Не удалось извлечь искомое из базы (((

391 Ср. Holl, Karl. Enthusiasmus und Bussgewalt beim Griechischen Mönchtum. Leipzig, 1898, SS. 141 ff., 183 ff. 392 Reitzenstein R. Das Athanasius Werk über das Leben des Antonius//Sitzungsberichte der Heidelberger Akademie der Wissenschaften. Phil.-Hist. Klasse. 1914, 8, S. 54 ff. 393 Reitzenstein R. Historia Monachorum und Historia Lausiaca. Göttingen, 1916, S. 89; см. также всю главу 4, «Der Mönch als Apostel» [Монах как апостол]. 394 Ср. Les Pères du désert. Textes choisis et présentés par René Draguet. Paris, 1942, р. XXXV: «Dans les documents pachomiens, le cénobitisme strict est communément appelé «la voie apostolique, la voie supérieure des apôtres”» [В писаниях Пахомия строгий аскетизм и отшельничество назывались, как правило, «апостольским путем», «совершенным путем апостолов»]. См. также Bouyer, Louis. La Spiritualité du Nouveau Testament et des Pères. Paris, 1960, p. 369; и Dom Germain Morin. L " Idéal monastique et la vie chrétienne des premiersjours. Troisième édition. Paris, 1921, p. 66 ss. В таком смысле выражение «апостольская жизнь» используется и позднее – например, у Руперта из Дойтца в его сочинении «De vita vere apostolica» (PL 170,611–664). 395 «Житие блаженного Афу» никогда не переводилось на английский. Отец Пьер де Бурге (S. J.), работающий в Лувре, любезно предоставил мне французский перевод, сделанный непосредственно с оригинала, за что я хочу выразить ему искреннюю благодарность. Английский текст [приведенный в оригинале статьи Флоровского] основан на переводе о. де Бурге, сопоставленном с переводами, появившимися раньше: русским – Болотова, и итальянским – Росси. Я глубоко признателен профессору Томасу О. Ламбдину, сверившему результат всей этой работы с коптским оригиналом, и моему товарищу и коллеге Ральфу Лаззаро из Гарвардской школы богословия, преданно и энергично помогавшему мне при переводе. Я также благодарен отцу Жану Даниелу, представившему меня о. де Бурге и передавшему ему мою просьбу. (Текст «Жития» дан по статье Болотова, с некоторыми изменениями в местах явных отклонений от английского варианта Флоровского. Несмотря на то, что Болотов сделал свой перевод непосредственно с коптского, английский текст в определенной мере надежнее, благодаря тщательной сравнительной и сопоставительной работе, проведенной о. Георгием (см. это прим.). Именно поэтому переводчик считает корректным в отдельных фрагментах отдавать предпочтение двойному (по сути – тройному) переводу с английской версии «Жития», а не прямому переводу Болотова (Прим. ред.).)

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Вместе с ним Феодосий совершил триумфальный въезд в Рим в 389 году (13 июня). В 392 году Валентиниан был убит заслуженным генералом Арбогастом в Галлии, в городе Вьенне, и Арбогаст дал Западу императора в лице римского сенатора Евгения. Феодосий не признал совершившегося переворота и весною 394 года, обеспечив трон своему старшему сыну Аркадию на Востоке, собрался вторично в поход на Запад. В сражении на Холодной реке (Frigidus – Виппах) он одолел противника. Евгений был казнен, Арбогаст бежал и лишил себя жизни. Феодосий вступил в Медиолан, но 17 января 395 года он умер, обеспечив западный трон своему младшему сыну, малолетнему Гонорию, которого провозгласил цезарем в Константинополе 23 ноября 393 года. 99 Относящиеся сюда свидетельства и факты собраны с исчерпывающей полнотой в замечательном труде проф. В. С. Иконникова (Опыт русской историографии. Т. II, ч.1, отдел I, отд. II, гл. 1–3). См.также: ТерновскийФ. Изучение византийской истории в Древней Руси. Киев, 1876. 102 В хронике Марцеллина отмечены почти все пятилетия Феодосия Младшего. Праздновал свои пятилетия и Анастасий в начале VI века. Zacharias-rhetor. Р. 123. 104 Безответственный– в данном случае это слово употреблено в значении: не подлежащий юридической ответственности на весь срок исполнения своих полномочий. – Примеч. ред. 106 Все даты в настоящем издании приводятся по оригинальному изданию, т. е. по старому стилю (юлианскому календарю). – Примеч. издателя. 107 Принесение обетов сохранилось и после торжества христианства, а в X веке термином В&та обозначался особый новогодний праздник. Так было при Константине Багрянородном, когда Календы и Воты фигурируют в числе придворных новогодних празднеств (De cerim.). 110 Октавиан сделал при этом исключение для граждан города Бононии, которые издавна были связаны с родом Антония, являвшегося по праву наследства патроном этой колонии. Suet v. Aug. 17. 115 В общую связь с течениями философской мысли поставлен этот вопрос в сочинении Wendlanda: Die hellemstisch-römische Kultur in ihren Beziehungen zu Judentum und Chritentum.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Вы, храброе воинство российское, не однажды уже прошли здешние провинции русские, как-то: Белоруссию, Полесье, Волынь, Подолие, Украину польскую. Засвидетельствуйте же, много ли вы видели церквей наших православных? Подлинно знаю, что в Короне (т. е. собственно Польше – великой и малой) не покажете мне ни одной, хотя так ещё в 1686 году четыре епископии православные состояли (Луцкая, Галичская, Перемышльская и Львовская), почему и трактатом вечного мира, тогда с Россией заключённым, охранены. В Литовском великом княжестве, хотя и осталась последняя епархия Белорусская, однако и сия большей частью расхищена» 392 . «Все уголки широких литовских провинций», – слова акта Слуцкой конфедерации 1767 года, – «наполнены были ужасными примерами насилия святым местам, посрамления и убийства священников – слуг Божиих» 393 . Церкви и монастыри, уцелевшие от захвата в латинство, были опустошены, полуразрушены, иные даже отданы «на осквернение богоубийственным жидам» 394 . «Плача достойно“ было «внешних и рукотворённых церквей состояние; но ещё гораздо плачевнейшее внутренних, самого, т. е., сословия правоверных христиан» 395 . «Церковное благочиние и подчинение, без которого не может существовать никакое общество, через вмешательство римскокатолического духовенства и безконечные с его стороны противности, ниспровергнуто и уничтожено» 396 . Духовенство – в значительной части своего состава – было деморализовано. Отнят у православных свет учения. Разорены и уничтожены церкви, училища, типографии, богадельни, приюты, братства. Не только члены низшего сословия, но и само духовенство принуждено жить в невежестве и крайней нищете 397 . Не риторикой, а горькими воплями звучали постоянные сравнения православными западноруссами своего «плачевного положения» 398 с тогдашним положением греков под владычеством турок 399 , с тяжёлым для христиан временем гонения первенствующей церкви 400 , даже с ветхозаветным вавилонским 401 и египетским пленом 402 и т. п. 403 . XV Когда наступил для православной западной России давно жданный и желанный час, весь православный западнорусский народ, в лице своих пастырей проповедников, мог воскликнуть: Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим 404 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

394. Израильтяне восприняли стихийные бедствия — эпидемию и эпизоотию — как «казни», которые Ягве наслал на египтян за их жестокость. Гекатей Абдарский (IV b. до н. э.) так описывал эти события: «Однажды, когда в Египте свирепствовал мор, народ приписал этот бич гневу богов за то будто бы, что многие чужестранные народы, жившие в то время в Египте, вносили в культ и жертвоприношения египтян странные обычаи» (см.: Диодор Сицилийский. Историческая библиотека, XI, 3. О «казнях» см.: G. Ricciotti. History of Israel, I, 1955, p. 243). 395. Очевидно, так следует понимать указание Исх 12, 35, 26. 396. Исх 12, 38. Вероятно, к израильтянам примкнули восставшие рабы. См. сообщения о восстании «вавилонских рабов» при Рамсесе у Диодора Сицилийского (Ист. библ., I, 56). Суккот, или по-египетски Секу, расположен южнее Рамсеса и является важным пограничным пунктом (через него пропускали эмигрантов). 397. Исх 14, 21. Место первой стоянки Библия определяет между тремя городами: Пигахеортом, Мигдолом и Баал-Цефоном. Первые два упоминаются в египетских надписях, но точное место их не определено. Баал-Цефон иногда отождествляют с Дафне (недалеко от северного залива Менсале), а иногда помещают южнее, на востоке от Горьких озер (см.: G. Е. Wright. Biblical Archaeology, р. 62; L. Grollenber. Atlas of the Bible, p. 48). Глава восемнадцатая ПУТЬ К СИНАЮ Египет — Синай, весна и лето ок. 1230 г. Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса! Псалом   Когда египетские колесницы, вздымая тучи песка, подкатили к берегу Тростникового моря, была ночь. Однако в темноте они заметили последние отряды Израиля, прикрывавшие бегство через камыши. Все это время дул сильный восточный ветер, и он обнажил проходы среди стен тростника. Это неожиданное обстоятельство помогло израильтянам выбраться из западни… Невзирая на то, что над топями собрались тучи и надвигался настоящий ураган, египтяне продолжали погоню. Возможно, они и успели настичь часть беглецов, но с каждым шагом им было все труднее и труднее пробираться в сгустившемся мраке. Тяжелые колесницы застревали в вязком иле, гроза бушевала, ветер переменился и теперь гнал волны на преследователей. Только теперь поняли египтяне, какая опасность им угрожает, и поспешно повернули обратно. Но вода настигла их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Надо отдать справедливость старому царю Мернептаху. Он не посрамил славы династии, не растерялся, а сумел в последний раз отстоять границы империи. Напрягши все силы, он нанес сокрушительное поражение ливийцам в знаменитой битве, длившейся много часов. Его боевые колесницы преследовали врага до самого западного края Дельты. Между тем над Палестиной продолжал носиться клич восстания. Это придавало новую бодрость семитическим рабам, и израильтяне с возрастающей надеждой слушали слова Моисея, призывавшего их к исходу из Египта. Упорная борьба, которую бесстрашный левит вел с египетскими властями, окружена поэтическими преданиями; однако из них можно заключить, чтона первых порах он преуспел довольно мало. Но вот сама судьба пришла на помощь Израилю. В стране вспыхнула эпидемия, которая окончательно расстроила порядок и послужила поводом к анархии [ 394 ]. Рабочие на строительствах отказались подчиниться начальникам. Начались грабежи [ 395 ]. В ночь большого скотоводческого праздника, когда пастухи по древнему обычаю приносили в жертву непорочного агнца, Моисей дал сигнал к исходу. Поспешно совершив традиционный обряд, израильтяне со своими стадами, а также разноплеменные рабы, работавшие вместе с ними, двинулись из окрестностей Рамсеса и Суккота [ 396 ]. Моисей не повел их прямо на восток потому, что там, на «филистимской дороге», располагалась цепь египетских фортификаций. Во время своих странствий он хорошо изучил район и, проходя через пустынные местности, умело избегал пограничных постов. Наконец беглецы раскинули лагерь в виду крепости Этама. Дальше путь был закрыт. Единственным спасением было быстро сняться с места и углубиться в пустыню к берегам Тростникового моря. Бегство продолжалось всю ночь [ 397 ]. Между тем Мернептах, рассеяв ливийцев, быстрым маршем двигал свои войска на восток, чтобы обрушить карающую руку на мятежную Сирию. Когда он прибыл в Рамсес, он узнал, что Израиль и другие еврейские племена скрылись на востоке, вероятно для того, чтобы примкнуть к восставшим соплеменникам. Не теряя ни дня, Мернептах погнал колесницы к берегам Тростникового моря. О местоположении Израиля ему, очевидно, донесли из Этама. Теперь «пустыня заперла» евреев. С одной стороны были непроходимые камышовые топи, а с другой — надвигались колесницы фараона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

«На север от реки 391 железные врата еще сносны; но на юг от реки каменное ущелье чрезвычайно страшно. По обеим сторонам возвышаются до небес отвесные утесы; и горный поток стремит холодные волны свои по крутизне. По сторонам дороги разбросаны трупы; прохожие зажимают носы; жалею о длинноухих 392 , утонувших в потоке. Десять лет, на 10.000 ли, движутся военные орудия; но рано или поздно войска возвратятся и водворится мир». Вторые стихи следующие: «Снежный хребет упирается в небо белой вершиной и лучи утреннего солнца упадают вниз на долину. Смотря вверх на отвесные скалы, видим людей, проходящих поперек; смотря вниз, со страшной крутизны, видим наклонившиеся и висячие кипарисы. В 5-й луне резкий ветер дует в лицо холодом, и внутренняя горячка исцеляется тогда же. Пришел я проповедать учение, возвращаюсь попусту; избрано другое счастливое время, последний юань» 393 . Вначале, когда учитель прибыл в ханскую ставку, в конце третьей луны, растения и деревья были в полном цвете, овцы и кони тучные. Но когда, по ханскому повелению, он возвращался, то было в конце 4-й луны, все растения посохли. По сему случаю, учитель сочинил стихи: В заграничных владениях у отдаленных варваров не узнать всего; там нет правильного распределения Инь и Яня 394 и времен года; только что проходиться луна, влияние Инь прекращается (весной и зимой идут сильные дожди; в 1-й луне погода ясная и вовсе не бывает дождя) 395 ; и рано начинает царствовать, во всем небе, злой дух засухи. Во все лето орошают поля из рек, и трава убита и помята, как в зимние месяцы; я проехал взад и вперед 3.000 ли (в третьей луне отправился, в 4-й возвращался), и не видел у путешественников дождевого платья». На дороге встретились с нами люди, возвращавшиеся из похода на запад 396 , которые добыли там много кораллов; некоторые из провожатых чиновников наших выменяли у них, за два слитка 397 серебра, до 50 ветвей; большие из них были более фута длиною. Но как ехали верхами, то нельзя было сохранить их в целости. Мы ехали сряду, и днем, и пользуясь прохладою ночей; и через 5, или 6 дней, прибыли в Семи сыгань, или как называют Да ши Хэчжун фу. Чиновники встретили учителя и ввели его в подворье, это было 5-й луны 5-го числа.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

393 Цитата из оды «К радости» (1785): Всяк в кольце великом сущий Исповедует Любовь, К звездам вознесет она, Где на троне – Всемогущий! Ср. пер. И. Миримского: Все, что в мире обитает, Вечной дружбе присягай! Путь ее – в надзвездный край, Где Неведомый витает. (Шиллер Ф. Собр. соч. В 7 т. Т. 1. С. 149–150.) Весьма далеки от оригинала и переводы Ф. И. Тютчева и М. Л. Лозинского. Первый переводит: Душ родство! О луч небесный! Вседержащее звено! К небесам ведет оно, Где витает неизвестный! М. Л. Лозинский: Все, что дышит в бездне зримой, Будь союзом дружных сил! Это путь к огням светил, Где царит непостижимый. (Шиллер Ф. Собр. соч. В 8 т. Т. 1. С. 55, 58.) 394 Может быть, бесконечное есть само Абсолютное (лат.). Ср. с рассуждением Лейбница в «Новых опытах о человеческом разумении»: «...истинная бесконечность не есть вовсе модификация, она – абсолют...» (Лейбниц. Соч. В 4 т. M., 1983. Т. 2. С. 157). 395 Формулировка Кантора совершенно соответствует тому, что Ансельм Кентерберийский называет: ens quo maius cogitari nequim. См. прим. 359. 398 Развиваемая здесь концепция актуально-бесконечного содержит в себе преодоление кантианского и неокантианского понятия прогресса в бесконечность. Она возрождает лейбнице-гегелевскую концепцию бесконечного, восстановленную в математике Кантором. Однако рационализм Лейбница и Гегеля (fortasse infinitum est ipse Absolutum) устраняется мистическим реализмом. Такая точка зрения впервые была развита в книге Б. Вышеславцева «Этика Фихте». После него она развивалась С. Франком («Предмет познания»), Л. Карсавиным («Философия истории») и Гурвичем («Fichtes System der Konkreten Ethik»). И Франк и Карсавин подпадают, однако, соблазну отождествить Абсолютное со Всеединством. Гурвич, наоборот, ставит проблему Абсолютного во всей чистоте. 400 Мы не можем здесь решать вопрос о том, знает ли математика актуальную бесконечность или только потенциальную. Вопрос этот спорен: современная математика имеет тенденцию довольствоваться потенциально-бесконечным (Brouwer), или даже просто конечным, как средством выражения бесконечного (Hilbert говорит: «Auf dem Boden des Finiten sollalso die freie Handhabung und volle Beherrschung des Transfiniten erreicht werden» Полное овладение трансфинитным (здесь: бесконечным) и свободное его использование может быть достигнуто, таким образом, на основе конечного (нем.).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010