Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 1. Недели Триоди Великопостной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Великая Пятница Великая пятница посвящена воспоминанию «святых, спасительных и страшных страданий Господа, которые Он нас ради плотию прият.» В этот день пастыри Церкви почти всегда имеют обычай произносить поучение к пасомым. Предлагаем здесь несколько проповеднических тем, применительно к упоминаемым событиям страстной седмицы. Какие чувства должны возбуждаться в нас при воспоминании страстей Христовых « И, преклонив главу, предал дух » (Иоан. 19:30). День смерти нашего друга имеет для нас важное значение. Мы не забываем при этом случае, чтобы не вспомнить о нем и о том добре, какое он оказывал нам. Не бесконечно ли важнее для нас день смерти нашего Спасителя, Которому мы обязаны неисчислимыми благами и благодеяниями? При воспоминании об Его смерти возбуждаются в нас самые разнообразные чувства. Эти чувства мы хотим возбудить в себе теперь, при виде Его гроба и плащаницы. 1. Чувство глубочайшей скорби. Одна мысль о страданиях Господа должна привести нас в ужас и содрогание. Мы видим Спасителя на Голгофе, на кресте, между разбойниками, как жертву ненависти, злобы и мщения. Тело Его истекает кровью, голова — в терновом венце, руки и ноги пригвождены, весь Его вид — невыразимо страдальческий. Кто может представить себе это состояние, не поражаясь глубочайшей скорбью и соболезнованием? Состояние страждущего Спасителя еще более ухудшалось через отношение Его врагов, которые не только не имели никакой жалости и сострадания к Нему, но еще позволяли себе смеяться и издеваться над Ним. Все эти боль и страдания Иисус Христос претерпел невинно. « Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его » (1 Пет. 2:22). Однако Он должен был претерпеть столь ужасную смерть. Все как будто направлено было к тому, чтобы как возможно больше усилить Его мучения. Вид голгофского Страдальца трогает нас до глубины души и исторгает слезы из глаз. Если бы мы могли оставаться при этом равнодушными, то не были ли бы мы также бесчувственными, как те иудеи, которые невозмутимо стояли при Его кресте и смотрели на Его смерть?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

архиепископ Иоанн (Шаховской) Содержание    Пост – это святая болезнь человека, при которой не хочется вкушать, иногда и хочется, но – невмоготу.        Господь велит умереть, чтоб жить; Церковь велит болеть, чтоб получать здоровье.    Косный мир земли, предоставленный себе, ведет человека на заклание духа, уловляет и истребляет в человеке сына Божия – Мир ведь этот есть мир упраздненный, им жить нельзя.    Есть в мире знание: «чтоб жить, надо питать себя», но мир знает это «по природе, как бессловесное животное и тем растлевает себя» (Иуд. 1:10).    Через человека закосневший и в Сыне Божьем упраздненный ветхий мир водим приро­дою, как бессловесное животное, на уловление и истребление (2 Пет. 2:12).    «Ей, гряди Господи!» – постнически восклицают первые ученики Слова, до ужаса познающие со­домское растление этого мира.    Пост есть свобода всего естества, всех чувств, мыслей и стремлений от всего, что обрече­но на гибель.    Пост есть утверждение вечной жизни. Пост ничего не запрещает, ничему не мешает, нико­го не понуждает – понуждение есть следствие поста, а не самый пост. Самый пост есть утверждение, исповедание, изъявление – предвкушение плода райского. Пост не есть убегание от тленного мира, пост есть устремление к нетленному миру. Пост всегда победитель, он убивает смертную природу благовествованием воскресения.    Предел и завершение поста есть вкушение Тела и Крови Христовых. Ибо пост есть именно вкушение, а не воздержание от вкушения. Пост ведет лишь к воздержанию от лжепищи, во имя Пищи. Постящиеся, вкушая тленную пищу, не вкушают ее как нечто – они ее вкушают как ничто; и то, вкушают ее только потому, что Господь в Лице человеческом освятил вкушение тлена.    Воздержание Господь заповедал несовершенным, не могущим вкушать тлен, как тлен. Совершенным же Господь заповедал вкушение тлена; иначе бы самовольно умирали люди от любви к Господу. Заповедь вкушать тлен именно как тлен была дана после Воскресения: мед в сотах и кусок печеной рыбы вкусил Господь как ничто, ибо, воистину, они уже были для духовной Его плоти как ничто.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3300...

Мы верим в то, что пророки и апостолы писали не по своему человеческому разумению, но по вдохновению от Бога. Он очищал их души , просветлял их разум и открывал недоступные естественному познанию тайны, в том числе и будущее. Поэтому их Писания называются боговдохновенными. «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21), свидетельствует святой апостол Петр. И апостол Павел называет Писания боговдохновенными: «Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16). Образ Божественного откровения пророкам можно представить на примере Моисея и Аарона. Косноязычному Моисею Бог дал в посредники его брата Аарона. На недоумение Моисея, как он сможет возвещать народу волю Божию, будучи косноязычным, Господь сказал: «Ты» [Моисей] «будешь ему» [Аарону] «говорить и влагать слова (Мои) в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Исх. 4:15-16). Веря в боговдохновенность книг Библии, важно при этом помнить то, что Библия есть Книга Церкви. По плану Божию, люди призваны спасаться не в одиночку, но в обществе, которым руководит и в котором обитает Господь. Это общество именуется Церковью. Исторически Церковь подразделяется на ветхозаветную, к которой принадлежал еврейский народ, и на новозаветную, к которой принадлежат православные христиане. Новозаветная Церковь унаследовала духовное богатство ветхозаветной — Слово Божие. Церковь не только сохранила букву Слова Божия, но обладает и правильным его пониманием. Это связано с тем, что Дух Святой, который говорил через пророков и апостолов, продолжает жить в Церкви и руководить ею. Поэтому Церковь дает нам верное руководство, как пользоваться ее письменным богатством: что в нем более важно и актуально, а что имеет только историческое значение и не применимо в новозаветное время. Краткие сведения о важнейших переводах Писания

http://pravmir.ru/bibliya/

О посте Пост – это святая болезнь человека, при которой не хочется вкушать, иногда и хочется, но – невмоготу. Господь велит умереть, чтоб жить; Церковь велит болеть, чтоб получать здоровье. Косный мир земли, предоставленный себе, ведет человека на заклание духа, уловляет и истребляет в человеке сына Божия – Мир ведь этот есть мир упраздненный, им жить нельзя. Есть в мире знание: «чтоб жить, надо питать себя», но мир знает это «по природе, как бессловесное животное и тем растлевает себя» (Иуд. 1:10). Через человека закосневший и в Сыне Божьем упраздненный ветхий мир водим приро­дою, как бессловесное животное, на уловление и истребление (2 Пет. 2:12). «Ей, гряди Господи!» – постнически восклицают первые ученики Слова, до ужаса познающие со­домское растление этого мира. Пост есть свобода всего естества, всех чувств, мыслей и стремлений от всего, что обрече­но на гибель. Пост есть утверждение вечной жизни. Пост ничего не запрещает, ничему не мешает, нико­го не понуждает – понуждение есть следствие поста, а не самый пост. Самый пост есть утверждение, исповедание, изъявление – предвкушение плода райского. Пост не есть убегание от тленного мира, пост есть устремление к нетленному миру. Пост всегда победитель, он убивает смертную природу благовествованием воскресения. Предел и завершение поста есть вкушение Тела и Крови Христовых. Ибо пост есть именно вкушение, а не воздержание от вкушения. Пост ведет лишь к воздержанию от лжепищи, во имя Пищи. Постящиеся, вкушая тленную пищу, не вкушают ее как нечто – они ее вкушают как ничто; и то, вкушают ее только потому, что Господь в Лице человеческом освятил вкушение тлена. Воздержание Господь заповедал несовершенным, не могущим вкушать тлен, как тлен. Совершенным же Господь заповедал вкушение тлена; иначе бы самовольно умирали люди от любви к Господу. Заповедь вкушать тлен именно как тлен была дана после Воскресения: мед в сотах и кусок печеной рыбы вкусил Господь как ничто, ибо, воистину, они уже были для духовной Его плоти как ничто.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3300...

1. Один из келейников отца Селафиила рассказал следующее. Однажды, читая батюшке (старец ничего не видел уже более 20 лет, но любил, когда ему читают духовные книги), он дошел до следующего рассказа: «Некий человек впал в великий грех, и духовник запретил ему причащаться до конца дней. По прошествии некоторого времени человек этот, охваченный отчаянием, пошел к патриарху и рассказал ему о случившемся, надеясь, что патриарх разрешит его от греха. Однако патриарх одобрил запрещение духовника. В состоянии еще большего отчаяния грешный человек пришел в один монастырь. Настоятель, видя, в каком он состоянии находится, спросил его, что с ним. Человек этот рассказал ему всё: и как он был у патриарха, и как тот не стал разрешать его епитимию. Настоятелю стало жалко бедного человека, и он сказал: – Смотри, я разрешаю тебя от этого греха и впредь буду нести епитимию за него, а ты завтра утром пойди на литургию и причастись. Так они и сделали». Келейник, читавший этот рассказ, в недоумении спросил отца Селафиила: – Батюшка, как может настоятель брать на себя грех, связанный патриархом? И сколько же покаяния нужно было принести ему, и через сколько времени Бог мог простить их обоих? Отец Селафиил ответил: – Да Бог сразу же простил их обоих, ибо видел, что настоятель сделал это из любви, поскольку ему жаль стало этого человека, и Он простил обоих сразу же. Думаю, такую любовь имеет в виду и апостол, когда говорит: «Любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4: 8). 2. Однажды другой келейник батюшки, помоложе, загорелся желанием прочитать «Лествицу» преподобного Иоанна Синаита. Отцу Селафиилу не хотелось, чтобы он это делал, но поскольку он был очень деликатным и не ущемлял никого, даже ребенка, то не смел сказать ему об этом. Келейник где-то достал эту книгу и принес ее в келью. По случаю я в это время оказался там. Благословив меня, старец заговорил со мной, а юный послушник присутствовал при этом. – Батюшка, – сказал он, – это очень хорошая книга – «Лествица» преподобного Иоанна Синайского, но уж об очень высоких вещах говорится в ней, не каждый ведь может их понять. Мне, к слову сказать, эта книга впервые попала в руки уже после того, как закрылся монастырь , у одного батюшки. Я увидел ее на столе и стал читать. Отче, я прочел четыре страницы, но не понял ничего, ничего. О таких высоких вещах говорится в ней. А сейчас, дожив до этого возраста, я могу уже не только читать «Лествицу» святого Иоанна, но и толковать написанное в ней.

http://pravoslavie.ru/62236.html

В подлежащей рассмотрениию паремии (1 Пет. 2:21–25; 3:1–9) содержится учение о неповинном, по примеру Христа, страдании, о поведении жен в отношении к мужьям и об общих христианских обязанностях. Ст. 21. Возлюбленнии, Христос пострада за нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его. Христиане должны помнить, что Христос пострадал невинно, ибо пострадал за нас, не за Свои вины, которых не имел, а за наши. Как наш Глава и Началовождь, Он подал пример, чтобы мы шли по следам Его, подвергаясь страданиям не за вины. Стт. 22, 23. Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его, Иже укоряемь противу не укоряше, стражда не прещаше, предаяше же Судящему праведно. Чтобы яснее показать, что Христос представляет для нас пример неповинного страдания и вместе безропотного терпения, Апостол сперва изображает Его невинность, затем Его терпение. О невинности Его свидетельствует то, что Он, по слову пророка Исаии ( Ис. 53:9 ), «греха не сотвори, не обретеся лесть во устех Его». Он не согрешил ни делом, ни словом. Сам о Себе Он говорил: «кто обличит Меня в неправде?» ( Ин. 8:46 ). Он представляет образец совершеннейшей святости и в жизни и в речах, в которых нельзя было найти (не обретеся) никакой лести, вообще чего-либо лживого и нечистого, как бы кто ни старался найти у Него что-либо таковое. «Таков и должен быть у нас, – говорит Апостол Павел, – первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» ( Евр. 7:26 ). О безропотном терпении Его среди неповинных страданий свидетельствует то, что Он укоряем не укоряше. Во время последних страданий Он подвергался многим злословиям от судей, от народа, от исполнителей казни; но или совсем не обличал злословящих, или кротко отвечал им. Будучи жертвой возмутительной несправедливости, достойной строгой кары, Он во время страданий удерживался от угроз (стражда не прещаше), и хотя на вопрос судившего первосвященника: «Ты ли Христос?» – заявил Себя судьею, имеющим придти на суд на облаках небесных ( Мф. 26:64 ), но это была угроза не мщения, но предостережения, с целью страхом суда удержать врагов от неправды. Он не только никому не грозил, но молился о прощении Своих распинателей, и дело Свое предавал Отцу Своему, судящему праведно, от Него ожидая праведного суда врагам Своим. В этом смысле Он еще до страданий говорил о Себе: «Я не ищу Моей славы; есть Ищущий и Судящий» ( Ин. 8:50 ). В качестве грозного Судьи, Он явится в конце веков, во второе Свое пришествие, а о цели первого Своего пришествия Он сказал, что Бог «Отец послал Его не для того, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин. 3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Закрыть itemscope itemtype="" > На пути к антихристу: механизмы иудаизации христианства 1 часть 26.10.2015 6307 Время на чтение 33 минут Ровно полвека назад внутри Католической церкви произошёл переворот, положивший начало утверждению внутри католицизма ереси жидовствующих, осуществляемому под видом иудейско-католического «диалога». Речь идёт о принятии Декларации Nostra Aetate 1965 г., изменившей христианское учение о Церкви Христовой и перенявшей иудейский взгляд на отношения между Ветхим и Новым Заветом и на избранничество еврейского народа. Событие это готовилось давно и стало результатом глубинной идейной диверсии, разработанной иудейскими богословами и философами и осуществлённой последователями их взглядов внутри самой Католической церкви. Как известно, христианство учит, что избранничество древнего еврейского народа состояло в том, чтобы, сохранив истинное Единобожие, дождаться Мессии, а затем понести Благую Весть о пришествии Его народам земли, что и совершили впоследствии апостолы. Однако иудейский народ отверг Мессию - Христа Спасителя, о котором свидетельствовали пророки, и тем самым завершил период своего избранничества, переданного апостолам и тем христианским общинам, которые стали основанием нового Народа Божьего - Церкви Христовой. Самим Христом сказано было иудеям: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка » ( Мф. 21, 43-46 ). И если, согласно апостолу, Церковь Христова есть «род избранный..., народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2,9), то любые утверждения о продолжающейся, якобы, богоизбранности всего еврейского народа являются богословски несостоятельными. Именно это положение было категорически отвергнутое фарисеями и сформировавшимся на основе их учения талмудическим иудаизмом и стало основным объектом критики и осуждения. Иудаизм утверждал и продолжает утверждать исключительное право иудеев, гарантированное им самим фактом рождения, на господствующее положение в мире, рассматривая христианство либо как идолопоклонство, либо как приемлемую для неиудеев форму монотеизма, ведущую их к поклонению богу Израиля. Последнее утверждение исходило от Маймонида, и именно оно легло в основу плана разрушения изнутри католического учения, наиболее разработанного итальянским раввином, учёным-каббалистом Эли Бенамозегом (1823-1900), которого называют «Платоном итальянского иудаизма» и «одним из учителей современно иудейской мысли» .

http://ruskline.ru/analitika/2015/11/27/...

Торжок. Домовая церковь Александра Невского и Василия Исповедника при бывшей учительской семинарии. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1875 г. семинария имела желание устроить у себя храм. Был готов проэкт храма, ассигнована сумма на устройство его в количестве пяти тысячъ рублей и оставалось только выполнить желание, но Господь судил иначе: по неизвестньхм причинам устроиство храма не состоялось. Возник храм в 1884 году, и строителем его Господь определил быть новоторжскому 1-й гильдии купцу потомств. почетному гражданину Василию Александровичу Козьминых с женой Любовию Яковлевною. У них совершенно неожиданно скончался 6 января 1883 г. любимый сын отрок Васылий. Сердце родителей затосковало при виде такой большой семейной потери и искало утешения в молитве и делах благотворения. Всеведущий Царь неба и земли знал, коечно, души опечаленных родителей, и внушил мысль директору семинарии Алексею Григорьевичу Баранову написать к ним в том же месяеце (23 янв.) между прочим следующее: " При размышлении о Вашем несчастии мне пришло на мысль предложить Вам, если Вы пожелаете, почтить память усопшаго своего сына самым приличным и Богоугодным длом... По уставу семинарии при ней можеть быть церковь, настоятелемъ которой состоит законоучитель семинарии, что же касается до псаломщика, то его должность может исправляться воспитанниками семинарии, которые вмест с тем обязаны пет на клиросе... Может быть Вы пожелаете сделать пожертвование на устройство церкви в память покойнаго сына. При этом, я полагаю, возможным выполнить те условия, которыя желаете предложить " . На письмо А.Г. Баранова Васйлий Александрович, посоветовавшись с домашними своими, ответил, что согласен пожертвовать на устройство домовой церкви при учительской семинарии десять тысяч, но с тем условием: 1) чтобы храм был освящен во имя преп. Василия, память котораго православною церковью воспоминается 28 февраля, 2) чтобы во вновь устроенном храме совершалось во время службы поминовение отрока Василия и его усопших сродников. Этот ответ и положил начало настоящему храму.

http://sobory.ru/article/?object=57892

Три архипастыря Луганской области обратились к народу с призывом о мире 18 апреля, 2014. Новостная служба Призываем все стороны конфликта ради Великого и Светлого праздника Христова Воскресения воздержаться от силовых действий, каких-либо провокаций, нагнетания страха и тревоги среди людей 18 апреля. ПРАВМИР. Архипастыри Луганской области обратились к верующим с призывом научиться любить ближних и остановить противостояние. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5,1-7) Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Мы стоим на пороге величайшего праздника всего православного мира – Светлого Христова Воскресения. Наш Господь пришел на землю, чтобы через Свои страдания, Свою смерть и Воскресение открыть человеку возможность духовного совершенствования и общения с Богом. Христос воскрес, и через Его Воскресение мы становимся народом Божиим, народом помилованным (1 Пет. 2, 9-10). Но враг рода человеческого всячески старается омрачить эту великую христианскую радость. Сегодня вокруг нас развиваются очень тревожные события, которые перерастают в прямое противостояние и кровопролитие. В последнее время до предела обострились общественные нестроения на Юго-Востоке Украины. Единокровные братья смотрят друг на друга сквозь прицел автомата. Ненависть наполняет сердца людей, которые еще вчера жили в дружбе и согласии друг с другом. Почему это стало возможным? Не потому ли, что в нас охладела вера в Господа, и что во главе своих жизненных ценностей мы ставим преходящие материальные блага, имеющие своим следствием появление равнодушия, эгоизма, пренебрежения к ближним. «Политические распри,- как об этом сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, — привели к конфронтации и разделениям среди людей, в том числе связанных общей верой». Мы молимся о том, чтобы те, кто стоит у власти, услышали голос народа и без всяких ультиматумов, с надеждой на мирное разрешение конфликта сделали все от них зависящее, чтобы найти компромисс, который бы помог избежать дальнейшего кровопролития и человеческих жертв.

http://pravmir.ru/tri-arhipastyirya-luga...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II " …Вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1 Пет. 2. 3–5) " . Возлюбленные о Господе собратья архипастыри – члены Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви! Настоящий Освященный Собор созван в знаменательное время мировой истории. Завершается век, завершается тысячелетие. Церковь Христова проходит эти исторические рубежи под знаком великого и всерадостного Юбилея – 2000-летия Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Следуя во всем апостольскому преданию и учению Святой Церкви, мы, благоговейно устремляя нашу мысль к совершившейся тайне Боговоплощения, снова и снова открываем для себя высокий и благодатный смысл этого священного события в жизни мира. I. 2000-летие Рождества Христова В согласии с учением Церкви мы веруем и исповедуем, что по Своему бесконечному милосердию Бог стал человеком, дабы исцелить и обновить истлевшее грехом человеческое естество, преобразить и нравственно возродить тварный мир. Священномученик Ириней Лионский говорит: “Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий – Сыном Человеческим, чтобы человек... сделался сыном Божиим”. По словам святителя Афанасия Александрийского, “Слово воплотилось, чтобы мы обожились”. Событие Боговоплощения совершилось в реальной исторической обстановке – в географических пределах Римской империи, в Палестине. Рожденный в пастушеском вертепе Сын Божий явил миру неизреченное чудо божественной любви и недоступное разуму домостроительство нашего спасения. Воплощением Христа Спасителя была упразднена онтологическая богооставленность человеческого рода, совершилась непостижимая встреча великого Бога и страждущего, измученного грехом, подверженного смерти и тлению тварного мира, ибо воспринятое Господом человеческое естество является средоточием всего сотворенного космоса.

http://sedmitza.ru/lib/text/429352/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010