Как, следовательно тогда под исповеданием Ветхаго Завета скрывался Новый, т. е. благодать, — который рождал сынов обетования, по Исааку, от свободной и который открыт во Христе: так и ныне, под владычеством новаго, нет недостатка в сынах рабства, рождаемых Агарью, что откроется во Христе. Апостол утверждает, что ныне между братьями такия же отношения, как и тогда, — говоря: мы же, братие по Исааку, обетования чада есмы. Но якоже тогда по плоти родивыйся гоняше духовнаго, тако и ныне (Гал 4, 28–29). И по необходимости прибавляет: но что глаголет писание? Изжени рабу и сына ея, не имать бо наследовати сын рабыни с сыном свободныя (Гал 4, 30). Но не напрасно сказано: якоже тогда гоняше… тако и ныне. Ибо гоняше принадлежит толкованию апостола, Писание же говорит, что Израиль играл с Исааком (Быт. 21, 9). Ужели тот, кто проповедывал Галатам обрезание (ср. Гал. 6, 12 слл.), преследовал братьев открыто, а не под видом игры, т. е. без признаков гонения? Как, следовательно, за род игры назвал гонителем, так гонителями же называет и тех, которые усиливаются, как бы посредством общей пользы, т. е. наставления в законе, отделить от Христа сынов Божиих и сделать их сынами матери своей, Агари. Ибо не с иною какою либо целию подкрадываются сыны диавола, для испытания нашей свободы, и притворяются братьями и разыгрывают из себя в Вертограде нашем как бы сынов Божиих, — как с тою, чтобы хвастаться покорением свободы сынов Божиих, за что и понесут осуждение, каковы бы они ни были, — они, которые гнали всех святых, которые убивали пророков, которые всегда противились Духу Святому; враги креста Христова, отвергающие Христа во плоти, в своей ненависти к членам его, — тело греховное, сыны изгнания, слуги злодейства, которые приходят по действию сатаны, со всякою силою, знамениями и чудесами (2 Сол. 2, 9), — духи злобы среди небесных и которых Господь Христос, гонимый ими во плоти, убиет духом уст своих, и упразднит явлением пришествия своего (2 Сол. 2, 8). Ибо время говорить об этом открыто, а не под таинственными образами, так как приближается отступление, т. е. откровение человека беззакония (2 Сол. 2, 3), и Лот удаляется из Содома. Правило 5. О временах. Источник: Тихония Африканца книга о семи правилах для изследования и нахождения смысла св. Писания (Liber de septem regulis ad investigandam et inveniendam S. Scripturae intelligentiam).//Журнал «Npuбabлehiя к изданию творений Святых Отцев, в русском переводе» за 1891 год. — М.: Tunorpaфiu М. Г. Волчанинова, 1891. — Часть XLVIII. — С. 333-347.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

Флп.1:1 .  Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами. Флп.1:2 .  Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. «Павел и Тимофей, раби Иисус Христовы, всем святым о Христе Иисусе сущым в Филиппех, с епископы и диаконы. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Апостол пишет послание всем в совокупности – и удостоившимся священства, и пасомым ими. Ибо «святыми» наименовал сподобившихся крещения, а епископами называет пресвитеров, потому что оба сии названия имели они в то время. А сие нам дает знать и история Деяний, ибо блаженный Лука, сказав, что божественный Апостол послал в Милет пресвитеров ефесских, передает и сказанное им. Говорит же им Павел: «Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога» ( Деян. 20, 28 ), и одних и тех же именует и пресвитерами, и епископами. Так и в Послании к блаженному Титу говорит: «Сего ради оставих тя в Крите, да устроиши по всем градом пресвитеры, якоже тебе аз повелех» ( Тит. 1, 5 ), и, сказав, какими надлежит быть рукополагаемым, присовокупил: «Подобает бо епископу без порока быти, якоже Божию строителю» ( Тит. 1, 7 ). Да и здесь то же дает видеть, ибо к епископам присовокупил диаконов, не упомянув о пресвитерах. Притом и невозможно было бы многим епископам быть пастырями одного города; а из сего видно, что Апостол епископами наименовал пресвитеров. Блаженного же Епафродита в сем послании назвал он апостолом их, ибо говорит: «вашего же посланника и служителя потребе моей» ( Флп.2:25 ). Посему Павел ясно дал видеть, что Епафродиту, имеющему наименование апостола, вверено было епископское домостроительство. Флп.1:3 .  Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас. Флп.1:4 .  Всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою. Флп.1:5 .  За ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне. «Благодарю Бога моего о всей памяти вашей, всегда во всяцей молитве моей за всех вас с радостию молитву творя, о общении вашем в благовествование от перваго дне даже и доныне». Непрестанно воспоминая о вас, исполняюсь всякою радостию; песнословлю же и Бога всяческих, что и проповедь евангельскую вы приняли с усердием, и доныне пребыли непоколебимыми. А «общением благовествования» назвал Апостол веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

2 . В Послании филиппийцам 2, 19 апостол Павел говорит о своём намерении «вскоре» послать к ним Тимофея и тотчас добавляет: «…я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам» (2, 24). Эти планы апостола не соответствуют ни тому, что произошло после кесарийских или римских уз, ни с его желанием, согласно Посланию римлянам 15, 24, 28, посетить Испанию. Зато очень хорошо вписываются в повествование о путешествии апостола Павла в Филиппы, о котором говорит святой Лука в книге Деяний 19, 21–22 (см. также 1Кор. 4, 17; 16, 10 ) и с его путешествием по Македонии ( Деян. 20:1–2 ), что в контексте книги Деяний происходит непосредственно после трёхлетнего пребывания апостола Павла в Ефесе. Трудно даже представить, чтобы события, описанные святым Лукой в Деяниях 19, 21–22 и 20, 1–2, могут относиться к другому периоду его служения, кроме как упомянутым в Послании филиппийцам 2, 19, 24 планам апостольского путешествия. В любом случае двойное упоминание «скорого» прибытия в Филиппы ( Флп. 2:19, 24 ) подразумевает в сознании пишущего эти строки весьма близкое расстояние между тем местом, где он находится, и Филиппами. Из Рима, в чём мы только что убедились, невозможно было добраться до Филипп настолько «скоро». 3 . В Послании филиппийцам 4, 10–20 апостол Павел выражает свою благодарность христианам города Филиппы за материальную помощь, которую они присылали ему в Фессалоники. Но если бы апостол писал это из Рима, такая благодарность была бы необъяснима, поскольку до римских уз он успел ещё раз побывать в Филиппах ( Деян. 20, 2 и след. ) и имел возможность лично высказать им свою признательность. 4 . Внимательное изучение и сопоставление тематики Послания филиппийцам с основными вопросами посланий третьего миссионерского путешествия (Рим., 1 и 2Кор., Гал.) позволяет сделать вывод об их близости и свидетельствует о том, что они были написаны апостолом Павлом в тот же период жизни (ср., напр., Флп. 1, 21 = Гал. 2, 20 / Флп. 3 , 2д.= 2Кор. 2, 17; 4, 2–11, 13 / Флп. 3, 4–5 = 2Кор. 11, 18, 22–23 / Флп. 3, 10 = Рим. 6,5 / Флп. 4, 5 = 1Кор. 16, 22 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Сол. 3:4–7=Ерес. 64), о появлении на земле идолопоклонства (Пр. Сол. 14:12=Ancorat. t. 43 р. 20), о любви к мудрости (Пр. Сол. 8:2=Ancorat. t. 43, р. 93). Цитуют различные изречения сей книги: Афанасий Великий (In arian. ог. II. 32; Ad Serap. ep. 1. 26; Fest. ep. 11, 8... и др.); Василий Великий (C. Evnom. 5; ep. 8. 10...), Григорий Богослов (Orat. 28, 8); Златоуст (Hom. in. Gen. 11, 1. 22, 3 ). 310 Изречения книги: Бог смерти не сотвори (1:13) и завистию диаволею смерть вниде в Мир (2:24) принимаются всеми современными богословскими системами, как вывод из всего ветхозаветного вероучения (Епифаний. Ерес. 64; Климент Рим. 1Кор. 3 гл; Макарий. Догм. богосл. 2, 174–174 стр.). Учение книги о загробной жизни праведников и грешников (3:1–10,18–19; 4:7–20; 5:1–15) представляет значительное разъяснение всего ветхозаветного учения по этому вопросу 311 и как очень поучительное часто читается за православным богослужением на паремиях (в память пророков и святителей и в парастасе). Изречение книги:·беззаконие опустошает землю, и злодеяние ниспровергает престолы сильных (5:24), цитуется и служит темою неисчислимого множества моральных христианских суждений. На него также обращали внимание и часто цитовали отцы Церкви Киприан (Testim. lib. III, c. 15. Epist. ad. Dememr. c. 14. De immortalitate. 598 p.), Ипполит (Adv. Iudaeos. M. X, 795), Ириней (Прот. epec. 4, 38 гл.) и Климент Алсксандрийский (Strom. IV, 11. V, 14. VI, 11–12...). Выражение: в злохудожну душу не внидет премудрость (1:4), также цитуется часто (Епифаний. Ерес. 64 и др.). И, вообще, все богословско-философские рассуждения автора, особ. в 1 9 гл., заключают чрезвычайно много поучительных мыслей, составляют возвышенные выводы из всего ветхозаветного мудрствования, и полезны для всякого читателя Библии, не только из оглашенных, но и верных и их богословски образованных учителей... За раскрываемое в ней возвышенное нравственное учение отцы Церкви называли книгу «сокровищницею добродетелей» (Синопсисы Афанасия и Златоуста).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Во времена Апостолов неведущими Бога себя обличали преимущественно язычники (1 Сол. 4, 5; Гал. 4, 8; Рим. 1, 28; Еф. 2, 12), а непослушающими Евангелия преимущественно иудеи (Рим. 10, 3, 16, 21; 1 Сол. 2, 15–16). Может быть, святой Павел так и разумел. Но если мы с словом Апостола будем смотреть на наше время, и тем более на время суда, то будем вынуждены признать, что Апостол здесь обозначил не те или другие народы, а скорее нравственно-религиозные качества и состояния, заслуживающие Божие отмщение, которыми себя губящие возможны среди всех народов. Это тем более позволительно, что и язычники не слушали Евангелия, и иудеи оказались незнающими Бога, не узнав дела Божия во Христе Иисусе (Ин. 8, 54–55; 15, 21). Стих 9. Иже муку приимут, погибель вечную от лица Господня, и от славы крепости Его. Здесь объясняет Апостол, в чем будет состоять отмщение и как оно постигнет их. Муку приимут — понесут праведное по делам наказание, которое будет крайне болезненно, так что его лучше нельзя охарактеризовать, как назвав погибелью вечною . Слова: скорбь оскорбляющим — указывают только на нечто чувствительно неприятное; дающаго отмщение — дают предчувствовать грозность присуждения наказания, но не определяют его; во огни пламенне — если понимать сии слова, как орудие наказания, полнее определяют, что это будет за наказание. Но здесь уместно еще ожидание прекращения мучений. Когда же сказал: муку приимут, погибель вечную ; то, этим довершив изображение картины горькой участи Неверов и грешников, окончательно поражает их, присуждая им вечную безотрадность. Погибель вечная , — прежде (1 Сол. 5, 3) всегубительство , — есть вечное погибание. Будут чувствовать, что окончательно гибнут, и между тем носить убеждение, что никогда не погибнут, в каждый момент снова будто рождаясь для новых мучений: «Будут страдать и не истощаться; самый огонь будет некоторым образом возрождать их, чтоб потом пожирать» (Амвросиаст). «Есть много людей, которые возлагают благие надежды не на то, что они воздерживаются от грехов, а на то, что полагают, будто геенна не так страшна, как говорят о ней, но слабее той, какою угрожают нам, и притом временна, а не вечна; и много умствуют по этому поводу. Между тем я со всех сторон могу представить доказательства, что она не только не слабее того, как ее представляют в угрозах, а еще гораздо ужаснее. Для подтверждения сего довольно того опасения, какое возбуждают одни слова о геенне, если мы даже не будем раскрывать их смысла. А чтоб удостовериться, что она не временна, послушай, что говорит здесь святой Павел о людях, неведущих Бога и неверующих в Евангелие, именно, что они приимут погибель вечную. Каким же это образом вечное может сделаться временным?» (Златоуст). «Итак, где оригенисты, баснословящие о конечности мучений?» (Феофилакт).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

748 Schurer, Gesch. d. jud. Volk, II, стр. 421–422: ср. Baldensperger, Selbstbewusstsein Jesu, стр. 74 и 79. 750 На западе эта мысль особенно распространена; см. E. Montel, Revue de l’hist. des religions, 1884, стр. 307 и далее. 752 Baldensperger, Selbstbewusstsein Jesu, стр. 73; Osk. Holmzmann, Neutest. Zeigesch., стр. 236. 756 Baldensperger, Selbstbewusstsein Jesu, стр. 77 и далее; Schurer, Gesch. d. jud. Volk, II, стр. 461. 758 Шюрер (Gesch. d. jud. Volk., II, стр. 457) хочет ослабить значение слов – «для жизни вечной» таких замечанием: «если у Даниила говорится, что праведники воскреснут для вечной жизни, то под этой вечной жизнью он разумеет жизнь в мессианском царстве: другой вечной жизни он не знает». Но как бы ни было, Даниил говорит не о двух, а только об одном воскресении и именно для вечной жизни, а не для участия во временном и земном блаженстве мессианского царства. 759 Немецкие ученые видят в Апокалипсисе Иоанна Богослова и в частности в его учении о воскресении, излагающемся в 20 гл., отображение иудейских представлений. В последнее время явилась даже теория, что Апокалипсис Иоанна Богослова в своей основе есть иудейское произведение, интерполированное впоследствии рукой христианина; см. J. Spitta, Die Offenarang d. Iohannes, Halle 1889; Eug. de Faye, Les apocalypses juives, стр 57–67 и 166–191. 760 Древности, XVIII, 1, 3: κα τος μν εργμν διον προςτθεσθαι, τος δ ραστνην το ναβιον. 762 Ссылаются еще на следующия места в Псалмах Соломона: «жизнь праведных во век: грешники же будут возвышены на погибель, и не обретется более память их» (Пс. Сол. 13:9–10.); «святые Господа будут жить вовек; наследие грешников преисподняя, и мрак, и погибель; и они не обретутся в день милости праведных» (Пс. Сол. 14:2; 14:6–7); «грешники погибнут в день суда Господня навек, когда посетит Бог землю в суде Своем; боящиеся же Господа будут помилованы в суде и будут жить в милости Бога своего» (Пс. Сол. 15:13–15). Но здесь трудно отыскать намек и вообще на воскресение мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

944 Смар. Минеи Чет. митр. Мак. ркп. Син. биб. 996, л. 751. Измар. рук. Сол. биб. 270, л. 89–96. Пролог 5 июня и 26 июля. Опис. Сол. биб. 571 стр. Златоструй, 259, л. 463–464. 954 Смар. Мин. митр. Мак. рук. Син. библ. 996, л. 752. Изм. рук. Сол. библ. 270, л. 94–95 и 241об. 965 Припомним настоятельные просьбы Настасьи к Дунаю не стрелять по ней из лука, а дать ей «спустити на свет свои семены – поотродити младенца». Рыбник., 1, 458 стр. 998 Из всех подобных стихов, напечатанных в пятом томе сборника Бессонова «Калеки перехожие», мы сделали сводный стих. Страницы, откуда заимствованы стихи, обозначены при самых стихах. 999 Мы тоже сделали сводный стих. В основу положен стих «Про душу великой грешницы», напечатанный в Лет. Рус. Нар. Лит. 1 т. 1018 Вопрос об эсхатологических сочинениях и влиянии их на народные духовные стихи разработан в сочинении г. Сахарова «Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи». Тула, 1879 г. 1019 «Прение живота со смертию» – повесть рус. происхождения, встречается в рукоп. XVII стол. Учёные Зап. И. Ак. Наук. Очерк лит. ист. стар. повест. 135 стр. 1021 Летоп. рус. литер. 1 т., 2 отд., 96–8. Буслаев. Рус. нар. песни. Лубочн. карт. Снегир. 54 стр. Ровин. IV, 555 и дал. 1023 Слово о небесных силах, 47 г., 8, 6 стр. Чт. И. Об. Ист. и Др. Сахаров. Эсхатол. сочинения и сказания, 186 стр. 1026 Припомним, как в сказании о Моисее дьявол оспаривает у арх. Михаила тело Моисея. Палея. Апокр. Сказ. И.Я. Порф. Зап. И. А. Наук, 17 т. 1066 Минеи Чет. митр. Мак. окт. 2. О видении рая 99–100. Сахар. Эсхат. сочин. и сказания, 224 стр. 1074 Подробно рассмотрен нами этот вопрос в статье «Воспитатели русского народа в древней Руси», Вятские Епарх. Ведомости, 1883 г., 7, 15 и 18. Читать далее Источник: Влияние церковного учения и древне-русской духовной письменности на миросозерцание русского народа, и в частности на народную словесность, в древний допетровский период/соч. Алексея Попова.- Казань : Тип. Императорского Ун-та, 1883. - 408, IV, II с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. Предварительные наблюдения над портретом великого князя Василия III второй половины XVI века//Искусство христианского мира. Сборник статей. Вып. 3. М., 1999. С. 75–86. 18 В составе “Степенной книги” читается повесть “О державстве благовеньчаннаго великого князя и мученика Андрея Георгиевича Боголюбовьскаго и о убиении его” и “Вкратце похвала самодержьцу Василию, и о пострижении его и о чюдесном отшествии его к Богу” (см.: ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. СПб., 1913. С. 610–615). На полях белового списка “Похвального слова русским преподобным”, созданного примерно в то же время, что и “Канон”, сохранилось несколько собственноручных ссылок инока Сергия (Шелонина) на “Степенную книгу” (эти ссылки были воспроизведены в публикации: Инок Сергий (Шелонин). Похвальное слово русским преподобным//Альфа и Омега. 2001. 2(28). С. 166, 177). 19 В библиотеке Соловецкого монастыря сохранилось два сборника сочинений святителя Григория Солунского, созданных “тщанием” инока Сергия (Ше­ло­ни­на) (Сол., 87/87 и Сол., 88/88). Биографам соловецкого писателя хорошо известна запись на одном из них: “Книга сия святая и богословная св. Григория архиепископа Солунскаго на латинъ, шесть тетратей и мало къ симъ, писаны во 171 (1663) году тщаниемъ преподобнаго Сергия священноинока и архимандрита Ипатскаго, съ ево же тщания и дачи большия книги уставнаго писма переводу и времени. А болше Сергию за скорбию, въ неи же и смерть постиже, писать не лучилось…” (Сол. 87/87, запись на нижней крышке переплета). 20 См.: Повесть о походе Ивана IV на Новгород в 1570 году//ПСРЛ. Т. 3. СПб., 1841. С. 254–262; Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 337–345, 393–404. 25 Произведения, посвященные прославлению собора всех русских святых, создавались также и в жанре торжественного красноречия. Еще в домонгольский период неизвестный русский писатель (по предположению Н. К. Никольского — митрополит Климент Смолятич) написал “ Слово в память святых Отцов, в субботу сыропустную”, в котором упомянул и нескольких русских святых: Антония и Феодосия Печерских и киевского князя Игоря, убитого киевлянами в 1147 г., см.

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

рук. «в самый праздник Вознесения Христова, в вечер глубок, к пятку, погоре от молнии весь монастырь до основания». 37 Автор оп. С. М. говорит, что горы, идущие на восток от обители, называются «хлебенными», потому что на них был производим напрасный опыт в посеве яровых хлебов. Огородные овощи и теперь растут на огородах, исстари заведенных, но не иначе как на земле особенно удобренной. В Сол. Л. сказано, что при Филиппе прибыло промыслов: в Колежме 2 прена, за морем 2 промысла, да железный промысл, 1 в Солокурье, в Луде 2 прена. стр. 26. 44 Сол. л. стран. 27. Монастырь стоит на западном берегу острова, в углублении залива, имеющего 2 версты длины. Лепехин разделяет остр. Солов. на 3 части: южную, северную и восточную. «Южная часть отделяется от прочих пространным, внутрь острова вдавшимся, заливом, который, по отменной своей глубине, инде до 70 саж. простирающейся, называется Глубокою-губою, и весьма близко подходит к небольшой заводи, с западной стороны находящейся, при которой и самая сооружена обитель, так что перешеек не более полуторы версты составляет. Сия острова часть лучшими и приятнейшими, сколько в стране, в глубоком севере лежащей, ожидать можно, снабжена местами». Том 4 стр. 45. «Северная часть острова более нежели вдвое пространнее южной». Стр. 52. «Третья часть острова, в сравнении с 2 первыми, весьма мала». Это треугольное пространство, мыс, с сев. и вост. определяющий Глубокую губу. стр. 56. 45 Оч. может быть, что Филипп, в благодарение Богу за счастье юного царя, посвятил придельный новый храм ангелу-хранителю государя: царь Ив. Вас. праздновал день своего ангела 29 августа. Полн. Собр. Русск. Лет. ч. 3 стр. 248. 46 В упомянутом кресте «семеры мощи». Другой крест из чистого золота с жемчугом и камнями, в 75 зол., прислан царем в l562. Оп. С. М. ч. 1 стр. 290. Из книг, кроме книги Иосифа-Флавия, Иоанн прислал в 1559: Иоанна Леств. с Аввой Дорофеем , в полдесть, полууставом, с заглавн. рисунками. Оп. С. М. ч. 1 стр. 299. 47 Эти имения пожалованы еще в 1548, как сказано в Сол.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

77 См. «История русской Церкви» Филарета, архиепископа Черниговского. Период третий. Изд. 3. Москва 1857 г.. стр. 173, прим. 393, 383, 387 и др. Ист. опис. Соловец. монаст. архим. Досифея, ч. I, стр. 168, прим. а. 81 О посещении Сол. обит. см. соч. «О высочайших пришествиях великаго государя Петра Алексеевича к Архангельскому городу. Москва 1783 г., стр. 48–49, 104. Летоп. Солов, стр. 81, 82–102; ист. опис. Сол. мон., ч. I, стр. 175–180. Памятником посещения монастыря Петром Великим служат и две изящно и рельефно сделанные модели судов, на которых Государь прибыл в обитель, находящияся в настоящее время в святых воротах. 82 В том же году на острове Заяцком, вблизи которого стояла русская эскадра, состоящая из 13 кораблей, Петр Великий приказал построить деревянную церковь во имя Апостола Андрея Первозванного, которая при нем же и была сооружена иждивением придворного церковного уставщика Иоанна Степановича Торжнева. Церковь эта, поставленная в один день (обыденная) прекрасно сохранилась и доныне. 84 С 1777–1793 настоятелем был Иероним из казначеев Соловецкого монастыря. При нем по докладу Святейшего Синода Высочайше повелено отпускать ежегодно 500 р. на содержание Соловецких мореходных судов (1785 г.). 86 За одну из них о месте погребения А. Палицына он удостоен лестного отзыва Конференции Академии Наук. 87 Сведения об осаде Соловецкого монастыря заимствованы из цит. соч. «Подвиги Соловецкой обители», стр. 50–86. Ист. опис. Сол. мон. архим. Мелетия, стр.258–291 и журнал «Москвитянин» 1854г., 15. 88 «Москвитянин» стр. 215–216. О ходе защиты монастыря и о действиях неприятеля осталось донесение арх. Александра Св. Синоду. «Его нельзя довольно начитаться. Здесь все любопытно, все важно, все дорого, везде бьется сердце, везде дышит любовь, надежда, вера, везде блистает во всей красоте своей этот здравый смысл, этот ясный толк, которым отличается русский человек, пока от него сам не отречется, повязываясь иностранной повязкой....» М. Погодин: Внутренние известия, стр. 213, «Москвитянин» 1853 г. 15. Август.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010