И сам Господь Иисус глаголет: Будите, рече, милосерди, якоже Отец ваш небесный милосерд есть 27 . Не рече: поститеся, якоже и Отец ваш небесный постится; не рече: будите нестяжателие, якоже и Отец ваш небесный нестяжателен есть; но что глаголет? Будите милосердни, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть. Свойственне бо добродетель сия подражающи Бога воображает Его. Сего ради толикаго обетования, возлюбленная чада, во оный монастырь Ставрос, еже есть Крест, потребная дадите койждо по своей силе: и Бог всемогущий Вседержитель воздаст вам по святому Евангелие зде сторицею, и в будущем веце живот вечный, и сила Божественнаго Животорящаго Креста сохранит вас, и соблюдет на всякоем месте от всякаго вреда и порока. Сам же Господь наш Иисус Христос , изволивый нашего ради спасения на Кресте пригвоздитися и сим, неприязненную силу растерзавый, и смерти силу сокрушивый, и воскресением Своим нас спасый, да проливает на вас всякая благодати Своея радостные и благополучные источники, и да приложит вам, по Соломону 28 , со благополучением лет живота, и да приложит, по Пророку 29 , на вы, на вы и на сыны ваша Божественное Свое благословение. По многолетнем же сего жития здравии да сподобит вас небесных Своих дивных благих безконечне наслаждатися по Божественному апостолу: Ихже око не виде, ни ухо слыша, и на сердце человеку не взыде, яже уготова Бог любящим Его 30 , молитвами Преблагословенныя приснодевы Марии Богородицы, силою Честнаго и Животворящаго Святаго Креста и Боговидных ангел и всех Святых. Аминь. Восхотехом же, возлюбленная во Святем Дусе чада, Господа нашего Иисуса Христа любящии и к Честному Его и Животворящему Кресту прилежную веру имущии, любви вашей предъявити зде и древняя Божественнаго и Честнаго и Животворящаго Креста действия. Кто бо та подробну, ради неисчисления изобразити письмены может? Наказующе вас, яко чад наших любезных, присно та Божественнаго Креста действия во уме имети, и сими в любовь распеншагося на нем Иисуса Христа, Господа нашего истиннаго, день и нощь восходити, и к Честному Его и Животворящему Кресту прилежнейшу и неоскудну веру имети.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/sl...

В зачале Недели 19-й ( Лк. 6, 31–36 ) благовестие Господа звучит с большей силой в сравнении с аналогичным чтением от Матфея благодаря добавлению стихов о любви и милосердии ( Лк. 6, 35–36 ). Христос возвестил новый закон, новый принцип жизни, построенный на любви. О его христологических глубинах рассказывает зачало Недели 19-й. Господь зовет к совершенству: «Будьте милосерды, как Отец ваш милосерд». Но это высшая степень любви, и христианин в своем совершенствовании идет к ней постепенно, переходя со ступеньки на ступеньку в своем приближении к Богу. А первая ступень закона о любви – «Кáк хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Таково новое начало жизни, возвещенное Христом, которое должно для христианина стать законом постоянным и непреложным. Всякий верующий, если будет его исполнять, может опытно проверить на себе благотворную действенность этого закона. Хотите, чтобы вас любили, не обижали, относились к вам хорошо и доброжелательно – отвечайте людям тем же. И тогда взаимная радость и веселие наполнят ваши души. Первые христиане строго соблюдали этот закон. «У множества же уверовавших, – повествует богоглаголивый Лука, – было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее... и великая благодать была на всех их. Христос воплотился на земле, чтобы обновить образ человека, «истлевший страстьми», возродить и восстановить его природу, поврежденную грехом. Возрожденный, верующий человек опытно на себе узнаёт легкость исполнения закона о любви. Только ему понятны слова Христа «иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф. 11, 30 ). К вечному и бесконечному совершенствованию в любви и милосердии призывает нас Спаситель: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». В зачале Недели 20-й приводится назидательный пример великого милосердия Божия к человеку, явленный в воскрешении единственного сына наинской вдовы ( Лк. 7, 11–16 ). Зачало это показывает силу сострадания Господа людскому горю. Иисус Христос, увидев горе матери, сжалился над нею и сказал: «Не плачь» и, воскресив сына ее, отдал его матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Различие между языческими и евангельскими добродетелями хорошо изъясняет свт. Игнатий (Брянчанинов) . Он указывает, что естественные добродетели, основанные на действии нашего падшего естества, где смешано добро со злом, всегда осквернены грехом и всегда несовершенны. Формальное исполнение их при непонимании их ущербности может ввергнуть человека в глубочайшую прелесть. Примером таковой стали фарисеи, которые при всей своей естественной праведности воспылали ненавистью к величайшему Праведнику – Христу и осудили Его на смерть. На примере добродетели милосердия свт. Игнатий раскрывает её значимость в естественном и благодатном аспекте: «Рассматриваю милосердие, заповеданное Господом: вижу бездну несоглядаемую, вижу высоту, уносящуюся от взоров. Он заповедует нам: Будите же убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть ( Лк. 6:36 ). Чтоб исполнить эту заповедь, надобно сделаться столько милосердым, сколько милосерд бесконечно милосердый Господь. » Широка «, Господи, » заповедь Твоя зело! « ( Пс. 118:96 )... Но я, грешник, мрачный грешник, как ни взгляну на себя, всегда вижу смешение добра со злом, доставленное человеческому роду его праотцем... Кажусь я людям милосердым; но с точностью проверив себя, исследовав себя, нахожу в себе одну глупую личину милосердия. Милосердствует во мне тщеславие; милосердствует во мне пристрастие; милосердствует во мне корысть; милосердствует во мне плоть; милосердствует во мне кровь; но чтоб подвигла меня к милосердию заповедь Христова, чистая, святая, – этого я не нахожу в себе. Когда же я, мрачный грешник, опомнюсь на краткое мгновение и пожелаю быть милосердым сообразно заповеди Христовой, то вижу, что должен учинить сердцу моему ужасное насилие. Обличается сердечный недуг мой святою заповедью! Убеждаемый ею, признаю себя, по естеству милосердого, жестокосердым, человеконенавидцем по отношению к Евангелию. Моё сердце согласно быть милосердым по движению крови; но быть милосердым по заповеди Христовой для него – распятие. Так видя себя, сличая своё состояние с тем, которое начертано в Евангелии для ученика Христова, нахожу, что мне, имеющему естественное расположение к милосердию, не должно вверяться этому естественному расположению, должно умерщвлять его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Рождшая, Владычице, Человеколюбца Бога,/за человеколюбие посетила еси нас Божественною Твоею иконою,/к нейже всегда притекающе и благолепие ея зряще, Тебе умильно вопием:/спасай присно, Богородице, достояние Твое. Устнами смиренными принесох Ти препростое сие, Всепетая, пение:/понеже груб есмь, многогрешный, и недостоин по достоянию воспети Тя,/но от усердия на Твоя щедроты надеяся,/яко Спасителя всего мира родила еси,/не возгнушайся, Царице, приими сие и спаси мя. Светилен. Подобен: Жены, услышите: Пречистый образ Твой, имже присетила еси нас, Богоотроковице Дево, чтуще,/празднуем сего ныне пришествие,/от него благодатию Сына Твоего и Твоею/приемлюще скорбей, и бед, и напастей избавление,/Мати Бога Вышняго. Слава, и ныне, тойже. На хвалитех стихиры, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: О, преславнаго чудесе!/Всемирная радость свыше просия нам –/икона Богоматере,/подающи всему миру просвещение,/и благочестию утверждение,/ и верным спасение,/Божие сие дарование земным даровася./О немже радующеся, Тебе, Христе, молим:/спаси души наша, яко Милосерд. О, преславнаго чудесе!/Превыше всех стран Российская земля/почтеся от Вышняго промышления,/ибо та, а не ина/Его благодатию сподобися/сию прияти икону Богоматере,/яко Небесный дар светолучный,/преславно Богом свыше посланный./О немже радующися,/к Тебе, Христе, умильно вопиет:/спаси, Блаже, души наша, яко Милосерд. Преславно, Богородице, во всех странах/Тобою хвалится обитель Твоя, Богоневесто,/яко имеет в себе чудотворную Твою икону,/чудно по воздуху и преславно Ангелы принесенную,/от неяже неизреченныя цельбы приемлюще,/благодарственная вопием Тебе,/умильно моляще Тя:/Пресвятая Дево,/спаси души наша, яко Милосердая. Слава, и ныне, глас 2: Якоже иногда Царский град,/имея икону Твою, Дево Пречистая,/Божиим и Твоим пособием побеждая противныя, радовашеся,/тако и ныне Российская страна,/дивно стяжавши образ Твой, Госпоже,/во свое заступление,/утверждающися, торжествует весело./Вельми же красуется и пречестная обитель Твоя,/имеющи Тя с Богом покров и твердое ограждение/от всех нахождений вражиих,/церковь же Твоя, Богородице,/якоже иногда Влахернская,/пречистым Твоим образом светится,/и преславными чудесы просвещается,/и, радующися, духовно ликует, Владычице,/со всеми верными зовущи днесь:/радуйся, Пресвятая Дево,/мое благолепие, и похвало, и вечное веселие./Ты мя предивными чудесы обогащаеши/ и Божественными даровании./Ты еси, Владычице, исцелений источник неисчерпаемый,/ и сущим в бедах утешение,/ и всем верным покров и спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Антифон второй из псалма LXVI. 1) «Боже! буди милосерд к нам и благословляй нас»; 2) «Боже! буди милосерд к нам и благословляй нас, освещай нас лицем Твоим»; 3) «Дабы знаем был на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое»; 4) «да славят Тебя народы, Боже, да славят Тебя все народы». Антифон третий из псалма LXVII: «Да воскреснет Бог и пр.» Апостол из «Деяний», зачало первое ( Деян. 1:1–8 ); с этого дня, первого и единственного в году, начинается, так называемый, ряд – порядок чтений апостольских и евангельских на весь год. В этом первом чтении из апостола ев. Лука (писатель книги «Деяний апостольских) напоминает Феофилу содержание своего Евангелия: «Первую книгу (Евангелие) я написал к тебе, Феофил, о всем, что делал и чему учил Иисус, сначала до того дня, в который Он вознесся и пр.» Евангелие Иоанна, зачало первое ( Ин. 1:1–17 ). Это Евангелие, по-своему содержанию таково, что не относясь прямо к событию воскресения Христа Спасителя, тем не менее должно читаться именно в этот великий и чудный день. В нем вся сущность учения о Христе Спасителе, как Боге и человеке. Лишь после того, как Дух Святой открыл святому апостолу Иоанну значение лица Господа Иисуса, открылось все величие совершенного им дела, и все значение крестной смерти, и вся необъятная, невыразимая словом человеческим сила Его воскресения. Здесь-то вся тайна спасения человечества. За это учение св. апостол и назван богословом, как высказавший слово о божестве Спасителя. Вот сущность этого учения. Господь Иисус есть Сын Божий, совечный, соприсносущный Богу Отцу, единый с Ним и нераздельный: «В начале было Слово (Сын Божий, второе лицо пресвятой Троицы) и Слово было у Бога (Отца, первого лица пр. Троицы) и Слово было Бог (Сын Божий также истинный Бог, как Бог-Отец). Сын Божий, вместе с Богом Отцом, есть Творец всего видимого и невидимого: «все произошло через Него и без Него не начало быть ничто, что произошло». Сын Божий для спасения человечества принял на Себя естество человеческое (душу и тело человека); был на земле истинным человеком, не преставая быть в то же время Богом: «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Я знаю, что ты веруешь, что есть Небесный Владыка, и заботишься о том, чтобы сподобиться Его человеколюбия. Поэтому если желаешь, чтобы милосерд был к тебе Господь, будь и ты милосерд к слугам своим. 238. Паписку Оскордулису Все те рабы, которые искренно служат своим плотским господам, примут воздаяние от Бога, те же, которые нерадивы, небрежны, высокомерны и ленивы служить как положено, не только не получат от Бога никаких благ, но и будут наказаны. 239. Эконому Диомиду Может быть, ты не читал, что говорится в Писании от лица Божия: Я потрясу небо и землю, море и сушу ( Агг. 2:6 ). Апостол же, объясняя это, сказал: означают изменение колеблемого как сотворённого, чтобы пребыло неколебимое ( Евр. 12:27 ). И пророк говорит: Господь царствует! Потому тверда вселенная, не поколеблется ( Пс. 95:10 ). А если всё так, то в будущем веке, который неизменен, не ожидай и не воображай перемен, превратностей, падений, страха, рабства человеческого и так далее. 240. Антипату Созимиану Бог, зная что для нас полезно, разделил человеческую жизнь на две – на жизнь настоящую и будущую; желая показать, что настоящая жизнь нужна разумным существам для обучения, попустил быть в ней скорбям, печали и болезням. Потому что всякое обучение соединено с печалями и скорбями, от которых обучаемые становятся целомудреннее и совершеннее. Этому же научает нас жизненный опыт, ибо всякий, кто хочет хорошо воспитать своих детей, воспитывает их в строгости и трудных занятиях, чтобы отличаясь примерным поведением и преуспев в науке, могли они со временем получить плоды трудов своих. Об этом же говорит и святой Павел: Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности ( Евр. 12:11 ), поучая нас с удовольствием переносить печальное и неприятное, но приводящее нас к хорошему концу. Как советует нам апостол: Сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами ( Евр. 12:5–7 ). 241. Архонту 106 Друзину

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Итак, всё – от Пресвятой Троицы! К Ней возвратятся в конце концов – все. Апостол Павел говорит: по конце мира Христос предаст всё Отцу в Троице и Сам покорится Покорившему всё ( 1Кор. 15, 28 ). И будет Царство Божие, Царство Святой Троицы!» (митр. Вениамин (Федченков) . – 363). Вся наша жизнь – и земная, и небесная, и временная, и вечная – «Сам Бог, Святая Троица» (364). Потому мы часто – постоянно – повторяем слова: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Ими мы начинаем наши молитвы. «Когда хотим освятить начало какого-либо дела, мы, крестясь, произносим эти же слова! Да... и во всех так называемых возгласах мы прославляем это имя Святой Троицы: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа», – говорим мы в начале Литургии; то же – в святом крещении, при совершении таинства брака... На Всенощной (или) перед шестопсалмием возглашаем: «Слава Святой и Единой Троице» и пр.» (362). Произнося эти священные слова, мы вручаем себя всевластному покрову Святой Троицы, «и за это Она отвечает нам Силою Своею. Поэтому и святитель Иоанн Златоуст каждую свою проповедь заканчивал славой Святой Троице; потому и святитель Григорий Богослов , этот хвалитель Святой Троицы, всё своё богословие сводит к прославлению Её... Да и мы... знаем опытно силу и одного имени Святой Троицы» (митр. Вениамин (Федченков) . – 363). Поистине, как гласит народная мудрость, «почитай отца да Бога – будет тебе повсюду дорога» (531). 2. Вера в милосердие Божие Бог есть существо Всевластное, Самовладычное, и одновременно высочайшая Любовь, сострадающая нам, милующая нас. «Бог наш, Бог ищущий нашего помилования» (341). Да, Господь милосерд – «воистину милосерд!.. И есть нам, грешникам, прибежище и надежда – воистину есть! Не гнушается Он нашими сквернами, но хочет очищать их. Не дивится и не упрекает. Даже за новые падения... Снова готов прощать грехи наши» (342). А это призывает нас к крепкой вере в Него, к упованию на Его великое милосердие, к покаянию и исправлению. «Если Бог посетил меня милостью, то я не должен оставлять в забвении этого дара... Помоги, Господи, моей слабой душе вознестись хоть на малое время... Сподоби... Не отвергни убогого раба» (митр. Вениамин (Федченков) . – 341). 3. Промысл Божий

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

7 ст.       Итак,      братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. В утешение христианам, подвергавшимся разнообразным притеснениям со стороны богатых людей, апостол говорит: братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня, т. е. переносите безропотно эти притеснения, не воздавайте злом за зло, пока Господь не придет вторично на землю, пока не придет для суда и не воздаст каждому, но делам его. В пример долготерпения апостол приводить земледельца, который ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний, т. е. земледелец терпеливо ждет от Господа Бога дождя осенью, когда он посеет хлеб, и по весне, когда он терпеливо ждет дождя, чтобы посееянное осенью лучше поднялось и выросло и полнее налило зерно. 8 ст. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Так и вы, говорит апостол своим читателям, терпеливо переносите с надеждой на помощь Божию постигающие вас несчастия и притеснения. Укрепите сердца      ваши, т. е. не падайте духом, потому что пришествие Господне приближается, и Господь воздаст вам по правде. 9 ст. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей, т. е. не обвиняйте, не осуждайте, не оговаривайте тех других, которые вас притесняют, чтобы не быть осужденными; вот, Судия стоит у дверей. Обвиняя, осуждая, оговаривая других, легко погрешить, впасть в ошибку и за это самому подвергнуться нелицеприятному суду Божию, а ведь к каждому из нас этот суд уже близок и Судия как бы стоит уже у дверей. 10 ст. В пример злострадания и долготерпения      возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот вам еще примеры злострадания и долготерпения – это ветхозаветные пророки, которые страдали за истину, ибо говорили именем Господним, т. е. говорили только то, что возвещал им Господь. 11 ст. Вот,      мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен. Мы их ублажаем за то, что они терпели; их и возьмем себе в пример подражания. Наконец, примером терпеливого перенесения злостраданий возьмем праведного Иова, научимся из его примера тому, что Господь не оставляет своим попечением людей праведных и награждает их щедрою рукою за терпение. Вы видели конец оного от Бога (и кончину Господню видите), т. е. вы видели из истории Иова, чем кончились его страдания, и как за свое страдание он был награжден от Господа. Так и вы, подражая Иову, терпеливо переносите все притеснения, все обиды, все злоключения в вашей жизни, Господь и вас наградит, ибо Он весьма милосерд и сострадателен. Но научаясь терпению, говорит апостол, бросьте вашу дурную привычку клясться и божиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Иак 4:7–5:9 Четверг 32 седмицы. Послание Иакова, зачало 57А Братья, в пример страдания и долготерпения возьмите пророков, которые говорили во имя Господне. Вот мы называем блаженными тех, которые терпели: о терпении Иова вы слышали и намерение Господа увидели, потому что многомилостив Господь и милосерд. Но прежде всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землей, ни какой другой клятвой; да будет же у вас “да” – да и “нет” – нет, чтобы вам не подпасть под осуждение. Страдает ли кто между вами – пусть молится. Бодр ли кто духом – пусть поёт. Болен ли кто между вами – пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господа. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь; и, если он соделал грехи, будет отпущено ему. Итак исповедайте друг другу грехи и молитесь друг за друга, чтобы быть исцеленными. Большую силу имеет усиленная молитва праведного. Илия был человек подобный нам и молитвой помолился, чтобы не было дождя, и не было дождя на земле три года и шесть месяцев. И снова помолился, и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. Братья мои, если кто между вами уклонится от истины, и обратит кто его, – пусть тот знает, что обративший грешника с ложного пути его спасет душу его из смерти и покроет множество грехов. Иак 5:10–20 20 июля, Пророку Илии. Во время засухи. Послание Иакова, зачало 57Б Братья, в пример страдания и долготерпения возьмите пророков, которые говорили во имя Господне. Вот мы называем блаженными тех, которые терпели: о терпении Иова вы слышали и намерение Господа увидели, потому что многомилостив Господь и милосерд. Но прежде всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землей, ни какой другой клятвой; да будет же у вас “да” – да и “нет” – нет, чтобы вам не подпасть под осуждение. Страдает ли кто между вами – пусть молится. Бодр ли кто духом – пусть поёт. Болен ли кто между вами – пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господа. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь; и, если он соделал грехи, будет отпущено ему. Итак исповедайте друг другу грехи и молитесь друг за друга, чтобы быть исцеленными. Большую силу имеет усиленная молитва праведного.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/cu/aposto...

В 60-х уже годах, во время управления общиной монахини Макарии, 26 июня вдруг набежала градовая туча, прошла полосой, побила все посевы на крестьянских полях, нисколько не повредивши смежным помещичьим и монастырским. Тут только мужички вразумились и признали в этом наказание Божие за свое нерадение. В то же время они со слезами просили настоятельницу дозволить поднять святые иконы и не только обойти вокруг церкви, но и пройти по полям. Благочестивое желание крестьян было исполнено 29 июня. В настоящее время, страшась гнева Божия, все троекуровские поселяне по завещанию отца Илариона принимают участие в крестном ходе в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, и разве только старый да малый остаются дома. II. Письма старца Илариона Приложения Милостивая государыня, Наталья Феодоровна! Блажени милостивии, яко тии помиловани будут [ 1], и милость получат от Господа, и премногое помилование и богатое воздаяние в нынешнем и будущем веце. Господь сказал: единому сотворил меньшему брату, Мне сотворил [ 2]. Так будьте милосерды, как Господь к нам милосерд [ 3], долготерпелив и многомилостив. И Вы, Н.Ф., подражайте Филарету Милостивому, как он милосерд был ко всем. Он был богат и славен, после обеднял; но Господь увидел милость его и наградил Своей милостью, и сделал богатым и славным в этом свете и в будущем веце. Господь сказал: «Милостыня никогда не оставляется без награды»[ 4]. Поздравляю Вас с праздником Михаила Архангела. Уже день праздника прошел. Так все временное проходит и настает вечное вечно. Без конца радость идущим в Царство Небесное, но, увы, и горе идущим в муку вечную, во огнь гееннский. И помнить должно, что только вера спасает, упование не посрамит [ 5], любы николиже отпадает [ 6]. Спасайтесь о Христе Иисусе! И прошу у Вас от Вашего усердия два платья для меня - в церковь ходить. Остаюсь помнящим Вас молитвенником, Иларион 1835 года ноября 10 числа. Возлюбленная о Христе Иисусе, Елизавета Александровна! Бог на помощь Вам в благом намерении Вашем отстать от курения табака. Спешите бросить это. Апостол Павел говорит:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2352...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010