Пророческое служение свое пр. Исаия проходил, по свидетельству его книги (1:1) при царях иудейских: Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии. Если считать полные годы царствования этих царей, именно: Озии – 52 г. ( 2Пар. 26:3 ), Иоафама 16 лет ( 2Пар. 27:1 ), Ахаза 16 лет ( 2Пар. 28:1 ), Езекии 29 лет ( 2Пар. 29:1 ), то получится период служения пр. Исаии в 113 лет. Хотя такая продолжительность жизни не беспримерна в то время (Первосвященник Иодай умер 130 лет, – 2Пар. 24:15 ), однако же некоторые учители церкви относили к пророческому служению Исаии не все 52 г. царствования Озии. Так, Климент Александрийский говорит, что пр. Исаия начал свое служение около 34 Озии, Евсевий начало его служения относит к 17 году Озии, а по мнению блаж. Иеронима это событие совпадает с 25 годом Озии. По указанию же самого пр. Исаии началом его пророческого служения был год смерти Озии (6:1), след. последний из 52 лет царствования этого царя. Окончилось его служение по крайней мере не раньше 14-го года царствования Езекии ( Ис. 36:1 ); но, по преданию оно продолжалось и после Езекии при Манассии, от руки которого пр. Исаия и принял мученическую кончину. Предание рассказывает, что когда нечестивый царь Манассия, негодовавший на пророка за его обличения, послал схватить его, то пророк укрылся в дупле одного большого дерева, но посланные заметили это и, перепиливши дерево, вместе с ним перепилили и пророка. Может быть это самое событие и имеет в виду ап. Павел, когда говорит о ветхозаветных праведниках, что некоторые из них претрени Быша ( Евр. 11:37 ). Так, по крайней мере, думали, по свидетельству блаж. Иеронима, многие в древней христианской церкви (Толков. на Ис. 57:1–2 ст.). Это мнение косвенно подтверждается и тем, что Манассия, по свидетельству Писания, кровь неповинную излия многу зело, дóндеже наполни Иерусалиму уста до уст (т. е. от края до края, – 4Цар. 21:16 ). Предание о том, что пр. Исаия жил еще и после царя Езекии, находит для себя основание в том, что ему, по свидетельству Писания, принадлежит описание деяний и добродетелей этого царя ( 2Пар. 32:32 ). 3. Современное пр. Исаии состояние иудейства и язычества

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Глава 24 1–2. Богоугодный характер царствования Иоаса до смерти первосвященника Иодая. 4–14. Исправление повреждений в храме. 15–18. Смерть Иодая и появление язычества в Иудее. 19–22. Пророческие обличения и побиение камнями за них сына Иодая Захарии. 23–27. Нашествие сирийцев; болезнь и насильственная смерть Иоаса. 2Пар.24:1 .  Семи лет был Иоас, когда воцарился, и сорок лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Цивья из Вирсавии. 2Пар.24:2 .  И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни Иодая священника. Рассказ 2 Паралипоменон о царствовании Иоаса, именно главных моментах этого царствования: реставрации храма (ст. 4–14), женитьбе царя (ст. 3), развращении народа и преступлении царя по смерти Иодая (ст. 15–22), наконец, о нападении сирийцев на Иудею (ст. 23–24) и подробностях его кончины (ст. 25–27), по содержанию и изложению значительно разнится от параллельного рассказа ( 4Цар.12 ). Только ст. 1–2 представляют дословное сходство со ( 4Цар.12:1–2 ). В последующем рассказе преимущество подробности, цельности и летописной документальности, очевидно, заключается на стороне 2 Паралипоменон. 2Пар.24:3 .  И взял ему Иодай двух жен, и он имел от них сыновей и дочерей. Известие о женитьбе Иоаса, при содействии Иодая, на двух женах, находится только во 2 Паралипоменон. Принятый текст LXX (а также кодексы Александрийский и некоторые другие, вместе с арабским переводом и некоторыми еврейскими раввинами) выражают ту мысль, что сам Иодай взял себе двух жен. Но такое несогласное уже с контекстом главы (вся глава 24 рассказывает об Иоасе, а жизнь и деятельность Иодая вводятся в рассказ лишь эпизодически), заключает в себе и очевидную несообразность ввиду престарелого возраста Иодая. Справедливо поэтому в других списках LXX, например, в кодексах 71, 93, 108 у Гольмеса, Комплютенском, а также в Вульгате, сирийском, славянском, русском говорится о женитьбе Иоаса. 2Пар.24:4 .  И после сего пришло на сердце Иоасу обновить дом Господень, 2Пар.24:5 .  и собрал он священников и левитов и сказал им: пойдите по городам Иудеи и собирайте со всех Израильтян серебро для поддержания дома Бога вашего из года в год, и поспешите в этом деле. Но не поспешили левиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

11 У евреев эта страна была известна под именем Миираим от имени второго сына Хамова, который вероятно, с своим потомством был первым поселенцем этой страны. Еще во времена Авраама египтяне и евреи находились между собою в сношениях ( Быт.12:10–20 ). После возвращения евреев из египетского рабства, об отношениях этих двух народов история умалчивает. За 1000 лет до Р.Х., египетский царь дал в замужество Соломону дочь свою и в приданное город Газер отнятый им у хананеев ( 3Цар.3:1, 9:16 ). Преемник его Сисак разбил войско Ровоама, взял Иерусалим и наложил дань на Иудею ( 2Пар.12:1–14 ). Царь Осия искал союза с Сигором, царем египетским против Салманассара ( 4Цар.17:4 ). Пророки часто возвещали уничтожение Египту ( Пс.19 ; Иер.41 ; Иез.30:32 ; Дан.11:42 ). Угрозы их начали исполнятся при фараоне Нехао, который, после поражения, нанесенного им Иудее при царе Иосии, был побежден Навуходоносором при Кархемисе ( 2Пар.35:20, 36:1–4 ; Иер.46:2 ). Навуходоносор два раза опустошал Египет, который был наконец покорен при фараоне Хорре. Жители Египта, переселенные в Вавилон, оставались в плену в продолжении 40 лет, до времен Кира. После Египет перешел во власть персов, а затем подчинился Александру Македонскому. После смерти его, Египет достался в удел Птоломею Сотеру, одному из полководцев Александра Македонского; в это время иудеев так много было в Египте, что некоторые полагают это время началом исполнения пророчества Исаии об обращении Египта ко Господу. Незадолго пред Р.Х. римляне овладели Египтом. 12 Эдом или Идумея была страна, населенная потомками Исава ( Быт.25:30–34 ) и находившаяся между Мертвым и Красным морем, на юго-восток от Палестины. Идумеяне, не смотря на свое племенное родство с евреями, были в постоянной вражде друг с другом. Эта вражда уже высказалась при путешествии евреев из Египта в Палестину ( Чис.20:14–21 ). Саул вел с ними войну. Давид сделал их данниками, убил из них 18000 человек, a Иоав военачальник Давидов истребил все мужское население Идумеи. В это время Адад из царского идумейского рода, убежал в Египет. Господь воздвиг его против Соломона ( 1Цар.14:47 ; 2Цар.8:15 ; 3Цар.11:14–17 ). Несмотря на это идумеяне были еще данниками во времена Иосафата, с которым они участвовали в воине против Моавитян; но они отложились при сыне его Иораме ( 3Цар.22:48 ; 4Цар.3:9–27, 8:16–22 ). Отселе они часто воевали с Иудеей. Амасия сильно поразил их ( 4Цар.14:7 ; 2Пар.25:11–15 ). При Ахазе они находили на Иудею и увели не мало пленников. ( 2Пар.28:17 ). Они возбуждали халдеев против Иерусалима, но и сами скоро подпали халдейскому игу. После плена вавилонского, идумеяне не переставали враждовать с иудеями; Иоанн Гиркан заставил их принять обрезание и совершенно подчиниться власти иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

707 Тоже самое мы видим впоследствии и в Гаваоне. Когда Саул повелел поразить мечем всех жителей Новы ( 1Цар.22:19 ), скиния была перенесена отсюда в Гаваон, где и отправлялось богослужение до сооружения храма. Хотя Давид и перенес ковчег завета в Сион и здесь устроил для него скинию с регулярным богослужением ( 2Цар.6 ; 1Пар.15 и 16), однако в тоже самое время поставил священника Садока и его братьев для отправления богослужения и пред жилищем Иеговы, что на высоте в Гаваоне ( 1Пар.16:39 и д.), и смотрел на это место, как на святилище, при котором можно было приносить жертвы. 708 Даже и Соломон, по вступлении своем на царство, прибыл в Гаваон, чтобы здесь на алтаре торжественно принести тысячу всесожжений 3Цар.3:4 ; 2Пар.1:3 . Со времени сооружения и освящения великолепного храма Соломонова, внешний культ Иеговы получил высшую степень торжественности в святилище, освященном самим Иеговою для пребывания его имени, – хотя впрочем должно сказать, что ревности благочестивых феократических царей, только после долгой борьбы против сильно распространенного культа высот, удавалось истреблять эти высоты и осуществлять закон о единстве места, назначавшегося для богослужения ( Втор.12 ). Законный культ Иеговы при языческих царях Иораме и Охозии оставался неприкосновенным, так как его умел отстаивать первосвященник Иоддай ( 4Цар.11:3 и д. 2Пар.22:12 . гл. 23 и 24). В первый раз нечестивый Ахаз, совершенно опустошивши храм (слч. § 26), повелел заколотить двери притвора, так что богослужение во святом храме должно было прекратиться ( 2Пар.29:7 ); 709 однако и этот царь не осмеливался совершенно уничтожить ежедневное жреческое служение, а ограничился только тем, что прежний жертвенник всесожжений отодвинул в сторону и приказал приносить свои и народные жертвы всесожжений и закланий на другом жертвеннике, сооруженном по образцу, который ему пришлось увидеть в Дамаске ( 4Цар.16:10–16 ). Наконец, Манассия совершенно превратил дом Иеговы в языческое капище, так что при этом нечестивом царе законный культ Иеговы на долгое время совсем прекратился и был восстановлен только Иосиею ( 4Цар.21:3 и д.; 22:3 и д.; 2Пар.33 и 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Глава 2 1–12. Вознесение пророка Илии на небо. 13–25. Начало пророческого служения и общественной деятельности пророка Елисея: его первые чудеса. 4Цар.2:1 .  В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. Первый стих в первой своей половине имеет характер надписания к целому разделу о «вознесении Илии» – событии, видимо, совершенно известном в кругу читателей 4 книги Царств; у евреев это событие, как и вся жизнь пророка Илии были окружены целой сетью преданий 2 . Время события вознесения пророка Илии относится ко времени после смерти царя Охозии израильского ( 4Цар.1:17 ) и, вероятно, к самому началу царствования Иорама иудейского (к которому пророк Илия, по ( 2Пар.21:12–15 ) писал обличительное послание). По значению, таинственное вознесение пророка Илии однородно с таинственным преставлением патриарха Еноха ( Быт.5:24 ; ср. Сир.48:12,49:16 ; см. «Толков. библия», т. I, с. 42–43): то и другое событие уверяло ветхозаветного человека в бытии загробной жизни и предуказывало будущее всеобщее воскресение мертвых Галгалы (евр. гилгал). Из двух местностей этого имени здесь разумеется не так наз. «Холм Обрезания» – Галгалы между Иорданом и Иерихоном к востоку от последнего в колене Вениаминова, известные из истории Иисуса Навина ( Нав.4:19,5:3,10,9:6,10:6,15 ); Самуила и Саула ( 1Цар.6:16,11:15,13:1 и сл.) и Давида ( 2Цар.19:15,40 , теперь Джельджуль (Onomasticon, 287) ), а Галгалы близ Вефиля (ср. 4Цар.4:38 ; Ам.4:4,5:5 ; Ос.4:5,9:15,12:12 ); к юго-западу от Силома, в колене Ефремовом, теперь Джильджилья (Onomasticon, 319). 4Цар.2:2 .  И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. 4Цар.2:3 .  И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. 4Цар.2:4 .  И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Простру руку, т. е. для наказания. Выражение взято от человека, который поднимает руку и наносить удары другим, или поднимает меч, чтобы умертвить другого; на Иуду, т. е. на Иудейскую землю. Накажу, говорит Господь, всю Иудею и всех жителей Иерусалима руками Халдеев, которые, действительно, после разрушили Иерусалим и опустошили всю Иудею. Изиму от места сего, т. е. из Иудеи и Иерусалима имена Ваалова. Почитание Ваала, как видели из книги Св. пр. Осии ( Ос. 2:5,7,8,13,17 и др), было сильно распространено в Израильском царстве, оно было распространено также и в Иудейском царстве. Здесь это идолослужение усиливалось, когда на престол восходили такие цари, как напр. Иорам, сын Иосафата ( 4Цар. 8:18 ), сын Иорама Охозия ( 4Цар. 8:26–27 , 2Пар. 22:3 ), Иоас, по смерти первосвященника Иодая ( 2Пар. 23:17, 24:17–18 ), особенно Ахаз ( 4Цар. 16:4 ; 2Пар. 28:2 ), Манассия ( 2Пар. 21:3–11 ), Аммон и Иоахаз, а после Иосии все цари до самого пленения Вавилонского. Хотя благочестивый царь Иосия, при котором жил Св. пророк Софония, всячески истреблял идолопоклонство, но истребить его совершенно не мог. Народ был сильно развращен идолослужешем в предшествовавшие времена. Так как были различные идолы Ваала, напр. Ваал-Фегор, Ваал-Берит, Ваал-Зевул и проч., то и говорится, что Господь Бог истребит имена, т. е. почитание всех Ваалов. Настанет время, говорить Господь у пророка, когда Иудеи не только не будут почитать Ваалов, но и именовать 6 ) их. Это исполнилось вполне после Вавилонского плена, когда Иудеи получили отвращение к идолослужению. Так Господь и у Св. прор. Осии возвещал, что Он удалит имена Ваалов от уст Израильтян, так что они не будут уже воспоминать о них по именам их ( Ос. 2:17 ). С именами или славою Ваалов Бог грозит уничтожить и имена жреческа 7 со жрецами, т. е. Я уничтожу, говорит Господь, самые имена ваших идольских жрецов, служивших различным идолам (Ваалам, Астартам, Молоху и прочим), и потому называвшихся различными именами и пользовавшихся неодиноковою честию у народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

2486. Ср.: Мих. 5. 10. Образ квадриги (колесницы, запряженной четырьмя лошадьми, благими или дурными) часто встречается у свт. Амвросия (см.: Isaac 8. 65). — Примеч. ред. 2487. См.: Мих. 5. 11. 2488. Ср.: Пс. 44. 8. 2489. Ср.: Мих. 6. 14–15. 2490. Ср.: Мих. 7. 1–6, а также: Мф. 10. 36. 2491. Ср.: Ис. 40. 2. 2492. Ср.: Мих. 7. 17. 2493. Ср.: Мих. 7. 19. 2494. Ср.: Исх. 15. 10. 2495. См.: Еф. 6. 12. 2496. См.: Л к. 1. 78. 2497. Ср.: Мих. 7. 20. 2498. Дочерью Церкви свт. Амвросий называет душу, верную Богу. О движении верной души подробно святитель говорит в трактате «Об Исааке или душе». 2499. См. выше: epist. 18. 2500. Ср.: Деян. 17. 28. 2501. См.: Мф. 2. 14, 22. 2502. См.: Мф. 4. 1. 2503. См.: Мф. 4. 13–14. 2504. См.: Мф. 21. 1. 2505. См.: Мф. 11. 54. 2506. См.: Мф. 21. 17 и др. 2507. Ср.: Ин. 18. 1; 11. 12. 2508. См.: Мф. 27. 33; Мк. 15. 22; Ин. 19. 17. 2509. Эта же мысль повторяется в Isaac 8. 69, где слово castellum обозначает «селение, сельскую местность, поле», опосредованно — труд на земле (см.: Быт. 3. 17). — Примеч. ред. 2510. См.: Ин. 13. 1. 2511. См.: Мф. 14. 13–21; Ин. 6. 1–13. 2512. Ср.: Ис. 60. 9. 2513. Ср.: Мк. 4. 38–39. 2514. Ср.: Ин. 11. 1. 2515. Ср.: Ин. 11. 50, 53. 2516. Ср.: Ин. 12. 1. 2517. Ср.: 1Кор. 3. 16, 17. 2518. Ср.: Мф. 21. 15. 2519. См.: Рим. 10. 9. 2520. Ср.: 2Тим. 2. 3. 2521. Ср.: 1Кор. 15. 22. Также см.: Рим. 5. 12. 21. 2522. См.: Гал. 3. 18, 29; Еф. 1. 14, 18. 2523. См.: Гал. 4. 28, 23. 2524. См.: Гал. 4. 26. 2525. См.: Гал. 4. 27. 2526. Ср.: Быт. 17. 27. 2527. Ср.: Гал. 3. 18. 2528. Ср.: cxpl. ps. 1, 7. 2529. Ср.: 1Кор. 13. 13. 2530. См.: Еф. 6. 6; 2Кор. 9. 7. 2531. Ср.: Гал. 5. 1. 2532. Ср.: Гал. 3. 26; 4. 28. 2533. Ср.: Гал. 4. 31. 2534. См.: Еф. 1. 13. Уточнение свт. Амвросия, что знамение начертано in fronte, вероятно, указывает на литургическую практику spiritale signaculum (см.: sacr. 3. 2. 8, а также: Banterle. Р. 205, not. 2). 2535. Ср.: Быт. 27. 9–11. 2536. Ср.: 2Кор. 3. 6. 2537. См.: Гал. 3. 10. 2538. Ср.: Гал. 3. 14. 2539. Ср.: Исх. 32.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Все это написано и в таких же оборотах изложено в Пятикнижии ( Быт.18:19 ; Втор.31:29; 6 и др.). Соломон при построении храма постоянно руководился планом и узаконениями о скинии, начертанными в Пятикнижии, и главной святыней его храма признавались ковчег со скрижалями ( 3Цар.6–8 ­­ Исх.25:10–22; 34:1–28; 37–38 глл.). Молитва Соломона по освящении храма ( 3Цар.8 гл.) наполнена многими изречениями книг Исход, Левит и Второзакония ( 3Цар.8 ­­ Втор.10 – Господь живет на небесах небес; 3Цар.8 ­­ Исх.21:13 ; 3Цар.8 ­­ Втор.12:11 ; 3Цар.8 ­­ Втор.25:1 ; 3Цар.8 ­­ Втор.11:17 ; 3Цар.8 ­­ Лев.26 и мн. др.). В новоустроенном храме Соломон три раза в год приносит жертвы ( 3Цар.9:25 ) сообразно закону Моисееву ( Исх.23:17 ). Также поступает и недостойный преемник его Иеровоам. Существенно нарушая закон о кумирах, он старался формально соблюсти его, исполняя праздник 15-го дня 8-го месяца ( 3Цар.12 ­­ Лев.23:39 ). За уклонением от истинной веры массы народной в израильском царстве, знание и соблюдение Моисеева закона сохранялось здесь у пророков и выражалось в поступках Илии и Елисея: в их жертвах, избиении ложных пророков и т.п. ( 3Цар.18 ­­ Лев.1:6–8; 9:24 ; Втор.17:5; 18:20 ). Законы о прокаженных ( 4Цар.7 гл.), судопроизводство ( 3Цар.21 гл.) и другие законы основывались на Пятикнижии ( Числ.5:2–4 ; Лев.24:11, 14 ; Втор.33:17; 18:20 ). В иудейском царстве при Иосафате священники, согласно Моисееву предписанию, ходили с книгой закона Господня и учили ей народ ( 2Пар.17:7–10 ). Царю Иоасу, при его воцарении, вручена была книга «свидетельства» (edut – 2Пар.23:11 ), то есть закон Моисеев, называемый этим термином в Пятикнижии ( Исх.25:21–22; 16:34 ; Втор.31:26 ). При Иоасе найдена была книга закона в храме, «данная рукою Моисея» ( 2Пар.34:14 ; 4Цар.22:9 ) и хранившаяся там согласно его предписанию ( Втор.31:9, 24 ). Ее исполняли до плена ( 2Пар.35:12 ) и после плена читали и исполняли ( 1Езд.6:18 ; Неем.13:1 ). Согласно Моисееву Пятикнижию, священные историки судят жизнь израильтян и иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

4Цар.2:7 .  Пятьдесят человек из сынов пророческих пошли и стали вдали напротив их, а они оба стояли у Иордана. 4Цар.2:8 .  И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху. Но сыны пророческие были свидетелями-очевидцами не главного в данном повествовании чуда – вознесения пророка Илии на небо, а лишь чудесного перехода обоих пророков через Иордан – перехода, напоминавшего чудесный переход евреев через Чермное море ( Исх.14:16,21 ; ср. Нав.4:23 ): тогда Моисей в виду целого народа жезлом своим, символом его достоинства вождя, ударяет и разделяет воду, и народ поверил его божественному призванию ( Исх.14:31 ); теперь Илия, как второй Моисей (ср. 3Цар.19:1 ), пред сонмом сынов пророческих своей милотью, символом его пророческого служения (передаваемого теперь Елисею, ср. 3Цар.19:19 ), разделяет воду и тем в последний раз пред разлучением со своими учениками свидетельствует себя истинным вождем пророчества. Только по принятии милоти Илии ( 4Цар.2:13 ) Елисей становится исполненным его духа силы, преемником великого пророка. (О святости священнических одежд ср. Иез.44:19 ). 4Цар.2:9 .  Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. 4Цар.2:10 .  И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Для уяснения смысла просьбы Елисея (ст. 9), с первого взгляда как бы бросающей тень на его смирение и скромность, необходимо иметь в виду отношения, существовавшие между обоими пророками: пророк Илия был духовным отцом ( 4Цар.2:12 ) Елисея, как и многих «сынов пророческих». Расставаясь со своим духовным отцом, пророк Елисей как бы просит его признать своим первородным сыном духовным: по закону ( Втор.21:17 ) первородный сын имеет то преимущество перед прочими братьями, что получает двойную часть (евр. пи-шнаим, как здесь, ст. 9, ср. ( Зах.13:8 ) где выражение это означает «2/3 целого») в сравнении с каждым из них; и пророк Елисей, причисляя себя вместе с сынами пророческими к духовным сынам пророка Илии, просит его признать его первородным и из благодатного наследия своего – «духа» (евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О войне Амасии с Идумеей подробно говорит ( 2Пар.25:5–13 ), рассказывая главным образом о найме Амасией 100 тысяч израильтян в помощь себе на войну против Идумеи и распущении их по слову пророка, причем раздраженные израильтяне на возвратном пути произвели ряд грабежей и убийств в пределах Иудеи. Целью похода Амасии в Идумею было новое подчинение Иудее этой, отложившейся от нее при Иораме ( 4Цар.8:20 ). С 300 тысяч войска ( 2Пар.25:5 ) Амасия сразился с идумеями в так называемой долине Соляной (евр. гей-гамелах, LXX: Γεμελδ, Vulg.: in valle Salinarum, слав. в гемеле), к юго-западу от Мертвого моря, в западной части ел-Гор, между Мертвым морем и заливом Акаба на Чермном море (ср. Onomast. 666; Robinson. Palast. III, 22–24). Здесь некогда Иоав поразил идумеев ( 2Цар.8:13 ; 1Пар.18:12 ; Ис.59:2 ): здесь и Амасия одержал полную победу над идумеями: 10 тысяч их было побито в сражении, а 10 тыс. взятых в плен варварским образом были казнены низвержением со скалы ( 2Пар.25:11–12 ). Кроме того, иудеи взяли идумейский город Селу (евр. села, LXX: πετρα, Vulg.: petra, слав. «камень»), позже известный под греческим названием Петра (евр. и греч. названия одинаково значат: «скала»), по Евсевию, лежавший в 10 милях от Елафа (Onomast. 763, 474). Победитель дал городу и новое имя в теократическом духе: Иокфеил (евр. йактеел, LXX: Ιεκθολ, Vulg.: Iectehel, слав.: Иефоиль). Из замечания (стих 7), что это имя новое остается за городом «до сего дня», можно вывести заключение, что источник, из которого взял свящ. писатель 4 книги Царств это сообщение, произошел около времени Амасии или сейчас после него, так как уже при Ахазе Идумея отпала от Иуды ( 4Цар.16:6 ), а вместе с тем, конечно, не удержалось и новое имя, выражавшее идею покорения (по Гезениусу, Иокфеиль – a Deo subactus, in servitutem subactus). Возвратившись с победой, Амасия, однако, не возблагодарил Бога, а напротив, стал совершать служение богам побежденного им Сеира или Едома, и пророк тщетно отклонял его от этого ( 2Пар.25:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010