Следует отметить, что постепенно процесс обучения в миссионерских школах приобретал все более упорядоченный характер. Они влились в общую систему православного образования в России, подразделившись на церковно-приходские и школы грамоты. Согласно официальным положениям, церковно-приходские школы были: одноклассными – с двухлетним сроком обучения и двухклассными – с четырёхлетним 324 . Однако нельзя не обратить внимание на материальные затруднения школ Алтайской духовной миссии, что отрицательно сказывалось на их развитии. Это побуждало миссию просить епархиальный совет о помощи. В частности, таковое прошение было направлено в Томск в июне 1912 г. Аргументы были приведены следующие: в Чибите и Созопе учебные здания не имеют крыши; в Арбайте, Сугаше, Байголе, Куюме, Семёнушкином – школы размещаются в «наемных квартирах», не приспособленных для проведения занятий, и т. д. 325 Архивные документы свидетельствуют о том, что в начале XX в. были случаи, когда из-за тесноты помещений и нехватки учебных пособий не всех желающих принимали в школу 326 . Помощник наблюдателя миссионерских школ священник Павел Сорокин в своем отчете за 1912 г. жалуется на бедность миссионерских школ по сравнению с «министерскими» 327 (т. е. подведомственными Министерству народного просвещения). Миссионерские школы отличались от обычных учебных заведений подобного типа тем, что срок обучения в них был длиннее на год. Объяснялось это несколькими причинами: во-первых, разбросанностью инородческих поселений от школ (что служило причиной плохой посещаемости занятий учениками), во-вторых, необходимостью уделять много времени изучению русского языка 328 . Вследствие этого учителю приходилось один и тот же урок повторять дважды: на местном наречии и русском языке. Учебный день начинался чтением утренних молитв. Первым уроком всегда был Закон Божий 329 . Законоучителем был сам миссионер-священник. Предметам религиозного образования уделялась примерно половина учебного времени, а вторая половина отводилась на общеобразовательные предметы 330 . В процессе обучения использовались пособия, предназначенные для церковно-приходских школ. Например, «Букварь» Тихомирова, «Книга для чтения и практических занятий по русскому языку» Паульсона, «Книга для обучения церковнославянскому языку» Кайрюкова, «Краткое руководство арифметики и собрание задач для начального преподавания» Егорова и др. Большое значение для преподавания имела специальная литература для миссионерских школ, издаваемая в Казани с 1860-х гг., на алтайском языке 331 . Сами миссионеры внесли серьезный вклад в создание учебных пособий и переводов книг религиозно-нравственного содержания на родном для алтайцев языке.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

304 В[одовозо]в В. Клерикализм и клерикальные партии. Новый энциклопедический словарь. Пг., б/г. Т. XXI. Стб. 857. 305 Государственная Дума. Третий созыв. Стенографические отчеты. 1909. Сессия вторая. Часть 3. СПб., 1909. Стб. 2218. 310 Там же. Стб. 2237. В дальнейшем депутат увидел собственную ошибку и сказал, что вел речь о другом: об исключении слова «неограниченный» (Там же. Стб. 2286). 311 В Третьей Думе 19 священников примкнули к правым, 12 – к националистам, 4 – к правым октябристам, 5 – к Союзу 17 Октября. И лишь 6 иереев вошли в группу прогрессистов, а 2 – остались беспартийными. (См.: Кадсон И. З. Депутаты из духовенства в III Государственной Думе. Исторические записки. М., 1981. Т. CVI. С. 302). 324 Высочайшие рескрипты. Церковные ведомости. .1912. 20. С. 194–195. Получение владыкой сана архиепископа связывает с Холмским делом и протоиерей В. Рожков (См.: Рожков В., прот. Указ. соч. С. 223). Сам владыка также связывал возведение в сан с холмской победой в Думе. (Евлогий (Георгиевский), митр. Указ. соч. С. 210). 326 Открытие Холмской губернии после прохождения Государственного Совета и утверждения законопроекта императором, состоялось в сентябре 1913 г. А спустя менее 2-х лет территория Царства Польского была оккупировать немецкими и австрийскими войсками. В 1918 г. Холмская территория стала частою Польши. (См.: Рожков В., прот. Указ. соч. С. 223–227.) Национально-религиозная политика получила в этих местах «обратную окраску». 329 См.: Андреев Г. Л. Христианская периодическая печать на русском языке. 1801–1917 гг. Библиографический указатель в трех томах. New York, 1998. Т. I, II. Подсчитано мной. 330 Каталог синодальных и других изданий с кратким обзором СПб. Синодальной типографии. СПб., 1905. С. 10–11. 332 Так, например, в январе 1905 г. контора «Церковных Ведомостей» просила С.-Петербургскую Синодальную типографию «в сем 1905 году журнал «Церковные Ведомости " печатать в количестве 44 000 экземпляров» (Российский Государственный исторический архив (РГИА). Ф. 800. Оп. 1. Д. 426. Л. 1). К концу 1905 г. та же контора «покорнейше просила» типографию в 1906 г. печатать журнал уже иным тиражом – 44 500 экземпляров (там же. Л. 63). В 1907 г. просьба была повторена, а тираж не увеличился (там же. Л. 108).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ВИЗАНТИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА IV–VI вв. I Период с IV по VI в. н. э. был тем временем, в течение которого восточная часть Римской империи превратилась в Византийскую империю. Этот процесс шел в трех направлениях: развитие элементов феодальных отношений в экономике, укрепление абсолютной императорской власти в политике и рост влияния христианства в идеологии. Все эти моменты отчетливо намечаются уже в правление Константина I (306–337 гг. н. э.). Имя Константина связано с двумя крупнейшими событиями эпохи – с основанием новой столицы Римской империи и с легализацией христианства. Первое событие было вызвано тем, что Рим уже к III в. утратил прежнее значение: он был открыт для надвигающихся с севера варваров, торговые связи его ослабели. Императоры стали избирать своей резиденцией то Милан, то Трир, то Никомедию. Константину удалось найти для новой столицы наиболее удачное место – это был греческий город Византий 1 , находившийся на торговом пути из Европы в Азию, между восточной и западной половинами империи. Закладка новой столицы состоялась в 324 г., освящение – 11 мая 330 г. И те и другие торжества происходили в присутствии коллегий языческих жрецов и христианского духовенства. Новая столица получила официальное название «Нового Рима» – так говорилось о ней в эдикте, вырезанном на мраморной колонне в день освящения. Несколько позднее к этому названию прибавилось и второе, по имени основателя города – Константинополь (Κωνσταντνου πλις), которое осталось и для последующих веков. За короткое время город достиг внешнего блеска и великолепия. Были построены роскошный императорский дворец, украшенное античными статуями здание для заседаний сената, термы, библиотека, большой ипподром; для украшения Константинополя со всех концов империи были свезены лучшие произведения античной скульптуры. Второе событие было вызвано теми изменениями в идеологии, которые стали наиболее заметны на рубеже III–IV вв. Зародившееся в Палестине I в. н. э. христианство , несмотря на двести с лишним лет полулегального существования и периодические преследования, к началу IV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Неточный пересказ новеллы Ги де Мопассана «Помешанная» (1882). 319 Человек, Который Не Был Приходским Констеблем — аллюзия на название романа Г.К.Ч. «Человек, который был Четвергом» (1908). 320 Собрание артуровских легенд Т. Мэлори называется «Смерть Артура» (1469); «Идиллии короля» (1858—1865) — цикл поэм А. Теннисона по мотивам Мэлори. 321 Дядюшка Римус — персонал« американского фольклора, старый негр, рассказывающий детям сказки. «Сказки дядюшки Римуса» были собраны и литературно обработаны в 1880—1910 гг. Дж. Харрисом. 322 В связи с легендарностью фигуры Эзопа его басни часто приписывали Бабрию. 323 Рейнеке–Лис — персонаж народных сатирических басен XII—XIII вв., распространенных во многих странах Западной Европы. 324 Центральным пунктом социальной утопии Г.К.Ч. была всеобщая мелкая частная собственность, прежде всего крестьянская. Ее–то, по его мнению, разрушало капиталистическое частное предпринимательство. 325 Байрон вернул экземпляр Библии, присланный ему издателем Джоном Мюрреем, исправив во фразе «Варавва был разбойник» (Ин, XVIII. 40) слово «разбойник» на «издатель». 326 Г.К.Ч. был автором нескольких десятков детективных рассказов, объединенных в пять книг о патере Брауне. 327 Намек на автобиографический роман Т. Де Квинси «Исповедь опиофага» (1856). где подробно описаны видения наркомана. 328 По учению Б Джонсона, характер и поступки каждого человека определяются его врожденной господствующей страстью, которая зависит от состава его телесных жидкостей, «гуморов», или «юморов». 329 Адмирал Бинг был расстрелян за «нанесение позора английскому флагу» после отступления его эскадры от занятого французами острова Минорка. Вольтер тщетно пытался спасти Бинга от расстрела. Фраза «хорошо время от времени убивать одного адмирала, чтобы придать бодрости другим» — см. гл. 23 «Кандида» (1759). 330 «Генрих IV», ч. 1, акт I, сц. 2. 331 См. эссе «В защиту «дешевого чтива». 332 Неточная цитата из первой главы книги М. Арнолда «Культура и анархия» (1869). 333 Пойнтон — имение миссис Гереф и ее сына в повести Г. Джеймса «Пойнтовское имущество» (1897). 334

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

Разделы портала «Азбука веры» Византия в IV beke Развернуть таблицу 324 324.11.08 8 ноября 324 г. — основание  Константинополя  на месте древнего греческого города  Византий . 324–326 Провозглашение цезарями и соправителями четырех сыновей Константина Великого. Первый Вселенский собор  в Никее. Присутствовало около 250 епископов со всей империи (преимущественно из восточных провинций). Развернулась борьба с арианством, которую возглавил свт. Афанасий Великий .  Решения собора (и последующих) утверждались императором как закон.  Казнь Криспа, старшего сына императора Константина от первого брака, вследствие интриг его мачехи Фаусты. Гибель Фаусты. Обретение в результате раскопок на горе Голгофе близ  Иерусалима    Святого Креста  августой  Еленой , матерью императора Константина Великого . 330.05.11 Христианское освящение Константинополя, новой столицы Римской империи. 332.весна Победоносная война римлян с готами в земле сарматов. Подавление мятежа Калокера, старшего погонщика верблюдов, узурпировавшего императорскую власть на Кипре. Смерть императора Константина Великого. Убийство двух братьев и семерых племянников Константина Великого, организованное императором  Констанцием II . Констанций II стал повелителем всей восточной части Римской империи. Начало первой войны (338–350 гг.) с персами восточного императора Констанция II. Война между братьями  Константином II  и  Константом , закончившаяся победой Константа, ставшего императором западной части Римской империи.  Армяне во главе с архиепископом  Вртанесом Аршакуни  подтверждают свою верность Римской империи и просят императора Констанция II о военной помощи против персидской агрессии (342–343 гг.). Изгнание персов из Великой Армении. Поместный Сардикийский Собор.  Солдатский мятеж на Западе во главе с  Магненцием . Убийство западного императора Константа.  Начало войны (350–353 гг.) императора Констанция II против узурпатора Магненция. Констанций II становится единоличным правителем всей Римской империи.  Начало второй (359–361 гг.) войны с персами императора Констанция II.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

275-276 276-277 277-278 ДРОЗДОВ Иван Ильич (40-е гг. XIX в.- 1-я четв. XX в.), капельмейстер, автор духовно-муз. сочинений 278-279 ДРОЙЗЕН Иоганн Густав (1808 - 1884), нем. историк, создатель концепции эпохи эллинизма в античной истории 279-280 280-281 281-282 282-283 283-284 ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (1859 - 1936), историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерус. и старообрядческих рукописей и икон 284-285 ДРУЗИЙ [наст. имя Йоханнес ван ден Дриссе] (1550 - 1616), голл. кальвинист. (реформатский) богослов, ориенталист, гебраист и экзегет 285-286 ДРУЗСКО-МАРОНИТСКИЙ КОНФЛИКТ [друзско-маронитские войны] (1841-1860), серия вооруженных столкновений между ливан. общинами друзов и маронитов 286-287 ДРУЗЫ замкнутая этноконфессиональная общность, сформировавшаяся в нач. XI в. в среде егип. шиитов-исмаилитов 287-288 288-289 ДУАЛИЗМ представление о том, что основу мира и бытия составляют 2 независимых начала, часто противоположные друг другу 289-297 297-298 298-299 299-307 ДУБОВИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 13 сент.), чудотворный образ, обретенный во 2-й пол. XVI в.; чтимая святыня Конотопской и Глуховской епархии УПЦ 307-308 308-310 310-311 311-313 ДУБРОВНИК г. в обл. Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом м., в средние века центр самостоятельной Дубровницкой (Рагузинской) республики и важный торговый центр 313-316 316-317 ДУБЯНСКИЕ один из дворянских родов в России, представители к-рого в XVIII-XIX вв. были церковными и муз. деятелями 317-319 ДУДИН АМВРОСИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан не позднее сер. XIV в. в Березополье Нижегородского княжества, при впадении речки Зуевки в р. Оку 319-321 321-322 322-324 ДУЖИ жен. мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии Сербской Православной Церкви 324-325 325-326 327-328 328-329 ДУЛЕВО жен. мон-рь во имя св. первомч. Стефана Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви 329-330 330-331 ДУМБАДЗЕ груз. семья дворянского происхождения, представители к-рой были духовными лицами и деятелями в области певч. искусства

http://pravenc.ru/vol/xvi.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXIX  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XXIX КААБА главное святилище ислама; место, к к-рому во время молитвы обращают лица мусульмане всего мира КАБАНОВ Иларион Георгиевич (окт. 1819 - 1882), апологет старообрядческой Белокриницкой иерархии, автор «Окружного послания» КАББАЛА евр. тайное учение, имеющее преемственную связь с более ранней евр. мистикой, но обладающее рядом особенностей КАБО-ВЕРДЕ [Республика Кабо-Верде], островное гос-во в Атлантическом океане, расположенное на о-вах Зелёного Мыса КАВАЛЛИНИ Пьетро (между 1240 и 1250 - после 1325), ведущий художник рим. школы рубежа XIII и XIV вв. «КАВКАЗСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Кавказской и Черноморской епархии, выходившее в Ставрополе с 1873 по янв. 1886 г. КАДИ общепринятое название мусульм. судьи-чиновника, отправляющего правосудие на основе шариата КАДЛУБЕК Винцентий (ок. 1150 или 1160 - 1223), еп. Краковский, блж. католической Церкви (пам. 8 марта), еп. Краковский КАДОК (VI в.?), св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 25 сент.), основатель мон-ря Лланкарван (Уэльс) КАЖДЕНИЕ ритуальное сжигание ладана и других ароматных смол, символизирующее присутствие Бога и возносимые к Нему молитвы 99-102 102-110 110-114 114-116 116-117 КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное правосл. учебное заведение, действовавшее в г. Казани с 1797 по 1818 г. и с 1842 по 1921 г. 117-134 197-247 134-196 КАЗАНСКАЯ НОТАЦИЯ рус. безлинейная система записи мелоса, использовавшаяся гл. обр. для многоголосного строчного пения и демественного пения 248-266 266-268 268-273 273-278 298-300 300-302 278-288 288-292 292-298 302-308 308-313 313-317 317-319 319-322 322-323 323-324 324-325 325-326 326-330 330-333 333-335 335-339 339-342 342-357 357-360 КАЗЕМ-БЕК Александр Львович (1902-1977), лидер эмигрантских союза «Молодая Россия» и партии «Союз младороссов» в 20-40-х гг. ХХ в., церковный публицист

http://pravenc.ru/vol/xxix.html

  Виталий   (ок. 314 - ок. 320)     свт. Филогоний   (ок. 320-324)     свт. Евстафий    (324/25-330)     Павлин Тирский    (330, 6 месяцев)     Евлалий   (331-332)     Евфроний   (332-333)     Флакилл (Плакент)    (333-342)     Стефан I   (342 - лето 344)     Леонтий   (344-357)     Евдоксий   (358 - сент. 359)     Аниан (Ананий)    (сент. 359)     свт. Мелетий    (кон. 360-381, с перерывами)     Евзоий   (360/61-376)     Павлин   (362-388), глава евстафиан     Виталий   (375?)     Дорофей   (376-381?)     свт. Флавиан    (кон. 381 - сент. 404), глава мелетиан     Евагрий   (388-392/93), преемник Павлина     Порфирий   (404-414?), преемник Флавиана     Александр I   (414-424)     Феодот   (424-428)     Иоанн I   (428-441/42)     Домн II (Домнин I)    (441/42-450)     Максим   (451-455)     Василий   (457-458)     Акакий   (458-459)     Мартирий   (459 - ок. 470)     Петр Гнафевс, монофизит    (ок. 469-471)     Юлиан   (471-475)     Петр Гнафевс, вторично    (475-476)     Иоанн II   (кон. 476 - нач. 477)     Стефан II    (весна 477-479)     Петр Гнафевс, в 3-й раз    (478-479)     Календион   (479-484)     Иоанн III     Петр Гнафевс, в 4-й раз    (485-489)   Палладий   (490-498)     Флавиан II    (498 - осень 512)     Севир, монофизит   (18.11.512 - 29.09.518)     Павел II    (лето 519 - весна 521)     Евфрасий   (весна 521 - 26.05.526)     свт. Ефрем    (апр. или май 527-545)     Сергий Телльский, монофизит (50-е гг. VI в.)     Домн III (Домнин II)   (545-559)     свт. Анастасий I Синаит   (559-570)     свт. Григорий I   (570-593)     свт. Анастасий I, вторично    (25.03.593-598)     сщмч. Анастасий II    (нач. 599 - сент. 609)     вдовство кафедры    (30 лет)     Григорий II     Анастасий III     Македоний, в К-поле   (ок. 639/40 - после 649)     Георгий I, в К-поле   (?- ок. 655)     Макарий I, в К-поле   (ок. 655 - 8.03...5.04.681)     Феофан, в К-поле   (31.03.681 - ?)     Фома, в К-поле   (?- ок. 685)     Севастиан     Георгий II    (ок. 695 - ок. 702)     Александр II   

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Конечно Константинополь – Новый Рим – тот самый город, который раньше назывался Βυζντιον. Однако Κωνσταντινουπλεως и Νας μης – не тоже самое, что Βυζαντου. Βυζντιον – это незначительный провинциальный городок в «Европе фракийской». Κωνσταντινοπολις или Να μη – тот же городок, но ставший столицей римской империи (потом: ее восточной половины). Это превращение «Византия» в «Константинополь» совершилось 11 мая 330 года. И если относительно «Να μη» Зееберг, предполагает, что это название могло быть придумано и пущено в ход уже в 324 году, когда стало известно решение Константина именно здесь основать столицу (предполагает – по-моему – совершенно неосновательно), то относительно названия «Константинополь» даже и он не делает такого предположения, не делает очевидно потому, что сам Константин, назвал свою столицу именно «Να μη», и лишь позднее в честь основателя (хотя может быть уже при жизни его) стали называть ее Κωνσταντνου πλις. Следовательно, адрес послания φλαρχος у Феодорита (как признавал это в 1890 году и Н. Н. Глубоковский ) во всяком случае неправилен: Александр александрийский не мог писать никакого послания к Александру константинопольскому по той простой причине, что никакого Константинополя в 323–4 гг. не существовало. Равным образом и антиохийский собор 324 года не мог писать послания к Александру, епископу «Нового Рима», уже потому, что, хотя новая столица тогда и была намечена Константином, но не была им основана и не носила еще титула: Να μη. – Подменяя наличное Κωνσταντινουπλεως чрез якобы равнозначащее «von Byzanz», Зееберг, как и все другие защитники общепринятого мнения об адресате послания φλαρχος, допускает ничем неоправдываемое отступление от того «предания», которое и составляет единственную точку опоры этого общепринятого мнения. По моему крайнему разумению, наличные Κωνσταντινουπλεως и Νας μης в адресах посланий φλαρχος и антиохийского показывают ясно, что адресат их принят был за епископа константинопольского никак не раньше 330 года, а по всей вероятности даже после 380 года, когда Константинополь, долгое время бывший центром антиникейской реакции, стал вновь православным городом; что, следовательно, если Κωνσταντινουπλεως и стояло в заголовке послания φλαρχος в каком-нибудь сборнике писем Александра александрийского , то автором этого сборника ни в каком случае не мог быть сам Александр, умерший 17 апреля 328 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

317-319 319-321 321-323 323-324 324-325 КАРПОВ Георгий Григорьевич (1898-1967), советский гос. деятель, председатель Совета по делам РПЦ при Правительстве СССР в 1943-1960 гг. 325-328 КАРПОВ Михаил Васильевич (1872-1962), регент, учитель пения, хормейстер, автор духовно-муз. сочинений и переложений 328-329 КАРПОВ Сергей Павлович (род. 1.01.1948), российский историк-византинист и медиевист, академик РАН 329-330 330-332 332-333 333-334 334-336 301-305 336-337 КАРС крепость и город на Армянском нагорье, в исторической обл. Вананд, древняя епархия Армянской Апостольской Церкви и Грузинской Православной Церкви 337-340 341-357 КАРСКИЙ Евфимий Федорович (1860-1931), славист, академик Российской АН, основоположник белорусоведения 357-360 360-361 КАРСТЭРС Уильям (1649-1715), представитель шотл. протестантизма, один из идейных руководителей Церкви Шотландии 361-367 367-372 372-373 Антон Владимирович (1875-1960), общественный и гос. деятель, последний обер-прокурор Синода, историк Церкви, богослов, публицист 373-377 377-378 КАРТЕРИЙ мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики КАРТЛИ историческая область в центральном регионе Грузии; название Восточногрузинского царства Иверия 378-387 387-392 КАРТРАЙТ Томас (ок. 1535 - 1603), один из основоположников пуританизма; религ. писатель, богослов, полемист, проповедник 392-414 414-420 КАРТУЛЯРИИ в средневек. Зап. Европе сборник копий документов, связанных с к.-л. лицом, родом или институтом 420-425 425-426 426-445 445-447 КАРФАГЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (Североафриканская Церковь), иногда используемое наименование одной из древнейших христ. Церквей 447-461 461-463 КАРШУНИ (гаршуни), название сир. письма, адаптированного для передачи преимущественно араб. текстов 463-465 465-467 467-469 469-473 473-475 475-476 КАСОМУЛИС Николаос (1795-1871), греческий писатель, участник греческого национально-освободительного движения КАСПЕР Вальтер (род. 1933), кард., председатель папского совета по содействию христ. единству в 2001-2010 гг., деятель совр. экуменического движения

http://pravenc.ru/vol/xxxi.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010