Третье значение представлено в Лев 7. 15: «Мясо мирной жертвы благодарности должно съесть в день приношения ее (    ), не должно оставлять от него до утра». Это значение отражено в Септуагинте, где термин   в Лев 7. 15 переведен глагольной формой - δωρεται - как указание на действие, а не на объект жертвоприношения. Термин «корван» как обозначение видов жертвоприношений употребляется и в Кумранских рукописях (см.: TDOT. 2004. Vol. 13. P. 157; Beyer. 1984. S. 686). Вместе с тем в межзаветный период термином «корван» обозначали любую вещь, посвященную Богу по обету. Это значение засвидетельствовано в древнееврейской и арам. эпиграфике ок. Р. Х. (арам. надпись на оссуарии:                     - «всё, чем кто-либо воспользуется от этого оссуария,- корван Богу от того, кто [находится] в нем» - Beyer. 1984. S. 343-344). Предпосылки для такого употребления термина «корван» появляются уже в ВЗ. Так, в Книге Неемии термином   обозначается поставка дров в Иерусалимский храм (Неем 10. 35; 13. 31; возможно, использование термина с архаичным гласным (   в отличие от  ) должно было подчеркнуть, что «приношение» в данных контекстах Книги Неемии не тождественно ритуалу жертвоприношения). В кн. Числа словом   названы дары начальников колен Израилевых , принесенные ими для скинии собрания (Числ 7. 3, 10-13, 17, 19, 29, 31 и т. д.). Новое значение термина «корван», вероятно, получило отражение и в Септуагинте, в которой термин   регулярно передается как δρον (TDOT. 2004. Vol. 13. P. 153; это слово используется в Септуагинте также в нерелиг. значении «дар», «подарок», см.: Втор 16. 19; Суд 5. 19; кроме того, им передаются др. древнеевр. термины, обозначающие приношение, см.: Числ 28. 24). В раввинистической лит-ре значение термина «корван» как вещи, посвященной Богу, становится доминирующим (TDOT. 2004. Vol. 13. P. 158). Именно оно отражено в описании полемики Иисуса Христа с фарисеями в Евангелии от Марка. Согласно Мк 7. 11, фарисеи допускали посвящение Богу в качестве К. имущества, посредством к-рого человек мог бы оказать помощь своим родителям (т. е., вероятно, приношение К. считалось более значимой религ. обязанностью, чем исполнение заповеди о почитании отца и матери). Объясняя термин κορβν, евангелист использует то же слово, что и Септуагинта,- δρον.

http://pravenc.ru/text/2057230.html

Господи Иисусе Христе, помилуй меня. Вот наше оружие. Вот камни, летящие в Голиафа. Вонзился камень в лоб его, и он упал лицом на землю (1 Цар. 17, 49). Итак, к духовной трапезе на входе в Великий пост добавляет нам Церковь поначалу всего один псалом, притом короткий. Главное слово в нём последнее — «камень». Это тот Камень, на Который если кто упадёт, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит (Мф. 21, 44). Это — Христос. Его именем нам предстоит побеждать вавилонских младенцев — злые похоти, вырастающие из земли нашего сердца. Разбивать их о камень нужно без жалости, поскольку нас они не пожалеют, если мы позволим им вырасти. В победе над этими «младенцами» и заключается залог возвращения домой, в объятия Отца, на землю свободы, на духовную Родину. Весь пост есть роскошная богословская трапеза. Ощутит её вкус тот, кто подсушит чрево, напряжёт ум и сожмёт сердце печалью о содеянных грехах. Поспешим же на этот пир, братья, пока двери не заперты, пока глашатаи на распутьях продолжают звать, пока трапеза наполняется возлежащими. Рейтинг: 9.6 Голосов: 408 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Раба Божия Тамара 12 марта 2019, 20:15 Слава тебе, Боже! Как будто лично для меня это все объснил отец Андрей, как я хотела понять смысл именно этого псалма " На реках Вавилонских " ... Евфросинья 18 марта 2013, 08:42 Спаси Господь! Всегда читаю Ваши статьи. Полностью согласна с Наталией: пишите, отче, Бог Вам в помощь! Татиана 29 февраля 2012, 19:13 Владимиру: Библия и псалмы - не только и не столько конкретика, но и всегда символика. Господи Иисусе Христе, помилуй нас! Любовь 12 марта 2011, 13:38 Спаси Господи! За такое вразумление.Нас непросвещённых очень много.Вразумляйте нас свими статьями!Великая благодарность за всю Вашю работу. Ирина 11 марта 2011, 23:14 Спаси Вас Господь! Как все сразу стало ясно и понятно! Владимир 11 марта 2011, 22:42 Такая интерпретация пс. 136 - не новость. Следует, однако, отметить, что писался этот псалом в далёкие Ветхозаветные времена, когда взятие вражеского города сопровождалось избиением младенцев, ибо потенциального противника, согласно представлениям той эпохи, следовало давить в колыбели (см. 4 Цар 8, 12; Ос 10, 14; Наум 3, 10). Так что процедура в этом замечательном произведении псалмопевцем Давидом описана вполне конкретная.

http://pravoslavie.ru/45119.html

Всё это и многое подобное – безрадостные побеги греха, живущего в нашем сердце, да. Никто их не оправдывает. Но есть некоторый Промысл Божий в том, что мы не можем их одолеть – обещай – не обещай. Потому что бессильное наше барахтанье в борьбе со грехом, которое с трудом тянет на название «духовная брань», способно, тем не менее, служить нам к стяжанию смирения и снисхождения к другим людям. А значит, дает надежду войти в Царство Небесное – ибо «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). Рейтинг: 9.9 Голосов: 1415 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталия 24 декабря 2019, 17:27 Мудрые, взвешенные мысли, с любовью к Богу и человеку. Для меня ключевым моментом стали эти слова: " Но есть некоторый Промысл Божий в том, что мы не можем их одолеть – обещай – не обещай. Потому что бессильное наше барахтанье в борьбе со грехом, которое с трудом тянет на название «духовная брань», способно, тем не менее, служить нам к стяжанию смирения и снисхождения к другим людям. " Спаси Господи вас, инокиня Наталья. Юлия 29 ноября 2019, 10:01 Спасибо!!! Полностью согласна!!! Мария 26 ноября 2019, 23:43 Матушка, примите благодарность за статью - просто, трезво, с рассуждением. игорь 11 сентября 2019, 07:42 Хорошая статья, думаю кому надо - поймёт. Евгений 9 июля 2019, 21:40 «Живи, как живешь… греха только тяжелого не сотвори». В общем, я с этим не согласен в отличие от автора статьи (см. 1 абзац). Нельзя сквозь пальцы смотреть на любой грех. И победить можно любой грех. Трудно не значит невозможно. И тем более трудность борьбы не повод признавать ее бесполезность, пусть и не оправдывая грех, или призывать бороться как-то мягко (не требовать обещаний немедленного отказа, напр.). И с градацией требований к верующим тоже не согласен. В этом и вижу компромисс. инокиня Наталья 9 июля 2019, 15:33 Евгений, еще раз: речь не о том, чтобы грех оправдать. Речь о том, что разная греховная повреждённость требует разного врачевания. Очень разного! Не знаю, какую аналогию тут предложить, но может быть сойдёт вот эта: если язву желудка лечить химиотерапией, то можно искалечить и даже убить человека! Проблемы с язвой при этом, кстати, только усугубятся.

http://pravoslavie.ru/121953.html

Терпение в злополучии познается (1:205, см. СКОРБИ , 864). Терпение в том состоит, чтобы перенести скорби без ропота и гнева Терпение не в том состоит, чтобы много дознавать и терпеть бед; но в том, чтобы их великодушно сретать и не ропотно, но терпеливо сносить, и гнев воставший укрощать, усмирять и побеждать, от роптания, негодования и гнева сердце свое удерживать, и сдаваться во всем на волю Божию. Беды бо и благочестивым и нечестивым приключаются; но едины только благочестивые терпеливо и великодушно сносят их (2:293). Терпение истинное в том, чтобы не только не мстить, но и не хотеть мстить Добрые и злые приемлют обиды от других; – добрые обидевшим прощают, и, хотя могут мстить, не отмщевают и не хотят отмщевать; злые не терпят того, но обиду обидою тщатся отвратить, и, когда не могут делом, словом язвительным и клеветою отмщевают. Терпение бо истинное есть – не токмо не отмщевать, но и не хотеть отмщевать обидевшему, хотя бы сердце и поощряло к тому (2:293). Совершенное терпение – не чувствовать обиды в сердце Большее и высочайшее терпение есть не чувствовать обиды и болезни в сердце своем. Таковый подлинно миру, плоти и греху «умре», а «живет» Христу. Таковый ни похвалою возносится, ни поношением оскорбляется; как в благополучии, так и в злополучии равен, постоянен, тих и кроток. Преблагополучное есть такое сердца состояние! (2:293). Терпение рождается от веры (3:29, см. ВЕРА , 146) (3:19, см. БЛАГОДАРНОСТЬ , 29). Терпения без веры не бывает Истинное терпение христианское от веры происходит, и без веры быть не может. Понеже плоть наша всегда хощет воли своей последовать, в приятностях и увеселениях мира сего быть: почему всякой противности ужасается и, когда приключится, смущается и негодует. Но вера, в сердце живущая, сие ея смущение укрощает и усмиряет, представляя, что все по Божию промыслу бывает; что Бог посылает наказание не от гнева, но от любви: «егоже бо любит Господь, наказует» ( Евр. 12, 6 ); что скоро сему бедствию конец будет; что временной скорби последует радость вечная; что нетерпением и негодованием благость Божия оскорбляется, – и тако смущаемое и волнующееся сердце укрощает и утешает (2:293).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Признак живой веры – истинное почитание Бога (5:284, см. БОГОПОЧИТАНИЕ ИСТИННОЕ , 105). Вера высоко почитает спасительное Христово смотрение, рождение, на земли пожитие, страдание, смерть и воскресение (3:19, см. БЛАГОДАРНОСТЬ , 29). Вера святая есть начало и корень истинного богопочитания и духовной мудрости (2:19, см. МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ , 568). Признак живой веры – надежда, что Спаситель избавит нас от греха и дарует жизнь вечную (5:285, см. НАДЕЖДА , 582). Признаки живой веры – страх Божий и духовная радость (5:286, см. СТРАХ БОЖИЙ , 1993) (3:18, см. СТРАХ, 996). Вера соделывает радость и веселие в сердце верующего (3:18, см. РАДОСТЬ , 785). Вера евангельская без утешения не может быть (3:13, см. ВЕРА , 159). С верою искать милости у Христа (3:13, см. ПОКАЯНИЕ , 721). Вера выявляется добродетелями (2:374, см. ВЕРА, 158). Вера и добродетели есть истинное христианское украшение (3:242, см. ОДЕЖДА , 627). От веры рождаются НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, ТЕРПЕНИЕ, МОЛИТВА, СМИРЕНИЕ, СТРАХ БОЖИЙ Вера представляет будущая благая, яко настоящая и невидимая, яко видимая. «Вера бо есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых», по описанию Павла ( Евр. 11, 1 ), – от чего рождается «надежда». Вера показует Бога, яко Отца человеколюбива, Отца щедрот и всякия утехи ( 2Кор. 1, 2 ), – от чего происходит «любовь к Богу»: а от любви к Богу последует «любовь к ближнему». Вера научает, что Бог посылает крест верным Своим не от гнева, но от любви; ибо, «егоже любит Господь, наказует» ( Евр. 12, 6 ); тем утешает их в страдании и научает «терпению». Вера, когда показует человеческую немощь, тем научает, что искушение понести сам собою человек не может: а тако убеждает его искать помощи у Бога, Который вся может, и обещался искушаемым помощи ( Мф. 19, 26 ; 1Кор. 10, 13 ; Евр. 2, 18 ). Отсюду в верном восстает «воздыхание и молитва». Вера воображает верному величество и все всемогущество Божие, и свое Ему окаянство и подлость представляет; от того в верном бывает «смирение» и самого себе уничтожение. Вера увещавает вернаго опасно ходити и обращаться в прелестном мире сем, чтобы не окаляться сквернами его, и паки не лишиться милости Божией и не подпасть праведному Его гневу: от сего последует «страх Божий», который человека от всякого зла отводит. И тако вера истинная бывает всех добрых дел корень (3:29).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 3626. Л. 26–27). Игумении Порфирии (Глинко). Три письма и телеграмма. Первая половина ноября 1907. Кронштадт Упоминаются в письме игумении Порфирии секретарю Архангельской Духовной консистории Н. В. Никитину. Она писала: «Я получила от о. Иоанна 3 письма, заключающие чтобы я отнюдь не входила в дело мальчика увечья Мерзлого, потому что, во-первых недавно послал Он ему 100 р. и мальчик собственноручно написал Батюшке письмо, благодарное, и выражает в нем, что по шалости своей лишился руки, а на родителей жалуется, что они научены жидами подать в суд . Он даже и телеграмму дал, что не желает иметь дело с жидом [Галецким. – Ред.] . И еще пишет, почему он [Артемий Мерзлый. – Ред.] не заводил процесса сразу, а спустя уже 7 лет…» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 3626. Л. 26–27). см. письмо епископу Иоанникию (Казанскому) от 9 ноября 1907 г. и примеч. к нему. Игумении Людмиле. Письмо. Конец декабря 1907 – начало января 1908. Кронштадт Упоминается в письме игумении Теолинского монастыря Людмилы к отцу Иоанну от 9 января (без обозначения года), содержащем благодарность за очередные присланные деньги и за письмо («…хочется ответить Вам на два Ваших вопроса»): «Вы пишете: “Не думаю, чтобы вы были оставлены Св. Синодом и водворены в инославном крае” . Еще, дорогой наш Батюшка, Вы писали, что “на Руси много добрых людей, только бы знать нужды наши – давайте знать о себе”». На оба вопроса м. Людмила отвечает: «Вы у нас единственный благодетель, если бы не Вы, то я и не знаю что было бы с нами…» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 56. Л. 34–35об.). Год устанавливается приблизительно: до последних месяцев своей земной жизни отец Иоанн посылал деньги Теолинскому монастырю (см. об этом: Дневник.1908. С. 102–103). Диакону Петру Никольскому. Письмо. Первая половина января (не позднее 15-го) 1908. Кронштадт Упоминается в письме диакона от 19 января 1908 г. из Суры: «В первых строках своего письма спешим к Вашей светлой Личности принести искреннейшую благодарность за Ваше поздравление с Новым Годом и дорогие для нашего сердца Ваши нам пожелания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Алфавитный указатель догматических, нравственных и церковно-исторических понятий, объясненных в этой книге А Об адских (вечных) мучениях, 19 июня В чем мы должны подражать св. Алексию , человеку Божию? 17 марта О бытии ангелов , 12 января; – ангелов хранителей, 12 июня Об ангелах , 26 марта Что сделали для распространения христианской веры св. апостолы и что должны делать мы? 28 апреля Св. апостолы своей жизнью научают нас, что без благодати Божией человек весьма слаб, 29 июня Труды св. апостолов , 8 апреля О явлениях Господа апостолам в день Своего воскресения, приложение О причинах ненависти к апостолам современного им общества, 15 апреля Краткие сведения о св. апостолах и уроки из их жизни, 30 июня Что означает артос ? Приложение О доблестях св. благоверного князя Александра Невского , 30 августа К чему должна побуждать нас уверенность в том, что ангелы посылаются Богом в служение нам и пекутся о нашем спасении? 13 июля; 8 ноября Ангелы сохраняют человека во всех случаях его жизни, 3 августа Попечение ангелов о людях, 2 декабря О мире ангельском , 13 июля Объяснение изображения св. архангела Михаила, 6 сентября Семь архангелов Божиих, 8 ноября Б Беспечность о своем спасении, 12 октября; как она безрассудна и опасна, 10 сентября О подражании св. бессребреникам Косме и Дамиану, 1 июля Как христианин должен относиться к земным благам ? 8 августа; 2 сентября. См. еще богатство . Жизнь во Христе есть высшее благо , 7 июля Отчего многие христиане не заботятся о снискании благ небесных? 23 июля О благоговении к святыне, 2 июля О благодарности и неблагодарности, 24 августа Как научиться быть благодарным Богу? 29 октября Благодать Божия всех призывает ко спасению, 14 декабря. См. еще спасение человека Почему грешники часто благоденствуют , а праведники бедствуют на земле? 7 сентября; 21 сентября О благословении Божием , 7 июля О неизреченной благости Божией к роду человеческому, явленной в рождестве Господа нашего Иисуса Христа, 25 декабря О благотворительности , 31 декабря О свойствах истинной благотворительности , 12 декабря О побуждениях к благотворительности , 22 сентября; 12 ноября Уроки благотворительности из жизни св. Филарета Милостивого, 1 декабря Об обязанности благоугождения ближнему, 26 июля Благочестие – условие благоденствия русского народа, 22 ноября В чем состоит блаженство праведников? 13 декабря О заповедях блаженства , 17 октября Без любви к ближнему не спасешься, 13 сентября Должно увещевать ближних , нравственно погибающих, 23 декабря Как относиться к грехам наших ближних ? 26 сентября; 14 августа Служение ближним должно быть первой целью нашей жизни, 22 октября; 26 июля Средства к борьбе с блудной страстью, 26 июля Богатство и бедность в отношении к спасению человека, 27 октября Христианские средства для приобретения богатства , 23 ноября Как должно вести себя в отношении к богатству и земным благам? 8 августа; 24 октября

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Изображение Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон». СПб. 1911 г., с. 152, рис. 353. Н. П. Кондаков – «Иконография Богоматери. Связь греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения». СПб. 1911 г., с. 17, рис. 10. В. Т. Георгиевский – «Фрески Ферапонтова монастыря». СПб. 1911 г., табл. XXXXIV. 50 Д. Аладов и Д. П. Пурцеладзе оставили уже это предположение. Последний в своей статье «О грузинских древностях в Киеве» пишет: «Пока не известно, когда и по какому случаю омофор перенесен из Москвы в Киев» («Весь Кавказ», историч. отд., с. 10, примеч. 1). Умалчивает о причине перенесения омофора из Москвы в Киев и прот. П. Г. Лебединцев в своей брошюре о Киево-Софийском соборе (теперь эта брошюра составляет библиографическую редкость; у нас под руками французский перевод ее: «Notice sur l’Église cathédrale sainte Sophie de Kiew». Киев. 1888); прот. Лебединцев ограничивается сообщением лишь кратких сведений о грузинском омофоре при перечислении достопримечательностей ризницы Киево-Софийского собора, р. 66. 52 См. «Грамоты и другие исторические материалы XVIII столетия, относящиеся к Грузии», под редакцией проф. А. А. Цагарели, т. I. СПб. 1891 г., с. 12 и дал., и т. II, вып. 2. СПб. 1902 г., с. 43 и дал. 53 Дело Архива Моск. синод. конторы 394, от ноября 29, 1787 г., «По указу из Св. Синода о пребывании в Москве для священнослужения Имеретинскому католикосу Максиму с произведением жалования в 1200 рублей на год. Тут же 1789 года, сентября 29, по указу из Синода о увольнении его для пребывания в Астрахани», л. 2 и л. 19. 54 «Описание документов и дел, хранящихся в архиве Свят. Прав. Синода», т. I. СПб. 1868 г., прилож. XLV. И. Е. Забелин – «История города Москвы», ч. 1. М. 1904 г., с. 547. 55 См. нашу брошюру: «Официальные сведения о монастырях Астраханской епархии от последней четверти XVIII столетия». Астрахань. 1911 г., с. 7, примеч. 56 Архив Киево-Печерской Лавры; Указы, 81. Архив Киев. дух. консистории, дело 656 за 1795 г. (за сообщение справки из архива Киев. дух. консист. приносим искреннюю благодарность В. Ф. Дурдуковскому). 58 Ibid., с. 297–298, табл. VII. Ch. Diehe, op. cit., р. 800. В. Прохоров – издание: «Христианские древности и археология» за 1864 г., кн. 3 – «Императорская далматика в соборе св. Петра в Риме», с. 37–56 (перевод нем. статьи Sulpiz Boisserée).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18 Святитель Ипполит Римский. Толкование на пророка Даниила. Кн. 3. Гл. 29//Творения. Т. 1. Казань, 1898. С. 107. 19 Глубоковский Н. Н. Опыт русской обработки материала для жизнеописания святого апостола Павла//Христианское чтение. СПб., 1894. Вып. 1. С. 193–194. 21 Зарин С. М. Книги апокрифические Нового Завета//Богословская энциклопедия. Т. XI. СПб., 1910. С. 459. 22 Мещерская Е. Н. Новозаветные апокрифы. С. 51; Мещерская Е. Н. Апокрифические деяния Апостолов. М., 1997. С. 24; Свенцицкая И. С. Судьбы Апостолов. Мифы и реальность. М., 2005. С. 85. 27 Vouaux L. Les Actes de Paul et ses lettres apocryphes. С. 64; Leclercq H. Paul (saint). С. 2685. 29 Деко А. Апостол Павел. Жизнь замечательных людей. С. 236; Ауни Д. Новый Завет и его литературное окружение. СПб., 2000. С. 141. 34 Множество латинских переложений Passio sancti Pauli apostolic приписываются папе Лину (конец IV — начало V вв.), но его авторство подвергается сомнению. Насчитывают 78 таких рукописей. Поскольку они имеют авторство, их обычно не рассматривают в разделе апокрифических произведений. 39 Блаженный Иероним Стридонский. Книга о замечательных мужах. Гл. 7//Блаженный Иероним. Творения. Ч. 5. Киев, 1880. С. 294. 41 Перевод с греческого: Аверинцев С. С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1987. С. 128–142; с сирийского: Мещерская Е. Н. Апокрифические деяния Апостолов. С. 412–440. 43 Фрагменты этого перевода опубликованы в серии ЖЗЛ: Деко А. Апостол Павел. С. 236–244. Полный текст с краткими комментариями автора перевода опубликован в книге: Скогорев А. П. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. Исследования. Переводы. Комментарии. СПб., 2000; он также доступен на сайте Русской апокрифической студии. 44 Переводчик выражает искреннюю благодарность отцу Феодору Юлаеву, ока­завшему неоценимую помощь в подготовке данного перевода. 45 Апостол Павел пишет Тимофею: Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною (2 Тим 4:10). Когда апостол Павел второй раз пришёл в Рим, апостол Тит временно оставил свою критскую паству и пошёл в Рим послужить своему духовному отцу (см.: Минея богослужебная. Жития. Авг. 25).

http://pravmir.ru/muchenichestvo-svyatog...

И далее мы читаем: Мф.26:29 . «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». Святитель Иоанн Златоуст так истолковал этот стих: «Так как Он беседовал с учениками о страдании и Кресте, то опять говорит и о Воскресении, упоминает о Царстве, называя таким образом Свое Воскресение » 511 . – Это означает, что и мы переживаем воскресение первое, когда, обращаясь из неверия в веру, обретаем гражданство Небесного Царствия, еще оставаясь на земле (см. Еф.2:19 ). Блаженный Иероним Стридонский соглашается с Златоустом и пишет: «Царство Отца, по моему мнению, есть вера верующих, – это же самое утверждает также и апостол [евангелист]: “Царствие Божие внутрь вас есть” ( Лк.17:21 ) » 512 . Признавая власть Бога над собою, мы уже переходим под Его управление и становимся причастными Его суверенному теократическому господству. И хотя за нами и сохраняется гражданство земное, мы более подчиняемся воле Божественной и надмирной. Таким образом, Причастие на земле – уже есть участие в мессианском Небесном пире. И далее мы читаем: Мф.26:30 . «И, воспев, пошли на гору Елеонскую». Истолковывая слова « и, воспев », блаженный Иероним пишет: «По этому примеру Спасителя насытившийся Его Хлебом и вкусивший в изобилии Его Чаши может восхвалить Господа и вступить на Масличную гору (то есть подняться на духовную высоту. – О.С.) , на которой обретается успокоение от трудов, утешение в скорби и познание истинного света » 513 . – Иными словами, подлинную радость и отдохновение мы обретаем в общении со Христом, через Святые Дары Его Тела и Крови, – это и есть подлинный источник богопознания, о котором сказано: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» ( Ис.12:3 ); и еще: «и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» ( Ис.58:11 ). Святитель Иоанн Златоуст предлагает каждую трапезу, и не только литургическую, оканчивать духовным пением, он пишет: «Да слышат все те, которые, подобно свиньям, принимая пищу без молитвы, попирают чувственную трапезу и встают от нее опьянелыми, тогда как должно оканчивать ее с благодарностью и пением» 514 . Сказано: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ( Еф.5:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010