4 . Ut propheticae et apostolicae interpretationis linea secundum ecclesiastici et catholici sensus normam dirigatur (лат.) – «Направлять нить толкования пророческих и апостольских Писаний по норме церковного и вселенского их понимания». 5 . Иларий Пиктавийский (Иларий из Пуатье; лат. Hilarius Pictaviensis, ок. 315–367) – святой, богослов, представитель латинской патристики, епископ Пиктавы (ныне Пуатье; 353), отец и учитель Церкви. Известен как поэт-гимнограф. Защитник православного учения в борьбе с арианством. Инициатор созыва нескольких соборов в защиту православия. Разработчик латинской богословской терминологии. Заслуга Илария как богослова состоит в том, что в полемике с арианством он сформулировал основные принципы православной триадологии. Основные труды: «De Trinitate» (О Троице), «Liber contra Constantium imperatorum» (Книга против императора Константина), «De Synodis» (О Соборах), «Tractatus mysteriorum» (Трактате тайнах), «Commentarius in Matthaeum» (Толкование на Евангелие от Матфея), «Tractatus super psalmos» (Трактат на псалмы). 6 . Маркион (греч. Μαρκων; ок. 85 – ок. 160) – христианский богослов, гностик. Источниками сведений о Маркионе являются полемические богословские сочинения Иустина Философа , Тертуллиана , Иринея Лионского , Оригена и др. Свои взгляды он изложил в сочинении «Антитезы» (не сохранился), которое представляло собой противопоставление различных положений о Боге в Ветхом о Новом Заветах с опорой на учение св. апостола Павла. Понимая Ветхий Завет как творение злого бога, упраздненное Новым Заветом, Маркион отвергал ветхозаветный закон, оспаривал иудейское учение о Мессии, в целом занимал резко антииудейскую позицию. 7 . Тетраморфное Евангелие («четверообразное Евангелие» от греч. τετρμορφον τ εαγγλιον) – наименование четырех евангельских книг у св. Иринея Лионского . См. Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses, 3. Ириней Лионский отстаивал идею равенства всех четырех Евангелий как основы истинного вероучения. 8 . Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (лат.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

[lxxvi] ГА РФ, ф. 5680, оп. 1, д. 128, л. 12, 17–20, 22, 26–27; Йованович М. Указ. соч. С. 266–267. [lxxvii] Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно). Т. 3. Эрланген, 1982. С. 19. [lxxviii] Косик В.И. Русское церковное зарубежье: XX век в биографиях духовенства от Америки до Японии. Материалы к словарю-справочнику. М., 2008. С. 119. [lxxix] Из воспоминаний Юрия Словачевского, потомка архиепископа Дамиана//Русское зарубежье в Болгарии: история и современность. София, 2009. С. 229. [lxxx] Дневник архиепископа Царицынского Дамиана 1919–1922 годов/Публ. З. Тининой//Мир православия. Вып. 4. Волгоград, 2002. С. 285, 287. [lxxxi] Из воспоминаний Юрия Словачевского, потомка архиепископа Дамиана. С. 299–230. [lxxxii] Кострюков А.А. Архиепископ Серафим (Соболев). Жизнь, служение, идеология. М., 2011. С. 51, 53. [lxxxiii] Васса (Ларина), мон. Указ. соч. С. 315. [lxxxiv] Р. Држава и верске зajeдhuцe 1945–1970. Д. 1. Београд, 2002. С. 367. [lxxxv] Seide G. Verantwortung in der Diaspora, die Russische Ormhodoxe Kirche im Ausland, München 1989. S. 90–91. [lxxxvi] Протопресвитер Георгий Граббе. Правда о Русской Церкви на родине и за рубежом. Джорданвилл, 1961. С. 198. [lxxxvii] Поспеловский Д. В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. С. 234. [lxxxviii] Цыпин В., прот. Митрополит Анастасий (Грибановский)//Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 238. [lxxxix] Церковные ведомости. 1926. 15/16. С. 14–16. [xc] Евлогий (Георгиевский), митр. Указ. соч. С. 399. [xci] Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник. М., 2007. С. 56. [xcii] Русские в Галлиполи. С. 252; Йованович М. Указ. соч. С. 145; Раев М. Указ. соч. С. 39. [xciii] Йованович М. Указ. соч. С. 118, 121, 122. [xciv] Там же. С. 41–42, 102. [xcv] ГА РФ, ф. 5680, оп. 1, д. 70, л. 39–41. [xcvi] Йованович М. Указ. соч. С. 102. [xcvii] Протоиерей Олег Болдырев. Моя биография и воспоминания/Публ. Д. Поспеловского//Церковно-исторический вестник. 1999. 4–5. С. 166–167.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591495/

218 Выделенной фразы нет в тексте «Отложения» в сборнике «Дело митрополита Сергия» (ГА РФ. Ф. Р-5919. Оп. 1. Д. 1. Л. 212). И в зарубежной публикации документов в кн.: Луч света. В защиту Православной веры, в обличение атеизма и в опровержение доктрин неверия/Сост. архим. Пантелеймон. Ч. 2. Джорданвилль, 1970. С. 3. 223 В сборнике «Луч света» этот документ дан под заголовком «Отложение петроградцев 14–16 декабря 1927 года», и под ним стоит дата «14/27 декабря» и подпись только епископа Димитрия. В машинописном сборнике «Дело митрополита Сергия» кроме этого есть еще одна дата – «16/29 декабря» – и подпись «епископ Сергий Нарвский». 224 По поводу епархиальных советов и их составов в разных городах, а митрополит Сергий первым из перечисленных назвал Ленинград, достаточно уже сказано выше. Также не нуждаются в комментариях и «замещения кафедр». Восстановление же «связей с заграницей» – отдельная тема. Здесь лишь можно отметить, что эта область была под еще более жестким контролем ОГПУ, и все внешние сношения патриархии всегда использовались только в политических интересах советской власти. 226 Небольшая часть из них опубликована в предыдущих книгах нашей серии. Особый интерес представляют труды протоиерея Феодора Андреева и М. А. Новоселова. См. в кн.: Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский. С. 315–378. 228 Цит. по: «Совершенно секретно. Срочно. Лично Тов. Тучкову». Донесения из Ленинграда в Москву, 1927–1928 годы/Публикация, вступление и примечания А. Мазырина//Богословский сборник. Вып. 10. М.: Изд-во ПСТБИ, 2002. С. 371. 229 Епископ Серафим подчинился этому требованию, а епископ Григорий подал прошение об увольнении на покой. 234 В это время много клириков епархии, в том числе и епископы Григорий (Лебедев) и Серафим (Протопопов), несмотря на то, что официально не отделялись от митрополита Сергия, тем не менее не возносили его имени за богослужением и поминали только митрополита Петра. 235 «Совершенно секретно. Срочно. Лично Тов. Тучкову». Донесения из Ленинграда в Москву, 1927–1928 годы//Богословский сборник. Вып. 10. С. 367–369, 375–378.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

363. Иноки афонские. Сущность афонского спора (Письмо в редакцию). — Новое время, 14.05.1913 13 351). 364. Иноческий бунт. — Биржевые ведомости, 1.07.1913 13 625); 2.07.1913 365. Инструкция к суду и список монахов–имябожников. — Церковные ведомости 10, 1914. С. 70—74. 366. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. С греческого перевел А. Бронзов. СПб., 1894. 367. Иоанн Дамаскин, преподобный. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. С греческого перевел А. Бронзов. СПб., 1893. 368. Ириней (Середний), архимандрит. Профессор С. В. роицкий: его жизнь и труды в области канонического права. — Богословские труды 12. М., 1974. С. 217—274. 369. Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и о духовной жизни. Перевод с сирийского, предисловие и примечания иеромонаха Илариона (Алфеева). М, 1998. 370. Исаак Сирин, преподобный. О знании (избранные главы). Перевод с сирийского игумена Илариона (Алфеева). — Церковь и время (13), 2000. С. 315—324. 371. Истина о суде Синодальной Конторы. — Дым отечества, 1.05.1914 18). 372. Истинно–православные в Воронежской епархии. Публикация М. В. Шкаровского. — Минувшее. Вып. 19. М. —СПб., 1996. С. 320—356. 373. Итоги афонских событий. — Московские ведомости, 1.09.1913 202). 374. К афонским событиям. — Русские ведомости, 10.08.1913 184). 375. К афонской смуте. — Русские ведомости, 20.09.1913 217). 376. К афонскому «усмирению». — Русские ведомости, 6.07.1913 155). 377. К афонскому делу. — Колокол, 6.09.1916. 378. К делу об афонских монахах. — Русские ведомости, 13.09.1913 379. К делу об афонских монахах. — Русский инок 9, 1914. С. 559. 380. К делу об имябожниках. — Новое время, 30.08.1913 13 458). 381. К истории афонского «бунта». — Биржевые ведомости, 27.07.1913 13 670). 382. К истории афонского «бунта». — Биржевые ведомости, 18.10.1913 13 809). 383. К приезду епископа Гермогена. — Биржевые ведомости, 6.11.1913 13 842). 384. К приезду епископа Гермогена. — Биржевые ведомости, 7.11.1913 13 843).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Хиларий (Иларий) Пиктавийский, или Пуатевинский (ок. 315 – ок. 367 гг.), знаменитый церковный деятель, называемый Афанасием Запада из-за своих работ о Троице и борьбы с арианами. Родился он в знатной языческой семье в г. Пуатье, получил прекрасное образование, однако обратился в христианство после прочтения Библии. Епископом Пуатье он был избран народом ок. 353 г. Почти с самого своего вступления в управление епархией Хиларий начал борьбу с арианами. В Галлии главным представителем арианства был митрополит области, епископ Арльский Сатурнин, обративший в арианство 7 провинций. В 355 г. император Констанций на соборе в Милане потребовал осуждения Афанасия Александрийского , а отказавшихся это сделать епископов сослал. Хиларий по этому случаю обратился с посланием к императору, в котором защищал православие. Тогда Сатур-нин созвал собор, состоявший из арианских епископов, и осудил Хилария на изгнание. Он был отправлен во Фригию весной 356 г., где пробыл более 4 лет. Паства в Пуатье не приняла нового назначенного епископа, и Хиларий продолжал ею управлять через пресвитеров. Уже из ссылки Хиларий отправил Констанцию послание, в котором протестовал против его действий на том основании, что насильственные меры противны самому существу религиозного убеждения. Во время изгнания Хиларий написал труд «О Троице» (в котором доказывал божественность Сына и его единосущность с Отцом) и составил сборник «О соборах» – перевод с его собственными комментариями постановлений церкви о Троице. Он также писал толкования Евангелия и песенные гимны, которые использовались как для проповеди, так и для борьбы против арианства. Вообще, находясь близко к столице, Хиларий присутствовал на нескольких соборах в Константинополе и активно включился в литературную полемику. Арианская партия сочла его пребывание вблизи столицы и императора опасным для себя и сама исходатайствовала ему возвращение в епархию. Впоследствии кроме перечисленных трудов Хиларий написал трактат «Против Авксенция» и составил особую, так называемую галльскую литургию, которая была в употреблении в Галлии до Карла Великого, когда для всего Запада стала обязательной римская литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л. 315. Тогоже Ефрема, Слово о покорьстве игумении и о покаянии. Нач. Слышали есте, братия моя благословеная, Господа глаголюща: иже оставить отца или матерь. л. 322 об. Тогоже Ефрема, Слово о мирьстей суете и о воскресении мертвых. Нач. Уже время наводить на ны дело вечного живота и неразоримые славы. Срав. 11 л. 94. Внизу л. 2 небрежною скорописью: Сия книга Кержацкаго монастыря. 127. (1708.) Ефрема Сирина поучения, полууст. тщательный, XVI века, в лист, 556 листов, в заглавной заставке изображение св. автора. Заглавие: Книги св. и препод. отца нашего Ефрема Сирина , глаголемыа гречьским языком Паренесис, сказуетжеся Паренесис: притча, моление, утешение, наказания полезна, различна. Впереди – оглавление, житие препод. Ефрема с начальным сказанием св. Амфилохия. Слов 111. Против московск. изданий 1647, 1652, 1667 г., содержащих 112 слов, недостает слова 107 о св. Христовых тайнах. Порядок и надписи те же. На первом порожнем листе в нач. XVII в. подписано: Живоначальные Троицы Сергиева монастыря, Ефрем Сирин сборной, потом другою современною рукою: чтут на соборе. 128. (1709.) Ефрема Сирина поучения, полууст., XVI века, в лист, 367 листов, заглавная заставка киноварная, во всем сходны с предъид. 127, впереди подпись такая же. Перевод слов св. Ефрема в последних двух списках 127 и 128 исправленный, совершенно одинакий с принятым в первопечат. москов. издании 1647 года. 129. (1568.) Василия Великого о постничестве, на бомбицине, полууст, исх. XIV века, в лист, 200 листов, с изображением автора (л. 18) и киноварными заставками. л. 1. Иже в святых отца нашего Амфилохиа, епископа иконийскаго, Слово о Велицем Василии и о чудесех его. Нач. Любимици, не бе нелепо благонравным сыном отчем поскрьбети о житии. л. 19. Предесловие постническим св. Василиа, архиеп. Кесария кападокийскые. Нач. Многом сущим иже от богодьхновеннаго писаниа поведуемым. Заглавие писано золотом. л. 20 об. Тогожде вьображение постничества. Нач. Господу нашему Ис. Христу повелевающу, еже глаголю вам в тьме, рцете в свете.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

El único teólogo importante originario de la isla de Chipre. Vida: Nació en Eleuterópolis, en Palestina, hacia el 315. Tras conocer el monacato egipcio, fundó hacia el 335 un monasterio cerca de su ciudad, gobernándolos durante unos treinta años. En el 367 fue elegido metropolitano de Constancia, la antigua Salamis, por los obispos de Chipre. Defensor del método que se ha denominado realista-tradicionalista, se oponía a cualquier tipo de especulación metafísica. Esto explica que aborreciera la interpretación alegórica de Orígenes a la que consideraba, no sin razón, un semillero de conflictos y un arma ideal para los herejes. El ataque de Epifanio resultó tan convincente que Jerónimo dejaría de ser origenista para solicitar de Juan de Jerusalén la condena de Orígenes. Epifanio mantuvo una política represiva contra los origenistas, y aliado con Teófilo de Alejandría colaboró en la expulsión de los adeptos egipcios de Orígenes. Al ser éstos acogidos en el 400 por Juan Crisóstomo, Epifanio, a instancias de Teófilo, viajó a Constantinopla con la intención de enfrentarse con los origenistas de la ciudad. Es posible que se percatara entonces de que estaba siendo manipulado por Teófilo de Alejandría ya que no esperó a la destitución de Crisóstomo en el «sínodo de la Encina,» sino que regresó a Chipre, muriendo en alta mar en el 403. Obras: Enemigo del helenismo, quizá porque era consciente del daño que su infiltración estaba causando a la teología cristiana, fue muy leído en su época ya que el lenguaje utilizado por él era fundamentalmente el del pueblo (K. Holl). Entre sus obras destacan el Anclado (una exposición de la fe de la Iglesia), El Panárion o Botiquín (una enciclopedia de herejías y sus refutaciones), un obra Acerca de los pesos y las medidas (en realidad, un diccionario aclarativo de términos bíblicos), un opúsculo Acerca de las doce gemas (relativo al pectoral del Sumo sacerdote judío), algunas cartas y tres tratados Contra las imágenes (donde se manifiesta totalmente opuesto a la fabricación y el culto a las imágenes de Cristo, María, los mártires, los ángeles y los profetas, puesto que, en su opinión, es una manifestación idolátrica). Se le han atribuido asimismo algunas obras espurias.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/diccio...

Но для вечного спасения необходимо твердо верить также в Воплощение Господа нашего Иисуса Христа. Такова правая вера: мы верим и исповедуем, что Господь наш Иисус Христос , Сын Божий, есть Бог и Человек: Он есть Бог, от сущности Отца, рожденный прежде веков; и Он есть Человек, от сущности Матери, рожденный во времени; Совершенный Бог, Совершенный Человек, состоящий из разумной души и человеческого тела, равный Отцу по Божеству, низший Ему по Человечеству. Хотя Он есть и Бог, и человек, но не двое, а один является Христом, один не потому, что Божество вошло в плоть, а потому, что Человечество было принято в Бога; совершенно один не из-за смешения Сущностей, а благодаря Единству Лица. Ибо, так же, как разумная душа и тело составляют одного человека, так и Бог и человек составляют одного Христа. Он пострадал ради нашего спасения, сошел в ад, на третий день воскрес из мертвых, восшел на небеса и сидит одесную Отца, откуда придет судить живых и мертвых. С Его Пришествием все люди воскреснут в своих телах и каждый отдаст отчет в своих делах; те, кто творил добро, пойдут в жизнь вечную, а те, кто творил зло, – в вечный огонь. Такова кафолическая вера, которой если кто не придерживается твердо и верно, не сможет быть спасен. XI Толедский собор (7 ноября 675 г.) Толедский символ Этот поместный собор собрал лишь 17 епископов. Во время его открытия митрополит Куирикий предлагал Символ веры , который был вскоре принят и который остается важным для нас. В нем мы находим самые глубокие мысли и самые ясные формулы о двух основных тайнах христианства: Троице и Воплощении. На самом деле речь идет о заимствовании догматического решения, особенно решения VI Толедского Собора (638) 7 ; Символа веры , особенно так называемого Символа Афанасия и трудов великих Учителей Церкви: Амвросия Медиоланского (ок. 340–397), Гилария (Илария) Питавийского (ок. 315–367), Фульгенция Руспийского (467–532) и особенно св. Августина (354–430). Почтение к этому Символу впоследствии придало ему догматическое значение. Он намеренно не был подтвержден ни Вселенским Собором, ни папой, но большинство его утверждений принадлежат вероучению.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Святитель Кирилл Иерусалимский Жизнь О жизни св. Кирилла известно немногое, и дошедшие до нас сведения о нем древних историков противоречивы. Предположительно, он родился около 315 г. в Иерусалиме. В сан епископа Иерусалимского был рукоположен в 348 г. арианским митрополитом Акакием Кесарийским, предварительно изгнавшим законного епископа Максима, что впоследствии явилось поводом для сомнений со стороны некоторых историков в православии Кирилла и каноничности его поставления (Руфин, бл. Иероним, Сократ, Созомен ). Впрочем, бл. Феодорит считает, что Кирилл был рукоположен после смерти Максима (Церк. ист., 2:26). Вскоре между Кириллом и Акакием возникли разногласия по вопросу о правах Иерусалимской кафедры, подчинявшейся в то время Кесарийскому митрополиту. Св. Кирилл был низложен Акакием, после чего удалился в Тарс, где сблизился с партией «подобосущников». Восстановленный на кафедре Селевкийским Собором 358 г., Кирилл был вторично низложен Акакием и его сторонниками в 360г. Враждующие партии, по замечанию Сократа, «совершали низложения не ради веры, a по иным побуждениям; рассуждая о вере, они вовсе не обращали внимания на веру лиц, когда низлагали друг друга» (Церк. ист. 2:42). В 362 г. Кирилл получил разрешение императора Юлиана Отступника вернуться на свою кафедру. Юлиан, стремившийся возродить язычество и покровительствовавший иудеям, приказал восстановить храм Соломона и принял личное участие в финансировании проекта. Св. Кирилл, ссылаясь на пророчества Даниила и слова Спасителя, предсказал, что от восстанавливаемого храма вскоре не останется «камня на камне». В самом деле, сильное землетрясение разбросало камни древних оснований храма и повредило все заготовленные материалы и орудия, так что проект остался неосуществленным. Вскоре после смерти Акакия († 366) св. Кирилл в третий раз был изгнан со своей кафедры императором Валентом. Эта ссылка была самой продолжительной (367–378). О жизни св. Кирилла во время третьей ссылки ничего неизвестно. В 378 г. правитель умер, и св. Кирилл получил возможность вернуться в Иерусалим. В 381 г. он принимал участие во II Вселенском (Константинопольском Соборе), рассеявшем сомнения относительно его православия: в письме Отцов Собора о св. Кирилле сказано, что он «многократно и в разных местах подвизался против ариан» (цит. по: Феодорит. Церк. ист. 5:9). Впоследствии бл. Феодорит, вопреки мнениям историков Сократа и Созомена , назовет св. Кирилла «поборником апостольского учения» (Там же, 2:26). Св. Кирилл скончался 18 марта 386 г. Творения

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Четвертый век С этого времени начинается вся славная история монашества. Оно делается громадной, необъятной силой, имеющей влияние на весь мир. Впоследствии, в эпоху всеобщего упадка нравов, и оно умалялось в своих подвигах и добродетелях; однако оно же и возводило мирян из глубин падения и своими страданиями и исповедничеством привлекало на Церковь милость Божию. Диавол, зная, какую великую пользу приносит иночество в общей икономии церковной, часто (лучше же сказать постоянно, если дело идет об отдельных лицах) воздвигал великие гонения на него. 305 г. – Св. Антоний Великий начинает старчествовать и принимать к себе ревнителей благочестия 364 311 г. – В жестокое гонение Максимина Антоний приходит в Александрию с тем, чтобы делить с прочими крестные страдания. Одних укрепляет на подвиги, за других ходатайствует пред судьями. Около года проводит он в этих подвигах 365 315 г. – Св. Пахомий Великий , знаменитый родоначальник общежительного монашества, в этом году удаляется в пустыню, будучи отпущен с военной службы (демобилизован) после войны. Ему было лет двадцать 366 326 г. – Св. Афанасий Великий поставляется архиепископом Александрийским и в продолжение 48 лет борется с арианами. Никто из архипастырей IV века не имел столько влияния на соборы церковные того времени, как он. Но ограничусь только этим замечанием. 335 г. – Антоний письмом ходатайствует у императора Константина 367 за изгнанного арианами Афанасия Великого . Пишет обличительные послания к видным арианским духовным и гражданским деятелям. Сам же убегает от этих еретиков, как от ядовитых змей и предтечей антихриста 368 355 г. – Антоний снова приходит в Александрию и приводит в изумление своими чудесами и красотою жизни даже язычников 369 358 г. – Св. Василий Великий , получив блестящее образование, после продолжительных заграничных путешествий (всего на них положил 14 лет), делается адвокатом. В следующем году бросает мир, принимает крещение, степень чтеца и отправляется изучать жизнь иноческую у пустынников Сирии, Месопотамии, Палестины и Египта. Вскоре сам основывает несколько монастырей 370 Деятельность его для Церкви настолько славна и необъятна, что ее нельзя описать в двух-трех строках.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010