Пастырское служение Д–в. Учение мужей апостольских о пастырском служении. – Вятские епархиальные ведомости 1882, 14, 379–395 (неоф.). Проповедь и катехизация Певницкий В. Церковная проповедь в век Мужей Апостольских. – ТКДА 1876, т. 1, 284–329. Из истории христианской проповеди. Очерки и исследования Антония, еп. Выборгского. СПб., 1892 (см. с. 35–45). Salzmann (Jorg Christian). Lehren und Ermahnen: zur Geschichte des christlichen Wortgottesdienstes in den ersten drei Jahrhunderten. Tübingen: J.C.B. Mohr, 1994 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament. 2. Reihe; 59). viii, 536 S. A New History of the Sermon, 1. Preacher and Audience. Studies in Early Christian and Byzantine Homiletics/Ed. Cunningham M.B., Allen P. London, 1998. 370 p. Гаврилюк П. История катехизации в древней церкви. М.: Св.-Филарет. Моск. высш. правосл. христиан, школа, 2001. 315 с. Риторика Handbook of Classical Rhetoric in the Hellenistic Period 330 BC – AD 400/Ed. S.E. Porter. Brill, Leiden, New York, Koln, 1997. XV, 901 p. Экклезиология Plumpe J.C. Mator Ecclesia: An Inquiry into the Concept of the Church as Mather in Early Christianity. Wash.: The Catholic Univ. of America, 1943. Giles (Edward). Documents illustrating papal authority, A.D. 96–454. London, S.P.C.K., 1952. xxi, 344 p. Delehaye K. Ecclesia Mater chez les Pères des trois premiers siècles. Paris, 1964. (Unam Sanctam 46). 278 p. Frank A. Studien zur Ekklesiologie des Hirten, II Klemens, der Didache und der Ignatiusbriefe unter besonderer Berücksichtigung der Idee ciner präxistenten Kirche. München, 1975. xxxv, 499 S. Соборы Покровский А.И. Соборы древней церкви эпохи первых трех веков. Историко-каноническое исследование. Сергиев Посад, 1914. Этика Пясецкий Г. [преподав. семинарии]. О христианском братстве в период мужей Апостольских [Чтение в Орловском Петропавловском Православном Братстве, дополненное]. – Орловские епархиальные ведомости 1889, 19, 1370–1385; 21, 1497–1515; 23, 1673– 1689; 24, 1755–1770. Meeks W.A. The Moral World of the First Christians. Philadelphia, 1986.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Паисии; по оценке проф. Замфиреску – «простая компиляция из книги Четверикова, доходящая до плагиата» (Paisianismul, р. 24)]. 365 . Pungu V. Cunoaterea lui Dumnezeu i rugciunea la Sf. Grigorie Palama//Revista teologic. Serie nou. 1991. 1(73) 5. 13–25. [Богопознание и молитва у св. Григория Паламы ]. 366 . Raccanello D. La preghiera di Gesù negli scritti di Basilio di Poiana Mrului. Alessandria 1986. пер.: Rugciunea lui Iisus în scrierile stareului Vasile de la Poiana Mrului. Sibiu 1996. 367 . Raccanello D. La figure de Basile de Poiana Mrului et son enseignement sur la Prière de Jésus//Irénikon. 1988. 61. 41–66. 368 . Raccanello D. Vasilij de Poiana Mrului//DS 1992. 16. 292–298. 369 . Racoveanu G. Viaa i nevoinele fericitului Paisie, stareul sfintelor mnstiri Neamul i Secul. Vâlcea 1935. 370 . Rdulescu M. Rugul Aprins. Duhovnicii Ortodoxiei sub lespezi, în temniele comuniste. Bucureti 1993. [О деятельности в 40-е и 50-е годы XX в., в период коммунистич. гонений, кружка «Неопалимая Купина», состоявшего из монахов и мирян строго исихастской ориентации]. 371 . Rezu P. Viaa i faptele Sf. Daniil Sihastrui//ST 1956. 3–4. 372 . Românii în reinnoirea isihast. Studii inchinate Cuviosului Paisie de la Neam la bicentenarul svâririi sale (15 noiembrie 1794), Mitropolia Moldovei i Bucovinei, Trinitas – Iai, 1997. Iai 1997. 17. [RIRI]. [Сб-к работ по исихазму в Румынии, посвященный двухсотлетней годовщине преставления св. Паисия]. 373 . Savin I. G. Mistica i ascetica ortodox. Sibiu 1996. 374 . Scrima André, mon. Timpul Rugului Aprins. Maestru spiritual in tradiia rsritean. Bucureti 1996. пер.: Scrima André. Il padre spirituale. Bose 2000. 128. 375 . Simedrea Tit, mitrop. Viaa i traiul sfântului Nifon patriarhul Coanstantinopolului. Introducere i text. Bucureti 1937. 376 . Simedrea Tit, mitrop. Filotei monahul de la Cozia. Dat, locul i limba în care s-au alctuit pripealele//MO 1955. 10–12. 377 . Simedrea Tit, mitrop. Monahismul în ara româneasc înainte de 1370//BOR 1972. 7–8. 378 . Sisman I. Schitul românesc Prodromu din Sf. Munte Athos. 1906. 379 . Sofronie, arhim. Viaa i învtura stareului Siluan Atonitul/Trad. Ic I. I.. Edit. Deisis 1999. [Пер. кн. «Старец Силуан» иером. Софрония (Сахарова) , см. 9 .1124].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

157 Hubert. 14, Vindobon. 13, Bobiens. 13, Roman. II, 4 (у Вассершясбена, стр. 379, 419, 408, 365). 159 В Hubert, 14, мысль о тождестве покаявия выражается другими словами, с сохранением того же смысла: „qui vero cum eisdem (т. e. consecratis Deo) fornicaverit, ita poenitet sicut ille, qui cum desponsata aut uxore alterius fornicaverit. Связь между двумя статьями о прелюбодении клирика, продолжающего сожительство с женою, и о прелюбодеянии с монахиней сохраняется в пенитенциале римском, несмотря даже на совершенное изменение системы, сравннгельно с мерзеб. н другими пеннтенциалами. 160 Vindobon. 13; „Si quis fornicaverit cum sanctemonialem feminam, juxta superiori sententiam in suo ordine unumquemque poeniteat, id est clericuь III an. poenit., diaconus V, sacerdos XII annos, Ш ex his in pane et aqua». 161 Poenit. Sangali. (IV, I ibid. 427): „Si quis adulterium commiserit cum muliere alterius aut sponsa vel Deo sacrata vel virginem violaverit, diaconus V annos». О других иерархических степенях, кроме диакона, составитель по­чему-то умолчал, как нередко, между прочим, поступает и славянский пе­реводчик. 162 Paris. 83, Hubert. 43, Vindob. 42, Bobiens 38, Roman. VII, 9, Sangali. VI, 12, Iud. Clem. 2 (Wasserschleben, стр. 415, 383, 419, 410, 370, 428, 434). 163 Так per necessitatem в 6 мерз. переведено: „пужею», а в 31-м: „бедою»; per iram (40 мерз.) – „с гневом»; per cupiditatem (47 мерз.) -„скупости ради»; per negligenemiam (61 мер.) -„за леностью»; per ebrietatem aut voracitatem, per infirmitatem (17 мерз.) -„аще кто объядся. аще кто болезнует». 169 Мор ин, Comment. de admin, sacr. poen. 615. Ср. Fabricii, Bubliomhecaa latin. mediae et infimae aetatis, t. III, p. 467. 172 Горский и Невоструев, Опис. слав. рук. моск. синод. библ. отд. II, 3, 226, опис. стр. 44–45. 177 Συντ. IV, 101: „ στε οφελει πατρς τυ ψυχκο ατο τραματος ιδναι μν κα τν κρβειαν. γουν τν δια τς καθαιρσεως κλασιν τо πορνεοντος κληρικο, μ ακολουθεν δ τοτ ξ νγκης, κα τον μετ τν καθα ρεαιν πορνεοντα νεπιτμητον καταλμπνειν, ς δη κολασθντα δι τν καβαιραεως, λλ κα αφοριζειν ς ες τπον λθντα λακο κα λλως πιτιμ ν κατ τν δναμιν το ατρευομνου”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

370. Яковлев, А. Е. В.Ф. Войно-Ясенецкий – основоположник отечественной регионарной анестезии (к 100-летию защиты диссертации на тему «Регионарная анестезия» [Текст]/А. Е. Яковлев, И. Д. Косачев// Бюллетень Нац. науч.-исслед. ин-та обществ. здоровья им. Н. А. Семашко. 2016. 2. С. 430–432. 371. Стяжкина, С. Н. «Войно-Ясенецкий. Врач-хирург. Педагог» [Текст]/С. Н. Стяжкина, Л. А. Ржанцова, К. И. Мухутдинова// Междунар. студенческий науч. вестн. 2016. 1. С. 11. 372. Каликинская, Е. Мужицкий врач, ученый, подвижник. В.Ф. Войно-Ясенецкий (св. Лука Крымский ) в Переславле-Залесском [Текст]/Екатерина Каликинская. Санкт-Петербург: Сатисъ, 2015. 175, с.: портр., фот. 373. Бараев, Т. М. Саратовский период жизни и деятельности хирурга В.Ф. Войно-Ясенецкого [Текст]/Т М. Бараев//IV Войно-Ясенецкие чтения: сборник. Архангельск, 2015. С. 55–56. 374. Чецкая, Г. Б. Научные медицинские труды В.Ф. Войно-Ясенецкого [Текст]/Г. Б. Чецкая//IV Войно-Ясенецкие чтения: сборник. Архангельск, 2015. С. 84–87. 375. Роль и значение храма святителя Луки в формировании образа будущего врача [Текст]// Медицина завтрашнего дня : материалы XIV межрегион. межвуз. науч.-практ. конф. молодых учёных. Чита, 2015. С. 77–78. 376. Курыгин, А. А. Профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Святитель Лука (1877–1961) [Текст]/А. А. Курыгин, В. В. Семёнов//Вестн. хирургии им. Грекова. 2015. Т. 174, 6. С. 9–12. 377. Козовенко, М. Н. Возвращение в научный оборот врачебных трудов хирурга и епископа В.Ф. Войно-Ясенецкого [Текст]/М. Н. Козовенко// История медицины. 2015. Т. 2, 1. С. 150–152. 378. К столетию монографии «Регионарная анастезия» земского врача – хирурга В.Ф. Войно-Ясенецкого (1915–2015) [Текст]/В. Н. Князев [и др.] // Кафедра травматологии и ортопедии. 2015. 1. С. 26–27. 379. Осьмаков, В. Е. В.Ф. Войно-Ясенецкий: врач и святой [Текст]/В. Е. Осьмаков//Бюллетень мед. интернет-конференций. 2015.Т. 5, 1. С. 11. 380. Яковлев, А. Е. Диссертация и книга о врачевании архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) [Текст]/А. Е. Яковлев//Тамб. епарх. ведомости. 2014. 6. С. 28–29.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

358. Удостоверившись сначала в том, что ты угоден Богу, говори о Боге тем, кого ты удостоверил. 359. Пусть предшествуют всякому твоему слову о Боге богоугодные дела. 360. При толпе старайся не говорить о Боге. 361. Слово о Боге береги более, чем душу. 362. Лучше потерять душу, чем необдуманно бросить слово о Боге. 363а. Ты можешь иметь власть над телом богоугодного мужа, но над словом его ты не будешь господствовать. 363b. Над телом мудреца имеет власть и лев, и только над ним же одним и тиран. 364. При угрозе от тирана особенно помни, чей ты. 365. Обращающий слово о Боге к тем, кому не положено, пусть считается предателем Бога. 366. Скрывать слово о Боге лучше, чем необдуманно говорить. 367. Говорящий о Боге неправду лжет на Бога. 368. Человек, не имеющий ничего сказать о Боге, воистину оставлен Богом. 369. Не чтящий Бога не знает Его. 370. Невозможно, чтобы обижающий человека чтил Бога. 371. Основание благочестия — человеколюбие. 372. Заботящийся о людях и молящийся о всех — таковой воистину пусть почитается Божьим. 373. Богу свойственно спасать тех, кого он избрал. 374. Благочестивому же молиться Богу о спасении. 375. Когда тебе, молящемуся, будет подано Богом, тогда считай, что Богом тебе вверена власть. 376а. Достойный Бога человек — бог среди людей. 376b. Бог и сын Божий — одно наилучшее, а другое ближайшее к наилучшему. 377. Лучше быть неимущим, чем, имея многое, не делиться им. 378. Не давая нуждающимся, будучи в состоянии , не получишь от Бога, когда будешь нуждаться. 379. Даяние от всего сердца делящегося пищей с нуждающимся мало, но велика благосклонность Бога . 380. Признающий Бога, но полагающий, что ничто не по Его , не менее безбожен, чем не признающий Бога. 381. Лучше всего почитает Бога тот, кто уподобил, насколько это возможно, свой разум Богу. 382. Бог никогда ни в чем не нуждается, но радуется о дающих нуждающимся. 383. Да будут слова верных немногочисленны, дела же обильны. 384. Верный — любознательный работник истины. 385. Будь готов к искушениям, чтобы быть радостным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3914...

363. Лайнбо (Linebaugh 2008) дает прекрасный анализ этого феномена в своем исследовании, посвященном социальным истокам Великой Хартии. 364. Muldrew 1993а, 1993b, 1996, 1998, 2001; cf. Macintosh 1988; Zell 1996, Was-wo 2004; Ingram 2006; Valenze 2006; Kitch 2007. 365. Williamson 1889; Whiting 1971; Mathias 1979b; Valenze 2006:34–40. 366. Stout 1742:74–75; частично этот же пассаж воспроизведен в: Muldrew 1993а: 178 и 1998:152. 367. Shepherd 2000; Walker 1996; мой подход к «пожизненному прислуживанию» и наемному труду см. в: Graeber 1997. 368. Hill 1972:39–56; Wrightson & Levine 1979; Beier 1985. 369. Muldrew 2001: 84. 370. Классическое исследование связи рынков, празднеств и нравственности в эпоху Тюдоров см. e: Agnew 1986. 371. Johnson 2004:56–58. О двух концепциях справедливости см.: Wrightson 1980. 372. «Поддержание свободной торговли» Жерара де Малина (1622), цит. по: Muldrew 1998: 98, также Muldrew 2001: 83. 373. Перевод приводится по изданию: Чосер Джеффри. Кентерберийские рассказы/пер. И.А. Кашкина, О.Б. Румера. М.: Библиотека Всемирной литературы, 1973. 374. Davenant 1771:152. 375. «Об уме» 53, цит. по: Hirschman 1986: 45. 376. Beier 1985:159–163; cf. Dobb 1946:234. 377. В: Walker 1996:244. 378. Helmholtz 1986; Brand 2002; Guth 2008. 379. Helmholz 1986; Muldrew 1998:255; Schofield & Mayhew 2002; Guth 2008. 380. Stout 1742:121. 381. «О богатстве народов» 1.2.2. 382. Этот тезис выдвигает Малдрю: Muldrew 1993:163. 383. «Теория нравственных чувств» 4.1.10. 384. Kindleberger 1984; Boyer-Xambeu, Deleplace, & Gillard 1994; Ingham 2004:171. 385. Spufford 1988:258, основывается на: Usher 1943:239–242. 386. Хороший обзор см. в: Munro 2003b. 387. MacDonald 2006:156. 388. Tomas de Mercado в: Flynn 1978:400. 389. См. Flynn 1979; Braudel 1992:522–523; Stein & Stein 2000: 501–505, 960–962; Tortella & Comin 2002. 390. Локк (Locke 1691:144), также цитируется в книге Каффенциса (Caffentzis 1989:46–47), которая остается наиболее информативным обзором этих споров и их последствий. Ср.: Perlman & McCann 1998:117–120; Letwin 2003:71–78; Valenze 2006:40–43.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

27 James Drummond ibid. I‚ р. 224. Эманатизм в учении о премудрости-духе находил у псевдо-Соломона и † Prof. J. G. Eichhorn, Einleitung in die apokryphischen Schriften des Alten Testaments (Leipzig 1795), S. 102ff. 29 Max Heinze ibid., S. 196: «sind Anzeichen da, die wenigstens eine Annäherung an den stoischen Materialismus erkennen lassen». 32 Michel Nicolas, Des doctrines religieuses des juifs pendant les deux siècles antérieurs à l’ère chrétienne, p. 2 198, 1 . 33 Max Heinze, Die Lehre vom Logos in der griechischen Philosophie, S. 201. Ср. И Paul Wendland, Art. " Alexandrian Philosophy» в The Jewish Encyclopedia I, p. 370. 34 E. Sch&uuuml;rer, Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi II 2, S. 879,157­111, S. 557,56. 36 Так, напр., и O. Kirn, Art. «Logos» в Realencyklopädie von Prof. A. Hauck XI 3, S. 601: 31–34. 37 Michel Nicolas, Des doctrines religieuses des juifs, p. 205 2 и ср. 2 198, 1 о " слове». 46 K. G. Bretschneider, Systematische Darstellung der Dogmatik und Moral der apocryphischen Schriften des a. T. I, S. 242: «eine Lichtemanation aus Gott». 48 Max Heinze, Art. «Emanatismus» в Realencyklopädie von Prof. A. Hauck V 3 (Lpzg 1898), S. 333:24–27: «zunächst scheint in der griechischen oder hellenischen Philosophie deutlich von einer Emanation wenigstens einer kosmischen Macht die Rede zu sein in dem Buche von einer der Weisheit, das bekanntlich viel aus der stoischen Lehre herübergenommen hat, in dieser Beziedung aber über die Stoa hinausgeht». 52 Michel Nicolas, Des doctrines religieuses des juifs pendant deux siècles antérieurs à l " ère chrétienne, p. 141 2 . 56 Michel Nicolas, Des doctrines religieuses des juifs pendant deux siècles antérieurs à l’ère chrétienne, p. 140 2 . 61 E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi II 2 , S. 756­III 3 , S. 379. Prof. Dr. Friedrich Überweg то же говорит (Grundriss der Geschichte der Philosophie I, Berlin 3 1867, S. 226, § 63), что премудрость, как действующую в мире силу Божию, псевдо-Соломон отличает от самого божественного существа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

360. Acta Thomae, 11 — 12. 361. Ириней. Против ересей, I, 13,4. 362. Didascal., Ill, 10, 1. 363. Aristide. Oratio platonica, 2; Labriolle de P. La reaction pa/enne. Paris, 1934, p. 83. 364. 2 Apol., 2. 365. Tertullien. Ad Scapul., 3. 366. Tertullien. Ad uxor., II, 4, 1. См. также: Apologet., 3, 4; Cyprien. De lapsis, 6; Testim., 3,62. 367. Tertullien. Ad uxor., II, 8. 368. Ж. Б. де Росси обнаружил в катакомбах захоронения представительниц знатного семейства Цецилиев, поименованных просто как honesta femina (добропорядочная женщина), поскольку, вероятно, они были замужем за людьми более низкого социального положения (Rossi de J. В. Roma sotteranea, II, p. 144). 369. Hippolyte. Philosophoumena, IX, 12. См. также: Ballini A L II valore giuridico della celebratione nuziale cristiana. Milano, 1939, p. 24. 370. См.: Tradition apostolique, 16. 371. Didascal., Ill, 24; см. также: Arist.: Or., 15; Tradition apostolique, 18. 372. См.: Quintillien. Inst, or., V, 9, 14; Dion Cassius. Hist, rom., 49, 8. 373. Didascal., Ill, 19, 1—2; Clement d " Alexandrie. Paed., Ill, 5, 32—33; Cyprien. De hab. virg., 19; De lapsis, 30. 374. См. мою работу: Vie liturgique et vie sociale, pp. 140— 143. 375. Например: Евсевий. Церковная история, V, 1, 17, 41, 55; VI, 5; VIII, 3,14. 376. MollandE. Opuscula Patristica. Oslo, 1969, p. 105. 377. Говоря словами Шекспира. 378. См.: Origdne. Contra Celsum, III, 9. 379. По данному вопросу существуют специальные исследования, в частности: JusterJ. Les Juifs dans l " Empire romain. Paris, 1914; Parkes J. The conflict of the Church and the Synagogue. London, Simon M. Verus Israel. Paris, 1964. 380. Didache, 11–12. 381. Рим. 16, 1 — 16. 382. Рим. 16,7. 383. Liber Pontiflcalis, ed. Duchesne, p. 126. 384. Евсевий. Церковная история, III, 22; IV, 20. 385. См.: JusterJ. Op. cit., p. 21. 386. Simon M. Verus Israel. Paris, 1964, pp. 125— 126. 387. См., например: 1 Clem., 61, 1. 388. Simon M. Op. cit., p. 128. 389. Евсевий. Церковная история, IV, 6,4. 390. Рим. 2, 17–24.

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

370 См. выше 4, XI. 371 Платон Respubl. II, III, X гл. 372 создали — по пер. Библии, используемому переводчиком. 373 Созданием — по пер. Библии, используемому переводчиком. 374 Имеется в виду специальный труд Оригена «Толкование на книгу Бытия», которое в значительной части сохранилось до нашего времени; но в местах, касающихся уяснения указанного вопроса, оно утрачено. 375 у переводчика: «сложили». 376 См.ниже 4, XLIX, L. 377 Гесиод ργα κα μεροι , V, 57 378 Гесиод ργα κα μραι , V, 53—82. 379 Ibid, стр. 90—98. 380 Еврейское слово, что значит приятность, сладость; здесь Эдем приведено как имя местности, где находился рай ( παραδεισος ). 381 у переводчика: «зачнет». 382 Платон «Пир», гл. XXIII. 383 κατα Εβραδα — по-еврейски; по другой редакции: κατα Ελλαδα — по-гречески; разность редакций, однако, не нарушает общего смысла, так как ανθρωπος (человек) — по-гречески и Адам (человек) — по-еврейски дают Оригену одинаковое основание к построению вывода. 384 Ср. у Платона Phadr. с. XXV. 385 Ср. Оригена на книгу Быт., гомил. II, 2. 386 Аскалон, один из пяти главных укрепленных городов филистимлянских, расположенных на восточном берегу Средиземного моря (2 Цар. 1:20). 387 Фиэст, сын Пелопа, царя Писы, и Гипподамеи, внук Тантала. Фиэст обольстил Аеропу, жену своего брата Атрея, и был за это изгнан; впоследствии, после целого ряда приключений, Фиэст убивает и брата Атрея и вместе со своим отцом Пелопом завладевает царством в Микенах, где правили Агамемнон и Менелай, сыновья Атрея. 388 Ср. выше — IV, 43. 389 Мом — олицетворение лжи, сын ночи. По преданию, он лопнул от злости, когда не мог найти ни одного порока в Афродите. 390 Ср. Гесиод Theogony, V, 164—182; 453—467. 391 Ibid, V, 481—491; Гомер Iliada, I, 544. 392 Гесиод Theogony, V. 126—153; Гомер Iliada I, 399. 400. 393 Феоф. ант. «К Автолику» III, 3:8; Diogenes Laer., VII, 1:136, 148; 7:187—188. 394 Платон Phileb. с. III. 395 Платон Respublica II. 396 Т.е. произведениям Священных писателей. 397 Филон — александрийский иудей, родившийся около 25 года до Р.Х. Он замечателен тем, что в своих сочинениях представил опыт объединения Ветхозаветного Откровения с философией Платона; причем провел мнение, что Платон свои возвышенные идеи заимствовал из Священных книг иудейского народа. В толковании Священного текста он следовал главным образом аллегорическому способу толкования.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3777...

Такое благотворное влияние оказывает молитва на силы и способности человека, благодаря чему он становится сыном Божиим, уподобляется своему Небесному Отцу. 4. Созерцание и экстаз, как высшие формы молитвенного состояния и нравственного совершенства По мере укрепления и возрастания человека в духовной жизни, плодом постоянного молитвенного общения его с Богом является все более и более тесное соединение его с Богом – созерцание и экстаз – высшие формы молитвенного состояния и нравственного совершенства. Под именем вообще созерцания разумеется жизнь, посвященная молитве и богомыслию 367 . По словам преподобного Исаака Сирина , созерцанием называется деятельность подвижника, заключающаяся в божественном размышлении и в постоянной молитве 368 . Ум человека, объятый и проникнутый пламенной любовью к Богу, беседует с Ним теснейшим образом и с особенной искренностью, как с Отцом своим 369 . По учению преподобного Нила Синайского , в этом состоянии бывает «некое восхищение ума, всецелое отрешение его от чувственного, когда неизглаголанными воздыханиями духа приближается он к Богу, Который видит расположение сердца отверстое, подобно написанной книге, и в безгласных образах выражающее волю свою» 370 . В этот час, по слову преподобного Макария Египетского , христианин ощущает в своем сердце божественное действие, что-то необъятное, чудесное и со всей сладостью говорит: «О, если бы душа моя отошла вместе с молитвою» 371 . На высшей ступени созерцания наступает особое духовное состояние, которое называется у святых подвижников «умным созерцанием», «духовным зрением» 372 , «ведением», «умным видением», «изумлением» и «высшим видением». Теперь ум не словами молится, но бывает в «восхищении» или «экстазе», при созерцании непостижимого 373 . В состоянии экстаза нужно различать две ступени. К первой можно отнести разного рода видения 374 , то есть такое состояние, при котором молящийся еще сохраняет некоторую память о виденном им. Ко второй же ступени относится такое экстатическое состояние, при котором личная жизнь молящегося как бы совершенно приостанавливается 375 не только в духовных, но и в телесных своих проявлениях: сердце его умолкает 376 , ум делается совершенно неподвижным 377 , будучи всецело поглощенным предметом созерцания, уста безмолвствуют 378 , и тело становится бездыханным от благоговейного восторга 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010