Очевидно вопрос об адресате послания был уже окончательно решен Зеебергом прежде, чем моя статья была переведена для него и прочитана им. И так как в своей статье я только сослался на В. В. Болотова и не счел нужным приводить его аргументацию (для читателей Христианского Чтения это было даже излишне), а Theodoretiana, Superaddendum L, В. В. Болотова не было переведено для Зееберга, то он и оказался не в состоянии оценить всю важность его гипотезы. – Но конечно до известной степени такое отношение к гипотезе Балюза – В. В. Болотова говорит и о недостатке критической проницательности в молодом немецком ученом 30 . В одном из примечаний Зееберг берет под свою защиту, хотя и очень нерешительную, даже наличное «τς Νας μης» адреса новооткрытого послания. Ему известно, что даже и первый камень «Нового Рима» положен был только 4 ноября 326 года, а освящение новой столицы последовало только 11 мая 330 года. И однако он считает возможным, что – так как решение основать новую столицу было высказано Константином вскоре же после его победы над Ликинием в «324» году, то – уже в это время появилось для вновь избранной столицы название «Новый Рим», и именно в это время, когда Константин носился с своим планом, оно было даже более популярно, чем после того, как оно официально дано было новой столице, и что это название мог применить к ней и заседавший накануне никейского антиохийский собор 31 . Итак отцы антиохийского собора 324/5 года обратились с своим посланием к епископу или пресвитеру города, который в то время, быть может, еще и не носил того имени, каким они его называли! Не столь решительно, как Швартц, но все же и Зееберг высказывается в том смысле, что Александр византийский в 324–325 гг. был не епископом, а только пресвитером и разве только «коадъютором» своего епископа Митрофана и его заместителем на соборе в Никее 32 . Действительно сообщения о нем историков противоречивы. Геласий кизикский говорит прямо, что во время никейского собора Александр был только пресвитером, замещавшим на соборе – вместе с другими пресвитерами – своего престарелого епископа Митрофана 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Основание Константинополя Выбор Византия в качестве места новой столицы и официальное признание христианской церкви в Римской империи стали переломными событиями в судьбе империи и всего мира. В кон. III в. после административных реформ императора Диоклетиана, в период тетрархии, соправители жили и управляли из нескольких новых провинциальных столиц, которые были размещены в стратегически более удобных местах империи, чем Старый Рим: в Милане, Трире и Йорке на Западе, в Сирмии (Сирмиуме) и Салониках на Балканах, и в Никомидии и Антиохии на Востоке . После смерти своего отца Констанция I в 306 г. император Константин правил из Йорка и Трира, хотя во время своего правления он активно перемещался по всей империи. После поражения Лициния как единоличный император Константин выбрал в 324 г. место для новой столицы. Между 324 и 330 гг. он главным образом находился в соседней Никомидии. С 330 г., после освящения города, император переезжает в Новый Рим — официальную столицу Восточной части Римской империи. Маловероятно, что город Константина должен был полностью вытеснить Старый Рим как административный центр всей империи. Сенат остался в старой столице, хотя и лишился большей части своих прежних полномочий. Вряд ли в то время кто-либо мог себе представить, что новая столица сможет соперничать размерами и великолепием со старой, с авторитетом одной из древнейших христианских кафедр. В 313 г. Миланский эдикт провозгласил религиозную терпимость на территории Римской империи. Существенная материальная поддержка Церкви императором Константином, помощь в реституции церковных зданий и имущества, которые были повреждены или конфискованы в предыдущие годы, строительство новых церквей, участие императора в богословских диспутах повысили авторитет Константина в глазах Церкви. Политика императора в отношении Церкви была связана главным образом с желанием укрепить и объединить империю . Так, одним из первых действий Константина после поражения Максенция было предоставление епископу Рима в пользование Латеранского императорского дворца и прилегающего участка земли для строительства нового собора. Собор был построен как большая и великолепная базилика, общий план которой в значительной степени сохранился до наших дней в архитектуре нынешней Латеранской базилики. Выбранное место находилось на окраине города, где в основном проживали христиане. В старой столице идея строительства кафедрального собора в центре города не могла найти поддержки, так как в большинстве своем жители столицы были язычниками. Позже Константин был инициатором строительства еще одной большой базилики над могилой св. Петра (см.: [Краутхаймер, 2000]).

http://bogoslov.ru/article/6194292

1965. S. 200. 303 Осуществить эту акцию в 1920-е гг. активно пытались и советские власти, объявляя старый (юлианский) стиль контрреволюционным. Однако все эти попытки потерпели полную неудачу. Даже обновленцы в конце 1920-х гг. отказались от григорианского календаря. 311 Там же. Bl. 42. Глава Прибалтийского Экзархата митр. Сергий (Воскресенский) был убит 28 апреля 1944 г. предположительно по указанию РСХА. 328 Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. М., 1995. С. 38. 330 Григорий (Граббе), епископ. Завет Святого Патриарха. М., 1996. С. 55. 323. Русская Православная Церковь за границей 1918–1968. Т. 1. Иерусалим, 1968. С. 284; Чепиго Е. Чудеса Курской иконы Знамения/Православная Русь. 1947. 5. С. 13–14. 192 331 Григорий (Граббе), епископ. Указ. соч. С. 324–325, 330–331; Архипастырские послания, слова и речи Высокопреосвященнейшего Митрополита Анастасия, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Джорданвилль, 1956. С. 18–19; Чепиго Е. Указ. соч. С. 14. 332 ГАРФ, ф. 6343, оп. 1: Зализецкий И. Сотрудники вымышленные и явные/Православная Русь. 1993. 10–11. С. 11; Григорий (Граббе), епископ. Указ. соч. С. 326–327. 333 Андреев И.М. Краткий обзор истории Русской Церкви от революции до наших дней. Джорданвилль, 1951. С. 134; Богомудрый Архипастырь. К 20-летию преставления Блаженнейшего Митрополита Анастасия/Der Bote. 1985. 6. С. 12–13; От канцелярии Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей/Православная Русь. 1947. 12. С. 2. 335 Сборник избранных сочинений Высокопреосвященнейшего Митрополита Анастасия. Джорданвилль, 1948. С. 226. 336 Seide G. Verantwortung in der Diaspora, die Russische Orthodoxe Kirche im Ausland. München, 1989. S. 114; BA, R5101/22 184. Bl. 30. 367 Новопросиявшие святые земли Сербской/Православная Русь. 1999. 7. С. 3–5; Чепиго Е. Указ. соч. С. 16; ВА, R901/69 301. Bl. 259, 275. 374 Никон, епископ. Леснинский женский монастырь. 1885–1955, Нью-Йорк, 1955. С. 3–8. В., монахиня. На развалинах Хоновской обители в Сербии/Православная Русь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это правило утверждает законным порядком, по истечении определенного промежутка времени, сложившееся на деле положение. С III в. центр империи перемещается на Восток. Константин решил утвердить эту тенденцию, создав новую столицу. Сразу же после победы над Ликинием в Хрисополе (18 сентября 324 г.) он выбрал местом для нее Византии – древнее поселение Мегары на европейском берегу Босфора 605 . Сразу же, то есть уже осенью 324 г., начались строительные работы. Торжественная церемония состоялась 11 мая 330 г., а строительство города было закончено к 335–336 гг. 606 Неоднократно подчеркивалось, насколько разумным был выбор места для столицы со всех точек зрения – стратегической, экономической и культурной 607 . Будучи совершенно новым городом, Константинополь юридически никак не был связан с Византием. Дагрон отмечает по этому поводу, что между обоими городами существует «разрыв в исторической последовательности» 608 . Кроме того, этот город, будучи столицей империи, с самого момента основания был изъят из всякого подчинения Ираклии и в административном отношении, как считалось, не являлся частью провинции Европы 609 . Имеются все основания полагать, что это исключительное положение оказало свое влияние и на церковное устройство. О начатках христианства в Византии исторически достоверные данные отсутствуют. То обстоятельство, что именно из этого города в 150 г. прибыл в Рим еретик Феодот Кожевник, дает основания предполагать, что в Византии в середине II в. уже существовала христианская община. Однако утверждение, согласно которому община эта была создана апостолом Андреем, а во главе ее позднее стоял епископ Стахий, ученик апостола, представляет собой позднейшую легенду 610 . Не большее доверие вызывает и традиционный список епископов Византийских до Митрофания (306–314) 611 . Большие перемены – рождение новой столицы Константинополя – происходят при епископе Александре (314–337). С тех пор Александр именовался епископом нового Рима 612 . Ввиду того что Константинополь в административном отношении не являлся частью провинции Европы, к нему не применимо 4 правило Никейского Собора относительно избрания епископов в той или иной области.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

С. Б. Сорочан Хронологизированный перечень агиографических источников (персоналии) IV век Евсевий Памфил (330-е гг.). Жизнь Блаженного василевса Константина (324–337) Афанасий Александрийский (третья четверть IV в.). Житие Антония Египетского (ок. 250–356) Аноним (вторая пол. IVb.). Житие Пахомия Великого (ок. 290–346) Григорий Назианзин (370-е гг.). Панегирик сестре Горгонии (ум. 370–374) Григорий (конец IVb.). Элогиум Григорию Назианзину (329 – ок. 390) Григорий (конец IV в.). Житие Григория Богослова , Патриарха Константинопольского (329 – ок. 390) Григорий Нисский (380 г.). Житие Св. Макрины (IV в.) V век Аноним (Vb.?). Повесть об убиенных Синаитах-мучениках (IV в.) Аноним (Vb.). Житие и чудеса Василия Великого (ок. 330–379) Аноним (Vb.). Житие Афанасия Великого , епископа Александрийского (ок. 295 – ок. 373) Аноним (Vb.). Житие Григория Нисского (ок. 335–395) Аноним (Vb.?). Житие Евпсихия (IV в.) Аноним (Vb.). Апокрифическая легенда об Авгаре (IV-V вв.) Аноним (Vb.). Житие Фоки Синопского (IV в.) Аноним (Vb.). Житие Паисия Великого (IV в.) Тимофей, Патриарх Александрийский (Vb.). Чудеса муч. Мины (IV-V вв.) Палладий Еленопольский (нач. V в.). Диалог на Житие Иоанна Хрисостома (341/7–407) Аноним (первая пол. Vb.). Житие Епифания, епископа Кипрского (ум. 402/403) Марк Диакон (ок. 350–430). Житие Порфирия, епископа Газского (ум. 419/420) Каллиник (ум. ок. 446). Житие Ипатии (366–446) Аноним (Vb.). Житие Паисия Великого (V в.) Геронтий (?) (ум. ок. 484). Житие Мелании Младшей (Римлянки) (383–439) Аноним (вторая пол. Vb.?). Достопамятные предания о Пимене Великом (ум. ок. 450) Антонин (последняя треть Vb.). Житие Симеона Стилита (389–459) Аноним (Vb.). Чудеса Св. Феклы в Мериамлик (V в.) Аноним (V в.). Житие Иоанна Кущника (V в.) (переведено во второй пол. IX в. Анастасием библиотекарем) Мартирии Saints Notaires (V-VI вв.) Аноним (кон. V – нач. VI вв.). Житие Даниила Стилита (409–493) Аноним. Житие Св. Анины (вторая пол. V в., ум. до 500 г.) Александр Монах (V – первая пол. VI вв.). Сказание об обретении и воздвижении Святого Креста (IV в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Современные византинисты вполне уверенно говорят о непрерывно продолжающемся существовании византийской культуры в православных странах (Греции, Южной Италии, Румынии, Сербии, Болгарии, Киевской Руси, в Московском государстве, на Ближнем Востоке) после падения Константинополя в 1453 г. как о «Византии после Византии». Однако есть основания, позволяющие говорить о «Византии до Византии». Ибо по иронии судьбы Византий не стал «византийским» в современном понимании этого слова, пока он не был «окрещен» Константинополем, оставив свое первоначальное имя для обозначения средневековой культуры, которую Константинополю и возглавляемой им империи предстояло создать. Когда же началась византийская эра? Император Диоклетиан разделил Римскую империю на Восточную и Западную уже в 293 г., но раскол стал ощутимым лишь после смерти Феодосия I в 395 г. Эту дату ряд исследователей рассматривают как начало византийской эры. Другие историки полагают, что византийская эра начинается лишь с 476 г., когда Одоакр низложил последнего истинного западного императора (Ромула Августула) и стал первым варварским королем Италии (476–493 гг.). По крайней мере, со времени правления Юстиниана I (527–565 гг.) можно уже с уверенностью говорить скорее о Византийской империи, нежели о Римской империи на Востоке. Только при Юстиниане Великом богослужение Константинополя становится в подлинном смысле слова «византийским». Конечно, история византийского богослужения началась не с Византия. Византий, древний греческий портовый город, прекрасно и стратегически выгодно расположенный на полуострове на побережье Босфора, существовал по крайней мере с XII в. до P. X. Внезапно он приобрел мировое значение, когда император Константин (324–327 гг.) избрал его своей восточной столицей. Официально это было закреплено шесть лет спустя 1 мая 330 г. Однако христиане в городе были задолго до этого. Как всякий значительный город в христианской античности, Византий имел епископский престол» Его епископы были викарными епископами митрополии Гераклеи во Фракии (восточная префектура). После того как Византий стал Константинополем – Новым Римом, – его престол был возвышен до положения второго по значимости после престола Древнего Рима на первом Константинопольском соборе (II Вселенском) 381 г. Третье правило этого собора гласит: «Епископ Константинополя имеет преимущественное право на почитание после епископа Рима, потому что этот город – Новый Рим». Это почетное преимущество стало действительно ощутимым в период епископского правления энергичного Иоанна Златоуста (398–404 гг.). Благодаря его активной деятельности и авторитету эта привилегия в почитании начала превращаться в весьма существенную привилегию отправления правосудия. Константинополь в конце концов стал центром патриархата, распространившего свою юрисдикцию на территории епархий Фракии в Европе и Азии и Понта в Малой Азии. Этот свершившийся факт был признан правилом 28 Халкидонского собора в 451 г. 27

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Собор Св. Софии. 532–537 гг. Фотография. Сер. ХХ в. [греч. Κωνσταντινοπολις, Βυζντιον; лат. Constantinopolis, Byzantium; в древнерус. традиции Царьград; ныне Стамбул; тур. Istanbul, Турция], древний и средневек. город на зап. (европ.) берегу прол. Босфор (Боспор Фракийский). Город занимал мыс, к-рый омывается с востока Босфором, с юга Мраморным м. (Пропонтидой) и с севера зал. Золотой Рог (тур. Халич). Основан рим. имп. Константином I Великим в 324 г. на месте античного г. Византия; в 330-1453 гг. столица христ. Римской (Восточной Римской) и Византийской империи; в 1204-1261 гг. столица Латинской империи; в 1453-1918 гг. столица тур. Османской империи. С IV в. до наст. времени церковный престол архиепископов К. и патриархов Константинопольской Православной Церкви ; в поздней античности и средневековье К.- крупнейший мировой центр развития восточнохрист. культуры (богословие, монашество, аскетические традиции, литургика, почитание святынь и икон, паломничество, церковно-политическая идеология, развитие традиции Вселенских Соборов, восточнохрист. книжность, лит-ра и образование, архитектура, живопись). Настоящая статья посвящена античной и христ. эпохам истории и культуры Византия и К. до захвата города турками в 1453 г. и его превращения в столицу Османской империи . История Античный Византий Согласно традиции древнегреч. историографии, Византий был основан в 660 г. до Р. Х. как колония Мегары (дата указана в «Хронике» еп. Евсевия Кесарийского). По Геродоту (V в. до Р. Х.), греч. колонисты первоначально предприняли строительство на месте Византия, но затем почему-то переселились на азиат. берег Боспора и основали г. Калхедон (Халкидон). По словам Геродота, приближенный Дария Мегабаз назвал основателей Халкидона слепцами, отказываясь искать к.-л. рациональные причины для переселения колонистов, кроме их собственной недалекости ( Herod. Hist. IV 144). Этот анекдот несколько уточнял рассказ Страбона (I в.), согласно которому основатели Византия получили от дельфийского оракула Аполлона повеление построить колонию напротив слепых. Прибыв на Боспор, они увидели, что основатели Халкидона были слепы, поскольку не поняли удобного положения мыса у Золотого Рога ( Strabo. Geogr. VII 6. 2). Дионисий Византийский сообщил, что основателям Византия необходимо было отбить с боем территорию буд. города у местных племен, видимо фракийцев (FHG. T. 5. P. 188-190).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ († после 1503, Никольская Тихонова пуст. (ныне с. Тимирязево Лухского р-на Ивановской обл.)), прп. (пам. 7 июня - в Соборе Ивановских святых и 23 янв. - в Соборе Костромских святых), Лухский (Луховский), один из первых учеников прп. Тихона Лухского († 1503). Основным источником сведений о Г. является Житие прп. Тихона, составленное после 1569 г. (старший список - РНБ. Погод. 781б. Л. 22-52, 30-е гг. XVII в.; запись чудес шла до 1651), к-рое сообщает о том, что Г. одним из первых пришел в урочище Копытово на берегу р. Лух, где в то время жил прп. Тихон. Прп. Тихон, еще будучи мирянином Тимофеем, выехал из Литвы вместе с кн. Ф. И. Бельским, перешедшим на службу к московскому вел. князю в 1481/82 г. В янв. 1497 г. кн. Бельский получил от вел. кн. Иоанна III Васильевича в удел г. Лух на средней Волге (ПСРЛ. Т. 28. С. 152, 324, 330). По-видимому, основание Тихонова Лухского (Луховского) в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-ря (Никольской Тихоновой пуст.) следует отнести к времени после указанной даты. Прп. Тихон заповедал своим ученикам избегать общения как с мирянами, так и с др. иноками. Жизнь Лухских подвижников проходила в бедности и нестяжании. Кормились они своим трудом, обрабатывая землю, причем прп. Тихон «впрязашеся сам в ярмо оралное и повелевая учеником своим управляти орало на себе». Архим. Леонид (Кавелин) ошибочно указывает, что Г. в иночестве имел имя Варлаам (Св. Русь. С. 192), но это не подтверждается источниками. В XVII-XX вв. Г. почитался в мон-ре и Лухском крае как ученик прп. Тихона, место его погребения в Тихоновой пуст. было забыто уже к нач. XIX в. Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Ивановских святых, празднование к-рому было установлено 7 дек. 2000 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . До закрытия Никольской Тихоновой пуст. (в нач. 20-х гг. XX в.) в ней имелись иконы, на к-рых Г. был изображен вместе с прп. Тихоном и др. учеником основателя обители - прп. Фотием (Фаддеем) Лухским. На совр. монастырской иконе 90-х гг. XX в. Г., облаченный в схиму, в куколе, также представлен вместе с этими святыми, к-рые держат модель обители (Рус. мон-ри: Поволжье. Новомосковск; М., 2003. С. 267).

http://pravenc.ru/text/164543.html

71 Неизвестно, где находились городские ворота и другие указанные здесь достопримечательные места в Мирах. Археологические раскопки велись только в окрестностях этого древнего ликийского города, но в самом городе не производились. Как нам сообщил доктор М. Вёррле, раскопки в Мирах крайне затруднены из-за очень большой толщины культурного слоя, который достигает 7 м под современным городом Демре. Поэтому в настоящее время нет никаких археологических сведений по топографии города 73 Флавий Аблабий – всемогущий фаворит императора Константина, ближайший его советник и доверенное лицо, имевший огромное влияние на монарха. Аблабий родился на Крите, в семье низкого происхождения. В молодости, до своего переезда в Константинополь, он служил на Крите чиновником у губернатора. В 324–326 гг. Аблабий стал викарием Азианы, в 331 г. он был консулом, в 329–337 гг. до смерти императора – префектом претория Востока. Хотя Аблабий по поручению Константина опекал его сына Констанция в 329 г. в Италии и в 335 или 336 г. на Востоке, после смерти государя в 337 г. он лишился должности и удалился в свое поместье в Вифинии, где жил как частное лицо (Real-Encydopedie der Antike/Hrsg. von Pauly und Wissowa. I. S. 103; Meisen K. Op. cit. P. 3). 74 Префект претория Востока Аблабий командовал императорской гвардией, внутренними войсками и отвечал за безопасность державы и самого монарха. Узнавать и докладывать царю о готовящихся заговорах и мятежах являлось его прямой обязанностью. Известно, что Аблабий был коварным и мстительным человеком и злоупотреблял доверием императора. Так, между 330 и 332 гг. жертвой его мести стал известный философ Сопатр. 75 По римскому праву за ложное обвинение в тяжком преступлении клеветники могли быть приговорены к казни. 76 Аблабий обвинил Непотиана, Урса и Герпилиона в организации мятежа. Этот вид преступления по римскому праву подпадал под закон о предателях и дезертирах, по которому допускалась казнь без суда и следствия. 78 Из вопроса императора: «Кто ты?», – некоторые историки делали вывод, что Константин ранее не видел Николая и, следовательно, архиепископ Мирликийский не был на I Вселенском Соборе. Слова святителя Николая «посмотри на меня» очень важны (они сохранились в древнейшем тексте 3-й редакции «Деяния о стратилатах», гл. 12) и позволяют сделать иной вывод. Ответ «посмотри на меня» говорит о том, что если император, который был внезапно разбужен святым и увидел его в ночном полумраке, внимательнее «посмотрит на» архиепископа Мирликийского, то должен узнать его, так как они ранее были знакомы.

http://azbyka.ru/otechnik/books/22624-pr...

1059 Синнад, город в восточной (Пакацианской) Фригии. В тот период (20–30-е гг. IV в.) неизвестен епископ Синнада Агапит. Однако ок. 409 г. известен Агапит, епископ македониан-полуариан (о македонианах см. комментарии к Геннадию, прим. 48) в Синнаде, становится епископом всего города, изгнав, при поддержке всего населения, православного епископа Феодосия (Socr., VII, 3). Учитывая, что труд Филосторгия охватывает период до 425 г., вполне возможно, что он допустил некий анахронизм или отступление и описал упоминаемого Сократом Агапита. 1060 Константинополь был заложен в 324 г. Император решил сам обозначить границы города и включил в отмеченную территорию значительную часть территории Босфорского мыса. Очерченное пространство было обнесено земляным валом, после чего началось строительство. Константин собрал мастеров и строителей со всей империи. Чтобы город рос быстрее, Константин издал закон, который обязывал всех владельцев недвижимости в городах на берегах Понта и Азии иметь в новом городе дом; только при выполнении этого условия они могли завещать имущество по наследству. Кроме того, было издан эдикт о том, что всем, кто обзаводился домом в новом городе, бесплатно выдавались хлеб, масло, вино и топливо (и эта система существовала ок. 50 лет). Многих римских сановников и сенаторов Константин перевел в новый город почти насильно. Церемония провозглашения новой столицы состоялась 11 мая 330 г. В тот же день император издал эдикт о наименовании нового города «Новым Римом». Однако это наименование не прижилось, и город стали называть Константинополем. Что касается конкретно хлеба, то в 332 г. для обеспечения столицы Константин приказал флоту, который перевозил хлеб из Египта в Рим, везти его в Константинополь, а в 334 г. установил особые привилегии корабельщикам, которые везли хлеб в новую столицу (Cod. Theod., XII, 5.1.7). Из этого хлеба до 80 тыс. мер ежедневно раздавалось народу (Socr., II, 13). 1061 Александр был епископом Византии и Константинополя в 314–337 гг. Был известен своим выступлением против Ария и арианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010