(возможно, принадлежавшего перу известного дипломата Петра Патрикия), вошедшего в качестве эксцерптов в произведение «О церемониях византийского двора» Константина Багрянородного, ни одного из родственников умершего императора не рассматривали в Константинополе как реального претендента на престол. Могущественный препозит священной спальни Амантий добивался трона для своего племянника Феокрита, но войско высказалось за комита экскувитов Юстина. На его же стороне оказались сенат и народ, недовольные религиозной и социально-политической деятельностью Анастасия. См.: Malal. Р. 410 – 411; De cer. P. 426 – 430. Что касается троих племянников Анастасия (Ипатия, Помпея и Прова), то при всем том, что они не отличались особыми дарованиями, они не были отстранены от двора и продолжали пользоваться высокими титулами и должностями вплоть до 532 г., когда они оказались замешаны в восстании Ника. См.: Чекалова А. А. Константинополь... С. 109 – 110. 85 Каос (Каус) был сыном Кавада от той его жены и сестры, которая помогла ему спастись бегством из Замка забвения. Он родился еще в первый период правления Кавада, и его воспитание шах доверил маздакитам, приверженцем которых Каос, естественно, и стал. Поэтому маздакиты держали его сторону. Между тем Кавад уже отходил от этого, ставшего опасным в его глазах, течения. По всей видимости, это и явилось одной из причин, по которой стареющий шах хотел видеть своим преемником своего младшего сына Хосрова, придерживавшегося, напротив, зороастризма и имевшего тесные связи с зороастрийским духовенством. См.: Christensen A. L’Iran... P. 354 – 355. О притязаниях Каоса на шахский престол см. ниже: I. 21. 20. 86 Хосров был сыном сестры того самого Аспеведа (Аспахбада), который заключал со стороны Ирана мир с Византией. См. 1.9. 24. Этот Аспевед принадлежал к древнему парфянскому роду и имел сан шпахбада, т. е. командующего военными силами Ирана. См.: Christensen A. Le règne... P. 95. N. 3. 87 Прокл – юрист, квестор священного дворца 522523 – 525526 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

и августинизмом и несводимой к этим крайностям (см.: Ogliari. 2003. P. 91-106; Уивер. 2006. С. 62-69). Отвечая на письма Проспера и Илария, блж. Августин в сочинениях «О предопределении святых» (De praedestinatione sanctorum; CPL, N 354) и «О даре пребывания» (De dono perseverantiae; CPL, N 355), написанных в 428-429 гг., повторял и усиливал основные тезисы собственного учения о благодати (подробнее о содержании см.: Ogliari. 2003. P. 153-183; Уивер. 2006. С. 69-91). При критике взглядов оппонентов блж. Августин исходил из фундаментальной убежденности в том, что никакие заслуги человека не могут предшествовать благодати. Понимая под заслугами не только поступки, но и волю, желания, намерения, веру и т. д., блж. Августин считал, что допущение любых вознаграждаемых Богом человеческих заслуг ведет к П., т. е. к умалению и отвержению значения благодати (см.: Aug. De praedest. sanct. 18. 37; Idem. De dono persev. 8. 16; 16. 41). Поскольку благодать всегда подается «даром», только Бог заранее определяет, кому она будет дана и кто благодаря ей будет спасен. Как начало веры, т. е. первоначальное обращение человека к Богу, так и пребывание в добре до конца жизни всецело зависят от благодати, подаваемой согласно предопределению, а не согласно предведению (см.: Idem. De praedest. sanct. 2. 5; 8. 16; 10. 19; 18. 36; 21. 43; Idem. De dono persev. 7. 14; 13. 32-33; 18. 47; подробнее о концепции предопределения см.: Ogliari. 2003. P. 303-402). В последних антипелагианских сочинениях блж. Августина была представлена система взаимосвязанных богословских убеждений, исключавшая для ее сторонников возможность к.-л. доктринальных уступок и компромиссов, поэтому получение этих сочинений в Юж. Галлии не разрешило, а лишь усилило споры. После кончины блж. Августина в авг. 430 г. его последователи вновь и вновь возвращались к полемике с оппонентами и добивались от Римских епископов признания т. зр. блж. Августина офиц. учением Западной Церкви. Третий этап пелагианских споров: П. и полупелагианство от III Вселенского Собора (431) до Аравсионского Собора (529)

http://pravenc.ru/text/2579902.html

пер. Г.А. Тароняна 43. Аврелий Августин (блаженный) (354–430 гг. н. э.) христианский писатель (писавший на латинском языке), один из значительных отцов Церкви, епископ города Гиппон (в Северной Африке). Среди его многочисленных сочинений выделяются «Исповедь» и «О граде Божьем» (в 22 книгах), который противопоставляется граду земному. О граде Божьем VIII, 9 (Рассматривая различные роды теологии, Августин приходит к выводу, что ближе всего к христианству учение Платона) 9. О той философии, которая ближе подходит к истине христианской веры Итак, какие бы философы ни держались вышеизложенного мнения о высшем и истинном Боге, что он есть создатель всего сотворенного, свет, благодаря которому все познается, благо, ради которого все делается, что это от него у нас начало нашей природы, истина учения, счастье жизни, будь то платоники, (...) будь то италики, (...), будь то те и у других народов, которые считаются мудрецами или философами, атлантийцы, ливийцы, египтяне, инды, персы, халдеи, скифы, галлы, испанцы и другие, которые увидели это и стали учить этому, всех их мы предпочитаем прочим и признаем их более близкими к нам. (...) X, 32 32. . О всеобщем пути к спасению души, который Порфирий, ища плохо, не нашел, и который открыла только христианская благодать (...) А когда Порфирий к концу первой книги «О возвращении души» говорит, что еще не принято в одно какое-нибудь учение то, что содержало бы в себе всеобщий путь к спасению души, будь то философией истиннейшей какой-нибудь или нравственным учением индов, или (...), то он, несомненно, тем самым признает, что некий путь существует, но еще не стал известен ему. (...) Когда же он присовокупляет «или нравственным учением индов, или (...)», то яснейшим образом свидетельствует, что ни в том, чему он научился у индов, ни в том, чему у халдеев, не содержится этот всеобщий путь к спасению души (...) XIV, 17 О наготе первых людей, которую после греха они нашли позорной и постыдной (...) И в тенистых пустынях Индии, хотя некие люди занимаются философией нагими, отчего называются гимнософистами, однако они носят на детородных членах покровы, каковых у них нет на остальных членах тела. (...)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

51 Аларих I (ок. 370–410) – король вестготов с 395 г. 24 августа 410 г. взял Рим и подверг его трехдневному разгрому. Это первое (после галльского нашествия в Италию в 4 в. до н. э.) взятие Рима варварами произвело огромное впечатление на современников; оно было началом окончательного захвата верварами Западной Римской империи. 52 Августин Блаженный Аврелий (354–430) – христианский теолог, виднейший представитель западной патристики. 55 Моисей – в преданиях иудаизма и христианства первый пророк бога Яхве и основатель его религии, законодатель, религиозный наставник и политический вождь еврейских племен в так называемом исходе из Египта в Ханаан (Палестину). 56 Аарон – в ветхозаветных преданиях первый в череде первосвященников, родоначальник священнической касты. Когда Моисей поднимается на Синайскую гору для общения с Яхве, он поручает народ Аарону и Ору; по требованию народа Аарон изготовляет золотого кумира в виде тельца, чем нарушает запрет идолопоклонства и навлекает гнев Яхве, от которого оказывается спасенным лишь благодаря заступничеству Моисея. 58 Речь идет о персидском поэте Руми Джамуддине и его поэме " Месневи», считающейся классическим памятником суфийской поэзии. 62 Кант Иммануил (1724–1804) – немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии. 69 Милль Джон Стюарт (1806–1873) – английский философ-позитивист, экономист и общественный деятель. 72 Говард Джон (1726–1790) – английский филантроп, особенно много сделавший для преобразования мест заключения преступников и тюремного режима. 73 Вашингтон Джордж (1732–1799) – американский государственный деятель, главнокомандующий американской армией во время войны за независимость в Северной Америке в 1775–1783 гг., первый президент США (1789–1797). 75 Припоминаю по этому поводу рассказ покойного профессора Лясковского, отличного латиниста. В каком-то венгерском городке привелось ему, лет пятьдесят тому назад, передать поручение незнакомой даме. Подходя к ее дому, он спрашивал себя, на каком языке заводить с нею разговор. Отворила ему дверь маленькая девочка, а вслед за нею раздался голос ее матери: «Claude Januam». – «Clausa est», – отвечала девочка и ввела посетителя в гостиную.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Татиан Ассириец в «Речи против эллинов» пишет: «Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы... демоны изобрели судьбу. Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, – пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, – для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом: таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчинясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей» 175 . Аргументы христиан против астрологии приводит один из крупнейших христианских мыслителей периода патристики блаженный Августин , епископ Иппонийский (354–430 гг.) 176 . 1 . Верящие в то, что Бог дал звездам власть вершить судьбы людей, наносят великое оскорбление Небу, ибо получается, что самим Богом предопределено некоторым людям совершать злодейства. 2 . Таким образом, суду Божию нет места в делах человеческих, если им придана звездами неотвратимая необходимость. 3 . Душа даруется человеку в момент его зачатия, роды же – лишь этап развития, предопределенный зачатием. Астрологи совершенно безосновательно составляют гороскоп на рождение, а не на зачатие. 4 . В одно и то же время, когда расположение звезд совершенно одинаково, рождаются люди с различными характерами и судьбой.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sud-sove...

Этот Символ был, прежде всего, крещальным Символом Востока. Впоследствии, в V в., мы находим его в восточной литургии, в IX в. – во франкских Церквях, в XI в. – в Риме. Никео-Константинопольским он был назван только в XVII в. Догматический перевод, приведенный здесь по греческому оригиналу, отличается от того, который употребляется в современной латинской литургии. (8/1, 150) Веруем во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого; и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все сотворено; ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес, воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего человеком; распятого за нас при Понтии Пилате; страдавшего и погребенного и воскресшего в третий день по Писаниям, восшедшего на небеса; сидящего одесную Отца, вновь грядущего со славою судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца; и в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, 5 Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава; Который вещал через пророков; и во единую святую вселенскую и апостольскую Церковь . Исповедуем единое крещение во отпущение грехов. Ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. Символ «Quicumque», или «Символ Афанасия» (между 430 и 500 ? гг.) Символ Quicumque (таково его первое слово) не принадлежит епископу Александрии Афанасию (298–373). Этого Символа нет ни в одной рукописи трудов епископа, и он был приписан ему только в VII в. Составленный на латыни и немало позаимствовавший из латинского богословия, он был, видимо, выработан в конце V в., в среде, питавшейся трудами св. Августина (354–430), возможно, на юге Галлии. Было предложено множество авторов, как, например, Гиларий (Иларий) Арльский (ум. 449), Амвросий Медиоланский (ок. 340–397), Никита Ремезианский (ум. после 414), Гонорат Арльский (ум. 429/430), Викентий Леринский (ум. до 450) и т. д. Ни одно авторство не может быть окончательно принято. Ритмические и антитетические формулировки, говорящие о разных аспектах Тайны Троицы и Воплощения, безусловно, облегчили распространение этого Символа. Принятый у протестантов, он используется также в англиканской и римской 6 литургиях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Указатель имен Абгар V (Авгар, бар Ману Уккама, т. е. Черный), в 13–50 гг. топарх сирийского государства Осроена со столицей в Эдессе, адресат писем Иисуса Христа – 413 Абдаллах ал-Баттал (ум. 740), мусульманский герой, борец за веру – 321 Абу Бекр (Абу Бакр, ок. 568–634), тесть Мухаммеда, халиф в 632–634 гг. (первый из четырех праведных халифов), при котором началась арабская экспансия – 288 Август (Октавиан, 63 до н.э.–14 н. э.), римский император в 27 г. до н.э.–14 г. н. э. – 63, 70, 113, 252 Августин Аврелий (Aurelius Augustinus, 354–430), епископ города Гиппона в Северной Африке, один из отцов древней Церкви, представитель латинской классической патристики, католический святой – 129, 187 Аврелиан , префект Константинополя при имп. Аркадии 1082 149, 150, 151 Аврелиан (Луций Домиций, 214–275), римский император в 270–275 гг. – 114,141,275 Агапит-диакон – 41 Агапит I , папа Римский в 535–536 гг. – 217 Агафий Миринейский (VI в.), византийский историк – 252, 253, 258 Адонц Николай Георгиевич (Тер-Аветикян Геворгов, 1871–1942), кавказовед, арменист – 414 Адриан (Публий Эллий, 76–138), римский император в 117–138 гг. – 106, 159,207,210 Адриан I , папа Римский в 772–795 гг. – 353 Азаревич Дмитрий Иванович (1848–1920), историк римского и византийского права, канонист – 91 Айналов Дмитрий Власьевич (1862–1939), византинист и искусствовед – 188 Акакий , патриарх Константинопольский в 471–489 гг. – 166, 167 Аларих (ок. 370–410), вождь вестготов с 395 г., король Аларих I с 409 г. – 148,149,161,186 Аларих II , король вестготов в 484–507 гг. – 160 Александр , византийский император в 886–913 гг., сын имп. Василия I, соправитель имп. Льва VI – 401 Александр Великий (356–323 до н. э.), македонский царь в 336–323 гг. до н. э., сын Филиппа II – 113, 146, 271 Алексей I Комнин , византийский император в 1081–1118 гг. – 462, 464, 468,470,471,490 Алексей Михайлович , русский царь в 1645–1676 гг. – 448 Алеман Николай (1583–1626), итальянский византинист греческого происхождения, хранитель Ватиканской библиотеки – 41, 191

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Деяния Собора 1917–1918 гг. Т. 5. С. 221; Т. 6: Кн. VI: Деяния LXVI–LXXVII. С. 284. Цыпин Владислав, протоиерей. Русская Церковь: 1917–1925. Изд. Сретенского монастыря, 1996. С. 40. Деяния Собора 1917–1918 гг. Т. 2: Деяния XVII–XXX. С. 225–231. Там же. С. 353–354. Там же. С. 269, 270. См., напр.: Сафонов Дмитрий. «Великая радость на земле и на небе». Святитель Иларион (Троицкий) и его вклад в восстановление патриаршества// Православие.Ru . Деяния Собора 1917–1918 гг. Т. 3: Деяния XXXI–XL. М., 1994. С. 39. Деяния Собора 1917–1918 гг. Т. 2: Деяния XVII–XXX. С. 377. Деяния Собора 1917–1918 гг. Т. 6: Кн. VI: Деяния LXVI–LXXVII. С. 109. Деяния Собора 1917–1918 гг. Т. 2: Деяния XVII–XXX. С. 425. Там же. С. 428. Там же. Там же. С. 373. Цит. по: Сафонов Дмитрий. «Великая радость на земле и на небе». Святитель Иларион (Троицкий) и его вклад в восстановление патриаршества. Деяния Собора 1917–1918 гг. Т. 5. С. 364, 365. Деяния Собора 1917–1918 гг. Т. 3: Деяния XXXI–XL. С. 51, 53. Там же. С. 55. Деяния Собора 1917–1918 гг. Т. 4. М., 1996. Кн. IV: Деяния XLVI–LI. С. 41. Цит. по: Голубцов Сергий, протодиакон. Материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА: Архиепископ Иларион (Троицкий). С. 119. [Попов И. В.] Живая жизнь: II. В академии. С. 430–436 (2-я пагин.), С. 434. Свидетельства архимандрита Илариона (Троицкого) и священника Павла (Флоренского) о прекращении существования старой «Академии у Троицы»/Публ. игумена Андроника (Трубачева)//Богословский вестник. 2009. 8–9. С. 502. Сафонов Д.В. Академическое служение священномученика Илариона (Троицкого) и его борьба с обновленчеством: По материалам публичных диспутов в Политехническом музее//Богословский вестник. 2005–2006. 5/6. С. 337. Свидетельства архимандрита Илариона (Троицкого) и священника Павла (Флоренского) о прекращении существования старой «Академии у Троицы». С. 503. Сафонов Д.В. Академическое служение священномученика Илариона (Троицкого) и его борьба с обновленчеством. С. 338. Иларион (Троицкий), архимандрит. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от 9 мая 1919 г.//Архив А.В. Никитского.

http://ruskline.ru/opp/2020/07/23/zhizne...

212-257 КАНОНИЗАЦИЯ причисление Церковью подвижника веры и благочестия к лику святых через акт высшей церковной власти 269-359 359-364 КАНОНИКА (VI в.), прп. (пам. груз. 5 нояб.), дева, дочь к-польского вельможи, подвизалась отшельницей в Иорданской пустыне 354-365 КАНОНИССЫ женщины, удалившиеся от мирской жизни и жившие в общине, но не приносившие традиционных монашеских обетов 365-366 366-367 367-421 258-267 421-422 КАНОНЫ (правила), основополагающие церковные законы, относящиеся к церковному устройству и дисциплине 422-425 425-427 427-430 430-431 431-433 433-484 484-502 502-505 505-507 507-508 КАНТАТА в западноевроп. музыке с XVII в. жанровое обозначение, относящееся к многочастным вокально-инструментальным сочинениям разного типа 508-512 512-513 513-516 516-517 517-519 519-525 525-528 КАОНА муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила Шабацкой епархии Сербской Православной Церкви 528-530 КАПЕЛЛАН в Римско-католической Церкви и некоторых протестант. церквах и деноминациях священник, которому поручается пастырское попечение о к.-л. общине или особой группе верующих 530-532 533-543 КАПИНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ муж., во имя свт. Николая Чудотворца, Великотырновской епархии Болгарской Православной Церкви КАПИТО Вольфганг Фабриций (ок. 1480 - 1541), нем. гуманист, богослов, проповедник, деятель Реформации 544-546 546-547 КАПИТОН (80-е гг. XVI в. (?) - ранее 1662), зачинатель движения в В. Поволжье, отрицавшего церковную иерархию и таинства 547-551 КАПИТУЛ 1) в Римско-католической Церкви и англикан. церквах коллегия священнослужителей; 2) в католич. монашестве коллегиальный орган управления 551-555 555-560 КАПОДИСТРИЯ Иоаннис (1776-1831), греч. и российский политический деятель, дипломат, 1-й президент Греции 560-564 564-565 565-568 568-601 601-602 602-603 603-604 604-605 605-606 606-608 608-612 612-614 614-615 КАРАБИНОВИЧ Григорий Максимович (1860-1942), свящ. старообрядческой Белокриницкой иерархии, автор учебников для старообрядческих школ 615-616 КАРАВАДЖО (1571-1610), итал. живописец, основоположник реалистического направления в европ. живописи XVII в.

http://pravenc.ru/vol/xxx.html

Из догматических и догматико-полемических трудов Иеронима известны его сочинения против современных ему еретиков и переводы некоторых бесед Оригена и книги Дидима о Святом Духе. Но как богослов Иероним не имел большого влияния на последующее время. Он не был самобытным мыслителем. В своих богословских трудах он твердо держался церковной линии и всегда старался обосновывать свои взгляды на Священном Писании и церковном Предании. По красноречию и выразительности, по разнообразию стилистических форм Иеронима по праву называют «христианским Цицероном». Блаженный Августин, епископ Иппонский (354–430 гг.) Блаженный Августин , епископ Иппонский , родился в 354 году в Нумидийском городе Тагасте. Отец его Патриций был язычником, мать Моника – христианкой. Он получил хорошее образование сначала в родном городе, а затем в Карфагене. В самом раннем возрасте Августин от своей матери получил наставления в христианской вере. Но наставления эти не глубоко запали в его душу. В школе он стал с 16-летнего возраста вести порочную греховную жизнь. Благочестивая Моника приходила в ужас, видя гибель своего сына, и молила Бога о возвращении его на путь истины. Да и сам Августин среди удовольствий и пороков чувствовал упреки совести, и у него проявились порывы к духовным поискам, стремление найти истину. В ее поисках переходил он от одной философской школы к другой, но нигде не находил себе удовлетворения. Некоторое время увлекался ересью манихеев, находя в ней объяснение того дуализма, какой он переживал в собственной душе. В 383 году Августин покинул Карфаген и направился в Рим, откуда вскоре переехал в Медиолан (Милан). Став учителем красноречия в Медиолане, он из любопытства стал слушать проповеди Амвросия Медиоланского и увлекся ими. Благочестивая Моника воспользовалась таким настроением своего сына и стала убеждать его принять учение Христа. Однажды Августин услышал голос: «Возьми и читай». В руках Августина был Новый Завет , он открыл книгу и прочел первые попавшиеся слова: «...будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти» ( Рим. 13:13 ), которые озарили его как упрек своему поведению. Так началось его перерождение. Приняв крещение в Медиолане, он вернулся на родину в Нумидию, где сначала был выбран пресвитером, а потом, в 395 году – епископом Иппонским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010