Кто противу человека грешит, тот и противу Бога грешит; кто человеку обиду творит, тот и Господу творит; кто человеку досаждает, тот и Господу досаждает. Ибо обижая человека, заповедь Божию разоряет, и обижает человека раба Божия пред Господом его (4:170). Всячески удаляться от греха, так как грех Бога оскорбляет От всякого греха в слове, деле и помышлении всячески берещися: понеже всякий грех пред Богом вездесущим и всевидящим творится, и всякий грех великаго Бога оскорбляет, и грешника милости Его лишает и подвергает праведному «Его гневу» ( Рим. 1, 18 ). Блажен и «МУДР», кто смертоноснаго сего яда убегает, который и душу и тело человеческое во веки умерщвляет (5:287) (также 5:15, см. ВЕРА , 141). Любящий Христа бережется от всякого греха Христос всяким грехом ОСКОРБЛЯЕТСЯ, яко вечная правда и благостыня и сокровище всех добродетелей. Убо кто любит Христа, тот от всякого греха бережется; и чем более кто любит Его, тем более бережется от греха, ради того единаго, чтобы Его не оскорбить и не опечалить, оставляя прочия причины, которыя могут от греха отвести (3:144). Грешник так ослеплен, что не боится Бога оскорбить Кто прогневать и оскорбить царя земнаго, или паче нижняго властелина, или высокое какое лицо не боится? Но Бога... Который небом и землею обладает, безумный и окаянный грешник прогневать и оскорбить, паче же на всякий день и час прогневлять и оскорблять не стыдится, не боится, не ужасается. О долготерпения Твоего Господи! О слепоты человеческой! Так грех у христиан усилился и в обычай вошел, что как шуточную какую вещь того поставляют. Воистину таковые христиане в превеликой тьме ходят, хотя и мудрыми себе быть кажутся и хотя звезды считают и других научают, но христианскаго алфавита не знают; и не токмо безчувственны, но и мертвы суть, живут же токмо греху (3:347). Любящий Бога оскорбит, если оскорбляет Его грехом (3:144, см. ЛЮБОВЬ , 469). Бог оскорбляется худыми делами Оскорбляется царь, когда пред ним подданный его безчинствует; и господин, когда пред ним раб его неприличное делает: и отец, когда дети его пред ним нечестно поступают: видим тое вси мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Сеньковы П.С. и В.С., иконописцы из Мстеры 168 Серафим (Глаголевский Стефан Васильевич, 1763–1 843), митрополит Петербургский 235 Серафим Саровский (Прохор Мошнин, 1760–1833), святой 47–52, 62, 87, 241, 287, 323, 336 Серафим (Чичагов Леонид Михайлович), архиепископ Кишиневский 260 Сергей Александрович, великий князь 185, 236 Сергий Радонежский (Варфоломей Кириллович, 1314–1392), основатель Троицкого монастыря, святой 47, 50, 68, 138, 159, 161, 244, 270 Сидоренко Г. 162 Сильвестр (ум. до 1577), священник Кремлевского Благовещенского собора, владелец келейной библиотеки, автор «Домостроя» 20, 34 Симаков Н. 296, 468 Симеон Верхотурский (ум. 1642), святой 256, 258, 443 Симеон Полоцкий (1629–1680), поэт, писатель, церковный и общественный деятель 103, 104, 341, 346, 356, 357, 380, 395 Симеон Фессалоникийский, святой 23, 77, 128, 132, 374 Симон, епископ Суздальский и Юрьевский 224 Симони Павел Константинович 205, 468 Синицын П. В. 108, 123, 468 Сирот И.М. 18 Скопин В. (упом. 1853), иконописец, работал в Пешехоновской мастерской в Петербурге 174 Скопин В.В. 161, 469 Скрайн П. 367, 469 Смирнов И.П. 10, 136, 408, 469 Смирнов П.С. 42, 118, 128, 469 Смирнов С. 231, 469 Снегаров Иван, болгарский историк церкви 31, 469 Снегирев Иван Михайлович (1793–1868), историк 199, 200, 247, 248, 469 Снессорева С. 70, 469 Соболь Иван, «строгановский» иконописец 417 Соколов А.Ж., народник 368 Соколов П.М. 300 Соколович Мехмет 164 Солнцев Федор Григорьевич (1801–1892), художник, археолог, реставратор 248, 255, 262, 268, 296 Соловьев А. (упом. 1895), ученик учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи в Холуе 275 Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900), философ, поэт, публицист 55, 106, 120, 237, 239, 263, 469 Соловьев Сергей Михайлович (1820–1879), историк 214, 469 Соломон, царь 205 Солтер Е., историк искусства 324, 467 Сорокин Евграф Семенович (1821–1892), художник, с 1861 г. академик, автор работ для храма Христа Спасителя в Москве 296 Соснин Дмитрий Петрович (ум. 1883), богослов 57, 59, 469

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Софроний, патриарх 100 Софронова Л.А. 17, 292, 318, 356,466, 469 Софья Алексеевна (1657–1704), царевна, правительница Московского государства (1682–1689) 163, 312, 358 Спиридон, святой 305 Ставровецкий Кирилл Транквилион 68 Станислав Костка, святой 240 Стародубские, князья 159 Стасов В. 296, 473 Стебницкий М., см.: Лесков НС. Стерлигова И.А. 74, 469 Стефан, архиепископ Суздальский 121 Стефан, митрополит Рязанский 118 Стефанов Гурий (упом. 1751–1752), иконописец из Холуя 226, 231 Стоялович Л.Н. 375, 469 Стрелков Иван Васильевич, Федосеевец, купец 217 Строгановы, именитые люди, бароны и графы 416, 417 Стягов Е.И., выпускник Академии художеств, преподаватель учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи в Палехе 279 Суетин Николай Михайлович (1897–1954), художник 454 Сулакадзев А.И., собиратель и фальсификатор древних рукописей 408, 469 Султанов Николай Владимирович (1850–1908), архитектор, реставратор 195, 261 Супонев А.Н., владимирский губернатор 159 Суслов С.Л., иконописец из Мстеры 168 Т Тананаева Л.И. 17, 292, 304, 305, 384, 469 Тарасевич А., украинский гравер 350 Тарасевич (Леонтий, конец XVII в.), украинский гравер 312, 327 Тарасов О. 10, 203, 450, 469, 470 Татлин Владимир Евграфович (1885–1953), художник 438 Тафернер Пауль 30 Твенгер Я. 347, 348 Тверитинов Дмитрий Евдокимович (1667 -ок. 1741), проповедник протестантских взглядов, в 1713 г. обвинен в ереси 142 Твининг Л. 372, 470 Темир Аксак 60 Теплов Г. Н., художник 409 Тереза (1525–1582), испанская писательница, монахиня, святая 240 Тиль И., владелец типографии в Одессе 254 Тинторетто (Робусти Якопо, 1519–1594), итальянский художник 305 Тихомиров Л.А. 252, 470 Тихон, архимандрит 226 Тихон Воронежский (Задонский) (1724–1783), духовный писатель, святой 47, 221 Тихон Калужский (ум. 1492), святой 65, 67 Тихон Луховской (ум. 1503), святой 319 Тихонравов Константин Никитич (1822–1879), археолог, историк, секретарь Владимирского губернского статистического комитета 25, 157, 158, 166, 181, 206, 470

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Пс.144:1.   Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века. Давид обещает не возвысить Бога, но показать, насколько это возможно, высоту Его людям. Словами «Царю мой и Боже мой» — выражает свою великую любовь к Нему (Феодорит). Пс.144:2.   На всяк день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое в век и в век века. Тогда как неразумная тварь всегда воссылает славу Творцу своему посредством удивительного своего устройства — неприлично разумному человеку представляться в этом отношении ниже безсловесной твари и не прославлять постоянно Творца Бога своего (Златоуст). Пс.144:3.   Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца. Мы называем Бога великим не по чувственной величине, поскольку Он, будучи безтелесен, не подлежит измерению, но называем великим по превосходству силы и чести, существа и действия. И чем более кто постигает «величие Его» , тем более усматривает себя весьма далеким от созерцания превосходства Его (Григорий Нисский). Пс.144:4.   Род и род восхвалят дела Твоя, и силу Твою возвестят. Пс.144:5.   Великолепие славы святыни Твоея возглаголют, и чудеса Твоя поведят: Пс.144:6.   И силу страшных Твоих рекут, и величие Твое поведят. Естество Воспеваемого — превышает силы Пророка, почему, подыскивая достойные и приличные наименования Ему, потом усматривая неудачность свою, сплетает многие имена во одно и называет Его то «славою святыни» , то «великолепием славы» (Феодорит). Пс.144:7.   Память множества благости Твоея отрыгнут, и правдою Твоею возрадуются. Пс.144:8.   Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. Пс.144:9.   Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его. Из «благости» Божией открывается богатство милосердия Божия; ибо если бы Господь не имел столь великого человеколюбия, то невозможно было бы спастись никому. «Господь благ» ко всем: к праведным и грешным, к ангелам и архангелам и, даже к безсловесным животным. И геенною огненною и прочими муками вечными Он угрожает по Своему человеколюбию, чтобы чрез этот страх удалялись мы от греха и чрез покаяние и подвиги достигали уготованного нам Царства Небесного. И в настоящей жизни наказывает грешников по Своему человеколюбию, чтобы временным наказанием исправить их, а если не исправятся, по крайней мере облегчить их тамошнюю вечную казнь. Посмотри на жизнь каждого животного: на их нравы, обычаи, орудия к обороне, — ты увидишь, как все они довольны своей жизнью. Не бей животных, если они неразумные, если что-либо напроказят. Помни, что и они призваны к жизни «благостью Божией» для того, чтобы вкусили в короткий срок сколько смогут радостей бытия жизни (Златоуст, Иоанн Кронштадтский.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

144. См.: Числ. 21:8–9. 145. Имеется в виду Пятикнижие. 146. См.: Числ. 21:4–6. 147. О манне небесной свт. Амвросий подробно пишет в epist. 54 (рус. пер.: Амвросий Медиоланский, свт. Собр. творений. Т. 4. Ч. 2. M., 2015. С. 23– 27). — Примеч. ред. 148. См.: Исх. 16:4–15. 149. См.: Исх. 33:14. 150. См.: Числ. 14:23; Втор. 1:35; Иез. 20:15. 151. Латинский термин inseparabilis соответствует греческому χριστος, являвшемуся неотъемлемым элементом тринитарного богословия в IV в. (см.: Moreschini. Р. 293, not. 1). 152. См.: Откр. 3:5; 22:19; 13:8; 17:8; Пс. 68:29. 153. См.: Еф. 4:23. 154. См.: Ин. 3:5. 155. См.: Мф. 1:20; Лк. 1:35. 156. См.: Рим. 8:15–16. 157. См.:Ин. 4:23. 158. См.:Ин. 4:23. 159. См.: Ин. 20:16–18. 160. То есть первородный грех. Cp.: exp. ps. 118, 6. 22. 161. См.: Рим. 5:20. 162. См.: Мф. 28:17–18. 163. Ср.: Пс. 96:7. 164. См.: spir. s. 2. 47. 165. Ср.: Деян. 22:3. 166. См.: 1 Kop. 1:13. 167. См.: spir. s. 3. 71–72. 168. Ср.: Ин. 14:10–11. 169. Cp.: symb. Nic. 170. См.: spir. s. 2. 85. 171. Свт. Амвросий проводит различие между Богом, Который озарил, то есть Духом, и Богом, Чья слава воссияла, то есть Отцом. 172. Ср. у Дидима Слепца: spir. s. 25. 173. Термин dispar natura является эквивалентом греческого τεροοσιον, встречающегося у свт. Афанасия Александрийского (epist. ad Ser. 1. 2), см.: Moreschini. P. 313. 174. Пневматомахи (духоборцы) признавали божественную сущность Сына. 175. См.: Лк. 3:22. 176. Cp.: sacr. 1. 5. 17–19; myst. 4. 24–25. 177. См.: 2Кор. 3:16. 178. См.: Втор. 6:4. 179. Ср. у свт. Василия Великого: spir. s. 16. 38; у свт. Григория Богослова: orat. 38. 8. 180. См.: Откр. 4:8. 181. Ср.: Мф. 28:12. См.: sacr. 2. 14; myst. 4. 20. 182. См.: Рим. 8:9, 11; 1 Kop. 3:16; 2Тим. 1:14. 183. См.: 2Тим. 3:16. 184. Ср.: Мал. 4:2. 185. См.: spir. s. 3. 32–34. 186. См.: Ин. 5:21. 187. См.: fid. 2. 68–70. 188. См.: Мф. 5:1–3. 189. См.: Мф. 12:1. 190. См.: Ин. 4:35–38. 191. См.: Мф. 26:30–36. 192. Ср.: Пс. 127:3; 91:14, 13. 193. См.: Ин. 10:22. 194. См.: Isaac 5. 45; Exp. Luc. 3. 38; 7. 85, 96.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Пс.144:10.   Да исповедятся Тебе, Господи, вся дела Твоя, и преподобнии Твои да благословят Тя. Пророк призывает к «исповеданию» , т.е. ко благодарению Бога все словесные, безсловесные и бездушные твари за премудрое устройство и непрестанное попечение о них, а «преподобные» — люди святые, да благодарят Бога посредством Своей добродетельной жизни (Златоуст). Пс.144:11.   Славу Царствия Твоего рекут, и силу Твою возглаголют: Пс.144:12.   Сказати сыновом человеческим силу Твою, и славу великолепия Царствия Твоего. Бог не нуждается во всем этом, но для блага самих воспевающих и, чтобы научить других и сделать их сообщниками «славословия» — чтобы познали все могущество Его (Златоуст). Пс.144:13.   Царство Твое, Царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде. Верен Господь во всех словесех Своих, и Преподобен во всех делех Своих. Если Господь «верен во всех словесех Своих» , то сказанное Им непременно сбудется (Златоуст). Пс.144:14.   Утверждает Господь вся низпадающыя, и возставляет вся низверженныя. Опять говорит о великом человеколюбии Божием; так как Он не только поддерживает стоящих, но и бодрствует над готовыми упасть, и поднимает лежащих; если же кто не встанет, то это зависит от самих лежащих. Так Он хотел и все меры употреблял и касательно падшего Иуды, чтобы он встал; но он не восхотел. Напротив того, падшего Давида восстановил и укрепил (Златоуст). Пс.144:15.   Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении. Пс.144:16.   Отверзаеши Ты руку Твою, и исполняеши всякое животно благоволения. Видишь ли, что божественный Давид показывает, что пищу животным доставляет не земля и не дождь, или солнце, или воздух, но повеление Господне. Ибо и произрастание плодов зависит не от стихий, но от Божественного Промысла. А «отверзение руки» Божией означает легкость подаяния. Древние христиане, приступая к духовной таинственной трапезе для причащения, пели слова этого псалма. А ныне этот псалом поют перед принятием обычной пищи. Этим мы исповедуем, что мы нищие, убогие и бедные, и потому всего у Бога просим; и все, что не имеем, Его благости приписывать должны (Златоуст, Феодорит, Тихон).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Кроме того, по справедливому замечанию Генстенберга, «бедный естественный Сион для тайнозрителя давно потерял уже свое значение и был для него простою обыкновенною горою 1140 и мог быть только символом небесного Сиона. Эта мысль подтверждается и дальнейшим описанием видения. На Сионской горе вместе с Агнцем Иоанн видит 144 тысячи, у которых имя Его 1141 и имя Отца Его написано на челах. Толкователи не могут согласиться между собою в решении вопроса, кого нужно разуметь под этими 144 тысячами. Андрей кесарийский выражается неопределенно, говоря, что «они означают или многоплодие апостольского семени, или же новозаветных девственников». Тождественны ли эти 144 тысячи с теми, о которых была речь? (7:9–17). Андрей кесарийский отвечает отрицательно, отвечают отрицательно 1142 и все толкователи. Для признания тождественности между теми и другими недостает определенного члена в нашем месте, а его нужно было бы ожидать, если бы здесь речь шла о предмете, уже известном из предыдущего. Затем, у одних на челах лишь печать живого Бога, у других же имя не только Бога, но и Агнца. Значит, если те 144 тысячи только предназначались для достижения совершенства через перенесение страданий антихристианского времени, то эти представляются достигшими, ибо изображаются уже воспользовавшимися кровью Агнца, как средством достижения совершенства. Об этом говорит также и описание их нравственных свойств в 4–5 ст. Но главное различие их в том, что те 144 тысячи запечатлены на земле и, так сказать, для земли; эти же находятся на небе, и значение их запечатления – не условие их отличия от других, но как причина их единения с Агнцем и источник их небесного блаженства. Следовательно, это не то же израильское общество 7:4, которое здесь представляется собранным в одно целое в земле иудейской под руководством Господа 1143 в противоположность антихристианскому царству 1144 . Точно так же эти 144 тыс. (14:1) очевидно, не есть «христианская Церковь во время процветания империи зверя 1145 ; они не те же самые, которые упомянуты в 7:4–8, и которые являются здесь, согласно Бож. обещанию 7:2, целыми, несмотря на все ужасы антихристианских гонений 1146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Владислав, король 136,166, 167,177 Владислав IV, король 247, 248, 252, 253 Владислав Опольский, князь 138 Войшелк (сын князя Миндовга) 135 Волжин А. 286 Волконский Михаил, князь 174 Волохов Игнатий 205 Вольтер 341 Вонифатьев Стефан, протопоп 182, 183, 184, 186, 198, 200, 202 Воронихин А. 293 Воронцов И., граф 333 Воронцов Феодор 75 Воронцова Мария, графиня 359 Воротынский, князь 167 Востоков В., прот. 469 Восторгов Иоанн , прот. 375, 396, 401 Врангель, генерал 469, 470 Всеволод-Гавриил, князь 87, 127 Всеволод Георгиевич, князь 39 Всеволод III Константинович, князь 129 Всеволод Мстиславович, князь 28 Всеволод Черниговский 95 Всеволод III Юрьевич, князь 100 Всеволод Ярославович, князь, 34, 35, 36, 98, 114, 127 Выговский Иван, гетман 256 Вышатич Ян, боярин 117 Вячеслав Чешский, св. 87, 88 Гавриил Бонулеско-Бодони, митроп. 281 Гавриил Красновский, епископ 428 Гавриил Петров, митроп 274, 305, 313, 314,368 Гавриил Огородников, архим. 445 Гавриил,патриарх 202 Гавриил, митроп. 276, 301, 349 Гавриил, архиеп. 333 Гавриил, епископ 434, 468, 469 Гавриил, протопоп 122 Гагарин С., князь 333, 359 Гай Токоав, епископ 373 Галактион, епископ 172 Галактион Вологодский, преп. 175, 177 Гарнак, проф. 317 Гастольд, боярин 144 Гаюк, монг. император 40 Гегель 341 Геде(и)мин, князь 51, 135, 136 Гедеон, митроп. 202 Гедеон Балабан, епископ 237, 239, 240, 241, 242, 246, 258 Гедеон Криновский , епископ 274, 315 Гедеон, епископ 215 Гедеон Сломинский, иером. 320 Гедимин 236 Гейденштейн Р. 130 Геласий, митроп. 155 Гендрикова А. В. 399 Геннадий, патриарх 62, 115 Геннадий, архиеп. 69, 74, 85, 120, 122, 123 Геннадий, архим. 67 Георгий Амартол 116 Георгий Владимирский, князь, св. 88, 129 Георгий Всеволодович, князь 39 Георгий Дашков, архиеп. 268, 269, 270 Георгий Конисский , епископ 274, 306, 315, 355,356,357,358 Георгий, митроп. 119 Герасим, митроп. 21, 57, 58 Герасим, еп. 133 Герасим, преп. 14 Герасим, иеромонах 398 Герасимов Д. 121 Герберштейн 70 Гервасий, игумен 398 Герман Аляскинский 368 Герман, патриарх 17, 27

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010