Иисус первым исполнил Свои собственные заповеди, оставив в Своем лице пример для подражания на все времена. Но Он не ограничился этим. Он создал Церковь и, как глава тела Церкви ( Кол. 1:18 ), остался в ней в качестве гаранта осуществимости Своих заповедей. Через тот опыт общения с Ним, который возможен только в Церкви, в том числе благодаря участию в таинствах, человек получает сверхъестественные духовные силы, необходимые для воплощения в жизнь того, что Он заповедал. И лишь изнутри церковного опыта, в котором действие человека неразрывным и непостижимым образом сопряжено с действием Бога, человек может не только в полной мере осознать смысл Нагорной проповеди, но и воплотить ее в жизнь. В Послании к Евреям проводится параллель между Иисусом и Моисеем. Напоминая об обстоятельствах, при которых было дано Синайское законодательство, автор послания противопоставляет Моисею Иисуса как Создателя Церкви и Ходатая Нового Завета: Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово 467 , ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями или поражен стрелою 468 ; и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: «я в страхе и трепете» 469 . Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу... ( Евр. 12:18–24 ). Через весь корпус Нового Завета – от Нагорной проповеди до Послания к Евреям – прослеживается одна и та же мысль: Иисус – это новый Моисей, Который пришел, чтобы обновить завет, заключенный Богом с народом израильским. Он – Тот, о Ком Бог говорил Моисею, Кого предсказывали пророки, на Кого указывал Иоанн Креститель. На Нем сфокусированы ожидания и чаяния, пронизывающие всю ветхозаветную историю; в Нем реализуется то, ради чего эта история творилась руками Божиими и человеческими. Его второе пришествие станет завершением земной истории всего человечества и началом нового неба и новой земли ( Откр. 21:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И сказал ему: «Да не родится от тебя плод никогда во век» 468 или: «в вечности», ибо греческое слово αν [или: ανα] имеет то и другое значение; и высохла смоковница, не имевшая пищи, которой желал от нее хотевший вкусить Господь; листья высохли так, что остался только ствол. После же отпадения ветвей, корень возьмет силу [или: будет жить], этот корень в самое последнее время, если захочет уверовать, то даст отпрыски веры, и исполнится Писание, которое говорит: «Есть надежда дереву» ( Иов.14, 7 ). 469 А согласно буквальному смыслу Господь, должный 470 пострадать среди народов и понести бремя крестного соблазна, должен был наперед утвердить души учеников знамением. Потому ученики и удивляются говоря: «каким образом она тотчас засохла?» 471 Таким образом Спаситель той же силой мог бы иссушить и врагов Своих, если бы не ожидать спасения их через раскаяние. Мф.21:21–22 .  Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но, если и горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море, – будет. И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Псы языческие вопиют против вас, в своих свитках (книгах), оставленных в память собственного нечестия, утверждая, что апостолы не имели веры, ибо не могли горы передвигать. На это мы ответим им, что, – по свидетельству Евангелия от Иоанна, – Господом сотворено много знамений, которые если бы были записаны, то [книг] не мог бы вместить мир ( Ин.21, 25 ). Это значит не то, что мир не мог бы вместить, потому что, – как бы ни были они многочисленны, -это возможно даже для одного шкафа или ящика; это значит то, что мир не мог бы перенести содержания их по величию знамений и своему неверию. Потому мы веруем, что и это делали апостолы, но это не записано с той целью, чтобы неверующим не дать большего повода к спорным возражениям. С другой стороны, спросим их, веруют ли они в те чудеса, о которых есть письменное сообщение, или нет? Когда мы увидим, что они не веруют, то последовательно можем заключить, что не поверят они и большему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Итак, несомненно, что помазание елеем заповедано Духом Святым, что и исполняет Церковь с самой древности и поныне. Поэтому баптисты и другие протестанты, не совершающие елеопомазания, противятся Евангелию и отвергают ясную Божественную заповедь, в чём их обличают даже их же собратья, например, некоторые харизматы и отделённые баптисты, практикующие помазание елеем 617 . Одним словом, Церковь утверждена на семи столбах (см. Введение, абз. 17–19), и если у протестантов не было бы одного лишь Таинства Елеопомазания, то только по этой причине они не могли бы быть Церковью. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 46. Цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 467–468. Там же. Т. II, с. 468. Там же. Т. II, с. 468–469. Глава 18. О Таинстве Брака Вопрос Брака, как и Елеопомазания, в православно-протестантском диспуте не имеет такой остроты, как другие вопросы. Протестанты в данном вопросе не согласны с православными по большому счёту лишь в том, что брак нужно считать Таинством. Один баптистский пастор говорил мне, что брак у них не считается таинством, так как он не имеет прямой связи со Христом, как крещение и хлебопреломление. На самом же деле брак имеет самую прямую связь с Господом, ибо он есть прообраз брака Жениха Христа и Невесты Церкви: «наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» ( Откр.19:7 ). В Еф.5:31–32 христианский брак напрямую связывается с браком Христа и Церкви, причём брак буквально называется тайной (таинством), по греч. μυστριον – мистирион: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». Посему своей брачной жизнью христианские муж и жена должны пророчествовать и самим делом проповедовать об отношениях Христа и Церкви: как Христос любит Церковь , так муж должен любить жену ( Еф.5:25 ); как Церковь повинуется Христу, так жена должна повиноваться мужу ( Еф.5:24 ). Вот эти святейшие отношения муж и жена и призваны явить Церкви, ангелам и миру. И поскольку задача эта весьма сложная и самому человеку непосильная, то для этого в Таинстве Брака и подаётся брачующимся особая благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Нельзя не видеть в этом «ином» царе будущего сильного врага христианства, который устами своими будет говорить «гордо и богохульно», станет изрекать «хулу на Бога», «хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе», будет «вести войну со святыми и побеждать их», прострет власть свою «над всяким коленом и народом, и языком и племенем» и властью этою будет пользоваться «сорок два месяца» ( Апок. 13:5–7 ; ср. 2Сол. 2:3–10 ). Владычество антихриста кончится судом над ним: враг Господа и святых Его будет лишен «власти губить и истреблять до конца» ( Дан. 7:26 ), сам будет лишен жизни и «тело его будет предано на сожжение» огню ( Дан. 7:11 ; Апок. 19:20 ; 2Сол. 2:8 ), после чего «Сын Человеческий» примет от Отца «власть, славу и царство», с Ним воцарятся «святые Всевышнего» и это новое славное царство будет царством «вечным», которое «не прейдет и не разрушится»; «все народы, племена и языки» будут «служить» Всевышнему Царю и «повиноваться Ему» ( Дан. 7:14, 18, 27 ; Апок. 19:1, 4–7; 21:1 ). 1275 Предполагают будто пророк действительно был в Сузах и здесь имел свое видение (И. Флавий. Древности иудейские. Пер. Самуйлова. Ч. II. Стр. 169. – Bertholdt. Daniel. II . Hälfte. S. 482. – Kuenen. Histor.-krit. Einleitung in d. Bücher d. A. T. II. T. S. 435 – Cornely, Knabenbauer, de Hummelauer. Cursus scripturae sacrae. P. I. Introd., vol. II, 2. P. 469. – Болотов. «Валтасар и Дарий Мидянин». Христ. Чтение, 1896, сентябрь-октябрь, стр. 317), будто он или временно послан был сюда для исполнения какого-либо поручения (по Бертольду, для собирания податей), или совершенно был удален от двора в правление Набоннида и Валтасара и отправлен правителем сусанской области (Корнели), или, наконец, добровольно выбыл из Вавилона и переселился в Сузы (по взгляду Болотова, ко двору Валтасара, царствовавшего не в Вавилоне, а в Сузах). На самом же деле, пророку в видении только представилось, будто он был в Сузах (как показывает смысл самого текста Дан. 8:2 ), подобно тому, как и пророк Иезекииль только мыслью, а не реально был в Иерусалиме ( Иез. 8:3; 40:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

465 Место исцеления слепорожденного указывает нам предание. Случилось это событие близ памятника Авессалому. 466 Перейдя мост в долине Иосафатовой, близ памятника Авессалома: паломники посещают упоминаемый в Евангелии источник Силоамский: находящийся в ущелье, при соединении горы Мориа с горою Сионскою. Селение Силоам принадлежало некогда иудейским левитам: на лугах Виффагии паслись овцы, предназначаемые для жертвоприношения, и с этого же места предвечный Агнец Божий совершил Свой так называемый “царский вход” в Иерусалим, при кликах народа: “Осанна Сыну Давидову! благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних!” К этому источнику послан был Господом исцеленный Им слепорожденный – умыться водою из купели Силоамской. Святой Царицей Еленой воздвигнут был здесь храм во имя Христа Просветителя. Во время Спасителя при источнике Силоамском стояла башня, или столп, при внезапном падении коего восемнадцать человек были убиты. Господь, будучи извещен об этом случае, сказал: “или вы думаете: что те осьмнадцать, на которых упал столп Силоамский и побил их, были грешнее всех в Иерусалиме? – нет; но если не покаетесь, все также погибнете” ( Лк. 13, 4–5 ). Купель Силоамская в настоящем ее виде есть каменная цистерна, длиною около 6 метров: а шириною немного менее, с довольно глубоким дном. Во время недостатка воды, из источника Силоамского в мехах привозили ее в город для продажи; особенно промышляли этим арабские женщины. Водою Силоамского источника орошаются сады и огороды: принадлежащие святому граду и находящиеся в смежности с купелью Силоамской. 467 В Иудейской пустыне указывают место доброго самарянина, где действительно был случай, который вошел в притчу Спасителя. Сейчас там арабы устроили кафетерий для путешествующих. 469 Имя Мария, по-еврейски, звучит Мариам, что означает “возвышенная”, “превознесенная”. Мария, сестра Лазаря, жила со своею сестрою Марфою и братом в Вифании. Именно Мария сидела у ног Иисус, когда Марфа заботилась о большом угощении ( Лк. 10, 39–42 ). Именно она говорила со Спасителем об умершем брате Лазаре ( Лк. 11 ). За 6 дней до праздника Пасхи Господь пришел в Вифанию и был на вечери с Вифанским семейством в доме Лазаря. Там Мария, взяв фунт нардового, чистого, драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла их своими волосами в знак своей высокой любви и благоговения к Нему. Тогда Иуда Искариотский, бывший при этом, возмутился, якобы радея о нищих ( Ин. 12, 5 ), а Господь сказал о ней: “оставьте ее, она сберегла это на день погребения Моего,” и затем прибавил: “истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие, в целом мире сказано будет, в память ее о том, что она сделала” ( Мр. 14, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

467 Не ясно ли из этого, что и Христос должен бы называть Иосифа Своим единственным родителем, если бы еще в отроческий период Своей земной жизни не признавал Себя вочеловечившимся Единородным Сыном Божиим? . Но еще очевиднее и решительнее засвидетельствовал Христос о Себе, как о вочеловечившемся Единородном Сыне Божием, в самые важные и знаменательные часы Своей земной жизни, быв предан Иудою в руки врагов Своих, иудейских начальников, и подвергшись суду их. Сполна приведем относящееся сюда место из евангельского повествования. Лжесвидетели, подкупленные врагами Христа, взводили на Него разные обвинения, но Он не отвечал на вопросы, предлагавшиеся Ему неправедными Его судиями. Первосвященник же сказал Ему: закликаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам, отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует; на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его. Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. 468 К каким бы софистическим измышлениям и истолкованиям ни прибегали враги христианского верования в богочеловеческую природу Христа, одного приведенного евангельского места достаточно, чтобы неправда была в конец разбита и сокрушена. Дело шло о жизни или смерти Христа. Исход суда над Ним находился в зависимости от того, объявит Он Себя, или нет, истинным Богочеловеком? Признать Себя Единородным Сыном Божиим, вочеловечившимся и живущим среди людей, значило для Христа не только обречь Себя на различные тяжкие поругания, бессердечные издевательства над Собою и жгучие страдания, но и самому Себе произнести смертный приговор. Не мог, конечно, желать и искать всего этого Христос. Он страдал и мучился душевно в Гефсиманском саду ввиду даже одного предведения и предчувствия участи, ожидающей Его. 469 Он не мог заранее не знать, что собственно послужит для Его, ослепленных страстями, упорных врагов основанием к тому, чтобы предать Его самой позорной и мучительной смерти. Самый ответ на вопрос, действительно ли Он – Сын Божий, Христос должен был дать под присягою. Но что же это значило? Ему приходилось свидетельствовать о Своем сыновстве Богу не пред людьми только, но и пред Самим Богом, Коего Он так чтил и исполнение воли Которого почитал единственным долгом Своей жизни. 470 Ввиду всего этого требовалось, если позволительно так выразиться по отношению к Спасителю, самое обдуманное и самое ясное свидетельствование о Себе с Его стороны. Значит, именно теперешние Его слова о Своей богочеловеческой природе должны для всех иметь самое решительное и непререкаемое значение. Что же Он ответил на вопрос о своих судей и как поняли смысл Его слов эти последние?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

«И мудростью разума [моего] отниму пределы народов». Я не знаю мудрости, которую он обещает, о которой и пророк говорит: «Чуждая некая 463 мудрость у них " 464 . Есть ведь какая-то внешняя по отношению к истине мудрость, которую разоряет Бог. Имея ее, [диавол] полагает, что он мудр, и говорит: «Мудростью 465 разума [моего] отниму пределы народов и поглощу 466 силу их». Ведь дошло до всех народов 467 его влияние; но Спаситель, посылая во все народы Свои слова, исторг тех, кто диаволом держался в плену во всех народах. «И поглощу силу их». Он угрожает, что пойдет для разграбления наших сил и передаст [добычу] воюющим против нас. И действительно, можно видеть, что он поступает так с некоторыми. Ведь когда некто побеждается диаволом и предается демонам – худшим духам, враждебным к добродетелям, что иное происходит, как не сказанное: «И поглощу силу их»? Получив наши силы, он пожирает нас. «И потрясу населенные города» 468 . И вот чем угрожает диавол: он замечает, что населены города – Церкви Божии, возведенные во Христе Господе, – и громогласно возглашает, что он сдвинет их. И вот он часто потрясает населенные города гонениями, часто сотрясает соблазнами. Но мы, имея основание на камне 469 , попробуем быть такими, чтобы тот, кто говорит: «Потрясу населенные города», – не смог покачнуть нас ни своим натиском, ни противоборствующими духами, но пребудем по отношению ко всему, что приключится, в твердости и постоянстве, имея здание, построенное на камне 470 Иисусе Христе 471 , «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» 472 ! Гомилия девятая. О том, что написано: «И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого Я пошлю, и кто пойдет к этому народу? " ». И, пропуская немного, он доходит до места, где написано: «Проси себе знак от Господа Бога 473 твоего в глубине или в высоте». «И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого Я пошлю, и кто пойдет к этому народу?» И я 475 сказал: «Вот я, пошли меня». И сказал Он: «пойди и скажи этому народу: Слухом услышите и не уразумеете« " 476 , и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

465 Эта тетрадь, переписанная в то время, к счастию, уцелела, и, хотя она написана очень дубоватым, полуподьяческим, полусеминарским превыспренним языком, пользуюсь ею для пополнения устных рассказов, которые не могли бы никак быть столь подробными по прошествии более тридцати лет. 466 Когда после выхода в отставку графа Ростопчина назначили Тормасова, Ростопчин, недовольный, что его преемник не познатнее кто-нибудь, говорил с насмешкой: «Ну, Москве подтормозили, верно, слишком прытко шла». Это передали Тормасову, и он сказал: «Ничуть Москва не шла прытко, она была совсем растоптана». 467 С этого места подробности заимствуем из вышеозначенной тетради, заменяя. простым рассказом превыспренность слога. 468 В этот день в крестном ходе при закладке было более 30 протоиереев, 300 священников и около 200 диаконов. К высшему белому (не монашествующему, т. е. не дающему обетов строгого воздержания) духовенству причисляются протопресвитеры и протоиереи. 469 Об этих иконах см. примеч. к Главе восьмой и примеч. к Главе четвертой. Перед самым оставлением Москвы Ф. В. Ростопчин послал своего адъютанта к архиерею, с повелением от имени Александра I уехать в ту же ночь и увезти с собою обе иконы «Он (Ростопчин. – Т. О.) стал беспокоиться, каким образом их взять. Одна (икона), называемая Владимирскою, находилась в кафедральном соборе; другая, Иверская, в часовне, носившей ее имя. Он справедливо опасался, как бы оставшаяся в Москве чернь не вздумала препятствовать отъезду двух покровительниц Москвы...» (см.: Записки графа Ф. В. Ростопчина, с. 718). 470 Переложение ст. 6–9 псалма 43. В Псалтири: «6. С тобою избодаем рогами врагов наших, во имя Твое попрем ногами восстающих на нас; 7. Ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасет меня; 8. но Ты спасешь нас от врагов наших и посрамишь ненавидящих нас. 9. О боге похвалимся всякий день, и имя Твое будем прославлять вовек». 471 Переложение ст. 8–12 псалма 45. В Псалтири: «8. Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш. 9. Придите и видите дела Господа – какие произвел Он опустошения на земли: 10. Прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сожег огнем. 11. Остановитесь и познайте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле. 12. Господь сил с нами, заступник наш, Бог Иакова».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В «воскрешение суда» восстают «сотворшии злая», а «злая творят» потому, что они навистники света, и не идут к свету, ибо свет этот изобличит лукавство сердец их. Итак, суд для злых, для «не сотворивших милости» ( Uak. II:13 ), для отринувших милости Бога; а для истинно верующих и исполняющих волю Отца небесного (Матф. вечная жизнь, царство небесное. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен: ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (30. ст.). Смиренно и по-человечески глаголет Господь», замечает св. Иоанн Златоуст . Предстоя пред толпой иудеев в образе человеческом, Он хочется привлечь к Себе, Богочеловеку, эти заблудшия души, а посему настойчиво указует им, что Человек, с ними беседующий, говорит словеса, принадлежащие Богу, и что суд, предсказываемый и творимый, есть суд Божий, и что воля Его человеческая подчиняется воле Божией, которая есть воля Отца и Сына совокупно. Как человек, глаголет Он, говоря: «не могу Аз о Себе творити ничесоже», разъясняя, что «якоже слышу сужду» и «творю волю пославшаго Мя Отца». Но как Богу «Ему дадеся всяка власть на небеси и на земли» ( Мф.28:18 ), и «Отец суд весь даде Сынови» ( Ин.5:22 ). «Поймите, говорит Господь этими словами Своими к иудеям, что если бы Я был человек, то Я бы не мог творить того, что Я творю, и судить людей. Суд мой есть суд Отца Моего». «Итак (объясняет это место св. Иоанн Златоуст , ч. I, бес. 39, стр. 469) Он говорит только вот что: «нет у Меня хотения иного, отдельнаго от Отца, но чего Отец хочет, того и Я, и чего Я хочу, того и Он. Посему как Отцу никто не может противоречить, когда Он судит, так и Мне, ибо суд Тем и Другим произносится с одною и тою же мыслию». «Не удивляйтесь (прибавляет Златоуст), что Он беседует об этом человекообразно, ведь иудеи считали Его простым человеком» 48 . II. О священных действиях, составляющих собственно чин погребения православного христианина После божественной литургии начинается последнее молитвословие об умершем христианине, или совершается чин погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010