В ней, предсказывает он, появятся после его смерти лжеучители, которые введут разделения и многих увлекут развращённостью и уловят выдуманным учением (2:1–3). При этом апостол указывает читателям, что Господь знает, как сохранить благочестивых в испытаниях и нечестивых соблюсти на день суда (2:4–9) и изображает духовную и нравственную развращённость лжеучителей и неисцелимый вред от них 10–22). Простирая далее взоры в будущее, апостол предсказывает появление в Церкви затем дерзких хулителей-насмешников, которые будут смеяться над верой христиан в конец мира и пришествие Господа, и опровергает их (3:1–13), а христиан увещевает воспользоваться временем долготерпения Божьего, как временем спасения (14–15). В заключении послания он предостерегает их от превратного понимания и извращения посланий ап. Павла, писавшего о том же и прочих писаний, и высказывает пожелание, чтобы они не были увлечены обманом, но утверждались и возрастали в благодати и познании Господа и Спаса нашего Иисуса Христа (15–18). Мысли послания развиваются без строгого внешнего плана, но вполне обоснованы внутренней связью и совершенно соответствуют положению апостола и характеру послания. Из содержания его вполне ясна и цель его. В виду своей приближающейся смерти и признаков появления в Церкви лжеучителей и наглых ругателей, апостол считает своей обязанностью послать христианам ещё второе послание, чтобы, хотя они и знают проповеданную у них евангельскую истину и утверждены в ней, всё-таки напомнить им её и дать им возможность посредством послания и всегда приводить её себе на память, и чтобы предостеречь их от увлечения выдуманными лжеучениями развращённых людей. 3. Подлинность послания В надписании (1:1) апостол сам называет себя писателем послания и в 3:1 упоминает о своём первом послании к тем же христианам. Согласно с евангельской историей говорит, что он был очевидцем славы Господа на горе преображения (1:17) и возвестил своим читателям силу и пришествие Господа, как видевший своими глазами славу Его воскресшего (1:16), и, наконец, упоминает, что Сам Господь открыл ему о его смерти (1:14 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Граф Григорий Иванович 150 († 1830), обер-шенк и святого Александра Невского кавалер, от брака с Елисаветою Петровною Квашниною-Самариною (рождение 29 марта 1773 † 16 февраля 1828) имел шесть дочерей: 1) графиню Софию Григорьевну (рождение 28 апреля 1799 † 24 июля 1847), за тайным советником Иваном Гавриловичем Кругликовым (рождение 13 августа 1787 † 30 октября 1847), который, на основании указов 2 января 1774 года и 4-го января 1832 года, наследовал Чернышевский майорат, с именем, гербом и титлом графа Чернышева, и соделался родоначальником графов Чернышевых-Кругликовых; 2) графиню Александру Григорьевну († 1833), за Никитою Михайловичем Муравьёвым; 3) графиню Елисавету Григорьевну, за тайным советником Александром Дмитриевичем Чертковым; 4) графиню Веру Григорьевну, за действительным тайным советником графом Фёдором Петровичем Паленом; 5) графиню Наталию Григорьевну, за наместником Кавказским, генерал от инфантерии, генерал-адъютантом Николаем Николаевичем Муравьёвым, и 6) графиню Надежду Григорьевну († 1852), за полковником князем Григорием Алексеевичем Долгоруковым. – Андрей Гаврилович Чернышев служил генерал- адъютантом Петра III; после 34-х летней отставки принят в службу Императором Павлом Петровичем с чином генерала от инфантерии, и в тот же день получил Александровскую ленту. – Иван Львович (рождение 1736 † 1793), генерал-поручик и святого Александра Невского кавалер, находился сенатором при Екатерине Великой, и от брака с Евдокиею Дмитриевною Ланскою († 1816), сестрою известного генерал-адъютанта Александра Дмитриевича Ланского, оставил дочь Екатерину Ивановну, за действительным тайным советником князем Петром Сергеевичем Мещерским, и сына Александра Ивановича (рождение 30 декабря 1786), ныне председателя государственного совета и комитета министров, генерала от кавалерии, генерал-адъютанта и всех российских орденов кавалера, возведённого в Графское Российской Империи достоинство 22 августа 1826 года; в Княжеское Российской Империи достоинство 16 апреля 1841 года, и получившего титул Светлости 22 августа 1849 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что на основании внимательного исследования Божественного Писания, предания святых отцов и древних церковных писателей к лику святых семидесяти апостолов могут быть причислены следующие: 1) Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалимский, о котором упоминает и апостол Павел ( Гал. 1:18–19 ), 2) евангелист Марк, бывший впоследствии епископом Александрийским, о котором упоминает апостол Петр ( 1Пет. 5:13 ), 3) евангелист Лука, писатель и Деяний апостольских, о котором упоминает апостол Павел ( Кол. 4:14 ), 4) Клеопа, младший брат Иосифа обручника, спутешествовавший евангелисту Луке в Эммаус ( Лк. 24:35 ), 5) Симеон, сродник Господень, второй епископ Иерусалимский, 6) Варнава, бывший спутником апостола Павла, а затем епископом в Медиолане (Деян. Ап. 4:36; Гал. 2:1 ), 7) Иуст, сын Иосифа обручника, сожребник Матфиев ( Деян. 1:23 ; Кол. 4:2 ), 8) Фаддей, крестивший Авгаря, князя Едесского (Церковная история Евсевия), 9) Анания, крестивший апостола Павла в Дамаске, 10) архидиакон Стефан первомученик ( Деян. 7:59 ), 11) диакон Филипп, крестивший Симона волхва и каженика Кандакийского, 12) диакон Прохор, первый епископ Никомидийский, 13) диакон Никанор ( Деян. 6 ), 14) Тимон, 15) Пармен, тоже из числа семи первых диаконов, 16) Тимофей, епископ Ефесский, к которому апостол Павел писал два послания, 17) Тит и 18) Филимон, к которым так же писал послания апостол Павел, 19) Онисим, упоминаемый в послании к Филимону, 20) Епафрас, о котором упоминает апостол Павел ( Кол. 6:12–13 ), 21) Архип, епископ Колосский ( Кол. 4:17 ), 22) Сила, епископ Коринфский ( Деян. 15:40–41 ), 23) Силуан, епископ Фессалоникийский ( 1Петр. 5:12 ; 2Кор. 1:19 ), 24) Крискент, епископ Галатийский ( 2Тим. 4:10 ), 25) Крисп, епископ на острове Егине ( Деян. 18:8 ), 26) Епенет, 27) Андроник, 28) Стахий, 29) Амплий, 30) Урван, 31) Наркис, 32) Апеллий, 33) Аристовул, 34) Иродион, 35) Руф, 36) Асигкрит, 37) Флегонт, 38) Эрм, 39) Патров и 40) Ермий, о который упоминает апостол Павел в послании к Римлянам (16:13–14), 41) Агав, пророчествовавший об апостоле Павле ( Деян. 21:10–11 ), 42) Лин, после апостола Петра епископ Антиохийский, 44) Гай, 45) Филолог, 46) Лукий, 47) Иасон, 48) Сомпатр, 49) Олимпан, 50) Тертий, 51) Эраст, 52) Куарт, о которых также упоминает апостол Павел в посл.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

1985. С. 67); писал иконы в ц. прп. Иоасафа, царевича Индийского, в Измайлове ( Токмаков. 1889. С. 21-22); «починивал в соборную церковь Преображения Господня, что на дворце, иконы местныя, деисусы, северную и южную двери» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 16. 26079). На рубеже 1688 и 1689 гг. З. «погорел и разорился без остатку»; на восстановление из Оружейной палаты ему было выдано 10 р. (Там же. 26441). В 1691 г. З. написал диаконские врата для Высокопетровского мон-ря; в 1697 г.- для придела св. Иоанна Предтечи в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в имении Узкое писал иконы, к-рые сохранялись там вплоть до нач. XX в. ( Гурьянов. 1904); в 1698 г. для деисусного ряда Спасо-Преображенской ц. в Вязёмах исполнил икону апостолов Петра и Павла ( Шереметев. 1916). Последней известной работой З. в 1700 г. стала сохранившаяся до настоящего времени 2-сторонняя икона «Спас на престоле, с припадающим митр. Киприаном» с изображением на обороте Голгофского креста (ГММК). Образ кон. XIV - нач. XV в. был поновлен З. (икона, согласно сведениям реставрации 1980 г., была полностью переписана, расчищена), о чем сообщала надпись: «...поновлен сей святый чудотворный образ Спасителев греческаго письма во вторые изографом Георгием Терентьевым сыном Зиновьевым» (цит. по: РИБ. М., 1876. Т. 3. С. 587). Последние упоминания о З. датированы 1701 и 1702 гг. в связи с его поручительством об иконописцах Оружейной палаты (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1029. Л. 123 об., 156; Ед. хр. 1031. Л. 332 об.). Ист.: Забелин И. Е. Мат-лы для истории рус. иконописи//ВОИДР. 1850. Кн. 7. С. 100, 102, 109; он же. Перечень иконописных и живописных работ московских дворцовых и городовых мастеров XVII ст.//Рус. худож. архив. СПб., 1894. Вып. 2. С. 115, 122; Гурьянов В. П. Лицевые святцы XVII в. Никольского Единоверческого мон-ря в Москве. М., 1904; Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 81-85; Шереметев П. С. Вязёмы. Пг., 1916. С. 49, 193, 198. Лит.: Токмаков И. Ф. Сборник мат-лов для VIII Археол. съезда в Москве. М., 1889. Вып. 2: Моск. губерния и ее святыни: История, археология, статистика; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 381-384; Брюсова В. Г. Рус. живопись XVII в. М., 1984. С. 49, 54; Налетов А. Г. К истории создания иконостаса нового собора Донского мон-ря//ВМУ: Ист. 1985. 2. С. 66-67; 1000-летие рус. худож. культуры: [Кат. выст.]. 1988. Кат. 151, 152; Гладкая М. С. Иконостас собора Рождества Богородицы в г. Суздале. Владимир, 1996. С. 5, 19, 22-27, 29, 31-34, 57, 62, 108, 121, 138; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 229-234 [Библиогр.]. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/199835.html

Первоначально храм представлял собой четырехстолпную крестово-купольную постройку с восьмискатным завершением и одной главой. С запада к основному объему примыкала небольшая каменная паперть, впосл. разобранная. Фасады разделялись на 3 прясла лопатками, стянутыми в верхней части многолопастными арками. Стены прорезали оконные проемы 3 типов, 2 из к-рых имели стрельчатую форму. Квадратные в плане столпы поддерживали своды, в зап. части храма во 2-м ярусе были устроены угловые замкнутые камеры и деревянные хоры. Во 2-й пол. XV - нач. XVI в. (датировка Г. М. Штендера) к Никольской ц. с сев. стороны был пристроен каменный придел ап. Петра и Павла. К XVI-XVII вв. относится устройство новых сводов, барабана, главы, а также восьмискатного покрытия, аналогичного первоначальному. В XVII в. к приделу пристраивается каменная паперть вместо деревянной, сгоревшей в 1672 г. Сер. XIX в. датируется последняя капитальная перестройка здания: растеска оконных проемов, надкладка стен и устройство вальмовой кровли на основном объеме, возведение апсиды придела, оформление фасадов придела и паперти, сооружение каменного крыльца. В процессе реставрационных работ в Никольской ц. были восстановлены первоначальные оконные проемы и восьмискатное завершение. Своды, барабан и глава оставлены в формах XVI в., придел и притвор - XIX в. Памятник нач. XIV в. обладает рядом особенностей, впервые примененных новгородскими строителями. Это многолопастная арка, венчающая фасады, восьмискатное покрытие, многообразные стрельчатые формы (оконных проемов, порталов, ниш в аркасолиях), свидетельствующие о влиянии романо-готических традиций. Арх.: РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2456. Л. 279-289; ГА Новгородской обл. Ф. 480. Оп. 1. Д. 713. Л. 3; Д. 752. Л. 2об.- 6, 81-82. Ист.: Новгородские летописи. СПб., 1879. C. 56, 84-85, 94; ПСРЛ. СПб., 1889. Т. 16. Ст. 210. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1; Майков В. В. Книга писцовая по Новгороду Великому XVI в. СПб., 1911; Штендер Г. М. Исследования и реставрация церкви Николы Белого в Новгороде//Реставрация и архитектурная археология: Новые мат-лы и исслед. М., 1991. С. 89-100.

http://pravenc.ru/text/77966.html

Рукопись – подлинник, размером 150х195 мм, представляет собой расшитую, порой на отдельные листы, книгу. Верхняя часть листов осыпается. Внизу имеются загрязнения. На л. 1. чернильный штамп с надписью: «Библиотека И. А. Шляпкина Л. 1 об., 17 об., 22 об. Без текста. На л. 1, 3, 4, 6, 7, 11–16, 20, 21 – фрагменты водяного знака Перчатка. Для сохранности документ помещен в плотный конверт конца XIX — начала XX в. На конверте надпись: «Синодик Коневского монастыря, писанный около 1578 г.», ниже чернильный штамп: «Библиотека И. А. Шляпкина»; слева вверху чернилами: 424/175». Часть последней записи написана по карандашному тексту: 175». Анализ содержания ряда поминаний позволяет датировать основной сегмент синодика 2-й половиной 50-х — началом 60-х гг. XVI в., дополнения сделаны преимущественно до 90-х гг. того же века. © Маштафаров А. В., 2014   Сенаник Рождества Пречистей Богородицы Коневского монастыря домовной   (Л. 2) Книга, глаголемая За упокой помяни, Господи, архиепископов Ноугородцкых. Акима. Луку. Стефана. Феодора. Германа. Никиту. Нифонта. Аркадиа. Ивана. Григориа. Мантириа. Митрофана. Антониа. Спиридона. Далмата. Климента. Феоктиста. Давыда. Василиа. Моисеа. Алексиа. Ивана. Симеона. Еуфимиа. Симона митрополита. Еуфимиа. Иону. Феофила. Сергиа. Генадиа. (Л. 2 об.) Князей рускых. Ярослава. Владимера. Всеволода. Всеволода. Владимера. Георгиа. Всеволода. Дмитреа. Андреа. Констянтина. Георгиа. Михаила. Ярослава. Александра. Данила. Ивана. Бориса. Георгиа. Семиона. Ивана. Дмитреа. Василиа. Василиа. Георгиа. Андреа. Василиа. Александра. Констянтина. Андреа. Ивана. Дмитреа. Ярослава. Михаила. Александра. Михаила. Ивана. Александра. Бориса. Василиа. Бориса. Симеона. Данила. Василиа. Василиа. Дмитриа. Иоана. Георгиа. (Л. 3) Ивана. Констянтина. Романа. Феодора. Патрекиа. Ивана. Александра. Иоана. Иоана. Ярослава. Федора. Андреа. Петра. Констянтина. Владимера. Симеона. Иоана. Иоана. Василиа. Дмитреа. Василиа. Бориса. Ивана. Георгиа. Симеона. Михаила. Бориса. Александра. Федора. Георгиа. Федора. Данила. Иоана. Александра. Александра. Андреа. Александра. Георгиа. Семиона. Дмитреа. Ондреа. Георгиа. Михаила. Иоана. Симеона. Иоана. Констянтина. Дмитреа. Федора. Иоана. Михаила. Ивана. Дмитреа. Федора. Иоана. Михаила. (Л. 3 об.) Федора. Иоана. Иоана. Семиона. Иоана. Федора.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

Награжден церковными орденами св. Владимира 3-й и 2-й степени и прп. Сергия Радонежского 2-й степени. Мн. годы являлся старостой храма во имя апостолов Петра и Павла на Преображенской пл. в Москве. Похоронен на Преображенском кладбище в Москве. Соч.: Образ Святейшего Патриарха Сергия по его письмам//Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 92-98; О церк. календаре. М., 1948, 1996п; То же//Календарный вопрос: Сб. М., 2000. С. 61-77; Чинопоследование Божественной литургии. М., 1951. Н. Новг., 1995. К., 2000; Пасхальное богослужение//ЖМП. 1953. 4. С. 54-59; 1996. 4/5. С. 82-87; Служба праздника Рождества Пресв. Богородицы//Там же. 1953. 9. С. 36-38; Смысл обряда//ВРЗЕПЭ. 1955. 21. С. 76-86; Об исповеди перед причащением Св. Таин по свидетельству древнехрист. письменности//ЖМП. 1970. 1. С. 68-73; О Поместном Соборе 1945 г.: Из восп. участника Собора//Там же. 1971. 2. С. 18-21; О воскресении мертвых в связи с Евхаристией, в свете учения Свящ. Писания//БТ. 1976. Сб. 16. С. 33-45; Святейшая Евхаристия в связи с учением о Церкви Православной//ЖМП. 1977. 6. С. 74-75; 7. С. 75-78; Церковная свеча и ее символика//Там же. 9. С. 78-80; Догмат о Воскресении в эпоху Вселенских Соборов//БТ. 1984. Сб. 25. С. 321-336; Искусство над эпохой: О коллекции икон Павла Корина//Лепта. 1993. 3. С. 185-190; Ученый облик о. Павла Флоренского//Энтелехия. 2000. 2. С. 99-101. Лит.: Смирнов В. , свящ. Чествование маститого профессора//ЖМП. 1974. 6. С. 28-29; Заслуженный проф. МДА А. И. Георгиевский: [Некролог]//ЖМП. 1985. 6. С. 24-26; Георгиевский Н. С. «Да ведают потомки православных…»//Моск. журнал. 2001. 12. С. 24-26. С. И. Георгиевский. Фотография. 70-е гг. ХХ в. (10.06.1906, с. Черкизово Московского у. и губ.-22.11.1989, Москва), сотрудник различных учреждений МП, брат А. И. Георгиевского. Получив среднее специальное образование, до 1932 г. работал техником-чертежником, а затем старшим техником-инспектором отдела подземных сооружений Моссовета. В 1937 г. окончил математический фак-т Московского городского педагогического ин-та. С 1928 по 1953 г. преподавал математику в средних учебных заведениях Москвы.

http://pravenc.ru/text/162159.html

В собственном смысле слова М. а. (т. е. учениками апостолов) могут называться лишь 3 автора: сщмч. Климент Римский, к-рый «лицезрел блаженных апостолов [Петра и Павла] и общался с ними» ( Iren. Adv. haer. III 3. 3), сщмч. Игнатий Богоносец (древняя традиция расходится в том, учеником какого именно апостола он был; подробнее см.: ПМА. 2008. С. 314) и сщмч. Поликарп Смирнский, «наставленный апостолами» ( Iren. Adv. haer. III 3. 4), бывший учеником ап. Иоанна Богослова (ПМА. 2008. С. 377-378). К лит-ре М. а. также относят: «Дидахе» (после 1-й публикации памятника в 1883); Послание Варнавы, приписанное апостолу, но датируемое II в.; «Пастырь» Ермы (ок. 140-150) (считалось, что этого Ерму упоминает ап. Павел (Рим 16. 14), но, согласно Муратори канону , он был братом свт. Пия I , еп. Римского); фрагменты сочинений Папия Иерапольского, бывшего, по утверждению сщмч. Иринея Лионского ( Iren. Adv. haer. V 33. 4), учеником ап. Иоанна Богослова, но скорее всего - некоего «пресвитера» с тем же именем ( Euseb. Hist. eccl. III 39. 5); 2-е Послание сщмч. Климента Римского, написанное неизвестным автором. Диогнету послание , ранее причислявшееся к писаниям М. а., в наст. время относят к лит-ре апологетов раннехристианских . Общая характеристика сочинений М. а. По большей части творения М. а. (за исключением произведений Ермы и Папия Иерапольского) являются посланиями, написанными с конкретными целями в связи с нуждами тех или иных общин, поэтому в них отсутствует систематическое богословское учение. М. а. отличают сравнительная простота мыслей и языка, высокое горение духа, стремление умереть за Христа, Второе пришествие Которого ими скоро ожидалось, побуждение христиан к высокой моральной жизни. Географически писания М. а. охватывают довольно широкий регион: Рим (сщмч. Климент Римский и Ерма), М. Азию (священномученики Поликарп Смирнский и Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский), Фригию (Папий Иерапольский), Египет (Послание Варнавы), Сирию («Дидахе»). Хронологическая и тематическая близость М. а. к апостолам способствовала тому, что их писания часто включались в состав библейских рукописей и следовали непосредственно за НЗ. Так, сочинения сщмч. Климента Римского вошли в Александрийский кодекс , «Пастырь» Ермы и «Послание Варнавы» - в Синайский кодекс (о каноническом статусе писаний М. а. см.: Henne. 1997). Тем самым сочинения М. а. являются как бы переходным звеном от НЗ к более поздним святоотеческим творениям.

http://pravenc.ru/text/2564312.html

18.00-18.50. Православный кинотеатр представляет фильмы о прписп.Фамари (Марджановой): «Дело и истина матушки Фамари». 2 февраля 11.30-12.00. Видеопрезентация проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Показ фильма «Общее Дело». 12.00-12.30. Молебен с акафистом перед образом свв.прпп.Серафима Саровского и Гавриила Самтаврийского. 12.00-13.00. Программа, посвященная памяти старца Гавриила (Ургебадзе). Показ фильма «Человек, наполненный любовью», встреча с духовными чадами старца Гавриила. 13.00-14.30. Проект «Здоровье православному человеку». «Заболевания суставов, опорно-двигательного аппарата: упражнения и лекарственные растения». Вишнев В.Н., врач-фитотерапевт, профессор. Мороз В.А, мануальный терапевт, врач-массажист. 13.30-14.30. Презентация проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Встреча на площадке проекта в 1 зале. 14.30-16.00. Встреча с известными православными поэтами и бардами города Святого Петра. Свои произведения представят: Борис Орлов, Валентина Ефимовская, Татьяна Егорова, Андрей Ребров, Михаил Аникин, Андрей Грунтовский, Антон Галицкий, Анатолий Пантелеев, Андрей Локиев. Ведущий встречи: Валентин Семёнов, профессор, председатель «Собора православной интеллигенции СПб». 16.00-17.30. Программа писателя С.Г.Галицкого, посвященная 30-летию вывода российских войск из Афганистана. Презентация новой книги автора «Горький долг Афгана». 17.30-18.00. Православный кинотеатр представляет. Показ фильмов о Сяндемском Успенском женском монастыре Петрозаводской и Карельской епархии (Афанасьево-Сяндебская пустынь). 18.00-18.15. Дегустация карельского продукта марки «Сделано в Карелии». 18.20-18.50. Православный кинотеатр представляет. Фильмы «Важеозерский монастырь» и «Инок Владимир» о почитании инока Владимира (Алексеева). 3 февраля 11.30-12.00. Православный кинотеатр представляет фильм «Кижи. Деревянное чудо России». 12.00-12.30. Молебен с акафистом перед образом свв.прпп.Серафима Саровского и Гавриила Самтаврийского. 12.00-13.00. Программа проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Скайп-конференция «Деревянное зодчество Русского Севера. Традиционное плотницкое искусство». Проводит заместитель директора музея-заповедника «Кижи» Александр Юрьевич Любимцев.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/22/so...

7 мая 1974 г. избран почетным членом Московской духовной академии. 15 апреля 1975 г. возведен в сан митрополита. 3 марта 1976 г. избран в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. 2 сентября 1977 г. награжден правом ношения второй панагии. Решением Священного Синода от 10 октября 1978 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским; с 12 октября — Патриарший экзарх Западной Европы. Неоднократно посещал приходы экзархата. 16 ноября 1979 г. поручено временное управление Корсунской епархией (в связи с переходом епископа Корсунского Петра (Л’Юилье) в юрисдикцию Православной Церкви в Америке). 23 декабря 1980 г. назначен членом комиссии Священного Синода по организации празднования 1000-летия Крещения Руси. Решением Священного Синода от 14 апреля 1981 г. назначен председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Священного Синода. 22 июля того же года назначен заместителем председателя комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. 19 декабря 1983 г. избран председателем общественной Комиссии по связям с религиозными кругами, выступающими за мир. 1 февраля 1984 г. освобожден от должности экзарха Западной Европы, согласно прошению. 19 апреля 1985 г. поручено окормление православных приходов в Финляндиии. 24 марта 1985 г. награжден памятной панагией с изображением Жировичской иконы Божией Матери. 4 июля 1988 г. награжден именной панагией за активное участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. В 1988 г. на учредительной конференции Ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры» избран ее вице-президентом. 15 декабря 1988 г. вошел в избирательную комиссию по выборам народных депутатов СССР от движения за мир, объединенного Советским комитетом защиты мира, и от Ассоциации содействия ООН в СССР. 16 октября 1989 г. назначен экзархом Белорусским с титулом «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белорусский». Определением Священного Синода от 13 ноября 1989 г. освобожден, согласно поданному прошению, от обязанностей председателя ОВЦС с сохранением постоянного членства в Священном Синоде до решения этого вопроса на Архиерейском Соборе. Определением Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г. — митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх всея Белоруссии.

http://radonezh.ru/2021/01/12/otoshel-ko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010