Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Экзегетический разбор Апокалипсиса. Глава 1. Назначение Апокалипсиса и способ дарования его Иоанну " Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре " — эти слова ясно определяют характер и назначение Апокалипсиса как книги пророческой. Этим Апокалипсис существенно отличается от остальных книг Нового Завета, содержание которых по преимуществу веро- и нравоучительное. Важность Апокалипсиса видна здесь из того, что написание его было результатом непосредственного откровения и непосредственного распоряжения, данного св. апостолу Самим Главою Церкви — Господом Иисусом Христом. Выражение " вскоре " указывает на то, что пророчества Апокалипсиса начали исполняться тогда же, вслед за написанием его, а также и то, что перед очами Божиими " один день, как тысяча лет " (2 Пет. — 3:8). Выражение Апокалипсиса об откровении Иисуса Христа, что " оно дано Ему от Бога " , надо понимать относящимся ко Христу по человечеству, ибо и Сам Он во время земной Своей жизни говорил о Себе как о не всезнающем (Мк. 13:32) и получающем откровения от Отца (Ин. 5:20). " Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко " (ст. 3). Книга Апокалипсис имеет, следовательно, не только пророческое, но и нравственное значение. Смысл этих слов таков: блажен, кто, читая эту книгу, будет жизнью своею и делами благочестия приуготовлять себя к вечности, ибо переход в вечность близок для каждого из нас. " Иоанн семи церквам, находящимся в Ассии " — число семь берется обычно для выражения полноты. Св. Иоанн обращается здесь только к семи церквам, с которыми он, как живший в Ефесе, находился в особенно близких и частых сношениях, но в лице этих семи он обращается вместе с тем ко всей Христианской Церкви в целом.

http://sedmitza.ru/lib/text/430664/

     «Гражданами Неба», «Небесными человеками» в православной традиции именуют подвижников. У отца Валентина Свенцицкого есть книга «Граждане Неба», в которой он повествует о поездке по отдалённым высокогорным скитам и кельям Кавказа. Не надо говорить, как сильно образ жизни суровых аскетов, носителей умной молитвы, различается с тем, с чем мы обычно имеем дело в миру. И, главное, при всей высоте дарований, пустынножители остаются смиренны. От них нельзя услышать сильных заявлений и высоких оценок своей веры. Как о «Небесных человеках» о них говорят заочно другие. В данном контексте какой-то чудовищной безвкусицей и профанацией смотрятся мелькающие там и сям в сетевой полемике рассуждения по поводу «гражданства в Небесном Иерусалиме», об обязанности православного христианина идти мимо делений на земные народы и страны, принадлежать единственно к Небесному отечеству и правителем своим считать Иисуса Христа. Что же требуется, чтобы сегодня сделаться «гражданином Небесного Иерусалима »? Да, в общем, ничего, сущий пустяк – больше самоуверенности. Дюжину цитат из Апостола выучит каждый. Желательно тяготеть к волюнтаризму и резонёрству, любить поучать, проводить закрытый образ жизни и время от времени появляться в СМИ. Округлая, полемически выигрышная позиция: «за всё хорошее и против всего плохого». Идеальная основа для самореализации и доминирования: «Вы не согласны со мной – следовательно, вы идёте против Писания». Недопонимание заставляет в последнее время комментаторов переносить понятие «народа святого» на имеющийся круг верующих и на любого из нас. Поверить в это сложно, ведь нам известно слабое и шаткое состояние нашего исповедания. От образа собора праведников Церковь исторически переходит к образу врачебницы, где только отдельные примеры и действия по-настоящему отвечают христианскому идеалу; большинство же ее членов в жизни своей остаются весьма несовершенными и каются. Не все, далеко не все обетования в Новом Завете могут быть отнесены нами в собственный адрес. «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф.10:8). «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных и здравы будут». (Мк.16: 17–18) «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас» (1 Пет. 2:9). «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20). Этим Бог раскрывает полные силу и высоту христианства, поистине редкостные.

http://pravoslavie.ru/78343.html

     О том, как правильно чтить память наших новомучеников, и о причинах того, что современные христиане знают о них очень мало, мы говорим с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином. —В этом году отмечается столетие революционных событий 1917 года, которые стали началом страшных гонений на Русскую Православную Церковь. Сотни тысяч людей пострадали за свою веру. Почему Русской Церкви, всему русскому народу было попущено это «огненное испытание»? —Кто согрешил, он или родители его? (см.: Ин. 9, 2). Такой вопрос мы встречаем в Евангелии. Ученики Христа спрашивают Его о слепорожденном, и Господь отвечает: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 3). Думаю, так же можно ответить и на вопрос, почему русскому народу было попущено столь тяжелое испытание. Это, конечно же, результат тех нестроений, ошибок и искажений церковной, общественной, государственной жизни России, которые накапливались в течение веков. Если отвечать на вопрос, кто виноват, то ответ будет такой — все. Все без исключения. Но в то же время это огненное искушение (см.: 1 Пет. 4, 12) явило не только человеческие немощи и ошибки, но и славу Божию. Оно было попущено для того, чтобы явился плод, который Русская Церковь принесла в русском народе за девятьсот предшествующих лет. Этот плод — как раз новомученики и исповедники; люди, которые не отказались от Христа, а отдали за Него свою жизнь. Как это часто бывает, попущение Божие обернулось торжеством тех людей, которые смогли это испытание выдержать и соответствовать высоте своего призвания. —В Саратовской митрополии многое делается для увековечивания памяти новомучеников: строятся храмы в их память, установлены памятные доски на тех храмах, где они служили. С 2011 года отмечается Собор Саратовских святых, и у этого празднования уже есть свои традиции: так, за этим торжественным богослужением читают школьники — победители епархиальных конкурсов чтецов. Владыка, почему Вы уделяете этому такое внимание? Что лично для Вас значит память новомучеников?

http://pravoslavie.ru/106259.html

архимандрит Рафаил (Карелин) Содержание От издательства Что такое православный христианин, по каким признакам узнать его в этом одержимом страстями мире? Где сегодня грань между ним и язычником, знающим лишь один закон - закон удовлетворения своих многообразных потребностей; где проходит разделительная черта между верующим во Христа и невероматеистом, равнодушным ко всему, что недоступно для его чувственного восприятия? " У христиан, - говорит преподобный Макарий Великий, - свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои; инаковы же образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей мира сего. Иное - христиане, иное - миролюбцы; между теми и другими расстояние велико " [ 1 ]. И " расстояние " это, " инаковость " , о которой говорит преподобный - в образе мыслей и чувств. А область проявления их - отношение к тому, что окружает нас в этой временной жизни, выражающееся в конкретных, видимых поступках и делах. Вся жизнь " миролюбца " обусловлена рядом правил, сущность которых - помочь ему достигнуть тех или иных целей, которые он ставит перед собой, нередко - любой ценой. Жизнь же христианина обуславливается его верой в Бога, в будущее воздаяние, и единственный закон для него - закон заповедей Христовых, которые сами есть жизнь вечная (Ин. 12, 50). И вот он, образ жизни христианина, - евангельский, такой, к какому призывает человечество Сам Христос. На протяжении своего двухтысячелетнего существования христианская Церковь переживала различные времена, различным было и ее положение в мире. Первые века истории Церкви на земле характерны прежде всего тем, что между ставшими " новой тварью " , совлекшимися " ветхого человека " и языческим миром, который, " тлея в обольстительных похотях " , не желал знать гонимых и мучимых " галилеян " , пролегала жесткая граница. В ту пору каждый христианин мог в любое мгновение закончить свою жизнь мученичеством и оттого постоянно готовился к тому, чтобы предстать перед Богом, стремился быть в святой жизни и благочестии (2 Пет. 3,11); да и сам дух жизни первых христиан показывал, что они отнюдь не имеют здесь постоянного града , но взыскуют лишь будущего (Евр. 13, 14). Тот языческий мир, посреди которого они жили и похотям которого сами некогда предавались, был им противен, не могло быть согласия между ними и царившим в этом мире безбожием и неистовым развратом. Оттого и удивлялись те, с кем они еще вчера совместно " увеселялись " его " радостями " . Оттого, пораженные святостью и чистотой их нового бытия, их стойкостью и мужеством перед лицом гонений и пыток, эти люди сами все чаще превращались из лютых волков в овец стада Христова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2174...

Вместо предисловия Кастомонитский архимандрит Феофан (Сербин), заточенный по указу царя Алексея Михайловича в конце 1663 года в Кириллов монастырь по неизвестной причине, известен в древней русской письменности как автор печатаемого ниже (впервые) Рассказа о Святогорских монастырях (1663–1666) и как переводчик на славянский язык греческой Псалтири 1540 года Максима Грека (автограф) в том же Кирилловом монастыре в 1665 году, что видно из надписи на упомянутой греческой Псалтири 1540 года (в числе рукописей Кириллова монастыря, in 4°, в бархате; см. в рукопис. с.-пет. духовной академии). Этот Феофан, по нашему мнению, тот самый архимандрит Феофан, который привез сперва в Москву (20 июля 1661 года), а потом в Воскресенский монастырь (16 октября 1662) икону греческого письма, копию с чудотворной иконы Хиландарскаго афонского монастыря, Божией Матери Троеручицы 1 . В Воскресенском монастыре как он сам, так и привезенная им копия с чудотворной иконы были приняты уже опальным тогда патриархом Никоном с великой честью 2 , что и погубило Феофана. В декабре следующего года (1663) он со старцем своим Васьяном был, по указу царя Алексея Михайловича, за самовольное сношение его с патриархом Никоном сослан в ссылку в Кириллов-Белозерский монастырь, в котором и пробыл до конца собора 1666–1667 года. Этого Феофана наши библиографы смешивают иногда с другим Феофаном, иеродиаконом и библиотекарем Чудова монастыря (см. Обзор русской духовной литературы Филарета, арх. черниговского, стр. 240). Печатаемый здесь Рассказ архимандрита Феофана о Святогорских монастырях заимствован нами из рукописи Императорской публичной библиотеки (XVII века 1553, л. 140 об.–160), верная копия с коей сделана для нас благодаря содействию директора библиотеки академика А.Ф. Бычкова. АРХИМАНДРИТ ЛЕОНИД. Октябрь 1882 года. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. О Святогорских монастырях. Рассказ Архимандрита Феофана (Сербина) В 172 году декабря в 21 день, по государеву 1663 года цареву ивеликого князя Алексея Михаиловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца указу, был в Кирилловом монастыре в ссылке из Палестины Афонской горы Констоманитова монастыря архимандрит Феофан, а с ним того же монастыря старец Васьян, и сказывали в Кирилловом монастыре о святой горе Афонстей и о монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

< >< назад > " ДА НЕ СМУЩАЕТСЯ СЕРДЦЕ ВАШЕ " ... Путь спасения " Муж двоедушен неустроен во всех путех своих " (Иак. 1:8). Св.апостол Иаков      ТАК, ЧТО ЖЕ мы на сегодня имеем? Разрушенное государство, над трупом которого вовсю пирует воронье " суверенных " князьков, растаскивая народное добро по своим " уделам " . Плохо, но это еще полбеды. Налицо также гонения на Церковь, принявшие скрытые, а потому более изощренные формы. Убедившись в невозможности разрушить Церковь путем прямого насилия, богоборцы делают ставку на ее разложение изнутри путем незаметной " прививки " к апостольскому, святоотеческому вероучению Православия еретических воззрений и мудрований. Жутко глядеть, с каким упорством и остервенением пытаются лишить Церковь ее главной спасительной силы - Божественной Истины, содержащейся в церковных недрах во всей своей полноте и определенности.       " Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, - предупреждает нас Священное Писание. - Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство " (Мф. 24: 6, 7). Это пророчество - не о мировых войнах, как думают многие. В них участвовали многие народы и царства, здесь же говорится лишь о двух. Оно - о той последней страшной брани, которую поведет в последние времена народ божий - православные христиане, вписанные в Книгу Жизни и принадлежащие Царству Божию, против народа беззаконного - богоборцев и лжеучителей, предтеч антихристовых, участников и ревнителей " тайны беззакония " , принадлежащих по духу своему царству тьмы и сатане, возглавителю этого царства. " Тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь " , - предупреждает Господь (Мф. 24: 10-12).      Возлюбленные! К нам обращены эти слова! Дабы мы, будучи предупреждены и подготовлены, не сломились бы, не возмалодушествовали и не соблазнились. Братья и сестры! Все, кому дорога Святая Русь, кто ревнует о христианском подвиге державного строительства! Паки и паки призываю вас - услышьте огненный глагол святого первоверховного апостола Петра: " Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет " (I Пет. 2: 9). Достойны ли мы ныне этого избрания? Если же нет, то что сделать, дабы вернуть себе утраченное достоинство? Как остановить " шествие Разрушителя " ?

http://zavet.ru/book/ioanns03.htm

< >< назад > ТАЙНА БЕЗЗАКОНИЯ      НЕДАВНО ОДИН ИЗВЕСТНЫЙ ПУБЛИЦИСТ ПОСЕТОВАЛ: ПЕРЕВЕЛИСЬ-ДЕ НА РУСИ ЦЕРКОВНЫЕ ПАСТЫРИ, РЕВНУЮЩИЕ О БЛАГЕ ОТЕЧЕСТВА, СПОСОБНЫЕ ОБЛИЧИТЬ ПРОДАЖНОСТЬ И БЕССТЫДСТВО СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИКАНОВ. НАМЕРЕВАЯСЬ НЫНЕ ПО СИЛАМ МОИМ СКАЗАТЬ СЛОВО ОБЛИЧЕНИЯ ЗЛОБАМ И СТРАСТЯМ ОБЕЗУМЕВШЕГО, ОБЕЗВЕРИВШЕГОСЯ МИРА, СЧИТАЮ НЕОБХОДИМЫМ ПОЯСНИТЬ: ЦЕРКОВЬ РЕВНУЕТ ЛИШЬ О СЛАВЕ БОЖИЕЙ, О ВЕЧНОЙ ИСТИНЕ, А НЕ О СИЮМИНУТНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЫГОДЕ. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ РАВНО ЛЮБИТ ВСЕХ: И ВЕРНЫХ СВОИХ ЧАД, И ЗАБЛУДШИХ, НЕПРИМИРИМО ВОИНСТВУЯ ЛИШЬ С ПОДЛЫМ, РАСЧЕТЛИВЫМ, ЗЛОНАМЕРЕННЫМ БОГОБОРЧЕСТВОМ, НЕОТСТУПНО СТРЕМЯЩЕМСЯ СОКРУШИТЬ РУССКУЮ ДЕРЖАВУ, В КАКИХ БЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФОРМАХ ОНА НИ СУЩЕСТВОВАЛА, ИБО ПОД ПОКРОВОМ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ - ОТВЕТСТВЕННОЙ И НАЦИОНАЛЬНО ОСОЗНАННОЙ - ВСЕГДА БУДЕТ ЖИВО И ДЕЙСТВЕННО РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ. " ВЫ ЖЕ РОД ИЗБРАН " ... Смысл русской истории         " Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет " (1 Пет. 2:9). Св. апостол Петр       ОТЕЧЕСТВО НАШЕ, народ наш - переживают ныне лютые, тяжелейшие времена смуты и безначалия. Святыни попраны и оплеваны, государство предано и брошено на разграбление бессовестным и алчным стяжателям, жрецам новой официальной религии - культа духовного и физического разврата, культа безудержной наживы - любой ценой. Процесс апостасии, разложения живого и цельного христианского мироощущения, предсказанный Господом Иисусом Христом почти два тысячелетия назад, близок к завершению. По всей видимости, Бог судил нам стать современниками " последних времен " . Антихрист как реальная политическая возможность наших дней уже не вызывает сомнений.      В этих условиях, когда делается все, " чтобы прельстить, если возможно, и избранных " (Мф. 24: 24), необходимо вернуть человеку понимание истинного смысла его существования. Но одного этого мало: нужно вернуть смысл и нашему соборному, народному бытию. Вопросы религиозного осмысления истории русского народа приобретают в этой связи особую злободневность. Тем более, что события русской истории ни по своим масштабам, ни по нравственному значению не укладываются в рамки рационалистического познания.

http://zavet.ru/book/ioanns02.htm

Послание Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и Священного Синода УПЦ в связи с 1025-летием Крещения Руси Крещение Руси – эпохальное событие в нашей истории. Оно стало для нашего народа точкой отсчета нового цивилизационного развития. Принятие христианства приобщило молодую Киевскую державу к высшим культурным и научным достижениям своего времени, нравственно сформировало характер общества и, главное, дало смысл человеческому существованию. 27 июля, 2013 Крещение Руси – эпохальное событие в нашей истории. Оно стало для нашего народа точкой отсчета нового цивилизационного развития. Принятие христианства приобщило молодую Киевскую державу к высшим культурным и научным достижениям своего времени, нравственно сформировало характер общества и, главное, дало смысл человеческому существованию. Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. (1 Пет. 2:9) Ныне мы празднуем 1025-летие Крещения Киевской Руси – событие, когда святой равноапостольный князь Владимир Великий крестил землю русскую. Христианство появилось на Руси еще задолго до Владимирова крещения. Христианские общины появляются здесь довольно рано, и это подтверждает тот факт, что «христианство до Владимира» – гораздо бóльшая и более определенная величина, чем то, что об этом обычно думают. Впервые евангельская проповедь была принесена к нам святым апостолом Андреем Первозванным. В 60-х годах IX века князья Аскольд и Дир, после похода на Константинополь, принимают крещение и приносят христианство в Киев, где получило довольно широкое распространение. Важнейшую роль в проникновении христианства в Киевское государство сыграла моравская миссия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 863–885 гг. Следующей важной вехой на пути Руси к христианству было крещение святой равноапостольной княгини Ольги, которая посеяла семена Евангелия в сердце своего внука, будущего князя Владимира, что оказало впоследствии свое влияние на выбор веры князем Владимиром, просветившим светом Христовой истины всё наше Отечество.

http://pravmir.ru/poslanie-blazhennejshe...

Православие и харизматизм Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 50, 51; 2007, 2008 9 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 50, 51; 2007, 2008 Посвящается моему учителю Сергею Сергеевичу Хоружему, без работ которого я не взялся бы за статью Глядя на Апостолов Почти всякий читатель Нового Завета бывает поражён величием жизни первых христиан. Христос наделил Апостолов исключительными духовными дарованиями. Например, Петру простилось отступничество от Христа (Ин 21:3–17), и тень его исцеляла больных (Деян 5:15); Ангел освободил его из темницы (Деян 12:3–11); ему явился Воскресший; он видел нетварный Свет Преображения и опытом узнал, что по благодати христиане причащаются Божеского естества (2 Пет 1:4). Невольно сравниваешь свою скудную духовную жизнь с содержательной жизнью Церкви апостольских времён — и хочется полноты духовной жизни; но это желание может принимать нездоровые формы и привести к прелести, — к состоянию, которое сопровождается бесовским обольщением. Можно загореться нездоровыми поисками чудес в своей жизни и найти их в переживаниях во время молитвы и в сбывающихся сновидениях; счесть себя особо облагодатствованным от Бога и не подозревать, что находишься в опасности духовной пагубы. Это прелесть. Но есть явление, с нею связанное и к ней не сводящееся. Проследим его по Новому Завету. Деян 8:9–24 сообщают, как обратился Симон. Он волхвовал среди самарян, творил много чудес. Его принимали за великую силу Божию. Крестился, и его духовность стала смесью язычества с элементами Ветхого и Нового Заветов. Симон с жадностью смотрел на чудесные дары Апостолов и принес им деньги со словами: Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа. Но Петр ответил ему: Ты помыслил дар Божий получить за деньги покайся в сем. Прелесть Симона вышла из берегов его личной жизни, собрала вокруг него общину. Прелесть вылилась в отправление обрядов, приносящих чудеса. Обрядовер Симон пожелал за деньги приобрести власть творить чудеса Духом Святым. Этот путь стяжания Святого Духа был расценен Апостолами как духовная катастрофа и получил в Церкви именование симония.

http://pravmir.ru/pravoslavie-i-harizmat...

Преподобный Евфросин Псковский (память 15/28 мая) Преподобный Евфросин Псковский В богатом прошлом нашего Отечества есть события и люди, без которых невозможно представить себе его нынешнего состояния, так же, впрочем, как нельзя осознать в полной мере глубинные течения духовной истории Отчизны без знания истории Русской Православной Церкви, ее событий и лиц. А, говоря о духовном и историческом становлении русского народа, нельзя умолчать об истории его святости, его святых. Именно поэтому о жизни тех, кто сделался, по словам апостола Петра, причастником «рода избранного, царственного священства, народа святого, людей, взятых в удел» (1 Пет. 2:9) написано и сказано много. Но парадокс (ставший, к сожалению, уже закономерностью) состоит в том, что чем больше говорится о давно минувшем историческом событии или личности, тем меньше реальных, живых очертаний угадываем мы в них. Это и понятно: ведь чем распространеннее факт, тем чаще становится он легким достоянием тех, кто предпочитает повторять уже известное, зачастую «украшая» его собственными, порой не слишком убедительными, а порой и противоречащими историческим фактам домыслами, кто не слишком заботится по-новому, всесторонне осознать древнее свидетельство, согласовать его с уже известными показаниями и новыми открытиями. Таким образом, история профанируется и, в худшем смысле этого слова, беллетризуется, а в конечном итоге о многих вещах люди, интересующиеся историей, знают лишь понаслышке, получают сведения из третьих и к тому же не слишком заботливых рук. Не минуло такой участи и знание о святом Евфросине Псковском — преподобном подвижнике, писателе. Интерес к его личности вызван тем, что во многих своих начинаниях к нему можно применить эпитет «первый»: он был первым псковским пустынножителем, он первым основал действительный общежительный «богорадный» монастырь (т.е. без обязательного вклада при поступлении в него — «Бога ради»), он первым написал письменный устав для иноков (подобные письменные уставы стали появляться только с конца XV века, уже после устава, написанного Евфросином), он был в числе немногих, кто, живя в эпоху отступления от Православия и падения Византийской империи, не сомневался в авторитете Византийской Церкви в делах веры и церковной практики.

http://pravoslavie.ru/1724.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010