К сему г. Нейдгарт присовокупляет, что по направлению делопроизводства Синодальной Конторы, весьма часто встречается надобность в справках с делами прежних лет; посему он просит, не признано ли будет возможным возвращать вышеозначенные дела постепенно и без задержек, дабы не замедлялось текущее делопроизводство Конторы. Долгом поставляю сообщить о вышеизложенном Вашему Высокопреосвященству, и препроводить первую серию самых дел Конторы в том виде, как оные получены из Москвы». 17-го ч. получил я записку от Помпея Николаевича Батюшкова следующего содержания: «В Почаевской Лавре находится портрет Епископа Гедеона 382 Болабана, без подписи его имени. Святитель представлен в белом клобуке и потому некоторые думают, что это портрет не Гедеона, а Митрополита Дионисия 383 Болабана. Но, во-первых, нет никакого сходства с изображениями Дионисия, находящимися в Киево-Печерской Лавре и др. местностях и, во-вторых, по преданию это портрет Гедеона б.м. единственный, который не уничтожен униатами, а замаскирован ими белым клобуком. Весьма было бы желательно поместить изображение этого Святителя, как ревностного поборника и защитника православия, во времена насильственного введения унии в западной окраине России, в альбом издания «Памятники русской старины в Холмской Руси», которое выйдет в свете в начале 1885 года, по Высочайшему повелению. В этих видах писано в Житомир Волынскому Высокопреосвященному Тихону. Расходы на снятие фотографии редакция «Памятников» примет с благодарностью на счет суммы отпускаемой на издание. Желательно только, чтобы фотографический снимок был получен здесь не позднее первой половины ноября. П. Н. Батюшков покорнейше просит Высокопреосвященного Савву помочь ему в этом деле, написав, со своей стороны, Волынскому Преосвященному.16 октября 84 г.». 20-го ч. получил я письмо из Сергиева Посада от Ректора Моск. ак., протоиерея С. К. Смирнова. Он писал от 18-го числа: «Праздник 1 октября в настоящем году прошли в Академии весьма оживленно, благодаря благодушному настроению духа Митрополита. Я напомнил ему и о дне Вашего Ангела, и он с любовью побеседовал о Вас. Посещение Митрополитом академических лекций оставило в нем доброе впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

И действительно, себялюбивым актом они были уже изначала и, чем дальше, тем более, принижались в нравственном смысле. Жертвоприношение считалось „верною ладьею переправы на небо, сенью, отверзающею его“ 73 , и притом – с силою магическою, влияющею на самих —54— богов 74 и заставляющею их исполнять желание приносящего жертву: „велика сила почитания жертвенного!“ восклицает ведический певец; „я склоню ее к себе; оно держит, небо и землю; да будет оно воздано богам! да властвует оно над ними“ 75 „и смертным да сообщает возможность власти!“ 76 . И эта сила – вечная, неисчерпаемая, всегда повторяющаяся в правильно и точно выполненном ритуальном акте 77 . Поставленное так, жертвоприношение, как и связанная с ним молитва , не включают в себя нравственного начала как чего-то существенного. Пусть боги почти все благожелательны людям; пусть у молящегося есть известная доля доверия к их расположению; но все же главное „доверие“ (шрадда) есть вера не в них самих, а в силу и действенность жертвоприношения, вера, неразрывная с условием точности его выполнения (саты): „доверие (вера) и точность – вот наилучшая чета; если жертвуют с верою, жертва никогда не бывает тщетною» 78 . И так разрастается это доверие к механической, внешней стороне культа, что оно как бы устраняет богов и, олицетворяясь, само становится на их место, превращаясь в „Божество-Доверие“ (шрадда-дэва) 79 . Жертва и молитва таким образом носят характер не благоговейного деяния, не выражения любви к Богу и потребности единения с Ним; это даже не благодарность: „настоящие благодарственные жертвы“, правильно замечает Ольденберг, „совершенно чужды или почти чужды ведическому культу, так же, как и самое слово „благодарность“ чуждо ведическому языку 80 . Тот и другой знают —55— только просьбы к богам, просьбы притом, почти всегда касающиеся одних личных интересов жертвователя, и лишь косвенно, да и то лишь изредка, вопросов общественного благополучия. Интересы же преобладают материальные: молятся о даровании потомства, в особенности – сына, того главного блага по индусским родовым и религиозным понятиям 81 , о здоровье и долголетии, представление о коем в первобытную пору сливалось с еще недовыясненным понятием о бессмертии 82 ; молят о силе и власти над чужими и своими, о благосостоянии дома 83 , ради укрепления коего в глубокую старину приносились, кажется, даже человеческие жертвы 84 , об изобилии коров,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(3) Кто пройдет через пределы ивиров, встретит среди теснин узкую тропу, простирающуюся на пятьдесят стадий. (4) Эта тропа упирается в круто поднимающееся и совершенно непроходимое место 79 . Дальше не видно никакого прохода, если не считать как бы сотворенных природой ворот, которые издревле назывались Каспийскими. (5) Далее идут равнины, удобные для езды верхом и орошаемые обильными водами, страна большая, ровная и удобная для разведения лошадей. (6) Здесь поселились почти все гуннские племена, занимая пространство до озера Меотиды. (7) Когда эти гунны нападают на земли персов или римлян, то они едут на свежих лошадях через эти ворота, о которых я сейчас упомянул, не делая никаких объездов и не встречая никаких крутых подъемов, кроме тех пятидесяти стадий, которые, как сказано, ведут в пределы Иверии. (8) Двигаясь какими-либо другими проходами, они должны преодолевать большие трудности и не в состоянии пользоваться одними и теми же лошадьми; ибо им поневоле приходится делать большие объезды, и при этом по крутизнам. (9) Когда на это обратил внимание Александр, сын Филиппа, он выстроил в названном месте настоящие ворота и воздвиг укрепление 80 . С течением времени многие им владели, в том числе Амвазук, родом гунн, друг римлян и василевса Анастасия. (10) Достигнув глубокой старости и собираясь умирать, этот Амвазук, отправив к Анастасию доверенных лиц, просил дать ему денег, за что он обещал отдать римлянам укрепление и Каспийские ворота. (11) Так как василевс Анастасий не умел, да это и не было в его привычке, делать что-либо необдуманно, рассудив, что ему невозможно содержать там солдат, в месте пустынном в лишенном всех жизненных удобств, где не было по соседству ни единого подвластного римлянам племени, он велел передать Амвазуку большую благодарность за его расположение, но самое предложение признал для себя неприемлемым. (12) Немного времени спустя Амвазук умер от болезни, а Кавад, силой изгнав детей Амвазука, завладел воротами. Вскоре после этого Анастасий умер, и власть получил Юстин, отстранив от нее всех родственников Анастасия, хотя их было много и они были весьма имениты 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

Обстоятельствами вынужден я был собрать в прошлом месяце по секрету сведения о числе чиновников Православного и иноверного исповедания, по губерниям Виленской и Гродненской, в которых число народа, исповедующего Православную и Римско-Католическую веру, немного разнствует. И вот что оказывается из сих сведений. Известно, что Православные в сказанных двух губерниях состоят почти из одних крестьян, а почти все помещики принадлежат Римско-католическому вероисповеданию и так называемой польской касте. Следовательно, Православные вполне зависят по крепостному праву от сих иноверных и инородных помещиков. Чтобы в подобном положении поставить и казённых крестьян, чиновники по ведомству государственных имуществ назначены преимущественно из иноверцев. В обеих палатах, Виленской и Гродненской, из 14 членов только 4 Православных, из 37 делопроизводителей и других чиновников только 5 Православных, из 12 столоначальников только 2 Православных, из 41 окружных начальников, их помощников, лесничих и люстраторов только 8 Православных, – то есть, из 104 старших чиновников только 19 Православных. Если к сему прибавить, что по сказанным двум губерниям все восемнадцать губернские и уездные предводители дворянства иноверцы, а в числе их письмоводителей только один Православный: то ясно, что все Православные обеих губерний состоят в полной зависимости от иноверцев в ближайших и необходимых условиях своего быта. Чтобы уравновесить это преобладание иноверной ближайшей власти над Православными, едва ли достаточно было бы всей попечительности местных гражданских начальств, в самом лучшем и надёжном составе. Но вот каков на деле этот состав. При генерал-губернаторе, правитель канцелярии, старшие и младшие секретари, помощники секретарей и прочие чиновники канцелярии, в числе 21, все иноверцы, за исключением одного помощника секретаря Православного, – только в числе адъютантов, дежурных офицеров и чиновников особых поручений есть шесть Православных на пять иноверцев. При обоих гражданских губернаторах в числе правителей канцелярии, чиновников особых поручений, а также старших и младших помощников правителей канцелярии, 9 Православных, а 20 иноверцев. В обоих губернских правлениях в числе членов, секретарей, прочих чиновников и столоначальников, есть 39 иноверцев, а только 11 Православных. Таким образом, высшее управление двух губерний состоит из 27 только Православных, а из 84 иноверных старших чиновников.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Дорогой Владыко, посылаю Вам шоколад, это праздничное приветствие с Р[ождеством] Х[ристовым], будете кушать, вспомните гр[ешную] душу Анны. Прости Господа ради гр[ешная] Нюра. Благословите мое путешествие, помолитесь о нем. Найду, куплю урюку, пришлю с помощию Божиею. Д. 19. Л. 82–84 об. Подлинник. Автограф. 3. Не позднее 13 февраля 1957 г. Благословите, дорогой, дорогой Владыко! 733 Примите от меня, гр[ешной], земной мой поклон с глубокой благодарностью за Ваши святые молитвы, за Ваше письмо, которое получено в Карши. Разве я стою, ведь ничтожное я создание, чтобы получить такую радость, как Ваше дорогое письмо, от лица глубокочтимого светильника церкви Архиерея Божьего. Нет у меня, гр[ешной], слов излить, да и не найдешь их, чтобы Вас поблагодарить! В Карши я до сих пор еще только все собираюсь, пока дома, к Р[ождеству] Х[ристову] не удалось, то была больна, а потом Анюта мне передала, чтобы я провела праздники здесь – «так сказал Владыко», а уже там и 3 марта – выборы, вот до этого числа и застряла, да и опять вот болею, но, слава Богу, немного лучше. Письмо мне мои матушки вот на днях переслали сюда от Вас и ждут теперь туда меня совсем, так они поняли, судя по Вашему письму, что Вы меня благословили послужить им. Но я, конечно, понимаю: временно? Как мне теперь их разубедить, что они не так поняли Вашу фразу в письме. Не стою я, грешная, и их любви ко мне, скверной, бедные старушечки да и все прочие жаждут молитвы, слова Божия, плачут, не дождутся вот такую, как я, ничтожная, ну как бы им помочь. Почему-то там не разрешают открыть хотя бы молитвенный дом, хлопотали там женщины, на станции которые живут, два раза в Ташкент ездили – отказали. Сказали так, что открывают только там, где были церкви, а вновь разрешить не могут. Может, это нужно умеючи действовать, как бы хорошо, если бы хотя и дом молитвенный был там. Правда, два раза в год приезжает священник и служит вот у м. Соломии на станции, народу собирается много и из города приезжают (7 килом[етров]), где и находятся еще другие матушки, но все-таки жаждут все, чтобы праздники Божии не быть без молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Во время правления Марка Аврелия доводы апологетов в защиту христианства еще более расширяются. Для защитников Церкви представляется уже недостаточным только показывать, что христианство – великая и разумная религия, что на христиан клевещут недостойным образом, и что если несправедливо ставить их вне закона вообще, то равно неправильно и лишать их защиты обычного права: они идут дальше, и затрагивают самое чувствительное место спора, а именно – самое опасное и самое упорное предубеждение. Оригинальность этого второго, так сказать, поколения апологетов: философа Афинагора, епископов Феофила, Мелитона и Аполлинария, состоит в том, что они смело переносят свои оборонительные действия на политическую почву. Они утверждают, что те, кого с самого начала приговаривали к смертной казни, и те, на которых продолжают доносить и жаловаться, как на «врагов человеческого рода», то есть на противников римской цивилизации, установленного порядка и империи, – сутъ, напротив того, самые мирные подданные и самые верные слуги государства. Они не боготворят императора, но они почитают его, повинуются ему, любят его и за него молятся 84 . Они желают прочного утверждения и продления династии, с благодарностью наслаждаются миром в империи, радуются процветанию городов и мудрости законов 85 . Они находят удовольствие в том обстоятельстве, что христианство возникло в то же самое время, как и империя, и что судьбы того и другой связаны Провидением 86 . Они любят останавливаться на той противоположности, какую представляют жестокости, предметом которых были христиане при злых императорах, как Нерон и Домициан, и та сравнительная благосклонность, какую приобрели они от добрых, каковы Адриан и Антонин 87 . Эти выражения верности встречаются не исключительно только в писаниях апологетов 88 ; кажется, что эти чувства вполне искренно разделялись тогда большинством христиан, и число тех, которые проклинают еще Рим – по примеру составителей подложных сивилльских оракулов (иудейско-христианское сочинение этого времени), очень невелико. Идеал большинства был совершенно иной. Так, современник Марка Аврелия, фригийский епископ Аверкий, называющий в своей эпитафии (сочиненной им для своей гробницы) Рим – «царским городом», дающий своей родине, Иерополю, имя «прекрасного», и самому себе –звание «гражданина», – присуждает осквернителей своего места погребения к уплате штрафа: тысячи золотых монет – в римское казначейство, и двух тысяч – в городскую кассу 89 . Эти выражения и патриотические завещания представляют поразительные иллюстрации к писаниям Афинагора, Феофила, Аполлинария и Мелитона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

120 Цензурное одобрение сего сочинения к печати давал, вместе с архимандритом Феодором (Вухаревым) и наставник архим. Феофана по академии, раньше упомянутый нами архимандрит Фотий (Щиревский). 125 Одну из них можно видеть и в упомянутом раньше Афонском издании 1883 года, стр. 70–79 и в Христиан. Чтении за 1859 г., ч. I, стр. 246–253. Произнесена в Исаакиев. соборе. 126 Это слово напечатано и в том же Афон. издании, на стр. 187–103 и в Христиан. Чтении за 1858 г. ч. I, стр. 429–436. 128 Это слово напечатано и в том же издании, стр. 233–244 и в Христ. Чтении за 1858 г. ч. II, стр. 203–215. 129 Эти два слова напечатаны в Афонском издании, под заглавием: Небесный над нами покров святых и уроки от лица их во дни празднетвета и чествования их. Слова Епископа Феофана. Стр. 84–93 и 93–103. Москва, 1893. 133 Указание см. там же, стр. 79. Указание годов произнесения проповедей в сем издании, по сообщению А.Г. Говорова, делал сам преосв. Феофан. Пользуемся настоящим случаем, чтобы засвидетельствовать нашу глубокую благодарность А.Г. Говорову за его любезное разъяснение некоторых недоумений наших касательно хронологии писаний преосв. Феофана и их появления в свет печатью. 134 Так напр. слово в день св. благов. вел. кн. Алаксандра Невскаго, заключающимся в нем упоминанием о молебствии по случаю прекращения холеры (стран. 279 изд. 1895 г.) указывает на свое произнесение во всяком случае во время раньше вступления проводника в должность ректора академии, разуметь ли при этом холеру 1848 года или 1854 г. 135 Желание это подлинными словами манифеста указано было в рассмотренной выше проповеди на тот же день 1858 года. В настоящей проповеди (стр. 57 изд. 1859 года) оно излагается вкратце. 136 Преосв. Феофана, Краткия мысли на каждый день года, распространенныя по числам месяцев, стр. 30. Москва, 1882. 137 См. напр. по изданию 1859 года стр. 5, 9, 13, 40, 47, 67, 87 и дал. 6, 268 и дал. 307 и дал. 316, 318 и мн. др. Читать далее Источник: Преосвященнейший епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский : Биогр. очерк/[Соч.] Проф. Ивана Корсунского. - Москва, 1895. 294 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Поэтому совершенно логично назвать мудрость (σοφα) Бога «премудростью» (περσοφα), как это и делает Псевдо–Ареопагит. При переводе на церковно–славянский язык за библейским sofia как бы было усмотрено это ареопагитическое речение περσοφα. Для пояснения этого случая заметим, что в церковно–славянском языке речения на «пре-» употребляются еще щедрее, чем в сакральной греческой лексике. Вот один пример. В греческом подлиннике литургии Иоанна Златоуста мариологическое заключение Великой Ектении включает только один эпитет с приставкой περ — (περευλογημνης — «преблагословенную»); в славянском тексте есть еще два эпитета с приставкой «пре-» — «пресвятую» (παναγας, т. е. собственно «всесвятую»; и «пречистую» (χραντος, т. е. «незапятнанную»). Последний эпитет в древних списках еще лишен эмфатической приставки и звучит как «чистую» (автор приносит благодарность за это указание А. И. Рогову). 10 «Речи Сигрдривы», 5; см.: «Старшая Эдда». Пер. А. И. Корсуна. (В серии «Литературные памятники»), М. — Л., 1963, стр. 110. 11 «Titi Livi ab urbecondita». 1.1,19,5 (ed. W. Weissenborn. Lipsiae, 1894, p. 21). 12 «Theogonia», 886–900 («Hesiodi carmina», ed. A. Rzach. Lipsiae, 1908, p. 45). 13 H. Diets. Die Fragmente der Vorsokratiker, 4. Aufl., Bd. II. Berlin, 1922, S. 56, fragm. B2). 14 А. Ф. Лосев. Олимпийская мифология в ее социально–историческом развита и. — «Ученые записки МГПИ», т. 72, вып. 3. М., 1953, стр. 55. 15 «Hymni orphici», XXXII, 8 («Orphica», rec. Ε. Abel. Pragaeet Lipsiae, 1885, p. 75). 16 «Античные поэты об искусстве». Сост. С. П. Кондратьев и Ф. А. Петровский. М., 1938, стр. 41. Срв. такие эпитеты Афины, как «Детопитательница» (κουρτροφος). 17 Обе цитаты даны в переводе Φ. Ф. Зелинского («Древнегреческая литература эпохи независимости», II. Пг., 1920, стр. 67 и 84). Следующий текст Эсхила мы считаем нужным привести в дословной передаче: «радуйтесь, люди градские, предавшиеся в достояние Зевсовой Деве, дружественные — дружественной, разумные — мудрой: вас, пригретых крылами Паллады, почитает Отец» («Eumenides», 998–1000. — «Aeschyli tragoediae», ed.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Надеюсь, мне удалось описать Вам, в каком положении я ныне нахожусь. В Италии у меня реальные возможности продолжать профессиональную работу. Меня просят поставить оперу в Муниципальном театре Флоренции. У меня есть новые кинопроекты, к примеру, экранизация „Гамлета“, которая всегда была моей сокровенной мечтой. РАИ и Экспериментальный киноцентр в Риме также готовят мне предложения. Но, главное, итальянские друзья предоставляют мне возможность организовать школу повышения квалификации для профессионалов кино — режиссеров, сценаристов, операторов, монтажеров. Эта инициатива могла бы быть очень полезной как для итальянского, так и для европейского кинематографа в целом. Стоит ли говорить, насколько меня заинтересовала эта идея! На данный момент у меня нет другого выхода, чем просить Вас, Президент Пертини, обратиться с письмом к главе советского правительства Андропову с просьбой — во имя дружбы и сотрудничества между нашими странами — о продлении срока моего пребывания в Италии до двух или трех лет, чтобы я смог посвятить себя работе преподавателя в этой новой киношколе. Также прошу Вас обратиться к руководству моей страны с официальным приглашением, чтобы моей теще Анне Егоркиной, моей жене Ларисе и моему младшему сыну, Андрею, было дозволено выехать ко мне в Рим, на тот же срок, что и мне, для того чтобы я смог непосредственно заботиться об их содержании и заниматься здоровьем ребенка. Мне пятьдесят лет. Я хочу работать и нуждаюсь в работе. Я продолжаю уважать и признавать авторитет своей страны, но также хочу ответить благодарностью на гостеприимство той страны, в которой сейчас пребываю, предлагая ей свою работу еще в течение нескольких лет. Надеюсь, Президент Пертини, что Ваше авторитетное вмешательство поможет мне быть услышанным руководством моей страны. Заранее благодарен за то, что Вы в силах сделать. С глубоким уважением, Андрей Тарковский». Вчера встречался с президентом Экспериментального центра в Риме (Киноцентр). Он дал мне письмо с приглашением для меня провести цикл киносеминаров на тему «Что такое кино» в течение 83–84 учебного года. Копию письма он отправит в Москву на имя Ермаша. Звонила Ольга. Сказала, что меня очень ждут в Америке — на фестивале (Том Лади) и продюсер, вернее, прокатчик. Что надо послать по две фотографии для виз и сообщить, откуда я поеду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Ты не видишь, сколько их падает при каждой произнесенной тобой молитве, сколько обращается в бегство. Ты видишь только, насколько ранят тебя. Но побиваются и они. Им тоже тяжко. Всякий раз, когда мы проявляем терпение, они вприпрыжку убегают и при каждой молитве тяжко ранятся. Итак, не жди во время войны, когда ты мечешь во врагов стрелы и пули, чтобы они метали в тебя мармелад и шоколад. Помнишь, что ты писал тогда, в начале? Ты говорил, что облекся в монашеский образ как во всеоружие, чтобы воевать против начал и властей тьмы 84 . Итак, подвизайся, чтобы быть верным своим словам. Письмо 17 Чадо мое милое со всей во Христе братией! Радуйтесь святой радостью Господа нашего Иисуса Христа! Сегодня память святого Харалампия. Вчера мы узнали, что пришла почта, и как закончились первые три дня Великого поста, ходил брат в Дафни 85 и получил перевод и заказное письмо. Пожалуйста, не шлите заказных, потому что очень трудно нам ходить отсюда в Дафни. И в нашем нынешнем положении это каждый раз для нас большие расходы. Вскрытие писем объясняется так: видимо, некоторые думают, что я пишу об их согрешениях Старцу, их духовнику, и поэтому вскрывают их, чтобы увидеть, что там написано. Но я об этом нисколько не волнуюсь. Не беспокойтесь и вы. Пусть каждый заботится о своей душе. Ведь каждый из нас ответит не только за правые и неправые свои дела, но и за слово праздное, и за мысли, которым мы прегрешительным образом предавались. Поклонись своему Старцу и передай ему мою благодарность за милость, которую он нам оказал, разрешив тебя от епитимии. И впредь будь внимателен, дитятко мое, ибо ошибки приносят боль, и это труд – исполнять епитимию. Когда Старец говорит тебе, а ты не идешь или не отвечаешь, – это страшное пренебрежение. Это непростительно для того, кому завтра снова предстоит увидеть лицо своего отца. Так мог бы делать только тот, кто принял решение и уже готов удалиться от своего ближнего и более его не видеть. Иначе как сможет тот, кто остается, посмотреть в глаза своему духовному отцу? Как он с ним заговорит, попросит его благословения?

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010