Благодатные дарования получают только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих» [ 370 ]. Преподобный Марк Подвижник, называя в 4-м Слове своих сочинений молитву главнейшим деланием монаха, долженствующим обымать все частные его делания, всю жизнь его, в 1-м Слове называет главным и единственным деланием монаха покаяние, а заповедь о покаянии — главною заповедию, объемлющею все прочие заповеди. Противоречие представляется здесь только при наружном взгляде. Это значит, что делание покаяния должно быть соединено с деланием молитвы в одно делание. Господь соединил их: человек да не разлучает. Бог, говорит Сын Божий, не имать ли сотворити отмщение избранных Своих, вопиющих к Нему день и нощь [ 371 ]. Здесь указано на делание избранных, на их непрестанную молитву: она названа воплем, то есть выражением плача и покаяния. «Покаяние, — говорит преподобный Марк, — как я полагаю, не ограничивается ни временем, ни какими-либо делами: оно совершается исполнением заповедей Христовых, соразмерно этому исполнению. Заповеди одни, более общие, заключают в себе много частных, и многие части порочности отсекают разом. Например, в Писании сказано: Всякому же просящему у тебе дай и от взимающаго твоя не истязуй [ 372 ], и: Хотящаго заяти у тебе, не отврати [ 373 ], — это заповеди частные. Общая же, заключающая их в себе, — Продаждь имение твое, и даждь нищим [ 374 ] , и взем крест твой, гряди вслед Мене [ 375 ], разумея под крестом терпение встречающихся нам скорбей. Раздавший все нищим и взявший крест свой исполнил разом все вышеозначенные заповеди. Опять: Хощу, говорит Писание, да молитвы творят мужие на всяцем месте, воздеюще преподобныя руки [ 376 ], общее же: Вниди в клеть твою, и помолися Отцу твоему, Иже в тайне [ 377 ], и еще: Непрестанно молитеся [ 378 ]. Вшедший в клеть свою и непрестанно молящийся в этом заключал приношение молитв на всяком месте. Опять сказано: не соблуди, не прелюбы сотвори, не убий и тому подобное, общее же этого: Помышления низлагающе, и всяко возношение взимающееся на разум Божий [ 379 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Вслед за обрисовкою плана скинии автор делает несколько удачных замечаний о материалах, из которых вытканы были – узорчатый покров скинии и завеса над входом. По его словам, те выражения текста, которые переводятся иногда словами «голубая, пурпуровая и червленая шерсть» означают собственно цвета (голубой, темно-красный и светло-красный), в которые окрашены были льняные нити (стр. 217–219). Из следующих общих замечаний автора остановимся затем на «опыте сближения египетской истории с фактами, записанными в Пятикнижии» (стр. 349–444). Это – обширная и весьма интересная диссертация английского каноника Кука, написанная с большим знанием исследований по истории древнего Египта, и за перевод ее на русский язык нельзя не поблагодарить автора. «Опыт» обнимает обширный период времени, начиная с Авраама оканчивая временами Судей, и проводить параллель между соприкасающимися между собой фактами библейской и египетской истории. На русском языке, сколько нам известно, нет подобных исследований по этому вопросу, столь интересному для всех образованных читателей библейского повествования о древних временах. Главные положения каноника Кука, раскрываемые им в этом исследовании, состоят в следующем: «Авраам посетил Египет в какое-либо из царствований между половиной одиннадцатой и тринадцатой династии, и, всего вероятнее, при одном из первых фараонов двенадцатой династии» (стр. 355–360). Израиль со своим обширным семейством поселился в Египте не при Гиксах (стр. 361–369), а при первых фараонах XIII династии (370) или последних XII-й дин. (371–375). Угнетение израильтян началось при Аамесе, первом царе XVIII дин. (379–386); выход их произошел при 4– фараоне XVIII дин. Тутмесе II-м (стр. 389–392). Английский богослов подтверждает эти положения рядом данных из египетской истории, поставляемых им в близкое отношение к библейским событиям известного круга времени. Почтенный переводчик со своей стороны сделал к труду английского ученого, явившемуся еще в 1868 г., несколько дополнительных примечаний, на основании сочинений, вышедших после этого года 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

(Перевод Т. М. Калининой по: Агапий 1910. С. 620) I.7.2. «Чистые братья» «Чистые братья и верные друзья» («Ихван ас-сафа‘ ва хуллан ал-вафа») – так именовалось общество в иракском городе Басра, образовавшееся в начале X в. и просуществовавшее до 80-х годов X в. Его члены создали ряд религиозных, этических, научных трактатов – посланий (раса’ил). Один из культурных деятелей того времени назвал имена некоторых создателей: Мухаммад ибн Ма‘шар ал-Бусти ал-Мукаддаси, Али ибн Харун аз-Занджани, Абу Ахмад ан-Нахраджури, Абу Мухаммад Абу-л-Багл, Зайд ибн Рифаа. Послание о географии представляет собой, помимо астрономических выкладок, описание разделения земли и членения ее на климаты по типу труда ал-Фергани; оно не содержит аллюзий к «Географическому руководству» Птолемея. Сохранилось довольно много рукописей сочинений «Чистых братьев»; некоторые были изданы, хотя о критическом издании сведений нет. Издания: Китаб Ихван ас-Сафа ва Хуллан ал-Вафа. Бомбей, 1888–1889. Т. 1–2; Раса’ил Ихван ас-Сафа ва Хуллан ал-Вафа. Каир, 1928. Т. 1–4; Раса’ил Ихван ас-Сафа ва Хуллан ал-Вафа. Бейрут, 1957. Т. 1–4. Перевод: Die Propaedeutik (Logic, Naturanschauung, Anthropologie, Lehre von der Weltseele) der Araber im X. Jahrundert/Übers. F. Dieterici. Berlin; Leipzig, 1861–1872. Литература: GAL I. S. 213–214; GAL SB II. S. 379; Крачковский 1957. C. 230; EI2. Vol. III. P. 1071–1072; Калинина 1984a. Послания Глава о семи климатах. Климаты – [это] семь частей, начертанных в населенной части Земли. Каждый из климатов – как бы разостланный ковер, протянувшийся по длине с востока на запад, а по ширине с юга на север. Климаты различны по длине и ширине (...) 368 . 6-й климат принадлежит Меркурию(...). Начинается он с востока и идет через север страны йаджудж и маджудж 369 , идет через юг страны Сиджистан 370 , затем через юг области Асхаб 371 Сугургур 372 , через центр страны Хакана 373 , юг страны кимаков (...) 374 , пересекает море Табаристана 375 , проходит через центр страны Азербайджан, центр страны Арминия и Малатия 376 , север страны моря Понт 377 , север Константинополя, центр страны Македония, центр Киликии 378 , которая примыкает к северу, идет через юг моря славян 379 , через север Храма Венеры 380 и Андалусии 381 и достигает моря Запада. Большинство населения этих стран цветом между рыжим и белым (...).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

366 Уваров А. С. Извлечение из всеподданейшего отчета... – С. 162,166; Отчет за 1901 год. – Л. 16–17; Ранневизантийские сакральные постройки... – С. 74. 367 См.: Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 155–156, прим.1; ср.: Домбровский О. И. О хронологии «Базилики Уварова». – С. 17. 369 Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель... – С. 597–598; Каплан М. Золото Византии. – М., 2002. – С. 96–97. 370 См.: Kazdan A.A. Ptochotropheon//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol.2. – P. 1756; Kazdan A.A., Talbot A.-M. Xenodocheion//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol.3. – P. 2208 (там же литература вопроса). 371 Ср.: Бернацки А. Б. Амвоны... – С. 69, 78, рис. 1; Бернацки А. Б., Кпенина Е. Ю. Епископская базилика... – С. 101, рис. 3. 373 Таврическая губерния. 1) Раскопки в Херсонесе//ОАК за 1901 год. – СПб., 1903. – С. 37–40, рис. 77, 78. 374 Увров А. С. Извлечение из всеподданейшего отчета... – С. 159 (план), 167–168; Таврическая губерния. 1) Раскопки в Херсонесе//ОАК за 1891 год. – С. 37–38, рис. 71. 375 К. К. Косцюшко-Валюжинич указал несколько отличные размеры камеры: 3,55 м ширины, 2,85 м глубины и 1,78 м высоты, что, вероятно, объяснимо существенными неровностями известняковых стен, подвергшихся эррозии (Отчет за 1901 год. – Л. 22). Приведенные выше размеры мартирия и склепа получены во время натурных работ автора в феврале 2003 г. 376 Склеп совершенно аналогичного размера и устройства, но более грубой работы и без ступеней в дромосе, обнаружен в ходе ракопок некрополя около берега Карантинной бухты. Судя по материалам, он тоже относился к ранневизантийскому периоду (см.: Извлечение из отчета К. К. Косцюшко-Валюжинича о раскопках в Херсонесе в 1902 году//ИАК. – 1904. – Вып.9. – С. 8, 378 The Canons of the Council in Trullo//The Council in Trullo Revisited/Ed. by G. Nedungau, M. Featherstone (Kanonika, 6). – Roma, 1995. – P.156. 379 Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – C. 237; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. – С. 597, 599. Это тем более вероятно, учитывая, что напольная мозаика Уваровской базилики после ее доставки в Эрмитаж оказалась частично перекомпанована и точно место нахождения мозаичной надписи-эпитафии неизвестно: она вполне могла находится где-то поблизости от мартирия со склепом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Синода от 2 марта — 9 апреля 1909 г. за 1643. 33. Определение Св. Синода от 16 марта — 25 апреля 1909 г. 2167. 34. Определение Св. Синода от 26 марта — 4 апреля 1913 г. за 2653, об учреждении Миссионерского Совета при Св. Синоде. 35. Определение Св. Синода от 13 мая — 2 июня 1909 г. 4156. 36. Определение от 3 июня — 17 июля 1909 г. 5316. 37. Определение от Св. Синода 27 ноября 1909 г. 8315. 38. Определение Св. Синода от 4—24 апреля 1913 г. за 3253. 39. Определение Св. Синода от 4—19 ноября 1916 г. за 8166. 40.  Ореханов Г., свящ.  О проекте создания женского Богословского института (1913—1916 гг.)//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы, 1998. — М., 1998. — С. 259—260. 41. Положение о Миссионерском Совете при Святейшем Синоде (Высочайше утверждено 21 марта 1913)//Церковные ведомости. — 1913. — 17. — С. 166—167. 42. Правила об устройстве внутренней миссии Православной Церкви (20—26 мая 1908 г., 3443)//Церковные ведомости. — 1908. — 22. — С. 190—196. 43. Православная миссия//Церковный вестник. — СПб., 1914. — 26—28. — С. 370—379. 44. Программа для преподавания в духовных семинариях сведений по обличению социализма/Сост. И. Г. Айвазов. — М., 1909. 45. Пругавин А. С.  Раскол вверху. Очерки религиозных изысканий в привилегированной среде. — СПб., 1909. 46. 50-летний юбилей высоколреосв. Амвросия в священническом сане//Вера и разум. — 1898. — 21. Нояб. — С. 1—46. — Отд. прил. к журн. 47. Русское Православие: вехи истории. — М., 1989. 48.  Скворцов В. М.  Сенсационные кривотолки в печати и обществе о занятиях 3-го Всероссийского миссионерского съезда и правда дела//Миссионерское обозрение. — 1897. — Кн. 1. 49. Состояние отечественной Церкви за 1908—1909 гг.//Миссионерское обозрение. — 1912. — 3. — С. 481—502. 50. Справка, когда и где впервые учреждена должность епархиального миссионера//Миссионерское обозрение. — 1898. — 2. — С. 341. 51. Статистические данные о членах IV всероссийского миссионерского съезда в г. Киеве//Колокол. — 1908. — 26 августа. — С. 1. 52.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

629–649; 47, 1963, c. 161–180, особенно 180). Более ранние исследователи предполагали даже Антиохийский синод 379 г., см. об этом G. May, Die Chronologie, с. 55, прим. 1 (см. также запись дискуссии с Р. Maraval’eм, там же, с. 66 и ниже). P. Maraval также относит поездку Григория ко второй половине 381 г., а на основании свидетельств Григория в Ер. 2 и 3 (GNO VIII/2, 13–19) в Vita Macr. (GNO VIII/1, 370, 7 – 371, 1) он также реконструирует обстоятельства путешествия Григория в Иерусалим: хотя полемический контекст обоих писем проявлялся скорее в критических замечаниях относительно нравственного уровня Иерусалима, а также в рефлексиях о смысле паломничества и связанного с ним благочестия (в Иерусалиме Григорий был втянут в христологические споры насельников Масличной горы, и вместо достижения задуманного консенсуса достиг только того, что его самого начали подозревать в аполлинаризме, см. об этом: G. May, Gregor von Nyssa, с. 120), но, судя по упоминанию Григория в «Житии Макрины», его путешествие в Иерусалим представляется скорее паломничеством (см. P. Maraval, «Egérie et Grégoire de Nysse, pèlerins aux lieux saints de Palestine»//Atti del Convegno internazionale sulla Peregrinatio Egeriae. Nel centenario della publicazione del Codex Aretinus 405, Arezzo 23–24 ottobre 1987, Arezzo 1990, c. 315–331). 147 Так, вслед за предыдущими исследователями, утверждают Е. Mühlenberg (Apollinaris von Laodicea, Göttingen 1968, c. 90) и G. May (Gregor von Nyssa, c. 125 и ниже; Die Chronologie, c. 61), тогда как J. Lebourlier попытался датировать это сочинение зимой 382/383 (А propos de l’état, c. 180). 148 См. J. Daniélou, Mariage, с. 78; его же, «Saint Grégoire de Nysse dans l’histoire du monachisme»//Théologie de la vie monastique. Études sur la tradition patristique, Paris 1961, c. 131–141, особенно 135 и ниже; его же, Chronologie des oeuvres, с. 166 и ниже. 149 См. W. Jaeger, Two rediscovered works of ancient Christian literature: Gregory of Nyssa and Macarius, Leiden 1954 (как дополнение к GNO VIII/1, где это сочинение издал Йегер).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

29 мая Паисий вновь обратился к Алексею Михайловичу с письмом; теперь он предлагал судить патриарха Никона за то, что тот оставил свою кафедру 370 . Способ устранения Никона, сохраняющего свой сан, через осуждение его на церковном соборе позволил бы разрешить ситуацию «беспатриаршества» и избрать нового патриарха. 21 декабря 1662 г. царь издал указ о приготовлении к Собору по «делу» патриарха Никона в мае или июне 1663 г. и приглашении вселенских патриархов прибыть в Москву 371 . 29 декабря 1662 г. в патриаршей Крестовой палате состоялось первое заседание Собора под руководством Паисия Лигарида, посвященное ознакомлению с действиями и постановлением московского Собора 1660 г. 372 . Тогда же, в конце декабря, газский митрополит составил на греческом языке двадцать пят вопросов восточным патриархам, в которых излагалось «дело» Никона. Эти документы в январе 1663 г. повез в Константинополь иеродьякон Мелетий Грек; грамота ко вселенским патриархам содержали в себе просьбу уполномочить Паисия Лигарида или прислать другое лицо для присутствия в качеств патриаршего наместника на соборе 373 . Долгое отсутствие известий от Мелетия беспокоило Лигарида 374 , и в апреле он спрашивал Алексея Михайловича, не стоит ли повторить послания восточным патриархам 375 . В мае 1663 г. соборные заседания продолжились 376 , а в июне Паисий Лигарид в письме к царю советовал поспешить с решением по «делу» Никона 377 . Подготовка к церковному суду над патриархом Никоном шла в определенном направлении: особое внимание уделялось свидетельским показаниям, явно компрометировавшим патриарха, и документам, обличавшим Никона как «немилосердного разорителя», который монастырским старцам и крестьянам «чинил грацкое наказанье» 378 . По указу царя боярину Петру Михайловичу Салтыкову поручалось собирать сведения о патриаршей казне, деньгах, золоте, иконах, книгах и вотчинах патриарха Никона , разослать царские грамота во все монастыри для выяснения того, сколько, когда и по какой цене Никон что-либо брал у них 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иеронима, а служат только выражением общих начал, которыми определялась переписка его и о которых сделано нами суждение в своем месте, так что останавливаться на тех и других письмах при изложении жизни и деятельности бл. Иеронима нельзя было без того, чтобы не прерывать при этом обозрения главных и существенных нитей письменной деятельности этого плодовитого и разнообразного писателя. В вознаграждение этого мы представляем здесь полный каталог всех писаний бл. Иеронима, и оригинальных и переводных, в двух видах: один каталог хронологический , другой (назовем так) систематический . В первом расположены творения в порядке по времени их происхождения, сколько можно бы отыскать и проследить этот порядок; во втором располагаются творения по роду и характеру содержания их. Первый имеет то значение и ту выгоду для желающего изучать творения бл. Иеронима, что при чтении их видишь и изучаешь вместе весь ход жизни писателя и без затруднений понимаешь особенности того или другого творения, на котором резко отразились современные обстоятельства жизни или частное душевное настроение бл. Иеронима. Второй имеет то значение и ту выгоду, что располагая писания на отделы по предметам, по форме и по характеру их, дает удобство сделать цельный и раздельный взгляд на труды бл. Иерониа, и с разных определенных сторон изучать их: при этом вы отдельно изучаете полемику его, отдельно толкования на св. Писание, отдельно перевод св. Писания, отдельно археологию, и т. п. Хронологический каталог мы составляем сами, систематический передаем из издания творений бл. Иеронима в Curs Complet. Patrolog. Хронологический каталог творений бл. Иеронима Творения писанные между 371 и 379 г. в и в пустыне халцидской 240 . Письмо к Иннокентию, о жене чудесно-спасенной от смерти под ударами меча – 370 г. Письмо 241 к старцу Феодосию и братии его – 374 г. Письмо к Рифину – 374 Письмо к Флоренцию – 374 Письмо к нему же – 374 Письмо к Юлиану, диакону аквилейскому – 374 Письмо к Хромацию, Иовину и Евсевию – 374 Письмо к Касторине, тетке Иеронима – 374 Письмо к Никеасу, иподиакону аквилейскому – 374 Письмо к Хрисогону, монаху аквилейскому – 374 Письмо к девам эмонским – 374 Письмо к Антонию монаху – 374 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Примечание научного редактора. 917 О Мистре см. подробно монографию И. П. Медведева – Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского города. Л., 1973. Примечание научного редактора. 918 Mazari. Επιδημα Μζαρι εν " Αιδου в книге: Α. Ellissen. Analekten der mittel – und neugriechischen Literatur. Bd. IV, Leipzig, 1860, S. 230. 919 F. A. Gregorovius. Geschichte der Stadt Athen im Mittelalter von der Zeit Justinian " " s bis zur türkischen Eroberung. Bd. II, Stuttgart, 1889, S. 240–283. 922 О Плифоне см. подробно ниже, в разделе «Просвещение, наука, литература в эпоху Палеологов». Примечание научного редактора. 923 Gemistus Plethon. Oratio prima, 2–3 в книге: A. Ellissen. Analekten der mittel – und neugriechischen Literatur. Bd. IV, 2. Leipzig, 1860, S. 42. 925 Επιδημα Μζαρι εν " Αιδου, 2 в книге: A. Ellissen. Analekten... Bd. IV, 7, Leipzig, 1860, S. 192. 927 Halbinsel Morea, Bd. II, S. 300–366; см. также: H. F. Tozer. A Byzantine Reformer (Gemistus Plethon). – JHS, vol. VII, 1886, pp. 353– 380; J. Dräseke. Plethons und Bessarions Denkschriften über die Angelegenheiten im Peloponnes. – Neue Jahrbücher für das klassische Altertum, Bd. XXVII, 1911, S. 102–119. 928 Gemistus Plethon. De Rebus Peloponnesiacis Orationes duae. Herausgegeben von A. Ellissen – Analakten... Bd. IV, 2: PG, vol. CLX, col. 821–866. 929 Ibid., Oratio I, par. 12, Oratio II, par. 13; PG, vol. CLX, col. 829, 853; Я. F. Tozer. A Byzantine Reformer... JHS, vol. VII, 1886, p. 370. Он называет второй класс – «те, кто заняты в торговле и в производстве» или «торговый класс» (с. 372). 930 Gemistus Plethon. Oratio I, par. 18. Ed. Ellissen. Analekten... Bd. IV, 2, S. 63; PG, vol. CLX, col. 833. 931 См.: A. Ellissen. Analekten... Bd. IV, 2, S. 143, note 3; H. F. Tozer. A/Byzantine Reformer... JHS, vol. VII, 1886, p. 379. 935 Плифон, как свидетель, описал турецкие жестокости в Греции. Его Длинная поэма, адресованная папе Льву X – Ad S. D. N. Leonem X. Pont. Maximi loannis Gemisti Graeci a secretis Anconae Protrepticon et Promosticon, где есть описание этих событий, издана Сафой. – С. Sathas. Documents inédits relatifs à l " histoire de la Grèce au Moyen Âge, vol. VIII, рр. 546–591, в особенности – 548–550. См. также девятый том данного издания, с. VII. 937 Berger de Xivrey. Memoire sur Manuel Paléologue. – Mémoires de l " Institut de France, vol. XIX, 2. Paris, 1853, p. 180. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Жоффруа II де Виллардуэн (1226/1231–1246) Вильгельм II де Виллардуэн (1246–1278) Карл I Анжуйский (1278–1285), король Сицилии и Неаполя. После него княжеством управляли наместники неаполитанских королей, последние носители титула ахейских князей. В 1432 г. деспот Мореи Фома Палеолог присоединил остатки княжества к Морее. Императоры Трапезундской империи Династия Великих Комнинов Алексей I (внук Андроника I Комнина) (1204–1222) Андроник I Гид (приемный сын Алексея I) (1222–1235) Иоанн I Асух (сын Адексея I) (1235–1238) Мануил I (брат Uoahha I Асуха) (1238–1263) Андроник II (сын Мануила I) (1263–1266) Георгий (брат Андроника II) (1266–1280) Иоанн II (брат Георгия) (1280–1284, 1285–1297) Феодора (сестра Uoahha II ) (1284–1285) Алексей II (сын Uoahha II ) (1297–1330) Андроник III (сын Алексея II) (1330–1332) Мануил II (сын Андроника III) (1332) Василий (сын Алексея II) (1332–1340) Ирина Палеолог (вдова Василия) (1340–1341) Анна Анахутиу (дочь Алексея II) (1341, 1342) Михаил (сын Uoahha II ) (1341, 1344–1349) Иоанн III (сын Михаила) (1342–1344) Алексей III (сын Василия) (1349–1390) Мануил III (сын Алексея III) (1390–1417) Алексей IV (сын Мануила III) (1417–1429) Иоанн IV Галоян (сын Алексея IV (1429–1458) Давид (брат Uoahha IV Галояна) (1458–1461) Перечень Константинопольских патриархов и Римских пап Константинопольские епископы и Патриархи Епископы Византия (cIVb.): Пров (293–306) Митрофан (306–314) Александр (314–337) Константинопольские епископы и архиепископы: Павел I (337–339, 341–342, 346–351)) Евсевий Никомедийский (339–341) Македоний I (342–346) Евдоксий Антиохиец (360–370) Демофил (370–379) Евагрий (379) Григорий I Богослов (379–381) Максим Киник (381) Константинопольские патриархи: Нектарий (381–397) Иоанн I Хрисостом («Златоуст») (397/398–404) Арсакий Тарсянин (404–405) Аттик (406–425) Сисиний I (426–427) Несторий (428–431) Максимиан (431–434) Прокл (434–446) Флавиан (446–449) Анатолий I (449–458) Геннадий I (458–471) Акакий (472–489) Фравита, или Фраит (он же Флавин II) (489–490)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010