2Пар.32:24 .  В те дни заболел Езекия смертельно. И помолился Господу, и Он услышал его и дал ему знамение. Здесь в кратком замечании обнято рассказанное подробно в ( 4Цар.20:1–11 ) о болезни Езекии, чудесном исцелении и бывшем при этом небесном знамении (см. «Толковую Библию», т. II, с. 553–556). 2Пар.32:25 .  Но не воздал Езекия за оказанные ему благодеяния, ибо возгордилось сердце его. И был на него гнев Божий и на Иудею, и на Иерусалим. 2Пар.32:26 .  Но как смирился Езекия в гордости сердца своего, – сам и жители Иерусалима, то не пришел на них гнев Господень во дни Езекии. 2Пар.32:27 .  И было у Езекии богатства и славы весьма много, и хранилище он сделал у себя для серебра и золота, и камней драгоценных, и для ароматов и щитов, и для всяких драгоценных сосудов; 2Пар.32:28 .  и кладовые для произведений земли, для хлеба, вина и масла, и стойла для всякого рода скота, и дворы для стад. 2Пар.32:29 .  И города построил себе. И стад мелкого и крупного скота было у него множество, потому что дал ему Бог весьма большое имущество. 2Пар.32:30 .  Он же, Езекия, запер верхний проток вод Геона и провел их вниз к западной стороне города Давидова. И действовал успешно Езекия во всяком деле своем. Рассказ 2 Паралипоменон здесь чрезвычайно сжат и делается понятным лишь при снесении с ( 4Цар.20:12–20 ), см. «Толковую Библию», т. II, с. 556–558. Сказанное в ст. 25–26 о тщеславии Езекии, гневе Божием на него, его смирении и помиловании Богом относится к истории посещения его послами Меродах-Валадана Вавилонского ( Ис.39:1–8 ). К тому же историческому событию приурочивается и речь ст. 27–29 о славе и богатствах Езекии. О работах Езекии по усилению водоснабжения Иерусалима (ст. 30), см. выше (ст. 4); а также ( 4Цар.20:20 ) (см. «Толковую Библию», т. II, 558); ср. ( Сир.48:19 ). Из ст. 30 данной главы, как и из ст. 14 следующей главы ( 2Пар.33:14 ), с правом заключают, что Геон протекал на восточной (а не на западной, как думали прежние исследователи Палестины и Иерусалима) стороне Иерусалима, откуда и возникло сближение Гиона с нынешним источником Пресвятой Девы (см. «Толковую Библию», т. II, с. 365). Блаженный Феодорит отождествлял Гион с Силоамом ((Quaestiones in II Paralipomenon. Patrologia Graeca, T. 80, Col. 854–856 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Повод к столкновению – укрепление Рамы Ваасою для прекращения сношений Асы с севером. Рама – имя многих городов и местностей древней Палестины, но здесь, очевидно, имеется в виду город в Вениаминовом колене ( Нав.18:25 ; Суд.4:5,19:13 ), упоминаемый в известном месте кн. пророка Иеремии ( Иер.31:15 ; ср. ( Ос.5:8 ) и др.), на 2 часа пути или, по Евсевию – Иерониму, на 6 римских миль, к северу от Иерусалима (Onomast. 769), ныне Er-Rama (Robinson, Palest. II, s. 566 ff. ). Опасения Ваасы, побудившие его укрепить Раму, чтобы не было случаев переселений из пределов его царства в Иудейское, имели фактическую основу: после блистательной победы Асы над Зараем многие из колен Ефремова, Манассиина и Симеонова перешли во владения Асы ( 2Пар.15:9 ). В случае укрепления Ваасою Рамы 16 , Асе в будущем грозила блокада Иерусалима. Убоявшись этого, Аса малодушно и преступно искал помощи против единоплеменного Израильского царства в союзе с царем Сирии (Арама) «Венадада», евр. Бен-Гадад («сын солнца»), Vulg.: Benadad; иначе LXX: υς Αδερ, слав.: «сын Адеров» (в пользу чтения LXX, по-видимому, говорит написание этого имени Bir-idri в Дамасской надписи 654–846 гг. до Р. X.: равным образом код. 246 Кенн. и кодд. 174, 627 Росси имеют: Годар). Три царя Дамасской Сирии с этим именем встречаются в Библии ( 3Цар.15:18,20 ); ср. ( 2Пар.16:2 ; 3Цар.20:1–34 ; 4Цар.6:24,8:7 ), и это, конечно, не дает еще права считать это название титулом царя Сирийского (вопреки Кейлю). Предложение Асы Венададу расторгнуть союз с израильским царем и заключить с ним, подкрепленное дарами из «оставшегося (т. е. после разграбления Сусакимом), ( 3Цар.14:26 ) в сокровищницах дома Господня и дома царского «серебра и золота», свидетельствует о глубокой растерянности Асы и о недостатке веры в помощь того самого Иеговы, Который недавно чудесно даровал ему поразить Зарая ( 2Пар.14:9–12 ). Союз с иноверцами против единоплеменников был богопротивен, и его преступности не ослабляло то, что он вызван был уже ранее состоявшимся союзом израильского царя с сирийским: очевидно, по разделении Еврейского царства, Сирийское царство чрезвычайно усилилось (начало усилению положил ещё Разон: ( 3Цар.11:23–25 ) ), и каждое из еврейских царств искало его союза для опоры против соседнего евр. царства (уже Авия, видимо, был в союзе с отцом Венадада, ст. 19). Когда пророк Анания обличил Асу за то, что, оставив Бога и помощь Его, он искал опоры у сириян, Аса не только не сознал греха своего, но, в раздражении на него, заключил его в темницу, равно как и притеснял «некоторых из народа», быть может, мысливших одинаково с пророком ( 2Пар.16:7–10 . Ср. блаженный Феодорит, вопр. 47). Внешний успех, хотя и преступными средствами, Асою на этот раз был достигнут: войска Венадада вторглись с севера в пределы Израильского царства и этим остановили дальнейшие завоевательные стремления Ваасы: угрожаемый сирийским царем, он оставил укрепление Рамы и удалился в Фирцу (ст. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Цар.12:19 .  И отложился Израиль от дома Давидова до сего дня. «Отложился Израиль от дома Давидова»: отложился, евр.: «согрешил» (глагол паша одного корня с пеша, грех), – так как оставил богоизбраный дом Давида, а вместе с тем и храм Иерусалимский (ср. ст. 26–27) и вообще общую теократическую организацию. «До сего дня» – выражение, которого не мог употребить писатель, переживший падение Израильского царства, отведение израильтян в ассирийский плен и падение Иудейского царства ( 4Цар.17:1–6,25:1–21 ), – а лишь лицо, не дожившее до падения обоих царств, т. е. один из составителей «Летописей царей иудейских и израильских» (Проф. Юнгеров. Прав. Собес. 1905, июль-авг. 418 с.). 3Цар.12:20 .  Когда услышали все Израильтяне, что Иеровоам возвратился [из Египта], то послали и призвали его в собрание, и воцарили его над всеми Израильтянами. За домом Давидовым не осталось никого, кроме колена Иудина [и Вениаминова]. Оставаться без царя израильтяне не могли, и главенствующее среди них Ефремово колено выдвинуло, как единственного кандидата на престол, ефремлянина Иеровоама, за которого говорили его прошлые освободительные (с точки зрения ефремлян) стремления; он и сделался царем над 10 коленами. За Ровоамом остались Иудино колено, Вениаминово (LXX слав.), с указанными выше добавлениями из др. колен. 3Цар.12:21 .  Ровоам, прибыв в Иерусалим, собрал из всего дома Иудина и из колена Вениаминова сто восемьдесят тысяч отборных воинов, дабы воевать с домом Израилевым для того, чтобы возвратить царство Ровоаму, сыну Соломонову. 3Цар.12:22 .  И было слово Божие к Самею, человеку Божию, и сказано: 3Цар.12:23 .  скажи Ровоаму, сыну Соломонову, царю Иудейскому, и всему дому Иудину и Вениаминову и прочему народу: 3Цар.12:24 .  так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом свой, ибо от Меня это было. И послушались они слова Господня и пошли назад по слову Господню. Ровоам решился было на последнее средство – присоединить к своему царству непокорных израильтян: он собрал значительное войско из колен Иудина, Вениаминова и др. – 180 тысяч (это он мог легко и скоро сделать: в одном Иудином колене, по бывшей при Давиде переписи, оказалось 500 000 человек, способных носить оружие) ( 2Цар.24:9 ). Но братоубийственная война на этот раз была предотвращена пророком Самеем или Семаиею (жившим, вероятно, в Иерусалиме), который именем Иеговы еще раз засвидетельствовал, что распадение единого Еврейского царства совершилось по воле Божией, и что борьба бесцельна (ср. 2Пар.11:2–5 ). В Ватиканском кодексе греч. перевода после ст. 24 следует вставка, составленная из разных библейских замечаний о царствовании Иеровоама.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В еврейской Библии содержится великое множество слов, относящихся к тем, кто занимается магией или связан со сверхъестественной сферой. Названия вполне обыденные, и в рассказах редко приводятся детали связанных с ними обрядов или практических действий. Завуалированные ссылки на какие-то не вполне ясные церемонии с трудом поддаются объяснению (напр., Иез.13:19; 21:21 ), и определенный свет на них часто проливают только аналогии из области общественной жизни. Чудеса, совершавшиеся пророками в Ветхом Завете, являлись предзнаменованием чудес Иисуса в евангелиях. «Человек Божий» знал будущее ( Суд.13:6 ) и приравнивался к «Ангелу Господню» ( Суд.13:16 ). Все, что он говорил, сбывалось ( 1Цар.9:6 ). Он видел события, происходившие далеко от него ( 4Цар.5:26 ). Он мог вызывать огонь с неба ( 3Цар.18:38 ). Он мог умножать пищу – хлеб ( 4Цар.4:42–44 ) и масло ( 4Цар.4:1–6 ), управлять дождем и засухой ( 3Цар.17:1 ) и вызывать Божий гром с неба ( 1Цар.7:10; 12:18 ). Человек Божий мог не только исцелять ( 4Цар.5:3; 8:7 ), но и посылать болезнь ( 4Цар.5:27 ). Бог отправлял его в пустыню ( 3Цар.19:15 ; ср. Мк.1:12 ). В еврейском языке для обозначения магов и других посредников со сверхъестественной сферой использовались следующие названия: assapim: «обаятели», прежде всего истолкователи снов (евр., Дан.1:20 ; 2:2 арамейское, Дан.2:10 27; 4:4; 5:7, 11, 15); gaz e rin: «гадатели» (от слова, обозначающего «резать, решать» [ Дан.2:27; 4:4; 5:7,11 ] hober haber: «заклинатель», «обаятель» (буквально «завязывающий магические узлы» [Вт. 18:11; Пс.57:6 ; Ис.47:9, 12 ] раза hozeh: «прозорливец», «провидец», человек, получающий видения ( Ис.30:10 ; Мих.3:7 ; Ам.7:12 ), иногда служит обозначением сановника при царе ( 2Цар.24:11 ; 1Пар.25:5 ), который одновременно проводит службу в храме с певцами и левитами ( 2Пар.5:12 ); h a kamim: обычный перевод «мудрец» затемняет факт, что в ряде случаев этим названием обозначается специально обученный человек, выступающий вместе с магами и гадателями ( Быт.41:8 ; Исх.7:11 ; Ис.19:11; 44:25 ; Иер.50:35; 51:57 ; Есф.1:13; 6:13 ). Они упоминаются также среди элиты общества, наряду с искусными в слове людьми ( Ис.3:3 ). Семантический смысл этого названия напоминает английское слово wizard («чародей, волшебник, кудесник»), тоже однокоренное мудрости со специфическим магическим подтекстом. Благодаря своей мудрости Соломон приобрел репутацию величайшего кудесника и тайноведца ( 3Цар.4:29–34 ; Иосиф Флавий);

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Боги, не похожие на Яхве и стоящие ниже Его . Бог есть дух и не подобен «золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» ( Деян.17:29 ). Другие боги не могут претендовать на роль творца ( Иер.10:11 ). В случаях, когда иным богам не удается помочь своим поклонникам, Яхве преодолевает все препятствия. Это получило яркое подтверждение в рассказах о споре Илии с пророками Ваала ( 3Цар.18:38 ) и о том, как Господь защитил Иерусалим в ответ на молитву Езекии ( 2Пар.32 ). Лейтмотивом служит тема, что боги языческих народов по сути своей «не боги» ( Иер.2:11; 5:7; 16:20 ; Ис.37:19 ; 4Цар.19:18 ). Когда сон царя истолковал Даниил, а не царские мудрецы, Навуходоносор воскликнул: «Истинно Бог ваш есть Бог богов» ( Дан.2:47 ). Впоследствии Навуходоносор заявил, что спасать людей из раскаленной печи может только Бог Седраха, Мисаха и Авденаго ( Дан.3:28 ). Бог изображается превознесенным «над всеми богами» ( Пс.94:3; 96:9; 134:5; 135:2 ; 1Пар.16:25–26 ; 2Пар.2:5 ), и бояться надо только Его ( Пс.95:4 ; 1Пар.16:25 ). Когда филистимляне принесли захваченный ковчег Яхве в храм Дагона, на следующее утро они нашли Дагона лежащим ниц перед ковчегом Господним. Филистимляне поставили его на место. Но на следующий день он опять лежал ниц, на этот раз с отсеченными головой и руками ( 1Цар.5:1–5 ). Очевидный смысл этого эпизода заключается в том, что Дагон показан обладающим гораздо меньшей силой или вообще мошенником. На языке, в достаточной степени чуждом современным представлениям о научной точности, ветхозаветные авторы говорили о Яхве как о «Боге богов и Владыке владык» ( Втор.10:17 ). Библейские авторы позволяли себе даже насмешливые высказывания, в которых выражалась мысль о крайней ограниченности идолов, которым люди так широко поклонялись: «А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят, и они не издают голоса гортанью своею» ( Пс.113:12–15 ; ср. Пс.134:15–18 ; Ис.14:12–21 ; Иер.10:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Иудеи Иудеи – по первоначальному словоупотреблению (в Библии прежде всего у пр. Иер.32:12 , Иер.38:19 , Иер.40:11 , Иер.41:3 , Иер.44:1 , Иер.52:28,30 ) – название для обозначения рода подданных царства иудейского, а также (у писателя 4Цар.16:6 , 4Цар.25:25 ) название отдельных личностей, принадлежавших к населению царства иудейского и выходцев из него. Со времени гибели 10-коленного царства израильского, составлявшего другую половину распавшегося народа Божия, «Иуда», как общий представитель этого народа, противопоставляется всем другим народам, и выражение «иудеи» становится существенно равнозначительным с понятием «евреи» ( Иер.34:9 ). Когда надо было. противопоставить арамейскому наречию еврейское, в 4Цар.18:26, 28 (ср. также 2Пар.32:18 и Неем.13:24 ) последнее именуется «иудейским», что показывает, что понятие «иудейский» не только вполне исчерпывало соответствующее ему понятие «еврейский», но и предпочиталось ему в употреблении. Как наименование целого народа, – в полном смысле слова выражение «иудеи» стало употребляться собственно уже в послепленное время. Такое наименование усвоили себе еврейские переселенцы, осевшие в Иерусалиме. Иосиф Флавий объясняет (Древн. 11, 5–7) это тем, что «колено Иудово первое прибыло в ту местность, откуда как народ, так и самая страна получили свое название» (Иудея). Нужно думать однако, более: это произошло от того, что большинство возвратившихся принадлежало к бывшему царству иудейскому, а равно вследствие сосредоточения религиозных надежд народа в имени «Иуды»; последнее оправдывается тем, что не только все евреи, возвратившиеся из Вавилона, приняли это название, но и оставшиеся в Вавилоне, как еще впоследствии рассеявшиеся по другим странам. Вообще в устах и язычников и израильтян, это название весьма скоро стало обычным для обозначения всего израильского народа – как в национальном, так и в религиозном смысле этого слова. В таком смысле однажды встречается это название (иудеи) у пр. Захарии ( Зах.8:23 ) и Даниила ( Дан.3:8,12 ), чаще у Ездры и Неемии и преимущественно в кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Кладязь клятвы Кладязь клятвы , называемый иначе Вирсавия (beer schaba, beer scheba – „колодезь клятвы“; Βηρσαβε, τ φραρ το ρκου; Bersabee, puteus juramenti; „кладязь клятвенный“, Вирсавее, Вирсавея, Berseba). Этим именем называется одна из самых древних местностей Палестины, лежащая в южных пределах этой страны. Название свое эта местность получила от того, что здесь Авимелех и Авраам заключили между собою клятвенный договор и союз ( Быт.21:31–32 ); такой же клятвенный союз заключен был здесь между Авимелехом Герарским и Исааком ( Быт.26:31–33 ). Место это является очень заметным в истории еврейских патриархов. В это место удалился Авраам по разрушении Содома и жил там 75 лет, Исаак 180 лет, Иаков 77 лет, и Исав 100 лет. Здесь ископали колодцы Авраам ( Быт.21:30 ) и Исаак ( Быт.26:25,33 ). Здесь Авраам насадил рощу и призвал там имя Господа Бога ( Быт.21:33 ). В Вирсавии Авраам жил до жертвоприношения Исаака и долгое время после него ( Быт.21:33 – Быт.22:1,19 ). Все важнейшие моменты в жизни Исаака происходили в Вирсавии, именно: его рождение, рождение Исава и Иакова, покупка Иаковом права первородства у Исава и принятие им отеческого благословения. Отсюда Иаков отправился в Месопотамию ( Быт.28:10 ); здесь же он остановился на пути в Египет ( Быт.46:1 ). При разделе земли Обетованной Вирсавия досталась колену Симеона ( Нав.15:28 , Нав.19:2 , 1Пар.4:28 ). В Вирсавии были судьями сыновья Самуила ( 1Цар.8:2 ). В правление царей она была главным местом отдохновения для караванов, шедших в Египет и из Египта в Палестину. До Вирсавии простиралось перечисление народа, сделанное Иоавом в царствование Давида ( 2Цар.24:7 , 1Пар.21:2 ). Здесь Илия, отправляясь в Синайскую пустыню, простился со своим учеником ( 3Цар.19:3 ). Вирсавия всегда составляла самый южный предел Палестины, так что выражение „от Дана до Вирсавии“ ( Суд.20:1 ) или „от Вирсавии до Дана“ ( 1Пар.21:2 ; ср. 2Цар.24:2 ) сделалось формулой для обозначения всей Палестины от юга к северу. Цивья, мать иудейского царя Иоаса, была родом из Вирсавии ( 4Цар.12:1 , 2Пар.24:1 ). В это время Вирсавия, подобно Галгалу и Вефилю, была местом идолослужения ( Ам.5:5 , Ам.8:14 ). В последний раз название Вирсавии встречается в Библии , как место, где поселились иудеи, возвратившиеся из плена Вавилонского ( Неем.11:30 ). В Н. Завете название Вирсавии не встречается. Во времена Евсевия она была значительной местностью („oppidum“; см. Quast, ad Gen. 17, 30 ; „vicus grandis“ в Onomasm.), местопребыванием римского начальника и римского гарнизона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Победоносная армия совершала также религиозные обряды благодарения и жертвоприношения своему божеству. По прошествии нескольких дней или даже часов после одержанной победы войско со своим полководцем совершало триумфальное шествие ( Пс.67:25–28 ). Вслед за этим обычно организовывалось пиршество ( Ис.25:6 ). Но самым главным был ритуал дележа добычи и трофеев ( Ис.53:12 ; Пс.67:13 ; Суд.5:30 ). Захват трофеев у противника имел обрядовое значение. Ими могли быть доспехи полководца вражеской армии, его отрубленная голова или он сам, взятый в плен живым, чтобы его можно было показать публично. Саул, например, пощадил взятого в плен Агага, следуя своей политике добиваться расположения людей, а не полагаться на Бога. Военная добыча была основным приобретением успешной кампании, однако благородство при достижении поставленной цели и посвящение Богу требовали отказа от захваченного в бою имущества ( Быт.14:22–23 ). В ходе священной войны, которую вел Израиль, ему было категорически запрещено захватывать военные трофеи. Это была Божья война, и вся добыча принадлежала Ему. Поэтому мы видим случаи, когда предписывалось все «посвящать» Господу в жертвенном уничтожении и пожаре (напр., Нав.6:23 ). Даже когда захваченное добро распределялось поровну, как, например, в случае, показанном в 1Цар.30:23–25 , оно все равно принадлежало Богу. В 1Цар.30 рассказывается, как Давид со своими людьми мстил за разрушение города, разграбленного отрядом амаликитян. Амаликитяне упились захваченным ими вином, и Давид легко разгромил их ( 1Цар.30:15–19 ). Сцены грабежа часто описываются в подробностях ( 4Цар.14:11–14 ; 2Пар.14:13 ). Захваченной добычей могла быть и земля, и царь Озия использовал ее для укрепления своей власти ( 2Пар.26:6 ). Во времена, когда армия Израиля состояла из добровольных военизированных соединений, сигналом к роспуску воинов по домам был, вероятно, клич: «Все по шатрам своим, Израильтяне!» ( 2Цар.20:1 ; 3Цар.12:16 ; ср. Суд.20:8 ; 1Цар.4:10 ; 2Цар.18:17; 19:8; 20:22 ). Разгромленная армия тоже становилась объектом послевоенных ритуалов. Оставшиеся в живых воины дрожали от страха и трепета ( Пс.2:10–11 ). Наказание и мщение, которым они подвергались, могли принимать такую жестокую форму, как выкалывание глаз или отсечение больших пальцев на руках и ногах ( Суд.1:6–7 ), либо более мягкую форму в виде уплаты дани ( Пс.71:9–10 ) или подношения подарков ( Быт.14:18 ). Позор и унижение побежденных символизировались такими образами, как попирание победителями шей поверженных ( Нав.10:24 ), низложение противников ( Пс.59:14; 107:14 ) и принесение их под ноги победителей ( Пс.109:1 ; 3Цар.5:3 ; 2Цар.22:39 ; Пс.17:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Разоренные сирийскими войсками города (ст. 20), после окончательно отнятые у Израильского царства ассирийским царем Феглаффелассаром ( 4Цар.15:29 ), расположены были почти все в Неффалимовом колене: «Аин» (евр.: Ийон, LXX: Αιν, слав.: «Аина», Vulg.: Ahion, Onomast. 41), по Робинзону (Palasm. III, s. 611), находился на северной границе Палестины, в обильной водой местности Merg-ajjun близ истоков Иордана, нынешнее селение Tell-Dibbin. О Дане см. прим. к ( 3Цар.12:29 ). «Авел-Беф-Мааха» (ср. 2Цар.20:14–18 ) – на крайнем севере Израиля, близ Дана, вероятно, нынешний Abil-el-Kamh, вероятно в древности при потоке, впадавшем в верхний Иордан, отсюда в ( 2Пар.16:4 ) назван: авел-маим (Авел водный); LXX: ´Αβλ οκου Μααχ, Vulg.: Abel-domum-Maacha, слав.: «Авеля, дому Маахина». «Кинкероф» (евр. киннерот, ед. ч.: Киннерет, в Талмуде: гиносар, у И. Флав. Иуд. война III, 10, 7), сл.: Γεννησρ, в Евангелии Γεννησαρτ ( Лк.5:1 ): область и город ( Нав.19:35,11:2 ) этого имени лежали в плодороднейшей местности к западу от Галилейского (позже Геннисаретского, Тивериадского) озера. – Разорение этих пограничных городов израильских, заставившее Ваасу прекратить сооружение крепости в Раме, дало возможность Асе воспользоваться строительным материалом, собранным Ваасою для укрепления Рамы, – для возведения крепостей в двух иудейских пограничных городах: Геве или Гиве Вениаминовой (ср. ( Нав.18:24 ; 1Цар.14:5 ; Ис.10:29 ); Onomast. 312), теперь Dscheba (Badeker, Palast, s. 116), и Мицпе или Массифе – также в Вениаминовом колене ( Нав.18:26 ; 1Цар.7:5 ); ср. ( 4Цар.25:23 ); Onomast 689, ныне Hebi Sanwil (Robinson, Palastina, II, 361 ff. ); оба города были на расстоянии одного часа и менее от Рамы, часа на два пути от Иерусалима. 3Цар.15:23 .  Все прочие дела Асы и все подвиги его, и всё, что он сделал, и города, которые он построил, описаны в летописи царей Иудейских, кроме того, что в старости своей он был болен ногами. 3Цар.15:24 .  И почил Аса с отцами своими и погребен с отцами своими в городе Давида, отца своего. И воцарился Иосафат, сын его, вместо него.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Пар.36:17 .  И Он навел на них царя Халдейского, – и тот умертвил юношей их мечом в доме святыни их и не пощадил [ни Седекии,] ни юноши, ни девицы, ни старца, ни седовласого: все предал Бог в руку его. 2Пар.36:18 .  И все сосуды дома Божия, большие и малые, и сокровища дома Господня, и сокровища царя и князей его, все принес он в Вавилон. 2Пар.36:19 .  И сожгли дом Божий, и разрушили стену Иерусалима, и все чертоги его сожгли огнем, и все драгоценности его истребили. 2Пар.36:20 .  И переселил он оставшихся от меча в Вавилон, и были они рабами его и сыновей его, до воцарения царя Персидского, О разграблении и разрушении храма и Иерусалима, о переселении иудеев в Вавилон – подробнее в ( 4Цар.25:9–17 ), «Толковая Библия», т. II, с. 580–581. В Вавилоне иудеи были рабами Навуходоносора «и сыновей его» (ст. 20), т.е. преемников на престоле Ново-халдейского царства: Евильмеродаха (561–559 гг.), Лаоросоардаха (552 г.), Набонида (552–539 гг.) и Дария Мидянина (539–537 гг.) до перехода царства к Киру Персидскому (537 г.) – всего, по библейскому счислению 70 лет (ст. 21; ( Иер.25:11–12,29:10 ; Зах.1:12 ); См. И.Флавий, «Иудейские Древности», кн. X, 11, 2). 2Пар.36:21 .  доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет. С библейско-теократической точки зрения, семидесятилетний плен вавилонский есть строго адекватное наказание народа Божия за нарушение им основ теократии, в частности, за пренебрежение теократическим законом о субботнем годе (( Лев.25:1–7 ); «Толковая Библия», т. I, с. 489–491): оставленная теперь иудеями земля Палестины получила тот покой, которого она была лишена вследствие нечестия и жадности своих обитателей (ср. Лев.26:34–35 ). «От царствования Саула, – говорит блаженный Феодорит (вопр. 37 на кн. Левит), – до плена считается четыреста девяносто лет; седьмая часть сего есть семьдесят. Поэтому сказанное ( Лев.26:34–35 ) значит, что земля останется незасеянной и невозделанной, потому что будете вы жить в земле чужой за то, что вместе с другими законами нарушали и заповедь о субботе.». См. «Толковая Библия», т. I, с. 500.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010