Всеми этими мерами вопрос об отношении светской власти к духовной был теперь решен весьма определенно, хотя и не так, как он решен был на соборе 1667 года. Если после собора 1667 года русские архиереи, обращаясь к пастве к поучением, говорили: «духовный начальник многим вящший светскаго», «елико разнствует тело души, или, елико отстоит небо от земли, толико и паче много вящшие разнство и растояние внешния власти и церковныя», то, после реформы нашего высшего церковного управления Петром I-м, архиереи, касаясь вопроса о власти светской и духовной, стали уже говорить об этом совсем другим языком; иные мысли и чувства стали они теперь высказывать о светской власти, нежели какие высказывали ранее. 135 Сочинение газского митрополита Паисия Лигарида «О соборном суде над патриархом Никоном » написано им на греческом языке и греческий его список находится в московской синодальной библиотеке 469. Сочинение разделяется на три части, первые две части переведены на русский язык с сокращениями. Рукопись этого перевода хранится в нашей академической библиотеке. Но третья часть доселе остается без перевода и неизвестна ученым. Только митрополит Макарий, в XII томе своей Истории русской церкви, сообщает некоторые, впрочем самые общие сведения, заимствованные из этой части сочинения Паисия Лигарида, заслуживающей, особенно по интересующему нас вопросу, полного внимания. 136 Под «патриаршим определением» Паисий разумеет патриаршие ответы на вопросы о власти царской и патриаршей, привезенные в Москву греком иеродиаконом Мелетием и ив вторых выше мы приводили некоторые извлечения. 138 Эти места взяты из трактата св. Епифания «о мелхиседекианах», см. русский перевод Творений св. Отцов, т. 44, стр. 489, 437. (места приводятся у Паисия не к ряду) 441, 443, 446 и др. 139 Это место взято из трактата св. Епифания «о назореях». Русск. перевод при Твор. св. Отцев т. 42. стр. 204 – 207. 144 И собрашася мужи израилевы, к приидоша к Самуилу во Армафем и реша ему: се ты состарелся еси, сынове же твои не ходят по пути твоему; и ныне постави над нами царя, да судит ны, якоже и прочии языки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

143 Император Лев I Макелла был возведен на престол 7 февраля 457 г. Впервые при его поставлении на царство императорский венец возложил на императора константинопольский патриарх Анатолий. (Chron. Pasch. 592) 144 Строго говоря, Петр Ивер не был низложен, так как находился под покровительством императрицы Пульхерии, но очевидно, был незаконно поставлен – см. прим. 31 145 Феофан об этом сообщает так: «В том же году император Лев, узнав о напрасной смерти Протерия и беззаконном посвящении Элура, послал Кесария, приказав ему двум сообщникам оного отрезать языки и изгнать, нечестивого же Тимофея не тронул, сказав, что судить его следует одним только епископам». (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.88). 148 По сообщению Феофана, так как Элур и здесь продолжал «составлять противозаконные сборища и смуты», то его отправили в Херсон. (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.88). 152 Омонии, согласия). Так прозывалась церковь св. Ирины, в которой в правление императора, Феодосия Великого, собирались 150 отцов 2-го Константинопольского Собора, и единогласно определилившие догмат о св. Троице. 153 Не совсем понятно, какую войну имеет в виду Евагрий. Это может быть как война с паннонскими готами Валамира (см. Иордан. О происхождении и деяниях готов. 270–272. Последнее издание – Спб, 1997 г. с.113), или его брата Теодемира (Iohan. Antioh. c. 90) в ходе которой готы опустошили Иллирик и захватили Диррахий. Но, скорее всего, учитывая именование «скифы» – имеется в виду вторжение одного из сыновей Атиллы во Фракию в 469 г. 154 Иногда исаврийское имя Зенона также называют как Тарасикодисса. Исавр родом, он был назначен магистром армии востока в год неудачной экспедиции Василиска против вандалов. В следующем году был удостоен консульства и получил командование над частью войск во Фракии. Традиционно видят в этом приближении к себе исаврийского князька попытку противопоставить что-то влиянию готов, даже опереться на национальную армию самой империи, не поручая ведение войн за нее федератам. (Ф.И. Успенский. История Византийской Империи. М., 1996 г. с. 187–191) Но, во-первых, род Аспара служил империи уже почти полвека – его отец Ардавурий упоминается уже в 425 г., в походе против узурпатора Иоанна. Назвать же исавров более подданными империи, нежели готы – по меньшей мере, странно, в то же самое время, когда Зенон командовал войсками во Фракии, его соплеменники сделали пиратский набег на остров Родос. Пожалуй, единственное действительное преимущество Зенона перед Аспаром состояло в том, что он был православным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

л. 88 об. Сказание, како чтутся евангелиа воскресна и повседневнии от Пасхи до всех Святых, на утрени и на литургии всего лета. Евангелиа воскреснаа утреняя 11. Прокимии воскресни евангелиям утреним воскресным. Евангелиа различни на всяку потребу. Прокимии воскресни и аллилуаре осмим гласовом и дневнии. В заключение написано замечание о пении стихов при чтении 12 страстных евангелий то же, что под 66 л. 469. Далее тем же мелким четким полууставом: л. 91 об. Правила днем, в няже целено врачеватися, но блюстися месяца кросиница – генваря (?), и проч., показаны некоторые числа всех месяцов, но прочие месяцы без славянских названий, а за тем – дни благополучные в году. л. 92. Круги лунные, числом 19. л. 93 об. Изложение пасхалии на осмую тысящу лет, повелением Государя В. Князя Иоанна Васильевича всея Руси, преосвященным Зосимою митрополитом всея Руси, в ней же чяем всемирного пришествия Христова. После сего предисловия следует Пасхалия от 7004 (1496) до 7019 (1511) года. С л. 95 до конца ркп. полууст. крупный другой руки. Листы 95 и 96 занимают таблицы, под заглавием: Алфа, круг велик миротворный обиходит на 500 лет и на 32 и паки обращается на первое. л. 97. Опять круги лунные, оканч. статей о замечат. днях в году, которая в средине имеет надпись: Сказание известно лунным годом, когда сеяти и садити и врачевати, а под конец: Ино сказание днем, от них же достоит хранитися врачевания человеком и скотом, ни крови пущати, но блюстися их всегда. Срав. выше л. 91 об. л. 104. Устав церковной службе иже во Иерусалиме св. лавры препод. и богоносн. отца нашего Савы, имея всю службу и устав церковный; сий же устав и служба бывает в прочих сущих во Иерусалиме. Глав 44, впереди оглавление, в конце предисловие. л. 144. Предание по уставу пребывающим иноком скитьскаго жития, правило о келейном трезвении и о дневном пении, еже мы приахом от Отец наших. В конце: Правило келейное в безмолвии седящему. л. 178. Марка Иеромонаха списание трудолюбезно о неведомых уставу. Глав 81, впереди оглавление.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Но за всем тем отнюдь не лишнее писали Вы об опасности от предприятия. И я вправду молю Вас, достопочтеннейший брат мой о Господе, поминать меня в святых молитвах Ваших, да простит мне Спаситель все мои согрешения, и очистив Своею кровью, и освятив и обновив Духом Своим, да приимет меня в царство Свое небесное. Приветствую верную спутницу странствования Вашего, Феоктисту Ивановну, Ивана Михайловича и Александра Ивановича. Скажите первому, что я не имел времени исполнить свой долг по отношению к нему, но надеюсь иметь, если Господь благословит продолжать пребывание мое на земле. А посланное Иваном Михайловичем, получено мною. Простите, достопочтеннейший Николай Иванович ! Союз душ наших да будет утвержден в вере и любви к Богочеловеку Иисусу Христу. Таким образом сей союз будет вечен и не прервется, хотя переписка и не может быть постоянною. В нынешнем году я не надеюсь приехать в Кузнецк. Если бы кто-нибудь спросил: почему же? я отвечал бы: за множеством требований служения. А если бы спросили, потому какие же это требования? Помилуйте! Да вы совсем хотите забывать вас, да разве нет дела в Бочатском улусе? и т. д. Я отвечал бы: «извините; ей, ей, времени нет отвечать». Преданный Вам Архимандрит Макарий. 1811 Августа 12 дня. Улала. P. S. Нельзя ли прислать ко мне Русскую Хрестоматию в стихах и прозе? Я возвратил бы зимою в целости. Известите также, не хотите ли читать астрономию Гершеля. Я прислал бы к Вам эту книгу. 144 Возлюбленный о Господе Николай Иванович ! Сердечно благодарю за москвитянина. Замечательно для меня, что книжка, первоначально мною полученная, была не та, которую Вы предназначили для меня, и в которой находится весьма важная статья проф. Шевырева 468 под надписью «Христианская философия», но другая, в которой нашел я известие, что в Англии издают Библию для глухонемых, благодарение Богу! Потом, вместе с другими книжками, прислал мне Павел Кириллович и ту, в которой помещены богословенные мысли Баадера. 469 Многие из них были мне так по сердцу, что один из братьев моих снял для меня копию с этой драгоценной статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

С течением времени у нее родилось еще трое других сыновей: Симеон (это означает, что Господь Бог стал внимать ее мольбам), затем Леви, то есть способный скреплять узы, а за ним Иуда, имя которого означает “благодарность»... От [Валлы] родился ребенок, именем Дан (что, по мнению некоторых, значит по-гречески Феокрит, то есть “Божие решение»), а за ним Нефталим, то есть такой, который не поддается ни на какую хитрость, ввиду того, что здесь была пущена в ход уловка относительно плодородия сестры. ...От Зелфы родился сын Гад (то есть “случай»), а за ним Асир, то есть “счастливый», вследствие того, что он способствовал благополучию Лии». Затем у Лии «опять родились дети: Иссахар, то есть “полученный взамен воздаяния», Завулон, то есть “залог расположения к ней», и дочь Дина. Немного спустя и у Рахили родился сын Иосиф, что означает “увеличение будущего " ». Вениамина же, второго сына Рахили, Иаков назвал так «вследствие той боли, которую он причинил матери своей» [ Иосиф Флавий . Иудейские древности. 1, 19, 8; 1, 21, 3. Т. 1. С. 54—55, 60]. 874 Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 215—217. О применении прозвища Исава, слова «Эдом», к врагу Израиля — Римской империи — см.: Там же. С. 211, 215, 833—834. 875 Филарет (Дроздов), святитель . На Быт. 25:19—34. С. 449. 876 Филарет (Дроздов), святитель . На Быт. 27:30—40. С. 469—470. 877 Этот факт настолько поразителен, что становится важным основанием для развития теории минората (см., например: Фрэзер Дж . Фольклор в Ветхом Завете. С. 207 —243). 878 Филарет (Дроздов), святитель . На Быт. 25:19—34. С. 449 (см. особ.: «Сие чувствование Исава есть обида, делаемая вместе и отцу, которого благословениеон презирает, и потомству, которое он лишает плодов сего благословения»). 879 В молитвах на сон грядущим молитва ко Пресвятей Богородице. 880 «С сими блаженными силами, Владыко Человеколюбче, и мы грешнии вопием и глаголем: свят еси яко воистинну и пресвят, и нестьмеры великолепию святыни (Пс. 144:5) Твоея, и преподобен во всех делех Твоих (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

55 Востоков А. Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1848. С. 469. Здесь же описание трех рукописных Псалтирей с толкованием святителя Афанасия XVI, XVII и XVIII вв. С. 468–470. Между ркп. Солов. библ. есть несколько списков этой Псалтири, между коими замечателен по времени список XV в., принадлежавший игумену Досифею (современнику преподобных Зосимы и Савватия): книга Давыда Пророка, Царя Июдейска? истолкована Афанасием архиепископом на благочестие верным и на отгнание противным. Сначала помещена известная молитва пред чтением псалмов. 57 Митрополит Евгений (Болховитинов) . Указ. соч. С. 28. Между ркп. Солов. библ. есть список этого перевода (в двух книгах 1040 и 1041) дачи патриарха Иоасафа, бывшего тогда (1630 г.) еще архиепископом Псковским. Извлечение из этого, кажется, толкования у нас печаталось под именем толковой Псалтири, в которой толкование помещается на полях книги против стихов. См. Строев П. М. Указ. соч. 58 История Русской Церкви. Пер. III. Изд. 2. С. 144, 145. Между ркп. Солов. библ. 1039) есть список этого перевода, подаренный знаменитым иереем Сильвестром. На первом листе внизу написано: Иерей Селивестр (а внизу под этим другой рукою написано: в иноцех Спиридон) да сын его Анфим;а на обороте 17-го листа написано: лета 7060 дал сию святую книгу псалтырь толковую в дом Боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и преподобных чюдотворец Зосимы и Савватия Благовещенской Священник Селивестр, да сын его Анфим, по себе и по своих родителех, а доколе они живы, ино за них Бога молити. После предисловия, в котором говорится о прежних толковниках Псалтири и о самом Бруноне, помещены три упомянутые нами выше молитвы пред чтением Псалтири. 59 Такие Псалтири указаны в: Строев П. М. Обстоятельное описание славянско-российский рукописей, хранящихся в Москве в библиотеке… графа Феодора Андреевича Толстого. М., 1825–1829. Отд. I. 32; Отд. III. 40. Между рукописями Соловецкой библиотеки 748), естьтакже лицевая Псалтирь, написанная в большой александрийский лист самым крупным и чистым полууставом и в 1594 г. подаренная в Соловецкий монастырь боярином Димитрием Годуновым.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/upotre...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Глава 61 (1) Дух Господа Иеговы на Мне 468 , Ибо Иегова помазал Меня Благовествовать страждущим, Послал Меня исцелить сокрушённых сердцем, Возвестить пленникам свободу И узникам открытие темницы 469 ; (2) Объявить год милости Иеговы 470 , И день мщения Бога нашего, Утешить всех плачущих, (3) Показать плачущим Сиона, Что дастся им венок вместо пепла 471 Елей радости – вместо плача, Одежда светлая – Вместо духа скорбного. Тогда назовут их сильными 472 в правде, Насаждением Иеговы на славу. (4) Тогда застроят пустыни вековые, Развалины древние воздвигнут, И восстановят города разоренные, То, что разрушено веками 473 . (5) Тогда предстанут иноземцы, И будут пасти овец ваших; И чужестранцы будут Земледельцами вашими И виноградарями вашими. (6) А вы священниками Иеговы назоветесь, «Служители Бога нашего» – Будут говорить вам; Богатство народов снесте, И в славу их войдете. (7) За бесславие ваше вдвое... И за поношение будут прославлять участь свою, Да, в земле своей они вдвое получат, Веселие вечное будет у них. (8) Ибо Я – Иегова люблю суд, Ненавижу грабительство и насилие, И Я воздам за труд их по истине, И завет вечный заключу с ними. (9) И будет известно между народами семя их, И потомство их среди племён; Все видящие их познают их, Ибо они семя, Благословенное Иеговою. (10) Радостью буду радоваться о Иегове! Да торжествует душа моя о Боге моем, Ибо Он облёк меня в ризы спасения, Одеждою правды одел меня, Как жениха украшенного венцом И как невесту наряженную в уборы ее. (11) Да, как земля производит зелень свою, И как сад произращает посеянное в нём, Так Господь Иегова проявит правду и славу Перед всеми народами. L 469 . Эти слова дают сильную аллитерацию в игре звуков, так как здесь второе слово повторяет последние звуки первого. вместо: (от брать) место заключения, темница. 471 . Здесь игра слов -с консонансом. Слова и состоять из одних и тех же букв, только переставленных; при этом и гласные знаки созвучны. Игра еще более усиливается оттого, что тем и другим словом указывается вид головы, украшенной венком, или усыпанной пеплом. 472 буквально: дубами правды. Дуб всегда употреблялся как символ крепости и силы. 473 Этот стих почти буквально повторяется в 58 гл. 12. Вообще в последней части пророческих речей Исаии много общего в содержании и выражении. Читать далее Источник: Книга пророка Исаии (Ешаия). (Опыт переложения на русский язык священных книг Ветхого Завета проф. А.А. Олесницкого (с масоретского текста))//Труды Киевской Духовной Академии. 1865. Т. 3. С. I-VI, 1-288 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

2-е обращение Моисея к Израилю завершается повелением написать по переходе через Иордан на больших камнях «все слова закона сего» и поставить эти камни на горе Гевал . Там же предписывается установить жертвенник Богу. 6 колен - Симеон , Левий , Иуда , Иссахар , Иосиф и Вениамин - должны стать на горе Гаризим и благословлять народ, а 6 др. колен - Рувим , Гад , Асир , Завулон , Дан и Неффалим - «должны стать на горе Гевал, чтобы произносить проклятие» нарушителям заповедей (Втор 27. 1-13). Согласно Нав 8. 30-35, данные предписания были осуществлены израильтянами под водительством Иисуса Навина по их приходе в землю обетованную. Во 2-й части гл. 27 приводятся 12 проклятий , к-рые должны будут возгласить левиты по отношению к преступившим закон (стихи 14-26); первые 2 проклятия направлены против тайных идолопоклонников и тех, кто злословит отца своего и мать свою. Дополнительные проклятия нечестивцев приводятся в гл. 28 (стихи 15-68). Вначале следуют 12 благословений (соответственно числу проклятий в тексте Втор 27. 14-26), адресуемых тем, кто слушает глас Господа, блюдет Его заповеди и не впадает в язычество (стихи 1-14). 3-е прощальное обращение Моисея к Израилю Прор. Моисей наставляет Израиль и поставляет во главе его Иисуса Навина. Миниатюра из Восьмикнижия. XIII в. (Vatop. 602. Fol. 469) Прор. Моисей наставляет Израиль и поставляет во главе его Иисуса Навина. Миниатюра из Восьмикнижия. XIII в. (Vatop. 602. Fol. 469) 3-е надписание (Втор 29. 1) вводит не только последнюю часть прощальной речи Моисея (Втор 29. 1 - 30. 20), но и др. его заключительные наставления. Втор 29. 1 - 30. 20 содержит «слова завета, который Господь повелел Моисею поставить с сынами Израилевыми в земле Моавитской, кроме завета, который Господь поставил с ними на Хориве». Заключение завета на моавитских равнинах может рассматриваться и как торжественное возобновление завета, заключенного на Синае Господом с предшествующим поколением израильтян, и как дополнение к первому завету. Это обращение Моисея к Израилю можно разделить на 3 части.

http://pravenc.ru/text/160983.html

6. Законническое иудейство Эпоха ветхозаветных пророков сменилась дисциплиной закона, поставившей себе целью воспитать в духе пророческой этики все общество Израиля и создавшей в действительности то иудейство, которое было отвергнуто Христом. Однако номистическую дисциплину нельзя считать исторически случайным падением еврейского гения, и иудаизм не следует ставить только в личную вину тем его представителям, с которыми имел дело Христос. В том и заключался трагизм иудаизма, что он составлял необходимое следствие основоположительных начал еврейской религии, что на его долю выпало достроить здание на ранее заложенном фундаменте, так что достройка предопределялась прежней работой. Иудаизм с необходимостью обнаружил наиболее рельефно ту ограниченность, которая входила в существо еврейской религии, и начала номизма были положены деятельностью пророков. Это настолько бесспорно, что последние пророки, начиная с Иеремии и Иезекииля, уже входят в сферу номизма. Мы покажем существенную связь еврейского пророчества с иудаистическим законничеством. Время пророков было временем крупнейших исторических катастроф, которые тяжело отзывались на судьбе Израиля. Проникнутые глубокою верою в божественный промысл и столь же глубокою любовью к своему народу, пророки в ходе всемирной истории созерцали суд Божий. Для них вся история есть дело промысла Божия, откровение правды Божией: она имеет один центральный пункт – время решительного суда Божия. Это «день Иеговы», «тот день», «то время». Страшен «великий день Иеговы». «День сей есть день гнева, день скорби и тесноты, день ужаса и опустошения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен» 463 . В изображении этого «дня» сказалась вся глубина живой веры пророков, для которых Иегова был Владыка истории, и весь ужас исторических катастроф, ложившихся невыносимою тяжестью на народ Божий. В этом дне Иеговы принимают участие все народы и вся природа. Этот день – «время народов» 464 , когда Иегова колеблет небо и землю, море и сушу, и потрясает все народы 465 , когда Он явит знамения на небе и на земле 466  более сильные, чем были знамения при выходе из Египта 467 : тогда солнце превратится во тьму и луна не будет светить 468 , и объятые ужасом люди будут ходить как слепые 469 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010