б) ложном знании: видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него ( Npumч. XXVI, 12 ). – Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать ( 1Kop. VIII, 2 ). в) богатстве: когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить (в них); и когда будет у тебя много хрупкого и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много: то смотри, чтобы но надмилось сердце твое, и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства; и чтобы ты не сказал в сердце твоем: моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие ( Bmop. VIII, 12 – 14, 17 ). – Богатых в настоящее время увещевай, чтобы они не высоко думали о себе, и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения ( 1Tuм. VI, 17 ). г) власти: он (царь ассирийский) говорит: силою руки моей и моею мудростию я сделал это, потому что я умен; и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин ( Ис. Х, 13 ). Всяк возвышающий сам себя будет унижен: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится ( Mф. XXIII, 12 ). Бог противится гордым: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Uak. IV, 6 ). наказывает гордых: мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным ( Npumч. XVI , б). – Вот Я на тебя, гордыня, говорит Господь, Бог Саваоф; ибо пришел день твой, время посещения твоего. И споткнется гордыня и упадет, и никто не поднимет его; и зажгу огонь в городах его, и пожрет все вокруг его ( Иер. Х, 31, 32 ). унижает гордых: людей угнетенных Ты спасаешь, и взором Своим унижаешь надменных (2 Цар. XXII, 28). – Взгляни на всех высокомерных, и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их ( Иов. ХХ, 7 ). разрушает и уменьшает гордых: нечестивые не будут пред очами Твоими; Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие ( Nc. V, 6 ). – Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит ( Npumч. XV, 25 ). – И Вавилон, краса царств, гордость халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гомора ( Uc. XII, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Таким образом справедлива немецкая поговорка: „легче одному отцу пропитать шестерых детей, чем шестерым детям — одного отца“. („Очерки хр. жизни», прот. В. Нечаева, ныне Виссариона, епископа костромского). Библейские тексты об обязанностях родителей к своим детям. Обязанности родителей к своим детям суть: научать их закону Божию : и вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Ефес. VI:4). учить их страху Божию: прийдите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас (Пс. XXXIII, 12). повествовать им чудесные дела Божии: не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил (Пс. 77:4). повествовать им суды Божии: передайте об этом (словах Господа о суде) детям ваших; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду (Иоил. И, 3). увещевать и утешать их : вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы (апостолы) просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое царство и славу (1 Фессал. II:11, 12). исправлять и наказыват их : наказывай сына твоего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его (Притч. XIX:18). не раздражать их: отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали (Колос. III:21). научать свое дитя в начале его жизни, в молодые его годы : наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет (Притч. XXII:6). Небрежность в обязанностях родителей к детям строго наказывается : Я (сказал Господь) объявил ему (Илию), что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их (1 цар. III, 13). Побуждения к воспитанию детей : кто наставляет своего сына, тот будет иметь помощь от него, и среди знакомых будет хвалиться им. Умер отец его, и как будто не умирал; ибо оставил по себе подобнаго себе. При жизни своей он смотрел на него, и утешался, и при смерти своей не опечалился. Поблажающий сыну будет перевязывать раны его, и при всяком крике его будет тревожиться сердце его. Не объезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним, и после не скрежетать зубами своими. Не давай ему воли в юности, и не потворствуй неразумию его. Учи сына твоего, и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его (Сир. 30:2. 4. 5. 7. 3. 10. 11. 13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

В восьмой главе мысль переносится в высшие области знания и мышления: «Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?» Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях... Приимите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; мудрость лучше жемчуга»... (VIII, 1–11). «Я премудрость обитаю с разумом... Страх Господень ненавидит зло;... У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Мною цари царствуют... Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня. Богатство и слава у меня, сокровище не погибающее и правда;... Я хожу по пути правды, по стезям правосудия... Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли... Итак, дети, послушайте меня... Блажен человек, который слушает меня... потому что кто нашел меня, тот нашел жизнь и получит благодать от Господа» (VIII, 12–36) В девятой главе продолжается это величественное сказание о премудрости Божией, олицетворенной в особом представлении. Это сказание кончается на 10-м стихе главы IX словами: «Начало мудрости страх Господень, и познание Святого – (есть) разум». Конец IX главы (11 – 18) есть как бы продолжение речи отца или наставника, о которой мы говорили выше и которая прерывается главой восьмой; в последних стихах главы IX-й отец, или учитель, преподает советы, основанные на главной мысли: не пренебрегать гласом мудрости. Как мы выше говорили, с главы Х-й начинается отдел кратких изречений, которые, по-видимому, составляют древнейшую часть всей книги Притчей, дошедшей до нас. Отдел этот кончается собственно говоря на 16-м стихе XXII главы: он именно есть сборник притч или речений, получивших широкое распространение в памяти и устах народа: они-то составляли кодекс народной мудрости. После него начинается (XXII, 17 до XXIV, 23) особая приписка отца или учителя. В XXII, 20 мы читаем слова: «Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, (21) чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя». Многие полагают, что это Соломон писал к сыну своему Ровоаму; или же один из пророков времен Давида, – и может быть Нафан, – писал так к Соломону. Существует еще мнение, что весь этот отдел XXII, 17 -XXIV, 23 начертан тою же рукою, которая начертала первые девять глав. Представители этого мнения 685 , считая основною частью книги Притчей отдел кратких изречений X, 1 – XXII, 16, – полагают, что первые девять глав составляют как бы вступление, а последний отдел XXII, 17-XXIV, 23 как бы послесловие, прибавленные к главной и основной части. Кто их писал – трудно сказать; они, конечно, могли быть написаны и Нафаном, – или одним из пророков, – но так как предание и великая синагога признала всю книгу Притч творением Соломона, то, кажется, вернее и основательнее считать и эти отделы принадлежащими Соломону, одаренному Богом мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И Он показал, послав оное чрез Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего, и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко». Согласно этим двум заявлениям по смыслу, и даже по словесной форме, убеждает, что выраженное там вначале простирается на все последующее, а тогда и в конце предполагается все ран-нейшее, почему в обоих случаях разумеется один и тот же Ангел, как божественный руководитель Апокалиптика и как бы заместник Самого Христа, которому Бог поручил Откровение для передачи его рабам Своим. Отсюда более понятно, что Иоанн опять (cp.: XIX, 10) почувствовал благоговейный трепет перед Ангелом и пал к ногам его, чтобы поклониться (προσκυνσαι) не просто с благодарностью и почтением, но и с религиозным возвеличением. Это естественное проявление со стороны человека, который не теоретически только допускал, но и фактически слышал за словами Ангела голос Самого Христа (cp.: XXII, 6 и 7), вторично (cp.: XIX, 10) остановил говоривший Ангел по тому догматическому убеждению, что лишь Богу принадлежит истинное религиозное почитание, а он – только близкий к Господу конфидент, выступающий в специальном деле сослужения всем пророкам христианского будущего и достойно приготовляющимся к нему (XXII, 8—9). Между ними разность лишь в степени при исполнении общего служения, и тут нормальны просто взаимные отношения братского почитания и содействия. Со стороны Ангела здесь не упрек и даже не запрет, а радостное удостоверение, что ближайшие к Господу небожители являются и ближайшими помощниками спасенных сынов Божиих. В этом своем двустороннем достоинстве Ангел и заповедует Иоанну, чтобы он не запечатывал свои свитки, ибо близко время их осуществления (XXII, 10), поскольку Христос всегда стоит при дверях у истинно верующих избранников и стучит, чтобы войти для самого теснейшего общения (III, 20). Значит, теперь не имелось и остатка для запечатления, как было у Даниила, поелику его видения относились к отдаленным временам (Дан.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями» — Лк. XXII, 52—53. 265 «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и детях ваших» — Лк. XXIII, 28. 266 «Какое еще нужно нам свидетельство?» — Лк. XXII, 71. 267 Сцена отречения Петра — Лк. XX, 60—62. 268 «Не ведают, что творят» — Лк. XXIII, 34. 269 «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» — Лк. XXII, 43. 270 Он дал Своей матери нового сына — перед казнью Иисус сказал Марии, указывая на любимого ученика: «Жено! се, сын Твой» (Ин. XIX, 26). 271 Мудрость мира его обратилась в безумие — Кор. I, 20. 272 Лифостротон — каменный помост перед домом римского наместника в Иерусалиме (Ин. XIX, 13), место судилища над Христом. 273 «Умыть руки» — в переносном смысле снять с себя ответственность; восходит к библейской легенде: Понтий Пилат предлагал иудеям отпустить Христа, но народ потребовал казни. Умыв руки, Пилат переложил ответственность за смерть Христа на иудеев и выдал Его на распятие (Мф. XVIII, 24). 274 Бог на небе и все хорошо — цитата из поэмы Р. Браунинга «Пиппа проходит». 275 Душа язычества требовала, чтобы один Человек умер за народ. — По обычаю, на праздник Пасхи отпускали одного узника. Пилат предложил отпустить Христа, но народ предпочел разбойника Варавву (Мф. XXVI, 26). 276 Саддукеи — религиозная группировка в Иудее II в. до н. э. — I в. н. э., высшее жречество, «мудрецы». 277 Бог оставил Бога — на кресте Иисус возопил: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. XXVII, 46). 278 Извещая о чьей-либо смерти, римляне говорили: «он отжил». 279 Господь-Садовник гулял по саду — Мария Магдалина, не узнав воскресшего Христа, обратилась к нему как к садовнику (Ин. XX, 15). Ср. также — Бт. III, 8. 280 Симона, первого из апостолов, Христос нарек Петром (по-гречески — «камень»), сказав: «на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. XVI, 18). Святому Петру поручены ключи от врат рая. Говоря, что Петр более похож на трость, чем на камень, Честертон намекает на его отречение. 281 Эбиониты — христианская секта I—II вв., требовавшая перед крещением вступления в «закон Моисеев» через обрезание и соблюдения, наряду с христианскими, и иудаистских обрядов. 282

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Об одном повествует Иеремия (гл. XXXVI), о другом составитель четвертой книги Царств, говоря, что после долгого времени едва было найдено Второзаконие, где-то запрятанное и исчезнувшее» 24 . То-же повторяет св. Златоуст в седьмой беседе на 1 послание к Коринф. (гл. II): «И что я говорю о плене? Ибо даже прежде плена погибло много книг, когда иудеи впадали в крайнее нечестие, что ясно из конца 4 книги Царств, так как Второзаконие еле было найдено зарытым в мусоре» 25 . Блаженный Иероним в сочинении «Против Иовиниана» говорит: «Важно, что Иосия, муж преведнейший, при котором в храме было найдено Второзаконие, поучается Олдамой, женой Шеллума» 26 . В новейшее время все исследователи отрицательно-критического направления утверждают, что было открыто одно Второзаконие, и что это последнее, будучи плодом и венцом пророческого творчества, представляет по времени первый кодекс законодательства с именем Моисея, к которому впоследствии имели примкнуть прочие части Пятокнижия 27 . Разделяемую св. Златоустом и блаж. Иеронимом, настойчиво выдвигаемую исследователями отрицательного направления, мысль о Второзаконии, как книге Закона, найденной при Иосии, нужно признать довольно естественною в виду того влияния, которое оказало Второзаконие на рассматриваемое повествование 4 книги Царств. Влияние Второзакония сказалось: в особом ударении на грядущем гневе Божьем; в выражении, что они будут предметом ужаса и проклятия (4 Ц. XXII, 19), напоминающем Bmop. XXVIII, 37 И будешь ужасом, притчею и посмешищем; в выражении XXII, 20 не увидят глаза твои всего того бедствия, отсылающего ко Bmop. XXVII, 31. 32. 34. 67 заколют в глазах твоих... глаза твои будут видеть и проч.; в выражении XXII, 17 раздражат Меня всеми делами рук своих: это выражение в связи с предшествующим Наведу зло на место сие и на жителей его, – все слова книги, которую читал царь иудейский напоминает Bmop. XXXI, 29 и впоследствии времени постигнут вас бедствия за то, что вы будете делать зло пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

14. Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме. 15. Так как вы говорите: „мы заключили союз 1024 со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, – потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя“. Что слова стихов 9, 10 и 13 были насмешкою, доказывается возгласом пророка в ст. 14, который называет хульниками правителей народа. Это нам раскрывает состояние умов высших слоев общества при Езекии и указывает на те трудности, с которыми приходилось бороться пророку и благочестивому царю, даже после замены Севны Елиакимом (ср. гл. XXII) 1025 . Стих 15-й указывает на необычайную самонадеянность и насмешливую гордость правящих классов, как бы считавших себя застрахованными от несчастья, потому только что исполняли все законные обряды. Независимо от этого они, как видно из главы XXII (ср. и Ис. 30:2 ), надеялись на помощь Египта, ведя с ним тайно переговоры 1026 ; поэтому они не высказывают явно своих надежд, а облекают свой ответ в насмешливо кощунственную форму, в которой заметно явное неверие не только пророчествам, но и обетованиям, и даже богохульство. Пророк сам говорит за них, что они ищут убежища во лжи и прикрывают себя обманом. Это относится и до обрядового исполнения закона, при отсутствии всякой правды в сердцах их, и к тайным интригам их (повидимому помимо царя) с Египтом. 16 . Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. 17 . И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства. Глаголет Адонаи Иегова: „Я полагаю в основание Сиона камень“. (Ср. Пс. 117:22 ). Сион в настоящем стихе очевидно – духовное царство, избранные народа, могущие принять с верою обетования; в будущем – та очищенная и просветленная семья верующих, которой Пастырь-сам Мессия. Он есть основание великого священного здания, которое есть Церковь Христова; если бы основной камень был вынут, то здание должно рушиться 1027 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

23. Повем имя Твое братии Моей, посреде Церкве воспою Тя. 23. Возвещать буду имя Твое братии Моей, посреди Церкви – воспевать Тебя. 24. Боящиеся ГОСПОДА, восхвалите Его! все семя Иаковле прославите Его! да убоится же от Него все семя Израилево. 24. Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова, прославьте Его. Да убоится же Его (страхом благоговения) все семя Израилево. 25. Яко не уничижи, ниже негодова нищаго, ниже отврати лице Свое от Мене, и егда воззвах к Нему, услыша мя! 25. Ибо Он не уничижил и не отверг молитвы нищего, и не отвратил лица Своего от меня, и когда воззвал я к Нему, Он услышал меня. 26. от Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе: молитвы моя воздам пред боящимися Его! 26. От Тебя похвала моя (Ты научишь меня хвалить Тебя), – в собрании великом (в Церкви великой) буду исповедываться Тебе: молитвы мои воздам пред боящимися Его! VI. 27. Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят ГОСПОДА взыскающии Его: жива будут сердца их в век века. 27. Едят убогие, и до полноты насытятся, и восхвалят Господа ищущие Его: живы будут сердца их в век века. 28. Помянутся и обратятся ко ГОСПОДУ вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык. 28. Будут воспомянуты и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред Ним все племена народов. 29. Яко ГОСПОДНЕ есть царствие, и Той обладает языки. 29. Ибо Господне есть царство, и Он обладает народами. 30. Ядоша и поклонишася вси тучнии земли: пред Ним припадут вси низходящии в землю, и душа моя – Тому живет! 30. Ели, (трапезы вкусили) и преклонились пред Ним все тучные земли: разжиревшие и богатые перед Ним падут все кто сходят в землю, и душа моя – для Него живет! 31. И семя мое поработает Ему, возвестит ГОСПОДЕВИ род грядущий. 31. И семя мое послужит Ему, ведом будет (о себе возвестить) Господу род грядущий. 32. И возвестят правду Его людям рождшимся, яже сотвори ГОСПОДЬ! 32. И будут возвещать правду Его людям, имеющих родиться, которых сотворил Господь! 22 XXII Псалом – Давиду Псалом XXII-й положен Церковью к чтению готовящимся ко св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации XXII (ХХ). Как с некоего узника спали оковы после отслуженной за него мессы В битве, где был убит король Элфвин, произошел знаменательный случай, о котором, как я думаю, не следует умолчать, поскольку рассказ о нем может послужить к спасению многих. Во время сражения один из воинов короля, юноша по имени Имма, был повержен вместе с другими; весь день и следующую ночь он пролежал как мертвый среди убитых, но наконец пришел в сознание, сел и кое-как перевязал свои раны. Посидев немного, он встал и пошел искать товарищей, которые могли бы оказать ему помощь. Но в это время он был застигнут и пленен воинами врага, которые отвели его к своему господину, комиту короля Эдильреда. Спрошенный, кто он такой, он побоялся признаться в том, что он воин, и назвался бедным обремененным семьей, который вместе с другими подобными ему принес воинам еду. Комит велел лечить его, но как только Имме стало лучше, его сковали, чтобы он не убежал ночью. Однако они никак не могли его заковать, поскольку цепи сразу спадали с него. У него был брат по имени Тунна, священник и аббат монастыря в городе, который в его честь до сих пор зовется Узнав, что его брат пал в битве, Тунна пошел искать его тело и, найдя похожее на него во всех отношениях, решил, что это и есть его брат. Поэтому он отвез тело к себе в монастырь, с честью похоронил его и отслужил множество месс за упокой его души. Именно из-за этого Имму, как уже говорилось, не могли сковать, потому что цепи спадали с него. Пленивший его комит очень удивился этому и стал допытываться, не знает ли он развязывающих о которых говорят легенды. Но Инна сказал, что ничего не знает о таких заклятиях. «Однако,-сказал он,-у меня в моей стране есть брат-священник, и я знаю, что он считает меня мертвым и творит по мне частые мессы; поэтому, если бы я был сейчас на том свете, моя душа благодаря его заступничеству избавилась бы от наказания». Когда он был в плену у комита, сторожившие его догадались по его обличью, одеянию и речи, что он не простого рода, как он сказал, а благородного. Тогда комит призвал его и велел открыть свое происхождение, обещая не причинять никакого вреда, если он честно расскажет, кто он. Пленник так и сделал и открыл, что он один из приближенных короля. Комит сказал: «Я по всем твоим ответам понял, что ты не крестьянин, и ты должен был умереть, потому что все мои братья и родичи погибли в той но я не убью тебя, чтобы не нарушать свое слово».

http://sedmitza.ru/lib/text/440814/

IV. Заключение Ап. Павла в узы и перенесение евангельской проповеди в Рим (XXI, 16-XXVIII). Последнее пребывание Ап. Павла в Иерусалиме (XXI, 16-XXIV). Исполнение обета назорейства, возмущение народа и узы Павла (XXI, 16-XXII, 22) Ст. 16–20. Из Кесарии ап. Павел вместе со своими спутниками и некоторыми кесарийскими христианами отправился в Иерусалим. Историк говорит ( Дeяh. XXI, 16 ), что Павел со своими спутниками поселился в Иерусалиме у некоего Мнасона, родом Кипрянина, но жившего в Иерусалиме. «По прибытии нашем в Иерусалим, – продолжает историк, – братия радушно приняли нас. На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры» (XXI, 17, 18). Где происходило собрание, мы не знаем, потому что предание не оставило точных указаний на это. Но заметим, что рассказ свидетельствует о теснейшем братском единении между апостолом и пресвитерами иерусалимскими. «Приветствовав их, Павел рассказал им подробно, что сотворил Бог у язычников служением его, они же, выслушав, прославили Бога» (XXI, 19–20). Ст. 20–29. Но этот радушный прием, радость и благодарение Богу за труды Павла наводят на довольно страшный вопрос, который и был предложен апостолу обществом. «Ты видишь, говорили ему, сколько тысяч уверовавших иудеев, и (между тем) все они ревнители закона» (XXI, 20), все убеждены, что обращение к Евангелию не обязывает иудеев по рождению к отмене формальности и обрядов, предписанных законом. «А о тебе наслышались они, что ты всех иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы не обрезывали детей своих, и не поступали по обычаям» (Моисеевым) (XXI). В этом выражении есть доля правды, но есть и ошибочный взгляд. С одной стороны, Павел считал царство закона кончившимся и тем из иудеев, которые были способны и склонны возвыситься до такого понятия, советовал жить вполне по Евангелию. Но с другой – снисходя к «слабым», он признавал за ними право соблюдать некоторые обряды, а «сильных» убеждал не соблазнять слабых равнодушным нарушением требований закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010