Псалом 91 Пс.91:1 . Псалом песни, в день субботный. НАДПИСАНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ Сия надпись означает содержание псалма, который пет был в день субботный и сложен для наставления народа, дабы в день субботный упражнялся в хвалении Бога. Материю хвалы предлагает наипаче в делах Божиих, в которых особливо прославляет милость Божию к верным и праведный суд в наказании нечестивых, чрез что воодушевляет верных любить добродетель и терпеливно нести крест, обещая им благополучный успех во всех делах и счастливое окончание бедствий. А дабы отвлечь от грехов, возвещает, что все нечестивые скоро погибнут, хотя на время и кажутся быть благополучны. Пс.91:2 . Благо есть исповедатися Господеви и пети имени твоему, вышний: Пс.91:3 . возвещати заутра милость твою и истину твою на всяку нощь, Пс.91:4 . в десятоструннем псалтири с песнию в гуслех. Пророк напоминает здесь Израильскому народу, что день субботний не в праздности препровождать должно, а кольми паче не в пиршествах или в гулянье, но в прославлении Божия имени; притом присовокупляет и плод, происходящий от прославления Бога. Ибо ничто так не поощряет нас к должности, как то, когда ведаем, что не всуе трудимся, делая, что угодно Богу. Благо есть, глаголет, исповедатися Господеви: то есть, праведно, полезно, приятно и достопочтенно приносить Господу Богу жертву хвалы: праведно, понеже достодолжно; полезно, понеже вменяется в заслугу; приятно, понеже сладко любящему хвалить Возлюбленнаго; достопочтенно, понеже хваление есть должность, свойственная небесным силам. В следующем стихе сообщает материю к хвалению Бога, аки бы сказал, что Бог не хощет, чтоб имя Его прославляемо было от нас туне, или ради единаго величества Его и силы, но ради милости и истины, коих чувствование само собою должно возбуждать в сердцах наших таковое усердие к Богу. Которыми словами не тому токмо научает, что Бог достоин нашея хвалы, но и тому, что мы будем злы и неблагодарны, ежели пренебрежем сию должность. Ибо когда благость и истина собственно к нам относятся, то небрежение наше неизвинительно будет, ежели сердца и мысли наши не будут заниматься хвалами их день и нощь. Но здесь встречается вопрос, прилично ли Пророк сказал сии слова: возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь? Ибо ежели Бог благотворит нам безпрестанно, а не по выбору дней и нощей, то чего ради к пению милости Его назначается малая только часть дня? То же самое сказать следует и об истине Его; ибо она не нощию токмо является. На сие ответствовать не трудно: ибо когда повелевает начинать хвалить Бога с самаго утра, тем самым заставляет продолжать хвалы до глубокой нощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Состоялась дискуссия о византийской философии ноября 2020 Диспут " Выразить невыразимое, или о причастности нетварному бытию: византийский ответ " в рамках цикла " Дары Византии " прошел 29 ноября в Доме радио. В нем участвовали доцент кафедры богословия СПбДА иерей Игорь Иванов и научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований Дмитрий Бирюков. Ведущий, куратор цикла " Дары Византии " Дмитрий Черноглазов, предложил участникам ответить на вопрос, была ли в Византии своя философия или же в философско-богословских дискуссиях на Востоке использовался античный инструментарий, и можно ли говорить о специфической византийской философии. Дмитрий Бирюков рассказал, что в ранневизантийском богословии единение человека с божеством описывалась на языке причастности божественной природе, а в поздневизантийском богословии этот язык изменился. В античной философии (а античная философская традиция была актуальна в византийском мире) можно разделить горизонтальную и вертикальную парадигму причастности. Горизонтальная - " я причастен человеческой природе, я человек " . Так можно сказать о каждом. Так называемая вертикальная парадигма подразумевает, что в трансцендентальном мире идей есть некая " человекость " , воплощение идеи человека. И мы причастны этой " человекости " , существующей в мире идей. Допустим, происходит некая катастрофа, все погибают, на земле не остается ни одного человека. В рамках первой парадигмы человеческая природа перестает существовать, а вторая парадигма предполагает, что некая человеческая сущность существует вечно, ее существование никак не зависит от нас. Эти парадигмы проявляются в рамках связанных между собой тем: причастности или непричастности божественной сущности и иерархии бытия. В рамках ранневизантийского богословского языка человек может быть причастным божественной природе. Это понимание строится на словах из Послания апостола Петра: " Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью " (2 Пет. 1:3-4). Когда ранневизантийские авторы рассуждали на тему причастности, прослеживалась более или менее явная аллюзия на то послание апостола Петра.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

1 Предисловие архимандрита Макария к «Алфавиту Библии». Прим. ред. 2 От общения с Богом и со святыми Его (Деян. 2:39; Еф. 2:11, 12, 17, 18). Здесь и далее собственноручные примечания архимандрита Макария Глухарева. Прим. ред. 3 Здесь и далее все выделения курсивом слов и словосочетаний в тексте «Алфавита Библии» соответствуют подчеркнутым в рукописи. Прим. ред. 4 1 Ин. 2:8; 2 Кор. 4:6; Откр. 22:16; Откр. 2:26—28. 5 В рукописи — „Петр“. Рукою рецензента рукописи епископа Афанасия (Дроздова) сверху исправлено на „Павел“. Прим. ред. 6 Деян. 7:55—60, 8:1—4, 9:1—28 7 С человеком каким-нибудь (Мф. 16:17). 8 1 Фес. 5:23. 9 Пс. 7:10, 16:3, 138:23, 24; Лк. 2:35. 10 В духе верующих (Еф. 1:13, 14; 1 Ин. 5:10, 12; Гал. 4:6, 7; Рим. 8:16; Евр. 11:27; Гал. 3:1). 11 Еф.4:15—16. 12 Евр. 1:3; 2 Кор. 4:6; Ис. 6 13 Еф. 3:17; 2 Пет. 1:19; Еф. 4 14 1 Пет. 3:4; Еф. 4:22—24. 15 Еф. 3:8, 9, 1:8—10, 2:7, 21, 22, 4:13; Откр. 21:16; Ин. 3:16; Рим. 5:1—5. 16 Пс. 146:4. 17 Присутствие вездесущего Бога не ограничивается стенами храмов, но см.: Мф. 18:19, 20; Быт. 28:16, 17. 18 И Отец духов (Евр. 12:9). 19 Пс. 144:18; Мф. 15:8; Рим. 1:9; Флп. 3:3; Ин. 17:17, 19; Еф. 6:18; Ин. 14:6; 15:5. 20 Добрые ангелы и человеки благостию Божиею добры. 21 Тук (церковносл.) — жир; лучшая часть чего-либо; в переносн. знач. — символ изобилия. Прим. ред. 22 В рукописи — Иегова. «Иегова» — искусственная форма прочтения священного Божественного имени, открытого Моисею (Исх. 3:13—15; 6:2—3) и представленного в еврейском тексте Священного Писания четырьмя буквами (священная тетраграмма). На славянский язык переводится «Сый». В масоретском тексте (X в. от РХ.) священная тетраграмма вокализуется гласными от имени (или лат. YHWH), что при прочтении и дает форму «Иегова» (иная традиция чтения — «Ях(г)ве»). Со времен Реформации данная форма постепенно нашла свое место в европейских переводах, которые делались с еврейского текста Священного Писания. Но еще в дохристианскую эпоху из благочестивых побуждений охранения этой величайшей святыни священное Божественное имя при чтении чаще всего заменялось формой «Господь». Данная практика замены, характерная для всех древних переводов Священного Писания (Септуагинта — Κριος ; Вульгата — Dominus), была свойственна и традиции славянского перевода. В «Алфавите Библии» при прочтении священного Божественного имени архимандрит Макарий следует еще старой традиции, поскольку к тому времени (первая половина XIX в.) вопрос о правильном озвучивании Божественного имени в библеистике еще не нашел своего окончательного решения. Лишь к концу XIX в. библейская наука окончательно убеждается в искусственности первоначальной реконструкции озвучивания Божественного имени «Иегова». Прим. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3593...

Вопрос: Я хотел бы получить ответ на вопрос: какие еще значения слова «тьма» на древнееврейском, кроме общепринятого – темнота? Спасибо. Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Еврейское существительное хошех (тьма, мрак) в Священном Писании употребляется в прямом и метафорическом значениях. 1. Как свет, так и тьма являются творениями Бога: Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою… и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью (Быт. 1: 2–5). Как создание Творца тьма так же хороша, как и свет (см.: Быт. 1: 31). Благодаря смене дня и ночи, света и тьмы, поддерживается необходимый жизненный ритм чередования труда и отдыха: Ты простираешь тьму и бывает ночь… Восходит солнце… выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро (Пс. 103: 20, 22–24). Так будет до кончины мира. В Горнем Иерусалиме будет вечный день, а ночи там не будет (Откр. 21: 25). Преображенную землю будут освещать слава Божия (см.: Откр. 22: 5). 2. В священных библейских книгах слово тьма часто используется в образно- символическом значении: – таинственное и непостижимое. Бог одевается светом, как ризою (Пс. 103: 2) и Сам является Светом (см.: 1 Ин.1: 5), но падшее человеческое естество не может Его видеть. Поэтому для человека Бог как бы пребывает во мраке неприступности: мраком покрыл Себя, как сению, сгустив воды облаков небесных (2 Цар. 22: 12); – чаще всего церковные писатели употребляют слово тьма как образ, символизирующий враждебные Богу силы. Кто стремиться к Богу, тот не будет блуждать во тьме (см.: Ин. 8: 12): Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин. 12: 46). Тьма – это мир греха, ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин. 3: 20). Святой апостол Павел использует слово тьма для выражения сущности безбожия и неверия: Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? (2 Кор. 6: 14). Обращение к живой вере заключается в озарении Божественным светом (см.: 2 Кор. 4: 6), в призвании из тьмы к свету (см.: 1 Пет. 2: 9). Поэтому сатана стремится удержать человека во тьме;

http://pravoslavie.ru/7099.html

Как правильно противостоять богохульству? 8 правил, выработанных Церковью 16 августа, 2015 8 правил, выработанных Церковью Вопрос о том, как противостоять тому, что представляется кощунством и богохульством, неоднократно поднимается в общественном пространстве. В Русской Православной Церкви существует документ, принятый Архиерейским собором и обязательный для всех верующих Русской Православной Церкви, определяющий то, как противостоять кощунству и богохульству. Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви выражено в документе . Самым приемлемым и действенным способом противодействия богохульству людей, не принадлежащих к Церкви, является личный пример праведной и богобоязненной жизни самих христиан, «дабы заграждать уста противников» (1 Тим. 6, 1; 1 Пет. 3, 1-2; Рим. 2, 24). Реакция на несознательное богохульство должна содержать понятное разъяснение того, какие слова и действия, и почему, являются богохульством. Этот ответ может быть как публичным, так и личным. Его цель — приведение человека к осознанию недопустимости высказываний, могущих повредить его душе и оскорбить чувства верующих. Вместе с тем, поспешное обвинение в богохульстве может привести к ложным суждениям. Грешит не только тот, кто хулит Бога, но и тот, кто ложно обвиняет кого-то в богохульстве. В случаях оскорбления Бога или святыни в публичном пространстве важно, чтобы уполномоченные Синодальные или епархиальные церковные органы давали квалифицированную оценку данному акту и определяли способы противодействия богохульству в конкретном случае. К таковым относятся: В случае раскаяния в грехе публичного богохульства или клеветы может применяться практика публичного же покаяния в светских или церковных СМИ. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/kak-pravilno-protivost...

Псалом 145 Блажен, кто надеется на Господа, как Царя, Судию и Защитника своего народа. Аллилуиа, Аггеа и Захарии. По указанию этого надписания, – вероятно, на основании предания Иудейской церкви, – псалом этот был в употреблении у пророков Аггея и Захарии, живших по возвращении Иудеев из плена Вавилонского и проходивших свое служение во время построения второго храма в Иерусалиме, при Зоровавеле и первосвященнике Иисусе, сыне Иоседека (в период около 450–420 г. до Р. Х.). 1–2. Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, Дóндеже есмь. При созерцании благости и милости Господа к людям страждущим разного рода, псалмопевец проникается глубоким чувством благодарности и восторженно возносит Господу свою хвалу. – Хвали, душа моя, Господа! Восклицает восторженный псалмопевец. Буду восхвалять Господа в течение всей моей жизни, буду пет Богу моему все время, доколе существую. 3–4. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. Не надейтесь на князей, как на сынов человеческих, – в них нет спасения: ибо, надеясь на князей, на их войска, оружие и боевые колесницы, можно забыть Бога, а только Он есть истинный Помощник и Защитник своего народа. Изыдет дух его, – душа из такого князя выйдет, в тот день, – в день его смерти, – погибнут и все помышления его, – останутся без исполнения его замыслы относительно самозащиты и обороны царства, как-то: укрепления стен, вооружения войск, переговоры с соседями о союзе и т.п. Именно, подобные помышления никогда волновали маловерного царя Иудейского Ахаза: почему его и народ Иудейский подобным образом обличал в маловерии великий пророк Исаия. Так, он говорил, между прочим: «грядет день Господень – день суда Божия – на все гордое и высокомерное... И падет величие человеческое и высокое людское унизится. И один Господь будет высок в тот день... Он восстанет сокрушить землю. Перестаньте вы надеяться на человека (– царя Ахаза), которого дыхание в ноздрях его, ибо, что он значит?» ( Ис.2:12,17,21,22 , ср. 7). Также обличали других царей другие пророки. Особенно эта беспомощность князя очевидна была во время плена Вавилонского, когда Хранителем и Защитником своего народа был только Бог ( Дан.3:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

1.13. Завет Бога с Ноем Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Каковы же результаты потопа? Начавшись в 17-й день второго месяца в шестисотый год жизни Ноевой (Быт. 7:11), он окончился «к первому [дню] первого месяца» следующего года (8:13) и только «во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла» (8:14). Таким образом, потоп продолжался почти год. На Земле осталось только одно благочестивое семейство. Первое, что сделал Ной, выйдя из ковчега, было жертвоприношение. Эта жертва есть исполнение подвига праведника: верность перед потопом, твердость и мужество во время всемирного бедствия и, наконец, жертва хваления, которую он приносит сразу же по выходе из ковчега. В связи с жертвоприношением еще раз обращу ваше внимание на употребление антропоморфизмов. Блаженный Феодорит пишет: «Блаженный Моисей сказал, что и при Ное «обоня Господь Бог воню благоухания» (Быт. 7:8, 21), то есть похвалил намерение принесших, потому что Бог не имеет нужды в жертвах» т. 29, с. 313]. «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они. Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все. Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его. Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию. Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней» (Быт. 9:1-7). И заключил Бог с Ноем завет4, главное содержание которого в том, что Бог не будет более наводить потоп на Землю, то есть такая, если можно сказать, «хирургическая операция» по уничтожению всего человечества более не будет повторяться. Знамением завета поставлена радуга. «…В начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Пет. 3:5-7).

http://sedmitza.ru/lib/text/430835/

В.В. Симонов Принятые сокращения 211 1 Ин. – Первое послание апостола Иоанна 1 Кор. – Первое послание апостола Павла к Коринфянам 1 Пет. – Первое соборное послание апостола Петра 1 Тим. – Первое послание апостола Павла к Тимофею 1 Фес. – Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам 2 Кор. – Второе послание апостола Павла к Коринфянам 2 Пет. – Второе соборное послание апостола Петра 2 Тим. – Второе послание апостола Павла к Тимофею 2 Фес. – Второе послание апостола Павла к Фессалоникийцам 3 Цар. – Третья книга Царств 4 Цар. – Четвертая книга Царств Антиох. – Правила Антиохийского собора ап. – апостол Апок. – Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис) Апост. – Правила святых апостолов БАН – Библиотека Российской академии наук блж. – блаженный Быт. – Книга Бытия ВВ – Византийский временник вмц. – великомученица Всел. соб. – Вселенский собор ВСЦ – Всемирный совет церквей Втор. – Второзаконие ВЦС – Высший церковный совет ВЦУ – Высшее церковное управление Гал. – Послание апостола Павла к Галатам ГИМ – Государственный Исторический музей гл. – глава ГТГ – Государственная Третьяковская галерея Дан. – Книга пророка Даниила Деян. – Деяния святых апостолов Евр. – Послание апостола Павла к Евреям EC – Европейский союз Еф. – Послание апостола Павла к Ефесянам ЖМП – Журнал Московской патриархии Зах. – Книга пророка Захарии Иак. – Соборное послание апостола Иакова Иез. – Книга пророка Иезекииля Ин. – Евангелие от Иоанна Иов. – Книга Иова Иоил. – Книга пророка Иоиля ИПЦ – Истинно православная церковь Ис. – Книга пророка Исаии Исх. – Исход кн. – книга Кол. – Послание апостола Павла к Колоссянам Лаод. – Правила Лаодикийского собора Лев. – Левит · Лк. – Евангелие от Луки м. – митрополит МВФ – Международный валютный фонд МДА – Московская духовная академия митр. – митрополит Мих. – Книга пророка Михея Мк. – Евангелие от Марка МП – Московский патриархат Мр. – Евангелие от Марка МСП – Межсоборное присутствие Русской православной церкви Мф. – Евангелие от Матфея Неем. – Книга Неемии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  разделы   рассылка  распечатать Послание Архиерейского Собора клиру, монашествующим, мирянам и всем верным чадам Русской Православной Церкви Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры – верные чада Русской Православной Церкви! Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся 2-4 февраля 2011 года во граде Москве, призывает на всех вас милость, мир и любовь Божию, вместе с апостолом прославляя Господа нашего и Создателя, " по великой Своей милости возродившего нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас " (1 Пет. 1, 3-4). Милостью Господа свидетельство Истины Христовой продолжает совершаться. Церковь, исполняя заповедь своего Божественного Основателя о проповеди Евангелия всему творению (см.: Мк. 16, 15), обращает свой голос к самому широкому кругу людей. Стремясь воплотить благую и совершенную волю Вседержителя, желающего, дабы все люди " спаслись и достигли познания истины " (1 Тим. 2, 4), она делает все возможное для того, чтобы эта воля осуществлялась в жизни людей и человеческих сообществ. Собор обращается к каждому православному христианину с призывом помнить о том, что, по слову Священного Писания, " вера без дел мертва " (Иак. 2, 26), и посему мы должны служить " друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией " (1 Пет. 4, 10). Все, чем живет Церковь, все, что она делает, проникнуто заботой о спасении человека. Живя на земле, православные люди стремятся к Небу. Когда их волнует происходящее в обществе, когда они проявляют заботу о страдающих и обездоленных, когда они размышляют о путях лучшего устроения церковной жизни – все это является зримым продолжением их молитвенного дерзновения и участия в спасительных Таинствах, соединяющих человека с Богом. Наши слова и поступки должны являть нас как " соль земли " и " свет мира " (Мф. 5, 13-14), дабы все окружающие, видя жизнь православных христиан, прославляли Отца Небесного (см.: Мф. 5, 16).

http://religare.ru/2_83169.html

Речь при освящении Нью-Иоркской православной русской церкви Приветствую вас, православные русские люди, с торжеством освящения вашего храма. Настоящий день столь же для нас радостен, как некогда для Израиля был радостен день, когда вместо скинии был создан при Соломоне храм Господень. И подлинно, до сих пор мы имели в Нью-Иорке как бы только скинию. Как скиния переносилась из одного города в другой, так и мы переходили с своим храмом здесь с одного места на другое. И как Давид некогда смущался тем, что он «живет в доме кедровом, а ковчег Божий находятся под шатром» (2 Цар. 7:2), так и мы многократно сетовали на то, что храм наш и беден, и тесен, и неудобен. Ныне положен конец таким сетованиям, и услышаны Господом сердечные воздыхания наши о том, чтобы в великом граде сем был воздвигнут храм, достойный русского народа и соответствующий величию православной веры! Правда, по своим богатствам наш новый храм уступает многим храмам великой земли русской, но зато он, как и Соломонов храм, имеет миссионерское значение: уповаем, что о нем услышат и инославные, и придут в него, и помолятся здесь, и возденут руки своя к Богу нашему! Возблагодарим же Господа, благодеющего нам, подвигшего добрых русских людей на жертвы для создания храма сего и освятившего его ныне благодатию Всесвятаго Духа Своего! «Вкусивши ныне яко благ Господь» (1 Пет. 2:3), помогший вам воздвигнуть сей величественный каменный храм, и сами вы, братья, по слову апостола Петра, «как живые камни, устрояйте из себя храм духовен» (1 Пет. 2:5), т. е., созидайте из себя церковную общину, столь же твердую и прочную, как и сей храм ваш. До сих пор, пока у вас не было настоящего храма, пока было лишь временное помещение для него, и другим казалось, и вам думалось иногда, что быть может и все дело православной церкви здесь лишь временное. Ныне, с устроением постоянного храма, опасения эти рассееваются. «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Матф. 16:18), «и се Аз с вами есмь... до скончания века. Аминь» (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4014...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010