Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРИПТА [Лат. crypta; греч. κρπρη, krypt - скрытый, укромный], сводчатое помещение, устроенное ниже основного уровня храма, часто целиком подземное. Один из самых характерных для архитектуры европ. церквей романского периода элементов, может заключать в себе почитаемую гробницу или быть вместилищем иных, в т. ч. вторичных, реликвий; как правило, К. также служила местом для захоронений. При создании программных базилик: ап. Петра в Ватикане (ок. 320-330), ап. Иакова в Сантьяго-де-Компостела (IX в.), свт. Николая Чудотворца в Бари (1087-1105) расположение и форма их К. определены местом почитаемых останков. Базилика ап. Петра времени равноап. имп. Константина поставлена так, что ее апсида охватила предполагаемую могилу ап. Петра, которую верующие могли видеть сквозь решетчатое окно-фенестреллу. Алтарь базилики Сант-Амброджо в Милане (IV, XI-XII вв.) стоит точно над мощами мучеников Гервасия и Протасия, рядом с к-рыми был погребен свт. Амвросий, еп. Медиоланский. Мавзолей мч. Анастасия в Салоне (IV в.) был 2-этажным, тело мученика погребено под апсидой, захоронения ктиторов - в остальной части К. Местоположение первоначальной К. сохраняли при расширении или перестройке здания. С ростом почитания мощей и включения их в литургию главная функция (хранить мощи, обеспечивая доступ к ним паломников) ранней К. (до XI в.) распространилась на др. части церкви, а К. стали использовать как придельные храмы, часовни и кладбища. При этом их размеры постоянно увеличивались, иногда К. занимали все пространство под вост. частью церкви (К. собора в Кентербери) и даже выходили за его пределы. Известно неск. типов К.: простой, или конфессио (confessio - палатка-реликварий), кольцевой, внешний, приподнятый и др. Простые раннехрист. К. IV-VI вв. хорошо изучены в Сев. Африке, в т. ч. в алжирской Джемиле. Базилика в Эш-Шелиффе (Шлефе) (Алжир, основана в 324) имела маленькую К. под апсидой; в церкви 434-439 гг. в пригороде Алжира Айн-Бениан подобная К. соединена с могилой мученика окном-фенестреллой. В кон. VI в. описания К. в Галлии встречаются у еп. Турского Григория. Сохранилась К. ц. Сент-Этьен в Деоле (деп. Эндр, Франция), состоящая из 2 помещений, так же как ранние К. англ. церквей, построенные Вильфридом, еп. Йоркским, в Рипоне (графство Норт-Йоркшир) и Хексеме (графство Нортамберленд) в кон. VII - нач. VIII в. В землях франков К. появились ок. сер. VIII в. в ходе романизации, а в Зап. Европе в целом распространились в эпоху имп. Карла Великого (известные примеры - К. соборов в Дижоне и Турне, Бургундия).

http://pravenc.ru/text/2459067.html

Груз. писатель и богослов XI в. прп. Ефрем Мцире , опираясь на «Антиохийский хронограф» (Х в.), отмечает, что для основания и организации Церкви в Мцхету прибыл архиеп. Антиохийский свт. Евстафий (324 - ок. 330). Источник, на к-рый ссылался прп. Ефрем, не сохранился, но существует слав. перевод хронографа, сделанный Никоном Черногорцем , где содержатся те же сведения, что использовал прп. Ефрем (то же отмечено и в «Уложениях» Руис-Урбнисского Собора). Предание о Крещении грузин прп. Евстафием Антиохийским долгое время сохранялось и отражено на фреске XVIII в. в храме Светицховели: св. Евстафий Антиохийский вручает царю Евангелие, рядом - Мириан, царица и царевич. Однако ни ранние редакции Жития св. Нины, ни сочинения визант. авторов не содержат упоминаний о роли свт. Евстафия в организации ГПЦ. Эти источники ( Socr. Schol. Hist. eccl. I 20; Sozom. Hist. eccl. VII 7; Theodoret. Hist. eccl. I 23) указывают, что первым иерархом Картлийской Церкви стал еп. Иоанн I (20-60-е гг. IV в.), «человек, украшенный как благочестием и умом, так и праведной жизнью и почтением к архиерейству» ( Theodoret. Hist. eccl. I 23). Св. царь Мириан перед собором Светицховели. Роспись кивория Животворящего Столпа в ц. Светицховели во Мцхете. XVII в. Св. царь Мириан перед собором Светицховели. Роспись кивория Животворящего Столпа в ц. Светицховели во Мцхете. XVII в. В знак торжества христианства в Картли на горах, где прежде стояли языческие идолы, по повелению св. Нины были воздвигнуты кресты: главный - в Мцхете (позже на этом месте был выстроен храм Джвари), другие - на горе Тхоти (место обращения царя Мириана) и в г. Уджарма. Праздники по случаю воздвижения крестов продолжались 52 дня: с пятницы 25 марта по воскресенье 15 мая (Мокцеваи Картлисай. 1963. С. 147-152). Первый груз. храм было решено заложить на месте 300-летнего кедра, к-рый вырос над погребением св. Сидонии и хитона Господня. Основание храма сопровождалось чудесами: после неустанных молитв св. Нины ствол, к-рый до того срубить было невозможно, чудесным образом поднялся в небо и опустился на место, предназначенное для строительства, став первым столпом церкви. К нему приводили больных, и они исцелялись. Столп окружили деревянной оградой, и вокруг него выстроили ц. Светицховели. Источники называют ее «Святая Святых» и указывают, что «никто не смел кроме воскресенья туда войти, лишь священники пели там псалмы» (Там же. С. 160). Согласно «Картлис Цховреба», у мироточивого столпа Светицховели происходили многочисленные чудеса и знамения и вскоре частицы древа распространились по всей стране. Опасаясь, что столп будет т. о. разделен на части, царь с согласия еп. Мцхетского Иакова, чтобы сохранить святыню, приказал покрыть известняком чудотворный столп, а сверху установить вырезанный из этого же дерева крест - т. н. Животворящее Древо (Жизнь царя царей Давида//КЦ. Т. 1. С. 131-132).

http://pravenc.ru/text/638558.html

439 633 439 193 439 166 452 817 423 582 452 817 14 808 715 15 395 784 17 932 283 15 678 321 18 830 308 19 845 763 271 710 271 490 277 956 309 176 298 176 305 827 3 330 653 3 299 404 7 434 087 7 433 713 7 432 572 7 519 855 14 435 723 11 976 219 13 097 486 11 994 483 12 249 507 18 087 361 2 511 000 8 257 000 9 157 000 9 157 000 9 903 259 15 104 225 771 500 995 403 995 403 608 903 585 000 1 150 000 220 828 221 328 221 323 222 523 222 523 222 532 372 686 372 833 372 833 372 833 372 833 372 833 Итого: 40 129 979 44 219 759 52 914 725 49 189 350 53 965 767 66 791 837 Под номерами от 1 до 14 значатся параграфы перечня главных подразделений сметы расходов Святейшего Синода на 1912–1917 гг.: 1 . Содержание центральных учреждений 2 . Содержание местных учреждений 3 . Разные расходы администрации 4 . Разные расходы по управлению 5 . Архиерейские дома и кафедральные соборы 6 . Монастыри 7 . Городское и сельское духовенство, миссии и миссионеры 8 . Православные духовные учреждения за границей; Духовно-учебные заведения 10 . Церковные школы 11 . На увеличение содержания учащих в церковных школах/вошедших в школьные сети 12 . Сооружение и ремонт зданий 13 . Пособия по разным случаям 14 . Вознаграждения за отошедшие в казну имущества, доходы и др. Максимальные суммы в смете расходов Св. Синода отводились на содержание городского и сельского духовенства, церковных школ и духовно-учебных заведений. При этом из года в год государственные отчисления на данные нужды неизменно увеличивались. К примеру, расходы на содержание городского и сельского духовенства с 1907 по 1917 гг. выросли на 7 521 027 р. (с 12 324 736 р. до 19 845 763 р.), а поддержка церковных (преимущественно, церковно-приходских) школ составила на 1917 г. 18 087 361р., что в сравнении с 9 433 145 р., отпущенными на 1907 г., выглядит впечатляюще. Как проявление заботы государства о явно неблагополучном материальном положении учителей церковных школ, можно считать появление в перечне главных подразделений сметы расходов Св. Синода на 1912 г. нового параграфа (11-го, из-за появления которого перечень вырос на один пункт) – «на увеличение содержания учащих в церковных школах, вошедших в школьные сети». Ранее выделяемые учителям средства включались непосредственно в 10 параграф («церковные школы»), а не выделялись отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имп. Константин Великий. 306–330 гг. (базиликм Сан-Джованни-ин-Латерано, Рим) Имп. Константин Великий. 306–330 гг. (базиликм Сан-Джованни-ин-Латерано, Рим) Мраморная статуя К. (306-330, базилика Сан-Джованни-ин-Латерано, Рим) представляет собой скульптуру высотой 3,22 м: молодой император в боевых доспехах, в парадной позе полководца, обращающегося к своим войскам. Здесь использована иконография аналогичных изображений Августа и Траяна, но при этом образ К. более отвлечен и торжественен. В постановке фигуры использован легкий контрапост: опора на правую ногу, левая согнута в колене и чуть выдвинута вперед, широкий мускулистый корпус дан фронтально, плечи слегка развернуты влево; пропорции тела несколько нарушены. Голова немного наклонена, взгляд направлен перед собой. Левой рукой, согнутой в локте, император держит короткий рим. меч, с левого плеча на руку и вертикально вниз спадает палудамент - воинский плащ; на голове дубовый венок. В поднятой правой руке К., очевидно, сжимал копье или жезл. Обобщенными, идеализированными чертами, умиротворенным, величавым выражением лица скульптура напоминает ранние изображения императора. В скульптурном портрете, т. н. голове колосса (313-324, Капитолийские музеи, Палаццо-деи-Консерватори, Рим; сохр. голова, фрагменты ног, в т. ч. стопа, части рук, в т. ч. кисть), пропорции лица сознательно нарушены ради создания героизированного портрета императора. Огромные глаза придают образу «выражение замкнутого, недоступного для простых смертных величия» ( Бритова, Лосева, Сидорова. 1975. С. 92). Той же цели - созданию непроницаемой маски - служат строгая симметрия, моделировка большими нерасчлененными плоскостями. Узнаваемость образа К. обеспечивали крупный нос, форма подбородка, характерная прическа в виде валика локонов. По сохранившимся деталям колосса - руке с вздувшимися венами, реалистично вылепленной стопе - можно предположить, что образ в целом был менее идеализированным, чем другие. Назначение колоссальных статуй - создание объекта для поклонения. Размер такой статуи подавляет человека, демонстрирует непреодолимую дистанцию между простым смертным и властителем. Полностью исключается контакт со зрителем: взгляд колосса направлен в сторону и вверх. На примере ряда памятников К. заметно стремление к увеличению их размеров: если высота головы йоркской скульптуры - 42 см, копенгагенской - 43 см, то рим. колосса - 2,6 м.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

ХРИСТОЛОГИЯ – учение о личности Иисуса Христа, о Божественной и человеческой природе в одном лице; соответствующий раздел догматического богословия. ЦАРЬГРАД – в средневековых русских текстах так назывался Константинополь – столица (с 330 г.) Римской империи (ныне Стамбул). Основан императором св. Константином I в 324–330 гг. на месте г. Византий. В 1453 г. после длительной осады город заняли турецкие войска. ЦЕЗАРИЗМ – политическая система, ведущая свое начало от Юлия Цезаря. Для нее характерно сосредоточение власти во всем ее объеме в одних руках – главы верховной власти, соединение в одном лице всех высших должностей. Этой системе подражали и другие узурпаторы, которых демократические течения возносили на высоту власти: Наполеоны I и III. Оба Бонапарта полагали в основание своей власти народную волю и сохраняли конституционные формы как декорум, но отнюдь не стеснялись нарушать гарантированные основными законами права граждан. Цезаризм, как система верховной власти, в идее опирающейся на народный суверенитет, противополагается легитимизму, основывающему власть монарха на Богом («Божиею милостью») установленных наследственных и исторических правах известной династии по отношению к данной стране и данному народу. ЦЕЗАРЕПАПИЗМ – соединение в одном лице власти в государстве и в Церкви. Термин был изобретен в XIX в. немецким историком Й. Хергенретером для характеристики политической системы Византии, но впоследствии приобрел расширительное значение. Система цезарепапизма впервые получила осуществление в Византии при Феодосии II. Аналогичные отношения возникли после Реформации в протестантских странах, где государи присвоили себе власть высших епископов (summus episcopus). Некоторые историки усматривают нечто подобное в отношениях между монархом и Православной церковью, установившихся в России со времени уничтожения патриаршей власти. Иногда Ц. противопоставляют западную модель – папоцезаризм. ЧЕТЬИ-МИНЕИ – собрания житий святых, расположенные по порядку месяцев и дней каждого месяца. Наиболее распространены в России Четьи-Минеи св. Дмитрия Ростовского . В XVI в. митрополит Макарий составил Великие Четьи-Минеи, расположенные по дням церковного чествования святых с приложением торжественных, похвальных и поучительных слов, извлечений из светских сочинений; в них собраны почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы Древней Руси. В 1689–1705 гг. ростовский митрополит Димитрий составил новые Ч .-M., руководствуясь как «Великими Ч.-М.», так и «Acta Sanctorum» (т. е. «Житиями святых») болландистов – монахов (в большинстве своем иезуитов), в 1643–1794 гг. издававших «Жития» (название «болландисты» происходит от имени первого издателя «Acta Sanctorum» И. Болланда, 1596–1665).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Кюмон Франц (Cumont, 1868–1947), бельгийский археолог, филолог, гебраист и религиовед (специалист по иудаизму и греко-римскому язычеству) – 371 Лаббе Филипп (Labbe, Labbeus, 1607–1667), французский издатель античных и византийских текстов – 42 Лависс Эрнест (Lavisse, 1842–1922), французский историк, атташе в министерстве Виктора Дюрюи – 74 Лазарь (1-я пол. IX в.), монах-иконописец – 382 Лактанций (Луций Цецилий Фирмиан, ок. 250 – ок. 325), латинский христианский писатель, историк и филолог – 101, 184 Ламаяский Владимир Иванович (1833–1914), филолог-славист, историк и этнограф – 298 Ламброс Спиридон (LamproV, 1851–1919), греческий византинист – 65, 90, 318 Лебо Шарль (Le Beau, Lebeau, 1701–1778), французский византинист, автор «Истории Византии» – 50, 51, 52, 80 Лебедев Алексей Петрович (1845–1908), историк Церкви и богослов – 344, 439 Лев (сер. IX в.), византийский математик, в годы правления имп. Феофила избран епископом Фессалоники, после 843 г. низложен за иконоборческие взгляды, впоследствии возглавлял высшую школу в Константинополе – 396, 397 Лев Грамматик (2-я пол. Х – нач. XI в.), византийский хронист – 479 Лев Диакон (Лев Азиат, Лев Кариец, Х в.), византийский историк – 409, 419, 423, 424, 440, 478 Лев I Великий , византийский император в 457–474 гг. – 64, 121, 162, 165, 175,233 Лев II Младший , византийский император в 474 г. – 121 Лев III Исавр (Лев III Сириец, ок. 675–741), византийский император в 717–741 гг., уроженец Сирии, иконоборец, законодатель (издателе Эклоги), основатель так называемой Исаврийской династии – 55, 62, 112, 267, 311, 316, 317, 318, 320–324, 326–328, 330, 332, 335–337, 339–341, 343, 344, 346, 348, 349, 352, 355–357, 360–362, 380, 384, 446 Лев IV Хазар , византийский император в 775–780 гг. – 317, 353, 358 Лев V Армянин , византийский император в 813–820 гг. – 341, 359, 364, 375, 378, 380–382, 384, 389, 390, 476 Лев VI Мудрый (866–912), византийский император в 886–912 гг. – 401, 404, 405, 418, 419, 423, 430, 437, 439, 441, 447–450, 453, 454, 461, 474, 476

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

«Uetre et 1е пёапЬ. 315 «Existential psychoanalysis». 316 «Uetre et le n£ant». 317 «Uetre et le n£ant». 318 Слова Ивана Карамазова Ж.П. Сартр цитирует в статье «Экзистенциализм — это гуманизм»//Сумерки богов. М., 1989, с. 327. 319 «Existentialism». 320 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Л., 1974, т. X, с. 472. 321 «Existentialism and humanism». [См. прим. 228 на с. 908]. 322 «Никакая всеобщая мораль вам не укажет, что нужно делать; в мире нет знамений» (Сумерки богов. М., 1989, с. 330). 323 Там же, с. 344. 324 «Existentialism». 325 Формула категорического императива И. Канта. См.: Кант К Сочинения в 6–ти тт. М., 1965, т. 4, ч. 1, с. 279. 326 «Existential psychoanalysis». 327 Kuhn К Encounter with Nothingness? 1949. 328 Произведения К. Ясперса, изданные на русском языке: Куда движется ФРГ? М., 1969; Смысл и назначение истории. М., 1991 («Истоки истории и ее цель», «Духовная ситуация времени», «Философская вера»); Радикальное зло у Канта//Феномен человека. Антология. М., 1993, с. 168–187; Философия и неофилософия//Там же, с. 188–207; Философия в будущем//Там же, с. 207–221. 329 Девиз М. Лютера, провозглашенный им в 1521 г. на Вормском рейхстаге. См.: Соловьев 3. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. М., 1984, с. 161; Лютер М. Время молчания прошлого. Избранные произведения 1520–1526 гг. Харьков, 1992, с. 332. 330 Заключительные строки стихотворения Ф. Шиллера «Желание» (1801): Верь тому, что сердце скажет, Нет залогов от небес; Нам лишь чудо путь укажет В сей волшебный край чудес (Шиллер Ф. Собрание сочинений в 7–ми тт. М., 1955, т. 1, с. 323). 331 См. прим. 5 на с. 866. 332 «Философия свободного духа» [М., 1994, с. 247]. 333 Главные философские произведения Бердяева: Смысл творчества. СПб., 1916 [Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989]; Новое средневековье. 1923 [М., 1991]; Философия свободного духа. Париж, 1929 [М., 1991]. Наиболее существенны для нашей темы его позднейшие книги: О назначении человека. Париж, 1931 [М., 1993]; О рабстве и свободе человека. Париж, 1939; и Опыт эсхатологической метафизики, 1947 [Две последние книги — в составе сборника «Царство духа и царство кесаря». М., 1995].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Сия убо вся и ина многаа прорицаниа и знамениа писаниа съдрьжить о теб, град Божий, ихже всещедрый и всеблагый Богъ да соврьшить на премнение и на попрание скврныя и на безбожныя сея вры атманскыя, и на обновление и укрпление вся православныя и непорочныя вры християнстй, нын и присно, и в вкы вком. Аминь. Списатель же сим азъ многогршный и безаконный Нестор Искиндр. 88 Измлада взят быв и обрзан, много врмя пострадах в ратных хожениих, укрываяся семо и онамо, да не умру въ оканной сей вре. Тако и нын в см великом и страшном дле ухитряяся овогда болзнию, овогда скрыванием, овогда же совщанием приятлей своих, уловляа врмя дозрением и испытанием великым, писах в каждый день творимая дяниа вне града от турков. И пакы, егда попущением Божиим внидохом въ град, врмянем испытах и собрах от достоврьных и великих мужей вся творимая дяниа во град противу безврных и въкратце изложих и християномъ предах на въспоминание преужасному сему и предивному изволению Божию. Всмогущая же и животворящая Троица да мя приобщить пакы стаду своему и овцам пажити своеа, яко да и азъ препрославлю и возблагодарю великолпное и превысокое имя твое. Аминь. 12 ...Костянтину Флавию... – Флавий Валерий Константин (Великий) – римский император (306–337 гг.). Христианская историография изображала его ревностным поборником новой религии; в действительности же процесс превращения христианства из преследуемой религии в терпимую и наконец предпочитаемую происходил постепенно. Миланский эдикт 313 г., предоставивший христианам свободу вероисповедания, был издан соправителем Константина Лицинием (308–324 гг.), хотя подписан также и Константином. 13 ...въсхот град создати въ имя свое... – Константинополь был построен на месте небольшого городка Византия. Торжества по случаю провозглашения столицы состоялись 11 мая 330 г. Упоминание Византии как области (наряду с Македонией) – анахронизм. 14 ...на Трояду... греком на фряги. – Троянская война, воспетая Гомером, рассматривается здесь как борьба греков с «фрягами», т. е. итальянцами. Возможно, троянцев отождествили с «фрягами» потому, что, согласно легендам, цари Рима ведут свой род от троянца Энея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Писания и Церкви, и указывалось их них достоверное и несомненное свидетельство» 322 . Обращая внимание на прагматический метод, подчеркнул, что это есть «такой способ изложения истин богословских, чтобы не только вкоренить оные в рассудке и памяти учащихся, на наипаче утвердить и запечатлеть в сердце их, и научить их осуществлять оные в своей жизни и деятельности» 323 . По-видимому, с использованием прагматического метода следует связывать размещение им разделов учения о спасении и освящении человека в отделении «Учение о человеке»: благодаря фокусировке внимания учащихся на том, что сделал и продолжает делать ради спасения человека Бог (в том числе ради спасения и освящения тех, к кому обращено учебное пособие: ради учащихся), можно было заронить искру благочестивой ревности и ответной любви к Богу даже в сердца наиболее толстокожих и равнодушных из них. Все перечисленные А. Амфитеатровым методы, в той или иной степени, были задействованы им при создании пособия.                В 1849 – 1853 гг. в научно-образовательный оборот вошло «Православно-догматическое Богословие» авторства митрополита Макария Булгакова (первоначально – в пяти томах). Впоследствии этот труд неоднократно переиздавался 324 . Он заслуживает самого серьёзного и пристального внимания со стороны исследователей по свой исключительной важности как для российской православно-догматической науки, так и для практики преподавания Православного Догматического Богословия в российских духовных учебных заведениях. Силу влияния этого труда на развитие догматики в XIX трудно переоценить; его признают даже самые придирчивые критики (правда, не все они оценивают его как позитивное). С созданием этого пособия методология богословской науки обогатилась новыми принципами, методами и приёмами, способствовавшими её дальнейшему развитию, а также повышению качества и эффективности практики преподавания православной догматики в духовных школах. Долгое время пособию Макария Булгакова принадлежало безусловное первенство в российском духовно-образовательном пространстве среди всех прочих пособий. По форме оно представляло двухчастную систему. Каждая её часть делилась на тематические отделы, которые, в свою очередь, подразделялись на главы, а те – на параграфы и на более мелкие члены деления. Первая часть – «О Боге в Самом Себе и общем отношении Его к миру и человеку» 325 – была посвящена учению о Едином Боге, о Его совершенствах, о троичности Бога по Лицам, о личных свойствах Божеских Лиц; о творении Богом мира невидимого и видимого, о Божественном Домостроительстве. Эта часть была представлена двумя отделами: 1) «О Боге в Самом Себе» 326 ; 2) «О Боге в общем отношении Его к миру и человеку» 327 . Первый отдел первой части включал в себя главы: а) «О Боге, едином в существе» 328 ; б) «О Боге, троичном в лицах» 329 . Второй отдел состоял из глав: а) «о Боге, как Творце» 330 ; б) «о Боге, как Промыслителе» 331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Важным событием в историографии XVI в. явилось создание по благословению митрополита Даниила Никоновской летописи, отличающейся широтой охвата материала и общерусской направленностью изложения материала. В ней выражено отношение к некоторым злободневным проблемам того времени: владение монастырями недвижимым имуществом и пр. «Рассмотрение идеологической позиции и литературных приемов составителя Никоновской летописи позволяет отождествить его с митрополитом Даниилом, который, следовательно, являлся не только организатором создания летописного свода, но и лично редактировал некоторые тексты» 322 . Б.М. Клосс отмечает, что «составление Никоновской летописи следует относить ко времени между 1526 и 1530 годами» 323 . Она была создана при митрополичьей кафедре, при ее составлении использовались ранее созданные Копийная книга актов митрополичьей кафедры, Сборник митрополичьих грамот, Сводная митрополичья Кормчая книга 324 . Составление Сводной Кормчей митрополита Даниила связано с Собором 1531 г., в ней отражена обоснованность владения монастырями земельными угодьями, важность борьбы с еретиками 325 . При митрополите Данииле ведется интенсивная работа в скриптории. Составленная в конце 20-х гг. XVI в. Иоасафовская летопись была затем использована в качестве источника Никоновской летописи 326 . «Иоасафовская летопись (МДА, IV, 158), созданная в митрополичьей канцелярии, внимательно прочитана и отредактирована Даниилом: в текст внесены дополнения, касающиеся истории Рязанского княжества...» 327 . По благословению первосвятителя создавалась Типографская летопись 328 . Под его руководством была составлена Сводная Кормчая, составлялись формулярники митрополичьих посланий, систематизировались копии земельных актов митрополичьего дома. Сам митрополит Даниил принимал участие в написании Никоновской и Иоасафовской летописей; правка в Симеоновской летописи сделана рукой митрополита Даниила 329 . Это говорит о существовании «в 20–30-х годах XVI в. скриптория при Московской митрополичьей кафедре, где над перепиской рукописей и документов делопроизводства трудился целый штат писцов (не менее 20 человек), велась интенсивная литературная работа (в том числе и переводческая), составлялись летописные своды, редактировались памятники церковного законодательства» 330 . Среди митрополичьих писцов был волоколамский книжник Фома Шмоилов 331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010