Христианская традиция обозначает Священное Предание как универсальную форму сохранения и распространения божественного Откровения. Главным хранителем Предания является Церковь – столп и утверждения истины (1 Тим. 3: 15). Православный богослов дореволюционный России священник Георгий Орлов замечает: «Будучи достоянием Церкви, Священное Предание сохранилось в своей чистоте благодаря тому, что оно непрерывно проповедовалось пастырями и учителями Церкви и содержалась паствою, воплощалось во всем строе церковной жизни, в праздниках и обрядах, в благочестивых обычаях, в символе веры, в правилах и порядках христианского сообщества» . Греческое слово «παρδοσις» (используется в Евангелиях и апостольских посланиях), которое обыкновенно переводят как «предание», означает «то, что передано, традиция, учение». Ничего общего с фольклорным устным жанром богословский термин «предание» не имеет. Это не рассказы и истории. Это прежде всего традиция вероучения и опыт благодатной жизни, который передается через христианские поколения, пассионариями которых являются подвижники веры и благочестия, отцы и учители Церкви. Главными объектами предания, согласно православному катехизису, являются учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды . Апостол Павел пишет: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2: 15). В этом месте апостольского послания обозначаются две формы передачи истины – устная и письменная. Следует отметить, что в христианской традиции далеко не всегда Предание может представлять из себя вероучение и духовный опыт. В частности, элементами устного Предания святитель Василий Великий называл крестное знамение, обращение в молитве на восток, эпиклезу евхаристии, троекратное погружение человека при крещении и т.п., то есть преимущественно литургические или обрядовые традиции, переданные людьми в виде негласных традиций прочно вошедшие в общую церковную традицию . Конечно, все эти вещи имеют духовную содержательную основу, но тем не менее являются вторичным по отношению к сути Предания, хотя и являются его неотъемлемой частью.

http://pravoslavie.ru/157616.html

Святейший Патриарх Алексий встретился с профсоюзными деятелями Москва, 15 марта 2006 г . 15 марта 2006 года в Патриаршей рабочей резиденции состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с делегацией Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). В составе делегации были председатель ФНПР, член Общественной палаты России М.В.Шмаков, заместитель главы Федерации, председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике А.К.Исаев, а также заместитель Председателя ФНПР по взаимодействию с общественными и религиозными организациями В.С.Гончаров, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП . М.В.Шмаков вручил Предстоятелю Русской Православной Церкви памятную Золотую медаль «100 лет профсоюзам России», учрежденную в 2005 году в дни празднования этого юбилея. Глава делегации также преподнес Святейшему Патриарху матрешку, символически отражающую этапы развития профсоюзного движения в стране, и книгу «История профсоюзов за 100 лет». Приветствуя гостей, Его Святейшество поздравил с прошедшим юбилеем и отметил, что за прошедшие годы профсоюзы проявили себя как реальный и действенный инструмент защиты прав трудящихся. «Профсоюзное движение является очень мощной силой, которая призвана помогать и поддерживать тружеников», – сказал Святейший Патриарх Алексий. Труд является необходимым условием бытия человека на земле, подчеркнул Святейший Патриарх, напомнив слова апостола Павла «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3. 10). С другой стороны, труд должен справедливо вознаграждаться, ибо «трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10. 10). Церковь не престает печаловаться о труждающихся и обремененных, пример тому – заявленная Святейшим Патриархом Алексием в начале прошлого года твердая позиция по вопросу о монетизации социальных льгот. «Мы призвали власть предержащих не забывать о нравственной стороне проводимых реформ», – сказал Его Святейшество, напомнив, что Церковь не намерена указывать государству, какие именно экономические механизмы ему надлежит применять при осуществлении социальной политики. Для нее важно другое: эта политика должна быть справедливой и действенной, находить понимание у народа.

http://pravoslavie.ru/16648.html

Святейший Патриарх встретился с представителями Федерации независимых профсоюзов России 15 марта 2006 г. 14:41 15 марта в Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял делегацию Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) во главе председателем ФНПР, членом Общественной Палаты РФ Михаилом Викторовичем Шмаковым. Во встрече участвовали заместитель Председателя ФНПР, председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Константинович Исаев, заместитель Председателя ФНПР по взаимодействию с общественными и религиозными организациями Вячеслав Степанович Гончаров, сотрудники ФНПР, секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Михаил Дудко. Гости рассказали Святейшему Патриарху Алексию о столетнем юбилее, который российские профсоюзы отметили в 2005 году. Его Святейшество поздравил представителей Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) и Михаила Викторовича Шмакова с прошедшим юбилеем и отметил, что профсоюзы проявили себя как реальный и действенный инструмент защиты прав трудящихся. «Профсоюзное движение является очень мощной силой, которая призвана помогать и поддерживать тружеников», — сказал Святейший Патриарх Алексий. «Труд является необходимым условием бытия человека на земле, подчеркнул Его Святейшество, и напомнил слова апостола Павла: — «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3. 10). С другой стороны, труд должен справедливо вознаграждаться, ибо «трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10. 10). Православная Церковь не престает печаловаться о труждающихся и обремененных, пример тому — заявленная Святейшим Патриархом Алексием в начале прошлого года твердая позиция по вопросу о монетизации социальных льгот. «Мы призвали власть предержащих не забывать о нравственной стороне проводимых реформ», — сказал Его Святейшество, напомнив, что Церковь не намерена указывать государству, какие именно экономические механизмы ему надлежит применять при осуществлении социальной политики. Для нее важно другое: эта политика должна быть справедливой и действенной, находить понимание у народа.

http://patriarchia.ru/db/text/97452.html

Архив Пн Председатель ОВЦС принял участие в заседании Постоянного комитета Всемирного Совета Церквей по консенсусу и сотрудничеству 30 июня 2010 г. 13:30 30 июня 2010 года в гостиничном комплексе «Даниловский» открылось заседание Постоянного комитета Всемирного Совета Церквей по консенсусу и сотрудничеству. В заседании приняли участие представители Поместных Православных, протестантских и англиканских Церквей из разных стран мира. С приветственным словом к собравшимся обратился председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . В своей речи он подчеркнул важность межхристианского диалога и призвал к переосмыслению парадигмы межцерковных отношений: «Для этого нам необходимо всерьез обратиться к наследию Древней Церкви, попытаться определить, каким образом тогда сохранялось церковное единство. С другой стороны, еще в апостольские времена в обиход вошло выражение lex orandiaest lex credendi, которое устанавливало взаимозависимость между молитвой и верой. То, что, к сожалению, сегодня часто становится камнем преткновения между христианами, свидетельствует о забвении этой древнехристианской максимы, о переносе внимания с веры и молитвы на какие-то иные факторы, лишь косвенно относящиеся к целям и задачам христианского благовестия. Так, стремясь привлечь к себе общественное внимание, некоторые межхристианские организации полностью перешли на язык современных средств массовой информации, который, с одной стороны, полностью понятен современному обществу, но с другой — не несет в себе ничего того, что говорило бы о специфическом характере христианского мироощущения и его ценностей. Мы тем самым как будто приравниваем себя к прочим институтам гражданского общества, становимся одним из многих действующих лиц общественно-политического процесса. Христианское сообщество должно владеть языком, который понятен обществу, но который также обладает определенной критической остротой, отличающей его от языка общественных движений и организаций. Другими словами, христианам не следует подстраиваться под общественные течения и стандарты, но, по словам апостола Павла, твердо держаться предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2:15).

http://patriarchia.ru/db/text/814930.htm...

В Греции прошла международная богословская конференция, посвященная апостолу Павлу 27 июня 2019 г. 17:58 26 июня 2019 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в 25-й международной научно-богословской конференции «Служение Церкви по апостолу Павлу» в Верии. Форум ежегодно организуется Верийской митрополией Элладской Православной Церкви и собирает иерархов и богословов из разных Поместных Православных Церквей. В этом году в числе участников конференции были: митрополит Лаодикийский Феодорит ( Константинопольский Патриархат ), епископ Сафитский Димитрий ( Антиохийский Патриархат ), архиепископ Лиддский Димитрий ( Иерусалимский Патриархат ), митрополит Волоколамский Иларион и епископ Шахтинский и Миллеровский Симон (Московский Патриархат), митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим ( Грузинский Патриархат ), епископ Нишский Арсений ( Сербский Патриархат ), епископ Тульчинский Виссарион ( Румынский Патриархат ), митрополит Русенский Наум ( Болгарский Патриархат ), митрополит Лимасольский Афанасий ( Кипрская Православная Церковь ), митрополит Верийский, Наусский и Кампанийский Пантелеимон, митрополит Мессинийский Хризостом, митрополит Гревенский Давид, митрополит Касторийский Серафим, митрополит Флоринский Феоклит и митрополит Неокринийский Иустин (Элладская Православная Церковь), епископ Супрасльский Андрей ( Польская Православная Церковь ). Митрополит Волоколамский Иларион обратился к участникам форума со словами приветствия: «Ваше Высокопреосвященство, досточтимый владыка Пантелеимон! Ваши Преосвященства, дорогие о Господе отцы, братья и сестры! По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла рад передать приветствие Его Святейшества организаторам и участникам научной конференции, ежегодно проходящей на славной земле Эллады, где благодаря подвижническим трудам святого апостола Павла было проповедано Евангелие. Собравшись здесь под эгидой Священной митрополии древней Верии, мы воочию убеждаемся, что не тщетен перед Господом (1 Кор. 15:8) был труд апостольский, а семя евангельской проведи принесло стократный плод (Мф. 13:18). В память об основателе местной Церкви стараниями Вашего Высокопреосвященства уже четверть века здесь собираются иерархи, клирики, монашествующие и миряне из многих Поместных Православных Церквей, дабы на этом историческом месте обратить свой мысленный взор к наследию Апостола языков, проповедавшего нам благовестие Божие с великим подвигом (1 Фес. 2:2).

http://patriarchia.ru/db/text/5461328.ht...

В чем заблуждается Патриарх Варфоломей. О сути, причинах и путях преодоления современного кризиса межцерковных отношений 29 октября 2019 г. 20:39 «Журнал Московской Патриархии» продолжает разговор о кризисе межправославных отношений и неканоничности решений и действий Константинопольского Патриарха Варфоломея . В апрельском номере за 2019 год читателя ознакомили с исторической фабулой современных событий. В данной статье доктор церковной истории, кандидат исторических наук священник Александр Мазырин объясняет, в чем, на его взгляд, состоят богословские заблуждения современного главы Фанара и почему каноны не дают никаких исключительных прав Константинопольским Патриархам. Статья опубликована в  «Журнале Московской Патриархии»  ( 5, 2019 ) ( PDF-bepcuя ). Стойте и держите предания… (2 Фес. 2:15) Последние месяцы православный мир переживает кризис, подобного которому, вероятно, не было со времен Великого раскола тысячелетней давности. Сходство событий налицо. Так же как и тогда, первенствующая кафедра (в то время — Римская, ныне — Константинопольская) выступила с неприемлемыми для православного сознания притязаниями на исключительность своего положения и властное главенство над другими Поместными Церквами. Тогда это привело к отпадению от Православия Римских пап, ныне на этот путь встала Константинопольская Патриархия . Первый без равных? Украинский церковный вопрос, оказавшийся в эпицентре произошедшего столкновения, имеет далеко не местное значение. Он обнажил проблему особого масштаба и выявил такие искажения экклезиологии со стороны Фанара, которые трудно квалифицировать иначе как ересь. Константинопольский Патриарх прямо ­объявил себя главой всех православных Патриархов и Предстоятелей, причем уже не в порядке частного мнения, а более чем официально — в Томосе о «даровании автокефалии» так называемой Святейшей Церкви Украины. Утверждая по давнему примеру Римских пап, что вся Православная Церковь возглавляется им, какое место Константинопольский Патриарх оставляет Христу, Которого с апостольских времен Церковь исповедовала как своего Главу (Еф. 1:22)?

http://patriarchia.ru/db/text/5521149.ht...

Предание и Церковь И не отыми от уст моих словесе истинна до зела. (Пс. 118: 43)  Для каждого члена Церкви Божией вопрос Предания является вопросом жизни и смерти, вечной жизни или вечной смерти. Вопрос о Предании испокон веков имел огромное значение для Церкви потому, что и ее апостольство в мире, и само существование ее непосредственно связаны с ее отношением к Преданию. Он и сегодня, может быть, важнее всякого другого вопроса, сегодня, когда мы вольно или невольно оказались в тупиках различных современных движений, как-то: экуменизма, гуманизма, бесплодных диалогов и других общественных недугов нашего времени, к которому по праву могут быть отнесены слова святителя Василия Великого, что в нем «сдвинуты с места все пределы отцов, приведены в колебание все основания и все твердыни догматов» . Значимость Предания проистекает из самой сути его, ибо Предание является наидрагоценнейшим даром неба земле – даром, превращающим и землю в небеса. Тайна Предания столь же объемна, сколь и тайна богочеловеческого организма Церкви, объемлет собою все, что есть в Церкви, и остается неисследима, подобно самой Церкви. Предание есть апостольское наследие Церкви, воспринятое ею от преемников святых апостолов. Рассматриваемое под этим углом зрения, Предание неотделимо от Священного Писания, так как они составляют одну нераздельную двуединую целостность в рассуждении как происхождения и содержания, так и значения обоих. Можно было бы сказать, что и Священное Писание принадлежит Преданию как его записанная часть (а оно и есть предание, так как передано Церкви), и наоборот, Предание – это не записанное апостолами Священное Писание. Таковые их взаимоотношения были известны и святым апостолам, о чем свидетельствует сам апостол Павел: «Темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2: 15). Этими словами святой апостол указывает, с одной стороны, на то, что Предание, или предания, содержат в себе все письменное и устное учение апостолов, а с другой стороны, на равную важность обоих видов передачи учения. Так понимают взаимоотношения Священного Писания и Священного Предания и все отцы Церкви, поскольку, говоря о предметах веры, всегда одновременно упоминают и Священное Писание, и Священное Предание.

http://pravoslavie.ru/28762.html

Святе Письмо Священне Передання: православний погляд 20 грудня 2014 р. 20:52 19 декабря 2014 года в Великотырновском университете имени святых Кирилла и Мефодия (Болгария) прошла торжественная церемония вручения почетной степени доктора honoris causa этого университета председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председателю Синодальной Библейско-Богословской комиссии митрополиту Волоколамскому Илариону . Владыка Иларион выступил с актовой речью. 1. Писание и Предание Христианство является богооткровенной религией. В православном понимании Божественное Откровение включает в себя Священное Писание и Священное Предание. Писание — это вся Библия, то есть все книги Ветхого и Нового Заветов. Что же касается Предания, то этот термин требует специального разъяснения, так как употребляется в разных значениях. Нередко под Преданием понимают всю совокупность письменных и устных источников, при помощи которых христианская вера передается из поколения в поколения. Апостол Павел говорит: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15). Под «словом» здесь понимается устное Предание, под «посланием» — письменное. К устному Преданию святитель Василий Великий относил крестное знамение, обращение в молитве на восток, эпиклезу евхаристии, чин освящения воды крещения и елея помазания, троекратное погружение человека при крещении и т.п., то есть преимущественно литургические или обрядовые традиции, переданные изустно и прочно вошедшие в церковную практику. Впоследствии эти обычаи были зафиксированы в письменном виде — в творениях Отцов Церкви, в постановлениях Вселенских и Поместных Соборов, в литургических текстах. Значительная часть того, что изначально было устным Преданием, стало письменным Преданием, которое продолжало сосуществовать с устным Преданием. Если Предание понимать в смысле совокупности устных и письменных источников, то как оно соотносится с Писанием? Является ли Писание чем-то внешним по отношению к Преданию, или оно представляет собой составную часть Предания?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3884656...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл принял участие в торжественном заседании Священного Синода Элладской Православной Церкви 3 июня 2013 г. 18:32 3 июня 2013 года, по окончании молебна в монастыре Петраки, Предстоятель Русской Православной Церкви принял участие в торжественном заседании Священного Синода Элладской Православной Церкви . На заседании также присутствовали члены официальной делегации, сопровождающей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в ходе визита. Святейшего Владыку приветствовал Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним , сказав: «Ваше сегодняшнее присутствие в этом зале является для нас особым благословением и большой честью. В Вашем лице и в лице Ваших спутников мы узнаем возлюбленных представителей благословенной Святейшей Русской Церкви — Церкви, с которой нас традиционно связывают неразрывные и священные братские узы, Церкви, где просияло множество святых, Церкви, которая была необычайно прославлена Богом, обогатила богословскую мысль, способствовала развитию искусств и на протяжении своего как крестного, так и торжественного исторического пути прибрела характерные только для нее черты». Год, в который проходит визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в греческую землю, отмечен 1700-летним юбилеем Медиоланского эдикта и 1150-летней годовщиной начала миссионерской деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, напомнил Блаженнейший Иероним, выразив убеждение: «Эти два знаменательных юбилея свидетельствуют о том, что Церковь Христова способна преобразить историю, оживотворить правовые устои общества и государства и возродить мир». «В этом зале, где огромное внимание уделяют соборности, которая вкупе с промыслом Божиим во все времена обеспечивала общее свидетельство Церкви, собрались и мы, дабы еще раз подтвердить и укрепить священные узы о Христе любви и общения между двумя нашими братскими Церквами, вознести молитву друг за друга, чтобы всеми своими силами служить " единству Духа в союзе мира " (см. Еф. 4:3) " во всяком слове и деле благом " (см. Фес. 2:17), " да возрастим в Нем вся " (см. Еф. 3:15)», — засвидетельствовал Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним.

http://patriarchia.ru/db/text/3016919.ht...

Добротолюбие для современного человека Характерной чертой современного человека стало осуждение. Существует принцип презумпции невиновности, сформулированный еще в древности: если ты говоришь с человеком, то ты должен с ним говорить предельно доброжелательно, видя в нем своего друга, своего единомышленника, близкого человека. А мы исходим из другого: «А вдруг он против меня что-нибудь имеет?» 3 ноября, 2010 Характерной чертой современного человека стало осуждение. Существует принцип презумпции невиновности, сформулированный еще в древности: если ты говоришь с человеком, то ты должен с ним говорить предельно доброжелательно, видя в нем своего друга, своего единомышленника, близкого человека. А мы исходим из другого: «А вдруг он против меня что-нибудь имеет?» Через две недели в Даниловском монастыре Москве начнется конференция « Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи ». Что такое аскетика? Зачем она нужна современному человеку? Зачем нужны посты и молитвенные правила? Об этом мы сегодня беседуем с протоиереем Александром Ильяшенко. Напоминаем читателям: мы ждем ваших откликов, вопросов и предложений! Добротолюбие и современность – Чем руководствоваться современному человеку в духовной жизни? Ведь все книги по аскетике написаны для монашествующих — как быть современному человеку? — Современная духовная жизнь должна строиться на традиции и верности Преданию. Апостол Павел говорил: «Стойте и держитесь предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. II, 15). Нужно оглядываться на жизнь наших великих предшественников. Преподобный Серафим Саровский говорил, цель христианской жизни – «в стяжании Духа Святаго». У апостола Павла то же: «Кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» (Рим 8:9.). Руководство в духовной жизни – это Священное Писание, творения Святых отцов, Жития Святых, это и жизнеописания Святых людей, которые в последнее время прославили Бога своим жизненным подвигом . Это, конечно, и общение с ныне живущими духовными людьми, много ли их, мало ли, но они есть, и нужно учиться у них.

http://pravmir.ru/dobrotolyubie-sovremen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010