Псалом 56 Пс.56:1 . В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру. НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ История, по случаю которыя псалом сей написан, обретается в первой книге Царств, гл. 24, где повествуется, что Давид, бегая от Саула с некоторым числом верных ему, скрылся в пещере Енгаддовой, и когда Саул в ту же пещеру по случаю вшел, то Давид во внутренности оныя укрывающийся, будучи убеждаемый от своих к убийству Саула, не токмо не восхотел того сделать, но и с презрением совет их отвергнул. Из сея истории извещаемся, что содержание псалма сего подобно содержанию псалма предыдущаго. В надписании нет ничего темнаго, кроме онаго слова, да не растлиши, коего знаменование неизвестно. Блаженный Августин и Иероним толкуют оное о титле креста Христова, котораго Пилат не восхотел переменить по прошению Иудеев. Феодорит и Евфимий толкуют о Давиде, который не хотел убить Саула, хотя и мог неповинно то сделать. Некоторые мнят, что Давид о себе здесь просит Бога, дабы не попустил ему убиту быть от Саула. Некоторые наконец утверждают, что сим словом означается мусикийское оружие, на котором псалом сей пет был. При толиком различии мнений всяк своему разсуждению да последует. Пс.56:2 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на тя упова душа моя, и на сень крилу твоею надеюся, Дóндеже прейдет беззаконие. Давид в пещере молится к Богу об избавлении себя от гонения Саулова, и сим прообразует Христа, Иже утаив Себе в вертепе под образом раба, сый Господь всех, молится об избавлении тела Своего, сиречь церкви, от гонения сатаны и служителей его. Аки бы рекл: милосердый Боже, избави меня от искушения, и отврати опасный сей случай, при котором я бедствую, и Саул наветующий мне. А как упование на Бога есть наилучший способ ко испрошению милости, понеже Бог не лишает помощи всех уповающих на него, сего ради глаголет – на сень крилу твоею надеюся, аки бы сказал: я не токмо доселе уповал на Тя, но и пребуду в сем уповании во всякое время. Сие же будет дотоле, дондеже прейдет беззаконие, сиречь, Дóндеже возимеет конец беззаконная ненависть врага моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

«Ради детей чрева моего» (Иов 19: 17) Беседа с врачом Еленой Егоровой Елена Егорова Развитие биомедицинских технологий ставит перед православным человеком массу вопросов. Казалось бы, современная медицина, опираясь на новейшие достижения в области биотехнологий, может предложить людям новые возможности на пути разрешения их проблем. Например, бесплодным родителям может помочь обрести долгожданное дитя или уже на ранних сроках беременности предупредить родителей о возможности развития у ребенка какого-либо заболевания и помочь преодолеть эту опасность. Но с другой стороны, зачастую преодолеваются эти проблемы с помощью технологий, неприемлемых для православного человека, поскольку они содержат реальную угрозу жизни человека на стадии его эмбрионального развития. Для обоснования и некоторого оправдания подобного рода манипуляций используются представления о так называемых «репродуктивных правах человека», широко пропагандируемые сегодня. «Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви). В принятых на Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 году Основах социальной концепции РПЦ духовное осмысление проблем биоэтики раскрыто в разделе XII, где, в частности, отмечено: «Формулируя свое отношение к широко обсуждаемым в современном мире проблемам биоэтики, в первую очередь к тем из них, которые связаны с непосредственным воздействием на человека, Церковь исходит из основанных на Божественном Откровении представлений о жизни как бесценном даре Божием, о неотъемлемой свободе и богоподобном достоинстве человеческой личности, призванной “к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе” (Флп. 3: 14), к достижению совершенства Небесного Отца (см.: Мф. 5: 48) и к обожению, то есть причастию Божеского естества (см.: 2 Пет. 1: 4)». Поэтому всякий раз, когда ставится вопрос о реализации «репродуктивных прав», мы должны исходить из следующих фундаментальных положений. Во-первых, мы должны осознавать безусловную ценность личности человека, на какой бы стадии развития он ни находился. И, во-вторых, должны помнить и соблюдать все те нормы нравственности, которые свойственны христианину, то есть нормы евангельские.

http://pravoslavie.ru/31083.html

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Праздник Рождества Христова Сие свершилось два тысячелетия тому назад. Для человечества – это грандиозный исторический период. Для Бога же – «…один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» ( 2 Пет. 3:8 ) Итак, Богомладенец Родился сегодня и две тысячи лет назад. Изумительно! Потрясающе! Все эти тысячелетия Церковь духовно сражалась за спасение душ наших. Пролито море христианской крови. За истекшее время с сатанинской злобой преследовали Богомладенца Ирод, Нерон, Диоклетиан, масоны… всех не перечислить. Большинство из них уже истлели, и прах их развеян. Другии еще идут к своей вечной погибели… На Церкви же исполнились слова Спасителя: «…создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…» ( Мф.16:18 ). Иудеи мечтали, что рожденный в Вифлеем Мессия огнем и мечом покорит Вселенную. Но они ошиблись, ибо «Бог есть любовь» ( 1 Ин. 4:8 ). Иисус избрал орудием Себе милосердие, терпение и кротость. Вседержитель пришел в мир не в пышном дворце, украшенном драгоценностями. Не сонм шикарных слуг и до зубов вооруженных телохранителей оберегали Его. Нет! Богомладенец Христос родился в душном скотском загоне и положен в грубые овечьи ясли на сено, уготованное животным. Лишь Пречистая Дева и Иосиф Обручник стерегли Его. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» ( Мф.5:5 ), — говорил Спаситель, и Он кротостью и любовью победил мир. Почти все народы мира имеют Евангелие на своих языках. Только за первые четыреста лет по Рождеству Христову Церковь обрела около пяти миллионов подвижников. А за прошедшие эпохи миллиарды людей пошли за Богомладенцем Христом. Многие из них несли спасительные труды выше человеческих сил. Они вкушали хлеб через два-три дня, а иные — лишь раз в неделю. Святые пили чистую воду, разбавляя ее соленой морской. Их терзали, топили, перепиливали, зарывали живыми, но благодатию Божиею, терпением, мужеством и любовью они все победили. Их трепетали демоны. Они ходили по морю, как посуху. Им повиновались свирепые хищники. Сонмы святых неисчислимы. Антоний Великий , Иоанн Лествичник , Авва Дорофей и бесчисленное множество других…

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Саровские поучения О любви к Матери-Церкви, породившей любимое чадо — святого Серафима Поучение того же дня и в том же соборе, за поздней литургией Сегодня день памяти святого равноапостольного князя Владимира. С этим именем встает в памяти начало христианства на Руси, положение первого камня Церкви Божией в нашем отечестве. Пробегая мыслью от начала святой Церкви на Руси до наших дней, какие дивные пути Промысла Божия видим мы в судьбах нашего народа! И, прежде всего, святая Церковь вывела народ наш из исторического небытия, выковала из него органическое целое, укрепила власть, смирила народ, помогла ему вынести тяжкие удары судьбы, влила в сосуд народной жизни множество инородческой крови, претворив ее в кровь русского племени, и сплотила разрозненные племена в один могучий, многочисленный, славный Русский народ. Вера на Руси роднит всех, даже чуждых друг другу по крови и языку людей: еврей ли, татарин или якут, или другой инородец, но если он православный, он уже русский. Церковь стала на Руси душой народной, цементом, связующим разноязычные племена. Хорошо понимал это народ наш и, когда отражал от себя натиск вражеский, всегда предносил пред собою знамя, на котором первым словом стояло — «за веру». «Сия вера православная, сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера вселенную утверди» - она, вера наша, утвердила и наше любезное отечество. Еще больше значение святой Церкви и веры православной для внутренней, духовной жизни нашего народа. Окрыляемые верой, русские люди переродились, стали новыми людьми, благотворительными, участливыми к чужому горю, восприимчивыми ко всему высокому и доброму: «не помыслить злом и на татарина » стало общей чертой характера народа русского; русское иночество, соединив в себе черты восточного аскетического и практического западного монашества, имело огромное значение на воспитание народного характера — богомольного без лицемерия, деятельного без фанатизма. Русская Церковь вывела из недр народных великое множество подвижников, перлы духовной чистоты и святости, которые, как звезды яркие на небе, сияют чистотою своей жизни, смирением и верою и служат примером для живых, показателями всем пути жизненного спасительного, молитвенниками и ходатаями за нас пред Богом. На них, как на столпах несокрушимой твердости, стоит незыблемо святая Русь, в лучшей части народа возрастающая, по Апостолу, «в люди избранны, царское священие, язык свят» (1 Пет. 2:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2997...

старец Иосиф Ватопедский Содержание Глава первая Из Фив в исихастирий преподобного Ефрема на Катунаках    Он родился в деревушке Амбелохори недалеко от Фив в 1912 году. Отца его звали Иоанн (Яннис) Папаникита, а мать — Виктория. Кроме него в семье было еще трое детей. Дедушка его, отец Никита, был деревенским священником.    Семья старца была глубоко христианской. С молоком матери он впитывал закваску восхождения и преуспеяния, что и проявилось с самого начала его монашеского пути. Окончив гимназию, Евангел (таково было мирское имя старца) пробовал найти свое место в обществе, но везде терпел неудачи. Как говорил он сам, причиной его ухода из жизни общественной поначалу была не мысль о монашестве, а неудачи и крушения его разнообразных попыток и устремлений. Неудачи не привели его в отчаяние, но заставили серьезно задуматься над своим будущим. Тогда он помыслил о том, что только Бог может направить его стопы.    Обычно для подавляющего большинства людей воля Божия становится явной вовсе не благодаря откровению или извещению. Люди усматривают ее в обычном течении жизни и следуют ей в своих повседневных делах, как и случилось с описываемым нами героем.    В истории греческого народа было много трудностей и страданий. На нем исполняются слова Священного Писания: «желающие жить благочестиво... будут гонимы» (2 Тим. 3:12). И действительно, по окончании византийского периода своей истории греческий народ переживал пленение, рабство, несчастья и изгнание на чужбину. В первые десятилетия двадцатого века молодые люди прилагали огромные усилия, чтобы обеспечить себе будущее. Многие ради преуспеяния в своей профессии избрали эмиграцию. Таким образом, почти половина прежнего населения Греции в то время оказалась в рассеянии. По окончании гимназии перед подобной проблемой оказался и молодой Евангел. Несколько неудачных попыток определиться в жизни раскрыли перед ним дверь особенного Промысла Божия, научив его тому, что «не в воле человека путь его» (Иер. 10:23), но «Бог печется о нас» (ср.: 1 Пет. 5:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3414...

В пастырском послании к Титу Павел предостерег критян от того, чтобы прислушиваться к ουδακος μθοις κα ντολας νθρπων, «иудейским мифам и человеческим заповедям» (Тит. 1:14) . Казалось бы, автор предостерегает зрителей от неправильного понимания иудеями Писания в агаде и галахе, их толкований и соблюдения. Этот отрывок из Тита о еврейских баснях неоднократно цитируется отцами Церкви. Мы исследуем употребление Оригеном термина «еврейские басни». Мы кратко разберем здесь и другие уничижительные примеры употребления слова «миф» в Новом Завете, хотя и без определения «еврейский». В другом пастырском послании мы слышим предостережение против τος δ βεβλους κα γραδεις μθους, «негодных же и бабьих мифов», которых следует «избегать» (1 Тим. 4:7). В настоящем исследовании я хотел бы сосредоточиться на использовании Оригеном слова «миф» в его Гомилиях на книгу Бытия и в других текстах и сравнить те места, где толкованиям дается уничижительная оценка­ как «мифам», с теми же местами в Бытии Рабба. Наше исследование будет проходить на двух уровнях. Первый уровень — это предполагаемое содержание еврейского «мифа», — то, что Ориген не готов принимать и, следовательно, называет «мифом». Во-вторых, я бы хотел очень кратко призвать к переоценке функции и статуса библейских историй в целом в еврейских и христианских традициях. В 2 Пет. 1:16, книге, на которую одним из первых ссылается сам Ориген (Grant 1963, 228), автор утверждает, что источником повествования о силе Иисуса являются «не хитросплетенные басни» (NEB — σεσοφισμνοις μθοις), а его собственное свидетельство очевидца. В этом коротком­ вступительном отрывке мы упомянули три из пяти вариантов употребления слова «миф» в Новом Завете, все они встречаются в поздних отрывках (т.е. Тит. 1:14; 1 Тим. 4:7; 2 Пет. 1:16). Добавим еще одно словоупотребление из 2-го пастырского послания Тимофею, которое противопоставляет mythos и alethos: κα π μν τς ληθεας τν κον ποστρψουσιν π δ τος μθους κτραπσονται, «вместо того чтобы прислушаться к истине, люди обратятся к мифу» (2 Тим. 4:4).

http://bogoslov.ru/article/6168970

Псалом 60 В конец, в песнех, Давиду, Псалом. настоящий псалом надписывается: в конец, потому что учит взирать на конечное исполнение содержащегося в пророчествах его предмета, так как и сей псалом сказывается от лица находящегося в вавилонском плену иудейского народа, и пророчествует об освобождении его из Вавилона: поселюсь, говорит, в жилище Твоем во веки. Посему то оный и поставлен рядом за предыдущим псалмом. Он относится и к христианскому народу. Надписан: в песнях, потому что Давид песнословит в нем Благодетеля Бога, повествуя о благодеяниях Его (1). При чем надобно знать, что тот псалом, в котором надписано только – в песнях, был пет одними устами, без музыкального орудия – псалтири; а тот, на котором надписано: в песнях псалом, был пет, по словам безыменного истолкователя псалмов, с употреблением при том и музыкального орудия. (1) Слова вел. Афанасия: Давид приносит благодарение Богу за себя и за спасенный верою народ и обещается в вечных обителях, когда достигнет их, бесконечно воссылать Ему хвалу. Пс.60:2 .  Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей сих воззваниях: услышь и внемли, мы сказали в изъяснении 26 псалма, о чем и смотри там (1). (1) Григорий Богослов в ямбических стихах говорит, какое различие имеет моление от молитвы. Моление есть прошение нуждающихся; а молитва – находящихся в лучшем состоянии. Слова Афанасия: Поелику смотря на преобладание и жестокость демонов я исполняюсь уныния; то посему молю, чтобы Ты, явившись, избавил нас от руки насильствующих. Пс.60:3 .  От конец земли к Тебе воззвах Концами земли в повествовательном значении называет Вавилон, так как он находился на краю известной тогда части свита (1). В высшем значении под концами земли можно разуметь земные заботы, отдаляющие человека от Бога. (1) Слова Феодорита: Поелику Вавилон удален от Палестины на многие расстояния, то жившие в нем пленники думали, что они живут на последних пределах земли, почему и говорит, что они взывают с пределов вселенной. Афанасия: Выражение: с концов земли, значит то, что он приносит молитвы за всю вселенную. Безыменного толковника: Написано у Екклезиаста: Не спеши устами своими и сердце твое пусть не скоро износит слово пред лицем Божиим, ибо Бог на небе – горе; а ты на земле. Посему да будут слова Твои малочисленны ( Еккл.5:1 ); а сим означается не местное расстояние, но различие существа не созданного от созданий; Бог называется пребывающим горе – на небе, по причине преимущества чести, а бытие человека находящимся долу – на земле, потому что он пришел в бытие из ничтожества.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАГОЧЕСТИЕ [греч. εσβεια от ε - благо и σβομαι - чту, почитаю], внутреннее благоустроение души, основанное на богопочитании и выполнении религ. и нравственных предписаний. Христианство не является единственным носителем традиции Б., представляющего собой универсальное явление общечеловеческого религиозно-нравственного умозрения и опыта. Однако только в ВЗ и христианстве феномен Б. приобретает подлинный смысл, поскольку содержанием его является почитание истинного Бога. Терминам «Б.», «благочестивый», «благочестиво» Синодального перевода соответствуют в греч. Библии термины εσεβς, εσεβς, εσβεια (Иф 8. 31; Прем 10. 12; Сир 11. 15 (17 по LXX), 22; 12. 2, 4; 13. 21 (17 по LXX); 16. 14 (13 по LXX); 23. 15 (12 по LXX); 27. 11, 32 (29 по LXX); 28. 25 (22 по LXX); 33. 14; 37. 15 (12 по LXX); 39. 33 (27 по LXX); 43. 36 (33 по LXX); 49. 4 (3 по LXX); Ис 11. 2; 2 Макк 1. 19; 3. 1; 12. 45; 3 Макк 2. 23-24 (31-32 по LXX); Деян 3. 12, 10. 2, 7; 2 Пет 1. 3, 6-7; 2. 9; 3. 11; 1 Тим 2. 2; 3. 16; 4. 7-8; 6. 3, 5-6, 11; 2 Тим 3. 5, 12; Тит 1. 1; 2. 12), θεοσβεια, θεοσεβς (Иф 11. 17; Вар 5. 4; 1 Тим 2. 10), δκαιος (Притч 3. 33; Ис 57. 1; Лк 20. 20), σιος (Сир 39. 16 (13 по LXX); Тит 1. 8), κλλιστος (2 Макк 6. 23), ελαβς (Лк 2. 25; Деян 22. 12), λεος (Ос 6. 4), θρησκεα (Иак 1. 26-27). В античной литературе термин εσβεια первоначально употреблялся греч. писателями классического периода для обозначения почтения к родителям, учителям, правителям и благодетелям. В религ. плане этот термин стал употребляться для обозначения праведности в отношении богов и их почитания. В эпосе Гомера ни в «Илиаде», ни в «Одиссее» термин εσβεια не встречается. Некое предварительное понятие Б. формируется у Гомера в связи с более конкретным понятием героического «стыда/чести» (αδς), некого свойственного герою достоинства и благообразия. Др. понятие, соотносимое с идеей Б., обозначается словом, выражающим почтительное удивление, благоговение (σβας).

http://pravenc.ru/text/149337.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИКОНОМИЯ Икономия [греч. οκονομα, букв. «домостроительство»], один из важнейших принципов церковного правотворчества, правоприменительной практики и душепопечения. В наст. время под И. понимается обычно отступление от безусловного и точного исполнения канонического порядка, осуществляемое по инициативе компетентной церковной власти с целью достижения условий спасения для членов Церкви в каждом отдельном случае. В более широком понимании И.- принцип приведения объективного правопорядка в соответствие с конкретными изменяющимися условиями. Она применима в вопросах, относящихся к церковной дисциплине, а также к церковному управлению и устройству и не затрагивающих при этом догматического учения Церкви. Термин В сочинениях языческих древнегреч. авторов термин οκονομα (от οκον νμειν - управлять домом) обозначал «домашние дела, хозяйство» ( Платон , Аристотель , Ксенофонт), а также процесс «распределения, устройства» ( Плутарх ). В НЗ это понятие продолжает использоваться в прямом значении «управления домом, ведения хозяйства» (Лк 12. 42; 1 Кор 4. 2; Гал 4. 2) и «управления городом» (Рим 16. 23). Особую важность для позднейшего, более технического употребления термина имеет притча о рассудительном домоправителе (φρνιμος οκονμος), совершавшем свое «управление» (οκονομαν) в духе снисхождения и мягкости и прощавшем заемщикам своего хозяина их долги (Лк 16. 1-8). В НЗ появляются и метафорические значения: 1) И. спасения рода человеческого Сыном Божиим (от воплощения до Его крестной Жертвы), совершающаяся в учрежденной Им Церкви (Еф 1. 10; Еф 3. 2-3) (см. ст. Домостроительство ); 2) духовное и нравственное управление Церковью, благовременное преподание таинств и возвещение слова истины (2 Тим 2. 15) (по этой причине апостолы и их преемники епископы именуются домостроителями (οκονμοι) Слова и Таин Божиих - 1 Кор 4. 1; Тит 1. 7; 1 Пет 4. 10). В святоотеческой письменности сохраняются использовавшиеся в древнегреч. лит-ре и в НЗ значения слова «икономия» и родственных терминов: домашнее хозяйство, управление городом, Божественное домостроительство спасения и в связи с этим - управление Церковью поставленными на это лицами, епископами и зависимым от них клиром ( Lampe. Lexicon. P. 940-943). Так, Феоф. 10 и IV Всел. 26 называют «экономом» (οκονμος) клирика, управляющего имуществом епископии, а Гангр. 8 говорит об этом должностном лице как «назначенном совершать икономию благодеяний» (πιτεταϒμνος ες οκονομαν εποιας) (ср. статьи Должности церковные , Эконом ). II Всел. 6 применяет оборот «икономствующие церквами» (κατ τν οκονομοντων τς Εκκλησας) по отношению к епископам, а Трул. 16 указывает, что 7 диаконов, поставленные апостолами, исполняли «домостроительство для общей потребности» (τν οκονομαν τς κοινς χρεας ϒχειρισθντες).

http://pravenc.ru/text/389060.html

«Начинающий подвизаться на поприще спасения это такой же несовершенный человек, как и мы, и долго ему идти до того поворота, откуда начнет открываться Заря неведомого дотоле мира. И только чистота души и благая совесть могут помочь ему в этом восхождении». Епископ Варнава Отдел III. Душевный человек в борьбе со страстями (продолжение) Глава 5. Царство мира с присными его и аскетизм и монашество как явление общеисторическое Часть 1. Внешние предпосылки христианского аскетизма (о суете и «сквернах мира» (2 Пет. 2, 20) как внешних поводах происхождения и существования монашества) § 1. Что такое «мир»? «Мир есть блудница, которая взирающих на нее с вожделением красоты ее привлекает в любовь к себе. И кем, хотя отчасти, возобладала любовь к миру, кто опутан им, тот не может выйти из рук его, пока мир не лишит его жизни. И когда мир совлечет с человека все и в день смерти вынесет его из дому его, тогда узнает человек, что мир подлинно льстец и обманщик» 1 . Это сказал великим подвигом освободившийся из-под власти мира св. Исаак Сирин. Если от этого образного выражения обратимся к конкретным чертам, которыми характеризуется мир и мирская жизнь в Священном Писании, то мы увидим, что чуть ли не первые попавшиеся библейские тексты на эту тему рисуют страшную картину. У мира есть свой князь — сатана (Ин. 12, 31; 14,30; 16, 11). Мир весь во зле лежит (1 Ин. 5, 19). Все, что в мире, есть «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», и оно — не от Бога, конечно (1 Ин. 2, 16). «Мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3, 19). Дружба с миром есть вражда против Бога (Иак. 4, 4). В мире — дух антихристов (1 Ин. 4, 3). Духа истины, который составляет жизнь человека, не может вместить мир (Ин. 14, 17). Следовательно, в последнем царствует смерть (Рим. 5, 12–14; 8, 6; 2 Кор. 7, 10). Нужно ли прибавлять, что любить мир не следует (1 Ин. 2, 15)?.. Итак, в объективном отношении, со стороны своего внешнего бытия, как воспринимаемый факт, мир есть апокалиптическая вавилонская «любодейца, сидящая на водах многих», то есть на людях и народах, племенах и языках, — образ, который заимствовал в своем изречении святой Исаак Сирин (Откр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010