X., но terminus ad quem для книги Малахии отодвигает назад до 332 года, т. е. времени прекращения персидского владычества над евреями (стр. 40). Можно было бы еще дальше назад отодвинуть возможный предел времени написания ветхо-заветных книг, если бы принять во внимание завершение ветхозаветного канона при Ездре. Автор, со слов Куенена, презрительно относится к преданию о великой синагоге (стр. 85), но и в этом предании следует отделить часть истины от примеси фантазии, – и тогда, сами собой падают гипотезы о написании книги Малахии после Ездры-Неемии, гипотезы, с которыми автору довольно трудно было считаться (стр. 76 и дал.). И в рассуждении, о положении книги в каноне, автору следовало бы обратить внимание не только на мнения Корнилля и Драйвера, но и на исследования о каноне ученых положительного направления, хотя бы, напр., Н. Дагаева : «История ветхозаветного канона». Везде, в своем исследовании, автор употребляет имя «Иегова» вместо принятого в русской библии перевода «Господь»; это, конечно правильнее, но как сознает и сам автор (стр. 153–154, особенно примечание 1 на стр. 154), чтение «Иегова» основано на «заведомо неправильной вокализации» и было бы удобнее принять чтение «Ягве». Мал.1:11 автор переводит в будущем времени: «велико будет имя Мое среди народов», – еврейский текст может быть с одинаковой вероятностью переведен, как будущим, так и настоящим, и прошедшим временем, но автор утверждает, что исторические обстоятельства не соответствовали пониманию слов пророка в настоящем или прошедшем времени (стр. 233–239). Однако, можно было бы вспомнить указы Навуходоносора ( Дан.3:98–100 , Дан.4:34 ), Дария ( Дан.6:25–27 ), Кира ( 2Пар.36:23 , Езд.1:1–4 ) и др., где Бог израильский прославляется перед всеми народами земли. Это относится и к переводу Мал.1:14 (стр. 261–266): «и имя Мое страшно будет среди народов». Относительно Мал.2:3 , автор заявляет, что он «строго говоря, присоединяется к Новаку, Велльгаузену и Смиту, отказывающимся дать перевод и толкование» конца этого стиха, «и признает текст весьма рано и безнадежно испорченным».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

776 Cullmann О. The State in the New Testament, London, 1957. P. 95–96; Morrison C.D. The Powers that Be... P. 40–54; Cranfield. Vol. II. P. 656–659. Джуит и Котански указывают ещё авторов, критиковавших мнение о том, что Павел подразумевал здесь ангельские силы: V. Riekkinen, Lutz Pohle, 1984, Wesley Carr, 1981, Frederick F. Bruce, 1983–84. 778 Stanley E. Porter. «Romans 13:1–7 as Pauline Political Rhetoric». Filologia neotestamentaria 3 (1990). P. 122–123. См.: Jewett R., Kotansky R.D. & Epp E.J.P. 788. 779 Liddell H.G. and Scott R.A. Greek-English Lexicon/rev. and augm. By H.S. Jones and R. McKenzie. Oxford, 1940. Repr. 1953. 780 По конкорданции Hatch E. and Redpath H.A. A Concordance... Graz, 1954. rep. oforig. ed. Oxford, 1897–1906. 781 Cranfield. Vol. II. P. 663. См. также: Cranfield C.E. В. The Service of God. London, 1965. P. 49–66. Шрейнер (P. 679. 7) возражает против такой интерпретации значения глагола ποτσσεσϑαι, указывая на 1Пет.3:5–6 , но доводы Кранфильда представляются вполне убедительными. 782 Cranfield. Vol. II P. 665. Ср. слова Пелагия: «Malus debet timere potestatem, nam bonus non habet quod timeat, qui si iniuste occiditur, gloriatur», «Ipsa laudatio malorum laus est bonorum» (Souter A. Pelagius’s Expositions of Thirteen Epistles of St. Paul. Texts and Studies 9:2. Cambridge, 1926. P. 102). 784 Дейсеманн и Штробель указывали на это редкое слово (в Новом Завете только здесь и в Деян.7:53 , во всей греч. Библии еще только Езд.4:11 ) как на подтверждение своего взгляда, что Павел пользуется в этом отрывке техническим государственным языком. Они ссылались на плохо сохранившуюся надпись τν ϑεων δια [ταγ] ν, которая современными учёными расшифровывается иначе: τν ϑεων δια [ταμτ] ν (J. Friedrich, W. Pöhlmann, P. Stuhlmacher, «Zur historischen Situation und Intention von Rom 13:1–7 », Zeitschrift für Theologie und Kirche 73, 1976/S. 137). И. Фридрих, В. Пёльман и П. Штульмахер показывают, что в техническом употреблении государственных чиновников было не διαταγ, а другие синонимичные термины (διατξις или διταγμα) (ibid. S. 13(5–140). См. Jewett R., Kotansky R.D. & Epp E.J.P. 791.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

В Первой книге Маккавейской, в рассказе о подготовке похода Иуды Маккавея против войск царя Антиоха IV Эпифана, сказано, что «и отнято веселье у Иакова, и замолкли авлос и кинира (κα ξλιπεν αλς κα κινρα)» (3. 45); возможно, эта фраза послужила источником для 3 Езд 10. 22. Использование термина κινρα, являющегося транслитерацией евр.   показывает, что первоначально книга была написана на еврейском или арамейском, т. к. для грекоязычного автора было бы привычней назвать кифару. После молитвы сторонники Иуды Маккавея «вострубили трубами» (σλπισαν τας σλπιγξιν; 3. 54); вероятнее всего, это были шофары, но, поскольку Иуда и его братья принадлежали к священническому роду, они могли трубить и в серебряные трубы. Теми же греч. словами обозначены трубные сигналы в описаниях сражения и плача по разрушенному храму (4. 13; 4. 40), хотя для 2-го случая в Чис 31. 6 предписано использование металлических труб (  ). В обновлении храма участвовал храмовый оркестр - «с песнями, кифарами, киннорами и кимвалами» (ν δας κα κιθραις κα κινραις κα κυμβλοις; 4. 54). Боевые трубы (σλπιγξ, tuba) упоминаются еще неск. раз, причем, вероятно, как на стороне войска Иуды Маккавея (5. 33), так и на стороне войск Антиоха (5. 31; 6. 33) (см. также: 9. 12-13). И те и другие могли быть сделаны из металла, но, судя по упомянутому выше описанию   у Иосифа Флавия ( Ios. Flav. Antiq. III 12. 6) и по изображениям инструментов на эллинистической керамике, греч. трубы были более чем в 2 раза длиннее и, следов., сильно отличались от еврейских по звучанию. В Новейшее время была найдена труба (σλπιγξ) предположительно греч. происхождения длиной ок. 150 см (приблизительно 3 локтя), к-рая практически во всем, кроме длины, отличается от изображенных на росписях керамики; место ее происхождения точно неизвестно (см.: Caskey. 1937). Она немного длиннее, чем полноразмерный почтовый рожок (англ. coach-horn) XIX в. и современный горн (bugle), если его развернуть во всю длину, поэтому на ней можно произвести по крайней мере 6 звуков - гораздо больше, чем на трубах   Кроме нее известны трубы, происходящие с Кипра и датируемые периодом поздней кипрской архаики (кон. VI в. до Р. Х.). Все они керамические и, хотя имеют ту же форму, что изображенные на греч. сосудах, с характерным бутылеобразным раструбом (у Бостонской сальпинги конический расширяющийся раструб), очень короткие, напр., труба из музея Ашмола (Оксфорд; N 1937.158) чуть больше 30 см (немногим более половины локтя; др. образцы проходили через аукцион Сотбис).

http://pravenc.ru/text/2564322.html

Царствование Иосии совпало с резким ослаблением Ассирии под ударами халд. Вавилона и Мидии; это позволило значительно расширить границы Иудеи. Ок. 608 г. фараон 26-й династии Нехао II (610-595), вероятно пытаясь предотвратить полное уничтожение Ассирийского гос-ва, чтобы противопоставить его все более усиливающейся Вавилонии, двинулся «путем моря» на помощь остаткам ассир. войска, сражавшегося с халдеями у Харрана в верховьях Евфрата (в Сев. Сирии). Иосия, возможно имея какие-то договоренности с Вавилонией, выступил со своим войском на перерез егип. войскам и подошел к Мегиддо. В битве с Нехао Иосия был смертельно ранен и скончался (4 Цар 23. 29; 2 Пар 35. 20-25). Деятельность Иосии оценивалась иудейской традицией высоко даже века спустя (ср.: Сир 49. 1-3). Фараон Нехао, возвращаясь в Египет после одержанной им победы у Харрана, сверг с иудейского престола царствовавшего всего 3 месяца в 608 г. сына Иосии Иоахаза и увел его в плен в Египет, где тот умер. Вместо него фараон поставил царем его старшего брата Иоакима (  ) (608-598). Иудея должна была выплатить египтянам дань в талант (ок. 34 кг) золота и 100 талантов серебра, для чего царь ввел особый налог (4 Цар 23. 33, 35; 2 Пар 36. 1-4). Библия характеризует Иоакима как нечестивого правителя. Согласно Иер 26. 20-23, Иоаким убил прор. Урию (  ). Это второй случай, отмеченный в Библии (см.: 2 Пар 24. 19-22), когда иудейский царь оказался виновен в смерти пророка Господа. За публичное обличение грехов царя преследованиям со стороны Иоакима подверглись прор. Иеремия (Иер 36. 26) с его учеником Варухом (  ). В 605 г. Навуходоносор, сын вавилонского царя Набопаласара, еще до воцарения нанес сокрушительное поражение егип. войскам в Сев. Месопотамии, затем, преследуя отступающего противника, овладел Сирией, территорией бывш. Израильского царства, и, наконец, появился в Иерусалиме, принудив Иоакима стать вассалом Нововавилонского царства. Навуходоносор забрал в качестве трофеев часть сокровищ Иерусалимского храма и увел как заложников неск. юношей из царского и знатных родов, среди к-рых были Даниил и его друзья (Дан 1. 1-6). В 601 г. вавилонские войска подошли к самой границе Египта, но в решающем сражении понесли тяжелые потери и вынуждены были отступить в Вавилонию. Царь Иоаким, вероятно, усмотрел в этом событии возможность выйти из вассальной зависимости от Вавилона. В дек. 598 г. отдельные вавилонские отряды вошли в Иерусалим. Царь Иоаким был заключен в оковы для депортации (2 Пар 36. 6); однако на основании Иер 22. 18-19 (см. также: Ios. Flav. Antiq. X 97) можно предположить, что он умер или был умерщвлен в Иерусалиме еще до отправки в Вавилонию (ср.: 2 Пар 36. 8 в версии LXX; иначе в 2 Езд 1. 40). Судя по Иер 52. 28, в Вавилон в это время было депортировано 3023 иудея ( Ios. Flav. Antiq. X 98: 3 тыс. чел.); туда была перемещена и часть священных сосудов храма (2 Пар 36. 7).

http://pravenc.ru/text/293912.html

Царь и государь князь велики пожаловал прислал, успенские милостинные деньги 29 рублев 5 алтын 2 деньги с Кузмою с Офонасьевым сыном Бибикова с Москвитином. Игумен Кирил дал о Успеньеве дни молебных денег 60 алтын з деньгою; да о Успеньеве же дни взял с чюдотворцова гробу пол 2 рубля з гривною и пол 4 деньги. У П(ок)ровсково игумена у Плишки взял за лошадь рубль. Взято на Рюме по кабале и безсудной по правежной убытки и езд недельщиков 6 рублев. Старица Варсонофья Мякинина дала вкладу 20 рублев. У белозерца у священика взял за онтимис пол полтины. И всех денег в августе в приходе 84 рубли 9 алтын пол 5 деньги. Месяца сентября приход деньгам. Дружина Григорьев сын Недюрева дал на молебен 16 алтын. Собрал пятенных денег по Воздвижениев день лета 7077-го пол 2 рубля без с пол 4 деньги. Фома Иванович Третьяков прислал с слугою своим с Селчюком по отце своем иноке Ионе на корм 5 рублев. И всех денег в сентябре месяце в приходе 7 рублев без пол 8 деньги. Месяца октября приход деньгам. Выдали старцы соборные ларечных денег 70 рублев. Старец Геласея Судцково дал вкладу 5 рублев. Продал шапку под сукном, взял гривну. Богдан Васильевич Заболоцкой дал на молебен 3 алтыны без 2 денег. В Ферапонтов монастырь пуд воску продал, взял 40 алтын. Старец Селивестр привез из Романовы слободки приходных денег 5 рублев 11 алтын. И всех денег в октябре в приходе 81 рубль 23 алтына 4 деньга. Месяца ноября приход деньгам. Старцы рядчики Федор да Никон привезли оброчных денег с Семеновского седа из Душилова 10 рублев 5 алтын з деньгою; да из Карповсково села ис Ескина оброчных же денег 11 рублев 20 алтын и пол 3 алтына; да из села ис Кукобоя привезли оброчных же денег 12 рублев 20 алтын; да з Бруснишника привезли приходных денег 3 рубли 30 алтын 4 деньги, да с перевозу приходных денег и перевозных и оброчных 2 рубля 10 алтын. Да рядчики-ж старцы Дорофей да Деонисей привезли из Рукины приходных денег 9 рублев 15 алтын; да с Колкача привезли приходных же денег 20 алтын без 3 денег. Да старцы ж рядчики Зиновей да Иев привезли приходных денег с Сезмы 4 рубли 26 алтын, да с Новых деревень с Ырдомских привезли оброчных денег 3 рубли пол 16 алтына; да из Санникова привезли оброчных же денег з деревни з Борку 20 алтын.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Но человеку не дано проникнуть в последние замыслы Творца. «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (55. 8-9). Поэтому люди должны довериться Промыслу. После опустошения земли народы вновь соберутся на горе Сион (41. 27; 46. 13; 49. 22). Если в 1-й ч. прор. Исаия предсказывал суд над Сионом (Ис 1), то во 2-й печаль сменяется радостью. «Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение» (51. 3; ср.: 51. 11, 16; 52. 1, 7-8). IV. Отрок Господень - Мессия. Образ Отрока является своего рода кульминацией всех мессианских чаяний ВЗ. Его личность описана в неск. речах Исаии (42. 1-7; 49. 1-6; 50. 4-9; 52. 13 - 53. 12). Слово   встречается в 40-55-й главах 20 раз: 13 раз - в отношении к народу Израиля, остальные 7 - в 4 т. н. песнях Раба Господня (42. 1-7; 49. 1-6; 50. 4-9; 52. 13-53. 12) и в стихах, связанных с ними (45. 5-7; 50. 10-11). В Свящ. Писании словом   обозначались: слуги или рабы (Быт 20. 14; 24. 35), храмовые служители (Езд 2. 55; Неем 7. 57), всякий благочестивый человек, как, напр., Моисей (Числ 12. 7-8; ср.: Пс 104(105). 26), Иов (Иов 1. 8; 42. 7), царь Давид (3 Цар 11. 34; Пс 88(89). 4), прор. Иеремия (Иер 26. 5; ср.: Пс 18. 2; 2 Цар 7. 18-29), израильский народ (Ис 41. 8-10; 42. 19; 44. 21-22). Библейское выражение «Раб Господень» коренится в представлении о теократических началах жизни евр. народа, согласно к-рым Господь есть Царь Израиля. Поэтому выражение может обозначать всякого, кто находится в завете с Господом ( Орфанитский. 1881. С. 604). Очень часто оно также передает идею послушания и избранничества: Пс 33(34). 23; 68(69). 36; 78(79). 2; 104(105). 25 ( Zimmerli. 1997. P. 763-769). В греч. переводе И. п. к. (LXX) с учетом многозначности евр. слова   оно передается как πας -«отрок, юноша, сын» (41. 8-9; 42. 1; 44. 21; 52. 13) и как δολος - «раб, слуга» (49. 3), что соответствует букв. значению евр.   ( Zimmerli. 1997. P. 763-769). Помимо слова   наиболее значимые эпитеты, используемые прор. Исаией для характеристики образа Отрока Господня,- «избранник» (   Ис 42. 1; 43. 20; 45. 4), «свет для язычников» (     Ис 42. 6), «праведник» (   Ис 53. 11).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Во 2-й гл. в образе матери израильского народа, оплакивающей его, изображается, по-видимому, Иерусалим или Сион как средоточие ветхозаветной церкви ( Лопухин. Толковая Библия. Т. 7А. С. 228; ср.: Иер 50. 12; Ос 2. 5). Ездре поручается возвестить народу Божию, что Бог даст им «царство Иерусалимское», «обители вечные» (3 Езд 2. 10, 11; ср.: Лк 16. 9) и «древо жизни» (3 Езд 2. 12; ср.: Откр 2. 7; 22. 2). Бог обещает воскресить «мертвых от мест их» и послать к Своему новому народу «рабов Моих Исаию и Иеремию» (3 Езд 2. 16, 18). Он наставляет народ Свой в справедливости и милости и обещает ему покой и безопасность от язычников (3 Езд 2. 20-28). Обращаясь к язычникам, Бог призывает их ожидать Пастыря, Который даст им «покой вечный, ибо близко Тот, Который придет в скончание века» (3 Езд 2. 34). Ездра сообщает, что «повеление от Господа идти к Израилю» он получил на горе Хорив (лат. accepi... in montem Horeb; в синодальном переводе гора названа Орив - 3 Езд 2. 33). «На горе Сионской» он видел «сонм великий, которого не мог исчислить, и все они песнями прославляли Господа» (3 Езд 2. 42); вероятно, имеются в виду исповедавшие имя Божие, т. е. мученики ( Лопухин. Толковая Библия. Т. 7А. С. 231). Среди этого сонма был величественный юноша, возлагавший «венцы на главу каждого из них»; ангел сообщил Ездре, что этот юноша был «Сам Сын Божий, Которого они прославляли в веке сем». Ангел посылает Ездру возвестить народу «дивные дела Господа Бога» (3 Езд 2. 43-48). Далее следует описание 7 видений Ездры. 3-я глава, открывающая 1-е видение, начинается с рассказа о том, как «в тридцатом году по разорении города (т. е. Иерусалима.- Авт.)» «возмутился дух» Ездры при виде «опустошения Сиона и богатства живущих в Вавилоне» (3 Езд 3. 1-3). Он обратился «ко Всевышнему» (Altissimus; этот титул Бога употребляется в книге 68 раз) с речью (3 Езд 3. 4-36), в которой просит разрешить его недоумение: почему Бог погубил Иерусалим за грехи его жителей и при этом терпит гораздо большие беззакония Вавилона? Свою просьбу Ездра предваряет повествованием о событиях от Сотворения мира и падения Адама до разрушения Иерусалимского храма (3 Езд 3.

http://pravenc.ru/text/189579.html

Начинается строительство в 7-м месяце (тишри - совр. сент.-окт.), на к-рый приходилось неск. иудейских праздников: день труб (1 тишри), день искупления (10 тишри) и праздник кущей (15-22 тишри). По закону народ должен был собираться в Иерусалиме, чтобы праздновать эти дни; то, что все, «как один человек» (1 Езд 3. 1), собрались в Иерусалиме, свидетельствовало о высоком уровне благочестия среди израильтян; возможно, именно для того, чтобы акцентировать этот момент, в библейском тексте опущены подробности биографии Иисуса и Зоровавеля - главными действующими лицами становятся не они, а их «братья» (1 Езд 3. 2), воля к-рых и сделала возможным восстановление храма ( Grabbe. 1998. P. 16). Сообщение о том, что израильтяне «были в страхе от иноземных народов» (1 Езд 3. 3), можно считать прелюдией к 4-6-й главам, где рассказывается о противодействии жителей соседней местности строительству храма. Подготовка к строительству начинается с уплаты серебра «каменотесам и плотникам» (1 Езд 3. 7), причем к работе приступили лишь во 2-й месяц (ийяр - апр.-май) 2-го года, «по приходе... к дому Божию в Иерусалим» (1 Езд 3. 8), т. е. далеко не сразу после основания жертвенника и начала регулярных богослужений. С 4-й гл. в повествовании Е. п. к. появляется новый сюжет - сопротивление строительству храма жителей соседних областей. Сразу же после рассказа о всеобщем ликовании при основании храма Господня (1 Езд 3. 10-13) сообщается, что «враги Иуды и Вениамина», услышав о строительстве храма, пожелали принять в нем участие, поскольку и они также, по их словам, почитают Бога - «Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского», к-рый и переселил их в эту землю (1 Езд 4. 1-2). «Зоровавель и Иисус и прочие главы поколений» ответили решительным отказом и не допустили их к строительству, ссылаясь на указ Кира (1 Езд 4. 3). Этот отказ привел к тому, что «народ земли той» (1 Езд 4. 4) стал всеми способами мешать строительству, подкупая персид. чиновников и посылая доносы. Далее приводится текст «обвинения на жителей Иудеи и Иерусалима», к-рое «Бишлам, Мифредат, Табеел и прочие товарищи их» написали «Артаксерксу, царю Персидскому».

http://pravenc.ru/text/189575.html

веке понять растление» (3 Езд 4. 10-11). Далее Уриил рассказал Ездре притчу о войне леса и моря, замыслы которых захватить территорию друг друга оказались тщетными. Ездра осудил суетность их попыток, «ибо земля дана лесу, дано место и морю», после чего Уриил объяснил неуместность его собственного недоумения о Промысле Божием: «Ибо как земля дана лесу, а море волнам его, так обитающие на земле могут разуметь только то, что на земле; а обитающие на небесах могут разуметь, что на высоте небес» (3 Езд 4. 13-21). Видение прор. Ездры. Роспись придела св. Стефана ц. Св. Троицы в Никитниках, Москва. 1652-1653 гг. Видение прор. Ездры. Роспись придела св. Стефана ц. Св. Троицы в Никитниках, Москва. 1652-1653 гг. Несмотря на упреки Уриила, Ездра, обращаясь к Богу, повторяет свой вопрос в неск. измененном виде. Он оправдывается тем, что хочет узнать «не... о высшем, а о том, что ежедневно бывает у нас». Ездра спрашивает Бога: «...почему Израиль предан на поругание язычникам? почему народ, который Ты возлюбил, отдан нечестивым племенам, и закон отцов наших доведен до ничтожества...» (3 Езд 4. 23). Он получает ответ, на этот раз более загадочный: «...посеяно зло, а еще не пришло время искоренения его»; это злое семя было «посеяно в сердце Адама изначала», и до времени жатвы оно «будет рождать» новое зло (3 Езд 26-32). На следующий вопрос Ездры, «когда это будет», отвечает «Иеремиил Архангел». Он объясняет Ездре незыблемость божественных определений о конце времен: «Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит...» (3 Езд 4. 33, 36-37). Иеремиил рассеял опасения Ездры, что срок этот откладывается «ради грехов живущих на земле», сравнив неотвратимость исполнения божественного замысла с женщиной, ожидающей родов «по исполнении девятимесячного срока» (3 Езд 4. 38-42). В ответ на желание Ездры узнать, «имеющее прийти более ли того, что прошло, или сбывшееся более того, что будет?» (3 Езд 4. 45), Иеремиил показывает ему видение и объясняет значение «подобия» (demonstrabo tibi interpretationem similitudinis - 3 Езд 4.

http://pravenc.ru/text/189579.html

И склонил Он к нам милость царей Персидских, чтоб они дали нам ожить, воздвигнуть дом Бога нашего и восстановить его из развалин его, и дали нам ограждение в Иудее и в Иерусалиме» (1 Езд 9. 9). Катастрофа плена позволяет осознать его причины и понять то, о чем предупреждали пророки ( Ackroyd. 1968. P. 43). Восстановление молитвенной храмовой общины является одной из главных сюжетных линий книги. Указ Кира, не только позволяющий, но даже предписывающий иудеям идти в Палестину, встречает готовность в их среде покинуть привычную жизнь и отправиться на родину (1 Езд 1. 5); их поддерживают и царь, снабдивший их всем необходимым, и жители Вавилона, делавшие «доброхотные даяния» (1 Езд 1. 6-11). Осмысление переселения в Св. землю содержится в молитве Ездры (1 Езд 9). Он видит во всем происходящем исполнение замысла Бога, который «оставил… несколько уцелевших и дал… утвердиться на месте святыни Его» (1 Езд 9. 8). Община призвана строить жизнь вокруг храма. Придя в Иерусалим, первые репатрианты сразу же делают обильные пожертвования «на дом Божий, чтобы восстановить его на основании его» (1 Езд 2. 68), чтобы строительные работы могли начаться незамедлительно. Значительная часть книги и посвящена описанию этих работ и преодолению возникавших препятствий. По выражению совр. исследовательницы, повествование Е. п. к. и Книги Неемии построено вокруг единого смыслового ядра - восстановления храма ( Eskenazi. 1988. P. 38). Центральным местом Е. п. к. оказывается сообщение о завершении строительства храма: «И старейшины Иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка и Захарии, сына Адды. И построили и окончили, по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и Артаксеркса, царей Персидских» (1 Езд 6. 14). Из этого сообщения становится ясным, что все происходящее является исполнением одной воли - воли Бога ( Eskenazi. 1988. P. 41). Постоянная помощь Бога общине репатриантов во всех невзгодах. С самого начала жизни в Иерусалиме иудеи ощущали опасность, грозящую им извне: «они были в страхе от иноземных народов» (1 Езд 3.

http://pravenc.ru/text/189575.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010