14 vols. New York: Christian Literature Publishing Company, 1886–89. Reprint, Peabody, Mass.: Hendrickson, 1995. NPNF 2 Nicene and Post-Nicene Fathers, Second Series. Ed. Philip Schaff and Henry Wace. 14 vols. New York: Christian Literature Publishing Company and Charles Scribners Sons, 1890–1900. Reprint, Peabody, Mass.: Hendrickson, 1995. ПЦП Памятники церковной письменности. 4 тома. Москва: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994. РФБ Религиозно-философская библиотека. СПб.: BIBLIOnOLIZ, 2006. СОС Слово о сущем. СПб: Наука, 2006. ХЧ Христианское чтение. СПб: СПб Духовная Академия, 1821–43. Ниже приводится список, в который вошли цитируемые мною труды Отцов церкви в сокращенной и полной форме, снабженный библиографическими сведениями об используемых переводах. (От переводчика настоящей книги данный список дополнен перечнем русскоязычных изданий, использованных при переводе Отцов церкви на русский язык. Отдельно для читателей указан ряд случаев в данном списке [в тексте книги такие случаи помечены астериксом], когда то или иное творение отсутствует в русском переводе. – Прим. перев.) Августин Гиппонский (писал на латыни, жил ок. 354–430 гг.) О гр. Бож. – О граде Божием. Augustine. Concerning the City of God Against the Pagans. Trans. Henry Bettenson. London: Penguin, 1972. Августин, Блаженный . Творения. О граде Божием. Книги I–XIII. XIV–XXII. С. И. Еремеев (ред.). т. 3–4. СПб.: Алетейа, 1998. Испов. – Исповедь Augustine. Confessions. Trans. R. S. Pine-Coffin. London: Penguin, 1961. Августин, Блаженный . Творения. Теологические трактаты. С. И. Еремеев (ред.). т. 3–4. СПб.: Алетейа, 1998. Христ. наука – Христианская наука. Augustine. On Christian Doctrine. Trans. D. W. Robertson Jr. The Library of Liberal Arts. New York: Macmillan, 1958. Августин, Блаженный . Христианская наука, или основания священной герменевтики и церковного красноречия. В РФБ, 31–228. ОТр. О Троице. Augustine. The Trinity. Trans. Edmund Hill. The Works of Saint Augustine: A Translation for the Twenty-first Century, vol. 5. Brooklyn, N.Y.: New City Press, 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

н. крест Константина Великого (XV в., с позднейшими переделками, серебряный, украшен смальтой) и др. Реликварий с частицей Честного Животворящего Креста Господня. Ок. 1380 г. Реликварий с частицей Честного Животворящего Креста Господня. Ок. 1380 г. Фрагменты фресок происхождение к-рых неизвестно, составляют отдельное хранение в ризнице: 1-2. Целование апостолов Петра и Павла; голова ап. Марка (?) (кон. XII в., возможно, принадлежали древней росписи кафоликона или средневек. росписи трапезной); 3. Богоматерь Гликофилуса на престоле, с архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам (ок. 1300). В ризнице, кафоликоне и параклисах В. находится значительное количество др. изделий прикладного искусства средневек. и позднейшего времени: церковная утварь, мощевики, иконы в драгоценных окладах (древнейший оклад иконы Божией Матери Виматариссы датируется кон. XII в.), шитье, изделия из металла и дерева (напр., 2 аналоя, вклад деспота Андроника Палеолога; хрустальный мощевик с золоченым серебром раннего XV в., т . н. реликварий кн. Лазаря; крест-мощевик серб. дворян, братьев Стефана и Лазаря Мусичей (ок. 1380)) и мн. др. Лит.: Θεοχρη Μ. Χρυσοκντητα μφια//Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου. Παρδοση, στορα, τχνη. λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος, 1996. T. 2. Σ. 420-456; Λοβρδου-Τσιγαρδα Κ. Βυζαντιν μικροτεχνα//Ibid. T. 2. Σ. 458-499; Μπαλλιν Α. Μεταβυζαντιν κα λλη μικροτεχνα//Ibid. T. 2. Σ. 500-533; Νικοννος Ν. Τ ξυλγλυπτα//Ibid. T. 2. Σ. 536-546. Б. Тодич Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос) ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь, расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон ЕГОРОВ Егор Егорович (1862 - 1917), купец 2-й гильдии, деятель московской Преображенской общины старообрядцев-федосеевцев, собиратель древнерус. икон, рукописных и старопечатных книг, предметов богослужебной утвари ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МОНАСТЫРЬ НА ПАТМОСЕ имп., патриарший, ставропигиальный, муж., общежительный, находится в юрисдикции К-польского Патриархата АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/149927.html

Кроме того, для подтверждения своего тринитарного учения Викторин опирается не на «социальную аналогию», как Каппадокийцы и западные «никейцы», а на «психологическую аналогию», в которой Троица представляется аналогично внутренней структуре индивидуальной души. Таким образом, именно благодаря Марию Викторину на Западе возникает абсолютно новая тринитарная парадигма, которую мы вслед за Теодором Де Реньоном и другими западными учеными будем называть «латинской тринитарной парадигмой» 2241 , где отправным пунктом рассуждения служит единая Божественная сущность, внутри которой различаются три Лица как ее существенные атрибуты или функции (у Викторина – это бытие, жизнь и мышление). Кроме того, в тринитарном учении Викторина, распадающегося, как мы видели, на учение о «двух диадах» (Отец – Сын, Сын – Дух), третья Ипостась Троицы, Святой Дух, рассматривается скорее не в качестве самостоятельной Ипостаси, а в качестве одного из составных моментов бытия Сына как единого Божественного действия, имеющего разную направленность (от Бытия и к Бытию). Более того, учение Викторина о Духе как субстанциальной связи между Отцом и Сыном создало все необходимые теоретические предпосылки для возникновения западного учения о Filioque. Многие из этих новаторских идей Викторина органично влились в тринитарную доктрину Аврелия Августина , который придал «латинской тринитарной парадигме» ту окончательную форму, которая благодаря его авторитету закрепилась на Западе на многие столетия вперед и очень скоро полностью вытеснила собой «греческую тринитарную парадигму», привитую в западной патристике усилиями таких ее выдающихся представителей, как св. Иларий Пиктавийский и св. Амвросий Миланский. 2. Окончательное оформление «латинской тринитарной парадигмы»: тринитарная доктрина Аврелия Августина 2.1. Христианский платонизм Августина и источники его тринитарной доктрины Как хорошо известно, Аврелий Августин (354–430 гг.), в юношестве ритор и преподаватель латинской словесности в Карфагене и Милане, а в зрелые годы – умудренный опытом и почитаемый всеми епископ североафриканской Церкви, был самым выдающимся христианским мыслителем на латинском Западе не только в эпоху патристики, но и в период раннего Средневековья.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

405 При Исходе израильтян из Египта Красное море расступилось перед ними, но сомкнулось над преследовавшим их войском фараона. 406 То есть Красное море. 407 Западно-римский император Гонорий умер в Равенне в августе 423 г. от водянки на сороковом году жизни. 408 Иоанн был главой императорских нотариев. 409 Узурпация Иоанна продолжалась с 423 г. по 425 г. 410 Гонорий также возвел Галлу Плацидию, сестру Гонория, в ранг августы, а ее сына Флавия Плацида Валентиниана род. 2 июля 419 г . в ранг цезаря. Это произошло в 423 г. 411 Военная экспедиция в Италию была отправлена в следующем, 424 г. 412 Ардавурий был аланом по происхождению. 413 Аспар, прославившийся захватом Равенны, в будущем станет военным магистром Востока, консулом, «первым из патрициев». В 457 г. он возведет на престол Льва I, но затем будет им казнен по обвинению в антиправительственном заговоре. 414 Равенна, город в Романье, области на северо-востоке Италии, на побережье Адриатического моря, являлась с конца IV в. резиденцией западно-римских императоров. 415 Равенна была захвачена в начале 425 г. солдаты Аспара устроили страшную резню и грабеж в павшем городе. 416 Узурпатор Иоанн был подвергнут позорной казни на ипподроме в Аквилее. 417 Август Констанций был соправителем Гонория в течение нескольких месяцев 421 г. 418 Валентиниан II был императором Западно-римской империи в 425— 455 гг. До своей смерти 27 ноября 450 г. за него фактически правила его мать Галла Плацидия. 419 Возможно, это произошло около 415 г. В письме к Кириллу Александрийскому Аттик оправдан свой поступок настояниями Феодосия II, симпатизировавшего Иоанну Златоусту, и народа. В свете непримиримости иоаннитов он считал это единственным способом прекратить раскол в столичной церкви. 420 Страбон ок.64 до н. э.-ок.24 н. э . — древнегреческий географ, автор «Географии» в 17 книгах. Николай Дамасский 64 до н. э.-нач. I в. н. э . — древнегреческий историк, автор «Истории» в 144 книгах и «Жизни Цезаря». Ксенофонт ок.430—354 до н. э . — древнегреческий писатель и историк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВХЕРИЙ († 738), свт. (пам. 20 февр.), еп. г. Аврелиан (ныне Орлеан). Согласно Житию, составленному вскоре после кончины святителя, Е. род. в Аврелиане и принадлежал к знатному роду. Его дядя Суаварих был епископом города. Младенца крестил Ансберт, еп. Августодуна (ныне Отён). Получив образование, Е. удалился в мон-рь Геметик (см. Жюмьеж ) в Ниж. Нормандии. После смерти еп. Суавариха жители Аврелиана обратились к правителю Карлу Мартеллу (майордому Франкского гос-ва Меровингов в 715-741) с просьбой назначить на кафедру Е. Против воли святитель был рукоположен и вступил в управление еп-ством. О епископском служении Е., длившемся, согласно Житию, 16 лет, известно мало. За сопротивление политике конфискации церковных земель, которая проводилась Карлом Мартеллом в 724-732 гг., святитель был смещен с кафедры. В Житии земельные конфискации связываются с победой Карла над арабами в битве 10 окт. 732 г. при Туронах (ныне Тур), после к-рой правитель решил вознаградить воинов за счет церковного имущества. Проезжая через Аврелиан, Карл велел Е. следовать за ним, а потом отправил его в изгнание в г. Колония (ныне Кёльн). Святителя встретили там с почестями. Узнав об этом, правитель послал Е. в распоряжение Хродоберта, наместника (dux) Хасбании (историческая обл. Эсбе (Хаспенгау), Бельгия). Святитель попросил поселить его в мон-ре св. Трудона (на месте совр. г. Синт-Трёйден). В изгнании Е. скончался и был похоронен в монастырской церкви. У могилы Е. совершались чудесные исцеления. В 880 г. по повелению Льежского еп. Франкона мощи прп. Трудона и Е. были открыты, но из-за угрозы нападения норманнов вновь скрыты в особой крипте. В 1-й пол. XI в., при аббате Гунтрамне, мощи были вновь обретены. Ок. 1100 г. аббат Теодорих составил проповедь о перенесении мощей прп. Трудона и Е. После закрытия аббатства в кон. XVIII в. святыни были спасены. В настоящее время рака с мощами Е. хранится в ризнице ц. Богоматери в г. Синт-Трёйден. Ист.: BHL, N 2660-2661; ActaSS. Febr. T. 3. P. 211-225; Vita S. Eucherii//MGH. Scr. Mer. T. 7. P. 41-53; Moringus G. Vita S. Trudonis confessoris apud Hasbanos. Vita S. Eucherii episcopi Aurelianensis. Vita S. Liberti martyris. Lovanii, 1540; Rudolphus. Gesta abbatum Trudonensium//Chronique de l " Abbaye de St.-Trond/Éd. C. de Borman. Liège, 1877. Vol. 1. Лит.: Duchesne. Fastes. Vol. 2. P. 462; Dumas A. Eucher//DHGE. Т. 15. Col. 1318-1319; Wasselynck R. Eucherio//BiblSS. Vol. 5. Col. 140-141. Э. П. К. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/187948.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871-1938), схимон., прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ ИГУМЕН († между 1377 и 1399, возможно, 1392) прп. Киево-Печерский (пам. 29 окт. в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/rubrics/122336.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ 1 мин., 01.01.2008 Первые документальные свидетельства о христианской вере на территории современного Туниса относятся ко второй половине II века. В 180 году карфагенский проконсул Вигелиус Сатурнинус осудил на казнь 12 местных жителей. Их вина состояла в том, что они называли себя христианами и отказывались участвовать в официальных обрядах по обожествлению императора. Кроме того при них обнаружили списки посланий апостола Павла. К этому же периоду относятся жизнь и творения знаменитого церковного писателя Тертуллиана. Во время его пресвитерства в 203 году в Карфагене пострадали еще несколько мучеников. В наши дни в день памяти святых мучеников Карфагенских, 14 февраля, среди остатков древнего римского амфитеатра служится православный молебен. Прихожане тунисского Воскресенского храма вместе с настоятелем отцом Димитрием молятся на месте древних мученических страданий. Мученическую смерть принял в третьем веке и ученик Тертуллиана – священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Его погребальная базилика была сооружена в конце IV – начале V века. Её руины можно найти на вершине карфагенского холма Сейда. По преданию, именно на этом месте молилась ночи напролет о благополучном возвращении сына Моника – мать блаженного Августина Гиппонского. Между прочим, жизнь этого духовного отца латинской Церкви (354430 гг.) тоже тесно связана с Африкой. Он и родился недалеко от границы современных Алжира и Туниса. На последние годы жизни блаженного Августина пришлось вторжение племен завоевателей-вандалов. В пятом веке римская североафриканская провинция пала под их ударами и, таким образом, завершилась раннехристианская эпоха. Шли века, православный ренессанс, связанный с временами Византии, сменяло воцарение ислама, потом строительство новых христианских храмов в годы французского протектората… Но это уже совсем другая историия. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/istoriya-xristianstva-v-s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАВДА Завда [Замвда; греч. Ζαβδς; лат. Zambdas, Zabda], свт. (пам. зап. 19 февр.), еп. Иерусалимский (кон. III в.- до 303). В «Церковной истории» Евсевий Кесарийский (258-265 - 339/40) сообщает, что З. занял кафедру после Именея, вскоре скончался и его преемником стал Ермон . В «Хронике» Евсевий указывает, что З. был 39-м епископом Иерусалима и управлял Церковью в течение 10 лет. Согласно лат. переводу «Хроники», сделанному блж. Иеронимом Стридонским († 420), З. был избран 37-м епископом в 15-й год правления имп. Диоклетиана (284-305) и оставался им 3 года. В арм. версии «Хроники», написанной Самуилом Анийским (XII в.), З. назван 38-м предстоятелем Церкви, занимавшим кафедру в течение 2 лет с 14-го года правления имп. Диоклетиана. Прп. Феофан Исповедник († 818) в «Хронографии» называет З. 29-м (в др. месте 30-м) епископом Иерусалима, в течение 10 лет управлявшим Церковью, начало епископского служения З. он относит к 296 г. Евтихий , патриарх Александрийский (933-940), сообщал, что З. (Zebedaeus) вступил на кафедру в 18-м году правления имп. Диоклетиана и занимал ее в течение 10 лет. У свт. Епифания Кипрского (ок. 315-403) З. назван 37-м епископом с искажением имени (греч. Βαζς). В списке Иерусалимских патриархов из рукописи Великого синаксаря, переведенного прп. Георгием Святогорцем (НЦРГ. А 222, XII в.), епископство З. датируется 327-332 гг. ( Кекелидзе. Канонарь. С. 192). Ист.: Euseb. Hist. eccl. VII 32. 29; idem. Chron. T. 2. P. 186; Niceph. Chronogr. P. 125. 9; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. LXVI 20; Theoph. Chron. P. 8, 11; Eutych. Annales//PG. 111. Col. 998; ActaSS. Febr. T. 3. P. 129; MartRom. P. 69; History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed. B. T. A. Evetts//PO. P., 1904. T. 1. Fasc. 2. P. 206; Die Chronik des Hieronymus/Hrsg. R. Helm// Eusebius Werke. B., 1956. Bd. 7. S. 308-309. (GCS; 47). Лит.: Le Quien. OC. T. 3. P. 153-154; Sauget J.-M. Zambdas (Zabdas)//BiblSS. Vol. 12. P. 1458. Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий, Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/182421.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕПОТ [Арсинойский, Пентапольский, Египетский; греч. Νπως], епископ города и округа Арсиноя в Египте (оазис Файюм ) (ок. 30-50-х гг. III в.), раннехрист. богослов, экзегет. Его сочинения не сохранились; сведения о нем есть только в «Церковной истории» Евсевия Памфила (нач. IV в.; Euseb. Hist. eccl. VII 24-25), к-рый, обсуждая взгляды Н., привел неск. цитат из труда «Об обетованиях» (сер. III в.; PG. 10. Col. 1237-1240) свт. Дионисия Великого , полемизировавшего с Н. Согласно этим данным, Н. занимался толкованием эсхатологических идей, написал книгу «Обличение аллегористов» (Ελεγχος λληγοριστν), в которой стремился показать правильность буквального понимания Откровения св. ап. Иоанна Богослова ( см. ст. Иоанна Богослова Откровение ) и выступал против сторонников аллегорических методов толкования, в т. ч. против Оригена . Согласно свт. Дионисию, Н. понимал рассказ о Царстве Божием упрощенно, учил о том, что в будущем для праведников наступит тысячелетие наслаждений (Ibid. VII 24. 1-2). Т. о., Н. выступал как сторонник идеи хилиазма в ее ранней примитивной форме, восходящей к учению гностика Керинфа (кон. I - нач. II в.). Вместе с тем Дионисий отмечал искреннюю веру Н., его трудолюбие в изучении Свящ. Писания, а также в сочинении духовных гимнов, к-рые использовались в Александрийской Церкви в то время. Признавая праведный образ жизни и заслуги Н., свт. Дионисий занялся опровержением его взглядов в труде «Об обетованиях». После смерти Н. в В. Египте осталась большая группа его учеников, к-рые считали его великим богословом. В 50-х или нач. 60-х гг. III в. свт. Дионисий совершил поездку в Файюм, где читал труды уже умершего Н., беседовал с его учениками, нашел в них добрых христиан и убеждал их в ошибочности эсхатологии Н. Диспут Дионисия с учениками Н. завершился тем, что глава школы Коракион публично признал правоту святителя (Ibid. VII 24. 6-9). Лит.: LeQuien. OC. Т. 2. Col. 581-583; EEC. Vol. 2. P. 593; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 631; Непот//Христианство: Энцикл. словарь/Гл. ред. С. С. Аверинцев. М., 1993-1995. Т. 2. С. 194; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. 1995r. С. 65-66. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/2565052.html

Н. Василиадис Священные поминовения усопших Молитвы о покойных Итак, усопшие молятся за нас и помнят нас. И потому разве не самое естественное для нас – помнить и молиться о них? Ведь христианская любовь остается крепкой и неизменной и после нашей смерти ( 1Кор.13:8 ). Можно даже сказать, что после смерти близкого нам человека любовь к нему становится еще глубже и чище, поскольку мы склонны забывать те человеческие недостатки, которые были присущи ему при жизни. И так как любовь наша сохраняется, Матерь Церковь с самого начала установила специальные молитвы об усопших и учредила определенные дни их поминовении. Согласно святителю Иоанну Златоусту , поминовение усопших за Божественной литургией известно с глубокой древности. Действительно, оно было установлено святыми Апостолами. 931 Как говорит Иоанн Дамаскин , именно «ученики Спасителя и божественные Апостолы» учредили поминовение усопших верующих «в страшных, Пречистых и Животворящих Таинствах». Во всех концах вселенной эта апостольская традиция безоговорочно соблюдается Церковью Христовой по сей день и будет соблюдаться до скончания века. «Божественные Апостолы, – добавляет святой отец, – установили этот обычай не без основания и, конечно, не напрасно; решение это не было простым или случайным. Ибо вера христианская безупречна и не содержит ничего, что не было бы для пользы; напротив, все в ней благотворно, угодно Богу, полезно и всецело направлено ко спасению». 932 Тертуллиан (200 г. по P. X.) постоянно упоминает (в частности, в книге «О венце») о литургиях, совершающихся за усопших. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский (250 г. по Р.Х.), в своем 37-м послании сообщает нам, что христиане почитали основной обязанностью приносить жертвы и молитвы за мучеников. Арнобий старший в своем труде «Против язычников» (ок. 305 г.) упоминает о том, что христиане включали в свои богослужения молитвы об упокоении и спасении усопших. Также святитель Амвросий, епископ Медиоланский (330–397 гг.), совершал Божественные литургии за Валентиниана, Феодосия и брата его Сатира. «Апостольские Правила» (IV в.) содержат прекраснейшую молитву «об упокоении братьев наших во Христе». В этой молитве верные просят, чтобы человеколюбец Бог, принявший душу усопшего, отпустил ему всякое прегрешение, вольное и невольное, и помиловал его. Молитва содержит просьбу, чтобы умерший был помещен в лоне патриархов, пророков, Апостолов и всех от века Богу благоугодивших, там, откуда отбежé болезнь и печаль и воздыхание ( Ис.35:10 ). 933 Наконец, Блаженный Августин (354–430 гг.) написал целую книгу о совершении литургий за усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010