— Ред. 19 Ср.: Суд. 13, 3, 6, 8–9, 15–16. В доступных нам славянских редакциях Библии предложение “Я есмь хлеб жизни”, на которое затем ссылается прп. Иосиф, отсутствует. — Ред. 20 Иуд. 1, 9. В своем послании ап. Иуда ссылается на широко распространенное в иудейском устном и письменном предании повествование о споре архангела Михаила с диаволом, который пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина. — Ред. 21 См. Исх. 20, 4. Дальнейшая аргументация базируется на славянском тексте Библии, которому следует и переводчик. — Ред. 22 Исх. 25, 40. В редакции славянской Библии, цитируемой прп. Иосифом, — “по подобию”; в Елизаветинской Библии — “по образу”. — Ред. 23 См. Вар. 1, 5–7, 10–12. Ошибочна отсылка к книге прор. Иеремии; цитата при этом точна (отличия от Синодального перевода отражают особенности редакции). — Ред. 24 См. 2 Мак. 2, 4–7. Ссылка на прор. Ездру ошибочна. — Ред. 25 Ср. Ис. 19, 19. Цитата однозначно указывает на данный стих, но цитируемая редакция значительно отличается от известных нам славянских редакций Библии. Прп. Иосиф связывает здесь пророчество Исаии с преданием о Нерукотворенном образе Спасителя: Господь Иисус Христос, чудесно отпечатлев Свой лик на полотне, послал это первое изображение Свое Эдесскому царю Авгарю. Эдесса располагалась на юге Месопотамии, а не в Египте. — Ред. 26 Прем. 5, 15. Ссылка на прор. Исаию, видимо, ошибочна. — Ред. 27 См. Догмат Седьмого Вселенского Собора о иконопочитании, а также молитву Чина благословения и освящения иконы Пресвятыя Живоначальныя Троицы. — Ред. 28 Пс. 4, 7. Приводим славянский текст псалма без перевода; Синодальный перевод расходится с ним. — Ред. 29 См. Мф. 26, 26–28; Мк. 14, 22–24; Лк. 22, 19–20. Слова Господа, произнесенные на Тайной Вечере, прп. Иосиф приводит в соответствии с Установительной молитвой Литургии, обобщающей текст Евангелий. — Ред. 30 в Ветхом Завете — Ред. 31 Ср.: Исх. 30, 26–29. Приводимый прп. Иосифом текст — скорее достаточно вольный пересказ отдельных мест глав 29, 30 книги Исход и других свидетельств Пятикнижия Моисеева, чем прямая цитата. — Ред.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

364 Положительное свидетельство о времени существования Послания находится в 2Мак.2:2 в словах: «в записях пророка Иеремии находится... что заповедал пророк... переселяемым... чтобы они не заблуждались мыслями (τας διαναις), смотря на золотые и серебряные (χρυσ κα ργυρ) кумиры». Это указание на Иеремию очень напоминает слова его Послания: «вы увидите в Вавилоне богов серебряных и золотых (ργυρς κα χρυσς)... скажите в уме» (διανα – 4–5). Так как к концу 2-го века до P. X. существовала уже 2 Мак. книга, 365 то, следовательно, к этому времени уже существовало и Послание. Итак, написано Послание не позже 2-го века до P. X. Изящный греческий язык Послания с «греческим образом умозаключения» (м. Филарет) и саркастический тон в описании идолопоклонства, напоминающий александрийскую языческую и иудейскую (Прем. Сол. 13 15 гл.) философию, наводят на мысль о происхождении Послания от александрийского Иудея. Для него естественно знакомство с ветхозаветными книгами (особ. Иер.10:1–16 ) по переводу LXX толк. Об авторитете Послания должно сказать следующее. В еврейском каноне этой книги никогда не было, как свидетельствуют Иероним, Епифаний и другие древние христианские писатели; нет ее и ныне. В исчислениях Мелитона, Григория Богослова , 85 апост. правила, Иоанна Дамаскина и в Катихизисе митр. Филарета не помещается эта книга в числе «22-х» канонических У Кирилла Иерусалимского и Афанасия Великого она помещается в числе 22 канонических книг, но по неимению точных о сем сведений иудейского предания, и это мнение, как выше говорилось о книге Варуха, необязательно для православного богослова. На основании всех изложенных библиологических сведений, православный богослов имеет право не считать Послание Иеремии каноническим писанием. Но, не имея канонического авторитета, Послание Иеремии, как библейское писание, имеет авторитет морально-учительный, особенно по заключающимся в нем частым увещаниям, подкрепляемым историческими и богословско-философскими примерами, веровать непоколебимо в единого истинного Бога, Творца и Владыку вселенной, не смущаться никакими соблазнами обольстительного языческого культа и языческих грубо-чувственных празднеств (5–6, 10, 42–43, 61, 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В бывшем пророку Иезекиилю откровении Господь говорит: аще будут сии три мужи Ной, Даниил и Иов, тии в правде своей спасутся... и аще будут сии три мужи... ни сынове, ни дщери их не спасутся, но токмо сии едины спасутся... не избавят ни сынов, ни дщерей своих ( Иез.14:14–20 ) Здесь утверждается историческое существование во время вавилонского плена Даниила и спасение им некоторых близких людей, т. е. содержание второй главы, повествующей о сохранении жизни халдейских мудрецов чрез Даниила. В другом месте своей книги пр. Иезекииль обращается к царю тирскому: еда премудрее ты еси Даниила ( Иез.28:3 )? Здесь подтверждается, согласно повествованию книги пр. Даниила, мудрость Даниила, которою он превзошел всех языческих мудрецов ( Дан. 1 5 гл.). Таким образом, из библейских свидетельств несомненно, что Даниил жил в вавилонском плену, а не при Антиохе Епифане. 113 В первой Маккавейской книге читаем: Анания, Азария и Мисаил верующе спасошася от пламене. Даниил в простоте своей изъятся из уст лъвовых (2:59–60). Очевидно. здесь подтверждаются еще некоторые частные чудесные события из книги Даниила (3 и 6 гл.). Из 1Мак.1:54 справедливо заключают, что писатель Мак. книги видел на Антиохе Епифане исполнение пророчества Даниила 9:27 и 11:31 о «мерзости запустения» в иерусалимском храме (срав. 1Мак.2:49, 63 = Дан.8:25–26 , 1Мак.1:39 = Дан.8:11 ). Но в глазах христиан существуют еще более авторитетные свидетельства. Иисус Христос в пророчестве о кончине мира сказал: егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте сеяте: иже чтет да разумеет, тогда сущии во Иудеи да Бежат в горы ( Мф.24:15–16 ). Здесь утверждается не только существование самого пророка Даниила, но и подлинность его важнейшего пророчества о седьминах ( Дан.9:25–27 ), причем это пророчество признается «реченным» Даниилом, хотя оно было открыто ему Гавриилом ( Дан.9:21–27 ), «речено» же оно в том смысле, что записано и предано Церкви пророком Даниилом. Таким образом, Иисус Христос утверждает вполне подлинность и достоверность книги, а также и богодухновен-но пророчественный характер ее. Иисус Христос разъясняет исполнение и другого пророчества Даниила: узрят Сына человеческого, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою ( Мф.24:30 = Дан.7:13–14 ). Из ветхозаветных пророков Даниил преимущественно и исключительно в мессианском смысле употреблял наименование «Сын человеческий» (7:13), и Иисус Христос это наименование часто усвоял Себе (Мк.14:62, Мф.8:20, 9:6, 10:23 ), чем также утвердил пророчественный характер книги Даниила и его служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

29. Иоиля (Иоиль); 30. Амоса (Ам.); 31. Авдия (Авд.); 32. Ионы (Иона); 33. Михея (Мих.); 34. Наума (Наум); 35. Аввакума (Авв.); 36. Софонии (Соф.); 37. Аггея (Агг.); 38. Захарии (Зах.); 39. Малахии (Мал.); Помимо перечисленных книг, которые называются каноническими , (образцовыми) в Писание входят книги неканонические :  1. Пророка Варуха (Вар.); 2. Послание Иеремии (Посл. Иер.); 3. Премудрости Соломона (Прем.); 4. Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир.); 5. Иудифи (Иудифь); 6. Товита (Тов.); 7. Вторая книга Ездры (2 Езд.); 8. Третья книга Ездры (3 Езд.); 9–11. Три книги Маккавеев (1, 2, 3 Мак.) Авторитет последних книг высок, и хотя некоторые не приравнивают их к каноническим, но, в любом случае, они содержат Откровение Бога. Святитель Афанасий Великий так говорит о них: «…есть, кроме сих, и другие книги, не введенные в канон, но назначенные Отцами для чтения нововступающим (оглашаемым, вступающим в Церковь. – Ред.) и желающим огласиться словом благочестия» 15 . 15Афанасий Великий, еп. Александрийский, свт. О Каноне Св. Писания (из 39 Послания о праздниках).  http://pravlib.ru/afanasy_39posl.htm  Суть Нового Завета состоит в том, что Бог исполнил Свое обещание и действительно даровал людям Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего и Господа нашего Иисуса Христа, Который искупил нас от греха, проклятия и смерти. В состав Нового Завета входят только канонические книги.  Законоположительные:  1. Евангелие от Матфея (Мф.).  2. Евангелие от Марка (Мк.).  3. Евангелие от Луки (Лк.).  4. Евангелие от Иоанна (Ин.). Эти книги, Евангелия, благовествуют о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его воплощении на земле от Пречистой Богородицы Девы Марии, о Его жизни на земле, о чудесах, которые Он творил, проповедуя Царство Божие, о Его спасительном учении и, наконец, о Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на Небо.  Исторические:  5. Деяния апостолов (Деян.) Она рассказывает о том, как апостолы после сошествии на них Святого Духа проповедали повсюду Благую весть, распространяя Церковь по всей земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   Четьи-Минеи 5 апреля. «Воззрев, — говорит преподобный Серапион, присутствовавший при кончине преподобного Марка, — видех душу Святаго, от союзов плотских уже разрешившуюся и руками ангельскими белосветлою одеждою покрываемую и на небеса возносимую».    Патерик Скитский. Шествие Великого Макария от земли к небу видели некоторые ученики его, бывшие в особенном преуспеянии, а поведал об этом шествии преподобный Пафнутий, соделавшийся после Великого настоятелем Скита.    Пр. Марка. Подвижн. Слово о рае и законе духовном.    Св. Макарий Великий. Слово 2, гл. 4.    Святого Макария Великого беседа 37, гл. 5 и преп. Марка Подвижника Слово 6.    В Слове Нила Сорского и в 7 Слове, гл. 2. Мак. Великого.    Преподобного Исихия Иерусалимского слово о трезвении, гл. 23.    «Когда диавол видит кого нежелающего согрешить, то он не так несмыслен, чтоб предлагать ему явное зло. Он не говорит ему: иди, соблуди, или поди, укради. Он знает, что мы не хотим этого, и не трудится говорить нам то, чего не хотим, но старается отыскать в нас какое-либо пожелание, какое-либо оправдание, и ими наносит нам вред. Потому и говорит Писание: «лукавый злодействует, егда сочетавается с праведным» (Притч. 11:15.). Лукавый — диавол. Тогда он злодействует, когда сочетает правде нашей свою правду; — тогда укрепляется, тогда более вредит, тогда действует. Когда водимся своими пожеланиями и последуем правде нашей, тогда, как бы делая добро, сами себе наветуем, и даже не примечаем, как погибаем». Поучение аввы Дорофея: о еже не составляти свой разум.    Слово 4, 23.    По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского.    Это очевидно из житий пр. Антония Великого, пр. Иоанна Многострадального Печерского и других.    Пр. Исихия, гл. 23, Доброт., ч. 2.    Беседа 21, гл. 5.    Пролог 12 августа.    Исаак Сирский, Слово 53, по переводу старца Паисия.    По толкованию Макария Великого, Слово 2, гл. 3.    В алфавитном Патерике читается следующее изречение преподобного Иоанна Колова: «Врата Божии — смирение. Отцы наши взошли, радуясь, в храм Божий путем многих уничижений».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3182...

В Священном Писании Ветхого Завета нет термина, который бы соответствовал греческому термину areth . Понятие добродетели здесь передается словами, обозначающими крепость и силу, верность и праведность. В книге Премудрости общее представление о добродетели выражается понятиями «умеренность», «мудрость» и «справедливость». Собственно термин areth встречается во 2-й книге Маккавеев (2 Мак. 6:3; 10:28; 15:12—17), где он употребляется в значении доблести и постоянства. В Священном Писании Нового Завета понятие «добродетель» выражается собственно термином areth (1 Пет. 2:9; 2 Пет. 1:3—5; Флп. 4:8). Добродетель выступает здесь как предельно обобщенное обозначение всех нравственных достижений человека: «...Братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель (areth) и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4:8). Предписания о добродетели в Священном Писании Нового Завета характеризуют христианскую нравственность как принципиально новый план нравственного совершенства, формирующегося под воздействием благодати, любви и других данных Богом источников жизни и освящения. В патристической письменности отцы Церкви говорят о добродетели, исходя из Священного Писания Нового Завета. Согласно святителю Афанасию Великому, один Христос возвестил ясно и просто о жизни по добродетели. Отцы и учители Церкви указывают на примеры христианских мучеников и святых, явивших образцы добродетелей. Апологеты говорят о красоте христианских добродетелей, свидетельствующих о высоте нравственной жизни христиан. Святой Климент, епископ Римский, в Первом послании к Коринфской Церкви пишет: «Все праведники украсились добрыми делами, и Сам Господь радовался, украсив Себя делами... И нам надлежит быть ревностными в делании добра, ибо все от Него». Великие каппадокийцы указывают на значение добродетелей как важнейших факторов, определяющих процесс творческого формирования личности. Согласно святителю Василию Великому, «как... живописцы, когда пишут образы, часто взирают на образцы, с которых стремятся с любовью и искусством передать изображение, так же следует всеми силами возделывать в себе добродетели и взирать на красоту и дела жизни святых и через подражание им вести добрую жизнь».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4143...

Союз Ymi в таком случае значит ‘потому что, ибо’ и относится к последующему предложению: ‘Ибо этот Человек творит много чудес’. Если оставим Его так — слово oЫmwj ‘так’ означает ‘в теперешнем положении’, то есть действующим на свободе. Все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом — Евангелист и его первые читатели знают, что опасения полностью оправдались, — вера в Иисуса распространилась по всей греко-римской ойкумене, а римляне уничтожили место наше, то есть иерусалимский храм (Иер 7:14; Неем 4:7; 2 Мак 5:19; Ин 4:20; Деян 6:14; 21:28), и окончательно поработили еврейский народ. Тема разрушения храма занимает важное место в рассказе о суде над Иисусом у синоптиков (Мк 14:58; 15:29). Задолго до катастрофы 70 г. здравомыслящим людям было понятно, что постоянные провокации и восстания под мессианскими знамёнами рано или поздно вынудят римлян нанести по мятежной провинции решительный удар. Неудивительно поэтому, что члены синедриона увидели в Иисусе — наиболее перспективном, с их точки зрения, претенденте на роль политического Мессии, огромную опасность для существующего порядка вещей. Некто Каиафа упоминается ещё дальше в 18:13–14,24,28. Марк не называет его по имени, но см. Мф 26:3,57; Лк 3:2; Деян 4:6. Каиафу ок. 18 г. назначил первосвященником римский прокуратор Грат. В 36 г. Вителлий, проконсул Сирии, сместил с должности и Пилата, и Каиафу. О его родственной связи с Анной упоминает только Иоанн (18:13); прочие подробности см. у Иосифа Флавия (Иудейские древности 18:35, 95). Будучи на тот год первосвященником — по иудейскому закону должность первосвященника была пожизненной. Несмотря на то, что римские прокураторы произвольно назначали и смещали первосвященников иногда с такой частотой, что смена их могла показаться ежегодной, Иоанн здесь, очевидно, имеет в виду другое: Каиафа занимал должность первосвященника в тот особый год, когда совершились события Страстей, и подчёркивает это обстоятельство ещё дважды (ст. 51 и 18:13). Вы ничего не знаете — слово ‘совсем ничего’ придаёт реплике оскорбительный характер.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Хотовицкий A.A. Благодарность//АПВ, 1906, т. X , 6, с. 117–119. Хотовицкий A.A. Благословен грядый во имя Господне!//АПВ, 1904, т. VIII, 1, с. 3 –5. Хотовицкий А.А. В Свято Тихоновской обители. Закладка монастырского корпуса Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Тихоном, Архиепископом Алеутским и Северо-Американским//АПВ, 1905, т. IX, 24, с. 473–482. Хотовицкий A.A. В Свято-Тихоновской обители//АПВ, 1906, т. X, И, с. 214–229. Хотовицкий А.А. Из дневника//АПВ, 1909, т. XIII, 17, с. 290–303. Хотовицкий A.A. Из Святочного Дневника//АПВ, 1912, т. XVI, 2, С. 28–34. Хотовицкий A.A. К путешествию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо Американского. Посещение Пенсильванских приходов//АПВ, 1903, т. VII, 1, с. 8–9. Хотовицкий А.А. От мечты к делу. II. В Свято-Тихоновской обители//АПВ, 1905, т. IX, 16, с. 318–324. Хотовицкий А.А. Отчет о составе, денежных средствах и деятельности Православного Общества Взаимопомощи с м. Мая 1897 г. по 1-е Мая 1899 года//АПВ, 1899, т. III, 12, с. 329–335. Хотовицкий А.А. Памяти Варвары Николаевны Мак-Гахан. (К 40-му дню по её кончине.)//Московские ведомости. – 1904. – 25 марта (7 апреля). Хотовицкий A.A. Поездка на Конвенцию. Из путевых впечатлений//АПВ, 1905, Т. IX, 11, С. 204–219. Хотовицкий A.A. Православная церковь в Нью-Йорке//ПЦВ, 1900, 6, С. 223–229. Хотовицкий A.A. Православное торжество в Нью-Йорке 10 и 22 Октября//АПВ, 1904, т. VIII, 21, с. 413–420. Хотовицкий A.A. Пребывание Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Алеутского и С.-Американского, в Восточных Штатах. III. Пребывание в Нью-Йорке. Закладка церкви в Юнкерсе. Посещение Russian St. Nicholas’ Home//АПВ, 1905, т. IX, 12, с. 237–245. Хотовицкий A.A. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона в С. Луис. Посещение Всемирной Выставки. Освящение церкви в Мадисоне//АПВ, 1904, Т. VIII, 23, с. 450–460. Хотовицкий А.А. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Восточным Штатам Америки//АПВ, 1901, т. V, 9, с. 180–183; 10, с. 203– 206; 11, С. 220–229; 12, с. 244–252; 14, с. 294–297; 15, с. 310–315.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В скором времени после этого беженцы из Иерусалима захватили Иеремию и увели в Египет, где он продолжил свое пророческое служение еще несколько лет. Во Второй книге Маккавеев (см. 2 Мак.2:4-5) написано, что Иеремия при разрушении Иерусалимского храма скрыл в пещере на горе Нево Ковчег Завета с каменными скрижалями Десяти Заповедей и кадильный престол. Последующие попытки найти эти предметы не увенчались успехом. Сохранилось предание, что Иеремия был побит камнями в Дафне за предсказание нашествия Навуходоносора на Египет. Александр Македонский (356—323 гг. до Р.Х.) с честью похоронил мощи пророка Иеремии в драгоценной гробнице в Александрии. Главная мысль Книги пророка Иеремии та, что Господь через вавилонян произведет суд над евреями и язычниками с целью очистить их от идолопоклонства и языческого нечестия. После плена евреи возвратятся в свою землю, и Господь в лице Мессии, Царя-Пастыря, восстановит престол Давида (в духовном смысле) и заключит Новый Завет. Иеремия по своему внутреннему складу был склонен к лирике, что чувствуется в его речах и что делает его книгу замечательным памятником древней поэзии.    Содержание Книги пророка Иеремии:    о призвании Иеремии (Иер. 1 гл.);    содержит пророчества времен Иосии (Иер. 2-6 гл.);    пророчества времен Иоакима (Иер. 7-20 гл.);    обличения царей и лжепророков (Иер. 21-25:14);    пророчества о соседних народах (Иер. 25:15-38 и Иер.46-51 гл.);    о разорении и восстановлении (Иер. 26-33 гл.);    Иеремия и последние дни Иерусалима (Иер. 34-45 гл.);    историческое приложение (Иер. 52 гл.).    Следующая за ней книга — Плач Иеремии — была написана вскоре после разрушения Иерусалима. Она состоит из пяти глав, в которых яркими красками изображается жалкий вид разрушенного храма и города и бедствия иудеев. В оригинале эта книга написана стихами, с начальными буквами строк (акростихи), расположенными в порядке еврейского алфавита, подобно 36 и 118 псалмам. От лица Иерусалима Иеремия обращается ко всем проходящим с пожеланием им избежать подобной участи, объясняет причины случившегося и просит сочувствия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

198 Рук. Тр. Серг. л. 264, л. 147. Игуменом Никон был собственно 30 лет: Пахомий прибавляет к годам игуменства и те 6 лет, которые Никон провел в безмолвии. Поздние рукописные святцы помечают кончину его 17 ноябр. 6935 г. 199 Таков состав жития по сп. XVI в. в синод, сб. 630, л. 119, в Мак. ч. мин. март, стр. 649, в сб. Румяни. муз. 154, л. 395, по сп. XVII в. в Ч.-Мин. Герм. Тулупова, рук. Тр. Серг. л. 675, л. И, В сп. соф. библ. (напеч. в Пам. стар. русск. лит. IV, 16) к прежним чудесам прибавлено 5 новых, описанных во второй половине XVI в. Последнее из них есть исцеление присланного в Новгород царем Иваном дьяка Андрея Клобукова, который участвовал в ливонском походе 1577 г. В предпоследнем рассказано об исцелении Никиты Романова, бывшего новгородским наместником, и к этому прибавлено известие: «тажь и посылаем бываше великим князем Иваном Васильевичем предреченный Никита и с ним воевода Георгий, нарицаемый Токмаков, в землю Свиский немец и …взяша град, рекомый Пернов». Никита Романович Юрьев был воеводой большого полка при взятии Пернова в 1575 г. Карамз. IX, прим. 412, 426 и 460. 200 Сб. синод. 630, л. 146: «Благословением и повелением господина преосв. архиепископа Великого Новаграда Ионы и советом игумена Саввы обители Преосв. Богородицы Аркажа монастыря и господина Пахомия, от сербьския земли пришедша, мужа благочестива, проходяща иноческое житие со всяким опасением добрым, и от юности соврша в божественном писании и во всяком наказании княжном и в философском истинном учении, еже знаменает по степенем грамотикию и прочие философии, яко превзыти ему мудростию и разумом всех книгчий, от сего же Пахомия написано бысть от жития великого святителя и чудоътворца от великих малая, глаголю Еуфимия, с великим свидетельством, елика ему поведоша, а не все житие святого подробну. Сий бо Пахомие является в нашей земли многих жития святых написав и славословием украсив памяти их действом св. Духа по чину добре». 201 Так по. списку волокол. сб. XVI в. в Моск. дух. ак. 640, л. 164, и в сб. XVI! в. гр. А. С. Уварова 133 (по кат. Царск.), л. 448. В сб. Моск. дух. ак. 15 приписка еще яснее определяет отношение Геласия к Пахомию: «снискано же бысть и изобретено блаженнаго житие иг. Геласием, бывшего (sic) настоятелем тогда тоя обители; написано же бысть и сотворено рукою смиренного священноинока Пахомия сербина иже от Св. Горы». Другие списки XVI в. в Макар, ч. мин. окт. стр. 21 и в синод, сб. 630, л. 8. О церкви Иоанна Предтечи в Кратк. летоп. о монастыре преп. Саввы, изд. 2, стр. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010