233, 276, 350, 356 Кеплер Иоганн; (27 декабря 1571 – 15 ноября 1630) – немецкий астроном. 329 Керенский Владимир Александрович ; (13 декабря 1868 – ?). Окончил Симбирскую ДС (1889) и Казанскую ДА (1893), к. б., оставлен профессорским стипендиатом. С 23 сентября 1894 – преподаватель обличительного богословия Пензенской ДС. Магистр богословия. С 1895 – доцент, с 23 июля 1902 – экстраординарный профессор. 1904 – доктор богословия. С 1905 – ординарный профессор сверх штата, с 25 октября 1908 – штатный ординарный профессор Казанской ДА по кафедре истории и обличения западных исповеданий в связи с историей западной церкви от 1054 г. до настоящего времени. Ок. 1927 служил в Статистическом управлении. 179 Кибардин Николай Павлович. Окончил Вятскую ДС (1891) и С.-Петербургскую ДА (1896), к. б. (декабрь 1896). С 4 декабря 1897 – учитель греческого языка Иранского ДУ. 68 Киреевский Иван Васильевич; (22 марта 1806 – 11 июня 1856) – русский философ. 354 Кирилл Александрийский ; (? – 27 июня 444), св. – архиепископ александрийский с 17 октября 412. 356, 362, 367 Кирилл Иерусалимский ; (315 – 386), св. – архиепископ Иерусалимский. 367 Кирилл; (827 – 14 февраля 869) св. 284 Кириллов Григорий Александрович; (14 января 1859 – 6 июня 1918). Окончил Новгородскую ДС (1879) и С.-Петербургскую ДА (1853), к. б. С 22 ноября 1833 – учитель греческого языка Петрозаводского ДУ, с 9 января 1891 – помощник смотрителя Вологодского ДУ, с 16 августа 1899 – учитель греческого языка Тихвинского ДУ Новгородской епархии, с 23 марта 1905 – смотритель Устюженского ДУ той же епархии. 8 октября 1909 прислал поздравление к 100-летию Петрозаводского ДУ: «Низко кланяюсь высокоуважаемому бывшему и еще здравствующему начальнику Дмитрию Ивановичу [Любецкому], поминаю почивших достославных тружеников училища Василия Федоровича [Дмитриева] и Павла Никитича [Сперанцева]. Пора совместного служения с ними – лучшая пора моего служебного поприща! Их деликатность, стойкость убеждений, строгость к себе и своим служебным обязанностям и крайняя снисходительность к другим, особенно молодым сослуживцам – идеал жизненного пути педагога!..» (ОЕВ. 1909. 31. С. 727).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иван IV Васильевич Грозный (1530–1584), великий князь всея Руси (с 1533), царь (с 1547) 86, 153, 367 Иванов В. 62, 463 Иванов Вяч. Вс. 73, 463 Иванов Иван, сын Калитин (упом. 1743), иконописец из Мстеры 182 Иванов Лаврушко (упом. 1629–1634), иконописец из Холуя 158 Иванов Петр (удом. 1847), иконописец 140 Иванов Степан, сторож церкви Двенадцати апостолов в Московском Кремле 217 Иванов Федор (упом. 1772), иконописец из Холуя 182 Иванова И.А. 69, 463 Иванчин-Писарев Николай Дмитриевич (1794–1849), писатель, поэт 248 Игнатьев Григорий (упом. 1751), офеня-иконщик 226 Игнатьев Гришка (упом. 1629–1634), иконописец из Холуя 158 Иезикииль, пророк 343 Илия, пророк 307, 308, 400, 435, 436 Иловайский, атаман 70 Иннокентий (Кульчицкий Иоанн, ок. 1680–1731), епископ Иркутский, святой 221, 369 Иоаким (Иван Савелов, 1621–1690), патриарх Московский и всея Руси (1674–1690) 145, 233, 252, 254 Иоанн V Алексеевич (1666–1696), царь (с 1682) 312, 367 Иоанн Богослов, евангелист 25, 49, 75, 113, 140, 196, 197, 279», 280, 304, 315, 332, 334, 340, 381, 400, 404 Иоанн воин, святой 75, 382, 384, 407 Иоанн Дамаскин (ок. 675–753), византийский богослов, поэт, отец церкви 34, 47, 100, 119, 141, 361, 462 Иоанн Златоуст (ок. 350–407), патриарх Константинопольский (398–404), отец церкви 92, 105, 117, 118, 168, 169, 210, 330, 348, 354 Иоанн Лествичник (род. ок. 525), святой, автор сочинения «Лествица Райская» 187, 191 Иоанн Лукьянов (старец Леонтий, конец XVII-haчaлo XVIII в.), автор «Хождения в Иерусалим в 1701–1703» 96 Иоанн (Максимович . ум. 1715), митрополит Тобольский, святой 241 Иоанн Предтеча. святой 23, 56, 74, 129, 146, 164, 263, 305, 330, 332, 334–336, 401, 402, 404, 407, 437 Иоанникий Голятовский (ум. 1688), писатель ректор Киево-Могилянской коллегии 68 Иоаннов Андрей (Журавлев Андрей Иванович, 1751–1813), бывший старовер, писатель 368, 463 Иоасаф (Иоаким Горленко, 1705–1754), епископ Белгородский, святой 40, 241 Иоасаф, послушник Саровской пустыни Иоанн, автор жития св. Серафима Саровского 49, 51, 464

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Седьмой Собор был в 788 году в городе Никее, при императрице Ирине, на котором присутствовало 367 отцов, под председательством Константинопольского патриарха Тарасия, собравшихся для осуждения ереси иконоборцев. Ересь эту, за 60 лет до собора, начал распространять император Лев Исаврянин, продолжителем которой были его сын Константин Капроним и внук Лев Хозар. Собор восстановил иконопочитание. Перечень соборов поместных Анкирский, бывший в 314–315 году, Неокесарийский – в 315 году, Гангрский – в 340 году, Антиохийский – в 341 году, Сардикийский – в 347 году, Лаодикийский – в 364 году, Константинопольский – в 394 году и Карфагенский – в 418 году. К правилам восьми поместных соборов в девятом веке присовокуплены постановления Константинопольского Собора, бывшего в 861 году, именуемого Двукратного, и правила собора 879 года, бывшего в Софийском храме. Все эти правила лежат в основании церковного управления и находятся в книге, называемой «Кормчая». 3. Догматические заблуждения глаголемых старообрядцев от возникновения раскола до нашего времени Апостолъ и отецъ догматы , церкве едину вру запечатлша: яже и ризу носящи истины, исткану отъ еже свыше исправляетъ и славитъ великое таинство (кондак). Так воспевает святая церковь в кондаке недели святых отец, иже в Никеи, когда она совершает память святого Первого Вселенского Собора, осудившего Ариеву ересь и торжественно подтвердившего православное учение о единосущии Сына Божия с Богом Отцом. В этом песнопении единая истинная вера, содержимая православной церковью во все века, изображается под видом некоей драгоценной одежды, в которую облечена Невеста Христова святая церковь . Сия одежда не земная, а небесная, ибо, по словам того же кондака, она исткана отъ еже свыше то есть как бы соткана из небесного богословия. Это означает, что учение, содержимое и верно хранимое церковью, не от людей произошло, но от самого Бога, Который предал его ей через своих богопросвещённых проповедников – святых апостолов и сохраняет его в ней через их верных преемников и подражателей святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

(6 всел. пр. 2, сн. 7 всел. пр. 1, Карф. пр. 2).    „Православный христианин должен за верное и несомненное принимать, что все члены веры кафолической и православной церкви. преданы ей от Господа нашего Иисуса Христа чрез Его апостолов, изъяснены и утверждены вселенскими соборами, и веровать в оные, как повелевает апостол: темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом или посланием... (Эту веру) надлежит не только хранить в тайне сердца, но и устами возвещать и исповедовать без страха и сомнения»... (Прав, испов. ч. 1 Вопр. и отв. 4).    Примеч. Вот перечень седми вселенских и десяти поместных соборов, которыми руководится церковь, как правилами: Великие соборы: 1) Никейский первый, бывший в 325 году, в присутствия 318 отцов. 2) Константинопольский первый, бывший в 381 году, в присутствии 150 отцов. 3) Ефесский, бывший в 431 году, в присутствии 200 отцов. 4) Халкидонский, бывший в 451 году, в присутствии 630 отцов. 5) Константинопольский второй, бывший в 553 году, в присутствии 165 отцов. 6) Константинопольский третий, бывший в 680 году, в присутствии 170 отцов. К нему присоединяется Трульский, бывший в 691 году. 7) Никейский второй, бывший в 788 году, в присутствии 367 отцов. Поместные: Анкирский (бывший в 314 и 315 год.), Неокесарийский (в 315 г.), Карфагенский (в 318 г.), Гангрский (в 340 г.), Антиохийский (в 341 г.), Сардийский (в 347 г.), Лаодикийский (в 364 г.), Константинопольский (в 394 г.). Сии соборы, равно правила некоторых святых отцов указаны и одобрены шестым вселенским собором во втором правиле. К правилам осьми поместных соборов в девятом веке присоединены постановления Константинопольского, бывшего в 861 году, именуемого двукратным и правила собора 879 г., бывшего в Софийском храме. Первый член символа веры    Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым 1. Кто может быть назван верующим?    „Не тот верующий, кто верит всему, но кто верует Богу, тот только и есть и называется таким.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

3) Ефесский, бывший в 431 году, в присутствии 200 отцов. 4) Халкидонский, бывший 451 году, в присутствии 630 отцов. 5) Константинопольский второй, бывший в 553 году, в присутствии 165 отцов. 6) Константинопольский третий, бывший в 680 году, в присутствии 170 отцов. К нему присоединяется Трулльский, бывший в 691году. 7) Никейский второй, бывший в 788 году, в присутствии 367 отцов. Поместные: Анкирский (бывший в 314 и 315 г.), Неокесарийский (в 315 г.), Карфагенский (в 318 г.), Гангрский (в 340 г.), Антиохийский (в 341 г.), Сардийский (в 347 г.), Лаодикийский (в 364 г.), Константинопольский (в 394 г.). Сии соборы, равно правила некоторых святых отцов указаны и одобрены шестым Вселенским Собором во втором правиле. К правилам восьми поместных соборов в девятом веке присоединены постановления Константинопольского, бывшего в 861 году, именуемого двукратным и правила собора 879 г., бывшего в Софийском храме. Символ веры Св. церковь учение откровения о вере изложила в Символе веры . Символ веры есть в кратких, но точных словах, изложенное на первых двух вселенских соборах учение о том, во что должны веровать христиане; это неизменный образец изложения веры для христиан всех мест и времен. После бывшие вселенские и поместные соборы признавали его всегда неприкосновенным, образцовым изложением веры; по обстоятельствам и потребностям времени на соборах были составляемы только догматические определения в объяснение содержащегося в сем символе учения веры. Символ веры разделяется на 12 членов. 1-й член читается так: Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2-й. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3-й. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы, и вочеловечшася. 4-й. Распятаго же за ны при понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Но надлежит по порядку класть камень на камень, уголь связывать углом, излишнее отбрасывать и таким образом строение возвышать. Подобно мы доставляем тебе будто камни познания. Должно слушать о живом Боге, о суде, Христе и о воскресении, о многом надлежит говорить по порядку, ныне сказано сие порознь, а потом представлено будет в связи». Благодаря такому методу огласительного наставления, научение оглашенных самым главным предметам в древней практике обыкновенно было пред самым только крещением. В это именно время оглашенным преподавались символ веры и молитва Господня. В это же время они были научаемы и тем ответам, какие требовались от них при крещении (Сост. по кн.: «История чинопоследования крещения и миропомазания», Алмазова, стр. 45 – 48). 27 Примеч . Вот перечень седми вселенских и десяти поместных соборов, которыми руководится церковь, как правилами: Великие соборы : 1) Никейский первый, бывший в 325 году, в присутствия 318 отцов. 2) Константинопольский первый, бывший в 381 году, в присутствии 150 отцов. 3) Ефесский, бывший в 431 году, в присутствии 200 отцов. 4) Халкидонский, бывший в 451 году, в присутствии 630 отцов. 5) Константинопольский второй, бывший в 553 году, в присутствии 165 отцов. 6) Константинопольский третий, бывший в 680 году, в присутствии 170 отцов. К нему присоединяется Трульский, бывший в 691 году. 7) Никейский второй, бывший в 788 году, в присутствии 367 отцов. Поместные : Анкирский (бывший в 314 и 315 год.), Неокесарийский (в 315 г.), Карфагенский (в 318 г.), Гангрский (в 340 г.), Антиохийский (в 341 г.), Сардийский (в 347 г.), Лаодикийский (в 364 г.), Константинопольский (в 394 г.). Сии соборы, равно правила некоторых святых отцов указаны и одобрены шестым вселенским собором во втором правиле. К правилам осьми поместных соборов в девятом веке присоединены постановления Константинопольского, бывшего в 861 году, именуемого двукратным и правила собора 879 г., бывшего в Софийском храме. 28 Святой мученик Варлаам, уроженец Антиохии Сирийской, жил в царствование Диоклетиана.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   Кира храм 172    Кириния, г. 249, 313, 547    Киссав, гора 166    Клазомены, г. 217    Книд, о-в 314    Колония 334, 545, 593    Комана, г. 576    Комарево, село 531    Коммермоери, г. 371    Комна, село 463    Константина площадь 99, 114, 328, 390, 466, 589    Константинополь (Византий, царственный го-род, царица городов) passim    Корона, г. 316    Корфу, о-в 139, 182, 183, 313, 318, 319, 493, 517, 518    Корфу, г. 88, 462    Кос, о-в 313    Космидий, монастырь 102, 283, 288, 290, 468, 565    Космосотира монастырь 630    Котией, г.610    Котирекия 400    Котрона, Кротон, г. 80, 456    св. Креста храм 249    Криниды, см. Филиппы    Крит, о-в 248, 250, 255, 547, 548, 590    Крифия, г. 540    Кротон, см. Котрона, г.    Ксенофонтов монастырь 450    Ксеригорд, г. 278, 522, 561, 562    Ксирогипс, р. 225    Кули, г. 204, 531    Курик, г. 315, 316, 585    Кючук-Чекмедже, Регий, г. 469, 539, 549    Лакедемон, г. 195    Лампи, крепость 304, 374, 525, 575    Лампи, р. 197, 525    Лаодикия (в Сирии), см. Латтакия, г.    Лаодикия, г. (в Малой Азии) 304    Лапари, фема 371    Лардей, г. 204, 205, 531    Ларисса (на Балканах) 165— 167, 169, 170, 283, 290, 503, 506—508, 615    Ларисса (в долине Оронта), Сезер 369, 603    Латтакия, Лаодикия, г. 308, 309, 311, 314—317, 322, 352, 367, 370, 578—581, 583, 585, 586, 603    Левкада, о-в 313    Левки, г. 299, 405, 572, 616    Левкусия, см. Никосия, г.    Левуни, Левуний холм 235, 236    Лентианы, горы 387, 400    Ливан 309    Ливанские горы 309    Ливия 201    Ливотанийское ущелье 167, 168, 507    Лидия 55    Ликанд 604    Ликостомий, г. 167, 169, 170, 507    Лимниев фема 371    Липений, г. 251, 252, 263, 543    Липений, р. 252    Лисимахия, г. 214, 620    Лисимахия, г. (в Эфиопии?) 418    Лихнит, см. Охрид, г.    Лихнитское озеро, см. Охридское озеро    Ловеч, гора 132    Ломбардия 503, 581    Лонгивардия 76, 78, 81, 83—85, 88, 134, 138, 142, 148, 160, 161, 165, 171, 172, 179, 181, 276, 277, 279, 280, 315, 319, 321, 328, 335, 336, 341, 355—358, 369, 372, 373, 380, 453, 454, 461, 489, 496, 504, 592, 595

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИЙ [лат. Hilarius Pictaviensis] (ок. 315, г. Пиктавий, ныне Пуатье, Франция - 367, там же), свт. (пам. зап. 13 янв.), еп. Пиктавийский, богослов, отец и учитель Церкви. Жизнь Источники Важнейшим источником биографических сведений об И. служат его сочинения, а также упоминания современников и позднейших зап. церковных писателей: блж. Иеронима Стридонского (100-я гл. каталога «О знаменитых мужах», «Хроника» и др. сочинения), блж. Августина («О христианском учении», «О Троице» и др. сочинения), Сульпиция Севера («Хроники», «Жизнь св. Мартина»), прп. Иоанна Кассиана Римлянина («О воплощении»), Викентия Леринского («Памятные записки»), Факунда , еп. Гермианского («В защиту Трех Глав», «Против Мокиана»), Кассиодора («Наставления в науках божественных и светских»), Алкуина («Поэмы», «Против Феликса») и др. (собрание фрагментов см.: PL. 9. Col. 203-208). Сохранилось древнее Житие И. (Vita et virtutes S. Hilarii; BHL, N 3885-3887; CPL, N 1038; PL. 9. Col. 185-200 (=PL. 88. Col. 439-454); критическое изд.: MGH. AA. T. 4. Pars 2. P. 1-11), написанное Венанцием Фортунатом - зап. церковным писателем и поэтом (VI в.; впосл. епископ Пиктавийский) (см.: Greg. Turon. Glor. conf. 2//PL. 71. Col. 830-831). Ему также принадлежит похвала И., помещенная им в «Житии св. Мартина» ( Venant. Fort. Vita Mart. I//PL. 88. Col. 369-370). Наиболее важные исследования Нового и новейшего времени, рассматривающие жизнь И.: Tillemont. Mémoires. T. 7. P. 432-469, 745-758; Coustant. 1844; Borchard. 1966; Kannengiesser. Hilaire. 1968; Meslin. 1969; Brennecke. 1984. S. 223-247, 335-367; Smulders. 1984; Rocher. 1987. P. 9-67; Doignon. 1971; Idem. 1991; Idem. 2005. P. 15-42; Williams. 1991; Iidem. 1992; Henne. 2006. P. 15-146. Фундаментальные отечественные труды, посвященные И.: Орлов. 1908; Попов. 2004. Происхождение, образование, семья, крещение (315-345) Свт. Иларий, еп. Пиктавийский. Роспись базилики свт. Илария, еп. Пиктавийского, в Пуатье. Кон. XI - нач. XII в.

http://pravenc.ru/text/389089.html

364 CM I, 4, 9, 3. Все прочие места, связанные с храмовым служением, толкуются Макарием мистически применительно ко всем истинным христианам, и нигде он не говорит о себе в первом лице. Указанное место важно и для характеристики внутреннего опыта автора Корпуса, доказывая, что и в других местах, где автор повествует о духовном опыте и видениях, он может иметь в виду себя самого. 365 Аллюзия с «Деяниями» позволяет решительно настаивать на таком предположении. Например, у св. Василия Великого выражение «служение слова» встречается много раз применительно к нему самому [чаще] либо просто к епископам [реже]. 367 ° См. Историю монахов в Египте (ИАБ 4, 315–326), p. 130–131 Festugiere и лат. перевод Руфина (PL 21, col. 453 C). 370 Особенно примечательно, что во всем Корпусе нет слова κελλον, тогда как в небольших апофтегмах Макария Египетского оно употребляется 21 раз! Уже одного этого наблюдения было бы, по нашему мнению, вполне достаточно для подтверждения, что Макарий Египетский не мог быть автором Корпуса и что происхождение последнего никак не связано с коптскими монахами. 371 II, 3, 1–2 и Великое послание, призывающее к миру среди братий, занятых разными послушаниями или молитвой. 374 CM II, 52. Согласно Dörries 1941, 441, праздник Рождества стал отмечаться в Сирии после 379 г. Мы однако думаем, что нет особой необходимости локализовать монастырь автора Корпуса в Сирии, ибо совокупность данных указывает скорее на какую-то пограничную с Сирией малоазийскую область. Принадлежность проповеди на Рождество мессалианскому Аскетикону (или подобной книге) засвидетельствована Иоанном Дамаскиным . 377 CM I, 6, 2, 2. Этимологии вполне могут указывать на языковое окружение, поскольку у древних, в отличие от современной лингвистики, очень редко принималось во внимание реальное происхождение слова (например, греки еврейское слово пасха объясняли через греческое патейн). 379 СМ. I, 7, 6, 1; 8, 1, 2. Опасение, высказываемое в 4, 14, 1 (=III, 13, 2), что вопрошающий не приобретет «в тридцать или сорок лет» Божией силы, доказывает (если понимать цифры как указание на возраст, а не на срок подвизания), что слушателям Пс.-Макария около двадцати.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Main menu Авторы Томас Стернз Элиот (1888-1965) — без сомнения великий поэт (англо-американский, точнее — просто англоязычный), драматург, литературный критик, мыслитель. Одна из крупнейших фигур культуры XX века, выдающийся… далее» (1926 — 1992 гг.) — учёный с мировым именем, патролог, историк Церкви. Вошёл в золотой фонд патрологии своими исследованиями паламизма. Выпускник Св.-Сергиевского Института, один из активных… далее» Николай Дмитриевич Успенский (1900-1987) — выдающийся литургист, богослов, историк, музыковед, археолог. Ученик великого дореволюционного литургиста Дмитриевского. Преподавал как в духовных, так и в светских учебных заведения,… далее» Аяко Соно (род. 1931; настоящее имя — Тидзуко Миура, в девичестве — Тидзуко Матида) — японская писательница, вместе со своим мужем Сюмоном Миурой и классиком Сюсаку… далее» (1897—1975 гг. ) — классик американской литературы 20 века, автор религиозно-философских романов, драматург и эссеист. Современники упрекали его в невнимании к современным проблемам. В каком-то смысле… далее» Иларий Пиктавийский (Гиларий; Иларий из Пуатье; ок. 315—367) — «Афанасий Запада», один из величайших богословов Церкви, к стыду всех очень мало известный в России (переведено лишь  несколько… далее» Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (1900-1944 гг.) –французский писатель, лётчик, погибший на Второй Мировой. В центре его творчества стоит экзистенциональный выбор, определяющий судьбу человека, критика… далее» Серафим (Роуз) (в миру — Юджин Дэннис Роуз; 1934-1982) — известный православный богослов. Родился в обычной американской семье в Калифорнии. Воспитанный в протестантизме, Роуз разуверился в… далее» (1881-1972) — писатель русского зарубежья. Сам определял своё творчество как как «импрессионизм в литературе». Его книги проникнуты религиозным восприятием мира, симпатией к непоседам и изгнанникам, неприятием… далее» Семен Самуилович Виленский (род. 1928) — основатель и глава историко-литературного общества «Возвращение», узник сталинский лагерей, поэт, мемуарист, издатель. В 1948 г., будучи студентом филологического факультета МГУ,… далее»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010