1) РГБ, ф. 205 (Собр. Общества истории и древностей Российских), 56. Сборник (л. 306 об. – 317), нач. XVI в., содержит полный список редакции Андрея Юрьева. Филигрань: Рука под пятилепестковым цветком – Брике, 11165 (1505 г.). 2) БАН, 17.14.2. Сборник (л. 221–226), 1515 г., содержит полный список редакции. Первый лист утрачен, текст начинается словами: «тако восприя град Ерославль и начя в нем княжити». Это знаменитый некогда Прилуцкий сборник, затем на какое-то время выпавший из поля зрения исследователей 507 . На л. 1 имеется помета первой половины XVI в.: «Соборник княжь Дмитриевъскои Углецкого, а в нем житие Сергиа чюдотворца да Варлама Хутынскаго, Алексея митрополита, …» (далее роспись содержания сборника). На нижнем поле л. 4 рукою писца, писавшего на л. 4 об. – 5 об., сделана запись: «Написано лета 7023, августа 6». Аналогичная запись киноварью на л. 333 рукою писца, скопировавшего большую часть сборника: «Написа[на] книга в лето 7000 двадесеть третьяго». 3) РНБ, собр. М. П. Погодина, 611. Пролог (л. 44–48), 1547– 1548 гг., содержит сокращенный список редакции. По первым листам идет вкладная запись с упоминанием «царя» Ивана Васильевича (царь – с 1547 г.) и ростовского архиепископа Алексея (1543–1548 гг.). 4) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 257. Минея четья на сентябрь (л. 324–330), 1556 г., содержит полный текст редакции. Минею писал на Москве «Июда Иванов сын, прозвище Юшко, Сасинов». 5) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 372. Сборник (л. 204 об. – 211), кон. 50-х – нач. 60-х годов XVI в., содержит полный текст редакции. Филиграни: Перчатка под короной с шестью фестонами – Брике, 10934 (1557–1558 гг.); Перчатка под короной с шестью фестонами и буквой Р – Брике, 11042 (1561–1574 гг.); Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой – Лихачев, 1778 (1556 г.), 1833 (1558 г.). Впереди на чистом листе запись рукой Евфимия Туркова: «Канонник новым чюдотворцем, писмо Фефила чернца Арсеньева Плещеева». 6) РГБ, ф. 218 (Собр. Отдела рукописей; поступления 1972 г.), 11. Торжественник (л. 55–58 об.), сер. XVI в., содержит сокращенный текст редакции. Филиграни: Гербовый щит под розеткой, под щитом буква Е – Брике, 9681 (1540–1546 гг.); Гербовый щит, под щитом буква N – Брике, 9863 (1538–1545 гг.); Литера Р под четырехлистником – Брике, 8646 (1541–1543 гг.); Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове лилия – Брике, 12759 (1537–1546 гг.); Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове литеры GM – Брике, 12712 (1542–1547 гг.); Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове две полосы – Лихачев, 1833 (1558 г.); Кабан – Лауцявичюс, 3694 (1541 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сообщества таких ревностных христиан и стали называться киновиями, а насельники их – киновитами . Идеи возникновения таких сообществ, как «первохристианская община» и как «строгий общежительный монастырь», были абсолютно одинаковы, потому что жизнь всех членов сообщества была построена исключительно на евангельских заповедях, но вот историческое зарождение киновий было несколько другим, чем первохристианской общины. Однако можно считать, что и то и другое было следствием Промысла Божия. Основатели монашества восточного и западного Расцвет монашества произошел почти одновременно в Египте, Сирии и Палестине. Во всех трех названных областях монашество возникло независимо друг от друга, но египетское монашество считается древнейшим . Основателем египетского монашества считается преподобный Антоний Великий . Еще в 285 году он удалился в глубину пустыни на гору Колизма . В Фиваиде он «основывает монастырь Писпер и ряд других иноческих поселений, которые продолжают существовать и после его блаженной кончины» . Другой сильнейший центр монашеской жизни образовался в Нитрийской пустыне. Подлинным основателем его надо считать преподобного Аммония Нитрийского, который пришел на это место около 320 года . Недалеко от Нитрийской горы располагалась пустыня под названием «Келлии», где подвизался Макарий Александрийский (городской), а еще дальше от Нитрийской горы находилась пустыня «Скит», основанная преподобным Макарием Великим (Египетским) в 330 году. Приблизительно в это же время (ок. 323–324 гг.) преподобный Пахомий Великий основывает первый общежительный монастырь в местечке под названием Тавенниси , на берегу реки Нил, в среднем ее течении. В Палестине основателями монашества были преподобный Харитон Исповедник – строитель Фаранской Лавры (330-е гг.) и преподобный Иларион Великий – строитель Лавры у Маюма (338). В Сирии – преподобный Иаков Низибийский и его ученик преподобный Ефрем Сирин . На Запад уставы монашеской жизни попали благодаря деятельности преподобного Бенедикта Нурсийского, который основал вблизи Неаполя общежительный монастырь с уставом, похожим на устав преподобного Пахомия Великого.

http://pravoslavie.ru/30891.html

В Палестине был распространен преимущественно полуобщежительный тип жизни: часть времени иноки проводили в уединении, в келии или пустыне во время поста, а в воскресенье сходились в обитель, на Литургию и общую трапезу. Палестинцы находили время для служения миру, устраивая больницы и странноприимные дома, выступая против ересей и в городах, и в императорском дворце. Впоследствии именно палестинский идеал монашества будет воспринят за образец на Руси 539 . Становление монашества в Палестине связано с именами учеников прп. Антония прп. Илариона Великого, св. Харитона Исповедника и св. Евфимия Великого. Преподобный Иларион жил в IV веке, родился в Газе (на юге Палестины). Молодым юношей он был послан в Египет для получения образования, там принял Святое Крещение и, предпочтя наукам иночество, два месяца жил подле прп. Антония. Затем он вернулся в Палестину и более 20 лет провел в отшельничестве. Около 330 г. Иларион пришел в Газу, где вокруг него в скором времени собралось несколько тысяч подвижников. «Взамен строгого одиночества, полного разобщения с миром отшельников...прп. Иларион стремится связать отдельных подвижников в общину, внести большую определенность во взаимные отношения отшельников; прежнюю разрозненность среди них он считает вредною для целей истинного подвижничества» 540 . Но община не имела определенных правил относительно обязанностей ее членов и распорядка жизни. В одно целое ее связывала личность настоятеля – прп. Илариона. В Газской общине было заметно духовное тяготение к Египту, между монастырями этих областей сразу установилось взаимообщение, выражавшееся в частом посещении палестинцами Египта 541 . Св. Харитон Исповедник пострадал в одно из последних гонений на христиан (между 311 и 324 гг.). Потом он чудесным образом получил сокровище разбойников и, раздав часть его нуждающимся, на оставшиеся средства основал в Иудейской пустыне (западный берег Мертвого моря) лавру Фаран (ок. 330 г.), а затем еще две лавры. Так в Палестине появился еще один монашеский центр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

279-280 280-285 МИНИН Кузьма (Козьма Минич; † 1616), инициатор создания и один из руководителей Второго ополчения 1611-1612 гг., соратник кн. Д. М. Пожарского 285-286 289-288 288-289 289-323 320-323 323-321 324-326 329-330 326-327 327-329 КАТОЛИЧЕСКОЕ АРХИЕПИСКОПСТВО со статусом митрополии, провинция Римско-католической Церкви для католиков лат. обряда в Белоруссии 330-334 334-336 336-342 МИНЫ СВЯТОГО ХРАМ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ Мины святого храм в Константинополе, греч. правосл. церковь в древнем квартале Псамафия (тур. Саматья), на юго-вост. склоне холма Ксиролоф, близ района Еленианы 342-343 343-345 МИРАДЖ ночное путешествие Мухаммада в Иерусалим и его вознесение на небеса к престолу Аллаха; праздник, посвященный этому событию, отмечаемый в ночь с 26 на 27 священного месяца Раджаб 345-346 МИРЕЛЕЙОН Мирелейон, визант. церковь в К-поле, возведенная между 920 и 922 гг. по указанию имп. Романа I Лакапина (920-944) на территории его имп. дворца 346-348 МИРИАН (Михран), равноап. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 23 мая и 1 окт. (с супругой, царицей св. Наной)) , царь Картли, креститель Грузии 348-352 МИРИОКЕФАЛА Мириокефала, дер. в зап. части о-ва Крит неподалеку от г. Ретимно, известна благодаря расположенному там монастырю с ц. Пресв. Богородицы Антифонитрии 352-353 МИРКОВИЧ Лазарь (1885-1968) прот., сербский историк церковного искусства, литургист, археограф, переводчик 353-355 МИРНИНСКИЙ ВО ИМЯ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мирнинский во имя апостола Андрея Первозванного мужской монастырь (Якутской и Ленской епархии) МИРО в христ. богослужении - смешанный или сваренный с добавлением благоуханий, а затем особым образом освященный елей, используемый при Миропомазании 355-358 МИРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находившийся в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (празд. 24 сент.) 358-365 365-366 366-367 МИРОН Иванович Ржепик (1885 - 1937), прот. , сщмч. (пам. 31 авг., в Соборе Волынских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)

http://pravenc.ru/vol/XLV.html

Буасье Гастон (Boissier, 1823–1908), французский антиковед – 95, 99, 125, 132 Буркхардт Якоб (Burckhard, 1818–1897), швейцарский искусствовед, антиковед и византинист – 06 Бьюри Джон Бател (Bury, 1861–1927), английский филолог и историк-византинист – 50, 62, 64, 65, 68, 72, 75, 204, 273, 318, 359, 383, 475, 485 Валент Флавий (328–378), римский император в 364–378 гг., соправитель имп. Валентиниана I, позднее имп. Грациана – 134, 143, 187, 375 Валентиниан I (Флавий Валерий, 321–375), западноримский император в 364–375 гг. – 120, 134 Валентиниан II (Флавий Валерий, 371–392), западноримский император в 375–392 гг. – 120, 138, 139 Валентиниан III (Флавий Плацид, 419–455), западноримский император в 425–455 гг. – 64, 206, 360 Валид I, арабский халиф в 705–715 гг. (шестой халиф из династии Омейядов) – 319 Варда Кесарь , дядя имп. Михаила III – 366, 394, 395, 396, 397 Варда Склир , глава восстания в Малой Азии, направленного против имп. Василия II – 411, 458, 480 Варда Фока , глава восстания в Малой Азии, направленного против имп. Василия II – 411, 426, 458, 480 Вардан (Филиппик), византийский император в 711–713 гг. – 267, 310 Василий I Македонянин (836–886), византийский император в 867–886 гг., выходец из фракийских крестьян, основатель Македонской династии – 366, 388, 400, 402, 403, 404, 416, 417, 429, 430, 433, 434, 436, 437, 445–449, 453, 475, 489. Василий II Болгаробойца , византийский император в 976–1025 гг. – 399, 401, 408, 411, 412, 414, 416, 422, 426, 431, 433, 441, 442, 456, 458, 459, 462, 478, 480,485,490 Василий (IX в.), патриарх Иерусалимский – 384 Василий Великий (ок. 330–378379), архиепископ Кесарии Каппадокийской (с 370 г.), святой, учитель Церкви, один из крупнейших представителей греческой классической патристики – 177, 178, 185 Василий Дигенис Акрит , византийский эпический герой – 484–487 Васильев Александр Александрович (1867–1953) – 68, 88, 454 Васильевский Василий Григорьевич (1838–1899), русский византинист – 43, 79, 80, 87, 89, 324, 328, 329, 428, 457

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

А, следовательно, и точность списка никейских отцов в данном случае подтверждается самым блестящим образом. Раз выяснен истинный смысл эпитета «ρχαος», прилагаемого св. Епифанием к Зинону тирскому, то становится излишним и то, предложенное Тилльмоном, объяснение этого термина, что Зинон назван «древним» потому, что сделался епископом раньше Павлина 108 ; и получается полная возможность видеть в Зиноне просто на просто преемника Павлина. Но в таком случае представляется самым естественным предположение, что на антиохийской кафедре Павлин, как это и стоит у Иеронима и в позднейших списках, был преемником Филогония и предшественником, а не преемником св. Евстафия. VII Возможность предположения о Павлине и Зиноне, как епископах двух партий. Нужно ли оно? Не был ли Павлин преемником Филогония? Что доказывает молчание Феодорита о Павлине, как епископе антиохийском? Присутствовал ли Павлин на никейском соборе? Ненадежность сообщений об этом Феодорита и Филосторгия. Когда Евсевий кесарийский писал, посвященную Павлину, 10-ую книгу своей Церковной Истории?. Павлин, как «ученик» Евсевия кесарийскаго . Когда Павлин был в Анкире? Посленикейская полемика Евстафия антиохийского против Евсевия кесарийского, Павлина тирского и Патрофила скифопольского по Созомену – не доказательство, что Павлин был еще жив около 330 года. Молчание о Павлине Георгия лаодикийского, как доказательство, что его не было в живых около 330 года. Если бы была необходимость во что бы, то ни стало спасать гипотезу, что Павлин тирский переведен был в Антиохию на место Евстафия (не Филогония), то оставалось бы только допустить, что в Тире в 324–5 гг. было одновременно два епископа: Павлин и Зинон; но из них ни один не был епиокопом – викарием другого; а это были епископы двух партий: Павлин – епископ евсевиан – сторонников Ария, Зинон – епископ православных – сторонников св. Александра александрийского . Можно предположить, что, когда Павлин тирский, по убеждению Евсевия никомидийского, прервал «молчание» и стал решительно на сторону Ария и обоих Евсевиев, значительная часть его паствы, недовольная этим, отделилась и избрала себе в епископы строго-православного Зинона, который и мог быть рукоположен во епископа тирского хотя бы Филогонием антиохийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Имп. Константин Великий. 336–337 гг. (Капитолийские музеи, Палаццо-деи-Консерватори, Рим) Имп. Константин Великий. 336–337 гг. (Капитолийские музеи, Палаццо-деи-Консерватори, Рим) То же образное решение еще одного памятника К. (сохр. голова высотой 95,2 см (фрагмент мраморной скульптуры сидящего императора; 325-370, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)). Взгляд больших глаз с тяжелыми, как бы припухшими веками устремлен вверх; черты лица геометричны, сглажены, прическа та же, что и в ранних памятниках. Вертикальные морщины на лбу - не особенность облика К., а знак выражения божественной заботы императора об империи. Красиво очерченный рот чуть приоткрыт - это наиболее естественная часть портрета, наделенного некой отвлеченной одухотворенностью. В бронзовом колоссе К. из Рима (336-337, Капитолийские музеи, Палаццо-деи-Консерватори, Рим; сохр. голова, детали конечностей) достигнута предельно точная и в то же время обобщенная характеристика ставших типологическими черт К. Это уже некий отвлеченный образ-икона, олицетворение божественной власти. В то же время в нем присутствует чувственное начало, живая, иллюзионистическая передача деталей (ноздри, губы, завитки волос). Из Ниша происходит фрагмент бронзовой статуи императора в доспехах - голова императора в диадеме (324/325, Национальный музей, Белград). В этом портрете, так же как и в бронзовом колоссе, образ императора приобретает иконность, что подчеркивается строго фронтальным положением головы, симметрией и маскообразной застылостью лица. Портретное сходство отступило на второй план. К. изображен в идеальном возрасте - молодым, лицо гладкое, без морщин, без бороды, глаза огромные, губы довольно тонкие. В позднем имп. портрете лавровый или дубовый венок сменился диадемой, к-рая не только является атрибутом власти, земного величия императора, но и отсылает к иконографии Аполлона-Гелиоса, заимствованной христ. художниками из античного искусства. Константин Великий. Золотой солид. 326–327 гг. Аверс, реверс Константин Великий. Золотой солид. 326–327 гг. Аверс, реверс В период правления К. его портреты изготавливались в т. ч. из полудрагоценных камней. Напр., бюст К. из халцедона (315-330, Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж), несмотря на небольшие размеры, воспринимается монументально и величественно; образ императора предельно обобщен, при этом гармоничные, без лишней стилизации черты лица восходят к классическим образцам рим. портрета. То же можно сказать о камее из сардоникса, изображающей К. и Тюхэ К-поля (30-е гг. IV в., переработана в нач. XIX в., ГЭ).

http://pravenc.ru/text/1841980.html

5482 322. Кар правил два года совместно с сыновьями Карином и Нумерианом./исправлено: 5481 (282–283; 283–285; 283–284 гг.) 323 . После победы над персами Кар расположился лагерем около Тигра и скончался пораженный молнией. 5502 324 . Диоклетиан и Максимиан правили двадцать лет./исправлено: 5501 (284–305; 286–305; 307–308 гг.) 325. Диоклетиан повелел сжечь Святое Писание на огне и преследовал христиан по всему миру. 326. Он был первым, кто приказал обшивать драгоценными камнями свои одежды и обувь, а ведь прежде того принцепсы довольствовались единственно пурпуром. /добавлено: Эти императоры вели несколько войн, в которых одолели персов и отвоевали Месопотамию. /добвалено: Оба они, покинув вершины власти, жили как обычные граждане. 5504 327. Галерий правил два года./исправлено: Галерий правил три года. (305–311 гг.) 328. Краткость его правления не соответствует тому, чтобы удостоиться занесению в исторический трактат. 5534 329. Константин правил тридцать лет./исправлено: Константин правил тридцать один год. /добавлено: Он подготовил персидскую войну. И по достижению этих пределов все, пришедшие с просьбами были устрашены и готовы выполнять его приказания. (306 – 337 гг.) 330. Он был первый из императоров, который став христианином, даровал христианам свободу собраний и позволил возводить церкви в честь Христа. 331. В его времена зарождается арианская ересь, и Константин созывает Никейский собор, осудивший арианство. 332. Происходит раскол донатистов. 333. В Иерусалиме обретен крест Господа, который отыскала мать Константина, царица Елена. 334 . Однако на закате жизни Константин обращается в арианство. О, как печально, что такой великолепный принцепс закончил жизнь так ужасно! 5558 335 . Констанций и Констант правили двадцать четыре года./исправлено: 5559 /добавлено: Констант, человек ужасающе жестоких привычек, потерпел много поражений от персов. (337–361; 337–350 гг.) 336. Обратившись в арианство, Констант повсеместно преследовал католиков. 337. Арий 44 , поверив в его благосклонность появился в Константинополе и направлялся в церковь , чтобы завязать дискуссию о вере с нашими, но сошед по настоятельной нужде с Форума Константина, внезапно исторг свои внутренности, и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

319 . Еще пятнадцать лет служения церкви борьбою с расколом. Моя переписка с архим. Павлом за 1879–1895 гг. Выпуск первый: 1879–1886 гг. (1902 г. Вера и Церковь. Издано отдельной книгой). II. Издания памятников древней письменности, имеющих отношение к расколу, сочинений прежних полемистов против раскола и раскольнических писателей, снабженные предисловиями и примечаниями проф. Н. Субботина 2389 320 . Точные снимки с двух знаменитых памятников древности (Евангелий Мстиславова и Юрьевского), представляющие свидетельство о имени Иисус (1872. изд. Братства св. Петра м.). 321 . Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинех (Стоглав) М., 1890 г. 322 . Деяние московского собора, бывшего в царских палатах в лето от создания мира 7162, от воплощения же Божия Слова 1654. (1873 г. изд. Братства св. Петра м.). 323 . Деяния Московских соборов 1666 и 1667 годов. (1881 г. изд. Братства св. Петра м.). 324 . Древний назидательный пример терпимости к обрядовым разностям церквей. Послание патр. Антиохийского Петра к патр. Константинопольскому Михаилу (1894 г. Брат. Сл., т. 2. и отдельно). 325 . Так называемое Феодоритово Слово в разных его редакциях (1876 г. Брат. Сл. и отд. издания). —570— 326 . Прение Панагиота с Азимитом в древнейших его списках (1899 г. Брат. Сл.). 327 . Мнение Новгородского митр. Димитрия и Псковского еп. Гедеона о Единоверии и о клятвах собора 1667 года (1883 г. Брат. Сл.). 328 . Иеросхимонаха Иоанна сказание о обращении раскольников заволжских (1875 г. Брат Сл. и отдельная книга). 329 . Протоиерея Алексия Иродионова сочинения о расколе. Выпуск первый: Беседословие о расколе российском (1884 и 1885 гг. Брат. Сл. и отдельно); выпуск второй: Послание к Даниловским раскольникам (1890 г. Брат. Сл. и отдельно); выпуск третий: Обличение раскольнического лжеучения (1891 г. Брат. Сл. и отдельно). 330 . Его же: Замечания на Поморские Ответы (Брат. Сл. 1887 г., т. 1). 331 . Григория Яковлева извещение праведное о расколе беспоповщины, с приложением карты «Суземка раскольнического» и «Летописца Выговского». (1888 г. Брат. Сл. и отдельно).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

322 Валаам, чьи проклятия и благословения всегда сбывались, был призван Валаком, царем моавитским, чтобы он проклял приближавшихся к его царству израильтян во время Исхода . По воле Бога вместо тройного проклятия Валаам трижды благословил народ Израиля и предсказал пришествие Мессии Чucл.XXII-XXIV . Кайафа, первосвященник иудейский, главный ненавистник Христа, на собрании жрецов и фарисеев, вдохновленный Св. Духом, невольно стал пророчествовать об искупительной жертве Иисуса Uoahh.XI.50 . 323 391 г. 324 Апостол Павел. 325 Ошибка: Поликарп Смирнский жил в 69—155 гг. и принял мученическую смерть при Антонине Пии 138—161 , тогда как Гордиан I, Гордиан II и Гордиан III правили в 238—244 гг. 326 Иосифом Флавием 37-ок.100 , древнееврейским историком и политиком, автором «Иудейской войны» и «Иудейских древностей». 327 Самаритяне — жители Самарии, области в центральной Палестине, переселенные в разгромленный Израиль ассирийскими царями и постоянно враждовавшие с иудеями, несмотря на этническую, религиозную, языковую и культурную близость. 328 Епифаний, в будущем злейший враг Иоанна Златоуста, был епископом г. Саламин на Кипре с 361 по 402 гг. 329 В действительности же инициатором заговора был франк Арбогаст, военный магистр, фактически узурпировавший власть при Валентиниане II. Попытка последнего дать ему отставку и привела к государственному перевороту 15 мая 392 г. Зная, что он как язычник и варвар не может претендовать на престол, Арбогаст решил сделать императором государственного секретаря христианина Евгения. Трудно сказать, действительно ли Валентиниан II был убит или же он покончил жизнь самоубийством, находясь в безвыходном положении. Интересно, что в своей надгробной речи Амвросий Медиоланский ничего не говорит об убийстве Валентиниана, хотя, произнося ее перед членами императорского дома, он, конечно, должен был бы отвести от покойного любое подозрение в самоубийстве, ибо оно лишало его душу небесного блаженства. 330 Феодосий Великий выступил против узурпатора в начале лета 394 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010