Наибольшее значение в качестве вполне самостоятельного исторического источника имеет последняя часть Пасхальной хроники, охватывающая период времени с 600 до 628 г. Она написана очевидцем на основании личных наблюдений и рассказов современников. В Пасхальной хронике подробнее, чем в других источниках, освещаются события правления Фоки и Ираклия. Интересны известия Пасхальной хроники об аварах и их войнах с Византийской империей. Пасхальная хроника была написана простым, близким к народ ному языком и в течение всего средневековья служила любимым чтением византийских монахов. Очень ценными для внутренней истории Византии V и начала VI в. являются сирийские источники. Хроника Иешу Стилита (написана ок. 517 г.) содержит богатейший материал по истории восточных провинций империи в V в. На сирийском языке сохранился перевод греческой «Истории» Захарии Ритора (ок. 480—ок. 560), епископа Митиленского. В его труде описываются события истории Византии с 436 по 491 г. По религиозным симпатиям он — монофисит, хотя и не проявлявший особого фанатизма. Неизвестный сирийский компилятор использовал сочинение Захарии и продолжил его до 569 г. В исторической литературе это произведение обычно называется хроникой Псевдо-Захарии. Этот труд был использован в написанной на сирийском языке «Истории» Иоанна Эфесского (529—586) , фанатичного монофисита, который в осуществление целей императора Юстиниана проводил зверскую политику ликвидации язычества в Сирии. На первом плане в хронике этого автора — отношения Византии и Ирана. Хроника Иоанна Эфесского начиналась с Юлия Цезаря и была доведена до 585 г. Конец жизни Иоанн Эфесский провел в тюрьме, куда был заключен во время преследований монофиситов при преемниках Юстиниана. Сохранился ряд исторических трудов, главным образом по церковной истории империи раннего периода, на армянском и коптском языках. Для истории Византийской империи и ее взаимоотношений с Арменией и Ираном в 330—387 гг. значительный интерес представляет «История Армении» армянского историка V в. Фавста (Павста) Бузанда. Знаменитый армянский писатель и историограф V — начала VI в. Мовсес Хоренаци (Моисей Хоренский) в своем труде «История Армении», доведенном до 426 г., с большой живостью изобразил взаимосвязи Армении с соседними странами и народами, в том числе и с Византией. Полемическая и публицистическая литература

http://sedmitza.ru/text/444006.html

225 о. Александр Ельчанинов. Записи. К, 1999, с. 221. 226 Мученичество св. Поликарпа, 8. 1. 227 Neon Martyrologion, 72, lr. Papandopoulos and Lizardos, 46. 228 Neon Martyrologion, 42, tr. Papandopoulos and Lizardos, 330. 229 прот. Сергий Гаккель. Мать Мария. М. 1992, с. 34. 230 Archimandrite Lazarus Moore, St. Seraphim of Sarov: A Spiritual Biography (Blanco, TX: New Sarov Press, 1994), pp. 382—387. 231 Discourse 8: 62—64; ed. Krivochuine, 2: 90; tr. De Catanzaro, 1945 Ср. молитву св. Варсануфия (сноска 22). 232 Ap, anonymous collection 179: ed. Nau, ROC 13(1908), 269—70. Цит по Отечник, составленный св. Игнатием Брянчаниновым. М, 1996 с. 414. 233 Св. Симеон Метафраст, Житие св. Иоанникия.... Цит по: прот. Сергий Гаккель, «Мать Мария», с. 78. Аналогичный сюжет, в котором также присутствует мотив возлагания руки на шею, см; Лествица, 23. 234 См. мое введение; см. также предисловие к Ср. Достопамятные сказания..., с. 99 (Лот, 2) 235 Questions and Answers, ed. Schoinas, §§ 39, 110, 353; tr. Regnault and Lemaire, §§ 39, 187, 239, 353. 236 Св. Иоанн Лестничник. К Пастырю, 5. 237 Miscellanies 2. 20; ed. Stahlin, 170, 10f. 238 Exhortations to Matryrdom 21; tr. Greer, 55. Об аскетической жизни Оригена см: Евсевий Кесарийский, Церковная история, 6. 3. 239 On works and almsgivings, 26. 240 См. J. Ryan, Irish Monasticism (Dublin: Talbot, 1931, pp. 197—198, где приводится фрагмент так называемой Кэмбрэйской проповеди (конец VII – начало VIII века), опубликованной в: W. Strokes and J. Strachan, Thesaurus Palaeohibernicus, 3 vol (Cambridge, England: Cambridge University Press, 1901—1903), 2: 246—247. «Белым мученичеством» Райан называет начало монашеского пути, т. е. отречение от мира, «зеленым» – более высокую ступень аскетического делания. 241 Life of Antony, 47, tr. Gregg, 66. Авторство жития св. Антония по-прежнему до конца не установлено, однако традиционно оно приписывается св. Афанасию, и у нас, как представляется, нет веских причин ставить под сомнение традиционную атрибуцию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

Modelada sobre el ejemplo de Moisés y Elias, los cuales después de un ayuno de cuarenta días fueron admitidos a la visión de Dios, y más todavía a imitación del retiro y del ayuno cuadragenario realizado por Cristo en el desierto, vemos aparecer en la Iglesia a principios del siglo IV la observancia de un período sagrado de cuarenta días, llamado por esto Cuaresma, como preparación a la Pascua entendida en su concepto primitivo, es decir, no como aniversario de la resurrección de Cristo, sino como los dos días (Viernes y Sábado Santo) conmemorativos de su inmolación en la cruz para rescate del mundo, según la frase del Apóstol: Pascha nostrum immolatus est Christus (Cor. 5:17). Se había creído hasta ahora que el más antiguo testimonio de la Cuaresma estaba contenido en el canon 5 del concilio de Nicea (325), donde, con el fin de proveer a la suerte de los excomulgados, se recomienda a los obispos el tener dos sínodos al año, el (primero de ellos antes de la cuarentena. Pero el P. Salaville ha demostrado que este término no puede entenderse de la Cuaresma, sino de cuarenta días después de la Pascua (Ascensión). De todos modos, tenemos otros indiscutibles testimonios, de época algo anterior, acerca de la existencia de la Cuaresma en las principales iglesias del Oriente. Eusebio (+ 340) en el De solemnitate paschali, San Atanasio en las letras festivas enviadas a Egipto del 330 al 347, San Cirilo de Jerusalén en las catcquesis anagógicas tenidas en el 347, el concilio de Laodicea hacia el 360 y la Peregrinatio, de Eteria (387), no sólo no dejan ninguna duda sobre la existencia en Oriente de esta institución penitencial, sino que casi todos hacen suponer que hubiese entrado desde hacía tiempo en la costumbre de los Heles. Para el Occidente hacen mención, en términos explícitos, los escritos atribuidos a Prisciliano (+ 386), San Gregorio de Elvira (380?), Eteria para España y Aquitania, San Agustín para el África y San Ambrosio para Milán. En cuanto al uso primitivo de Roma, reina alguna incertidumbre. La letra festiva del 341 escrita en Roma por San Atanasio a Serapión de Thmuis, deja claramente entender que una observancia cuadragesimal se acostumbraba ya entonces. Por el contrario, el historiador Sócrates (aunque casi un siglo después) refiere que la Cuaresma romana comprendía apenas tres semanas de ayuno, excluidos los sábados. Una tal afirmación es inexacta, sin duda, en cuanto a la exclusión del ayuno en sábado, mientras es ciertísimo que se observaba, y en cuanto al tiempo a que se refiere, porque el papa San León, contemporáneo de Sócrates (c.440), atestigua netamente un período cuaresmal de cuarenta días efectivos; pero puede tener un fundamento de verdad si se refiere a una época muy anterior. Sabemos, en efecto, por San Máximo y por San Pedro Crisólogo que una práctica parecida era seguida por muchos en Turín y en Rávena, a pesar de ser enérgicamente reprendida por aquellos obispos.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

Ф Фабри Иоганн 153 Февр Люсьен (1878–1956), французский историк 41, 471 Федор, дьякон 147, 468 Федор Алексеевич, царевич З12, 365, 367, 369 Федоров Анания 159, 203 Федоров Афанасий, крестьянин 217 Федоров Колистрат (упом. 1648–1649), суздальский иконописец 182 Федоров Михаил (упом. 1772), иконописец из Холуя 182 Федотов Георгий Петрович (1886–1951), религиозный философ, историк культуры 13, 50–52, 73, 115, 135, 145, 215, 345, 450, 471 Федор, иконописец; архиепископ Ростовский (XV в.), святой 130 Феодор Стратилат 312, 435 Феодор Студит (759–826), богослов, святой 100 Феодора, императрица 129 Феодосий Печерский (ум. 1074), святой 47 Феодосий Пустынник, святой 134, 137 Феодосий Тотемский (ум. 1568), святой 330 Феодосий Углицкий (ум. 1696), архиепископ Черниговский, святой 221, 241 Феофил, византийский император (829–842) 129 Фесенко Е.П., владелец типографии в Одессе 64, 254, 255 Филарет (Дроздов Василий Михайлович (1783–1867), митрополит Московский 40, 44, 46, 55, 56, 77, 79, 93, 96, 104, 105, 144, 217, 218, 234, 237, 270, 471 Филарет (Романов Федор Никитич, ок. 1554–1633), патриарх Московский и всея Руси (1619–1633) 92, 118 Филатьев Тихон (последняя четверть XVII-haчaлo XVIII в.), иконописец Оружейной палаты 379, 381 Филимонов Георгий Дмитриевич (1828–1898), историк искусства, археолог, один из основателей Общества древнерусского искусства в Москве, хранитель Оружейной палаты 168, 176, 196, 197, 248, 249, 251, 253, 259, 270, 314, 315, 367, 387, 471 Филипп (Колычев Федор Степанович, 1507–1569), митрополит Московский 188, 216, 407 Филипп, старец 124 Филонов Павел Николаевич (1883–1941), художник 444 Филофей, старец (ок. 1465–1542), писатель, монах псковского Елеазарова монастыря, автор посланий к великому князю Василию и царю Ивану IV 10, 83 Флайер М.С. 273, 471 Флоренский Павел Александрович (1882–1943), богослов, историк искусства, филолог 62, 63, 128, 172, 198, 199, 238, 290, 295, 306, 410, 471 Флоровский Георгий Васильевич (1893–1979), историк церкви, богослов, профессор Парижского Богословского института 12, 19, 20, 142, 221, 240, 271, 471

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

О Боге от Святого Духа мы узнаем прежде всего то, что Он нас любит (см. с. 308, 378, 380). Это основная тема учения старца и сквозной мотив его творений: «...душа познает любовь Божию Духом Святым...» (с. 395; ср. с. 389, 412, 523), «Духом Святым познается сия любовь...» (с. 322). Знание о любви Божьей естественным образом идет рука об руку со знанием о Боге, поскольку, по словам апостола Иоанна Богослова, Бог есть любовь ( 1Ин. 4:16 ); иными словами, любовь это фундаментальное качество Его природы, какой она проявляется для нас, подаваемая нам Отцом, через Сына, в Духе Святом, Который ее являет 537 . Познать Бога значит познать Его как любовь. «Господь есть любовь... и Дух Святой учит нас этой любви» (с. 380; ср. с. 418). Святой Дух открывает нам величие этой любви (см. с. 314–315, 433), о которой наш разум и наша способность любить, будучи ограниченными, могут иметь лишь абстрактное и слабое представление, не соизмеримое с действительностью. Божественная любовь во всей своей глубине и всеохватности непостижима и невыразима без помощи Святого Духа, Который нам ее открывает, помогает познать и усвоить. Преподобный Силуан еще и еще раз подчеркивает эту мысль, чтобы дать понять обычному христианину, насколько тот рискует впасть в заблуждение, полагая, что он познал Бога, и какой путь ему еще придется пройти, чтобы познать Его по-настоящему, в той бесконечной любви, которая является Его непреложным свойством: «...только Духом Святым познается Божия любовь от веры, от ума же не познается» (с 312); «Любовь Господня познается не иначе как Духом Святым...» (с. 381; ср. с. 345–346); «Господь так много нас любит, что объяснить этого невозможно, и только Духом Святым познается эта любовь...» (с. 384); «Никто не может знать от себя, что есть любовь Божия, если Дух Святый не научит...» (с. 387); «Если Господь не даст Духом Святым познать, как много Он нас любит, то и не может человек знать...» (с. 330); «Но разуметь эту великую любовь без благодати Святого Духа никто не может» (с. 391); «...без Духа Твоего Святого... не может человек... разуметь Твою любовь» (с. 388; ср. с. 312); «...мы сказать о любви Его ничего не могли бы, кроме Писания, если бы не научил нас Дух Святой» (с. 395); «...без Духа Святого никто не может познать Бога и как много Он нас любит» (с. 318); «А если не вкусит душа Духа Святого, то не может знать она Господа, ни Его любви» (с. 395).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

23 Гребенюк Т.Е. Художественное своеобразие ветковских икон. Технико-технологический аспект//Мир старообрядчества. Вып. 4. С. 387. 26 Половинкин П.В. Старообрядческие иконописные мастерские в Самарском крае//Половинкин П.В., Кожевникова М.В. Старообрядчество Самарского края. История и культура. – Самара, 2007. – С. 10. 27 Кириков A.A. Об иконописании в Сызрани конца XVI1I-XIX вв.//Каталог выставки «Сызранская икона». – Самара, 2007. – С. 10. 28 Лесков Н.С. О художнем муже Никите и совоспитанных ему//Новое время. 1886. 3889. 25 декабря. – С. 1. 29 Гиутова С.В., Зотова Е.Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI – начала XX вв. – М., 2000. – С. 13. 30 Петренко Т.А. Вступительная статья//Неповторимые краски русской эмали. Меднолитая пластика XVIII начала XX веков из частных собраний. – СПб., 2004. – С. 19. 31 Серебрякова Е.И., Юхименко Е.М. Литературная и книгописная школы//Неизвестная Россия... – С. 15. 32 Бубнов Н.Ю. Русское старообрядчество в миниатюрах лицевых рукописей Библиотеки РАН//Староверие Латвии. – Рига, 2005. – С. 100. 33 Белоброва O.A. Северодвинские лицевые рукописные сборники XVIII – XIX вв.//Груды Отдела древнерусской литературы. 1974. Т. 29. – Л ., 1974. – С. 326–330. 34 Иткина Е.И. Рукописный лубок конца XVIII – начала XIX века//Народная картинка XVII – XIX веков: Материалы и исследования. – СПб., 1996. – С. 128. 38 Попевкой называется мелодико-ритмический оборот, устойчиво повторяющийся в различных песнопениях знаменного распева. Попевка всегда записывается с помощью определенного сочетания знамен. В каждом из восьми гласов имеется характерный набор попевок, отличающий данный глас от других. 39 Кутузов Б.П. Знаменный распев поющее богословие. Сборник статей. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. – М., 2009. – С. 11. 40 Григорьев Е.А. Пособие по изучению церковного пения и чтения. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. – Рига, 2001. – С. 19. 45 Смоленский С.В. О древнерусских певческих нотациях//Памятники древней письменности и искусства. – СПб., 1901. – С. 41.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

677 Об атрибуции Послания см. Staats. Macarius. Epistola, Iff. (с полной библиографией вопроса на ее. 79–81). 681 У нас была возможность изучить рукопись Coisl. 268, ко­торая относится к времени исихастского возрождения (XIII-XIV вв.). В этой рукописи Беседы Исаака Сирина снабжены святоотеческими параллелями, среди которых много текстов, принадлежащих Симеону: ср. листы 7; 9 об.; 10 об.; 25 об.; 45; и др. 682 Ср. Krwocheine. Zealot, 117–118.  Ср.  также  замечание И.Озэрра: «Новый Богослов наверняка читал Исаака Сири­на»: Hausherr. Penthos, 133. 683 Другая важная антология XI века – «Толкование запове­дей Господних» Никона Черногорца: см. Ware. Synagoge, 327ff. 694 Hymn 40, 8–9. Симеон отмечает, как бы сравнивая свой опыт с видением Антония, что свет являлся ему «не развер­зая небес... или крыши дома». 697 Cat. 6, 89–95. Ср. утверждение сирийского писателя VIII века  Иосифа  Хаззайа,  что Арсений  видел  Божественный свет: «Блаженный авва Арсений [не вел беседы со своими посетителями]... потому что дух его ликовал... тем Божест­венным светом, который в нем был... Это созерцание света останавливало его язык и удерживало от разговоров»; Ио­сиф Хаззайа. Послание о трех степенях жизни монашеской, 111 384–387 . 703 Cat. 5, 637–644. Имена патриархов перечисляются не в хронологическом порядке: после Иоанна Златоуста (354–407) следуют Иоанн  Милостивый (патриарх  Александрийский, ум. 609), Григорий Богослов (330–390), Игнатий (патриарх Константинопольский, 847–858 и 867–877), Тарасий» (патри­арх Константинопольский, 784–806), Мефодий (патриарх Константинопольский, 843–847). Имена митрополитов тоже называются не в хронологической последовательности: Ва­силий Великий (ум. 379), Григорий Нисский (ум. 394), Гри­горий Чудотворец (ум. 270), Амвросий Медиоланский (ум. 397), Николай Мир Ликийских (IV в.). Архиепископ Васи­лий (Кривошеин) подчеркивает, что упоминание Симеоном в «том списке патриарха Игнатия и отсутствие имени патри­арха Фотия не случайно: «Симеон, как и большинство мона­хов его  времени,  особенно студитов,  симпатизировал  ему больше, чем Фотию, который им не упомянут»; SC 96, 433 (прим. 1). Упоминание Амвросия Медиоланского свидетель­ствует о том, что этот западный святой был известен и по­читаем на Востоке во времена Симеона

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1719 июля 1917 г. Об отношении церкви к государству: Православная Церковь в своем внутреннем устройстве должна быть совершенно самостоятельной и обладать всей полнотой свободы самоопределения и самоуправления. ... [ Церковь ] должна быть признана учреждением правового характера и поэтому пользоваться материальной поддержкой государства и покровительством закона. ...Глава государства, а равно глава того государственного учреждения, которое будет ведать в государстве делами исповеданий, должны быть непременно православными от рождения (от православных родителей); когда потребуется религиозное освящение того или другого события в государственной или местной общественной жизни, должно быть приглашаемо православное духовенство. ГАКО. Ф. 235. Оп. 1. Д. 297. Л. 116. Цит. по: История Курганской области. Т. 4. Церковь Южного Зауралья в досоветский период. Курган, КГУ. 1998. С. 203. 330 На съезде присутствовало 67 священников (из них 14 человек – благочинные), 11 дьяконов и 3 псаломщика (Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917 1314. Отдел неорич. С. 439441). 331 Названия постановлений приводятся в программе съезда, см: «Ставропольские епарх. ведомости» (1917. 1314. Отдел неофиц. С. 396401). 334 На собрании присутствовало более 500 человек, включая и епархиального архиерея – епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского) (Полтавские епарх. ведомости. Полтава, 1917. 9. Часть неофиц. С. 749). 335 Сбор средств на памятник начался в 1912 году. Средства собирались как от церквей, так и лично от каждого клирика епархии, а также от кружечных сборов. Отчисления были назначены следующие: от церквей – по 35 рублей и больше, от священников – от 2 до 3 рублей, от дьяконов – от 50 коп. до 2 рублей, от псаломщиков – от 25 коп. до рубля в год. К 1 апреля 1917г. сумма на «памятник царствования Романовых», хранившаяся в Екатеринославском Городском Общественном банке, достигла 76 тыс. 387 рублей 40 коп. (РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917. III отдел. V стол. Д. 22. Л. 124125).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дементьев С, архитектор – 621 Демин A.C., историк литературы – 421, 497, 533 Демкова Н.С., исследователь литературы Древней Руси – 497 Демьян Многогрешный, украинский гетман – 566 Денисов Андрей, деятель старообрядческой церкви и писатель – 409, 588 Джанумов С.А., исследователь русского фольклора и литературы – 487, 626 Дианова Т.В., исследователь, археограф – 492 Димитрий, белевский священник – 405 Димитрий Муромский, священноинок – 385 Димитрий Ростовский , церковный деятель и писатель – 403, 414, 568 Димитрий Солунский (Митрий Селунский), св. мученик – 294, 520, 584, 621 Диоклетиан, римский император – 621 Дионисий, архимандрит Соловецкого монастыря – 571 Дионисий, иконописец – 601 Дмитрий Донской, великий московский князь – 582, 620 Дмитрий Самозванец, русский царь – 572 Добродомов И.Г., историк языка – 533 Долгополов Трифон, читатель рукописи – 492 Долгоруков Василий, князь – 391 Дорофей, священноинок – 81, 83, 84, 87, 196, 198, 199, 202, 207, 324–327, 330, 351 Досифей II Нотара, иерусалимский патриарх – 69, 185, 310, 408, 587, 591 Дробленкова Н.Ф., историк литературы, библиограф – 468, 497 Дурасов С.В., священник, историк старообрядческой церкви, писатель – 403, 533 Дядиченко В., исследователь – 413 Е вгений Болховитинов, митрополит, историк церкви – 407 Евдокия, дочь В.И. Сабинина (?) – 500 Езекия, иудейский царь, библ. – 612 Екатерина, св. мученица – 605 Екатерина II, русская императрица – 406 Елена, мать византийского императора Константина Великого , св. – 89, 90, 92–94, 97, 100, 203, 206, 208, 209, 213, 217, 328, 329, 332, 333, 337, 341, 593, 596–598, 603 Елена, царевна – 606 Елеонская A.C., историк литературы – 414, 456 Елисей, пророк, библ. – 593 Елисей Плетенецкий, архимандрит Киево-Печерского монастыря – 572 Емельянов Иван, крестьянин – 387 Епифаний, инок, духовный учитель протопопа Аввакума, писатель-старообрядец – 386, 414, 478, 496 Епифаний Кипрский , церковный деятель и писатель – 584 Есипов Г., историк старообрядчества – 402, 484, 623 Ефремов Стефан, старообрядец – 408

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Моление в Гефсиманском саду. Заставка Евангелия. XI в. (Cod. 587) Моление в Гефсиманском саду. Заставка Евангелия. XI в. (Cod. 587) Б-ка Д. м. в наст. время расположена на 1-м этаже стыка вост. и сев. крыла (планируется ее перевод в башню). Она считается одной из самых богатых и лучше всего организованных б-к Св. Горы, будучи 4-й по значимости. Собрание состоит из рукописного и печатного отделов. Из 1,1 тыс. хранящихся в б-ке рукописей большая часть каталогизирована: проф. Афинского ун-та С. Ламброс описал 586 рукописей ( Λ μπρος Σπ. Κατλογος τν ν τας Βιβλιοθκαις το Αγου Ορους λληνικν κωδκων. Κανταβρυγα, 1895. Τ. 1. Σ. 319-436), еп. Евлогий дополнил его труд ( Κουρ λας, Ε λ γιος Λαυρι της. Κατλογος Αγιορειτικν χειρογρφων. Τ. 1: [Κδικες τς μονς το Αγου Διονυσου]//Θεολογα. 1936. Τ. 14. Σ. 114-128, 330-347), мон. Евфимий, библиотекарь Д. м., описал еще 211 греч. и 5 слав. кодексов (Εθμιος Διονυσιτης. Συμπληρωματικς κατλογος λληνικν χειρογρφων//ΕΕΒΣ. 1957. Τ. 27. Σ. 233-271, 387-390). Рукописи датируются от IX до XX в., большинство относится к поствизант. времени (Евангелия, Апостолы, Минеи, Жития, творения отцов Церкви). Есть рукописи светского содержания: произведения греч. философов, исторические, филологические, правовые и т. п. 27 рукописей представляют собой свитки (из них 25 пергамены XII-XV вв.), 148 - пергаменные кодексы. 3 рукописи являются палимпсестами, нек-рые выполнены уставным письмом. Большинство книг написано иноками Д. м. в кон. XVI - 1-й пол. XVII в. Организатором скриптория был игум. Феона, каллиграф, трудившийся над перепиской книг. Нек-рые рукописи были созданы вне монастыря, в основном на его подворьях. На многих рукописях имеются заметки (свыше 3 тыс.), относящиеся к обстоятельствам написания, купли, продажи и т. п., а также содержащие информацию по истории обители. Четвероевангелие. XIII в. (Cod. 589) Четвероевангелие. XIII в. (Cod. 589) Среди иллюминированных рукописей выделяется знаменитое имп. Евангелие (Cod. 587, XI в.). Оно содержит ок. 80 прекрасно сохранившихся миниатюр. Переплет деревянный с позолоченным и серебряным окладом (XVI в.), украшен сценами «Распятие» и «Рождество Предтечи» и изображением дарителя - молдав. господаря Мирчи с семьей. Еще одна уникальная рукопись - Четвероевангелие (Cod. 588) с более поздним окладом (1565). Большую ценность имеют еще 2 рукописи: Слова свт. Григория Богослова (Cod. 61, XII в.) с 17 прекрасными иллюстрациями и Псалтирь XIV в. (Cod. 65) с 14. Достойны внимания также рукописи с миниатюрами N 2, 4, 13, 14, 33 и 34, 33-я помимо миниатюр имеет редкий деревянный оклад с тонкой резьбой, изображающей праздники и святых (ок. 270 лиц (XIII в.)). Миниатюры из 49 рукописей X-XVII вв. (в т. ч. из славяно-молдавского Евангелия 799) опубликованы: Ο θησαυρο το Αγου Ορους. Σειρ Α Εκονογραφημνα χειργραφα. Αθναι, 1973. Τ. Α. Σ. 36-233; каталог - с. 373-449.

http://pravenc.ru/text/178494.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010