По их мнению арамейский язык книги Даниила носит следы более поздней эпохи, чем время Даниила, и он не сходен с языком периода плена. Так здесь Навуходоносор называется , а у Иезекииля (26:7), также и в клинообразных письменах (вм. чит. ); произношение Даниила есть позднейшее перезвучие этого имени, имеющее параллель у LXX, Бероза, Иосифа Флавия. Но против этого возражения нужно сказать, что имя встречается и у более ранних писателей·у Иер.27:6, 28:11, 14 , 4Цар.25:22 , а потому ничего не может доказывать: встречается и немного позже Даниила: 1Ездр.1:7, 5:12, 14 , 1Пар.5:41 , 2Пар.36:6 , Неем.7:6 , Эсф.2:6 . Вообще у всех писателей кроме Иезекииля (и дважды у Иер.21:1, 7 ) это имя употребляется с указанным перезвучием. Имена: и (у Дан.1:7, 2:49, 3:12, 5:1, 30, 7:1, 8:1 ), употребительные у Даниила также с перезвучиями против клинообразных письмен. Bel-sar-usur и Abed-Nebo, более в Библии нс встречаются и не могут решать вопроса о древности или новизне языка Даниила. Кажется в обычных же перезвучиях, при переходе одного и того же слова в другой язык, получает объяснение отмечаемая критиками фонетическая разность в арамейском языке Даниила в сравнении с языком клинообразных вавилонских письмен: у первого и , а во вторых . Эти разности неизбежны. Напр. у Иезек. (10:13), у ассир. issu; у Иез. (16:36), у ассир. nuhsu; у Иез. (24:7–8), у accup. susu; у Исз. (8:3); у ассир. sisu (cp. Ваег. L. Ezechielis. X XVIII pp.). А какие перезвучия можно видеть у греческих писателей в греческом начертании ассиро-вавилонских имен, в сравнении с начертанием их в клино-образных письменах, и можно ли их исчислить и доказывать ими хронологические даты? Или об этом критики молчат? Между тем из перезвучий книги пр. Даниила (и то в одном слове: и ) делается очень обобщительный вывод: арамейский язык Даниила совсем не вавилонский язык пленников, а палестинский или западно-арамейский; в Вавилоне не могли так говорить, как здесь говорят напр. мудрецы (2:4). Очевидно все это «сочинено» позднее...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

20:23–26 Ср. 8,15–18. Слова «царствовал Давид над всем Израилем» здесь отсутствуют, так же как и упоминание о сыновьях Давидовых (принимая во внимание события, описанные после 8,15–18, отсутствие упоминания о сыновьях вполне понятно). Сераия (8,17) здесь назван Сусой (ст. 25), а в целом, по сравнению с предыдущим (8,15–18), перечень пополнился двумя новыми именами: Адорам и Ира (ст. 24,26). 20 был Иоав поставлен над всем войском Израильским. См. ком. к ст. 6. Не встречая никакого сопротивления со стороны Давида, Иоав вернул себе прежнюю власть и сохранял ее до тех пор, пока не был казнен Соломоном ( 3Цар. 1,7; 2,22 ). Ванея... над Хелефеями и над Фелефеями. См. ком. к 8,18. 20 Адорам. Служивший начальником «над сбором податей» (букв.: «ответственный за принудительный труд») не только при Давиде, но и при Соломоне ( 3Цар. 4,6 ), Адорам был побит камнями «всеми Израильтянами» в начале правления царя Ровоама ( 3Цар. 12,18 ). Выражение «принудительный труд» (в Синодальном переводе: «сбор податей») обозначало тяжелые работы подневольных людей, не только пленных, но и самих израильтян ( 3Цар. 9,15 ). Так как имя Адорама не связано с принудительным трудом в первом обзоре (8,15–17), можно предположить, что принудительный труд был введен в более позднее время царствования Давида. Иосафат... дееписателем. См. ком. к 8,16. 20 Суса-писцом. См. ком. к8,17. Садок и Авиафар. См. ком. к 8,17. 20 Ира. «Ира, сын Икеша» (23,26) и «Ира Итритянин» (23,38) оба упомянуты в числе «тридцати сильных» царя Давида (23,24–39). Иаритянин. Некоторые исследователи пытаются соотнести именование «Ира Иаритянин» с названием города священников Иаттира ( Нав. 21,14 ), тогда как другие полагают, что это «Иаир, сын Манассии» ( Чис. 32,41 ; Втор. 3,14 ) или «Иаир из Галаада» ( Суд. 10,3 ). Глава 21 2124,25 Этими главами завершается повествование о царствовании Давида, и они, таким образом, являются эпилогом к первым двум книгам Царств. 21 Был голод. Голод, нередко постигавший землю Ханаана ( Быт. 12,10; 26,1 ; Руфь. 1,1 ), часто осмысливается как проявление Божиего суда (см., напр., 24,13; Втор. 32,24 ; З Цар. 17,1; 4Цар. 8,1 ; Пс. 104,16 ; Ис. 14,30 ; Иер. 11,22 ; Иез. 14,21 ; Откр. 6,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Потом в четвёртом месяце десятого года, говорит, город был разрушен, а в пятом месяце, утверждает, и самый храм и весь город сожжён был архимагиром 20 . Итак, я указал причины, по которым они считали несчастными четвёртый, пятый и десятый день. Но необходимо сказать ещё, что это за седьмой день. Когда архимагир взял Иерусалим; то поставил Годолию начальником над останками Иудеев во Иерусалиме. Сделав такое распоряжение, он удалился в Вавилон. Когда же уцелевшие Иудеи узнали о таких происшествиях; то собрались в Иерусалим и питали надежду поселиться там. Но в седьмой месяц, как написано ( 4Цар.25:25 и д. Иер.41 гл.), Годолию убил Измаил. И рассеялся тогда весь народ и убежал в страну Египетскую и там погиб. По этой-то причине они считали несчастным и седьмой день и самый месяц. Таков был повод к установлению постов. Поскольку же по миновании бедствий, по возвращении Израиля в Иерусалим и по прошествии скорбных дней, не следовало уже поститься и сетовать; то повелевает переменить плач на радость и увеселяться тем, что они получили от Бога, или вспоминать о том, за что они были наказаны некогда, когда необузданно грешили и бесстыдно предавались всему противоестественному. —109— Сие совершил и Христос по отношению к нам;·ибо Он обрати плач наш в радость, растерза вретище и препояса веселием ( Пс.29:12 ), по слову Псалмопевца. Ведь мы отнюдь не подвергаемся обвинению за то, что некогда, не зная Бога и поклоняясь твари вместо Творца, пали под ноги врагов и преданы были в неискусен ум; напротив благодарим за то, что мы помилованы и спасены и избавлены из руки врагов и живём во святом городе, то есть церкви и удостоились наконец выражать благоговение к Нему молитвами и духовными жертвами, – и любовь имеем и из божественного Писания научены считать это за мир, истину и источник высшего наслаждения, ибо Он есть мир наш ( Еф.2:14 ); Он, как я сказал, есть и Истина. Чрез Него мы имеем благие упования и по удалении всякого уныния должны радоваться. Ст. 20–22. Сице глаголет Господь Вседержитель: еще приидут люди мнози и живущии во градех мнозех, и снидутся живущии в пяти градах во един град, глаголюще: грядим помолитися лицу Господню, и взыскати лице Господа Вседержителя, иду и аз.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

83 Знаменитый Вилляльпанд (1. 1:487), под влиянием предубеждений, навеянных на него Витрувием, желает во что бы то ни стало, дать медным колоннам Соломона пропорции греческой колонны и для этого сокращает их окружность на 6 локтей, а их диаметр на 2 локтя. Указываемое им для этого основание в Иез.41:1 не твердо.– 85 Нельзя думать, что углубления или впадины 4 локтей у LXX явились как разночтение вместо показания толщины стенок колонн в 4 пальца. Толщина колонн в стенках ясно указана в тексте LXX Иер.52:21 . Очевидно в том и другом случае переводчик видел разные вещи. 86 Подобным же образом сетчатую работу распространяет на ствол колонны и К. Шик. Как воспоминание о Соломоновых колоннах Иахин и Боаз, им указаны мраморные колонны, находящиеся ныне в куббет Ганибле, на югозападном углу платформы площади харам еш-шериф. Стволы их представляют такую искусственную плетеную работу, что туземцы называют их кишками нечестивых. Уже из этого названия видно, что они не имеют отношения к храму Иеговы. (Beit el Makdas von Schick, стр. 26). 88 Не можем согласиться с Шнаазе, что цепи хотя не были связаны с капителями, но не служили для их утверждения, а привязанные одними концами к капителям, другими распространялись по стене храма (Geschichte der Kunst, 1,280 и дал.). В 4Цар.25:17 ясно говорится, что они свешивались на капители кругом, следовательно, не в одну только сторону храма. 89 «Это памятник, который, на первый взгляд, имеет полное право называться еврейским..., изгиб которого полностью египетский... Возможно, что это прекрасное произведение несколько предшествует временам Ирода»... (Эрнест Ренан. «Миссия Финикии» Париж. Императорская типография 1864 г., стр. 797) 90 Пайллу не подумал о том, что лотос, фигурирующий на египетских капителях, и лилия капителей Соломона не одно и тоже и не могут восполнять друг друга взаимно. 91 См. также альбом князя Г. Г. Гагарина: «Изображения из Св. Евангелий и Псалтири». 1887, т. I. Табл. 15, где в портале иерусалимского храма весьма рельефно и изящно отделаны колонны Иахин и Боаз по рисунку Вогюэ.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

горький. Горечь есть следствие греха (ср. 2Цар. 2,26 ; Притч. 5,4 ). 8 жажду слышания слов Господних. См. Втор. 4,28.29; 32,20 ; ср. Ос. 3,4 . Так, в период Судей, когда в народе широко распространилась греховность ( Суд. 21,25 ), «слово Господне было редко» ( 1Цар. 3,1 ; ср. Лк. 17,22 ). 8 от моря до моря. Это распространенное на древнем Ближнем Востоке географическое понятие буквально означало: от Средиземного моря до Персидского залива. 8 от жажды. Имеется в виду жажда как физиологическая (ср. 4,7.8), так и духовная (8,11). девы и юноши. Даже у людей молодых и крепких иссякнут жизненные силы (ср. Ис. 51,20 ). 8 клянутся. Клятва именем какого-либо божества на древнем Ближнем Востоке была равносильна признанию его своим богом. Идолопоклонники, ложно думая, что клянутся своими богами ( Иер. 5,7 ), в действительности клялись демонами ( Втор. 32,17 ). Глава 9 9:1–10 Видение Господа, стоящего над жертвенником. 9:1–6 В предыдущих четырех видениях Амос выступал как посредник между Богом и людьми или держал ответ перед Господом, вопрошавшим его. В этом видении он уже является не действующим лицом, а только рассказчиком увиденного. 9 над жертвенником. Более точный перевод: «у жертвенника» (см. 7,7 и ком.). ударь. Это повеление Господь дает не Амосу, а, по-видимому, ангелу ( 2Цар. 24,15.16 ; 4Цар. 19,35 ). обрушь их на головы всех их. Иначе: «срежь их капители колонн, срежь их все». Эти слова звучат как повеление кому-то (возможно, ангелу) разрушить храм, так чтобы он упал на головы находившихся в нем ( Суд. 16,29.30 ). остальных же из них. Господь не допустит, чтобы кто-нибудь остался в живых. 9:2–4 Здесь особо подчеркивается невозможность укрыться от гнева Господа, Который вездесущ. на небо. Выражение беспредельной власти и могущества Бога (ср. Ис. 7,11 ). См. Пс. 138,7–12 . 9 Кармила. Покрытая лесами гора у западного предела земли израильской. морскому змею. Морское чудовище, возможно, левиафан, о котором говорится в Ис. 27,1 . 9 плен. Одно из проклятий завета в наказание за непокорность Господу ( Втор. 28,41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1 истреблю людей. См. Мф. 13,41 . 1 простру руку Мою. Т.е. вся сила гнева Божия обрушится на тех, кто противится Ему (2,13; Исх. 3,20 ; Втор. 4,34 ; Ис. 5,25 ; 4Цар. 23,4.5 ). остатки Ваала. Т.е. все сохранившиеся элементы поклонения Ваалу. В буквально смысле это означает, что некоторые сдвиги в религиозном сознании уже произошли и начался упадок культа Ваала. жрецов со священниками. Согласно 4Цар. 23,5 , эти священники «совершали курения на высотах» и «кадили Ваалу, солнцу и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному». 1 тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному. Поклонение Ваалу и звездам было тем грехом, который привел к гибели Северное царство Израиль ( 4Цар. 17,16 ). Очевидно, алтари, посвященные языческим божествам, устраивались на крышах домов ( 4Цар. 23,12 ; Иер. 19,13 ). царем своим. Иначе: «Молохом». В таком случае речь здесь идет об аммонитском боге, поклонение которому было с особой строгостью запрещено евреям ( Лев. 18,21; 20,2–5 ). Культ Молоха включал в себя приношение в жертву детей (ср. 3Цар. 11,5 ; 4Цар. 23,10 ; Иер. 32,35 ). 1 не искали Господа. См. 2,3. 1:7–18 день Господень. В ветхозаветных пророчествах это выражение относится к определенному моменту в будущем, когда Господь воинств небесных явится во славе и одержит победу либо над одним из враждебных Ему царств: над Вавилоном руками мидян ( Ис. 13,1 14,27; особенно 13,6), над Египтом силою Вавилона (2,12; Иез. 30,2–4 ), либо над Израилем, отдав его ассирийским завоевателя ( Ис. 1,24 ; Ам. 5,18 ). В тексте книги этот день описан с особой яркостью. Выражения «тот день» и «день Господень» синонимы. Пророк Исаия говорит: «один Господь будет высок в тот день» ( Ис. 2,17 ). «Тот день» мщения Господня можно также трактовать как время спасения Израиля ( Ис. 34,2 35,10), ибо сказано, что Господь окончательно сокрушит всех его врагов (2,2.9; 3,8–20; Иоил. 3,14–16 ). Это также и день Страшного суда ( Ам. 5,18–20 ). 1 Умолкни. См. Авв. 2,20 ; Зах. 2,13 ; Пс. 45,11 . Пророк призывает людей проявить благоговейное смирение перед Всемогущим Богом завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

IV. Содержание Идумеянам как за их гордость, так и за вся злая, нанесенная ими несчастным Израильтянам, возвещает разрушение, а народу Израильскому восстановление и благополучие, и возобновление между ими Христова Царства, и во всех языках распространение оного обещает. И так сходствует сие пророчество с пророчеством Иеремии. Иер.49 . Иез.25; 35 . Ис.34 . V. Конец Чтоб народ Божий, Идумеянами отягощенный, ободрить и утешить. %H6%VI. Пророчество о Христе Иисусе Авд.21 . VII. Разделение Сие пророчество разделяется на две части: В первой части содержится предисловие. Авд.1 . Во второй пророчество, и в нем: 1) Изречение Божие на Едом. Ст. 2 до 15 ( Авд.2–14 ). 2) На все языки. Ст. 15 до 18 ( Авд.15–17 ). 3) Милосердие Божие к народу. Авд.18с до конца. VII. Места особливого примечания достойные Авд.7,15,17 . § 40. О Книге пророка Ионы I. Надписание От имени писателя как у евреев, так и у греков. Иона. II. Писатель Ион.1:1 . О нем должно знать: 1. Знаменование его имени, которое значит голубя. 2. Род. Отца имел Амафию Завулонянина из Гефаховера, стоящего в Галилеи, Ион.1:1 ; 4Цар.14:25 ; Иисуса Нав.19:3 ; чрез что опровергаются слова фарисеев ( Ин.7:52 ). 3. Звание. Оно было пророческое, в которое сам Бог непосредственно его призвал ( 4Цар.14:25 ; Ин.1:1 ). Сие звание исполнял в царстве Израильском ( 4Цар.14:25 ), и Ассирийском, а особливо в Ниневии столичном оного граде ( Ион.1:2 ), во времена Иеровоама, и может быть несколько прежде, во время Иоаса его отца, и думать надобно, что тогда в Ассирии царствовал Фул ( 4Цар.15:8–19 ; 1Пар.6:26 ). Из чего видно, что современными себе имел Амоса, Исаию, Осию и Михея. Послал же Бог Иону к Ниневитянам, 1) чтоб они от идолослужения, любострастия и от прочих беззаконий обратились к покаянию; – 2) чтоб народ Иудейский обличить, что он развращеннее и упорнее самых язычников; ибо толь многих пророков и толь многие их проповеди слышал без исправления, а Ниневитяне одного пророка проповедью обратились к покаянию ( Мф.12:41 ); – 3) чтоб показать, что Бог справедливо нечестие и непокорствие Израильского народа отмщевает чрез Ассириян, которые лучшими себя оказали, нежели Израильтяне; – и 4) дабы засвидетельствовать, что имеет быть впредь, ежели Израильтяне отвергнут слово Божие. Деян.13:46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Перенесение Ковчега Завета царём Давидом в Иерусалим. Доменико Гарджуло Кто такие иудеи по Библии? 1 мин., 14.08.2016 Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов  «Кто есть кто в Библии» . Сегодня же мы ответим на вопрос, кого Библия называет иудеями. В Библии Иудеи упоминаются и в Ветхом, и в Новом завете. Впервые название «иудеи» встречается в Четвертой Книге Царств, а также в Книге пророка Иеремии как название народа Иудейского царства (4 Цар 16:6, 4 Цар 25:25, Иер 38:19, Иер 41:3, Иер 52:28, Иер 44:1). Сперва, при первых трех израильских царях Сауле, Давиде и Соломоне (которые правили друг за другом) существовало единое царство. В X веке до Р.Х оно распалось на две части - Северное царство, или Израиль (со столицей первоначально в Тирце, а затем в Самарии), и Южную, или Иудею (столица Иерусалим). Население Иудеи составляли потомки трех (из двенадцати) сыновей Иакова (и внуков Авраама) - Иуды, Симеона и Вениамина. Когда во время войн Ассирийская империя уничтожила Израильское царство, жители Иудеи остались единственными представителями своего народа (потомков Авраама). Слово «иудей» стало тождественно слову «еврей» (Иер 34:9), а еврейский язык получил название иудейского (4Цар 18:26, Неем 13:24). Затем, уже после вавилонского пленения (598 - 539 г.г. до Р.Х), когда евреи были угнаны в Месопотамию, оказалось, что большинство возвратившегося на землю отцов населения составляют именно потомки Иуды. Так название закрепилось еще сильнее, а народ стал известен язычникам именно под именем иудеев. В Новом завете иудеи упоминаются именно как жители Иудеи, то есть Южного царства, а в посланиях апостола Павла противопоставляются язычникам-грекам. На анонсе картина  " П еренесение Ковчега Завета царём Давидом в Иерусалим. Доменико Гарджуло " . Источник фото wikipedia.org   Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kto-takie-iudei-po-biblii...

11 У евреев эта страна была известна под именем Миираим от имени второго сына Хамова, который вероятно, с своим потомством был первым поселенцем этой страны. Еще во времена Авраама египтяне и евреи находились между собою в сношениях ( Быт.12:10–20 ). После возвращения евреев из египетского рабства, об отношениях этих двух народов история умалчивает. За 1000 лет до Р.Х., египетский царь дал в замужество Соломону дочь свою и в приданное город Газер отнятый им у хананеев ( 3Цар.3:1, 9:16 ). Преемник его Сисак разбил войско Ровоама, взял Иерусалим и наложил дань на Иудею ( 2Пар.12:1–14 ). Царь Осия искал союза с Сигором, царем египетским против Салманассара ( 4Цар.17:4 ). Пророки часто возвещали уничтожение Египту ( Пс.19 ; Иер.41 ; Иез.30:32 ; Дан.11:42 ). Угрозы их начали исполнятся при фараоне Нехао, который, после поражения, нанесенного им Иудее при царе Иосии, был побежден Навуходоносором при Кархемисе ( 2Пар.35:20, 36:1–4 ; Иер.46:2 ). Навуходоносор два раза опустошал Египет, который был наконец покорен при фараоне Хорре. Жители Египта, переселенные в Вавилон, оставались в плену в продолжении 40 лет, до времен Кира. После Египет перешел во власть персов, а затем подчинился Александру Македонскому. После смерти его, Египет достался в удел Птоломею Сотеру, одному из полководцев Александра Македонского; в это время иудеев так много было в Египте, что некоторые полагают это время началом исполнения пророчества Исаии об обращении Египта ко Господу. Незадолго пред Р.Х. римляне овладели Египтом. 12 Эдом или Идумея была страна, населенная потомками Исава ( Быт.25:30–34 ) и находившаяся между Мертвым и Красным морем, на юго-восток от Палестины. Идумеяне, не смотря на свое племенное родство с евреями, были в постоянной вражде друг с другом. Эта вражда уже высказалась при путешествии евреев из Египта в Палестину ( Чис.20:14–21 ). Саул вел с ними войну. Давид сделал их данниками, убил из них 18000 человек, a Иоав военачальник Давидов истребил все мужское население Идумеи. В это время Адад из царского идумейского рода, убежал в Египет. Господь воздвиг его против Соломона ( 1Цар.14:47 ; 2Цар.8:15 ; 3Цар.11:14–17 ). Несмотря на это идумеяне были еще данниками во времена Иосафата, с которым они участвовали в воине против Моавитян; но они отложились при сыне его Иораме ( 3Цар.22:48 ; 4Цар.3:9–27, 8:16–22 ). Отселе они часто воевали с Иудеей. Амасия сильно поразил их ( 4Цар.14:7 ; 2Пар.25:11–15 ). При Ахазе они находили на Иудею и увели не мало пленников. ( 2Пар.28:17 ). Они возбуждали халдеев против Иерусалима, но и сами скоро подпали халдейскому игу. После плена вавилонского, идумеяне не переставали враждовать с иудеями; Иоанн Гиркан заставил их принять обрезание и совершенно подчиниться власти иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

«Эту мысль весьма знаменательно встретить в книгах ветхозаветных; она подготовляла душу к той радости загробной жизни, которая озарила светом надежды всю жизнь христианина после воскресения Господа Иисуса» (Властов). Но для остальных людей, среди которых жил тот праведник, светом и любовью которого они согревались, его преждевременная смерть являлась серьезной и, казалось бы, чувствительной утратой. Однако преступно равнодушное общество перестало это чувствовать и замечать. Следует заметить, что славянский перевод LXX в этом стихе значительно отступает от масоретского текста и имеет следующий вид: «буде с миром погребение его, взяся от среды». Сопоставляя данное выражение с параллельным местом из 53 гл. 8 ст., некоторые святоотеческие толковники усматривают здесь пророчественное предуказание исторического факта – погребения Господа Иисуса Христа Иосифом Аримафейским, Никодимом и женами Мироносицами (блаж. Иероним). Ис.57:3 . Но при­близьтесь сюда вы, сыновья чародейки, семя пре­любо­дея и блудницы! Ис.57:4 . Над кем вы глумитесь? про­тив кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы пре­ступле­ния, семя лжи, «Но приблизьтесь сюда, вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы... семя лжи». Вот в каких резких и энергичных выражениях пророка Исаия делает обращение к своим нечестивым современникам. Все эти образы и характерные выражения, будучи вполне понятными и сами по себе, на почве ветхозаветной теократии, где союз Израиля с Господом обычно уподоблялся интимному брачному союзу, приобретают особенную выразительность и силу, при сопоставлении их с новозаветными евангельскими параллелями ( Мф.12:39 ; Мф.27:25, 40 ; Лк.23:21 ; Ин.8:44 ). Особенно уместно вспомнить здесь известною характеристику иудеев, сделанную Самим Господом, в которой Он устанавливает их духовное родство с «с отцом лжи» ( Ин.8:41–44 ). Ис.57:5–11 . С 5–11 идет сплошной обвинительный акт, предъявляемый иудеям со стороны пророка, за различные виды их религиозно-нравственных блужений. Данный отдел имеет и высокий, чисто исторический интерес, так как он заключает в себе перечень наиболее типичных видов языческих верований и культов, проникших к Израилю от соседних, хананейских народов и господствовавших у него в эпоху, так называемого «религиозного синкретизма». 76 . Здесь мы находим указание и на оргиастические культы (5 ст.), и на религиозное почитание «бетилей», или особых, священных камней (6 ст.), и на практику языческих жертв «на высотах» (7 ст.), и на культ домашних божеств, своего рода, лар или пенатов (8 ст.), и даже на кровавые жертвоприношения детей (5 ст.). Полная историческая достоверность такой удручающей картины религиозно-нравственного состояния предпленных иудеев удостоверяется длинным рядом соответствующих параллелей из других исторических и пророческих книг ( 1Цар.19:13 ; 4Цар.17:10, 31 ; 4Цар.21:6 ; 2Пар.23:17 ; 2Пар.28:3 ; Иер.2:20 ; Иер.3:6 ; Иер.19:2–6 ; Иез.16:20 ; Иез.20:26 ; Иез.23:37 ; и пр. и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010