Дар Божий не может быть несовершенен, и предчувствия победы Ж. над смертью запечатлены уже в ВЗ: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис 26. 19); «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12. 2). Новый Завет Воскрешение Лазаря. Икона. Сер. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Воскрешение Лазаря. Икона. Сер. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Основанием веры в буд. вечную Ж. в НЗ служит факт воскресения Иисуса Христа (2 Кор 13. 4). Верующий во Христа имеет Ж. вечную (Рим 6. 8-11), потому что Христос есть Тот, Кто принес Ж. и нетление (2 Тим 2. 10). Он - «Начальник жизни» (ρχηϒς τς ζως - Деян 3. 15), в Его Ж., преодолевающей смерть, спасение человека (Рим 5. 10), Он - данная уже сейчас верующим Ж., к-рая сокрыта с Ним в Боге (Кол 3. 3-4), Ж. в Нем (Ин 5. 11; Рим 8. 2; 2 Тим 1. 1), Он есть «воскресение и жизнь» (Ин 11. 25), «путь и истина и жизнь» (Ин 14. 6), «истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин 5. 20). В языке НЗ понятие «Ж.» передается греч. словами ζω, ζ, βος, βιω, ψυχ (см. ст. Душа ) и др. Как и в ВЗ, в новозаветных текстах Ж. сопоставляется со смертью и противопоставляется ей. Ап. Павел пишет: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь...» (Рим 8. 38); «Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть...» (1 Кор 3. 22); «...возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Флп 1. 20). В согласии с ветхозаветным языком о Ж. говорится и как о явлении, имеющем протяженность во времени: «Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое...» (Лк 16. 25; cp.: 1. 75; 2. 36; 12. 15; Деян 8. 33 (Ис 53. 8); Евр 2. 15). У Ж., понимаемой т. о., есть естественный предел: «Ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак 4. 14; ср.: Евр 9. 17; 1 Кор 7. 39; Рим 7. 1-3). Важнейшим признаком Ж. является способность к действию. Поэтому, так же как и в ВЗ, «жить» может иметь значение «быть здоровым»; исцелив сына царедворца, «Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров» (ζ - букв. живет - Ин 4. 50; ср.: Мк 5. 23). Соответственно предметы и явления, лишенные действия или не приводящие к результату, могут быть названы «мертвыми», как грех в отсутствие закона (Рим 7. 8), неправедные дела, которые очищает кровь Христова (Евр 9. 14) или бездеятельная вера (Иак 2. 17). Напротив, живы истинные и потому действенные слова (Деян 7. 38; Евр 4. 12; Ин 6. 63, 68), надежда (1 Петр 1. 3) и жертва (Рим 12. 1).

http://pravenc.ru/text/Жизнь.html

Устное исповедание грехов должно быть, повторяем, чистосердечным, искренним, без утайки, без самооправдания. Кроме предупреждения, предложенного в чине исповеди: «Вот, чадо, Христос невидимо предстоит»,— духовник может сказать кающемуся следующие слова святителя Тихона Задонского: «Ты, чадо, исповедуешься Богу, Которого прогневал грехами, а я — Его недостойный служитель и свидетель твоего покаяния. Ничего не утаи, не стыдись и ничего не бойся, ибо только трое здесь нас: Бог, перед Которым ты согрешил, Который все грехи твои, как они совершились, превосходно знает, потому что Бог есть везде, во всяком месте. И где бы ты что ни делал или что ни говорил и ни думал что — худое или доброе, Он тут был и все это хорошо знает. И ныне Он вместе с нами и только одного твоего добровольного покаяния ожидает. Ты сам также грехи свои знаешь, не стыдись рассказать обо всем, чего делать не стыдился. Я, третий, во всем подобен тебе, такой же человек, как ты, поэтому, что и меня стыдиться?» 21. См. Православное исповедание. Ч. I. Ответ на вопрос 111 и 113. Пространный катихизис, о покаянии. 22. Святитель Василий Великий. Толкование книги Исайи, I, ст. 14. Творения Св. Отцов. IV. С. 58, 59. 23. Святитель Василий Великий. Нравственные правила. I, гл. 4. Творения Св. Отцов. VII. С. 361. 24 . См. Митрополит Макарий. Догматическое богословие. Т. IV.  Библейские примеры истинного покаяния 25 1. Давид. И сказал Давид Нафану: Согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: И Господь снял с тебя грех твой: ты не умрешь (2 Цар. 12, 13). 2. Манассия. Говорил Господь Манассии и народу его, но они не слушали. И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы, и сковали его цепями, и отвели его в Вавилон. И в скорби своей он стал умолять Господа Бога своего и глубоко смирился перед Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог внял ему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И уразумел Манассия, что Господь есть Бог (2 Пар. 33, 10—13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Пожалуй, нет более доказательной книги, наглядно иллюстрирующей и подтверждающей данный тезис, чем Священное Писание. В нем фигурирует Христос - царь, пророк и священник, Владыка Царства Небесного, пришедший приоткрыть завесу будущего века, вернуть миру надежду на спасение. Власть Его всеобъемлюща, безальтернативна и носит абсолютный характер . Так, например, Христос являет Свою власть перед книжниками в синагоге, где Он говорил «как власть имеющий» (Мк. 6.2; 7.37; 10.26). Спаситель имеет власть и над адом, над нечистыми духами, что ярко подтверждает Его встреча с бесом, овладевшим человеком в Капернаумской синагоге (Мк.1.24). Сам бес признает высшую власть Христа над собой и называет Его «Святой Боже». И Христос повелительно обращается к бесам, говоря: «Замолчи», «выйди» и т.п. Христос имеет власть исцелять больных, воскрешать мертвых, прощать и оставлять грехи (Мк.2.5). И сами книжники вынужденно признают Его Божественную власть, говоря: «Что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк.2.7). Сам Христос говорит: «Дана Мне всякая власть на Небе и на земле» (Матф.28.18) . И не случайно, согласно богословским толкованиям, в известном отрывке об искушении Спасителя сатаной, где тот обещал Христу все царства мира (Матф. 4, 8- 9), таится обман, поскольку сам нечистый такой властью над землей и на земле не владеет. А Христос, напротив, ею обладает, потому Он и есть Владыка царей земных (Откр.1.5.), Он дает им власть и утверждает на царство, как это прямо сказано о святом царе Давиде (2 Царств.5,12) и царе Соломоне («Ты поставил раба Твоего царем» - 3 Царств.3,7). Как прообраз будущего Царства Небесного, государство пронизано идеей Божественного властвования, которое так многократно и в различных видах демонстрировал Царь будущей «Божественной политии» Иисус Христос. Земное и небесное соединяется в Спасителе. Ему принадлежит не только грядущее Царство Небесное, но и нынешнее, земное государство. Об этом напрямую говорит пророк относительно израильтян: «Сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их» (Иез.37,22), «и Господь будет Царем над всею землею» (Зах.14,9). А потому царство Господа - это царство всех веков и «владычество Его во всяком роде и роде» (Пс.144, 13). Даже языческий Персидский царь Кир восклицает: «Все царства земли дал мне Господь Бог небесный» (2 Пар.36,23). Господь отнимает царство от дома Саулова (2 Царств.3,10), но Он же возвышает царство Давидово (2 Царств. 5,12). Повествуя о грядущих веках, пророк Даниил прямо говорит о том, что «Бог небесный воздвигнет царство, которое вовек не разрушится» (Дан.2,44).

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/03/...

тиранн Гиерон. Он, как рассказывает Цицерон, задал этот вопрос поэту Симониду Кеосскому. Тот «потребовал себе один день на размышление. Спрошенный на следующий день, он попросил двухдневного срока. Когда затем он стал часто удваивать число дней и Гиерон, изумляясь, спросил, почему он так поступает, Симонид отвечал, что чем дольше раздумывает, тем вопрос ему кажется темнее». Как-то сразу вспоминаются слова из библейского рассказа об освящении храма, когда «дом Господень наполнило облако», а Соломон сказал, что Господь «благоволит обитать во мгле» (2 Пар 5:13–6:1). Вспоминаются и слова из пролога Евангелия от Иоанна «свет во тьме светит». Процитированные Цицероном слова греческого поэта удивительно похожи на то, о чем говорится в Писании. Все, что касается Бога, есть свет, но этот свет всегда окутан мглою. Слово Божие нигде не говорит о том, как определить, объяснить и т. д. само понятие о Боге. Это по той причине, что Слово, возвещенное устами пророков, исходит от Самого Бога, Который не нуждается в том, чтобы определять Сам Себя. Только один раз, в ответ на слова Моисея «Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: " Бог отцов ваших послал меня к вам " . А они скажут мне: " как Ему имя? " Что сказать мне им?» Бог говорит пророку «Аз есмь Сущий»; «…так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх 3:13–14). Имя Божие — на лamыhu Ego sum, qui sum - есть в одно и то же время и Его святое Имя, и Его словесная икона (не случайно поэтому традиция запрещает иудеям произносить его вслух), и Его самоопределение. Однако смысл этого самоопределения и заключается в том, что, в сущности, оно ничего не говорит о Боге скрытом или сокровенном, как говорит Исайя (45:15), о Боге, «Который втайне» или «эн крюпто» (греч. £v тф хриптф), no–лamыhu in abscondimo, как скажет потом Иисус в Нагорной проповеди. И сразу всплывает в памяти Симонид с ero obscurior — «все темнее». Уже в XVII веке ответить на вопрос, что такое Бог, попытался Рене Декарт. Бог, — говорит Декарт, — «вечен, всеведущ, всемогущ, Он источник всяческой истины и справедливости, Творец всех вещей, наконец, в Нем заключено все то, в чем мы можем заметить некое бесконечное совершенство, не ограниченное никаким несовершенством» («Первоначала философии», I, 22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Придет Господь... и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4, 5). Излилось из сердца моего слово благое (Пс. 44,2). Желание моего сердца... об Израиле (Рим. 10,1). Он действовал от всего сердца своего (2 Пар. 31,21). Он... пошел по пути своего сердца (Ис. 57,17). Живет по упорству сердца своего (Иер. 13,10). Доколе не выполнит намерений сердца Своего (Иер. 23,20). Он исполнит желания сердца твоего (Пс. 36,4). Сердце, кующее злые замыслы (Притч. 6,18). Сердце же нечестивых жестоко (Притч. 12,10). У народа сего сердце буйное (Иер. 5, 23). ...чего желало сердце его (Пс. 20, 3). Народ, заблуждающийся сердцем (Пс. 94,10). В сердце у них зло (Пс. 27, 3). Много замыслов в сердце человека (Притч. 19,21). С полной ясностью видно из этих текстов, что именно желаниями и стремлениями сердца определяется все поведение человека, выбор жизненного пути. А как мы увидим ниже, чувствами и желаниями определяется и направление пути мышления. Но сердце не только определяет наше мышление; как это ни странно покажется всем, считающим непреложным учение психологии об уме как органе мышления и познания, - именно сердце, по Священному Писаним, мыслит, размышляет, познает. Да не спешит читатель закрыть книгу, дойдя до этого неприемлемого для многих утверждения. И философ Бергсон, которого по справедливости следует считать одним из величайших мыслителей, отводит сердцу очень видное место в деле познания. Но начнем опять с текста Библии: Но... не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь (Втор. 29, 4). Помышления сердца их были зло (Быт. 6,5). Рассеял наЦменных помышлениями сердца их (Лк. 1, 51). Видя помышления сердца их (Лк. 9, 47). Чтобы ты узнал помышления сердца твоего (Дан. 2,30). Изрекут... размышления сердца моею знание (Пс. 48,4). Человеку (принадлежат) предположения сердца (Притч. 16,1). Слово Божие... судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12). Размыслите в сердцах ваших (Пс. 4, 5). Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Мф. 9,4). Что вы помышляете в сердцах ваших? (Лк. 5,22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

Так а вопрос то в чём? При каком первосвященнике НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИСХОДИЛО ЭТО СОБЫТИЕ? А теперь… Вопрос второй Предав Иисуса Христа за 30 сребреников, Иуда раскаялся и бросил эти деньги назад первосвященникам и старейшинам иудейским. А те на деньги иудины купили для погребения бездомных землю у горшечника. По этому поводу евангелист Матвей пишет: “Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: ”И взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали за землю горшечника, как сказал мне Господь” ( Мф.27:9–10 ). Но пророк Иеремия никогда ничего подобного не говорил и не говорит. Подобную мысль высказывал только пророк Захария ( Зах.11:12–13 ). Итак, вопрос: Кто на самом деле высказал пророчество про 30 сребреников, Иеремия или Захария? Вопрос третий Господь наш Иисус Христос пришёл в Иерусалим на праздник Кущей ( Ин.7:2 , Ин.7:10–44 ). В последний день праздника (Там же, Ин.7:37 ) Иисус обратился с призывом к верующим иудеям: “Идите ко мне!.. Кто верует в меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой” (Там же, Ин.7:38 ). Вопрос такой: «На какое место ссылается Господь? В каком месте Ветхого Завета содержится это пророчество?» И, наконец… Вопрос четвёртый Во второй книге Паралипоменон (Хроник) сообщается, что Иорам стал царем в 32 года и 8 лет царствовал в Иерусалиме ( 21:5 , 20 ). Нечестивый Иорам погибает. “И поставили царем жители Иерусалима Охозию, меньшого сына его… 42х лет был Охозия, когда воцарился, и один год царствовал в Иерусалиме ( 2 Пар.22:1–2 ). Вопрос такой: «Как так получилось, что сын оказался старше отца на два года?» Не понимаю, зачем ты мне задаёшь такие вопросы? Ты хочешь поколебать мою веру? Не поколебать, а испытать. «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» ( 1 Ин. 4:1 ). Знаешь, друг, если ты будешь честным до конца, ты скажешь: «Я не понимаю Писания, научите меня понимать его правильно! И вот тогда я приведу тебя в ту Церковь, которая есть столп и утверждение Истины. В этой Церкви сформировался канон Нового Завета. И поэтому в этой Церкви есть вся полнота ведения о спасении. Если ты станешь частью этой Церкви, знаешь, как изменятся твои убеждения?

http://azbyka.ru/way/aleksandr-permjakov...

Удивительны здесь слова о том, что Ахитофел был достойно погребен, — но они вовсе не выражают одобрительного отношения Библии к его поступку. Его погребли так, как погребали всех, Закон Моисеев не предписывал ни жертв, ни молений за усопших, их только оплакивали и хоронили. Второзаконие повелевает хоронить даже повешенных преступников (Втор. 21:22-23), а Давид благословил жителей Иависа за то, что они погребли Саула (2 Цар. 2:4-7), о поступке которого речь пойдет ниже. Приведенные примеры невозможно соотнести с церковным отпеванием самоубийц — вряд ли в наши времена кто-то решится до конца следовать этой ветхозаветной логике, и на похороны умышленного самоубийцы пригласит священника — не отпевать, а оплакивать. Честь и беззаконие В ситуации войны библейские персонажи нередко выбирают смерть от собственной руки или от руки друзей — лишь бы не умирать под пытками врагов. Вот что было, когда филистимляне теснили войско Саула на горе Гелвуе, и уже изранили его стрелами: И сказал Саул оруженосцу своему: «Обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною». Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него. Оруженосец его, увидев, что Саул умер, и сам пал на свой меч и умер с ним (1 Цар. 31:3-5). Впрочем, Саул умер не моментально, и ему пришлось просить еще одного человека приблизить его кончину (2 Цар. 1:1-10). Авимелех, заботясь о воинской чести, «меняет» собственного убийцу: во время осады города Тевец одна женщина бросила обломок жернова и проломила ему череп. Авимелех тотчас призвал своего оруженосца и сказал ему: «Обнажи меч твой и умертви меня, чтобы не сказали обо мне: „женщина убила его“». И пронзил его отрок его, и он умер (Суд. 9:53-54). Быть может, с точки зрения воинского «закона чести», эти поступки можно назвать благородными, но библейские авторы относятся к ним совсем иначе — как к позорным смертям грешников. Так умер Саул за свое беззаконие, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом (1 Пар. 10:13);

http://pravmir.ru/prizvavshie-smert/

Деян 6:7. Возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию — ясно, что здесь, как и в ст. 41, говорится о славе Христа, которую видел Исайя. Желание славы человеческой, то есть похвалы от людей и личной безопасности, — разновидность идолопоклонства, см. Мф 6:1–21; Рим 2:29. Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня — вера в Иисуса не есть вера в одного из людей, сколь угодно святого, а вера в Бога и Его откровение во Христе. Я свет пришел в мир — то же значение, что и в 8:12 (Я свет миру). Чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме — верующий приходит от тьмы к свету, см. 8:12; 9:39. Если кто услышит Мои слова и не поверит ( ‘не сохранит’) — о хранении, а не только о слышании слова, ср. у синоптиков Мф 7:24–27(=Лк 6:47–49). Я не сужу его — в нескольких местах Евангелия от Иоанна говорится, что Иисус — Судья (5:22,27; 8:16,26), и в нескольких — о том, что Он не судит (3:17; 8:15 и здесь). Нельзя предположить, что Иоанн не видел этого противоречия, которое мы встречаем и у Павла, — ср., например, Рим 8:33–34 с 2 Кор 5:10. Оправдание и осуждение — две стороны одного процесса: отвергающий любовь Бога во Христе, которая одна может оправдать человека, тем самым навлекает на себя осуждение. Я пришел не судить мир, но спасти мир — ср. 3:17; Лк 9:56. Отвергающий Меня — ср. Лк 10:16 (отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня). Слово, которое Я говорил, оно будет судить его — слово Иисуса становится новым законом, ср. 7:51 (судит ли закон наш человека). В Прем 9:4 Премудрость, которую часто отождествляли с законом (Торой), описывается как приседящая Престолу Божиему, что может означать, что она выступает как бы активным помощником Бога в Его суде. Ибо Я говорил не от Себя — аористная форма глагола ‘говорил’ предполагает, что служение Иисуса рассматривается как единое завершённое целое. Дал Мне заповедь — ср. 10:18. Что сказать и что говорить — такое употребление пар синонимов типично для стиля Иоанна, и незачем искать различия между глаголами сказать и говорить. Заповедь Его есть жизнь вечная — о том, что закон Моисеев, согласно иудейской вере, есть источник жизни, см. 5:39 и Втор 32:45–47; Лк 10:28; Мк 10:17–18. Но та заповедь, которую Иисус принимает от Отца и исполняет, заменяет ветхозаветный закон. Иисус Сам находит источник жизни в исполнении воли Отца (4:34: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня), несмотря на то, что Ему предстоит отдать жизнь согласно этой воле (10:18). Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец — ср. 8:26,28. Иисус отказывается от собственного величия и от собственного авторитета, отдельного от Отца. В первой части Евангелия, которая тут заканчивается, Иисус живёт в полном послушании воле Отца; во второй части Евангелия рассказано о том, как Он в послушании Его воле умирает. 29. Тайная вечеря (13:1–30)

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

не дай им величаться надо мной!» 18 Не избежать мне ударов и боль моя всегда со мной. 19 Я сознаюсь в беззаконии моём, сокрушаюсь о грехе моём; 20 А враги мои живы и сильнее меня, много ненавидящих меня без причины; 21 Воздают мне злом за добро, мстят за то, что я хочу добра. 22 Не оставь меня, Господи, Боже мой; не удаляйся от меня; 23 Поспеши помочь мне, Господи спасения моего! Псалом 38 (39) 1 Начальнику хора Йедутуну. Псалом Давида. 2 Решил я: буду следить за собой, чтобы не грешить мне языком моим; Буду заграждать уста мои, пока нечестивый стоит предо мной. 3 Я был нем и безгласен, молчал даже о добром, но скорбь моя только усилилась. 4 Сердце моё загорелось во мне, в мыслях моих разгорелся огонь. Я стал говорить языком моим: 5 «Открой мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, чтобы знать, сколько жить мне осталось. 6 Вот, Ты сделал дни мои краткими, как пяди, время жизни моей – как ничто пред Тобой; Да и все исчезают, как пар, каждый живой человек». ()  7 Поистине, человек ходит, как тень: напрасно суетится, Копит богатства и не знает, для кого соберёт их. 8 И ныне чего ожидать мне, Господи? Надежда моя – на Тебя. 9 Избавь меня от всех беззаконий моих, не отдавай на поругание безумцу. 10 Я стал нем, не открываю уст моих, ибо это сделал Ты. 11 Прекрати поражать меня ударами Твоими, ибо от силы руки Твоей я изнемог. 12 Когда Ты обличаешь человека, наказываешь его за беззаконие, То разрывается, как паутина, жизнь его. Поистине, напрасно суетится человек! () 13 Услышь молитву мою, Господи, внемли мольбе моей, не молчи, видя слёзы мои! Ибо странник я у Тебя и скиталец, как и все отцы мои. 14 Отступи от меня, чтобы мне отдохнуть до того как уйду я и не станет меня. Псалом 39 (40) 1 Начальнику хора. Псалом Давида. 2 Твёрдо уповал я на Господа, и Он внял мне и услышал мольбу мою; 3 Вывел меня из гиблой расщелины и из болотной тины, Поставил на скале ноги мои и направил стопы мои; 4 Вложил в уста мои новую песнь, хвалу Богу нашему. Многие увидят это, и убоятся,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

Смирение освободило Ровоама от гнева Божия, надвигавшегося на него и на весь народ (см.: 2 Пар. 12: 7). Также царь Ахав, прогневлявший Бога своими беззакониями, только смирением спасся от ярости Божией. Ибо говорит Бог к Илии Фесвитянину: «Видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то… Я не наведу бед в его дни, но во дни сына его наведу беды на дом его» (3 Цар. 21: 29). Таким образом, кто имеет смирение, те избавлены от многих опасностей. Это мы можем понять из слов: «Бог смиряет гордых, и смирение спасает потупляющих очи свои долу». Имеющие смирение возвышаются в Боге, ибо написано: «Смиритесь под крепкую руку Божию, чтобы Он возвысил вас в свое время» (ср.: 1 Пет. 5: 6). Смирение – это поучение от Бога, ибо сказано: «Куда входит гордость, входит и унижение, а уста смиренного изрекают мудрость» (ср.: Притч. 11: 2). Смиренные – наследники Царства Небесного, ибо Бог говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5: 3). Смиренным Бог дает благодать, как написано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6). Смирение в час кончины нашей может заменить собой все добродетели и одно может спасти человека! Это показывает и один святой из «Добротолюбия», когда говорит: «Скажу тебе странное слово, и не дивись. Даже если ты не стяжал бесстрастия из-за навыка, обладающего тобой, но если во время исхода своего пребудешь в глубине смирения, то вознесешься не менее бесстрастного, превыше облаков. Ибо хотя сокровище бесстрастных собрано из всех добродетелей, но драгоценная капля смирения дороже всего. Оно служит причиной не только примирения с Богом для того, кто имеет его, но и вхождения вместе с избранными в брачные чертоги Царствия Его» . Это подтверждает и один преподобный отец из «Патерика», говоря: «Чада, знайте, что смирение, без всяких подвигов, спасло многих» . Смирение оправдало мытаря всего лишь несколькими словами (см.: Лк. 18: 13–14), блудного сына облекло в прежнюю одежду (см.: Лк. 15: 22), разбойника на кресте водворило в рай прежде всех праведников и святых (см.: Лк. 23: 42–43).

http://pravoslavie.ru/44293.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010