«Начальница желает, чтобы сестры и малости не могли принести ей в подарок, что бывало обыкновенно. Это хорошо. Растолкуйте и сестрам, что это хорошо, и что начальницу ничем лучше нельзя дарить как послушанием и любовью» (23:92). Упрекая непокорную монахиню, Святитель говорит: «Не одобрительно направление Магдалины действовать самостоятельно и независимо от настоятельницы и вводить торопливо изобретенные распоряжения, вместо того, чтобы охранять обыкновенный порядок» (8:256–257). В послушании должен действовать определенный духовный закон: не отказываться от послушания, но и не желать большего. Выбирать на послушание надо не просто желающих, «а знающих дело и имеющих силу понести труды и немощи немощных» (3:39). Нести чреду служения должны все иноки, не взирая на их другие обязанности. – Вот что наказывает Святитель наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Афанасию: «Находящемуся в должности Лаврского эконома скажите, чтобы служил, и не редко. В Иверском о нем осталось мнение, как об охотнике бродить в город» (17:129). «В записке Вашей нашел я ризничего между неправящими череды. Почему? Я сего не заметил до сих пор в сей Лавре; и в другой сего нет. То же и об экономе. В Петербургской Лавре и эконом Академии правил череду» (17:4). Даже несущие подвиг безмолвия призываются к сему же: «Преподобный Макарий Египетский и Преподобный Сергий да благословят именем Господним отца Макария на подвиг безмолвия, на святую четыредесятницу, с возвращением к общению во дни субботные и воскресные, и ради чреды священнослужения. Господу помолимся о нем; и он да помолится о нас. Да дарует ему Господь... обрести истинный плод безмолвия» (8:387). Трудолюбие всегда украшало и украшает монастыри и его нужно поддерживать «и по хозяйственным и по нравственным причинам» (19–2:96). Только болезнь инока служит основанием к облегчению и даже освобождению от послушаний. – «Если правильность и непрерывность лечения потребует иногда неслужения в праздник – примите сие в счет послушания, и правило врачебное исполните с точностью, имев уже опыт неудовлетворительных последствий от неточного исполнения» (8:256), – пишет Святитель архимандриту Антонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

К Архиерейскому дому были приписаны небольшие Макарьевский Илбахтин мон-рь Уфимского уезда и Кашпирский Вознесенский мон-рь Симбирского уезда (в 1693 и 1695 гг. соответственно) с крестьянами и вотчинами. При М. архиерейская ризница пополнилась заказанной еще Адрианом архиерейской златокованной шапкой с жемчугом и запалами. Видимо, там же хранилась книга свт. Иоанна Златоуста «Беседы на Евангелиста Иоанна» (М., 1686) с владельческими надписями: «Сия книга Маркелла митрополита Псковского келейная» и «Сия книга Преосвященого Маркелла, митрополита Казанского и Свияжского келейная» (ОРиРК НБ Казанского ун-та. Ед. хр. В-174196). М. был погребен в приделе во имя святых Бориса и Глеба казанского Благовещенского собора Казанского кремля. В XIX в. его останки были перенесены под главный алтарь кафедрального храма. Ист.: ПСЗ. 1830. Т. 3. 1381. С. 71, 74; Дворцовые разряды. СПб., 1855. Т. 4. Стб. 577; ДАИ. Т. 10. 15. С. 39; 66. С. 226-227; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. 303. С. 478-479; Список с епистолии инока Силивестра Медведева// Симеон Полоцкий. Вертоград многоцветный/Подгот. текста и коммент.: А. Хипписли, Л. И. Сазонова. Кёльн, 2000. Т. 3. С. 629-630; Гордон П. Дневник 1690-1695 гг./Пер. с англ., ст. и примеч.: Д. Г. Федосов. М., 2014. C. 20, 21, 23, 25. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Псково-Печерского 1-кл. мон-ря. Дерпт, 1821. С. 18, 53; Чистович И. А. История правосл. Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к С.-Петербургской епархии. СПб., 1856. С. 146-147; Платон (Любарский), архиеп. Сб. древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств. Каз., 1868. С. 80-81; Строев. Списки иерархов. Стб. 287, 384, 656, 907; Брикнер А. Г. Мат-лы для источниковедения истории Петра Великого: (1682-1698 гг.)//ЖМНП. 1879. Ч. 204. 8. Отд. 2. С. 301-302; Леонид (Кавелин), архим. Казанский митр. Маркелл (1698)//РА. 1889. Кн. 2. Вып. 6. С. 304; Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709 гг.). СПб., 1891. С. 167-168, 170, 270; Покровский И. М. Казанский архиерейский дом. Каз., 1906. С. 215-216, 257, 345; Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 19132. С. 48, 86, 107, 108; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорус. церк. жизнь. Каз., 1914. Ч. 1. С. 255-256, 433-434; Артаксерксово действо: Первая пьеса рус. театра XVII в./Подгот. текста, ст. и коммент.: И. М. Кудрявцев. М.; Л., 1957. С. 96-97; Кудрявцев И. М. «Издательская» деятельность Посольского приказа: (К истории русской рукописной книги во 2-й пол. XVII в.)//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1963. Сб. 8. С. 179-244; Белоброва О. А. Маркелл//СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 335-336 [Библиогр.]; Богданов А. П. Рус. патриархи: (1589-1700). М., 1999. Т. 2. С. 321-324; он же. Московская публицистика посл. четв. XVII в. М., 2001. С. 372, 375, 407; Маркелл//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 745-746 [Библиогр.]; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские: (1555-2007 гг.). Каз., 2007. С. 98-102.

http://pravenc.ru/text/2562304.html

Поэтому святые отцы призывают молящегося сделать ум свой во время молитвы глухим и немым к помыслам (преподобный Нил Синайский ) 253 , возненавидеть их ( Исихий, пресвитер Иерусалимский ) 254 , гнушаться ими и отгонять их от себя (преподобный Ефрем Сирин ) 255 , установить над ними трезвенный надзор ума (святитель Василий Великий ) 256 . Словом, нужно всячески стараться всецело занять ум и сердце читаемыми молитвами и проникнуться их содержанием. Средством к преуспеянию в нерассеянности святые отцы и считают именно сознание Божьего вездеприсутствия 257 . Молящийся должен помнить, что он призывает Бога вместе с Херувимами и Серафимами и, подобно им, «стоять пред лицем Бога со страхом и трепетом, с трезвенною и бодренною душею» 258 . 3. Сыновняя любовь к Небесному Отцу Чувство благоговейного страха пред Богом во время молитвы должно у нас соединяться с сыновней любовью к Нему, как нашему Небесному Отцу, Который не только подает нам нужные земные блага, но и ведет нас к вечному спасению, очищая и освящая нас чрез величайший дар любви – животворящие Тайны Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Без любви к Богу молитва невозможна. Молитву, не согреваемую любовью, архимандрит Рафаил уподобляет «глазу без света» 259 . Без любви нельзя приблизиться к Богу, Который весь есть любовь ( 1Ин.4:8 ), а потому невозможно и беседовать с Ним – молиться. Возносить к Богу прошения, не соединенные с любовью, – это равносильно тому, что нагревать дом при открытых дверях и окнах. «Не будет светильник светить без елея и молитва не озарит духа без любви, не взыдет к Богу», – поучает святитель Филарет, митрополит Московский 260 . Наоборот, когда сердце исполнено чистым пламенем любви и чуждо пристрастия к земным предметам, тогда молитва легко возносится в небесные селения. «Тогда, – говорит преподобный Ефрем Сирин , – отверсты для нее горние врата, и никто не препятствует ей войти в них» 261 . А святой Иоанн Кассиан пишет, что «молитва наша взойдет в свойственное ей совершенство... когда то единение, которое есть у Отца с Сыном, у Сына с Отцом, изольется в наши сердца и умы, – чтобы как Он искреннею чистотою и неразрывною любит нас любовью, так и мы соединены были с Ним чистою и неразделимою любовью» 262 . 4. Надежда на Бога

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

254. Архим. Макарий . Сказание о чудотворном Великорецком образе святителя Николая//Вятка. Московско-Вятский литературно-художественный, краеведческий журнал. 1998. 2. — С. 6–12. 255. Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1981–1995)//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы Российской научной конференции, посвященной памяти Святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск: Терра, 1998. — С. 9–22. 256. Он же. Повесть о чудотворной иконе//Там же. — С. 23–25. 257. Недошедшее письменное наследие Митрополита Макария//Там же. — С. 26–39. 258. Архим. Макарий. Подвижничество Всероссийского Митрополита Макария (заметки в связи с семантикой имени)//Там же. — С. 40–48. 259. Благоверный московский князь Василий III (1479–1533)//Там же. — С. 106–130. 260. Архим. Макарий. Иконы святителя Филиппа//Там же. — С. 131–142. 261. Он же. Всероссийский патриарх Иоасаф I//Вышенский Паломник. Православный журнал. Рязань, 1998. 2(7). — С. 91–93. 262. Он же. Мысли о вере, традициях, обычаях, особенностях//Там же. — С. 94–98. 263. Он же. О необходимости утренних и вечерних молитв//Благовест Радонежья. 1998. Июль-Август. — С. 5. 264. Он же. Домашнее благочестие и защита от чародейства. М., 1998. — 80 с. 265. Смолич И. К вопросу периодизации истории Русской Церкви/Перевод с немецкого архим. Макария (Веретенникова) //Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1998. 3(17). — С. 159–174. 266. Макарий архим. Вологодский епископ Киприан//Русь. Литературно-исторический журнал. 1998. 4. — С. 61–64. 267. Он же. Святыни ратной славы//Новая Россия. Общенациональное издание. 1998. 2–3. — С. 112–113. 268. Он же. Макарий, митрополит Московский (1816–1882)//Историки России XVIII–XX веков. Вып. 5. Архивно-информационный бюллетень 2(18). Приложения к журналу “Исторический архив”. М., 1998. — С. 15–21. 269. Он же. Памяти архимандрита Георгия//Православная Москва. 1998. Октябрь. 34 (166). — С. 1. 270. Он же. Макарьевские соборы 1547 и 1549 годов и их значение//Русская художественная культура XV–XVI веков (Материалы и исследования/Гос. ист.-культур. музей-заповедник “Моск. Кремль”; 11). М., 1998. — С. 5–22.

http://pravmir.ru/pervogo-prorektoramosk...

   БИБЛИОГРАФИЯ   1. Льюис К.С. Собрание Сочинений в 8 т./Пер. с англ.: – М.: Фонд о. Александра Меня; Дом Надежды, 2006. 2. Преп. Антоний Великий Добротолюбие. В 5 т./Пер. с греч.: - М.: Издательство Сретенского  монастыря, 2010. 3. Митр. Антоний Сурожский. Труды в 2 т./М. «Практика», 2012. 4. Проф. Троицкий С. В. Философия христианского брака. К.: ТОВ «ЗАДРУГА», 1996. Льюис К. С. Просто христианство. Собрание Сочинений в 1 т./Пер. с англ.: – М.: Фонд о. Александра Меня; Дом Надежды, 2006 С. 103. Льюис К.С. Просто христианство. Собрание Сочинений 1 т./Пер. с англ.: – М.: Фонд о. Александра Меня; Дом Надежды, 2006 С. 103. Преп. Антоний Великий Добротолюбие. 1 т./Пер. с греч.: - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010 С. 83. Льюис К.С. Любовь. Собрание Сочинений в 1 т./Пер. с англ.: – М.: Фонд о. Александра Меня; Дом Надежды, 2006 С. 257. Льюис К.С. Любовь. Собрание Сочинений в 1 т./Пер. с англ.: – М.: Фонд о. Александра Меня; Дом Надежды, 2006 С. 256. Льюис К.С. Письма к Малькомну. Собрание Сочинений в 8 т./Пер. с англ.: – М.: Фонд о. Александра Меня; Дом Надежды, 2006 С. 345. Льюис К.С. Расторжение брака. Собрание Сочинений в 8 т./Пер. с англ.: – М.: Фонд о. Александра Меня; Дом Надежды, 2006 С. 248-249. Льюис К.С. Просто христианство. Собрание Сочинений в 1 т./Пер. с англ.: – М.: Фонд о. Александра Меня; Дом Надежды, 2006 С. 125. Комментарии ( 1): Ирина, Владивосток 24 декабря 2016г. 08:41 Очень неплохой Портал, приятно посещать его, статьи познавательные, желаю вам процветания Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/5164902

История новозаветного мученичества начинается с евангельского повествования о Христе. Именно Он, Основатель всех видов христианского подвига, был первым новозаветным Мучеником. «Господь наш, – пишет св. Димитрий Ростовский ,– приняв на Себя человеческое естество...прошел чины всех святых». И нигде не воспринял Он по человечеству ту славу, которую имел у Отца «прежде бытия мира» ( Ин.17:5 ), как только в мученическом чине. Свт. Димитрий объясняет, что Христос был пророком, «ибо пророчествовал о пленении Иерусалима и предсказал Страшный Судный день, но прославился не в пророческом чине»; был и апостолом, ибо «проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие ( Лк.8:1 )», но прославился не в апостольском чине; был пустынник и постник «Поведен был духом в пустыню» ( Лк.4:1 ) сорок дней постился, «но ни в пустынническом, и ни в постническом чине Он не прославился». Христос был чудотворцем, изгонял бесов, исцелял слепых, хромых, расслабленных и воскрешал мертвых, «однако не говорит Он, что был прославлен в этом чине». Когда же после Тайной Вечери Спаситель готовился к мученичеству, вступал на этот путь, только тогда Он сказал ученикам: «Ныне прославился Сын Человеческий». И после крестных страданий, явившись по Воскресении Луке и Клеопе, Господь говорил: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» ( Лк.24:26 ). «Смотри, – восклицает свт. Димитрий,– как высоко было величие мученической чести, что даже Самому Христу через мученичество подобало войти в славу Свою» 256 . В Евангелии есть указания и на природу гонений: с одной стороны – неприятие христианства политической системой того времени, с другой – неприятие его приверженцами иудаизма. Эти причины в той или иной степени имели все последующие гонения: христиан преследовали или по религиозным, или политическим соображениям 257 . Первые мученики из христиан появились в апостольский период. Их смерть была результатом преследования со стороны иудеев, смотревших на христиан как на опасную секту и обвинявших их в богохульстве 258 . Римские власти в этот период христиан не преследуют, не отличая их от иудеев (иудаизм же был в Риме дозволенной – licita – религией) 259 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н. Чихладзе Ист.: Бакрадзе Д. З. Археол. путешествие по Гурии и Ачаре. СПб., 1878. С. 257-269; Кондаков Н. П. , Бакрадзе Д. З. Опись памятников древности в нек-рых храмах и мон-рях Грузии. СПб., 1890. С. 102-110; Гюльденштедт И. А. Путешествие в Грузию: Нем. текст с груз. пер./Исслед.: Г. Гелашвили. Тбилиси, 1962. Т. 1. С. 629 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. Т. 4. С. 791; Ломтатидзе Г. А. Путешествие в Гурию: Зап. кн. 1949 г.//Гурия: Результаты изысканий и исслед. края. Тбилиси, 2001. Т. 3. С. 204 (на груз. яз.). Лит.: Maculevic L. Monuments disparus de Dzumati//Byz. 1926. T. 2. Р. 77-108; Бурджанадзе Ш. Карта 1737 г. Лихт-Имерети как первоисточник феод. Грузии//Моамбе. 1959. 1. С. 195 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Груз. чеканное искусство. Тбилиси, 1959. С. 245-256. Табл. 151, 157, 158, 537; Амиранашвили Ш. Я. История груз. искусства. М., 1963. С. 257; Ломашвили Дж. Письма. Тбилиси, 1975. С. 67 (на груз. яз.); Хускивадзе Л. З. Груз. эмали. Тбилиси, 1981. С. 108-120; Сакварелидзе Т. А. Груз. чеканное искусство XIV-XIX вв. Тбилиси, 1987. Ч. 1: XIV-XVI вв. С. 115-120 (на груз. яз.); Михаил (Мегенеишвили), игум. Мтаварангелозоба в Джумати//Гза цховребиса (Жизненный путь). Тбилиси, 2002. 2. С. 17 (на груз. яз.); Гуниа. Груз. мон-ри. С. 141-142 (на груз. яз.); Картвелишвили Т. Г. Епархии Гурии. Тбилиси, 2006. С. 74-87 (на груз. яз.). Рубрики: Ключевые слова: ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/171875.html

Каноны Каноны первой главы направлены против различных заблуждений, относящихся к существованию Бога Творца [ХВ 255], материализму [ХВ 256], пантеизму и разным его аспектам [ХВ 257–258], против материалистических и пантеистических ошибок [ХВ 259 §1]; против учеников А. Гюнтера (1783–1863), учеников А. Гюнтера и Г. Гермеса (1755 – 1831) [ХВ 259 §3]. (255, 3021) 1. Если кто-либо отрицает единого истинного Бога, Творца и Господина вещей, видимых и невидимых, да будет отлучен от сообщества верных. (256, 3022) 2. Если кто-либо, не краснея, утверждает, что не существует ничего, кроме материи, да будет отлучен от сообщества верных. (257, 3023) 3. Если кто-либо говорит, что субстанция и сущность Бога и всех вещей едина и тождественна, да будет отлучен от сообщества верных. (258, 3024) 4. Если кто-либо говорит, что конечные вещи, будь то вещи телесные или духовные, или даже только духовные, изошли из Божественной субстанции, или что Божественная сущность становится всеми вещами, являя себя или развиваясь, или же что Бог есть вселенское и бесконечное существо, которое, в самоопределении своем, составляет совокупность вещей, отличных по роду, виду и индивидуумам, да будет отлучен от сообщества верных. (259, 3025) 5. Если кто-либо не исповедует, что мир и все вещи, которые в нем содержатся, духовные и телесные, были произведены Богом из ничего в полноте своей субстанции [ХВ 253], или что Бог не сотворил [все] Своей волей, свободной от всякой необходимости, но с той же необходимостью, с какой Он любит Себя Самого [ХВ 253], или Если кто-либо отрицает, что мир был создан ради славы Божией, да будет отлучен от сообщества верных. Ответ Библейской Комиссии (30 июня 1909 г.) Современная наука сочла библейский рассказ о Сотворении мира неисторичным, и некоторые экзегеты пытаются решить эту трудность, придавая трем первым главам книги Бытия чисто аллегорическое значение. Именно на эти попытки отвечает данный текст. Библейская комиссия была учреждена Апостольским Посланием папы Льва XIII30 октября 1902 г., чтобы продвинуть вперед библейские науки и разрешить спорные вопросы. В силу решения папы Пия X (18 ноября 1907 г.) его декреты стали обладать авторитетом в той же степени, что и декреты римских конгрегаций. Однако интерпретация данного ответа некоторыми членами Библейской комиссии, а также Послание, адресованное этой же комиссией кардиналу Сюару в 1948 г. [ХВ 203], показывают, что он подлежал изменениям. В энциклике Humani generis папы Пия XII (1950 г.) [ХВ 205] мы видим, как проступает мало-помалу смысл, согласно которому некоторые библейские рассказы могут быть названы историчными.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

6. Μεγαρικν– 102,503 дм 3 Формула взаимосвязи 1 Μεγαρικα=10 θαλσσια μσρα=12,25 μοναστηριακ=15 ννονικ μτρα=40 ττρτια=100 μνα   Византийские меры объема для жидкостей (масло) 1. Σονλια ογγα – 0,024 дм 3 2. Σονλια λτρα – 0,284 дм 3 3. Τετρτιον – 2,130 дм 3 4. ’Аννονικς μτον’ – 5,680 дм 3 5. Μοναστηριακν μτρον– 6,816 дм 3 6. Θαλσσιον μτρον– 8,520 дм 3 Формула взаимосвязи 1 Θαλσσιον μτρον=1,25 μοναστηριακο μτρον=1,5 ννονικο μτρον=4 τετρτια=30 σουλια λτρα=360 σουλια ογγα Византийские меры веса (грамм) Вес Вес Вес Вес в 4–6 вв. в 6–7 вв. в 7–9 вв. в 9 в. 1. Κριθκκον (критокк) 0,038 0,037 0,037 0,0372 2. Σιτκκον (ситокк) 0,047 0,047 0,046 0,046 3. Κερτιον (кератион) 0,188 0,186 0,185 0,185 4. ’Оβολς (обол) 0,563 0,559 0,556 0,554 5. Γρμμα (грамма) 1,125 1,118 1,111 1,10 6. Δραχμ (драхма) 3,375 3,354 3,333 3,323 7. ’Eξγιον (эксагий) 4,5 4,472 4,444 4,431 8. Σουλια ογγα (унгиа) 21,6 21,467 21,333 21,267 9. Λογαρικ ογγα 27,0 26,833 26,667 26,583 10. ’Aργυρικ ογγα (серебряная унгиа) 28,125 27,951 27,778 27,691 11. Σουλια λτρα (литра) 259,2 257,6 256 255,2 12. Λογαρικ λτρα 324 322 320 319 13. Αργυρικ λτρα (серебряная литра) 337,5 335,417 333,333 332,292 14. Κεντηνριον (кентенарий) 32400 32200 32000 31900 15. Γομριον (гомарион) 97200 9600 9600 95700 16. Πσα (песа) 129600 128800 128000 127600   Формула взаимосвязи 1 πσα=1/4 γομριον=4 κεντηνρια=384 ργυρικα λτραι=400 λογαρικα λτραι=500 σουλιαι λτραι=608 ργυρικα ογγαι=4800 λογαρικα ογγα=6000 σουλιαι ογγαι=28800 ξγια=38400 δραχμαι=115200 γραμμα=230400 βλοι=691200 κερτια=2764800 σιτκκια=3456000 κριθκκια         А. Г. ГрушевойЮ. А. Кулаковский (1855–1919) и его «История Византии» Переиздающийся ныне первый в отечественной историографии обобщающий труд по истории Византии нуждается в нескольких страницах послесловия о его авторе и самом труде. Юлиан Андреевич Кулаковский был известным на рубеже веков антиковедом, археологом и византинистом. Показательно, в сколь положительных тонах выдержана о нем биобиблиографическая заметка в известном энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (т. 33, с. 952). Не менее, однако, важно, что даже в таком очень идеологизированном по подаче материала многотомнике, каким было второе издание Большой Советской Энциклопедии, имеется небольшая заметка о Ю. А. Кулаковском , выдержанная, учитывая специфику издания, в достаточно положительном и объективном духе.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Ответ на возражение 1 . Орудия определены к цели постольку, поскольку человек использует их ради цели. Ответ на возражение 2 . При размышлении имеет место действие ума, который соглашается с тем или иным мнением. Это действие является внешним, привносящим в размышление момент различения. Ответ на возражение 3 . Когда человек выбирает кого-либо в епископы или на некий высокий государственный пост, его выбор связан с назначением этого вот человека на этот вот пост. И если бы он не имел никакого права действовать в смысле назначения епископа или должностного лица, то он не имел бы и никакого права выбирать. И вообще, всякий раз, когда говорится о предпочтении одной вещи другой, указанный выбор неизменно связан с некоторым действием выбирающего. Раздел 5. Связан ли выбор только с возможными вещами? С пятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что выбор связан не только с возможными вещами. Ведь, как уже было сказано (1), выбор является актом воли. Но «желание бывает и невозможного» 255 . Следовательно, бывает и выбор невозможного. Возражение 2 . Далее, как было сказано выше (4), выбор связан только с теми вещами, которые делаем мы сами. Поэтому не имеет значения, связан ли акт выбора с невозможным самим по себе, или же с тем, что невозможно для выбирающего. Но ведь нередко случается так, что мы оказываемся неспособными исполнить выбранное, поскольку убеждаемся в невозможности это сделать. Следовательно, выбор бывает связан с невозможным. Возражение 3 . Далее, для того, чтобы попытаться что-то сделать, необходимо [предварительно] это дело выбрать. Но, как сказал блаженный Бенедикт, если распоряжение свыше касается невозможного, то попытка его исполнения окончится неудачей 256 . Следовательно, выбор бывает связан с невозможным. Этому противоречат слова Философа о том, что «выбор не бывает связан с невозможным» 257 . Отвечаю: как было показано выше (4), наш выбор всегда связан с нашими действиями. Но нами делается только то, что для нас возможно. Поэтому мы с необходимостью утверждаем, что выбор связан исключительно с возможными вещами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010