В нояб. 1917 г. были упразднены все благотворительные учреждения и об-ва помощи инвалидам и их семьям. Однако существование острейших социальных проблем, напр. массовой детской беспризорности, вынуждало прибегать к организованным формам проявления милосердия и благотворительности (Детский фонд им. В. И. Ленина). Церковь пыталась продолжать дело Б. Во время голода в Поволжье в нач. 20-х гг. св. Патриарх Тихон учредил Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. В 1922 г. эта комиссия была распущена властями, а собранные средства конфискованы. В 1928 г. общецерковная Б. была запрещена (запрет был подтвержден в 1961 и 1967). Гос. меры борьбы с нищетой переросли в борьбу с нищими. Бродяжничество объявили преступлением, бездомных отправляли подальше от больших городов, зачастую - в места заключения. В кон. 80-х гг. XX в. гос-во признало необходимость предоставления возможности гражданам инициативно участвовать в социальной взаимопомощи, видя в этом не только путь к частичному освобождению гос. бюджета от расходов на социальные нужды, но и одно из средств формирования гражданского об-ва. Были созданы неск. фондов, к-рые должны были охватывать своей деятельностью всю территорию гос-ва: Фонд культуры, Детский фонд, Фонд милосердия и здоровья. В последующие годы появилось большое число более мелких благотворительных фондов и орг-ций. Благотворительная деятельность РПЦ осуществляется в наст. время через синодальный Отдел по церковной благотворительности и социальному служению (создан в 1991), к-рый тесно взаимодействует с епархиальными, приходскими и монастырскими благотворительными учреждениями. Значительный вклад в общецерковную Б. вносят правосл. братства и сестричества, а также созданные при участии РПЦ благотворительные орг-ции: Некоммерческое партнерство православных предпринимателей «Попечитель», Ассоциация благотворителей «Православной энциклопедии», Клуб православных предпринимателей и т. д. Большая поддержка церковной Б. оказывается и частными лицами, и различными компаниями. Лит.: Максимов Е. Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. Б. м., 1894; он же. Особые благотворительные ведомства и учреждения. СПб., 1903; Благотворительные учреждения Российской империи. СПб., 1900. 3 т.; Лачаева М. Ю. , Наумова Г. Р. Благотворительность//Отечественная история: Энцикл. М., 1994. Т. 1; Власов П. В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001. С. С. Левин Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АДИАФОРА термин из области античных этических учений, обозначающий ряд безразличных в отношении добра и зла феноменов

http://pravenc.ru/text/149333.html

Св. Амвросий, архиепископ Медиоланский († 397). Великий учитель Западной церкви, церковный и политический деятель, писатель, гимнограф. Прп. Марк Подвижник (IV в.). Ученик св. Иоанна Златоуста . Подвизался в Египте. Писал духовно-аскетические сочинения. Прп. Исидор Пелусиот († 436). Ученик св. Иоанна Златоуста . Родился в Александрии и подвизался в Египте. В его письмах содержится много толкований на различные места Писания. Блаженный Августин , епископ Иппонский (354430 гг.). Величайший святой отец Западной церкви. Чрезвычайно плодовитый богосло, толкователь Св. Писания. Толкуя Писание, блаж. Августин использовал все известные в его время методы экзегезы. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин († 435). Западный подвижник и богослов, по духу и образованию принадлежал Востоку. Слушал проповеди Иоанна Златоуста . Писал наставления для подвизающихся в монашестве. Прп. Исихий Иерусалимский († 432). Ученик св. Григорий Богослова , палестинский подвижник. Толковал Св. Писание. Св. Кирилл, архиепископ Александрийский († 444). Великий учитель. Церковный деятель первой половины V века. Догматист и экзегет. Истолковал почти всё Св. Писание. Боролся с несторианской ересью. Блаженный Диадох, епископ Фотики и Иллирийской (вторая половина V в.). Известен словами подвижническими о жизни духовной. Стефан Фиваидский, время его жизни и подвижничества относят к V веку. Прп. Иоанн Лествичник , игумен Синайский (483 – 563 гг.). Подвизался в Синайском монастыре, знаменит своим непревзодённым сочинением «Лествица», в котором излагает путь духовного восхождения человека в виде тридцати ступеней (добродетелей) по числу лет Спасителя. Прп. Максим Исповедник , монах († 662). Крупный византийский богослов, излагавший христианское догматическое и нравственное учение в системе эллинистического мышления. Учитель церкви, противоставший монофелитской ереси. Прп. Исаак Сирин , епископ Ниневийский (VII в.). Подвижник, глубокий учитель духовно-созерцательной жизни, мистик. Описывал духовные состояния, о которых другие отцы обычно ничего не писали. Писал на сирийском языке. Некоторые исследователи полагают, что он был несторианином.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Амвросий, епископ Медиолана (ок. 340–397) происходил из христианской семьи (его отец был префектом Галлии) и получил юридическое образование. Поначалу Амвросий избрал светскую карьеру, занимая крупную должность в Медиолане (Милан), но в 374 г. неожиданно для самого себя был избран епископом и вскоре приобрел репутацию выдающегося духовного авторитета, каким его воспринимал молодой Августин. О твердости и непреклонности Амвросия ходили легенды. Рассказывали, например, что, когда император Феодосий разрушил Фессалонику, Амвросий закрыл перед ним двери церкви. Основные сочинения Амвросия – «О вере», «О Святом Духе», «О благе смерти», «Об Исааке, или О душе», «Шестоднев» (в большинстве своем – талантливые проповеди ) – показывают хорошее знакомство с неоплатонизмом, но вместе с тем свидетельствуют о нравственно-практической направленности всей мысли Амвросия. «Шестоднев» развивает традицию Василия Великого и широко использует аллегорический метод для толкования Писания. Трактат «Об обязанностях священнослужителей» написан под несомненным влиянием Цицерона и стоической традиции. Деятельность Илария, Викторина и Амвросия, способствовавшая развитию латинской теологии и теологической лексики, укоренению неоплатонические идей на латинской почве, подготовила появление Августина. Аврелий Августин (354–430) родился в Тагасте (Северная Африка), получил хорошее риторическое образование и испытал большое влияние матери-христианки. Поначалу он избрал светское риторическое поприще и думал о карьере адвоката. В молодости ему пришлось пережить увлечение манихейством (дуалистическим учением, напоминавшим гностицизм). Со временем, однако, внутренние перемены и внешние обстоятельства привели Августина к христианству. В середине 380-х гг. он слушал проповеди Амвросия, не без влияния которого вскоре стал христианином. В Медиолане и Риме Августин познакомился с некоторыми сочинениями неоплатоников в переводах Мария Викторина. В 386–388 гг. появились его первые философские сочинения – «Против академиков», «О порядке» и др. – еще очень рассудочные и проникнутые уважением к античной мудрости. Вернувшись в Африку, Августин принял сан священника, а с 395 г. до конца жизни оставался епископом города Гиппон.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святителей АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123216.html

Далее архив ученого поступает в распоряжение специально созданной Комиссии по размещению архивов Н. К. Никольского в одном из помещений Библиотеки Академии наук (в состав комиссии входили А. М. Файнштейн, Л. М. Добровольский, H. Н. Зарубин, Б. В. Александров, Е. С. Лосева). Уже 28 апреля 1936 г. архивные материалы в количестве 287 папок передали на хранение и обработку в Ленинградское отделение Архива Академии наук. Согласно составленному 23 июня акту, на постоянное хранение в Государственный Эрмитаж поступила коллекция монет, медалей, жетонов, печатей и бумажных знаков, принадлежавших Н. К. Никольскому и его семье: «античных и византийских монет 430 экз., восточных монет 57 экз., русских монет 5133 экз., западноевропейских монет 942 экз., русских печатей 206 экз., русских медалей и жетонов 244 экз., бумажных денежных знаков 87 экз. (всего 7133 экз.), среди них золотых – 2 экз., серебряных – 890 экз., медных – 5887 экз., прочих материалов – 354 экз.». В деле фонда сохранился документ о передаче в Секретную часть Академии наук следующих ценных предметов: орденов дореволюционного времени: ордена Владимира (гражданского) 3-й степени, двух орденов Анны больших и трех орденов Анны малых, двух серебряных медалей 1859 г. на открытие памятника Николаю I на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге и одной серебряной медали 1894 г. с изображением Александра III. В Библиотеку Академии наук поступили на хранение библиотека семьи Никольских, собранная Н. К. Никольским картотека и часть его рукописного наследия. Сюда же были переданы материалы по истории Кирилло-Белозерского монастыря. В 1940 г. эта коллекция поступила на постоянное хранение в Ленинградский филиал Института истории Академии наук. В материалах фонда Института русской литературы (Пушкинский Дом) сохранился акт о передаче Институту части рукописного наследия Н. К. Никольского: архивов дворянских родов Нелидовых, Сарычевых, Богдановых, материалов к картотеке. 759 Поступившие на хранение в Ленинградское отделение Архива Академии наук документы обрабатывались около двух лет, в 1938 и 1939 гг. Было составлено 11 описей. Значительно позже, в конце 80-х, часть рукописного наследия (переписку и материалы о деятельности) систематизировала и описала научный сотрудник Архива H. С. Карейша. В результате обработки утратила практическое значение 4-я опись. В настоящее время личный фонд Н. К. Никольского содержит 1200 ед. хр. за 1580–1937 гг., материалы разделены на 10 описей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В марте 1612 г. второе ополчение выступило из Нижнего Новгорода. В августе его отряды вошли в Москву. К этому же времени подоспел к Москве со свежими силами гетман Ходкевич. Прорваться в Москву ему не удалось. Польский гарнизон, осажденный силами Пожарского в Кремле, вынужден был 27 октября 1612 г. сдаться. Освобождение Москвы явилось поворотным моментом в истории интервенции начала XVII в. В феврале 1613 г. в Москве был созван Земский собор для избрания на трон нового царя. Им был избран представитель старого московского боярства – Михаил Федорович Романов. В результате военных действий и дипломатических переговоров в 1617 г. был заключен Столбовский мирный договор со Швецией, по которому Швеция должна была вернуть России Новгород и Новгородскую область, но оставляла за собой Ижорскую землю с берегами Невы и Финского залива, а 1 декабря 1618 г. в селе Деулине было заключено перемирие между Москвой и Польшей; хотя Польша сохраняла за собой Смоленскую землю, Россия получала передышку на четырнадцать с половиной лет. Начинался период восстановления экономического и политического положения Русского государства после более чем тридцатилетнего периода Смутного времени – так была названа современниками эпоха внутренних неурядиц и польско-шведской интервенции конца XVI–haчaлa XVII в. 977 Платон философъ... – Древнегреческому философу Платону (427–347 гг. до н. э.) принадлежит, в частности, трактат «Государство», в котором рассматриваются те же проблемы. 978 Ксенефонтъ философ написаша о длах царя перскаго Кируса ... – Речь идет о трактате Ксенофонта (430–355/354 гг. до н. э.) «Киропедия», содержавшем описание жизни и деяний персидского царя Кира Старшего (ум. в 530 г. до н. э.). 981 ...злоб ради ихъ... человческом покажется – пропуск в ркп. восполняется по списку РНБ, собр. Титова, 1121. 982 Коли Апиуш Клавдиуш, думной и началъный бояринъ... Вергиниуша. – Здесь и далее в трактате употребляется русская социальная терминология XVII в.: думный боярин, князь, гетман, дума и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7/Феодорит блаженный (лл. 15 об., 56, 56 об., 60, 70 об., 71) (390 или 393 – 457) – епископ Киррский (в рукописи НБ РК ошибка переписчика «Феодорит Курский» исправлена карандашом на правильное «Кирский» (л. 15 об.)), греческий церковный писатель и богослов. Феофан Прокопович ссылается на его «Церковную историю», написанную не ранее 40-х гг. V в. (л. 56), а также на экзегетические сочинения Феодорита (в частности, толкования на книгу пророка Иоиля (л. 15 об.) и на Послания апостола Павла (лл. 60 (?), 70 об., 71)). 8/ Кирилл Александрийский (л. 15 об.) (ок. 380 – 444) – один из отцов и учителей церкви, архиепископ Александрии, церковный писатель. Феофан Прокопович ссылается на его толкования на книгу пророка Иоиля (л. 15 об.). 9/ Августин Блаженный , Аврелий (Augustinus Sanctus) (лл. 44 об., 60) (в списке НБ РК просто «Августин») (354–430) – христианский теолог, виднейший представитель западной патристики, учитель церкви. Феофан Прокопович ссылается на трактат «О граде Божием» («De civitate Dei»), написанный между 413 и 427 гг. и состоящий из 22 книг (л. 60). 10/«Еразм» (в списке НБ РК) (л. 47 об.) – вероятно, имеется в виду Эразм Роттердамский (Erasmus Roterodamus; 1469–1536) – нидерландский гуманист эпохи Возрождения, писатель и богослов. В 1516 г. Эразм Роттердамский осуществил издание греческого оригинала Нового завета и собственный параллельный его латинский перевод с подробными комментариями, исправлявший ошибки общепринятого в католической церкви латинского текста Писания, сделанного Иеронимом (так называемой Вульгаты). В нашем тексте «Еразм», как кажется, упоминается среди толкователей Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам (а именно фрагмента гл. 2, ст. 4). 11/Корнелий a Lapide (Cornelius a Lapide) (лл. 47 об., 60) (в списке НБ РК «Корнилий Алапиде, езуит» – л. 47 об.) (1567–1637) – бельгийский иезуит, католический экзегет, составивший себе имя как комментатор затруднительных мест Библии . 12/ Евсевий Кесарийский (Евсевий Памфил) (л. 52, 52 об.) (в списке НБ РК «Евсевий Кесарнийский» (л. 52) и « Евсевий Кесарийский » (л. 52 об.)) (ок. 263 – ок. 339) – греческий церковный писатель, первый историк церкви, автор «Церковной истории», написанной около 325 г. Первое издание «Церковной истории» Евсевия, в основу которого был положен очень плохой список,

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

58–50 гг. до Р.Х. Войны Юлия Цезаря в Галлии 50 гг. до Р.Х «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря 9 г. н.э. Победа германцев над римлянами в Тевтобургском лесу 98 г. н.э. «О происхождении германцев и местоположении Германии» Тацита 165–180 Маркоманские войны III-VI вв. Великое переселение народов 284–305 Правление императора Диоклетиана 306–337 Правление императора Константина I Великого Медиоланский (Миланский) эдикт Константина и Лициния Первый Вселенский собор в Никее 325–375 Правление Германариха в Остготском королевстве Основание Константинополя 330–390 Указ Константина о прикреплении колонов к земле 339–397 Архиепископ Медиоланский святитель Амвросий 342–420 350–407 354–430 Приход гуннов в Северное Причерноморье Победа вестготов над римлянами при Адрианополе 379–395 Правление императора Феодосия Великого Эдикт Феодосия Великого о кафолической вере Второй Вселенский собор в Константинополе Разделение Римской империи на Западную и Восточную 395–408 Правление Аркадия в Восточной Римской империи 395–423 Правление Гонория в Западной Римской империи 408–525 Философ Боэций Взятие Рима вестготами во главе с Аларихом 418–507 Вестготское королевство в Южной Галлии 425–455 Правление Валентиниана III в Западной Римской империи 435–453 Правление короля гуннов Атиллы 439–534 Вандальское королевство в Северной Африке 451 июнь 15 Разгром гуннов на Каталаунских полях («Битва народов») Разграбление Рима вандалами Традиционная дата падения Западной Римской империи 480–550 481–511 Правление короля франков Хлодвига Создание франкского королевства (битва при Суассоне) 486–751 Династия Меровингов во Франкском королевстве 493–526 Правление короля остготов Теодориха Нач. VI в. Оформление «Салической правды» франков 527–565 528–534 «Свод гражданского права» в Византии 540–604 Святитель Григорий I Великий (папа с 590) 541–552 Правление короля остготов Тотилы 535–555 Война Византии с остготами, покорение Италии 568–574 Королевство лангобардов в Италии 613–629 Правление короля франков Хлотаря II

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нашествие германских племен кимвров и тевтонов на Рим 58–50 гг. до Р.Х. Войны Юлия Цезаря в Галлии 50 гг. до Р.Х «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря 9 г. н.э. Победа германцев над римлянами в Тевтобургском лесу 98 г. н.э. «О происхождении германцев и местоположении Германии» Тацита 165–180 Маркоманские войны III–VI вв. Великое переселение народов 284–305 Правление императора Диоклетиана 306–337 Правление императора Константина I Великого Медиоланский (Миланский) эдикт Константина и Лициния Первый Вселенский собор в Никее 325–375 Правление Германариха в Остготском королевстве Основание Константинополя 330–390 Архиепископ Константинопольский святитель Григорий Богослов Указ Константина о прикреплении колонов к земле 339–397 Архиепископ Медиоланский святитель Амвросий 342–420 Епископ Стридонский блаженный Иероним 350–407 Архиепископ Константинопольский святитель Иоанн Златоуст 354–430 Епископ Иппонский блаженный Августин Приход гуннов в Северное Причерноморье Победа вестготов над римлянами при Адрианополе 379–395 Правление императора Феодосия Великого Эдикт Феодосия Великого о кафолической вере Второй Вселенский собор в Константинополе Разделение Римской империи на Западную и Восточную 395–408 Правление Аркадия в Восточной Римской империи 395–423 Правление Гонория в Западной Римской империи 408–525 Философ Боэций Взятие Рима вестготами во главе с Аларихом 418–507 Вестготское королевство в Южной Галлии 425–455 Правление Валентиниана III в Западной Римской империи 435–453 Правление короля гуннов Атиллы 439–534 Вандальское королевство в Северной Африке 451 июнь 15 Разгром гуннов на Каталаунских полях («Битва народов») Разграбление Рима вандалами Традиционная дата падения Западной Римской империи 480–550 Аббат Бенедикт Нурсийский 481–511 Правление короля франков Хлодвига Создание франкского королевства (битва при Суассоне) 486–751 Династия Меровингов во Франкском королевстве 493–526 Правление короля остготов Теодориха Нач. VI в. Оформление «Салической правды» франков 527–565

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

Характер богословской публицистики 14 в. на Востоке определяется преимущественно двумя явлениями: распространением мистицизма (исихазм), породившим полемику его приверженцев против рационалистических тенденций в схоластике, и борьбой вокруг унии. Сохранились произведения многочисленных богословов и философов, отстаивавших интересы различных общественных группировок. Наиболее значительными памятниками этих споров являются произведения великого мистика Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского 108 ; греческого митрополита, а затем католического кардинала Виссариона Никейского (1403–1472), получившего в 1463 г. от папы сан латинского патриарха Константинополя; его оппонента Марка Евгеника, митрополита Эфесского (1392–1444) 109 ; Георгия Схолария (ок. 1400 – ок. 1464), ставшего первым при турецких властях Вселенским патриархом (в 1454–1456 и 1463–1465 гг.) с именем Геннадия II 110 . К публицистическим произведениям примыкают письма. Много споров вызвали сохранившиеся в греческом переводе письма папы Григория II (715–731) императору Льву III Исавру (717–741): в 80–х гг. 19 в., когда было популярно гиперкритическое отношение к источникам и любая непоследовательность считалась признаком неподлинности, эти письма расценивались как подложные; сейчас их считают подлинными, но подвергшимися некоторым интерполяциям. Сохранилась обширная переписка императоров 14 в. (особенно важны послания Мануила II Палеолога), переписка историка и полемиста Никифора Григоры (между 1290 и 1295 – ок. 1360), автора «Истории ромеев» в 37 книгах, описывающей события 1204–1359 гг.; антипаламита и переводчика на греческий «Суммы теологии» Фомы Аквината Димитрия Киддниса и многих других лиц, иногда по другим источникам не известных. Значительное число писем и публицистических сочинений пока не опубликовано. § 2. Латинская историография Под греческим влиянием развивается самостоятельная латинская историография 111 . Первым латинским христианским историком был Лактанций (De mortibus persecutorum), за ним – Руфин, который перевел «Церковную историю» Евсевия и довел его изложение до 395 г. В это же время Аврелий Августин , епископ г. Гиппон (также – Иппон, Африка) Регий (354–430), написал сочинение «О граде Божьем» (De civitate Dei) – богословское осмысление

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010