453 Феодосий II (401–450 гг.), восточно-римский император с 408 г., сын Аркадия и Евдоксии. В 402 г., еще ребенком, стал августом. В период его правления велись многочисленные войны на границах; с 430 г. Феодосий начал платить дань королю гуннов Аттиле. В 424–425 гг. Феодосий помог Валентиниану III и его династии утвердиться в Западной Римской империи. В целях защиты в 413–439 гг. Константинополь был обнесен мощными стенами («стены Феодосия»), в 425 г. здесь был построен университет. Во время его правления духовенство вело дискуссии по христологическому вопросу, в котором император отдавал предпочтение монофизитству. В 429–438 гг. Феодосий подготовил свод императорских законов («Кодекс Феодосия»), начиная с 313 г. действовавший в обеих частях Римской империи. 454 Правильное его имя Ницетий (Никита, Nicetas), миссионерский епископ и христианский писатель. Ок. 370 г. он стал епископом Ремесианы (совр. г. Бела Паланка), находящийся на римской дороге между Белградом и Константинополем, и достиг больших успехов в обращении в христианство диких племен. Никитий состоял в близкой дружбе с Паулином Ноланским, из трудов которого мы узнаем о двух визитах Никития в Италию. Многие же труды самого Никития очень рано стали приписываться Никитию Аквилейскому или Никитию Трирскому. 455 Олимпий, согласно одним источникам, епископ Толедо, согласно другим – епископ в Барселоне. Время его жизни можно определить, базируясь на данных Августина, который называет Олимпия среди наиболее известных, по его мнению, церковных писателей (С. Iul., II, 10, 33; III, 17, 32). Оба раза, когда Августин упоминает этих церковных деятелей, он называет их строго в определенном порядке: Ирений (130/140–202 гг.), Киприан (ум. 258 г.), Ретициан (начало IV в., участвовал в соборах 313–314 гг.), Олимпий, Хиларий (315–367 гг.), Амвросий (334–397 гг.), Григорий (330–390 гг.), Иннокентий (401–417 гг. понтификата), Иоанн (Хризостом, 347–407 гг.), Василий (Великий, 329–379 гг.). Итак, очевидно, что Августин намеренно расставляет этих отцов церкви в хронологическом порядке. Исходя из этого следует предположить, что время деятельности Олимпия приходится на первую половину IV в. Возможно, подтверждением этого является упоминание Оптатом (I, 26) некоего епископа Олимпия, который в 316 г. вместе с епископом Евномием был послан императором Константином в Карфаген для решения спора с донатистами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С псалмами произойдет еще одно чудо. Христиане так сживутся с ними, что многие из них искренне станут верить, будто создателей псалмов вдохновляла не жизнь собственного народа, а идеи христианства. Так, некий Никита, родившийся где-то в Дакии во второй половине IV века и ставший впоследствии епископом Ремезианы, уже не сомневался в том, что мастерство Давида было сильно не потому, «что такова была мощь его кифары, а оттого, что образ креста Христова был тайно облечен в дерево [инструмента] и натяжение струн...» (Никита из Ремезианы. Об использовании гимнов 5). Желание во что бы то ни стало увидеть символику своей веры там, где ее никогда не было, – во внешнем виде киннора Давида или в форме древнегреческой кифары, – привело к столь удивительному утверждению Никиты. Поскольку струны расположены по центру звукового ящика и благодаря этому его края словно выступают вправо и влево, то при большом желании можно увидеть во взаимном размещении струн и деревянной части инструмента искомую форму креста. Ту же самую форму можно усмотреть и в тех разновидностях еврейского киннора, столь похожего на эллинскую кифару, в которых вместо узкого звукового ящика имеются «выступающие» ручки, а вместе с вертикально натянутыми струнами они также могут вызывать в сознании ассоциации с крестом. Благодаря такому незначительному усилию воображения псалом из-за формы сопровождавшей его кифары или киннора приобретает христианские истоки. Но епископ Ремезианы не был одинок в своих изысканиях. Епископ города Пуатье Гиларий (ок. 315–367 гт.) также утверждал, что причина удивительного художественного и нравственного воздействия псалмов объясняется формой инструмента Давида: «И хотя мы знаем по свидетельству самого Господа, что все произносившееся Давидом пришло от Святого Духа, даже внешняя форма этого пророчества проповедует ту же мысль, то же знание высокой и божественной доктрины, проявившееся в ней. Ибо пророчество произносилось на музыкальном инструменте, называемом по-гречески псалтырем, а по-древнееврейски – наблой, который является единственным [в своем роде], потому, что он самый прямой из всех музыкальных инструментов, не имеющий в себе ничего искривленного или косого, и его музыкальная гармония не производится путем движения его нижних частей. Взамен [того], этот инструмент построен по форме тела Господня и сделан без всякого внутреннего или внешнего изгиба, инструмент, [струны] которого вибрируют и бряцаются вверху, рожден, чтобы петь о небесном и божественном учении, а не тот, что озвучивает низменный земной дух, как другие земные инструменты. Ибо Господь не проповедует низменного и земного в инструменте своего собственного тела...» (Гиларий из Пуатье. Устройство псалмов 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От смерти человек освобожден не властью, но именно состраданием... И по сколько, только Бог мог снять проклятие... И ипостасипостасное средоточие Богочеловеческого лика Амфилохий видит в Божественном естестве, " вселившемся " в человеческом, как в храме. IV. Св. Епифаний Кипрский. 1. Епифаний был уроженцем Палестины, родился около 315 года. Мы не знаем, где он учился. Но по его творениям видно, что был он человек начитанный, — знал пять языков: греческий, еврейский, сирский, коптский, немного латинский. С ранних лет определилось его аскетическое призвание. Он был близок к преп. Иллариону. Затем посетил египетские пустыни и обители. По возвращении он основал близ своего родного города, Элевтерополя, монастырь, которым и управлял долгие годы. Он стал известен далеко за пределами Палестины, и в 367 году его выбрали епископом Констанции (древнего Саламина), на Кипре. Здесь он прославился, как подвижник и чудотворец, и еще как ревнитель правомыслия. В семидесятых годах он борется с аполлинаризмом. Затем он сближается с блж. Иеронимом, на почве общих аскетических увлечений. Через Иеронима он вовлекается в палестинские оригенистическиа споры. В 394 году он едет в Иерусалим на поклонение и здесь сталкивается с Иоанном Иерусалимским, из-за Оригена. Разгоревшиеся споры затянулись. Епифаний держал себя вызывающе и надменно. Вскоре он покинул Палестину. Но спор об Оригене снова вспыхнул уже в Египте. Феофил Александрийский снова привлек к нему Епифания и убедил, что его борьба со Златоустом в сущности есть борьба против Оригена. Епифаний отправился в Константинополь. Златоуста встретил с подозрением, уклонился от общения с ним. Но, кажется, здесь сумели объяснить Епифанию истинное положение дела. Епифаний решил вернуться домой, — передают его последние слова при отъезде: " Я оставляю вам столицу, двор и лицемерие " ... По пути на корабле он скончался. Это было в 403 году. — У Епифания был крутой и властный темперамент, не смягченный чуткостью и благоволением, и при всем своем благочестии он не умел служить делам мира.

http://sedmitza.ru/lib/text/538129/

Лит.: Описание ростовского ставропигиального первокл. Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря и приписного к нему Спасского, что на Песках. СПб., 1849. С. 83; Попов А., прот. К биографии преосв. Иринея, еп. Вологодского и Устюжского: Кончина, вынос тела и погребение преосв. Иринея: (Совр. описание)//Вологодские ЕВ. Приб. 1867. 12. С. 439-443; Суворов Н. И. Описание Вологодского кафедр. Софийского собора. М., 1863. С. 70-71; он же. Ист. сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. Приб. 1867. 1. С. 15-22; 3. С. 79-87; 4. С. 103-109; он же. Мат-лы для истории Вологодской семинарии//Там же. 1870. 16. С. 566-575; 17. С. 598-608; он же. Неск. сведений о бывш. Великоустюжской семинарии и совр. ей малых духовных уч-щах...//Там же. 1887. 16. С. 283-290; 17. С. 309-313; 18. С. 315-320; 19. С. 328-334; 20. С. 343-349; 22. С. 367-372; 23. С. 389-396 (отд. изд.: Вологда, 1887. С. 3-16); он же. Вологодский архиерейский дом. Вологда, 1898; Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим написанная/Публ.: А. П. Стороженко, Л. Н. Антропов//РС. 1971. Т. 3. Март. С. 254; Пимен (Благово), архим. Ист. очерк Николаевского Угрешского общежит. муж. мон-ря. М., 1872. С. 105; Путеводитель по Вологде с указанием на ее церковные древности и святыни и др. достопримечательности. Вологда, 1872; Челищев П. И. Путешествие по северу России в 1791 г.: Дневник. СПб., 1886. С. 150, 165, 184, 212; Сырохонов И. П., прот. Письма к Могилевскому еп. Анастасию (Братановичу)//РА. 1904. Кн. 2. 8. С. 598; Из истории Вологодской ДС//Вологодские ЕВ. Приб. 1908. 20. С. 462-469; Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. СПб., 1914. C. 224-226; Скворцов Н. А., прот. Архив Московской Св. Синода конторы: Мат-лы по Москве и Московской епархии за XVIII в. М., 1914. Вып. 2; Бриленков А., свящ. Вологодская епархия от основания епархии до 1918 г.: Дис./МДА. Загорск, 1967. С. 165-167. Ркп.; Андрушко В. О. akaдeмiя в iмehax: XVII-XVIII ст. К., 2001. С. 86-87; Знаменский П. В. Приходское духовенство на Руси. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. СПб., 2003. С. 670.

http://pravenc.ru/text/674003.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XXII ИКОНИЙ [Икония] (ныне Конья), г. в М. Азии (совр. пров. Конья, Турция), место проповеди св. ап. Павла и образования одной из древнейших христ. общин ИКОНОЛОГИЯ направление в искусствознании и один из методов смыслового анализа изобразительного искусства и архитектуры ИКОНОМИЯ [букв. «домостроительство»], один из важнейших принципов церковного правотворчества, правоприменительной практики и душепопечения ИКОНОПИСНЫЙ ПОДЛИННИК в древнерус. художественной культуре руководство для художников, содержащее все необходимые сведения для написания икон и стенописи ИКОНОСТАС преграда в виде стенки с иконами, отделяющая алтарное пространство от основной части восточноправосл. храма ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) ИКОСИФИНИССА [Косиница], мон-рь жен., действующий, принадлежит Драмской митрополии Элладской Православной Церкви ИКУМЕНИЙ [Экумений], визант. экзегет (VI в.), автор древнейшего полностью сохранившегося греческого комментария на Откровение Иоанна Богослова ИЛАРИЙ (ок. 315 - 367), свт. (пам. зап. 13 янв.), еп. Пиктавийский, богослов, отец и учитель Церкви 77-110 110-113 ИЛАРИЙ [Иларий Арелатский] (ок. 401-449), св. (пам. зап. 5 мая), еп. г. Арелат (ныне Арль, Франция), митр. Вьеннской пров., первенствующий еп. Галлии (до 445), политический и церковный деятель, писатель 113-118 118-119 119-120 ИЛАРИЙ И ТАТИАН († 284?), мученики (пам. зап. 16 марта), пострадали в г. Аквилея (Италия); почитаются как покровители города и архиеп-ства Гориция 120-122 ИЛАРИОН († ок. 1054/55?), митр. Киевский, свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) 122-126

http://pravenc.ru/vol/xxii.html

44 Цитируется по Вульгате. В каноническом переводе не «вид» (точнее, «фигура»), а именно «образ». 46 DeDiv. Nom. IX. Ср.: «...если хочешь трехмерность тел применить к неприкасаемому и не имеющему образа Богу, то «шириной» Божией следует называть сверхширокое на всех Божье исхождение, «длиной» распростертую над всем силу, а «глубиной» Его непостижимые для всех сущих сокровенность и непознаваемость». 48 De Trin. VII. Иларий из Пуатье (315367) – один из ранних учителей Западной Церкви, первый латинский теолог, широко использовавший греческие (прежде всего неоплатонические) философские доктрины в интересах церковного учения. С 353 г. – епископ Пуатье. В 356 г. по приказу императора Констанция II был сослан во Фригию за разногласие по ряду вопросов с Афанасием Великим , возглавлявшим в то время борьбу с ари-анской ересью. В ссылке им было написано самое известное его произведение – трактат «О Троице», ставший первой латинской работой по тринитарной проблематике. После ссылки в 360 г. вернулся в Пуатье. В 1851 г. папа Пий IX объявил Илария Отцом Церкви. 49 Это следует понимать так: одно дело не испытывать нужды в том, что действительно не нужно (или оно уже есть, или не является благом для объекта), другое – не испытывать нужды в чем-то добром лишь потому что иметь его не свойственно по природе. 50 Субстанция, согласно Аристотелю, есть первая категория и высший род. Ср. у Боэция: «Субстанция есть высочайший род, ибо она сказывается обо всех остальных. Видами ее в первую очередь являются два: телесное и бестелесное, ибо и то, что телесно, и то, что бестелесно равно называются субстанцией» (Comm. in Porph. III). 51 Ср. у Аристотеля: «Мера всегда однородна с измеряемым» (Metaph. X, 1 ). 9. Comm. in Metaph. X. Комментатор (с заглавной буквы) – арабский философ-перипатетик Аверроэс (Ибн Рушд) (1126–1198), известный в первую очередь своими т. н. большими и средними комментариям к произведениям Аристотеля (почему в средние века и назывался Комментатором, как Аристотель – Философом). Аквинат нередко полемизировал с Авер-роэсом и его последователями, в частности, с тем утверждением Комментатора, что Богу известны только универсалии, но никак не частные вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Роман Стравороман 100, 101, 467 Ромуальд Салернский 472, 498, 503, 518, 606 Росмик 13, 353 Рудольф Швабский, Ландульф 83, 84, 459, 460 Руйар Г. 482, 504 Рупений, см. Феодор Рупений Рупений, см. Лев Рупений Русель 9, 39, 57–61, 91, 441–444, 455 Рэнсимен С. 548, 567, 572, 584, 587 Самуил, царь болгарский 209, 533, 534 Саниск, см. Боэмунд Тарентский Сапфо 19, 392, 421, 624, 625 Сарацин, граф (убит в Могленах) 165, 505 Сарацин, граф 351 Сатанаил 419, 421, 624 Саул 124, 480 Саца 201 Святослав, русский князь 612 Седекия, иудейский царь 209, 534 Сезан М. 584 Сен-Жилль, см. Раймунд Тулузский Сервлий 174, 512, 513 Сеслав 201, 530 Сибилла 457 Сибт ибн аль-Джауза 523, 580 Сигельгаита, см. Гаита Сикеот, см. св. Георгий Симон 372 Симон, брат Балдуина 378 Синадин 92, 464 Синадин, см. Александр Синадин Синадин, см. Феодул Синадин Синадин, см. Кавасила Синадин Синадина 464 Синесий 214, 224, 238, 542 Сиф 185, 186, 520 Сишельгаита, см. Гаита Скабаланович Н. 451, 468, 476, 478 Скалиарий (Скалиарий Илхан?) 200, 268, 351, 554 Скилица, см. Иоанн Скилица Скилицы Продолжатель 19, 29, 444, 455, 462, 467, 476, 484, 485, 549 Склир 331 Склир, см. Варда Склир Склиры 590 Скутариот, см. Феодор Скутариот Слуцкая С. 49 Соломон, венгерский король 203, 530, 531 Соломон, см. Иоанн Соломон Соломон, царь (библ.) 418, 480 Софокл 18 Софоклес 602 Спарефра 326, 588 Стагирит, см. Аристотель Стефан Блуасский 305, 571, 572, 575, 578, 581, 582 Стефан Бургундский 582 Стефан Вукан 263 Стефан Контостефан 355, 595 Стефан Скилица 594 Стилиан 418, 621 Стипиот, см. Михаил Стипиот Стипиот, раб Михаила Стипиота 402 Стравовасилий 402 Стравороман, см. Мануил Стравороман Стравороман, см. Никифор Стравороман Стравороман, см. Роман Стравороман Стратигий, слуга Аарона 342, 343 Стратигий Страв 315, 316 Сулейман, султан никейский 22, 136, 137, 189, 190, 196, 198, 446, 449, 489, 523, 526, 528 Сулейман, см. Мелик-Шах II Сюзюмов М. 9 Танкред, племянник Боэмунда Тарентского 28, 299, 301, 309, 311, 313, 317–320, 322, 323, 336, 363, 367, 375–377, 379, 568, 570–572, 580, 582, 583, 586, 587, 596, 606–608

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Содержание Предвестники раскола Кризис в Позднем Средневековье Разрыв в XI веке После раскола     В этом году весь христианский мир одновременно отмечает главный праздник Церкви – Воскресение Христово. Это вновь напоминает об общем корне, от которого ведут происхождение основные христианские конфессии, о существовавшем некогда единстве всех христиан. Однако уже почти тысячу лет между восточным и западным христианством это единство нарушено. Если многим знакома дата 1054 года как официально признанный историками год разделения Православной и Католической Церквей, то, возможно, не всем известно, что ей предшествовал длительный процесс постепенного расхождения. В данной публикации читателю предлагается сокращенный вариант статьи архимандрита Плакиды (Дезея) 1 «История одного раскола». Это краткое исследование причин и истории разрыва между западным и восточным христианством. Не рассматривая детально догматических тонкостей, останавливаясь только на истоках богословских разногласий в учении блаженного Августина Иппонийского, отец Плакида приводит историко-культурный обзор событий, предшествовавших упомянутой дате 1054 года и последовавших после нее. Он показывает, что разделение произошло не в единочасье и не внезапно, а явилось следствием «длительного исторического процесса, на который повлияли как вероучительные разногласия, так и политические и культурные факторы». Основная работа по переводу с французского оригинала была выполнена студентами Сретенской Духовной семинарии под руководством Т.А. Шутовой. Редакторская правка и подготовка текста осуществлена В.Г. Массалитиной. Полный текст статьи опубликован на сайте «Православная Франция. Взгляд из России».     Предвестники раскола Учение епископов и церковных писателей, чьи произведения были написаны на латинском языке, – святителей Илария Пиктавийского (315–367), Амвросия Медиоланского (340–397), преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (360–435) и многих других – было полностью созвучно с учением греческих святых отцов: святителей Василия Великого (329–379), Григория Богослова (330–390), Иоанна Златоуста (344–407) и других. Западные отцы отличались от восточных подчас лишь тем, что делали акцент более на нравоучительной составляющей, нежели на глубоком богословском анализе.

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Варвара Алапаевская, прмц. Описания иконы Варвара Алапаевская, прмц. - житие Святая преподобномученица Варвара (Память 5 июля и в воскресенье после 25 января (новомуч.) по старому стилю) Крестовая сестра Марфо-Мариинской обители милосердия, Варвара Яковлева, одной из первых пошла по стопам великой княгини и стала служить ближним и основанной Елисаветой Феодоровной обители. Она была келейницей настоятельницы и одной из самых близких сестер. Но этим не гордилась, оставаясь ласковой и доступной для всех. Близкие Елисаветы Феодоровны хорошо знали ее и называли Варей. Откуда, и из какой среды пришла в обитель сестра Варвара — нам неизвестно. За своей матушкой-настоятельницей она добровольно пошла на страдание и смерть, исполнив завет Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 5.13). Все алапаевские узники знали, что их ожидает в недалеком будущем. Они сознательно готовились к смерти и молили Господа укрепить их в исповедническом подвиге. 5 (18) июля 1918 г. инокиня Варвара была сброшена в шахту старого рудника вместе с[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 2002.] Собор новых мучеников и исповедников Российских (фрагмент). Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2002 год. Храм свт. Тихона. Поселок Московский Видненского р-на Московской обл. (рядом с аэропортом Внуково). Файл 4510.jpg:   Размер: 866x1104, 0.96 MPix, 367 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (315) , (19) . Описание: [Москва. 2005.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2004 - 2005 годы. Храм свт. Николая в Глинках. Вологда. Файл 4512.jpg:   Размер: 365x1200, 0.44 MPix, 85 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (228) , (11) . Описание: [Москва ] Святая новомуч. Варвара Алапаевская и Вознесение Господне. Святой Роман Сладкопевец и святая Анна Адрианопольская. (20,5Х50 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.) Иконописная мастерская Екатерины Ильинской. http://www.icon-art.ru Файл 19193.jpg:   Размер: 500x1246, 0.62 MPix, 174 Kb. Дата: 2012-08-15, участник [ Liliya ]. Рейтинг изображения: 3 (303) , (9) .

http://pravicon.com/icon-1352

Как писатель святой Ефрем Сирин замечателен не столько как догматист, сколько как толкователь Священного Писания и учитель сердечной веры и благочестия. Его богословские сочинения полемико-догматического характера (20 слов против ариан, 56 слов против гностиков, манихеев, 7 слов о двух естествах во Христе, 3 – о вере против иудеев, о покаянии против новатиан) представляют собой не столько научные трактаты, сколько благочестивые размышления об истинах веры или простое их изложение. В толковании Священного Писания святой Ефрем выступает замечательным экзегетом. По свидетельству Григория Нисского , он истолковал все Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Его толкования, особенно на книги Ветхого Завета (Пятикнижие, Иисуса Навина, Судей, Царств, Паралипоменон, Иова, 4 великих пророков и из малых Осии, Иоиля, Амоса, Закхея, Захарии и Малахии) отличаются высокими достоинствами. Для истолкования Священного Писания он владел такими средствами, каких недоставало другим толкователям. Благодаря отличному знанию еврейского языка, он прекрасно знаком был с Востоком, где происходили библейские события с нравами и обычаями евреев, с устными преданиями, которые на Востоке отличаются особенной устойчивостью и передаются из поколения в поколение. Преподобный Ефрем осуждал как исключительный буквализм в толковании, так и излишнюю наклонность к аллегории, в то же время буквальное толкование не исключало у него попыток проникнуть в глубокие тайны созерцания. Неподражаемым Ефрем Сирин остается и в своих беседах духовно-нравственного характера. В них он по преимуществу выступал проповедником живой веры и сердечного сокрушения, соединенного с радостью, истекавшей из любви к Богу и надежды на спасение. Кроме этого, Ефрему Сирину принадлежит много церковных молитв и песнопений. §6. Святые отцы и церковные писатели на Западе в IV–V веках Епископ Иларий Пиктавийский (315–367 гг.) Епископ Иларий Пиктавийский был великим поборником Православия на Западе. По ревности к Православию и стойкости в защите никейского исповедания его по праву называют Афанасием Галлии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010