Из письма папы Климента IV 1265 г. (CDS. 1907. Т. 5. P. 342). См.: Starine. Zagreb, 1875. Vol. 7. S. 55. Здесь и далее при анализе переписки между папским престолом и Болгарией в начале XIII в. автор опирается на итоги исследования этого источника, предпринятого В. Н. Златарским (Златарский В. Н. История на българската държава. 1972. Т. 3. С. 150–211). Основные выводы этой работы имеют значение и в настоящее время. См.: Латински извори за българската история. София, 1965. Т. 3. С. 319 (далее: ЛИБИ). См.: ЛИБИ. С. 314–315. См.: Norden W. Das Papstum und Byzanz. Berlin, 1903. S. 186–201; Gill J. Byzantium and the Papacy (1198–1400). New Brunswick (N. Y.), 1979. P. 31–32. См.: ЛИБИ. С. 327–329. См. там же. С. 334–335. См. там же. С. 309. Там же. С. 360. Там же. С. 320. См. там же. С. 339. См. там же. С. 327. Соответствующие сопоставления см.: Gill J. Byzantium and the Рарасу. P. 260. См.: ЛИБИ. С. 321, 328, ср.: С. 337. См. там же. С. 344. В одном из документов этого времени приводится заявление короля Уроша, что «ни господин папа, ни Римская Церковь не имеют никакой власти в его королевстве, так как он имеет в королевстве своего папу» (dominus papa пес Ecclesia Romana nullam potestatem habit in suo regno, cum habet im regno suo papam), т. е. своего архиепископа.— Цит. по: С. Борба... С. 147. См.: ЛИБИ. С. 344. См. там же. С. 337, 340 и др. Письмо папы Иннокентия III болгарскому царю Калояну относительно легата Доминика см. там же. С. 314. См. там же. С. 360–361. Обзор имеющихся точек зрения см.: Данчева-Василева А. България, папството и западноевропейската политика през първата половина на XIII в.//Из политическата история на България. София, 1985. С. 195–196. См. там же. С. 196. См.: Acta Innocentii III (1198–1216)/Ed. Th. Haluscinsky. Romae, 1944. P. 442–444. Об этом эпизоде см.: Васильевский В. Г. Обновление болгарского патриаршества при царе Иване Асене II//Журнал Министерства народного просвещения. 1885. Март. С. 15 (далее: ЖМНП). См.: Попруженко М. Г. Синодик царя Борила. София, 1928. С. 79–80.

http://sedmitza.ru/lib/text/442946/

Архангельского музея, см.: Соломина 1982. Кат. 24) или с усеянным звездами фоном (см.: Там же. Кат. 13). 379 Акт от 5/V 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20 (отмечено в Описи Оружейной палаты 1922 г. без указания дела или ста). Нами было высказано два разных предположения о вкладе пелены: в Новоспасский монастырь, основанный Иваном III в Москве в 1462 г., (см.: Маясова 1971 (1). С. 19–20, ил. 26) и в кремлевский Благовещенский собор (см.: Маясова 1980. С. 66). 380 Об иконографии «Одигитрии Смоленской» и ее почитании см.: Кондаков 1915. Т. 2. С. 202; Щенникова 1997; Гусева 1998; Щенникова 1999 (1); Христианские реликвии 2000. С. 257, примеч. 7. 381 См.: Ретковская 1954. Примеч. 83. Однако следует заметит, что синий или зелено-голубой хитон Младенца встречается и на иконах другого типа (см.: Маясова 1980. С. 74, примеч. 85). 383 См.: Маясова 1980. С. 62–65. Иконописный подлинник конца XVI в. предполагал изображать князя Владимира следующим образом: «сед, кудреват, брада Богослова; камка багряна, исподь камка лазорь»; в руке крест, в левой меч в ножнах, на главе венец царский» (Иконописный подлинник 1873. С. 120). Пелена не во всем следует рекомендации подлинника (цвет одежд, форма бороды и волос), что можно объяснить тем обстоятельством, что иконография святого Владимира складывалась постепенно. 390 Внутри этих вариантов есть разночтения (апостолы стоят прямо или повернувшись друг к другу; ученик выглядывает из окна или двери келии или стоит на коленях за Сергием, иногда это не Михей, а Никон или они оба. Сергий изображается и один, без учеников). См.: Маясова 1998. С. 47–50. Подробно об иконографии этого сюжета, ее становлении и развитии и связи с греческими памятниками см. также: Лифшиц 1998; Гусева 1999. (Автор придерживается нашего мнения, что оба основных варианта сюжета сложились одновременно.) 393 К этой мастерской относится несколько произведений, хранящихся в разных музеях: пелена «Богоматерь Неопалимая Купи-на» с избранными святыми на кайме (ГРМ, инв. ДРТ-31; см.: Лихачева 1980. С. 14, 21); пелена «Преображение» с праздниками (ГРМ, инв. ДРТ-19; см.: Там же. С. 12, 13); святые на полях пелены «Успение Богоматери» (ГРМ, инв. ДРТ-261; см.: Там же. С. 10, 9); сударь «Распятие» (ГРМ, инв. Д1Т-42; см.: Там же. С. 12, 14); пелена «Троица» с праздниками (Сергиево-Посадский музей, инв. 361; см. Маясова 1971 (1). С. 14, ил. 12), пелена «Успение Богоматери» со святыми (ГЭ, инв. ЭРТ-7976; см.: Косцова, Моисеенко 1977. С. 19–20); а также несколько фрагментов пелен: Маясова 1989 (1). С. 203–204.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Департамент личного состава и хозяйственных дел Министерства иностранных дел — 85, 127, 157, 191, 204, 223 Департамент экономии Министерства иностранных дел — 105, 162, 171 Казенная палата — 246 Казначейство — см. Государственное казначейство Канцелярия Ее Величества — 123 Министерство внутренних дел — 85 Министерство иностранных дел — 85, 93, 104, 127, 138, 157 Министерство народного просвещения — 81, 138, 168 Министерство финансов — 104 Министерство юстиции — 93 Московская Дума — 278 Особая канцелярия по кредитной части Министерства иностранных дел — 223 Почта, почтамт петербургский — 180, 305, 316 Сенат — 183 Удельное ведомство — Главное управление уделов — 202 Управление по делам печати — 158 Учреждение по кредитной части — 191 Экономический департамент — см. Департамент экономии. Учреждения Духовного ведомства Академия — Санкт–Петербургская Духовная академия — 81, 84, 85, 99, 105, 111, 153, 164, 177, 181, 185, 186, 197, 204, 223, 231 Акт в Санкт–Петербургской Духовной академии — 177 Алтайская православная Духовная миссия (основана в 1830 г.) — 98 Библиотека Московской Духовной академии — 285 Библиотека Санкт–Петербургской Духовной академии — 169 Благовещенская богадельня — Приют для детей и стариков при церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и Воздвижения Креста Господня в Петербурге, построенной в 1750–1772 гг., современный адрес: Васильевский остров, Малый проспект, между домами 18–20 – 90–91 Богадельня при церкви Святой Троицы в Москве — 271, 272 Борятинская община в Москве — 245 Георгиевская община сестер милосердия располагалась при церкви Святого Великомученика Георгия Победоносца в Петербурге, построенной в 1874 г.; современный адрес: Выборгская набережная реки Большая Невка, 1–133, 153, 199, 219 Детское Миссионерское общество — 269, 270, 288 Донское Духовное училище в Москве — 289 Духовная православная миссия в Пекине — 114 Духовное ведомство — 86, 87, 157, 187, 240, 244 Духовный собор — 194, 228, 231 Духовный совет — 194 Единоверческое училище в Москве — 271

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

1) повечерие, 2) отдых, 3) панихида, чтение Деяний, утреня. б) Богослужения в Великом и других постах, в) Прокимны и аллилуия, г) Различные типиконные указания. 3. Пантократорский (Παντοκρατορο " ) Типикон: рукоп. Хальки 85, 1749 г.: ДМИ-1:656–702; Thiermeyer:494. Методический дисциплинарный типикон, без Синаксаря и Канонаря, с интересными литургическими указаниями, разбросанными в тексте. 4. Мамонтский (Μαμοντο " ) Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г.: Thiermeyer: 495. Методический Типикон без Синаксаря и Канонаря, как Пантократорский. 5. Богородицы " тон Елегмон " Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г., ДМИ-1:715–769; Thiermeyer: 496. Как предыдущие пп. 3 и 4, с указанием о частном причащении. 6. Св. Михаила Типикон: рукоп. Халки 85, 1749 г.: ДМИ-1:769–796; Thiermeyer: 498. Как предыдущие, методический дисциплинарный Типикон. Интересное замечание (ДМИ-1:783): последование псалмопения целого дня должно совершаться по обычаю палестинских монастырей, но без всенощного бдения; ночной отдых считается необходимым для монашеского жития. Примечание. Типиконы 3, 4, 5 и 6 находятся в одной единственной рукописи XVIII в., но по содержанию они могут приписываться XII-XIII веку. Они принадлежат студийской традиции, но, одновременно, показывают палестинское влияние, что уже замечалось и в п. 2, в Евергетидском Типиконе. Студийская традиция будет дольше и лучше сохраняться в далекой периферии империи, в таких странах, как Италия, Грузия и Россия. 1. Синаксарь–Типикон Георгия Мтацминдели Афонского Иверского монастыря (рукоп. Тбилиси 193, 222, 839; СПб РНБ груз.171, 572; см. Кекелидзе: 473): первый полный Афонский Типикон в грузинском переводе. 2. Типикон игумена Евфимия, переписанный из соседней Вел. Лавры (Кекелидзе: 486): Синаксарь и Канонарь (сначала по месяцам: сентябрь и т. д., затем по Триоди; Типикон, как Очертание. Примечание. В своем Очертании (см. выше стр.48) Афанасий Афонский (Х в.) говорит, что хотя до сих пор Афонские отшельники соблюдали разные литургические порядки, он сам предпочитает для своей новой (Великой) Лавры студийский порядок, как более подходящий для общежития (МАН:222; СКА:397, зам. 5). Но вскоре на Афоне будет иметь большое влияние новый Иерусалимско–савваитский Типикон, как устав, наиболее подходящий для пустынников, требующий всенощные бдения, более длинные службы и, особенно, более частый и строгий пост.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

— 280, 291–294 Торжества 19 февраля 1880 г. в день восшествия на престол императора Александра II — 179 Учебные заведения Академия наук — 166 Академия художеств — 101–103, 105, 107, 113, 116, 161, 279 Александровский институт в Москве — 274 Варшавский университет — 156 Воспитательный дом в Москве — 273 Вторая военная гимназия на Петербургской стороне — 149 Гимназия начальная московская — 270 Гимназия Классическая женская московская С. Н. Фишер (основана в 1872 г.) — 275, 282, 293, 295 Гимназия Первая женская московская — 270 Гимназия Первая мужская московская — 275, 276, 279 Гимназия Четвертая московская — 270 Демидовское училище в Петербурге — 228 Екатерининский институт в Москве — 262, 267, 274 Елизаветенский женский институт в Москве — 272 Императорский лицей в память цесаревича Николая (основан М. Н. Катковым и П. М. Леонтьевым в 1868 г. в Москве) — 174, 194, 277, 282, 287, 295 Казанский университет — 299 Коммерческое училище — 151 Лицей, лицей Каткова в Москве — см. Императорский лицей в память цесаревича Николая Мариинская женская гимназия — 142 Медицинская академия — 101, 158 Морской корпус — 132 Московский университет — 243, 267, 275, 277, 282, 293, 294 Московский учебный округ — 249, 253, 294 Николаевский институт — 172 Николаевский сиротский институт в Москве — 262, 273 Никольский сиротский институт — см. Николаевский сиротский институт Павловские военное училище — 195 Педагогический институт — 242 Первая военная гимназия — 154 Петербургский учебный округ — 168 Публичный акт в Петербургском университете — 167–169 Ремесленное училище (школа) цесаревича Николая — 154 Родионовский институт благородных девиц в Казани — 300 Смольный — Императорское воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт) — 99 Технологический институт — 155, 186 Университет — Императорский Петербургский университет — 167, 168 Училище слепых воинов на Петербургской стороне — 159 Училище (школа) С. А. Рачинского в селе Татево — 310 Школа Е. Н. Самариной на Арбате — 266 Учреждения государственные и административные Азиатский департамент Министерства иностранных дел — 85, 190, 191, 216, 249 Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия (учреждена в 1880 г.) — 176 Государственная казна — 258 Государственное казначейство — 85, 87, 88, 92, 93, 194 Государственный контроль — 123 Государственный совет — 81, 85, 87, 105, 120–122, 157, 160–162, 171, 174, 183, 190, 206 Департамент внутренних сношений Министерства иностранных дел — 85

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Степени блаженства и мучений в будущем веке будут различны. Это доказывается и настоящим состоянием душ у различных людей или у одного и того же человека в различное время, при различных состояниях его души. Чем проще, добрее, общительнее человек, тем он блаженнее внутренно, чем лукавее, злее, самолюбивее – тем несчастнее; чем сильнее в нем вера и любовь – тем блаженнее, чем слабее – тем хуже, и маловеры, безверы, человеконенавистники – самые несчастные люди. По этому разумевай и о будущих мучениях. С крестным знамением, коим мы крестимся обыкновенно, если оно соединено с живым представлением о Господе Иисусе Христе, соединена державная сила прогонять бесов из сердца и страсти. Опыт. Апреля 10, 1861 г. Ищите прежде Царствия Божия [ Мф. 6, 33 ], то есть всеми мерами умудряйтесь достигнуть того, как бы воцарился в сердцах ваших Христос и исполнил чрез вас всякую добродетель, со всем усердием старайтесь искоренять из сердца своего всякое зло, всякую страсть: самолюбие, зависть, ненависть, скупость, сребролюбие, гордость, славолюбие, чрез которые царствует в вас диавол, и со всем усилием старайтесь насаждать искреннюю любовь к Богу и ближним, благожелание ко всем, стремление угодить всем всяким образом по истине, кротость, смирение. Молясь Богу, помните, что Бог есть Три Лица, и как Он есть Лицо и Лица, то Он в бесконечности имеет все те совершенства, какие мы можем вообразить в совершеннейшем каком-либо по благодати Божией человеке, например в Пресвятой Деве Марии, в Предтече, в Николае Чудотворце, в Иоанне Златоусте или в апостолах, пророках, исполненных Духом Божиим. Человек есть образ Божий и подобие Божие; по совершенному образцу можно отчасти судить о Первообразе, каков Он: всё лучшее, привлекающее наши сердечные взоры и сердечное расположение в человеке от Бога, от Слова Его и от Духа Его. Например, святитель Николай был и есть сострадателен и милосерд к людям по благодати Божией. Всегда он и ныне благопослушлив искренно его призывающим, по тому же благостному сердцу, которое имел при жизни и ныне имеет по благодати Божией. Теперь, Сам ли Господь Бог не сострадателен и не милосерд, и сколько сострадательнее и милосердее? Бесконечно больше, как Сам бесконечно больше святителя Николая. Или возьми апостола Павла. Вот утроба человеколюбивая. Об Онисиме, слуге Филимона 133 , он говорит его господину: ты его, мою утробу, прими [ Флм. 1, 12 ]. Какая любовь! А какая любовь дышит в его посланиях! Сердце наше расширено, говорит он Коринфянам, вам не тесно в нас ( 2Кор. 6, 11 – 12 ). Описал он в одном Послании, в чем состоит любовь, – божественно это описание, но, читая его, чувствуешь, что апостол на деле всё то исполнил, что написал о любви 134 . Но откуда эта любовь в апостоле, прежнем гонителе и досадителе христиан, который, входя в домы, влачил мужей и жен, предавая их немилосердно в темницы 135 ? – От Господа, Источника любви. Он един есть вечная и беспредельная любовь, обнимающая собою всех тварей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но горе нам, грешники, когда наконец, исполнится мера долготерпения Божия, а мы не очувствуемся и не отзовемся на кроткий глас доброго Пастыря и Посетителя душ наших, Иисуса Христа, – не обратимся к истинному покаянию! Бог бесконечно милосерд; но и бесконечно праведен. Бог, потому что Он милосерд, терпит, когда мы впадаем в грех . Но по Своему правосудию, не может потерпеть, чтобы грешник пренебрегал Его милостью. А самое большее оскорбление мы наносим милосердому Господу, когда пред Ним согрешаем, и не каемся, и – еще более, когда и не каемся, что Он милосерд! Но, если мы люди, и имеем ум; если мы христиане, и имеем веру: то не будем пренебрегать богатством благости Божией и кротости и долготерпения, страшась, чтобы, по своей жестокости и непокаянному сердцу, не собрать себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим. 2:4,5 )! Днесь, взывают к нам, братья, о милосердии Божием, и царственный пророк и апостол Христов, днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших ( Пс. 94:8 ; Евр. 3:7–8,15 ). «Итак, – скажем в заключение словами святителя Златоуста, 327 – доколе говорится это днесь, не будем отчаиваться, но, имея благие надежды на Господа, и помышляя о бездне Его человеколюбия, изгнав из совести все злое, с великим усердием и надеждой возьмемся за добродетель, и покажем самое глубокое покаяние, дабы, здесь сложив все грехи, с дерзновением могли мы стать пред судилищем Христовым и получить царство небесное, которого да сподобимся все мы, – благодатью и человеколюбием распятого за нас, Христа Иисуса Господа нашего, которому слава и держава, со Отцем и Святым Духом, в бесконечные веки. Аминь. 325 Слово в Неделю перед Воздвижением, сказанное в Казанском соборе 11-го сентября 1854 года. Читать далее Источник: Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах/[Соч.] Законоучителя Воспитательного о-ва благородных девиц прот. Василия Гречулевича. - Новое изд. - Т. 1-3. - Санкт-Петербург : тип. журн. «Странник», 1868-1877./Т. 1. [Ч. 1]. - 1868. - 470, II с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Тогда запрети Иисус учеником Своим, да никомуже рекут, яко сей есть Иисус Христос. Христу угодно было до креста скрывать Свою славу потому что, если бы люди услышали прежде страдания, что Он Бог, а потом увидели Его страждущим, то как было бы им не соблазниться? Посему-то Он скрывает Себя от многих, дабы после воскресения без соблазна познали Его, при свидетельстве Духа посредством чудодействия. Оттоле начат Иисус сказовати учеником Своим, яко подобает Ему ити во Иерусалим, и много пострадати от старец и архиерей и книжник, и убиену быти, и в третий день востати. Предсказывает ученикам о Своем страдании, дабы, когда неожиданно наступит время страдания, они не соблазнились, думая, что Он пострадал невольно и не зная о том прежде. Для сего-то теперь же, как только они услышали из Петрова исповедания, что Он Сын Божий, объявляет им о Своих страданиях, присовокупляя к печальной вести радостную, что в третий день воскреснет. И поем его Петр, начат пререцати Ему, глаголя: милосерд Ты Господи: не имать быти Тебе сие. To, что было открыто Петру, Он исповедал правильно, а в том, что не открыто, погрешил. Из этого мы должны понять, что без Бога он не изрек бы той великой истины. Итак, не желая Христу пострадать и не зная тайны воскресения, Петр говорит: милосерд еси Господи, не имать быти Тебе сие. Он же обращся рече Петрови: иди за мною сатано, соблазн Ми еси: яко не мыслиши, яже суть Божия, но человеческая. За правое слово Христос ублажает Петра, а за неразумное опасение и желание, чтоб Он не страдал, укоряет, говоря: иди за мною сатано. Сатаною называется противник. Итак Он говорит: иди за мною, то есть не противься, но следуй Моей воле. Называет же Петра сим именем потому, что и сатане не хотелось, чтобы Христос пострадал. Говорит еще: ты по человеческому рассуждению считаешь страдание неприличным для Меня, а не понимаешь, что Бог чрез сие совершает спасение, и что это Мне особенно прилично. Тогда Иисус рече учеником Своим: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1066...

Человек-христианин есть наследник Божий во Христе Иисусе. Как же надо обращаться с всяким христианином? Ты скажешь: не всякий наследник Божий. А я скажу: ни в ком не надо отчаиваться. Владычица Богородица свята, якоже свят Господь Бог наш, ибо повеление Господне: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш [ Лев. 19, 2 ], Она исполнила совершенно. Равно Она милосерда, как милосерд Отец Небесный, ибо Она опять так же в совершенстве исполнила заповедь Его: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд [ Лк. 6, 36 ]. Какая огромная разница между постящимся и непостящимся чревом! Один день поел постную пищу, и это тотчас же благоприятно отзывается на сердце, особенно во время молитвы: на сердце так ясно, легко, так легко верится, так умиляется, так плачется пред Господом, сотворившим нас; а когда ешь скоромную пищу, особенно мясо, хотя немного, тогда трудно, трудно молиться от сердца. (Вечером пред молитвою не надо есть – задолго до ней немного поесть и погулять.) Самолюбивый нрав мой виден и при неудачных ответах мальчиков на экзамене: я раздражаюсь оттого, что они не отвечают хорошо, тогда как сам тому виною, не приготовив их хорошенько. Я думаю, что они непременно должны и здесь щекотать мое самолюбие прекрасными ответами. (Но что посеет человек, то и пожнет [ Гал. 6, 7 ]. Я хочу стяжать себе лавр славы и при испытании учеников, которых я сам достаточно не приготовил к ответу.) Кто отлучит нас от любви Божией [ Рим. 8, 35 ]?.. (В день первоверховных апостолов Петра и Павла.) Что мы делаем? – Едим, пьем, гуляем, празднословим, суетимся. Где же забота о вечности, забота постоянная? – Нет ее. Отче Святый! соблюди их во имя Твое... Когда Я был с ними... Я соблюдал их во имя Твое [ Ин. 17, 11 – 12 ]. И ныне предаю вас... Богу и слову благодати Его [ Деян. 20, 32 ]. Мы, многие, составляем одно тело [ Рим. 12, 5 ]. Как человек питает и греет свое тело, не оказывая пренебрежения ни к одному его члену, так мы должны промышлять друг о друге, нося тяготы друг друга, не оказывая пренебрежения ни к одному из ближних своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Многое и малое, – говорит св. Иоанн Златоуст , – Бог ценит не по мере подаваемого, а по достатку и по изволению подающего» 12 . Зато, с другой стороны, было бы конечно преступлением, если бы в только что приведенных священных изречениях мы стали отыскивать для себя обход и ими стали прикрывать свою скупость, свое недостаточное усердие. Нет, от христианина требуется самоотвержение в пользу ближнего, требуется именно жертва, жертва ощутительная для подающего, щедрая, обильная, сообразно нужде наших ближних и нашему имущественному состоянию. Ограничиться подачей куска хлеба или нескольких копеек, когда мы можем, в состоянии принести более значительный дар – это значит именно исполнить только форму, соблюсти обряд, обманывать сознательно и себя, и Бога, а вовсе не значит исполнить надлежащим образом христианский долг, на нас лежащий. К сожалению, такое именно отношение к обязанности милосердия есть самое обычное явление в наше, так и названное, «практическое» время, время узкорассчетливых, своекорыстных интересов и забот, когда каждый заботится только о приобретениях да о сбережениях, как говорят, «на чёрный день», хотя этим днём для большинства является печальный день смерти, когда уже всякое житейское стяжание бесполезно. Нет, не такое, только казовое, формальное и ничтожное самоотвержение потребно для христианина. «Будите милосерди, якоже Отец ваш милосерд есть» ( Лк.6:36 ), – заповедал нам Сам Спаситель наш, Иисус Христос . Милосердие Божественное, бесконечное, всех и все обнимающее – вот идеал, до которого, конечно, никогда не может возвыситься милосердие наше человеческое, но к которому оно должно приближаться и величию, всеобъемлемости которого должно подражать. Мы должны самоотверженно отдавать Господу, в лице Его меньших, страждущих братий, соразмерно тем бесконечным благодеяниям божественным, которыми мы всегда и во всем пользуемся, которыми все мы живем, движемся, есмы. «Будь милосерд, – завещевал еще в Ветхом Завете Товит сыну своему, – на столько, на сколько ты можешь: если ты имеешь много, то и давай с избытком, если имеешь немногое, дай из малого» ( Тов.4:8 ). Св. Псалмопевец прославляет и ублажает не просто милостивого к бедным, а щедрого, до расточительности милостивого, того, кто расточи, даде убогим . «Сейте с изобилием, – говорит св. ап. Павел о милостыне, и тогда только изобильно пожнете» ( 2Кор.9:6 ). «Пусть ваши благотворения, – продолжает тот же св. апостол, – не только восполняют нужды ваших братий, но доставляют им обилие» ( 2Кор.9:12,13 ). «Не подавать только, а подавать щедро – вот в чем особенно состоит милостыня», – разъясняет слова апостола святой Иоанн Златоуст .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010