Поскольку в эпоху плена не существовало ни культового центра, ни правящего царя, то темы единства культа и поведения царей отошли на задний план. Младшая девтерономическая редакция обращала внимание преимущественно на то, как ведет себя народ, в котором усиленно распространялись иные культы – например, почитание царицы небесной («богине неба»; Иер.44:15–19 ). В этой ситуации стали использоваться те предания о пророках, в которых уже прежде содержалось требование монолатрии. «Разве нет Бога в Израиле, что ты посылаешь вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское?» ( 4Цар.1:6 ). Когда царь Охозия обращается к чужому богу Ваалу, пророк Илия расценивает это как смертный грех . Тот, кто чтит иных богов, утрачивает право жить в Израиле и должен умереть ( 3Цар.18:40 ; 4Цар.10:18–27 ). Илия ставит народ перед выбором, какому богу он желает служить ( 3Цар.18:21 ). Речь идет о понимании того, что есть лишь один «Бог в Израиле» ( 3Цар.18:36 ; 4Цар.5:15 ). Яхве напоминает пришедшему в отчаяние пророку, что все же есть семь тысяч мужей, не склонящих колен пред Ваалом ( 3Цар.19:18 ). Почитание единого Бога призвано не допустить противоречивых позиций, оно должно вести к ясному, однозначному поведению. 3.5 Пути к спасению Рассказчики историй о пророках не ограничиваются проклятьями в адрес культа Ваала и требованиями монолатрии. Они указывают на важность обратиться и покаяться, ибо это по меньшей мере отсрочить беду ( 3Цар.21:27–29 ; 4Цар.20:1–11; 22:15–20 ). Они указывают на то, что Бог Израиля может исполнить все те надежды, которые возлагались многими израильтянами на божеств плодородия. Через пророка, служащего Яхве, беднейшие из бедняков получают пищу ( 3Цар.17:8–16 ; 4Цар.4:38–41, 42–44, 6:24–7:20 ). Такую помощь получает и сам пророк ( 3Цар.17:2–7, 19:4–8 ). Поскольку в Израиле есть пророк и есть Бог, там может получить помощь даже предводитель враждебных сирийцев ( 4Цар.5:1 –19а). Даже мертвые могут быть воскрешены для новой жизни ( 3Цар.17:17–24 ; 4Цар.4:8–37 ). Если понимать Книги Царей как пророческие свидетельства (что мы видим в послебиблейском иудаизме), то они не только предсказывают политические катастрофы, но и указывают пути к спасению – и прежде всего через покорность Торе. VIII. Книги Паралипоменон (Летописи)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

О царствовании Иоакима 2 Паралипоменон здесь рассказывает значительно короче, чем рассказывается в параллельном месте ( 4Цар.23:34–37,24:1–6 ); см. «Толковую Библию», т. II, с. 574–576. В знак полной вассальной зависимости иудейского царя от египетского фараона, последний переменяет (ср. Быт.41:45 ; Дан.1:7 ) имя Елиакима на Иоаким. Наложенная фараоном на Иудею дань (стих 3) взыскивалась с жесткостью и вымогательствами, без разбора богатого от бедного (поставленные в русском синодальном переводе в скобках слова стиха 4 находятся лишь в тексте LXX и, вероятно, перенесены сюда из ( 4Цар.23:34 ); равно и в ст. 5 имеется вставка из ( 4Цар.24:1–3 )), в чем агентам египетского царя, может быть, деятельно помогал Иоаким, который свое бедственное и жалкое царствование заявил особенно насилиями и притеснениями народа ( Иер.22:13–19,36:23–24,30–32 ). Во второй половине своего царствования, вероятно, в 8-м году его (ср. И. Флавий, «Иудейские Древности, кн. X, 6, 1; см. «Толковую Библию», т. II, с. 575). Иоакиму пришлось египетское данничество переменить на вавилонское: он подчинился основателю ново-халдейского царства Навуходоносору (ок. 600 г. до Р. X.). Попытка Иоакима, под влиянием египетской партии, освободиться от дани вавилонскому царю, была роковой для Иоакима: «против него вышел Навуходоносор... и оковал его оковами, чтобы отвести в Вавилон» (ст. 6). Это известие 2 Паралипоменон, в виду иного рода свидетельств (4 книги Царств и книги пророка Иеремии) о смерти и погребении Иоакима, именно свидетельства ( 4Цар.24:6 ) (Иоаким почил с отцами своими, т.е. в Иерусалиме, а по ( Иер.22:19,36:30 ) труп Иоакима был брошен вне стен Иерусалима и долгое время валялся здесь наподобие падали) – понимается толкователями или так, что Навуходоносор, отведя Иоакима в плен в Вавилон, скоро возвратил его обратно в Иерусалим, где он и умер; или же так, что Навуходоносор лишь отдал приказание доставить Иоакима пленным в Вавилон, но затем отменил это распоряжение и повелел убить Иоакима в Иерусалиме, причем труп его был выброшен за город.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После взятия Самарии Салманасаром (726–722 гг. до Р.Х.) его преемник Саргон II (721–705 гг. до Р.Х.) завершил переселение, депортировав большую часть оставшегося населения Северного царства в те же вышеназв. области и в Мидию ( 4Цар. 17:6 ; 4Цар. 18:11 ). Как Тиглатпаласар, так и Саргон упомянули об этих переселениях в своих анналах, причем Саргон указал и число угнанных жителей Самарии: 27 290 человек. Покинутые израильтянами самарийские города были заселены жителями Вавилона, Куты, Аввы, Емафа и Сепарваима ( 4Цар. 17:24 ). При Ашшурбанапале (ок. 640 г. до Р.Х.) в страну хлынул новый поток переселенцев из Элама, Персии и Вавилонии ( 1Езд. 4:9 ). Из 2Пар. 30:1.10 становится очевидным, что на тер. Северного царства оставалась часть израильтян. В результате их смешения с новыми колонистами образовался народ, называемый ⇒ самарянами ( 4Цар. 17:24–41 ). Какова была судьба угнанных израильтян, неизвестно. Лишь немногие из них сохранили связь со своим народом; об их потомках упоминается в НЗ ( Лк. 2:36 ; Деян. 2:9 ); 3) евреи, населявшие Южное царство, были угнаны Навуходоносором II (604–562 гг. до Р.Х.) в вавил. П. Это событие оказалось столь важным в истории евр. народа, что принято различать допленный и послепленный периоды. Этому П. предшествовало еще одно ассир. переселение, когда Синаххериб (библ. Сеннахирим) во время похода против Езекии в 701 г. до Р.Х. увел из больших и малых городов Иудеи, по его собств. утверждению, 200 150 (?) человек. кроме того, довольно большое число евреев после убийства Годолии бежало в Египет. Среди беженцев были пророки Иеремия и Варух ( Иер. 41Иер. 44:30 ). Переселение в Вавилон проходило в несколько этапов. Некоторые знатные евреи, среди них и пр. Даниил, были уведены в П. еще в 605 г. до Р.Х., после победы вавилонян при Каркемише ( Дан. 1:1–4 ). Затем Навуходоносор пленил в Иерусалиме царя ⇒ Иехонию , его мать, жен, слуг и придворных, а также 10 тыс. воинов и всех ремесленников. Захватив город, он вывез оттуда все сокровища храма и цар.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Для выражения почтения и любви к тем лицам, которые нарисованы на них. Почтение и любовь при целовании св. икон относятся не к доске, но к изображенным священным лицам, – точно так же, когда мать целует изображение, находящегося далеко, сына, то не бумаге относит свою любовь, но изображенному на ней. IV Как оправдываются сектанты в том, что у них нет священных изображений? Сектанты приводят из Писаний все те места, в которых запрещаются или которыми осуждаются ложные изображения – идолы – служение им вместо Творца. Что должно указать сектантам? Должно указать, что в приводимых ими местах осуждаются ложные изображения, а в других местах Господь повелевает сделать и почитать истинные изображения. На какие места в особенности ссылаются сектанты, когда оправдываются в своем отвержении священных изображений? Они ссылаются на Исх 20:4, 5 и Втор. 4:13, 15–19, 23, 24,28, 5:8, 9 . Что говорится в этих местах Писания? Здесь изложена Синайская заповедь Божия, запрещающая ложные, а не истинные изображения. Христиане же должны иметь истинные священные изображения, которые приказывалось иметь: Исх 25:8–10, 17–21, 26:1, 31 и др. Истинные священные изображения признавал у христиан и Ап. Павел: 2Фес. 2:3, 4 . Какие еще места из св. Писания приводят сектанты в свое оправдание? По порядку книг св. Писания места эти следующие: Лев. 26 (о высотах и идолах); Втор 12:2, 3 (о богах ложных, истуканах и жертвенниках им), Втор 27:15 (о ложных литых кумирах); Нав 24 (о богах Египетских); 3Цар. 18:21–40 (о посрамлении пр. Илией жрецов идола Ваала); 4Цар. 17:9–41 (о служении истуканам, идолам и мерзости); Пс. 113:12–16 (о серебряных и золотых идолах); Пс 134:15–18 (о языческих идолах и мастерах их); Прем. Сол. 13:10–19, 14:8–31, 15:8–19 (о пустоте идольского служения); Ис. 2 (об идолах), Ис. 17:7–8 (о служении Богу, вместо Ваала и Астарты), Ис. 42 (о том, что Господь не даст славы Своей истуканам), Ис. 44:8–21 (идолы – не Бог, и делание их – глупо); Иер. 2:26–28 (об идолопоклонстве Израильтян), Иер. 10:2–5, 14, 15 (пустота идолов и глупость идолопоклонства); Послание Иеремии (в нем осуждается идолопоклонство Вавилонян); Иер. 6:4–6 (предсказание о поражении идолопоклонства), Иер. 30 (об уничтожении идолов в Египте); Дан. 2 гл. (о золотом истукане Навуходоносора); Дан. 14 (об идоле Виле); Авв 2:18, 19 (о бесполезности истуканов).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Острая вражда между Израилем и его юго–восточным соседом Эдомом объясняет важное место, отведенное географии и истории в данном пророчестве. Взаимная неприязнь Израиля и Эдома имела глубокие корни. Исав, старший сын Исаака и внук Авраама, утратив привилегии, принадлежавшие ему по праву первородства, чувствовал себя обманутым своим младшим братом Иаковом ( Быт. 25:27–34; 27:1– 29,41 ), хотя, согласно автору Послания к Евреям, он сам был в этом виноват ( Евр. 12:16 ). И хотя с Иакова не снимается ответственность, Библия ясно говорит, что и согрешивший может получить Божье благословение (ср.: Евр. 11:9,21 ). Со временем каждый из братьев получил другое имя: Исав был известен под именем «Едом» ( Быт. 36:1,9 ), а Иаков – под именем «Израиль» ( Быт. 32:22–32 ). Эти имена восприняты народами, прародителями которых были Исав и Иаков. Враждебность, возникшая между братьями, сохранилась и в отношениях между этими народами. После исхода израильтян из Египта эдомитяне не позволили им пройти через их территорию в Трансиорданию ( Чис. 20:14–21 ; Суд. 11:17–18 ). Их собственное покорение было предсказано Валаамом ( Чис. 24:18 ). Царь Саул воевал с Эдомом ( 1Цар. 14:47 ), а Давид завоевал его ( 2Цар. 8:13–14 , но см.: NRSV и NIV mg.; 3Цар. 11:15–16 ). Соломон использовал Эдом в своих целях ( 3Цар. 9:26–28 ), невзирая на недовольство эдомитян (11:14–22). В царствование Иосафата (IX в. до н. э.) Эдом в составе военного союза напал на Иуду ( 2Пар. 20:1–2 ). Эдомитяне восстали против Иорама и освободились от иудейского ига примерно на сорок лет, вплоть до конца столетия ( 4Цар. 8:20–22 ; 2Пар. 21:8–10 ). В начале следующего столетия Амасия, царь Иудеи, снова захватил Эдом, устроив большое кровопролитие и продвинувшись по его территории до самой столицы – Селы ( 4Цар. 14:7 ; 2Пар. 25:11–12 ). Позднее Эдом взял реванш, напав на Иудею в царствование Ахаза ( 2Пар. 28:17 ), захватив военнопленных и навсегда освободившись от иудейского господства. Эдом стал вассалом Ассирии, а затем перешел под власть Вавилона, но время от времени строил мятежные планы ( Иер. 27 ). Хотя библейские и небиблейские источники довольно сдержанно оценивают действия Эдома в период разрушения Иуды вавилонянами в 587 г. до н. э., однако 2Езд. 4:45 возлагает вину за поджег Иерусалимского храма на идумеев (эдомитян). Тем не менее эта версия больше нигде не подтверждается (ср.: Пл. Иер. 4:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

1 Раввы. В настоящее время это г. Амман, столица Иордании. среди крика в день брани. Воины бросались в битву, подбадривая себя криками (о «крике брани» «в Равве сыновей Аммоновых» см. Иер. 49,2 ). с вихрем в день бури. Внезапная военная атака. Ср. Пс. 82,15 ; Ис. 5,28 ; Иер. 4,13; 23,19; 25,32 . 1 он и князья его. Обычно царя отправляли в изгнание со всеми домочадцами и приближенными. В частности, Ассирия поступала таким образом с представителями завоеванных ею народов. В данном эпизоде речь идет об Ассирии, покорившей Аммон при Салманасаре III (858–824 гг. до Р.Х.) и превратившей это государство в своего вассала. Глава 2 2:1–3 Предсказание суда над моавитянами. 2 пережег кости царя Едомского. Принято считать, что здесь имеются в виду кости моавитянского царя Меса. Процедура сожжения служила знаком особого презрения к жертве. При этом считалось, что умерший не будет иметь покоя в потустороннем мире. Аналогичным образом Иосия сжег кости лжежрецов на жертвеннике в Вефиле ( 4Цар. 23,15.16 ). 2 Кериофа. Возможно, это обобщенный термин, означающий «города» (именно в таком значении слово встречается в Септуагинте), однако более вероятно, что это название главного моавитянского города и культового центра, который, по-видимому, был столицей государства. См. Иер. 48,41 . трубы. Возможно, это был софар, военная труба или горн, который использовался на поле брани в древние времена. Он изготовлялся из скрученных бараньих рогов. 2 Истреблю. Букв.: «отсеку». Истребление царя и князей в древние века на Ближнем Востоке было обычным наказанием восставшего вассала. Моав фактически состоял в вассальной зависимости от Ассирии и служил ее царям начиная от Фегла-фелласара III и до Ашурбанипала. 2:4–5 Предсказание суда над Иудеей. 2 Иуды. Речь идет об Иудее, которой было предсказано наказание. Те же, кто проживал в Северном царстве, где пророчествовал Амос, могли отнестись к его словам с пренебрежением, уверовав в свою непогрешимость. отвергли закон Господень. Букв.: «закон Яхве». Народы заслужили наказание, нарушая законы всепрощения и милосердия, известные по меньшей мере со времен Ноевого завета (ср. Быт. 9,1–7 ). Отвергнув закон Господень, а с ним и Самого Бога, они навлекли на себя кару.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Вероятно 70 толк. начальное слово ст. вм. (яркидем)=заставляет их скакать, – как в древн. переводах: халд., сирск. (по Dathe), Акилы, Симмаха и в 5-м пер. экзапл Оригена , – читали (ядикем от Исх. 32:20 ; 4Цар.23:6 и 15; 2Цар.22:43 ; Ис.41:15 ; Дан.2:34 и 35; ср. ткж. Иер.48:12 , где так. обр. прочитано было (ярикем), что обыкновенно переводится значением λεπτνειν – истончать, растирать, или же, имея одинаковое с нынешним чтение, переводили его в несобственном смысле, подобно как бл. Иероним: disperget eas; а во 2 полуст. слово (весирйон)=и Сирион, – как в перевод. сирск., бл. Иеронима и в толк. Евсевия (халд.: «гора производящая плод»), – принимали за (ешюрун) – ласкательное имя Израиля, обыкновенно переводимое значением: возлюбленный (Втор.32:15; 33:5 и 26; Ис.44:2 ). з. Гласъ Гда, пресцающаг пламень гн. 7. Глас Господа высекает пламень огня. 7 ст. с евр. Глас Господа высекает пламень огня, т. е. подобно тому, как ударами железа о камни высекаются искри, вместе с ударами грома, – вылетают из туч, как бы высекаемые из них, блистающие, пламенные молнии (ср. Пс.17:14–15; 76:18–19; 134:7 ; Сир.43:14 ). Слав.-грек.-лат. (=халд. и сирск.) пер. слова (=вырубать, высекать, напр. водоём Иер.2:13 ; надписи на камне Иов.19:24 ) значением пресцающаг, т. е. рассекающего, разделяющего (διακπτοντος, intercidentis, бл. Иероним: dividens) выражает мысль, что удары грома, представляющие собою глас Господа, рассекают исходящий из уст Его пламень (ср. Пс.17:9; 96:3 ) на разбегающиеся зигзагами по небу, отдельные огненные струи блистающих молний. Так как пламень от Господа обыкновенно служит символом или просвещения и очищения верующих ( Мал. 3:2–3 ), или же наказания грешников ( Втор.4:24 и 32:22), то в отношении к церкви новозаветной слова эти можно понимать – с одной стороны, как предвозвещение сошествия Св. Духа на апостолов во гласе бурном и в виде разделившихся языков, как бы огненных, которые и почили на каждом из них ( Деян.2:2–4 ; бл. Феодор. на ст. 4 и 7; ср. Филарета Μ. М. в обозр. Псс.); с другой – как предызображение огня вечных мучений для грешников ( Мф.3:12; 25:41 ), когда, по замечанию оо. и уч. церкви, Господь гласом своего приговора «пресечет пламень огненный на две свойственные ему силы, – силу освещать и силу сожигать» (св. Вас. В.) и «силу света предоставит праведным, а силе жжения и мучения предаст грешных» (Евф. Зигабен, ср. бл. Феодорита).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

е. будут жить в тесноте, в угнетении; пленившие будут иметь их у себя, «яко паству 52 посреди ложа 53 их», т. е. враги будут стеречь их, как стерегут овец на пастбище под надзором, или как в овчарне в заключении; тогда сыны Иакова и Израиля " изскочат 54 от человек», т. е. их будут гонять, как гоняют овец на паству, в овчарню, или (по-еврейск.) пленники смятутся, устрашатся от множества врагов; по блаж. Феодориту, «исполнятся смятения и страха, как овцы, увидевшие внезапно подходящего волка». Мих. 2:13 . Взыди просечением пред лицем их: просекоша, и проидоша врата, и изыдоша ими. И изыде царь их пред лицем их, Господь же вождь их будет. С Евр.: «Пойдет пред ними сокрушитель; сокрушат преграды и выйдут ими; и пойдет пред ними царь их, и Иегова впереди их». Взыди 55 вместо «взыде просечением» 56 , т. е. враг (Навуходоносор с войском) взошел или взойдет чрез проломы в Иерусалим пред глазами осажденных. Так понимает большая часть западных толковников. Св. Ефрем так читает и объясняет: «Взошел просекающий пред лицем их, т. е. вошло войско врагов и, сокрушив стену, открыло вход поработителям». Это и значит – взыде враг просечением, чрез проломы в стене, окружавшей Иерусалим. Но блаж. Феодорит разумеет иудейского царя Седекию, который, во время осады Иерусалима вавилонянами, хотел убежать от врагов. «Ибо узнав (говорит сей учитель), что халдеи входят в город, царь (Седекия), прокопав градскую стену, бежал с немногими; но, взятый в плен, сперва видел умерщвление детей, а потом, лишенный зрения, связан и отведен в плен». Об этом печальном событии с царем Седекиею говорит и свящ. писатель четвертой Книги Царств ( 4Цар. 25:4–7 ), только не видно, чтобы царь Седекия убежал чрез пролом. Напротив, св. пр. Иеремия прямо говорит, что Седекия, царь Иудейский, и все люди военные, увидев их (вавилонян), побежали, и ночью вышли из города чрез сад царский воротами, находившимися между двумя стенами ( Иер. 39:4 ). Таким образом, правильнее думать, что пророк разумеет врага, который взошел в Иерусалим, разрушив стены (см. 4Цар. 25:4 по еврейск. тексту), а царь Седекия, видя беду неминуемую, изыде – побежал на глазах у халдеев, но не успел убежать, был пойман врагами, ослеплен и отведен в Вавилон. 41 После слова прости у LXX: (с. 20) внезапно. Этого слова нет в еврейск. тексте и Вульгате, нет и у толковников. 43 Разгнева в евр: гакацар brevis, imminatus est – умалился. Принимается двояко умалился милостью и гневом, ревностью. LXX разумели первое. Неужели Бог оскудел милостью , разгневался? В Вульгате: numquid abbreviatus est spiritus Domini, aut tales cogitationes Eius? Неужели умалился дух Господень или таковы помыслы Его?

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Ам. 5,22–26 ; Мих. 6,1–8 ). 43 благовонной трости. Речь идет о веществе, используемом для приготовления благовонного масла ( Исх. 30,23 ), «корицы благовонной» (ср. Иер. 6,20 ). 43 Я, Я Сам изглаживаю... не помяну. По милости Своей Господь способен простить грех, как было прощено Израилю поклонение золотому тельцу ( Исх. 34,6 ; ср. Лк. 5,21 ). ради Себя Самого. Господь прощает людям их грехи не ради них самих, а по великой Своей милости (37,35; 42,21; 48,9.11; ср. 37,35). 43 припомни... оправдаться. Подобно приговоренному, Израилю нечем ответить на упреки Господа. 43 Праотец. Т.е. Иаков, праотец всех двенадцати колен иудейских ( Нав. 12,3 ). ходатаи. Священники и пророки, молившиеся за народ. 43 предстоятелей... на поругание. Поругание Иудеи прежде всего проявилось в разрушении храма и пленении ее народа (44,26; 63,18; ср. 4Цар. 25,18–21 ). Глава 44 44:1–5 Господь возвещает через Исаию обетования нового века. 44 А ныне. См. ком. к 42,14. Иаков... Израиль. См. ком. к 41,8. раб. Точнее: «слуга» (см. ком. к 20,3). 44 воды на жаждущее... потоки на иссохшее. Эти метафоры изображают чудесное обновление Израиля (43,19–21). излию дух... на потомков. Данные слова продолжают тему обетовании 28,6; 29,23; 32,15 (см. ком. к 29,23; ср. Иоил. 2,28 ; Мк. 1,8–10 ; Деян. 2,38.39 ). 44 Один... иной. С наступлением нового века иудеи и язычники будут вместе исповедовать имя Господне (ср. Пс. 86,6 ). Иакова... Израиля. См. ком. к 41,8. прозовется именем Израиля. Т.е. все будут народом Божиим. 44:6–20 Господь противополагает Себя языческим идолам. 44 Царь. См. ком. к 43,15. Искупитель. См. ком. к 35,9; 41,14. Господь Саваоф. См. ком. к 1,9. первый... последний. См. ком. к 41,4. нет Бога. См. ком. к 37,16. 44 Кто сделал бога..? Сам вопрос звучит парадоксально, поскольку Бога Творца человека никто «сделать» не может. Следовательно, то, что сделано человеком, не может быть «богом». 44 делает... трудится. Фигура идола может быть произведением искусства. Однако, будучи сделанной человеком, она несет неизгладимую печать своего земного происхождения («голоден...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

4 возьми... железную доску. В данной ситуации железная доска, поставленная между пророком и городом, символизирует непримиримый разрыв между Богом и Иерусалимом. Молитвы жителей святого города не дойдут до Него, и Он не придет им на помощь. 4 положи... беззаконие. Двойственная природа пророческого служения быть голосом Божиим по отношению к народу и предстательствовать перед Богом за народ выражена во второй половине символического действия. Сейчас пророк представляет народ и несет на себе его грехи (ср. Исх. 32,30–32 ; Рим. 9,3 ). 4:5–6 триста девяносто дней... сорок дней. Каждый день символизирует год беззакония (4,6; ср. Чис. 14,34 ; Дан. 9,27 ). Вероятно, наиболее естественным объяснением срока в 390 дней является то, что он отражает осуждение грехов Израиля начиная с момента, когда Иерусалим был заселен израильтянами, или же со времени освящения храма вплоть до его разрушения. Некоторые интерпретаторы полагают, что период в 430 лет есть символическое повторение продолжительности рабства Израиля в Египте ( Исх. 12,40.41 ). 4:9–11 Иезекииль должен был существовать на скудном рационе во время своих предсказаний об осаде Иерусалима. См. Втор. 28,52–57 ; 4Цар. 6,25; 7,12 ; Иер. 15,2; 19,9 . 4 весом по двадцати сиклей в день. Такое количество хлеба из смешанных зерновых составляет по весу восемь унций (28,35 г). 4 по шестой части гина пей. Это количество воды соответствует примерно пинте с небольшим или 0,6 литра (см. ком. к 45,24). 4:12–15 Соблюдать все предписания ритуальной чистоты во время осады было невозможно, даже такому ревностному священнику, каким был Иезекииль. Пророк протестует против предписания Бога, приказавшего ему печь хлебы на человеческом кале, ведь он никогда не нарушал законов, которыми определяется, что Израилю разрешено в пищу и что нет (44,31; Исх. 22,31 ; Лев. 7,19–24; 11,8.39.40; 22,8 ; Втор. 14,3.8 ). Вследствие протеста Бог разрешил ему употреблять для выпечки хлебов коровий помет, который до сих пор используют как топливо на Ближнем Востоке (ср. 4Цар. 18,27 ). Глава 5

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010