19) Его же т. 11, стр. 575: «Признаком этого времени (т. е. второго пришествия) будут служить непрерывные и невыразимые бедствия, и что должен придти Илия». 20) Там же, стр. 600: «Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы наносить людям обиды. В самом деле, чего он не сделает в то время? Все приведет в смятение и в замешательство... Но не бойся: он будет иметь силу, говорит апостол, только над погибающими. И Илия тогда придет, чтобы поддержать тогда верующих. Об этом говорит Христос: Илия приидет и устроит вся ( Мф.17:11 ). Потому об Иоанне сказано, – что он предыдет пред Господом духом и силою Илииною ( Лк.1:17 ), так как он не творил ни знамений, как Илия, ни чудес. Иоанн убо, сказано, знамений не сотвори ни единаго: вся же, елика рече Иоанн о сем, истинна бяху ( Ин.10:41 ). Что же значат слова: духом и силою Илииною? То, что Иоанн будет проходить то же самое служение. Как Иоанн был предтечею первого пришествия Христа, так Илия будет предтечею второго и славного Его пришествия, и блюдется для этого». 21) Августин ч. 6. стр. 256–257: «И се Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великого и просвещенного, иже устроит сердце отца к сыну, и сердце человека ко искреннему его, да не пришед поражу землю в конец ( Мал.4:5–6 )... В последнее время, пред судом иудеи уверуют в истинного Христа, т. е. в нашего Христа, когда разъяснит им закон Илия, этот великий и удивительный пророк. Ожидание, что он придет до пришествия Спасителя судии, имеет свои основания, потому что не без основания он считается живущим и в настоящее время. Ибо, по весьма ясному свидетельству писания, он восхищен из круга человеческой жизни на огненной колеснице ( 4Цар.2:11 ). И так, когда он придет, излагая в духовном смысле Закон, понимаемый в настоящее время иудеями в смысле плотском, он обратит сердце отца к сыну, т. е. отцов к сыновьям». 22) Там же, стр. 264: «Во время суда или прежде и после самого суда, как узнали мы, имеют произойти следующие явления: Илия Фесвитянин, вера иудеев, гонение антихристово, суд Христов, воскресение мертвых, разделение добрых и злых, воспламенение мира и его возобновление. Что все это имеет быть, тому следует верить; но каким образом и в каком порядке оно будет, это лучше покажут тогда на опыте сами события: в настоящее время человеческое разумение не в состоянии возвыситься до полного понимания предмета. Полагаю, впрочем, что произойдет в том порядке, в каком у меня изложено».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

(Thietm. 1935. Р. 64) 2. IV, 58. [Смерть 25 мая 992 г. польского князя Мéшка I. Его сын Болеслав I изгоняет мачеху и братьев 240 и захватывает единоличную власть; его жены: первая – дочь маркграфа Рикдага 241 , вторая – венгерка, от которой у него сын Бесприм 242 .] Третьей стала Эмнильда (Emnildis), дочь почтенного сениора (senior) Добромира (Dobremirus) 243 . Твердая во Христе, она склоняла непостоянную душу своего супруга ко всякому благу, не уставая в искуплении грехов их обоих неистощимой щедростью милостыни и воздержанием. Она родила двух сыновей: Мéшка (Miseco) 244 и другого, которого отец назвал именем своего возлюбленного сениора 245 , а также трех дочерей, из которых одна – аббатиса 246 , вторая вышла замуж за графа Херманна (Hirimannus) 247 , третья – за сына короля Владимира (rex Wlodemirus) 248 , о чем я еще скажу 249 . (Thietm. 1935. Р. 196, 198) 3. VI, 91. [Праздник Пасхи 250 германский король Генрих II провел в Падерборне, а Пятидесятницу 251 – в Мерзебурге.] Накануне этого [праздника] прибыл Болеслав (Bolizlavus) 252 , оставив ради безопасности у себя заложников, и был принят как нельзя лучше. В святой день (в Пятидесятницу. – Сост.) по возложении рук он становится вассалом (miles) [короля] и после присяги сопровождает короля, в торжественном облачении направляющегося в церковь , в качестве оруженосца (armiger) 253 . В понедельник [Болеслав], умиротворив короля многими дарами от себя и от своей супруги 254 , получил затем от королевских щедрот [дары еще] более превосходные и значительно более многочисленные вместе с давно желанным бенефицием (beneficium) 255 и, довольный, с честью отпустил заложников. Вслед за тем он с нашей в том помощью 256 напал на Русь (Rucia) и разорил большую часть этой страны (regio) 257 . Когда между его [воинами] и пришлыми (hospites) 258 печенегами (Pezineigos) случился раздор, он приказал этих последних всех перебить, хотя они и были с ним заодно 259 . (Thietm. 1935. Р 382) 4. VI, 94. Но прежде чем приступить к [рассказу об] этом 260 , постараюсь присовокупить к сказанному выше то, о чем по забывчивости упустил сказать ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В продолжение 1-го года службы в С.-Петербурге М. подготовил по поручению ректора еп. Афанасия и опубликовал в ж. «Христианское чтение» статьи под общим названием «Святого отца нашего Димитрия Ростовского святителя и чудотворца, догматическое учение, выбранное из его сочинений». Впосл. этот труд, при написании которого М. 4 раза перечитал творения свт. Димитрия (Савича (Туптало)) , был отпечатан отдельным изданием, но ограниченным тиражом. Отдельной книгой было издано также магист. соч. «История Киевской академии» (1843). М. П. Погодин писал, что молодой инспектор СПбДА приобрел большую известность своим «ученым, европейским» сочинением по истории КДА, к-рое «служит блистательным новым доказательством нашей зрелости. Мы смело можем представить его европейскому конгрессу. Знакомство близкое со всеми источниками, внимательность к прежним исследованиям, осторожность в заключениях, полнота, соразмерность, ясный ум, прекрасный язык - вот достоинства книги» (Рус. библиография//Москвитянин. 1846. Ч. 2. 3. С. 256-257); положительно отозвался о работе и В. Г. Белинский. В 1846 г. было опубликовано соч. «История христианства в России до равноап. кн. Владимира», ставшее своего рода введением к последующей многотомной «Истории Русской Церкви» и послужившее основанием для избрания М. действительным членом Об-ва истории и древностей российских при Московском ун-те. В 1847 г. М. издал кн. «Взгляд на историю Русской Церкви до нашествия татар», представлявшую собой переработанные лекции, прочитанные в 1841-1842 гг. в КДА. При участии ректора еп. Афанасия (Дроздова) соч. «История христианства в России до равноап. кн. Владимира» было преподнесено в дар имп. Николаю I Павловичу и цесаревичу наследнику Александру Николаевичу (РГИА. Ф. 796. Оп. 127. Д. 397. Л. 1-7). 17 мая 1847 г. М. была объявлена благодарность императора. Впосл. М. неоднократно преподносил в дар государям свои богословские и исторические исследования. За соч. «Введение в православное богословие» 6 дек. 1847 г. император пожаловал М. наперсный крест, украшенный драгоценными камнями. В 1852 г. за соч. «Православно-догматическое богословие» М. вновь был удостоен благодарности. Имп. Александр II Николаевич в авг. 1855 г. изъявил благоволение за соч. «История русского раскола», в марте 1857 г.- благодарность за первые тома «Истории Русской Церкви».

http://pravenc.ru/text/Макарий ...

Изображение святителя Макария встречается в росписях и других русских храмов. Следует назвать роспись XIX века в Благовещенском соборе в Казани, где изображено посвящение архиепископа Гурия, первого Казанского святителя, в 1555 году 22 . Ярославская фреска в храме Николы Надеина изображает событие, происшедшее три года спустя. Будучи написанной в позднее время, она, однако, в своей основе восходит к 40-м годам XVII века, точно повторяя первоначальный вариант. Это замечательная информация о событиях XVI века и дополнительный штрих к иконографии святителя Макария. 2 Словарь русских иконописцев XI–XVII веков/Редактор-составитель И. А. Кочетков. М., 2003. С. 208; Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. М., 1916. Т. 4. С. 58. См. также: Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. М., 1984. С. 110. 6 Федорычева Е. А. Образ святого Николая Чудотворца в системе росписи церкви Николы Надеина в Ярославле//Краеведческие записки. Материалы VIII и IX Тихомировских чтений. Ярославль, 2005. Вып. 8. С. 445. 8 Канн П. Я. Нарва. Страницы истории города. Таллин, 1979. С. 42–43; М. Маханько пишет: «Для Москвы и ее имперских мечтаний было важно также, что завоевание Ругодива произошло 11 мая, в день обновления Царьграда. О важности этой символической ассоциации с Константинополем свидетельствует еще одна реликвия, связанная с Ругодивом и хранившаяся в Москве. По одному из поздних Чиновников Успенского собора, среди реликвий упомянут «крест царя Константина, что под Ругодивом в полон взят в первый поход» (Маханько М. Собирание в Москве древних икон и реликвий в XVI веке и его историко-культурное значение//Искусствознание. М., 1998. 1. С. 117–118). 9 ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1. С. 296; Об этом же говорит новгородский богослов-полемист инок Зиновий Отенский в Похвальном слове на обретение святых мощей святителя Никиты Новгородского (Калугин Ф. Зиновий, инок Отенский и его богословско-полемические и церковно-учительные произведения. СПб., 1894. С. 332–333). 11 ПСРЛ. Т.13.Ч.2.С.305. См. также: Макарий (Веретенников) , архимандрит. Новгородский архиепископ Пимен (1552–1570)//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2003. (35). С.100; Макарий (Веретенников) , архимандрит. Митрополит Макарий – почитатель Святителя Николая Чудотворца//Правило веры и образ кротости... Образ Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 256–257.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Маркион, (еретик): 81. 82. 104. 113. 116. 125. 145. 151. Марк, Иоанн, Евангелист: 3. 86. LXXXVI. Мартин (Мартиниан), епископ Медиоланский: 112. 170. Масхалас, местечко: 221. Матфей, диакон Долихийский: 131. Матфей, Евангелист: 146. 161. Мекима, пресвитер и архимандрит: 125. Мелетий, епископ Антиохийский: 112. 145. 157. Мелетий, епископ: 149. Мелетий, епископ Кесарие-Палестинский: 268. Мемнон, епископ Ефесский: 112. 152. 153. 154. 155. 156. 157. 159. 161. 165. 166. 169. 170. 264. 267. 268. Менандр (еретик): 145. Мессалиане, еретики: 161. Мефодий (мученик, епископ Патарский): 151. Мизия: 170. Мининги, местечко: 221. Моисей, ветхоз. законодатель: 3 . 72. 127. 162. Монтан (еретик): 81. Мусей, епископ Арада и Антарада: 268. Мусей, языч. божество: 194. Навкратиан, трибун: 196. Навуфей: 4. 125. Назианз: 231. Немврод: 180. Неон, архонт: 215. 216. Несторий, епископ Константинопольский: 83. 112. CXIII. 148. 163. 165. 169. 173. 174. 175. 176. 177. 178. 179. 229. 234. 235. 236. 237. 238. 242. 244. 248. 250. 252. 254. 256. 257. 260. 263. Никея, город: 82. 83. 86. LXXXVI. 88. 89. 90. 94. 112. CXIII. 121. 151. 154. 155. 156. 164. 167. 168. 169. 170. 178. 233. 234. 235. 263. 264. 266. 267. 268. Нил, река: 225. Ной, ветхоз. патриарх: 181. 229. Одиссей: 207 Озей, пресвитер: 132. Ор: 128. Павел, Апостол: 3. 77. 78. 81. 113. 161. 235. Павел, епископ: 149. 182. Павел, епископ Самосатский (еретик): 104. 151. Павел, епископ Емесский: 112. 163. 165. 243. 246. 248. 266. 268. Палестинские церкви: 80. 110. 162. Палладий, магистриан: 160. 167. Палладий, философ: 192. Памфилия: 161. Папп, диакон: 222. Патрикий: 97. Патроин, драконарий: 59. Пафлагоняне: 170. Пелагий: 170. Персия, Персы: 157. 166. 189. Перикл, сын Ксантиппа: 73. Петр, Апостол: 3. 77. 86. LXXXVI. 113. CXIII. 145. 146. 151. 161. 229. Петр, епископ: 232. Петр, пресвитер Александрийский, врач: 114. 115. Пилат: 130. 144. Писидия: 170. Пифагор, философ: 191. Платон, философ: 226. Поликарп, епископ Смирнский: 145. 151. Понтийский диоцез: 110. 132. 167.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 22, 54, 57–62, 64, 66–70, 72–77, 79, 81, 84, 85, 87, 119, 191, 196, 245, 249–259, 264, 265, 312, со значительным ущербом – 359–364. 253. Триодь Цветная , в лист, неполная, 208 л.л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, без переплета, разбита; 199 и 208 листы порваны с ущербом для текста. Поля рукописи справа истлели. На л. 208 об. приписка скорописью XVII в.: «Параклит Михайловского церковного старосты Иоакимка Сидорова и Марьинского 117 году априля в 2 день». Рукопись начинается с продолжения службы в среду 4-й недели по Пасхе. В языке есть болгаризмы: «сфтися, сфтися, Новый Ерусалим» (204) 254. Триодь Цветная , в четвертку, 386 лл., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в дощатом переплете. Порваны с ущербом для текста листы 1, 181. 255. Триодь Цветная , в четвертку, неполная, 230 л. л., полууставом XV в., в кожаном переплете. Порваны листы: 139, 162, 165, 169, 170, 174, 176, 178, 181, 187, 188, 189, 190, 192, 193, 195, 196, 197, 202, 204, 228, 229. На полях внизу листов: 9, 12, 14, 16, 17, 19, 21, 24, 26, 28, 31–36 приписка скорописью XVII в.: «Сия книга глаголемая Треоть Цветная села (название не разобрать) Кирилла Лазорева, а дал сею книгу в Заборскую волость к церкви Еоргию страстотерпцу … ». 256. Триодь Цветная , в четвертку, 118 лл., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в порванном кожаном переплете (нижней доски нет, а сохранился кусок кожи). На полях внизу листов 1–2 приписка скорописью: «Из Успенского Песочного монастыря». Рукопись оканчивается началом последования 9 часа в великий пяток. 257. Триодь Цветная , в четвертку, 541 л., несколькими полууставными почерками XV и XVI в.в, в кожаном переплете. На лл. 1–27 об. служба на Положение Ризы еже есть Хитон великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; 1–25 листы печатные. 258. Триодь Цветная , в четвертку, 303 л., полууставом XV–XVI в.в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–11 две приписки: 1) «Книга глаголемая Треодь Цветная Святолуцкие волости Сретения Господа нашего Иисуса Христа да Николы чудотворца домовая»; 2) «От церкви Николая чудотворца что во Святой Луке».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

253, §§1–2 253–254, §2 1041 а –1042 а 254, §§3–6 1042 а –1043 а 254, §§3–7 1043 а –1044 а 254, §§3, 8 Буквальный перевод с распространением цитатами: Пс.6:3, 37:6; 17:7 ; и с сокращением речи Бекана об Иисусе Христе, как враче душ человеческих. 1044 а –1045 а 254, §3 255, §10 пререк. 1-е 255, §14, 256, §16 1045 б –1047 аб 256, §§18–21 Заимствовано (по местам буквально) с незначительными сокращениями. 1047 б –1048 б Заимствованы мысли, изложенные самостоятельно. 1049 аб –1050а 1-е утвержд. 256, §3 Заимствовано с более подробным изложением одних и тех же мыслей. 1050 а –1053 б 357, §§4–8 Буквальный перевод 1053 б –1054 а 257, §9 Буквальный перевод с незначительным распространением в конце «утверждения» 1054 аб 257–258, §10 Буквальный перевод 1054 б –1056 а пп. 1–3 259, §§5, 2, 3 пререк. 1-е 258, §13 1056 б –1057 б 258, §14 Заимствовано с присоединением самостоятельного примера, поясняющего мысль о вменении нам правды Христовой. 1057 б –1058 аб 258, §§15–16 Буквальный перевод с добавлением нескольких строк в начале ответа. 1059 а –1060 б 258, §§17–18 Буквальный перевод с вставкою нескольких строк на стр. 1059 б 1060 б –1061 б 259, §§19–20 Буквальный перевод 1061 б –1062 б 426 2 D–427 1 A Заимствовано с незначительным сокращением На основании предложенной сравнительной схемы мы можем судить о том, в какой сильной зависимости от богословских систем Беллярмина и Бекана находится трактат «Камня веры» о благих делах в отношении к своему содержанию. Подводя итоги сделанному нами сличению названного трактата с Disputationes Беллярмина и трудами Бекана, эту зависимость мы можем определить в следующих положениях. 1) Большая часть содержания трактата представляет собою буквальные заимствования из указанных католических источников. 2) При воспроизведении некоторых частей содержания последних «Камень веры» допускает более или менее значительные сокращения. 3) В иных случаях распространяет и излагает более подробно заимствуемое содержание. 4) Иногда пользуется мыслями источников и распространяет их цитатами из св. Писания. 5) Иногда наоборот: заимствует данные св. Писания для доказательства своих мыслей. 6) При составлении весьма многих отделов трактата одновременно пользуется Беллярмином и Беканом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

27 . Краткое повествование об обращении раскольников селения Знаменки... Перевод с лат. Грекова В. А. //Кем и как было положено начало единоверию в Русской Церкви. С. 128–138. 28 . Два письма к архиепископу Новгородскому Гавриилу, от 3 августа 1780 г. и 18 декабря 1781 г.//Кем и как было положено начало единоверию в Русской Церкви. С. 121–128. 29 . Слово в неделю Фомину о добродетели. Перевод с греч., из рукописного сборника  Дмитриевский А. А. К вопросу о проповеднических трудах Никифора Феотоки... С. 371–378; то же на греч. в (1). 30 . Письмо к начальникам Керкиры [по поводу возобновления школы], 4 мая 1767 г. Перевод с греч. [Соловьева М.] Соловьев М.Проповеди Никифора Феотоки. С. 47–48; то же на греч. в кн.:  Βροκ νηΛ.  ργα, Βιογραφικ Σχεδρια. 31 . О святом причащении Перевод с греч. (из рус. рукописного сборника); публикация Прозорова В. А., священника. Изд. ж. «Православный путеводитель». СПб., 1903. – 11 с. См. (9). Т. 1. ν Μ σχ, 1796. С. 176–185; русское изд.: Ч. 1. М., 1890. С. 256–257: Беседа на Евангелие в неделю 4-ю по Пятидесятнице. 32 . Два письма к Елисаветградскому протоиерею Димитрию Смолодовичу, от 16 февраля 1780 г. и 15 февраля 1782 г., и ответ правителю Екатеринославского наместничества И. М. Синельникову, от февраля 1785 г. Публикация Беднова В. //Летопись Екатеринославской ученой архивной комиссии. С. 114, 130–132. 33 . Два архипастырских послания к гражданам г. Мариуполя, 1786 г. Перевод с греч. Латышева В. В. // Латышев В. В. К начальной истории г. Мариуполя. С. 21–24. 34 . Επιστολα πρς τν Θε δωρον Μουσττζαν κα τν ερομ ναχον Θεοδ ρητον   Μουροτη– Γενκου  Ζ.  Νικηφρος Θεοτκης... С. 229–252. [Письма к Феодору Мустадза и к иеромонаху Феодориту.] 35 . Толкование и беседа на Апостол из Деяний апостольских, читаемый в неделю святой Пасхи.//Даниловский благовестник, 1991, 1. С. 5–12. Перепечатано из (13). Т. 1. Ч. 1. СПб., 1820. С. 3–33; греческое изд.: Τ. 1. ν Μ σχ, 1808. С. 1–19. 36 . Толкование на Апостол из Деяний апостольских, читаемый в Неделю Антипасхи, или Фомину.//Даниловский благовестник, 1992, 1(2). С. 3–5. Перепечатано из (13). Т. 1. Ч. 1. СПб., 1820. С. 33–41; греческое изд.: Τ. 1. ν Μ σχ, 1808. С. 19–24. Неизданные сочинения

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

В «Летописи» на Пасху 4 апреля 1865 года содержится информация, что во Владимирской духовной семинарии был отмечен 100-летний юбилей со дня кончины М. В. Ломоносова. Этот праздник символизировал «сознание родства с народным великим деятелем и вместе истинным сыном Св. Церкви» c. 161]. На этом празднестве вспоминалось, что Ломоносов обладал природной глубокой памятью, запоминал с первого раза и обстоятельно пересказывал другим жития святых, и знал наизусть псалтырь в стихах Симеона Полоцкого c. 161–162]. Ссылаясь на «Распоряжение епархиального начальства» от 15 апреля 1865 года, опубликованное во «Владимирских епархиальных ведомостях», «Летопись» доносит до нас сведения о проекте повсеместного открытия школ в сельских приходах c. 418]. «Летопись» содержит в себе и переписку между святителем Феофаном Затворником и Игнатием Брянчаниновым , где 29 мая 1865 года в письме к святителю Игнатию (Брянчанинову) епископ Феофан указал на ошибочность его учения о вещественности души, утверждая, что она эфирна, и допускал две точки зрения по этому вопросу, что душа либо чисто духовна, либо имеет световую оболочку, с которой не разлучается, такая же оболочка есть и у ангелов c. 235–236]. В ответном письме от 7 июня 1865 года епископ Игнатий (Брянчанинов) по поводу учения о природе души и ангелов писал, что слово «эфир» с точки зрения химии означает тончайшую неопределенную материю, совершенно отличную от газов. Ее существование признается по причине того, что всякое пространство, в том числе и за земной атмосферой, не может быть чуждо материи. Невещественным, как необъемлемым пространством, может быть только один Бог . Поэтому бесплотность духов относительна лишь по отношению к нам. Здесь же он отмечает неверное представление философа и математика Рене Декарта, учившего о независимости духов от пространства и времени c. 256–257]. Из журнала «Владимирские епархиальные ведомости» за июнь 1865 года c. 652–654] в «Летописи» приводятся сведения о вкладе Богоявленского православного братства в помощи «православным пострадавшим от пожара и скотского падежа… а также пособием народной школе с библиотекой при ней и бедным вдовицам и сиротам, из которых в прежнее время многие обращались к раскольникам, нередко изменяя своей вере…» c. 275]. А также оттуда приводится статистика, что общее количество членов Богоявленского братства в это время насчитывало 63 члена, из которых было 11 членов из духовенства, 12 членов из дворян, остальные из крестьян c. 275–276]. В 1865 году в журнале «Владимирские губернские ведомости» опубликовали устав Мстерского православного братства, в числе его почетных попечителей включен епархиальный архиерей как «наблюдатель и руководитель за ходом дел братства, двигатель и посредник его перед властями» c. 75] и начальник губернии c. 447].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

И. де М. приписывают изоритмический 2-голосный мотет св. Иоанну Крестителю (сохр. фрагментарно в ркп. Lond. Brit. Lib. Add. 41667/I), атрибуция к-рого подвергается сомнению, поскольку его надписание неразборчиво. Тенор мотета имеет начальные слова «Valde honorandus est beatus Johannes» (Весьма должен чествоваться блаженный Иоанн). Главный труд И. де М. по математике - «Сочинение о числах» в 4 книгах (Quadripartitum opus numerorum; 1343) - основан на ряде источников, включая исследования Фибоначчи (Леонардо Пизанского). Влияние научно-методологических основ математики прослеживается во всех музыкально-теоретических трактатах И. де М. Музыка им трактовалась как «наука о звуке, соотнесенном с числом и наоборот» (Musica est de sono relato ad numerum aut e contra [scientia] - CSM. Vol. 17. P. 49). И. де М. подчеркивал, что мензуральная музыка особенно подвержена законам чисел, т. к. занимается измерением протяженности звука посредством временной единицы измерения (tempus). Работы И. де М. по астрономии посвящены планетным и солнечному циклам, проблемам календаря, в них содержатся математические расчеты затмений и равноденствий. Самый ранний текст И. де М. «Авторы календаря» (Auctores calendarii; 1317) также посвящен хронологии. Ученый оставил неск. работ по астрологии. Соч.: Notitia artis musicae/Ed. U. Michels//CSM. Vol. 17. P. 47-101; Ars discantus [Musica theorica]// Gerbert. Scriptores. Vol. 3. P. 256-257, 312-315; Musica practica//Ibid. P. 109-113, 292-301 (рус. пер.: Чеботарева. 1991; пер. 2-й кн.: Гирфанова. 2000); Compendium musice practice/Ed. U. Michels//CSM. Vol. 17. P. 111-146; Questiones super partes musice [idem]//Ibid. Vol. 3. P. 102-106, 301-306; Musica speculativa secundum Boetium//Ibid. P. 249-283; Idem/Ed. C. Falkenroth. Stuttg., 1992; Idem/Ed. S. Fast. Ottawa, 1994; Idem// Witkowska-Zaremba E. «Musica Muris» i nurt spekulatywny w muzykografii seredniowiecznej. Warsz., 1992. S. 171-204; Libellus cantus mensurabilis [secundum Johannem de Muris]// Coussemaker C. E. H., de. Scriptorum de musica medii aevi nova series. P., 1869. Hildesheim, 1963r. Vol. 3. P. 46-58; Idem// Katz D. The Earliest Sources for the «Libellus cantus mensurabilis secundum Johannem de Muris»: Diss./Duke Univ. Durham (North. Carol., USA), 1989. P. 266-288; Ars contrapuncti secundum Johannem de Muris// Coussemaker. Scriptorum de musica medii aevi nova series. Vol. 3. P. 59-68.

http://pravenc.ru/text/471143.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010