, Aen. 10. 630–631: aut ego ueri/uana feror. 2272. См.: Песн. 7. 8. 2273. См.: 1Ин. 5. 4. 2274. См.: Откр. 22. 15. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 8. 3–6). 2275. См.: Откр. 22. 14. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 8. 16–21), а также: Isaac 8. 78. 2276. Ср.: Откр. 21. 23. 2277. Ср.:Лк. 23. 22. 2278. Ср.: Еф. 2. 19. 2279. Ср. у Плотина (cnn. 1. 6. 8. 5–6; 21–22), а также: Isaac 8. 79 2280. Ср.: Быт. 19. 15–17. 2281. Ср.: Быт. 19. 26. 2282. См.: Ис. 35. 3. 2283. См.: 2Тим. 1. 12; Евр. 11. 19. 2284. См.: Л к. 17. 31; Мф. 24. 17. 2285. См.: 4 Езд. 16. 60. 2286. То, что душа именуется «мирной», связано с этимологией названия Иерусалим («дом мира», «город–мир»). 2287. См.: Иоил. 2. 17. 2288. См.: Иоил. 3. 9 2289. См.: Еф. 6. 12–13. 2290. См.: 2Тим. 2. 24–25. 2291. См.: Иоил. 3. 17. 2292. Имеется в виду ап. Павел. Ср.: 1Кор. 3. 2.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Язычество приобрело полное господство при Ахазе, и священный город Иерусалим превратился в город, полный мерзостей языческих, потому что, по словам Священного Писания , Ахаз «устроил себе жертвенники по всем углам Иерусалима» ( 2Пар.28:24 ); в честь богов поставлены были идолы литые из золота и серебра и других металлов, резные изображения, посвящаемы были камни: «и истреблю, – говорит Господь, – истуканы твои и столпы твои у тебя, и не будешь уже кланяться делу рук твоих. Ниспровергну статуи твои у тебя» ( Мих.5:12–13 ; ср. Ис.2:20 ). По примеру Иерусалима и другие города царства были наполнены жертвенниками и идолами ( 2Пар.28:25 ; ср. Ис.2:8 ). Между тем как идолопоклонство в различных его видах распространялось в царстве Иудейском и находило покровителя в царе, истинная религия и храм Иеговы были в пренебрежении и поругании. Медный жертвенник Соломонов сдвинут был со своего места и заменен языческим: «обломал царь Ахаз ободки у подстав; и снял с них умывальницы, и море снял с медных волов, которые были под ним, поставил его на каменный пол» ( 4Цар.16:17 ). Драгоценные сосуды храма он собрал и сокрушил их, чтобы обратить в слитки ( 2Пар.28:24 ), другие были заброшены им, светильники были погашены, курение фимиама и приношение жертвоприношений прекращено ( 2Пар.29:7, 19 ). Чреды служения священнического и левитского прекратились уже потому, что законный порядок богослужения был разрушен ( 2Пар.31:2 ), и, наконец, заперты были двери дома Господня ( 2Пар.28:24, 29:3, 7 ). Когда дух истинной религии исчез из среды народа, тогда Иудейское царство начало упадать и в нравственном отношении. В счастливое и торговое время Озии и Иоафама появилось немало богачей, которые вместе с вельможами и начальниками народа были тяжелым бременем для низших слоев общества. Гордые своим богатством, сознавая свое могущество и силу, они действовали с неограниченным произволом, и дозволяли вопиющие несправедливости в отношении к прочим членам общества, менее сильным и богатым. Испорченные роскошью, самолюбивые, жадные, они думали только о неправде, занимались только составлением злодейских замыслов: потому что глубоко развращенная душа их утратила расположение к добру и почти постоянно – днем и ночью – занята была помышлением на злое: ночь – время спокойного и беспрепятственного размышления, – они употребляли на составление планов к угнетению людей бедных и беззащитных, на измышление средств к выполнению этих планов, а днем осуществляли свои беззаконные намерения: «о! замышляющие неправду и предначертывающие злодейство на ложах своих, которое совершают утром на рассвете» ( Мих.2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010