Устойчивость включения имени П. в святцы определило постоянство его изображения в рус. минеях, несмотря на редко встречающиеся отдельные иконные образы этого святого. Образ П. имеется, напр., на минейной иконе на нояб. из Иосифова Волоцкого мон-ря (1569, ГТГ), на иконе «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ), на мстёрской иконе на нояб. (1-я пол. XIX в., частное собрание) - в паре с прп. Варлаамом Хутынским, чья память приходится на тот же день; в гравированных святцах работы Г. П. Тепчегорского (1714, 1722, РГБ) и И. К. Любецкого (1730, РГБ). Лит.: Менолог. С. 325, 352; Евсеева. Афонская книга. С. 250; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 64. Кат. 140; Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. 2004. С. 39. Кат. 33.3; С. 50. Кат. 35.3. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста)

http://pravenc.ru/text/2578509.html

учителей Церкви ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (после 1096 - 1141), средневек. философ, католич. богослов, мистик, глава сен-викторской богословской школы ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.)

http://pravenc.ru/text/153285.html

2001. P. 180-218). Было исследовано влияние риторического образования И. З. на технику композиции этих гомилий ( Mitchell. 2000; Idem. 2001). И. З. анализирует структуру Послания к Галатам, применяет приемы контрпозиции (возражения вымышленного оппонента) и разрешения. Проповедник сочетал топосы разных жанров: апологии, протрептика, панегирика ( Heath. 2004). И. В. Пролыгина Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КИРИЛЛ (375-380 - 444), архиепископ Александрийский, отец и учитель Церкви, святитель (пам. 18 янв. (совместно со свт. Афанасием I Великим), 9 июня)

http://pravenc.ru/text/540881.html

Избранные стихи полиелея (1-я статия - «Раби Господа», 2-я статия -«Исповедайтеся Господеви») распевались на разные гласы, чаще всего на 1-й или 2-й. От визант. периода сохранились анонимные, в т. ч. с обозначениями παλαιν, λατρηνς и πολιτικς (к-польская традиция), κκλησιαστικς, и различные авторские распевы (Konstamon. 86. Fol. 153-199v). Наиболее часто встречается распев Николая Кукумы - Κουκουμς, а также λατρηνς. В поствизант. период появляется много авторских распевов 1-й или 2-й статии или отдельных стихов на разные гласы, а также обработки более ранних распевов (напр., версия полиелея Κουκουμς Хрисафа Нового - Pantel. 993. Fol. 141, ок. 1680 г., автограф). Существуют распевы полиелея специально для В. б. (1-го гласа - Aroania (Sopoto). S. Theodor. 16. Fol. 193v-202, 1710-1740 гг.) или для господских праздников (Хрисафа Нового на 1-й глас - Doch. 387. Fol. 181v, 1-я четв. XVIII в.). Нотировались также припевы к полиелейным псалмам в господские, богородичные и др. праздники в вариантах визант. и поствизант. мелургов. Пс 136, «На реках Вавилонских», пелся на 3-й глас (Xeropot. 273. Fol. 93, 2-я пол. XVI в.), позднее встречается распев на 4-й плагальный глас (Xeropot. 330. Fol. 143, 1781-1782 гг.). Тропари по непорочнах (ελογητρια) на 1-й плагальный глас помещены в рукописях со следующими надписаниями: «древние» (παλαι - Doch. 387. Fol. 179, 1-я четв. XVIII в.), «великие» (μεγλα - Doch. 332. Fol. 437, 1760 г.), «древние великие» (παλαι μεγλα - Doch. 341. Fol. 144, 1822 г.), «краткие» (συνοπτικ - Doch. 338. Fol. 31, 1767 г.), «краткие (σντομα), ирмологические, как поется в Константинополе» Петра Пелопоннесского (Xeropot. 374. Fol. 148, 2-я пол. XVIII в.), Петра Византийского, транскрибированные в новом типе нотации лампадарием Великой ц. Григорием и Хурмузием (Lesb. Leim. 457. Fol. 159-161, 1816-1820 гг.). Нотировались также праздничные прокимны (стихи могли исполняться солистом - Konstamon. 86. Fol. 123v, 124) и «Всякое дыхание» перед чтением Евангелия (πασαπνορια το Εαγγελου).

http://pravenc.ru/text/155522.html

Рейтинг: 9.8 Голосов: 412 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Ученик и биограф св. Маштоца Корюн знает своего учителя исключительно с именем «Маштоц». Ему следует и другой историограф V в. Лазарь Парбский, однако отец армянской истории Моисей Хоренский (V в.) именует святого «Месропом» и лишь один раз «Маштоцем». Впоследствии святого стало принято называть двумя именами вместе. Среди исследователей существуют разные точки зрения по поводу двух имен святого. Пожалуй, наиболее интересным кажется предположение архиеп. Малахии Орманяна, согласно которому в миру преподобного звали «Маштоц», имя же «Месроп» происходит от сирийского «Мар Сероп», т. е. «господин Сероп». Именно имя «Сероп» (Серафим), согласно архиепископу, принял Маштоц во время своего монашеского пострига.  Еще древние греки различали Великую и Малую Армению: армянские территории, расположенные к востоку от р. Ефрат, они именовали «Великая Армения», к западу же – «Малая Армения». Малая Армения входила в состав Римской империи и делилась на Первую Армению со столицей в Севастии и Вторую со столицей в Мелитине.  Крещение Армении и провозглашение христианства единственной официальной религией в Армении произошло в 301-м г. благодаря свт. Григорию Просветителю (253-325/26) и царю Тиридату III (287-330).  Царство Великой Армении в 387-м г. разделили между собой Византия и Персия. Линия разделения прошла по линии Карин-Нисивия. Территории западнее этой разделительной линии перешли к Византии, а восточнее – к Персии.  Святитель Саак Великий (387-439) – последний потомок свт. Григория Просветителя на кафедре Католикоса – главы Армянской Церкви. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии КАРИНЕ БОЯДЖЯН 30 июня 2019, 11:31 СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ. БЫЛО ЧЕМУ НАУЧИТЬСЯ Рита 8 марта 2019, 10:50 Спасибо за статью! Ибо времени у самих исследовать жития святых нет, увы. Подобные работы помогают многое понять и узнать. Ещё раз - спасибо автору! Борис 4 марта 2018, 18:57 Инна, Месроп Маштоц (361-440)является святым Армянской Церкви, еще неразделенной христологическами спорами Церкви. Также добавлю, что житие святого Месропа Маштоца имеется в Синаксаре - Жития святых Православной Церкви, составленный иеромонахом Макарием из афонского монастыря Симонопетра.

http://pravoslavie.ru/111126.html

272 . Родословие Христово. C. 319–323. [T. II. C. 298–300.] TLG 2022/59. De Christi genealogia. CPG 3034 (Carmina dogmatica). PG 37, 480–487. 273 . Двенадцать апостолов. C. 323–324. [T. II. C. 301.] TLG 2022/59. Discipuli Christi duodecim. CPG 3034. PG 37, 488. 274 . Христос на корабле. C. 324. [T. II. C. 301.] TLG 2022/59. Tempestas a Christo sedata. CPG 3034. PG 37, 506–507. 275 . Чудеса Христовы по Евангелию от Матфея. С. 324–326. [Т. II. С. 301–302.] TLG 2022/59. Miracula Christi secundum Matthaeum. CPG 3034. PG 37, 488–491. 276 . Чудеса Христовы по Евангелию от Марка. С. 326–327. [Т. II. С. 302.] TLG 2022/59. Miracula Christi secundum Marcum. CPG 3034. PG 37, 491–492. 277 . Чудеса Христовы по Евангелию от Луки. С. 327–328. [Т. II. С. 303.] TLG 2022/59. Miracula Christi secundum Lucam. CPG 3034. PG 37, 492–494. 278 . Чудеса Христовы по Евангелию от Иоанна. С. 328. [Т. II. С. 303.] TLG 2022/59. Miracula Christi secundum Johannem. CPG 3034. PG 37, 494–496. 279 . Притчи Христовы по Евангелию от Матфея. С. 328–329. [Т. II. С. 304.] TLG 2022/59. Parabolae Christi et aenigmata secundum Matthaeum. CPG 3034. PG 37, 495–496. 280 . Притчи Христовы по Евангелию от Луки. С. 329–330. [Т. II. С. 304–305.] TLG 2022/59. Parabolae Christi secundum Lucam. CPG 3034. PG 37, 497–498. 281 . Притчи Христовы y четырех евангелистов. C. 330–335. [T. II. C. 305–308.] TLG 2022/59. Parabolae Christi secundum omnes evangelistas. CPG 3034. PG 37, 498–506. 282 . Определения, слегка начертанные. C. 335–346. [T. II. C. 308–314.] TLG 2022/60. Deficiones minus exactae. CPG 3035 (Carmina moralia). PG 37, 945–964. Надписи. C. 346. [T. II. C. 315.] 283 . 1. K храму Илии, называемому Вдовьим. TLG 2022/59. Epigramma in templum Eliae, quod Χηρεον apellabatur. CPG 3034 (Carmina dogmatica). PG 37, 479–480. 284 . 2. K церкви, которая из идольского капища обращена святым Григорием в храм Божий 29 . НАДГРОБИЯ. С. 347–387. [Т. II. С. 315–340.] TLG 2022/57. CPG 3038 (Epitaphia). 285 . Софисту Проэресию. С. 347. [Т. II. С. 315.] In Prohaeresium sophistam. PG 38, 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

277-279 ОРЛОВ Анатолий Петрович (1879-1937) прот., богослов и церковный историк, последний ректор МДА до ее закрытия в 1922 г. 279-280 ОРЛОВА-ЧЕСМЕНСКАЯ Анна Алексеевна (1785-1848), графиня, камер-фрейлина, крупнейшая русская церковная благотворительница 280-284 284-296 296-315 «ОРЛОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Орловской епархии, разрешенное в 1864 г. Синодом по ходатайству еп. Поликарпа (Радкевича) 315-317 317-323 323-328 ОРМАНЯН (Малахия; в миру Погос) (1841-1918), патриарх К-польский Армянской Апостольской Церкви (1896-1908), общественно-политический деятель, богослов, историк, филолог, публицист, арменовед 328-330 ОРМИЗД [Хормизд] († 419/20), мч., казненный в пров. Бет-Гармай (ныне Сев. Ирак) с 9 др. мучениками ОРОЗИЙ [также Павел Орозий] (кон. IV - нач. V в.), пресвитер; лат. церковный писатель, историк, апологет), пресвитер; лат. церковный писатель, историк, апологет 330-336 ОРСИСИЙ (ок. 300 - после 387), прп. (пам. 15 июня и в субботу сырную), христ. писатель, 3-й настоятель основанных прп. Пахомием Великим общежительных мон-рей 336-350 350-351 351-352 ОРТОДОКСИЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ основное направление в лютеранском и реформатском (кальвинистском) богословии со 2-й пол. XVI до нач. XVIII в. ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ учреждение в составе царского двора, давшее название художественной школе (кон. 30-х - 40-е гг. XVII в.- 1-я треть XVIII в.) в московском искусстве позднего средневековья; 1-й музей в Москве, в наст. время находится в составе Музеев Московского Кремля 352-354 354-355 ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Орше Витебской обл. (Республика Беларусь) 355-359 ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Оршанский Кутеинский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь (Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Орше Витебской обл. (Республика Беларусь) 359-361 ОРШАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-апракос полное, памятник древнерус. кириллической книжности, созданный в ростовском архиепископском скриптории в сер. - 2-й пол. XIII в. (в лит-ре ранее высказывались датировки памятника от XII до XIV в. и мнения о его белорус. или укр. происхождении)

http://pravenc.ru/vol/LIII.html

 P. S. В объяснение разности в праздновании пасхи в начале IV века.  А=годы круга луны по александрийскому счислению.  К=годы круга луны по иудейскому и константинопольскому счислению.  AD=годы от Р.Х.  Буквы и т. д.=еврейские и константинопольские эмволимические годы.  Цифры: ιξ, ιθ, γ и т. д.=александрийские эмволимические годы.    Таким образом, и по К и по А годы 320, 325, 328,333, 336, 339, 344 были anni ombolismi и не давали повода ни к каким недоразумениям. Напротив, годы 322, 330,341, embolismi по александрийскому циклу, были anni communes по циклу иудейскому, и они–то и подавали повод к недоразумениям. То полнолуние (около 18—19 марта), которое с точки зрения александрийского цикла приходилось на μν εμβλιμος="" paragraph " >  Празднование пасхи [вместе с иудеями] удержалось как одна подробность в практике архаистической секты авдиан, слабой уже при Епифании, но в V в. еще существовавшей и лишь к VI веку исчезнувшей.  Антиохийский [поместный] собор 341 г. постановил (правило 1–е): клириков низлагать, мирян отлучать за празднование пасхи с иудеями [«прежде весеннего равноденствия», προ της εαρινς ισημερας, как поясняет 7–е апостольское правило] .  в) ТРЕТЬЯ ЭПОХА: РАЗНОСТЬ МЕЖДУ АЛЕКСАНДРИЕЙ И РИМОМ  а) Константин Великий радостно приветствовал состоявшееся на Никейском соборе соглашение между восточными и остальными церквами и надеялся, что весь христианский мир в один день будет праздновать пасху. На деле в следующем же 326 г. церкви греко–восточные праздновали пасху 3 апреля, лати–но–западные — 10 апреля . Разность повторялась в 330, 333 , 340, 341, 345, 350, 357, 360, 373 и 387 гг. Это показывает, что на соборе разрешена была одна половина спорного вопроса и осталась не затронута другая, быть может, потому, что не подозревали о ее существовании   . Никейский собор на епископа александрийского возложил поручение — заранее извещать церкви о дне пасхи . Выбор объясняется тем, что в Александрии процветала астрономия. Но отцы, видимо, не выразили своего желания с такою категоричностью, чтобы и римские епископы следовали беспрекословно александрийским вычислениям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Из сказанного видно, в чем заключалась сущность вопроса о пасхе на Никейском соборе 151 . Р. S. В объяснение разности в праздновании пасхи в начале IV века. А=годы круга луны по александрийскому счислению. К=годы круга луны по иудейскому и константинопольскому счислению. AD=годы от Р.Х. Буквы и т.д.=еврейские и константинопольские эмволимические годы. Цифры: ιξ, ιθ, γ и т.д.=александрийские эмволимические годы. Таким образом, и по К и по А годы 320, 325, 328, 333, 336, 339, 344 были anni ombolismi и не давали повода ни к каким недоразумениям. Напротив, годы 322, 330, 341, embolismi по александрийскому циклу, были anni communes по циклу иудейскому, и они-то и подавали повод к недоразумениям. То полнолуние (около 18–19 марта), которое с точки зрения александрийского цикла приходилось на μν μβλιμος= , по мнению сирийских протопасхитов, было полнолунием нисана, и потому они праздновали пасху – обычно – на 28 дней [resp. 35 дней] ранее, чем в Александрии и других церквах, следовавших александрийской практике. Словом, дело шло о тех годах, когда пасхальная граница приходится по александрийской пасхалии на 17-е или 18-е апреля. Восточные епископы [на Никейском соборе] представляли слабое меньшинство против большинства втрое сильнейшего. Христианские церкви запада и юга были против сирийской практики; потому восточные поступились своим древним обычаем и примкнули к практике, можно сказать, общецерковной. Празднование пасхи [вместе с иудеями] удержалось как одна подробность в практике архаистической секты авдиан, слабой уже при Епифании, но в V в. еще существовавшей и лишь к VI веку исчезнувшей. Антиохийский [поместный] собор 341 г. 152 постановил (правило 1-е): клириков низлагать, мирян отлучать за празднование пасхи с иудеями [«прежде весеннего равноденствия», πρ τς αρινς σημτρας, как поясняет 7-е апостольское правило] 153 . В) Третья эпоха: разность между Александрией и Римом а) Константин Великий радостно приветствовал состоявшееся на Никейском соборе соглашение между восточными и остальными церквами и надеялся, что весь христианский мир в один день будет праздновать пасху. На деле в следующем же 326 г. церкви греко-восточные праздновали пасху 3 апреля, латино-западные – 10 апреля 154 . Разность повторялась в 330, 333 155 , 340, 341, 345, 350, 357, 360, 373 и 387 гг. Это показывает, что на соборе разрешена была одна половина спорного вопроса и осталась не затронута другая, быть может, потому, что не подозревали о ее существовании 156 . Никейский собор на епископа александрийского возложил поручение – заранее извещать церкви о дне пасхи 157 . Выбор объясняется тем, что в Александрии процветала астрономия. Но отцы, видимо, не выразили своего желания с такою категоричностью, чтобы и римские епископы следовали беспрекословно александрийским вычислениям. Упорство Рима, защищавшего свой неудовлетворительный лунный календарь, и было причиною разногласия во вторую эпоху споров.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Холмский Посад состоял в Новгородской епархии, ни его, ни Пусторжевского уезда нет в Псковской епархии, даже в 1731 г. (Опис. Докум. и Дел. Арх. Св. Синода, X, 124). 157 Полн. Собр. Пост. и Распор. по Вед. Прав. Испов. VI, 2272. Опис. Док. и Д. Св. Син. Т. XVI, Приложение XII. 158 Русские епархии... т. I, стр. 78. Разногласие в показаниях числа церквей в XVIII в. в Псковской, как и в других епархиях, отчасти можно объяснять тем, что в одних случаях показывались только «жилые» церкви, т. е. при которых были и духовенство и приход, в других случаях к жилым присоединялись «пустые» и даже монастырские церкви. В той же Псковской епархии по третьей ревизии 1702 г. всех церквей насчитывалось 221, но «действительных» было только 205, а 16 церквей «праздных». (История княжества Псковского III, стр. 50). 159 Опис. Докум. и Д. Арх. Св. Син. т. XVI, Приложение XII, ср. Русские епархии т. I. Приложения стр. XV-XVI. 161 Арх. Мин. Юст. (по Патр. Казен. Прик.), кн. 302. за 1098 г., лл. 155. Туг названы все не только города, но и станы Смоленской епархии с указанием числа церквей; см. Русские епархии, т. I, стр. 245–246. По Монастыр. Прик. кн. 63, лл. 221 и 224; 66, лл. 1–7 (1706 г.), 81 (1709 г.). 162 Опис. Док. и Д. Арх. Св. Синода, X, 352, стр. 591–592, ср Истор. Стат. Описание Смоленской епархии. Спб. 1864 г., стр. 187. Напомним, что в 1698 г. в Смоленской епархии состояли г. Смоленск с пригородами (Красный?), уездные станы: Дубровинский, Малоховский, Максимовский, Ивановский, Еленский, Ратчинский, Выпецкий, Свадицкий, Береженский, Щучий, Руцкий, Богородский и Ветлицкий, г. Дорогобуж, Белый и Рославль с уездами. Те же города и станы в Смоленской епархии были и в 1740 г. 163 Опис. Докум. и Д. Арх. Св. Синода, XI, 80, 387, т. XVI. Приложение XII, ср. Русские епархии... т. I, стр 330. В книге 1706 г. 66) о драгунских сборах и сборах в Александровскую слободу названы следующие смоленские вотчинные монастыри – в Смоленском уезде: Авраамиев (за ним 159 двор.), Троицкий (за ним 143 дв.), за попами было 180 дв., в Дорогобужском уезде Бизюков (229 дв.), Свиркоколуцкий (50 дв.), Болдин (53 дв.), за дорогобужскими попами 4 дв., за бельскими попами (11 дв.); в г. Белом и Бельском уезде монастырей все еще не было ни одного (Русские епархии, I, стр. 330), в Рославльском уезде Спасо-Преображенский мон. (12 дв.). За самим Смоленским митрополитом в Твердиславской волости было 403 дв. крестьян и бобылей, в Митновицкой волости 440 дв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010