Что касается своей будущей судьбы, то Апостол воодушевлен только одним желанием: прославлением Христа и уверен, что «ныне, как и всегда, возвеличится Христос... жизнью ли то или смертью. Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Флп.1:20–21 ), т. е. если жить – то со Христом и для Христа, а если умертвят, то и мученичество послужит прославлению Христа. Апостол даже затрудняется, что избрать: жизнь или смерть. Его влечет и то и другое: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, это несравненно лучше. А оставаться во плоти нужнее для вас» ( Флп.1:23–24 ), для дела проповеди. Оба желания имеют один мотив – любовь ко Христу, иначе они были бы безнравственны ( 1Кор.13:3 ). Но любовь ко Христу выражается в любви к ближним, поэтому Апостол предпочитает жизнь со всеми ее тяготами и скорбями. Поэтому он даже хвалится крестом Господа, которым он распялся для мира ( Гал.6:17 ) и с радостью носил язвы Господа на теле своем ( Гал.6:17 ). Ап. Павел выражает твердую уверенность, что будет освобожден от уз и встретится со своими друзьями в Филиппах ( Флп.1:25; 2, 24 ). Действительно, искренняя молитва с верой исполнилась: Апостол был освобожден и посетил Филиппы (около 65 г.). 2. Увещания к единодушию и смирению (Флп.1:27–2, 30) Вместо беспокойства о судьбе ап. Павла, филиппийцам следует «жить достойно благовествования Христова» ( Флп.1:27 ). Ап. Павел призывает всякого христианина: 1) быть ревностным борцом за веру евангельскую, не страшась ни в чем противников ( Флп.1:27–28 ), потому что нам «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» ( Флп.1:29 ); 2) иметь смиренномудрие и любовь между собою и искать не своей славы, но пользы другого ( Флп.2:1–4 ), по примеру Господа Иисуса Христа ( Флп.2:5 ). Чтобы преподать верующим пример величайшего смирения и расположить их к подражанию ему, Апостол указывает на кенозис Христа в воплощении и крестных страданиях: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, принял образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

   Добротолюбие. Т. 2. С. 207, § 3; С. 218, § 86 (преподобный Нил Синайский).    Добротолюбие. Т. 5. С. 366—367, § 45 (патриарх Каллист и преподобный Игнатий).    Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140.    Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 373 и 381. (Сл. 3, гл. 2 и 14).    Феофан (Говоров), святитель. Путь ко спасению. М., 1894. С. 240.    Добротолюбие. Т. 2. С. 645, § 1 (преподобный Исаак Сирин).    Феофан, святитель. Путь ко спасению. Указ. изд. С. 41.    Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 4. Беседа 5. На память мученицы Иулитты. Сергиев Посад, 1892. С. 65.    Творения. Сл. 16. О чистой молитве. Сергиев Посад, 1911. С. 63.    Нил Синайский, преподобный. Творения. Ч. 1. Слово о молитве. Гл. 35. М., 1858. С. 179.    Пространный христианский катихизис. М., 1889. С. 102.    Еф. 6:18; 1 Сол. 1:2-3; 1 Тим. 2:8.    14 1 Сол. 5:17.    1 Сол. 2:9; Деян. 18:3; 20, 34; 1 Кор. 4:12; 2 Кор. 11:9.    1 Кор. 4:12; 1 Сол. 4:11-12; Деян. 20:34-35    1 Сол. 3:10.    Творения. Ч. 4. Беседа 5. Сергиев Посад, 1892. С. 65—67.    Цит. по: Дьяченко Г. Уроки и примеры христианской надежды. М., 1894. С. 176.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 480.    Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. М., 1849. С. 284. (Сл. 64); Ч. 4. М., 1850. С. 68. (Сл. 88).    Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 5. Правила. Отв. на 37 в. Сергиев Посад, 1892. С. 160—162.    Беседы о молитве. Т. 1. Указ. изд. С. 31—32.    Лк. 11:3: «Хлеб наш насущный подавай нам на всяк день».    Лк. 11:4: «И остави нам грехи наша, ибо и сами оставляем всякому должнику нашему».    Лк. 11:4: «И не введи нас во искушение».    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 451.    Там же. С. 462.    Там же. С. 455.    Там же. С. 469.    Там же. С. 456.    Там же. С. 475 (святитель Тихон).    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 474 (святитель Иоанн Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

7 Йосия сол жердеги халыа урбанлыы ушын, майда малдан отыз мы бас толы м ыла, ири малдан ш мы бас буа сыйлады. Буларды ммеси патшаны жеке млкинен берилген еди. 8 Патшаны де ытыярлы трде халыа, м лебийлилерге урбанлылар сыйлады. удайды Ибадатханасыны Хилкия, Зехария м Ехиел де байрама арнап, урбанлыы ушын еки мы алты жз майда мал м ш жз ири мал берди. 9 Сондай-а, Кенания м оны Шемая менен Нетанел, жне де лебийлилерди ксемлери Хашабия, Еиел м Йозабад байрамда урбанлыына ушын лебийлилерге бес мы бас майда мал м бес жз бас ири мал берди. 10 Хызмет ушын ммеси таяр боланда, патша буйыранындай, з орынларында, ал лебийлилер з топарлары менен таяр турды. 11 урбанлы озылары сойылып, злерине берилген анды урбанлы орына септи. Лебийлилер малларды териден айырды. 12 Олар китабында жазыланлара Жаратан Ийеге ушын, урбанлыа жандырылатуын малларды халыты р бир блип берди. Ири малларды да солай иследи. 13 аыйда бойынша, байрамыны урбанлыын отта мухаддес урбанлыларды р трли азанларда асып, пткил халыа асыыс лестирди. 14 Кейин лебийлилер злери м ушын таярлады. Себеби Харонны урпаларынан болан ас арайанша жандырылатуын урбанлыларды м малды майын менен бнт еди. Сонлытан лебийлилер злери м Харонны урпаларынан болан ушын кейин таярлады. 15 Асаф урпаынан болан осышылар Асаф, еман м патшаны Едутунны буйрыы бойынша белгиленген орынларында турды. з орынларын таслап жети болмады, себеби оларды болан лебийлилер олар ушын ммесин таяр ылды. 16 Солай етип, сол кни патша Йосияны буйрыына байрамын м Жаратан Ийени урбанлы орнында жандырылатуын урбанлылар байланыслы Жаратан Ийеге арналан мме хызметлер орынланды. 17 Сол кни сол жерде болан барлы израиллылар байрамын нышанлады м оан оса, жети кн бойы Ашытысыз нан байрамын байрамлады. 18 Пайамбар Самуелди кнлеринен бери, Израилда байрамы бундай етип нышанланбаан еди. Израил патшаларыны еш бири де Йосияны нышанлааны сыялы, лебийлилер, пткил Яуда халы, сол жердеги израиллылар м Ерусалим турынлары менен бирге байрамын байрамламаан еди. 19 Усы байрамы Йосияны патшалыыны он сегизинши жылында болып тти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

50 к. (ок. 330 р. нын. серебреных); поставил над гробами свв. Зосимы и Савватия свои келейные образа : Богородицы-Одигитрии в сребропозлащенной ризе, дейсус на 3 досках, писанный на лазури, св. Троицы, 40 мучеников, обложенные серебром с позолотой; на них венцы и цаты (привески) с жемчугом и каменьями; на дейсусе образ св. Убруса и Богородицы обложены чеканным серебром, унизаны жемчугом. Письмо икон старинное, высокого достоинства. Резная панагия с жемчугом; несколько ширинок златошвейных. В ризнице показывают фелонь его камчатной двуличной материи с оплечьями из рицемору, шитыми золотом, и покрышку с его шубы. Сол. Л. 24 стр. Опис. С. М. ч. 1 стр. 224. 290 и далее. О соляной продаже Сол. Л. 20 и 21. Опис. С. М. ч. 3. стр. 25. 50 Так в царской грамоте 1559 на беспошлинный провоз монастырских закупок, при исчислении их, сказано, что в монастыре потребно четыре тысячи аршин сукон толстых, да две тысячи аршин сукон тонких. Опис. сол. м. ч. 3. стр. 12 и 25. Впрочем эти материалы употреблялись по большей части на вспоможение приходящим бедным. Вероятно, тогда же стали выделывать нерпьи кожи. Лепех. Т. 4 51. Доселе по обителям расходятся во множестве кожаные пояса соловецкие, прочные и красивые. 51 Еще Сол. Л. говорит, что при Филиппе прибыло серебренной посуды в пятеро: «стопочки, чарочки, ковшечки, а также и всякой другой; дворца прибавлено, на дворце 4 избы великие, новые, да и клетей прибавлено; тынь вострый между монастырем и дворцом поставили, да ворота, да келью, да двор на Суме, сталь во 100 р. Прибыли окончины (рамы) стекольчатые, с круги и каймами, стекла разных цветов, стали они в 40 р. и посвыше (ок. 200 нынешних серебр.). также прибыли и слуги нарядные; прибыли каменные колокола, да клепало каменное великое, в кои и звонят». Много прибавлено медных колоколов. 53 Сол. Л. стр. 23. Лепех. 4. 41. Вассиан и Иона почивают в Преображенской – петромильской пустыне, на Унских Рогах, обретены на ближнем берегу. Иоанн и Лонгин обретены (3 июля) близ селения Яренги на карельском берегу и почивают под спудом, в храме, их памяти посвященном.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Сюда же относится несколько мест в тексте Катехизиса, именно на л. 66-м на об. (по Солов. рукоп.) стоит просто: вселенней, а в Поморской прибавлено к сему слову: всей, в Гродненском же издании: своей (л. 103 на об.). На л. 62-м на об. ( по Сол. рукоп.) стоит: Судия седе, но в Поморской рукописи вместо сего ошибочно написано: Судище седе (л. 118), в Гродненском издании эта ошибка Поморской рукописи поправлена: На Судище седе (л. 98). На л. 74 на об. (по Сол. рукоп.) стоит вопросительно: зриши ли, а в Поморской не в виде вопроса: Зриши (л. 136 на об.); в Гродненском опять оставлено не вопросительно, но уже поправлено чтение Поморское: Зри (л. 116). На л. 80 на об. (по Сол. рук.) стоит: Той ей и глава, но в Поморской ошибочно: то и не глава (л. 146); в Гродненском опять поправлено чтение Поморское: то и глава (л. 125). На л. 85 на об. (по Сол. рук.) стоить ошибочно: потопляют, в Поморской правильнее: потопляет (л. 154 на об.), но в Гродненском издании это слово заменено другим, более соответствующим предмету: потребляет (л. 133). На л. 190 на об. (по Сол. рук.) изображена мысль о Второй и Третьей Ипостаси Пресвятыя Троицы; в Поморской рукописи (л. 302) она изложена ошибочно, в Гродненском издании (л. 277) правильно, но с некоторым изменением окончаний и знаков препинания и вместо Дух Святый поставлено: Дух правый. г) Наконец такие места, в которых Поморская рукопись и Гродненское издание, различаясь от Соловецкого списка, согласны между собою. Таких мест весьма много. К ним относятся все те разности, которые, за исключением немногих, показанных выше, исчислены нами в настоящем отделении. Так аа) Самое количество глав Катехизиса почти одинаково в Поморской рукописи и Гродненском издании; в первой 82, в последнем 81 143 , тогда как в Соловецкой рукописи 67. бб) Между теми главами, которые разделены неодинаково в рассматриваемых нами экземплярах, встречается также более таких, разделение которых в Поморской рукописи и в Гродненском издании согласно, но отлично в Соловецкой рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такова логика нашего ученого!.. Он видит уже теперь и во внутренней и во внешней стороне послания данные к несомненному утверждению, что Ап. Павел не мог написать это послание. Каковы же эти данные? Данные эти по Гольстену следующие: 1) Отречение от имени πστολος и принятие взамен того должности λειτουργς Χρηστο ησο ( Флп.1:1, 2:17 ср. Рим.15:16 ). 2) Индифферентное отношение к объективной единой истине ( Флп.1:15–18 ). 3) Утрата идеи, что домирный Христос есть небесный человек ( Флп.2:6 и след.). 4) Содержание места Флп.3:2–14 и предполагаемая здесь противоположность между иудейской праведностью, как только внешней праведностью закона обрядов и церемоний, и христианской праведностью, как праведностью духовного, внутреннего жизненного процесса. 5) Выставление своей собственной (Ап. Павла) личности, как образца иудейской и христианской праведности с изречением, что он в отношениии к праведности законной беспорочен ( Флп.3:6 ). 6) Описание субъективного жизненного процесса с поставлением δναμιν τς ναστσεως (ατο) прежде κοινωνα τν παθημτων ( Флп.3:11 ). 7) Умаление идеи соучастия в кресте Христовом ( Флп.3:10 ). 8) Поставление воскресения из мертвых в условную зависимость от субъективного оправдания и вследствие того неуверенность в воскресении ( Флп.3:11 ). 9) Неблагодарная (!) благодарность за полученные от Филиппийцев дары любви, чтобы отстоять свой авторитет у той церкви, которая не высказывала к Апостолу недоверия ( Флп.4:10–18 ). Если бы эти данные были справедливы, то писателем послания, действительно, не мог бы быть Ап. Павел. Учение Ап. Павла об оправдании, о воскресении, об истине, действительно, имеет мало общего с тем, которое, по Гольстену, заключается в послании к Филиппийцам. Но правда ли, что писатель послания к Филиппийцам высказывает то, что ему навязывает Гольстен, и вообще, верны ли все те положения, какие выставляет здесь Гольстен, как доказывающие не принадлежность рассматриваемого послания Ап. Павлу? Достаточно одного более или менее внимательного чтения послания, чтобы видеть, что все эти положения Гольстена основаны на извращенном перетолковании послания, на навязывании ему таких мыслей, каких оно не заключает, таких целей, каких оно не преследует.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Апостол предостерегает от иудействующих лжеучителей, которые и из христианства хотели сделать удобное и легкое для себя учение, оправдывающее их плотоугодную жизнь. Но они «поступают как враги креста Христова» ( Флп.3:18 ), потому что избегают тесного и скорбного пути крестоношения. «Их бог – чрево, и слава их – в сраме; они мыслят о земном» ( Флп.3:19 ) и их ожидает погибель. Апостол говорит здесь о христианах, предавшихся сытой, плотоугодной и беспечной жизни. Путь креста есть путь страданий ради Христа, сораспятия и соумирания с Ним. Именно такой жизнью верующий и утверждает свою веру в будущую жизнь, в то, что «наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» ( Флп.3:20–21 ). ЗАКЛЮЧЕНИЕ (гл. 4) Апостол увещает филиппийцев твердо держаться благочестивого строя жизни, всегда радоваться в Господе ( Флп.4:4 ), осознавая, что «Господь близко» ( Флп.4:5 ). Пребывающий в Боге всегда радуется, хотя и ему приходится переносить скорби и терпеть много испытаний, как говорит о св. Апостолах ев. Лука: «Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» ( Деян.5:41 ). Пребывающий в Боге должен держаться того, «что только истинно, что честно, что справедливо, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» ( Флп.4:8–9 ). В таком состоянии благодушия, кротости с молитвой нисходит в душу «мир Божий, который превыше всякого ума» ( Флп.4:7 ). Такое состояние переживал народ израильский, когда приветствовал Христа, шедшего в Неделю Ваий в Иерусалим. Стихи ( Флп.4:4–9 ) установлены для чтения Апостола в этот праздник. Апостол Павел благодарит филиппийцев за их заботу и любовь, за дела милосердия по отношению к нему, поощряя их к этому, впрочем, не для своей выгоды, а ради их духовной пользы ( Флп.4:10–19 ). В конце передает приветствия «от всех святых», т. е. от своих сотрудников, и благословение от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Опечаленные тяжёлым положением апостола в римской темнице, всегда расположенные к нему, филиппийцы отправили к нему в Рим с богатым подаянием и для слуг апостолу своего верного служителя и возлюбленного Павлом сотрудника, Епафродита ( Флп.4:18 ). Тронутый таким вниманием, апостол считал долгом благодарить филиппийцев за их усердие и внимание к нему. К тому же, Епафродит сам заболел в Риме и по выздоровлении пожелал скорее возвратиться на родину, чему и Павел не препятствовал, и, отпуская от себя Епафродита, вручил ему благодарственное письмо для филиппийцев, в котором, кроме благодарности, успокаивает их на счёт своего положения, утверждает в вере и предохраняет от несогласия и от лжеучителей. По характеру своему это Послание отличается особенной нежностью и теплотой чувства, что и понятно само собой по тем прекрасным отношениям, в которых находился апостол к филиппийцам. Но и кроме того, филиппийцы, по замечанию святого Иоанна Златоустог о, преуспевали во всякой добродетели. И потому в Послании нельзя встретить ни одного замечания, ни одного упрёка в недобром поведении, ни даже жалобы апостола на своё тяжёлое положение. Место и время написания Послания Место и время написания определяется узами апостола и пребыванием при нём Тимофея ( Флп.1:1 ). Узы эти, без сомнения, римские. Говоря о них, апостол хвалится, что те сделались известными всей претории ( Флп.1:13 ) и дали силы христианам смелее проповедовать своё учение. В самом дворце Кесарей уже находились уверовавшие во Христа; но Павел, имевший случай свидетельствовать о своей невинности перед римским судом, ещё не знал, какая участь ожидает его ( Флп.1:23 ). И потому время написания Послания падает на период двухлетнего пребывания апостола в Риме ( Деян.21:27–26:32 ), когда и Евангелие уже достаточно было распространено в столице мировой Империи, и участь апостола ещё не была решена, то есть на конец 63-го или начало 64-го года. Очерк содержания Апостол не развивает в Послании одной какой-нибудь догматической или нравственной истины; но представляет ряд увещаний, похвал, благодарных воспоминаний. В начале Послания он извещает филиппийцев о своём положении и об успехах благовествования Христова ( Флп.1:1–26 ); потом увещевает к единодушию и смирению примером Иисуса Христа ( Флп.1:27–2:18 ); намеревался послать им Тимофея и возвратить Епафродита ( Флп.2:19–30 ); предостерегает от лжеучения иудействующих и показывает, что оправдание достигается верой ( Флп.3:1–31 ); наконец, именно просит сохранять то, чеему научились от него, снова благодарит за их заботы о нём и завершает Послание благопожеланиями и приветствиями ( Флп.4:1–23 ). ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Мы станем сонаследниками Христа, напоминает он римлянам, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться ( Рим.8:17 ). Апостол Павел в 3-й главе Послания к Филиппийцам описывает собственный опыт, рассказывая, как оставил свои еврейские преимущества, чтобы «найтись» во Христе. Христос отказался от того, что имел как Бог, и пережил унижение и смерть и поэтому был «превознесён» и признан Господом (см.: Флп.2:9 ). Апостол Павел отказался от своих еврейских преимуществ, включая свою праведность, которая от закона... чтобы приобрести Христа и найтись в Нём ( Флп.3:9, 8–9 ) и разделить Его праведность, которая от Бога (см.: Флп.3:4–11 ). Обращение апостола Павла означало готовность уподобиться образцу, который он видит во Христе и который начинается с оставления своего прежнего положения, уничижения и смерти. Апостол Павел надеется, что этот пример его жизни повлияет и на жизнь верующих. Поэтому он указывает и на пример Христа (см.: Флп.2:6–11 ), и его обращение к филиппийцам можно подытожить словами: «Подражайте Христу; ведите себя подобным образом». Апостол с горечью упоминает тех, кто поступают как враги креста Христова ( Флп.3:18 ), отрицают необходимость указанного образа жизни, гоняясь за плотскими удовольствиями и хвалясь тем, чего следовало бы устыдиться. Но в противоположность им есть те, кто живёт по примеру, данному апостолом Павлом, и те, кто старается жить подобно тем, кто «познает Христа» (см.: Флп.3:10 ). Апостол Павел призывает филиппийцев подражать ему и стать подражателями Христа вместе с ним. То есть конечным «примером» служит сам Христос, хотя Он и значительно больше примера, так как «сила Его воскресения» начинает промышлять в их жизни с приобщения их к жизни воскресения. Но грядёт нечто большее, потому что они ждут прихода своего Спасителя, который уничижённое тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силой, [которой] Он действует и покоряет себе всё ( Флп.3:21 ). В Послании к Филиппийцам апостол Павел сообщает, что их нынешнее страдание есть «преимущество», дарованное им Богом: потому что вам дано ради Христа не только веровать в него, но и страдать за него ( Флп.1:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И. Авторский текст Максима Грека: Рукописная и лит. традиция. Новосиб., 2008. Ч. 1; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 41-46; СККДР. 2012. Вып. 2. Ч. 3. С. 283-294 [Библиогр.]; Garzaniti M. La riscoperta di Massimo il Greco e la ricenzione dell " Umanesimo italiano in Russia//Nel mondo degli Slavi: Incontri e dialoghi tra culture: Studi in onore di G. Brogi Bercoff. Firenze, 2008. P. 173-183; idem. Sacra scrittura, «auctoritates» e arte traduttoria in Massimo il Greco//Studi slavistici. 2010. T. 7. P. 349-363; он же (Гардзанити М.). Библейские цитаты в церковнослав. книжности. М., 2014; он же. Максим Грек и конец Средневековья в России//ДРВМ. 2015. 3(61). С. 27-28; Вернер И. В. Грамматическая справа Максима Грека в Псалтыри 1552 г.//Письменность, лит-ра, фольклор слав. народов: История славистики: (XV Междунар. съезд славистов: Докл. рос. делегации). М., 2013. С. 104-127; она же. Псалтырь 1552 г. в пер. Максима Грека как интерлинеарный текст//ДРВМ. 2015. 3(61). С. 21-22; Корогодина М. В. «Из греческих книг послах к тебе»: Новые пер. в Кормчей Вассиана Патрикеева//Там же. С. 60-61. Н. В. Синицына Иконография Прп. Максим Грек. Рисунок из Собрания сочинений Максима Грека. Кон. 70-х гг. XVI в. (РНБ. Сол. 494/513. Л. VII) Прп. Максим Грек. Рисунок из Собрания сочинений Максима Грека. Кон. 70-х гг. XVI в. (РНБ. Сол. 494/513. Л. VII) Прп. Максим Грек. Рисунок из Собрания сочинений Максима Грека. Кон. XVI в. (РНБ. Сол. 496/515. Л. 9 об.) Прп. Максим Грек. Рисунок из Собрания сочинений Максима Грека. Кон. XVI в. (РНБ. Сол. 496/515. Л. 9 об.) Первые изображения М. Г. появились вскоре после его кончины. Это профильные погрудные портреты, нарисованные пером на страницах рукописных книг с сочинениями М. Г., к-рые датируются 3-й четв.- кон. XVI в. По замечанию О. А. Белобровой, «если это и не прижизненные изображения Максима Грека, то уж во всяком случае они восходят к какому-то неизвестному устойчивому прототипу, который передает не только вообще монашеский облик Максима Грека, в профиль, с бородой, в клобуке, но и индивидуальные его черты: загнутый книзу крючковатый нос, резкие складки на щеках, пониже скул, пышно растущую бороду» ( Белоброва.

http://pravenc.ru/text/Максимом ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010