Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРАУСИЙ [лат. Drausius, Drauscius; франц. Drausin] († 5.03.674), свт. (пам. зап. 5 и 7 марта, перенесение мощей - 2 июня), еп. г. Свессиона (совр. Суасон, Франция). Житие Д., составленное в IX в., содержит рассказ о жизни святителя и описание его посмертных чудес. Составителю Жития удалось собрать немного достоверных сведений о Д., поэтому скудость содержания памятника восполнена введением риторических похвал святителю. Согласно Житию, Д. род. в окрестностях Свессионы в семье знатных франков Леутальда и Рахильды (Рихильды). В детстве родители передали его на воспитание Свессионскому еп. Ансериху (ок. 624 - ок. 652). Преемник Ансериха еп. Беттолен возвел Д. в сан архидиакона и поручил ему управление доходами еп-ства, а также передал ряд церковно-адм. полномочий. Вскоре еп. Беттолен был обвинен в симонии и удалился в затвор (ок. 654). После этого Д. был избран на епископскую кафедру. Святитель уделял особое внимание устроению монашеской жизни, при помощи майордома Нейстрии Эброина († 680/1) и его жены Леутруды основал в Свессионе мон-рь Пресв. Богородицы (впосл. Нотр-Дам-де-Суасон). Сохранилась грамота Д. об устроении мон-ря, датированная 14-м годом правления кор. Нейстрии и Бургундии Хлотаря III, т. е. 672 г. Подпись Д. значится под грамотой Амбианского (Амьенского) еп. Бертефрида в пользу мон-ря Ст. Корбей (совр. Корби), датированной 664 г., а также под 2 грамотами кор. Хлотаря III (659/60 и 662/3) в пользу того же мон-ря и дипломами 60-х гг. VII в. Д. также принял участие в основании мон-ря Ротунда (на месте совр. сел. Ретонд близ г. Компьень). Несмотря на слабое здоровье, Д. вел подвижническую жизнь и усердно проповедовал, за что сподобился славы святого. Святитель скончался в Свессионе и похоронен в мон-ре Пресв. Богородицы. В 680 г. мощи Д. были перенесены в кафедральный собор, где от них совершалось множество чудес. А. дю Соссей в Галльском Мартирологе (1630) упоминает о поклонении мощам Д. изгнанного из Англии Кентерберийского архиеп. Фомы Бекета . Эти сведения основаны на сообщении Шартрского еп. Иоанна Солсберийского († 1180) ( Joannes Saresberiensis. Epistolae. 145//PL. 199. Col. 136-137), в к-ром подчеркивалось особое почитание Д. в Суасоне. Мощи святителя были осквернены и исчезли во время Французской революции 1789-1799 гг. Память Д. значится в средневек. дополнениях к Мартирологам свт. Адона Вьеннского и Узуарда. Ист.: BHL, N 2335; ActaSS. Mart. T. 1. P. 404-411. Лит.: Germain M. Histoire de l " Abbaye royale de Notre-Dame de Soissons. P., 1675; Duchesne. Fastes. T. 3. P. 89-90; Aubert R. Drausin//DHGE. Vol. 14. Col. 789-790; Codagheng A. Drausio di Soissons//BiblSS. Vol. 4. Col. 834-835. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/180411.html

Константина; Явление св. Константину апостолов Петра и Павла; Крещение св. Константина и Е. папой Сильвестром; Крещение народа; Е. отправляется на Св. землю; Обретение места Распятия; Обретение 3 крестов и воскрешение умершей девицы Животворящим Крестом Господним; Крещение Иуды-Кириака; Поставление Кириака в епископы; Обретение гвоздей и дощечки с надписью; Перенесение честных древ Креста Господня в К-поль. Лит.: RBK. Bd. 2. S. 1084-1087; Alf ö ldi M. R. Helena nobilissima femina: Zur Deutung der Trierer Deckengemälde//Jb. f. Numismatik u. Geldgeschichte. Münch., 1959/1960. Bd. 10. S. 79-90; Lauer H.-H. Kaiserin Helena: Leben und Legenden. Münch., 1967; Никитенко Н. Н. Программа однофигурных фресок Софийского собора в Киеве и ее идейные истоки//ВВ. 1988. Вып. 49. С. 173-180; Stylianou A., Stylianou J. The Painmed Churches of Cyprus. Nicosia, 19972. P. 198, 200; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода: кон. XI - 1-я четв. XII в. СПб., 2004. С. 254; Lavin I. An Ancient Statue of the Empress Helen Re-identified//Art Bull. N. Y., 1967. Vol. 49. N 1. P. 58. Fig. 1; Konstantin der Grosse: Ausstellungskatalog/Hrsg. A. Demandt, I. Engemann. Trier, 2007. Il. 16. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) МЕФОДИЙ (10-20-е гг. IX в. - 885), равноап. (пам. 6 апр., 11 мая), архиеп. Моравский, старший брат и соратник создателя славянской письменности равноап. Кирилла ОЛЬГА (Елена) (ок. 920 - 11.07.969), равноап. (пам. 11 июля, в Соборе Псковских святых, в Соборе Волынских святых) кнг. Киевская, правительница Древнерусского гос-ва (2-я пол. 40-х - нач. 60-х гг. X в.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/189737.html

прот. Алексий Сидоренко Вопросы перевода и интерпретации Священного Писания в переписке блаженного Августина с блаженным Иеронимом Источник Блаженный Августин (354–430) и блаженный Иероним (ок. 347–420) никогда не встречались друг с другом, хотя неоднократно высказывали горячее желание беседовать лично. Их общение ограничивалось перепиской, которая была не простым делом в то время, о чем свидетельствуют несколько пропавших писем и недоразумения с задержкой некоторых из них на несколько лет. Письма этих двух святых мужей остаются для нас драгоценным источником их суждений по разным темам, но главным образом по вопросам перевода и истолкования некоторых мест Священного Писания . Сохранилось 18 писем из, несомненно, более обширной их переписки, протекавшей с перерывом между 395 и 419/420 гг. 1 В исследовательской литературе она подразделяется, в соответствии с временными рамками и обсуждаемой тематикой, на два отдела. В первом отделе речь идет, главным образом, о толковании Послания св. ап. Павла к Галатам и о разных трактовках возникшего в Антиохи спора между апостолами Петром и Павлом ( Гал.2:11–14 ), а также об источниках предпринятого блаженным Иеронимом нового перевода Библии на латинский язык. Эти письма относятся к 395–405 гг. – 28 2 , 39 , 40, 67, 68 , 71, 72, 73, 74 (к третьему лицу, сопроводительное), 75, 81, 82. Второй отдел касается, в основном, проблем, связанных с вопросом о происхождении душ, и спора с пелагианами. Сюда относятся: а) большие по объему письма Августина Иерониму 166, 167, которые в «Пересмотрах» (Retractationes) Августином характеризуются как книги, и б) письма 172, 195, 123, 202, Переписка начинается письмом 28 Августина Иерониму. Оно было написано в 394 или 395 г., но попало к адресату лишь 8 лет спустя 3 . Однако по условиям того времени вышло так, что оно циркулировало в Риме независимо от воли Августина, из-за чего потом случилась размолвка между двумя святыми мужами, поскольку Иерониму сообщили, что Августин якобы выпустил в Риме какую-то книжку с критикой его переводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Иларий не мог усвоить себе истины действительного и совершенного человечества во Христе, в равной мере Ему присущего, как и Божество. По Иларию, человечество во Хрипе надо представлять как переживаемый момент Божественного Логоса, как временную и призрачную, а не постоянную и реальную часть Его существа. Для оправдания такого соединения субстанций в Логосе Иларий вводит в свою систему учение об истощании (evacuatio) формы Логоса во время земной жизни Христа, то есть о Его самоограничении, истощании. Божество Логоса добровольно уступает свой примат во Христе человечеству и присваивает себе рабский вид. Логос-Солнце как бы скрывается за тучу, за человеческое тело. Божество на время как бы сжалось, потускнело в своем славном облике, чтобы затем снова воссиять в прежнем блеске и славе. Это не значит, однако, что человечество Христа имело исключительный перевес над Божеством во дни Его плоти. По мысли св. отца, обе природы во Христе пребывают совершенными, и все их свойства и действия относятся к единой Богочеловеческой Личности как единому субъекту во Христе. «Через всю христологию Илария красной нитью проходит мысль о строгом единстве Богочеловеческой Личности Спасителя, которое достигается исключительно тем, что собственно носителем ее является Логос» 553 . У Илария нет надлежащей отчетливости в формулировке христологических понятий, как нет вообще и обстоятельного учения о Лице Христа Спасителя. Его богословская система страдает противоречиями и склонностью к докетизму, аполлинаризму и пр. Может быть, здесь сказался основной дефект римского богословия – неспособность к отвлеченной спекуляции и широким богословским обобщениям 554 . Ничем особенным не выделяется и христология блаж. Августина Гиппонского (354–430 гг.), и если мы на ней кратко остановились, то только потому, что Августин является одним из тех крупных богословов, которых дала Западная Церковь в золотой век богословской литературы 555 . Между прочим, в богословском учении блаж. Августина отведено значительное место логике и философскому обоснованию христианских истин, так что на Западе его можно считать первым схоластиком 556 , но схоластиком в лучшем смысле слова, в каком мы считаем нашего Леонтия Византийского первым схоластиком на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНЕСИЙ († до 660), св. (пам. зап. 3 июня), еп. г. Арверн (совр. Клермон-Ферран, Франция). Точные годы епископата неизвестны; 21-й епископ Арверна, занимал кафедру между св. Галлом II и Гироиндом. Предшественник Г. был еще жив ок. 630/5 г. (датировка послания к св. Дезидерию - Desiderii Cadurcensis Ep. 2. 20//PL. 37. Col. 265-267); еп. Гироинд упомянут в привилегии еп. Эммона Сенонского мон-рю Петра Живого в Сенонах (совр. Санс, Франция) в 660 г. (PL. 88. Col. 1174). Т. о., Г. был епископом Арверна в 40-50-х гг. VII в. Житие Г., опубликованное болландистами, является позднесредневек. панегириком и не представляет особой исторической ценности. Г. также упоминается в житиях своих преемников на епископской кафедре Арверна: св. Преекта († 675/6) и св. Бонита (690 - ок. 700); эти тексты относятся к кон. VII - 1-й пол. VIII в. Сохранилась древняя эпитафия в честь святого в церкви его имени в Клермон-Ферране (ранее ц. св. Симфориана). Согласно Житию, Г. происходил из знатной семьи сенаторского сословия. Вел отшельническую подвижническую жизнь. Избранный епископом, он пытался отказаться от высокого сана и хотел добиться в Риме разрешения остаться простым монахом, но паства воспрепятствовала этому. В 2 анонимных житиях св. Преекта сообщается, что, еще будучи архидиаконом, Г. взял на воспитание юного Преекта, дал ему хорошее духовное образование и впосл. доверил ему решать вопросы благотворительности (Vita Praeiecti secunda. 3), к-рой уделял особое внимание. Житие св. Бонита упоминает, что он основал в 30 км к юго-востоку от Арверна, в бывш. своем родовом имении, мон-рь Магнилок (совр. Манглиё), при нем учредил странноприимный дом (Vita Boniti. 17). Управление им он поручил аббату Еводию; видимо, это тот же эконом (лат. custos) Еводий позже, во время епископата св. Преекта, помогал св. Генесию , гр. Арвернскому († ок. 710), в учреждении мон-ря Камаларии (совр. Шамальер). В Магнилоке нек-рое время после отречения от епископского сана подвизался св. Бонит. Г. на собственные средства построил ц. св. Симфориана в Арверне, где и был погребен (Epitaphia S. Genesii). Ист.: ActaSS. Iun. T. 1. P. 315-317; Epitaphia S. Genesii//MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 228, 245-246; Vita S. Praeiecti [prima]//Ibid. P. 212-213; Libellus de ecclesiis Claromontanis//Ibid. T. 7. P. 463; Vita S. Praeiecti [secunda]. 3//ActaSS. Ian. T. 2. P. 636 [BHL, N 6915, 6917]; Vita S. Boniti. 17//Ibid. P. 1073. Лит.: BHL, N 3311-3312b; Mosnier S. -M. Les saints d " Auvergne. P., 1900. T. 1. P. 527-540; Viard P. Genès (7)//DGHE. T. 20. Col. 412-413; idem. Genesio, vescovo di Clermont//BiblSS. T. 6. Col. 119-120. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/162025.html

Разделы портала «Азбука веры» Оригинал I. История праздника в святоотеческой традиции Пятидесятница (греч. – Κυριακ της γας Πεντηκοστς; лат. – Pentecoste) является одним из древнейших праздников Христианской Церкви. Имеющий свой прообраз в Ветхом Завете ( Числ.34:22 ; Втор.16:10 ) и будучи установлен там в память дарования Синайского законодательства, с сошествием Святого Духа ( Деян. 2 ) в этот день в Церкви Христовой, в которой нашла свое завершение ветхозаветная история спасения, он получил новое осмысление. Блаженный Августин (354–430) [Contra Faustum Manichaeum, lib. 32, cap. 12] пишет: «Мы празднуем Пятидесятницу, то есть 50й день от страдания и воскресения Господня, в который Он послал нам обещанного Святого Духа, Параклита, что было прообразовано и иудейской пасхой, так как на 50й день после празднования закланного агнца Моисей получил на горе написанный перстом Божиим закон. Читайте Евангелие и обратите внимание, что там Дух Святой назван перстом Божиим» 1 . Первые упоминания о праздновании Пятидесятницы в христианском, а не иудейском понимании святитель Епифаний Кипрский (около 315–403) 2 и блаженный Августин 3 видят в небесспорных указаниях Деян.20:16 и 1Кор.16:8 . Достоверные же свидетельства о литургически оформленном христианском праздновании сошествия Святого Духа относятся лишь ко II–III векам, поскольку из-за совпадения с воскресным днем он воспринимался в неразрывной связи с Пасхой как ее продолжение. Тертуллиан (около 155 – 20е гг. III века) говорит о Пятидесятнице не как о дне, а как о 50-дневном промежутке времени, следовавшем за Пасхой и считавшемся наполненным праздничными днями, которые «мы проводим во всяком ликовании» 4 . В трактате «Об идолослужении» он пишет: «Каждый языческий праздник имеет для себя один день в году, … собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу» 5 . В сочинении «О Крещении» Тертуллиан, связывая период Пятидесятницы со Вторым Пришествием Спасителя, считает наиболее благоприятным временем для принятия крещения пятидесятидневный период после Пасхи, отражая тем самым древнюю традицию приурочивать крещение к этим дням 6 . В одном из фрагментов сочинений священномученика Иринея Лионского (II век) Пятидесятница, наряду с Пасхой и воскресеньем, упоминается уже как день, в который запрещается преклонять колени 7 . А Тертуллиан говорит о непозволительности поста и коленопреклонений во весь период от Пасхи до Пятидесятницы 8 . Ориген (II–III век), рассуждая о превосходстве христианских праздников над языческими и иудейскими и упоминая о Пятидесятнице вместе с пятницей, воскресеньем и Пасхой, рассматривает первую не в качестве периода года, а в качестве однодневного праздника 9 . Завещание Господа нашего Иисуса Христа (II, 28) 10 назначает для Пятидесятницы, подобно Пасхе, торжественную Литургию с мистагогией 11 .

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

Известно, что снисходя к немощи омиусиан, он «соглашался иногда давать изложения веры, составленные только из выражений библейских, без слова omooysios». А идя навстречу тем, кто не решался явно исповедать Божество Третьей Ипостаси, он «не доводил своих требований до исповедания Святого Духа Богом и сам воздерживался от публичного проповедания этого учения, хотя в частных сношениях выражался категорическим образом» (В. В. Болотов, т. 4, с. 98). Мы видим, таким образом, что, по мысли святого Василия, область Церкви может простираться и на схизматиков, притом даже на таких, которые погрешают в вероучительных вопросах. Еще не чужды Церкви те, кто держится некоторых особых мнений по вопросам веры, несколько уклоняющихся от строго православного учения, однако не извращающих коренных догматов Православия. Крещение, совершенное в таких инославных обществах, Церковь обычно признает действительным (если нет каких-либо отягощающих обстоятельств, заставляющих ее произнести особый приговор, отменяющий обычную практику). При известных же условиях, а именно при наличии в инославном обществе ненарушенного апостольского преемства, признается действительным и совершаемое в нем таинство хиротонии, хотя и в этом случае, при наличии важных причин, Церковь может лишить эти общества такого преимущества, как бы признав его иерархов лишенными сана. Очень важное значение для дальнейшего формирования взгляда на инославие имеет учение по этому вопросу блаженного Августина (354–430 гг.). Продолжая линию Оптата Милевитского и развивая его мысли дальше, блаженный Августин утверждает, что христиане, не состоящие в общении с Церковью, могут удерживать у себя действительные церковные таинства, хотя они и пользуются ими незакономерно. Таинства эти следует рассматривать как похищенные у Церкви («Против Крескония», 2, 12, 14 — Migne, ser. lat., t. 43, col. 474), но продолжающие оставаться ее собственностью. Свою действительность вне Церкви сохраняют, по мнению блаженного Августина, все таинства. Так, например, он признавал действительными и крещение и рукоположение, совершаемые донатистами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНЕРИЙ [лат. Venerius] († 408), свт. (пам. зап. 6 мая), еп. Медиоланский. Павлин Медиоланский в «Житии Амвросия Медиоланского» сообщает, что В. был одним из диаконов свт. Амвросия , к-рые поддержали в качестве его преемника св. Симплициана . Ок. 400 г., после смерти Симплициана, В. стал 13-м епископом в Медиолане (совр. Милан) и, по свидетельству блж. Иеронима , активным борцом с учением Оригена . Сохранилось послание папы Анастасия I (ок. 400) к Симплициану и В., где тот извещает епископов об осуждении учения Оригена (Apologia adversus libros Rufini 2. 22). По просьбе Карфагенского Собора 401 г. В. направил в качестве своего представителя в Африку диакона Павлина, автора «Жития Амвросия». Как сообщает еп. Еленопольский Палладий , низложенный в 404 г. с К-польской кафедры свт. Иоанн Златоуст искал поддержки у мн. иерархов Италии, в т. ч. и у В. Палладий также упоминает об ответном послании В. к Иоанну Златоусту (Palladius Vita Ioannis Chrysostomi). Сохранилось и послание свт. Иоанна Златоуста 406 г., адресованное непосредственно В. (Epist. 182). Епископство В. совпало с тяжелым временем для медиоланской церкви, испытывавшей значительные материальные трудности после нашествия вестготов в 402 г. В 403 г. имп. Гонорий со своим двором покинул Медиолан и перебрался в Равенну, что также сказалось на материальном обеспечении города и его церкви. В. был погребен в базилике Апостолов (совр. ц. Сан-Надзаро в Милане), где его мощи покоятся до сих пор. В VI в. христ. писатель Эннодий Тицинский посвятил В. одно из своих стихотворений. (Carmina 2, 79). Католич. Церковь проводила рекогницию мощей В. в 1579, 1894 и 1941 гг. Память В. впервые появляется в одном из милан. календарей в XI в. Ист.: Acta SS. Maii. T. 1. P. 494-495. Лит.: Lanzoni Fr. Le diocesi d " Italia. Faenza, 1927. P. 1018-109; Rimoldi A. Venerio//Bibl. SS. T. 12. Col. 1009-1011. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/150235.html

М., 1997; Дары и анафемы: Что христианство принесло в мир. М., 2001). Развитие совр. информационных технологий, в особенности сети Интернет, предоставило совр. А. уникальные возможности беспрепятственной проповеди христианства, прямой дискуссии с оппонентами на различных сайтах, напр. на форуме сайта диак. Андрея Кураева (http://www.kuraev.ru/gb), на форуме ж. «Православная беседа» (http://beseda.mscom.ru/forum). Вопросам происхождения мира и критике эволюционизма посвящен сайт «Православного общества защиты и раскрытия святоотеческого учения о сотворении мира» (http://creatio.nm.ru). Множество материалов по естественнонаучной А. представлено на сайте «Христианского апологетического центра» в работе к-рого участвуют представители разных конфессий, в т. ч. и православные. Лит.: Смирнов С. , прот. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1855; он же. История МДА до ее преобразования (1814-1870). М., 1870; Рождественский Н. П. , прот. Очерки истории апологетики и современно-научной постановки ее в западной богословской литературе//ХЧ. 1873. Ч. 3. Сент. С. 89-134; он же. Христианская Апологетика: Курс основного богословия. СПб., 1884. Т. 1; Буткевич Т. , прот. Краткий обзор русской апологетической литературы//ВиР. 1899. 19. С. 415-440; Светлов П. Я. Что читать по богословию? Систематический указ. лит-ры (248-1906 гг.). К., 1907; Зеньковский В. , прот. История русской философии. П., 1948, 1950. 2 т.; Сарычев В. Д. Ознакомление с главными трудами русской апологетической литературы/МДА. Загорск, 1952-1954. 2 т. (Ркп.); Флоровский Г. , прот. Пути русского богословия; Русская религиозно-философская мысль XX века: Сб. ст./Под ред. Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975; Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX века. П., 19912. Свящ. Павел Великанов, А. И. Осипов Рубрики: Ключевые слова: ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ разработанные в философии и богословии теоретические аргументы, обосновывающие средствами человеческого разума необходимость признания существования Бога АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ выяснение иносказательного смысла Свящ. Писания, литургического чина, религ., философск. и пр. текстов

http://pravenc.ru/text/75696.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [греч. Ιωσφ] (II в.), еп. Иерусалимский. Упоминается Евсевием , еп. Кесарийским (IV в.), в «Церковной истории» на 14-м месте при перечислении преемников 1-го еп. Иерусалимского ап. Иакова , брата Господня. И. входит в число первых 15 предстоятелей иерусалимской общины, к-рые были еще из обрезанных ( Euseb. Hist. eccl. IV 5. 3). В «Хронике» еп. Евсевий также называет И. на 14-м месте после ап. Иакова в списке Иерусалимских епископов времен имп. Адриана (117-138). В арм. переводе Самуила Анийского «Хроники» еп. Евсевия этот список помещен под 7-м годом правления Адриана, т. е. под 124 г.; в латинском переводе блж. Иеронима - под 8-м годом правления Адриана, т. е. под 125 г. Однако в обоих переводах не указывается точное время пребывания И. на епископской кафедре. Визант. хронист Георгий Синкелл († после 811) приводит тот же список, что и еп. Евсевий в «Хронике», помещая сведения о правлении И. под 127 г., однако уточняет, что И. занимал кафедру 2 года. Та же информация без к.-л. хронологической привязки появляется и в списке предстоятелей основных Церквей в «Хронографии» Никифора I , патриарха К-польского (нач. IX в.). В «Анналах» Евтихия , патриарха Александрийского (X в.), между Иерусалимскими епископами Ефремом и Иудой, где у еп. Евсевия Кесарийского помещен Иосиф, появляется Арсаний, которому приписывается 3 года епископского правления. По хронологии еп. Евтихия Арсаний занял кафедру не при Адриане, а в 8-й год правления его преемника имп. Антонина Пия, т. е. в 146 г., в то время как по хронологии, предлагаемой Георгием Синкеллом, епископат И. относится к 138-140 гг. Учитывая общую неуверенность хронистов в датировке правления первых Иерусалимских епископов или полное отсутствие к.-л. датировок в источниках, можно лишь констатировать, что И. руководил иерусалимской общиной в 1-й пол. II в. Ист.: Euseb. Hist. eccl. IV 5. 3; idem. Chron. T. 2. P. 166-167; Georg. Sync. Chron. P. 427; Niceph. Const. Chronogr. P. 124; Eutych. Annales. Col. 988. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/578455.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010