Семя, упавшее на камень, – это семя, попавшее в «закаменелое» людское сердце, которое, казалось бы, и принимает слова Евангелия, и слово слушает, но неспособно из-за гордости ему покориться 304 ; и сердце засыхает, не имея влаги, т.е. веры и «надеи доброй до Господа Бога своего, якося то было оказало на Каине, на Адамовоум сыноу, къторый чинил оферы Богу, але веры доброй не мал, поневаж мыслил брата своего Авеля забити» 305 . Семя, заглушенное тернием, – «злое ж то тръня заправды, къторого тръня барзо есть много межи нами, иж заглушает в нас наоуку слова Божего, бо ачколвек ся мало роскоренит и примется на час, за ты закы 306  в церкви стоит, закы слухат казаня, и вышедши з церкви то въздыхает, то плачет, то жалоуеть пред Богом оныхь выступков своих. А скоро емоу припадет мысль иньшая, о богатстве, албо и о инших речах того светних, то внет забудет вшиткы речи ведлоугь душьного збавленя, и заглоушает тым тръням наоукоу Божию, насеня письма святого» 307 . Когда же Евангелие говорит о Семени, упавшем на хорошую почву, оно имеет в виду того, в чьем сердце слово Божие «роскоренится» и кто, сверх того, «поведает наоукоу слова Божиа иньшим людем благочестивым, якобы имали страх Божий въ сердцах своих». Именно такой христианин получит вечное благословение от Бога, и «вшиткося доброе в такого водит, юж такому не страшень жадный страх, ани соуд Божий, юж емоу не страшна смерть, кды оутвръдит в собе наоукоу, и оуважит в собе слова Божия справедливым фоундоментом, юж емоу нигды не згинет, але завше квитне слово Божие в нюм» 308 . Кульминация поучения – в призыве слушать, слышать и исполнять слово Божие: «Благословени тоти, котории слышат слово Божие и так чинят. Дайже и нам, отче небесный, абы в нас росло тото насеня, то есть слово Божие, наоука правдивая. Богу нашему слава в веки веком. Аминъ» 309 . Призыв к распространению слова Божия, к постоянной проповеди и приобщению христиан к Св. Писанию звучит с разной степенью настоятельности в других поучениях нашего ЕУ. Бог карает неверные народы не только тем, что на землю обрушивается «голод хлеба, але голод слышати слова Божия» 310 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Наконец, мы имеем небольшое число формул, отмечающих все три необходимые для понятия истинного чуда элемента: психологический, онтологически-динамический и телеологический. Но и в этих формулах часто не всякий элемент определяется с должной полнотой. На три элемента в формуле определения понятия истинного чуда указывают, например, из русских богословов – Н.П.Рождественский 290 , из немецких – Геттингер 291 , Эрлих 292 , Шпринцль 293 ... На два элемента – психологический и онтологически-динамический в формулах определения понятия истинного чуда указывают, например, из русских авторов – прот.П.Я.Светлов 294 , С.Аскольдов 295 ; из немецких – Шотт 296 , Либерман 297 , Кестлин 298 , Дорнер 299 . Также на два элемента в формуле определения понятия истинного чуда, но только на онтологически-динамический и телеологический, указывают, например, из русских авторов – Г.М.Дьяченко 300 , архим.Августин 301 , И.Г.Пятницкий 302 , И.Николин 303 , М.Д.Муретов 304 , – из немецких – Хепенер 305 , Краусс 306 , Элер 307 . Согласно сказанному нами выше, психологический элемент в понятии истинного чуда должен быть ярко выражен, т.е. чудо должно быть явлением не только видимым, но и непременно поразительным; в приведенных же формулах на поразительность чуда указывают только проф.Рождественский и Шотт, остальные же ограничиваются указанием лишь того, что чудо совершается в видимой природе. Следовательно, психологический элемент в вышеуказанных формулах определения понятия истинного чуда отмечается не в той степени, как это нужно. Что же касается телеологического элемента в вышеизложенных формулах, то с достаточной полнотой он указывается в формулах проф.Рождественского, архимандрита Августина, Дьяченко, Пятницкого, Николина проф.Муретова. Геттингер говорит, что чудо есть доказательство владычества Божия над природой 308 . Но эта цель чуда есть только одна из частных целей, для достижения которых Бог творит чудеса. Следовательно, телеологический элемент в формуле Геттингера указывается не с достаточной полнотой. Не достаточно полно указывается телеологический элемент и в формуле Хепенера, ибо здесь за цель чуда признается слава Божия. Наконец, формула определения понятия истинного чуда, данная Крауссом, указывает на такую цель чуда, которой оно вовсе не имеет. По Крауссу, чудо имеет целью принудить человека к признанию Бога 309 , но, во-первых, указываемая им цель не может быть выведена из рассмотрения библейских повествований о чудесах; во-вторых же, в этом не может заключаться цель чуда еще и потому, что условием признания известного рода поразительного явления за чудо должна быть сердечная вера религиозного человека в бытие личного, живого Бога 310 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

291 Это, повторяю, и выражает Устав, что «ядим совершенно», «поста (в сей день) не бывает». А не то значат эти выражения, что рыбу можно уже есть и скоромное. 295 В переводе проф. Ловягина. См.: Ловягин Е. Богослужебные каноны на греческом, славянской и русском языках. Кн. 1. СПб., 1856. С. 2. 297 О нем см.: Основы искусства святости. Т. 3. Отдел 3. Гл. 5. § 7. Главные моменты в истории православного монашества. 298 Типикон, 1 января. Впрочем, в Часослове, изданном в Киево-Печерской лавре в 1742 г., есть особое величание и обрезанию. 299 О значении богоявленской воды см.: Замечание: в Требнике (Ч. I. Гл. 22. Последование великого освящения воды) сказано: «и прежде пивше освященную воду, вземлем антидор» (а последний может только натощак вкушаться). Следовательно, и богоявленскую воду, ради ее достоинства, следует пить натощак. Посему если и позволено пить во всякое время для освящения, то будем помнить о своем недостоинстве и соблюдать время и место. 304 Евангелие всегда праздничное, исключая совпадение с Неделей ваий (Вербное воскресение), когда читается Евангелие ваий. 309 Славянское слово «про-исхождение» и значит «пред-, впредь исхожение», «выступление», «вынос» (путаница у нас происходит потому, что мы смешиваем это слово с общеупотребительный русским словом «происхождение» в смысле рода). Так, в Типиконе (Последование в среду вечера на 1-й седмице Великого поста) читаем: «По происхождении (т. е. по выносе.  –  Еп. Варнава) св. Даров, исполняему Ныне силы небесныя..., творим поклоны три, непокровени суще» (последнее к монашеским клобукам относится). 310 У греков принято было (в Константинополе) освящать воду в первое число каждого месяца (исключая 1 января и 1 сентября, когда освящение воды, по Уставу, переносилось соответственно на 6-е и 14-е). См.: Сергий, архиепископ Владимирский. Полный месяцеслов Востока. Т. 2. Владимир, 1901. С. 295. 311 Типикон, 6 августа. У нас в России это должно относиться к яблокам и другим плодам, которые и освящаются в этот день вместо винограда.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Ахилл – герой Троянской войны 33, 48, 208 Бадурий – стратилат Фракии при Юстиниане I 110 Байджу-нойон – монгольский полководец 310 Балдуин (Бодуэн) I – латинский император Константинополя (1204–1205) 289, 291, 292, 303 Балдуин (Бодуэн) II – латинский император Константинополя (1228–1261) 314 Барисбакур – приближенный Юстиниана II 119 Батан – архонт пачинакитов 170 Батбаян (Баян) – болгарский хан 117 Батый – монгольский хан (ок. L209–1255/1256) 305 Баян – правитель Аварского каганата (562–582?) 111, 112 Бела III – венгерский король (1172–1196) 301 Бела IV – венгерский король (1235–1270) 306, 309 Бледа – в 435–445 гг. правитель гуннов совместно с Аттилой 42, 44 Бодуэн – см. Балдуин Божилов И. 156 Борил – болгарский царь (1207–1218) 304, Борис II – болгарский царь (970–971) 202, 214, 220, 224 Борис Коломанович (Кальманович) – венгерский принц 252, 261, 262 Булгар – легендарный родоначальник болгар 193 Ваица – архонт пачинакитов 170 Вакх – пресвитер 111 Вакхин – сербский архижупан 279 Валамир – готский вождь, отец Февдериха 48, 50–54 Валгиц – архонт Босфора 119 Валент – римский император (364–378) 24, 27, 28, 30, 109 Валентиниан I – римский император (364–375) 22, 37–39, 109 Валентиниан II – римский император (383–392) 61 Валериан – римский император (253–259) 19, 22 Валерий – наместник Фракии 63 Валия – король визиготов (415–419) 63 Варда Склир – магистр 197, 220, 221, 227 Варда Фока – патрикий, стратиг 180, 236 Вардан – см. Филиплик Васавила (Роберт Басавила) – норманн, родственник короля Вильгельма 263 Васас (Вашаш) – знатный венгр 271 Василий I Македонянин (Большеголовый) – византийский император (867–886) 141, 176, 178, 183–185, 218 Василий II Болгаробойца – византийский император (976–1025) 187, 189, 217, 234–237, 302 Василий – проедр и паракимомен 200, 224 Василий Ватац – византийский полководец 285 Василик (Василько) Юрьевич (Георгиевич) –русский князь (XII в.) 270 Василиск – византийский император (475–476) 48, 49 Васильевский В. Г. 186, 187 Василько – см. Василик

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

d. Bibl. Alterth 446), насекомым, принадлежащим к семейству твердохоботных (Oertel, Dict. complete de zoologie et de botanique p. 363). 301 Speaker’s Comment in loc., см. также Baumgarten’s Theol. Comment. I, 444, где тоже отмечается принятое вообще в новейшее время понимание евр. в значении песьей мухи; в частности с переводом LXX согласны Clericus (Annotationes in V. Test. 59), Gesenius (Thes.), Harris (Dict. of nat. Hist, of the Bible 124), Keil (Gen. u. Exod. in loc.), Dillmann (Exod. u. Levit. 80) и др. 302 Филон дает такое описание οομυια: «это насекомое, говорит он, совмещая в себе качества обоих животных (т. е. мухи и собаки), – лютое и неотвязчивое животное; издали, как стрела, несется оно с шумом на человека или животное и, стремительно нападая, впивается жалом в тело и как бы прилипает к нему; сколько ни отгоняй его, оно не отстанет, пока не насытится кровью» (Philo, Vita Mosis t. II, p. 101 ed. Mangey). 304 Oedmann, Verm. Sammlungen II, 150–160. С Oedmann’oм согласны Rosenmüller (Scholia in Exod.) и Drake, который в Smith’s Dict. of Bible выражение «множество мух» переводит выражением « множество жуков». 309 Millington, Signs und Wonders p. 93; Pierret, Le Pantheon Eg. 66. Египтяне думали, что это насекомое не имеет пола, что оно происходит непосредственно из экскрементов быка, куда полагает свои яйца; а так как египтяне не подозревали присутствия этих яиц, то жук и был избран в качестве эмблемы творческого принципа (Geikie, Hours with Bible, p. 143). Le scarabée est le symbole de la régénération des êtres, parce que chaque individu de cette famille, que les ’Egyptiens croyaient privée de femelle, devait alors nécessairement se souffrir à lui-même pour la perpétuation de son espèce (Beauregard, Divinités Egypt p. 265–266). 310 Speaker’s Comment in loc.; Brugsch (Religion und Mythologie d. Alt. Aeg. 250). «Жук, как образ бога Chepra, говорит Бругш, был символом солнца, обтекающего во время ночи страны нижнего полушария, и вместе символом движения солнца от зимнего поворота к весне».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

303 Таким образом, Цицерон является для севильского эрудита главным авторитетом в вопросах красноречия, что вполне логично, так как Цицерон был судебным оратором. «Этимологии» и «Дифференции» свидетельствуют, что Исидор был хорошо знаком с его речами. Так, он часто ссылается на речи против Катилины, 304 в защиту Милона, 305 серию речей против Берреса, 306 на «Филиппики» 307 против Марка Антония и т.д. Прямые цитаты, приводимые Исидором, свидетельствуют о том, что он хорошо знал эти произведения. Именно судебные речи Цицерона, насыщенные правовой и околоправовой лексикой, можно считать одним из главных источников формирования юридического словаря епископа Севильи. Не менее важны и другие произведения римского оратора. Исидор упоминает его произведения по судебной риторике: «Топику» 308 и трактат «О нахождении материала» (De inventione), который Исидор называет «Риторикой». 309 Именно они послужили одним из образцов литературного стиля испанского эрудита. Читал он и философские произведения Цицерона, такие, как «Тускуланские беседы» и «О природе богов». 310 Однако для нас наиболее значимо то, что Исидор обнаруживает близкое знакомство с диалогом «О государстве», во всяком случае, при цитировании он указывает номер конкретной книги. 311 С большой долей уверенности можно предположить, что это произведение хранилось в севильской библиотеке в виде отдельных кодексов, а не в составе какой-либо антологии. Диалог «О государстве», опубликованный около 51г. до н.э., поднимает проблему идеального правителя. Этот идеал был сформулирован в пятой и шестой книгах, дошедших до нас лишь во фрагментах; тем не менее не исключено, что Исидору они были известны полностью. Завершается трактат описанием сновидения одного из героев, Сципиона Эмилиана, в котором ему является призрак его деда, знаменитого полководца Сципиона Африканского, и рассказывает о том, что образцового правителя после смерти ждет вечное блаженство. 312 Тема идеального правителя нашла воплощение и в трудах Исидора, прежде всего в «Сентенциях», но отчасти и в «Этимологиях».

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Ныне же зову блуднаго гласом: согреших Христе, не презри мене» 302 ; • «Сшедый на землю спасти мир…обнищавшаго мя ныне от всякаго благодеяния, яко милостивый, спаси» 303 ; • Виждь Христе печаль сердца, виждь мое обращение, виждь слезы Спасе, и не презри мене» 304 ; • «Отче благий,.. да лютаго зверя исхитиши мя, и в первую одежду облечеши мя» 305 ; • «Образ жития моего срамный, и лютый: милость безмерная, человеколюбче Спасе…покаяния время даждь ми просящу» 306 ; • «Яко множество прегрешений обдержит мя лютых…яко веригами нерешимыми связан моих страстей, стеню и взываю Ти Спасе: свободи мя» 307 ; • «Милостиве, помилуй мя падшаго» 308 ; • «Тучи ми подаждь Христе слез…яко да восплачу, и отмыю скверну яже от сластей, и явлюся Тебе очищен» 309 ; • «Боже и Господи многомилостиве, моего сердца очисти язвы, покаяния мне прилагая лечбы» 310 ; • «Да не убо с козлищи грубаго мя грехом погубиши: но десным мя сочетав овцам, спаси яко человеколюбец» 311 ; • «Все житие мое со блудницами и мытарями изжися: убо возмогу ли поне в старости покаятися, о нихже согреших, Содетелю всех и врачу недугующих; Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя» 312 ; • «Виждь мя лежаща беззаконьми, и возстави мя яко всесильный» 313 ; «Призри оком благоутробным, и буди ми милостив, Едине Спасе, токи даруй исцелений бедной моей и окаянной душ и , измый от кала дел моих» 314 ; • «На всяк день Агнче вземляй грех мой, душу и тело всецельно в руце Твои предлагаю. Не отрини мене от лица Твоего». 315 Эти молитвы – пример сокрушения о своих грехах во дни Великого поста. Такие смиренные молитвы постящихся «быстро слышимы Богом» 316 . Отвечая, Господь, невидимо, «но ощутительно простирает благодать прощения их грехов». 317 Чтобы молитва о прощении грехов была действеннее перед Богом, песнотворцы Церкви учат соединять молитву с делами милосердия: «Введеся время душе моя покаяние, не небрези: алчущим даждь хлеб, молися Господеви на всяк день и нощь, и час, да спасет тя». 318 Оказать милость ближнему – это накормить голодного, дать кров нищему: «Постимся духовне: дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы» 319 ; «…насладимся любве неложныя, напитаим убогих хлебом».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

301 Мафорий – широкий платок, покрывающий голову и плечи в православных изображениях Богоматери. См.: Бобров 10. I. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1996. С. 239. 302 Беседы (омилии) святителя Григория Паламы . М., 1993. Омилия 18, с. 191. 303 Епископ Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. С. 116, 118–119. 304 Примерно от 3х до 6ти часов утра. 305 От βλπει – взирать, глянуть, обратить взор, видеть. Ср. Βλεφαρδες – ресница, βλφαρα – веки, __ βλμμα – взгляд, взор 306 Закончить погребение они могли только в первый день недели. В субботу запрещалось поднимать любой вес, как большой, так и маленький. Даже душистые травы, то есть пряности для субботних обрядов, если они употреблялись в таком количестве, что их следовало брать в охапку, приравнивались к грузу, который носить нельзя. См. тексты Кумрана. СПб., 1996. Примечания к Дамасскому документу, с. 85. 307 По системе Грегори, кодексы А, С, W, Θ, Ψ. 308 Novum Testamentum Graece el Latine. Deutsche Bibelgesellschaft, Stuttgart, 1994. C. 242. 309 Там же, с. 241. 310 Благовестник или толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского на Святое Евангелие. Часть третья. Евангелие от Луки. Казань, 1896. С. 410. 311 Благовестник или толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского на Святое Евангелие. Часть третья. Евангелие от Луки. Казань, 1896. С. 410. 312 От ζητω – «искать, разыскивать». См. также комм, в книге: Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета, изд. Преемников Α. П. Лопухина, т. 8, Евангелие от Матфея, Петербург, 1911. (Репринтное издание, Стокгольм, 1987). С. 470. 313 Туника (греч. χτν: «хитон»; лат. tunica) – обычная одежда очень простого покроя: длинный кусок материи складывается вдвое и сшивается по краям. Наверху оставляют отверстия для рук и делают разрез для головы. Туника являлась общеупотребительной одеждой как мужчин, так и женщин; надевалась прямо на тело и обычно подпоясывалась. Гиматии (греч. ιμτιον: «верхняя одежда, плащ») накидка из плотной шерстяной ткани, чаще всего в полоску. Чтобы получить гиматии, отрез материи сшивали на плечах и но бокам, оставляя прорези для рук; См.: Библейская Энциклопедия. М., 1998. С. 169. Вейсман А. Д. Греческо-Русский словарь (репр. Vro изд. 1899 г.). М., 1991.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

304. Велико преспеяние и велика слава – смиренномудрия, и нет в нем падения. Признак смиренномудрия – обеими руками удовлетворять потребности брата, так как бы и сам ты принимал пособие. 305. Человек гордый и непокорный увидит горькие дни; смиренномудрый же и терпеливый возвеселится всегда о Господе. 306. Великое дело найти человека смиренномудрого и терпеливого, доброте его нет меры. 307. Кто превозносится над братом своим, над тем издеваются бесы. 308. Дожди размножают сорные травы, а обращение с людьми мирскими производит страсть высокоумия. Но боящийся Господа не превозносится. 309. Если сподобился ты дарования, не высокомудрствуй; ибо не имеешь у себя ни одного совершенства, егоже неси приял от Бога (1 Кор. 4, 7); и если не будешь ходить по Его заповедям и воле, отнимет Он у тебя собственность Свою, и отдаст лучшему: и тогда будешь походить на человека, у которого отнимают перо, только что омоченное в чернила. 310. Сколько ни превозносится человек в гордыне сердца своего, все же он попирает землю, из которой взят и в которую пойдет; возвышает же Господь смиренных. 311. Высокоумие низлагает, а смиренномудрие получает победную награду. 312. Если пред братиями своими окажешься чистым, как золото, то и тогда почитай себя сосудом непотребным, и избежишь гордыни, ненавистной Богу и людям. 313. Если видишь, что брат грешит, и наутро свидишься с ним, то не презирай его, признавая грешным в мысли своей: ибо не знаешь, что, может быть, когда ушел ты от него, сделал он, по падении своем, что-нибудь доброе и умилостивил Господа воздыханиями и горькими слезами. 314. Надобно удерживаться от осуждения других; каждому же из нас подлежит смирять себя, говоря о себе словами Псалма: беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне (Пс. 37, 5). 315. Не дай мне, общий всех Владыка, такого сердца, которое ненавидит подчинение и отеческое вразумление; удали от меня горделивые помыслы; ибо Ты, Господи, запретил еси гордым (Пс. 118, 21). 316. Не только взор пусть будет поникшим долу, но и сердце да не превозносится над другим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

285 Вполне весь этот «отзыв» Антония на записку Пафнутия можно читать в XXI кн. журнала «Истина», за 1872 г. в статье: «Раздорн. междоусоб. словопрения»; – в сокращении же – в «Совр. летоп.» 1871 г. 34 и 36. 288 «Истина» 1872 г. кн. XXI – «раздорн. междоусоб. словопрения»; Совр. летоп. 1871 г. 34 и 36. 292 Говорят, что на оставление Пафнутием и Онуфрием раскола имели влияние также и беседы, с Павлом прусским о священстве, который еще раньше заронили в них искру сомнения относительно истинности австрийского священства. – Совр. летоп. 1868 г. 7 и 8. 304 Письмо инока Козьмы к преподобнейшей игумении Агнии, в Казань от 28 июня 1870 г.; рукоп. 13. 309 Вечер. газет. 1873 г. 1; Прав. Собес. 1873 г. ч. 1. стр. 175 и 572. – Вместе с ними присоединились еще: уставщик казанской поповщинской церкви и трое мирян австрийского же согласия. Упомянув об обращении последних, мы считаем нужным заметить здесь, что мы, говоря об обращениях из раскола, старались приводить имена только старообрядческих духовных, а об обращении мирян не считали нужным для своей цели упоминать, хотя и подобных обращений было очень немало. 310 Мы намерены сказать о нем особо несколько слов еще и потому, что о нем в печати, кроме голословного сообщения о его обращении, ничего нет; между тем как мы имеем у себя несколько рукописей, относящихся к этому делу, и еще необнародованных, которые, надеемся, весьма могут быть нелишними для характеристики такого лица, каков Пафнутий, предназначавшийся даже, как мы знаем, во епископа; а также и для характеристики еще некоторых старообрядческих личностей, входивших с ним в сношение по поводу долго созревавшего в нем намерения – оставить раскол. 311 Прошение его к Высокопреосв. Иннокентию московскому – рукоп. 15, а также письмо его к Высокопреосв. Антонию казанскому – от 10 апр. 1869 г. рукоп. 16. 312 Объяснит. записка его к Пафнутию казанск. – Рукоп. 17. Письмо к Высокопр. Антонию казан. – Рукоп. 16. 315 Рукоп. 18. Письмо представлено нами в исправленном виде; в подлиннике же оно крайне безграмотно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorich...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010